Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей
рабочая программа

Лобанова Елена Викторовна

Социализация подростков через патриотизм, духовно-нравственное воспитание, семейные ценности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lobanova_e.v._-_programma.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

духовно-нравственного и гражданско-патриотического

воспитания детей

возраст детей -  12 - 17 лет

Паспорт программы духовно-нравственного и гражданско-патриотического

воспитания детей и молодежи «Патриоты»

Цель программы

  • Развитие гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к  активному проявлению в различных сферах жизни общества; формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, края и страны.

Задачи программы

  • Развивать духовно-нравственную личность, разумно сочетающую личные интересы с общественными;
  • воспитывать чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа;
  • формировать необходимые материальные и правовые норм поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознания себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребёнка;
  • воспитывать гордость за героическое прошлое своей Родины и уважение к  культуре своей страны;
  • изучение истории и культуры Отечества и родного края;
  • передача и развитие лучших традиций российского воинства;
  • доведение до обучающихся боевых традиций Вооруженных Сил, примеров мужества и героизма защитников Отечества, проявленных нашими воинами.

Ожидаемые результаты

  • Духовное и физическое совершенствование, осознание прав и обязанностей перед государством и обществом;
  • формирование стойкой патриотической позиции;
  • формирование целостной, научно-обоснованной картины мира, приобщение к общечеловеческим ценностям;
  • общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира;
  • воспитание уважения к труду, человеку труда;
  • создание условий для уважительного отношения к правам ребенка;
  • консолидация усилий субъектов воспитательной системы для развития и становления личности и индивидуальной помощи ребенку;
  • повышение уровня социальной активности, гражданской ответственности, духовности подростков и молодёжи, повышение статуса участников мероприятий;
  • формирование положительного имиджа школы через тиражирование инновационного опыта по гражданско-патриотическому воспитанию в районе.

  1. Пояснительная записка

          Сегодня  в современном обществе остро стоит проблема нравственного воспитания подрастающего поколения. И это не может не беспокоить всех, кому дорога судьба России.

       Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к образованию. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшими задачами воспитания. Усиление воспитательной функции образования (формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе) рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.

Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Это вопросы не только философские, социальные, экономические, но и чисто педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Гражданственность включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин - государство» и «человек - общество». Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувств верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина. В статье ФЗ-273 РФ “Об образовании” определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших названа задача патриотической направленности: “Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье”.

Главное в программе - системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

  1. Цели и задачи программы

Цель: 

  • Развитие у детей гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к  активному проявлению в различных сферах жизни общества; формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, края и страны.

Задачи: 

  • Развивать духовно-нравственную личность, разумно сочетающую личные интересы с общественными;
  • воспитывать чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа;
  • формировать необходимые материальные и правовые норм поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознания себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребёнка;
  • воспитывать гордость за героическое прошлое своей Родины и уважение к  культуре своей страны;
  • изучение истории и культуры Отечества и родного края;
  • передача и развитие лучших традиций российского воинства;
  • доведение до обучающихся боевых традиций Вооруженных Сил, примеров мужества и героизма защитников Отечества, проявленных нашими воинами.

  1. Основные принципы организации патриотического воспитания:

  • Принцип целостно-смыслового равенства.

У педагога и учащегося общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой же, человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.

  • Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения. Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.
  • Концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация, регионализация).
  • Принципы организации и самоорганизации (активность учащегося, его мотивированность, готовность к сотрудничеству, способность к творчеству и коммуникативность).
  • Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.

   

  1. Оценка эффективности реализации Программы:

В результате реализации Программы ожидается:

  • обеспечение благоприятных условий для духовного и культурного роста   подрастающего поколения;
  • создание условий для преемственности поколений;
  • конкретизация цели воспитательной работы;
  • содействие решению проблемы формирования духовно-патриотических ценностей у учащихся;
  • воспитание чувства верности конституционному и воинскому долгу;
  • создание системы работы педагогического коллектива по данной проблеме;
  • повышение интеллектуального, культурного, физического, нравственного развития учащихся;
  • поступление обучающихся в  военные учебные заведения и учебные заведения МЧС.

Количественными результатами реализации Программы должны стать:

  • доведение числа систематически занимающихся патриотической работой школьников до уровня 100%;
  • создание элективных курсов и кружков патриотической направленности;
  • привлечение подростков групп «риска» к общественным мероприятиям патриотической направленности и, как следствие, снижение числа школьников, совершивших правонарушения;
  • повышение уровня воспитанности  и нравственности учащихся;
  • разработка исследовательско-поисковых работ обучающихся.

Выполнение программы приведёт к  совершенствованию и развитию системы, обеспечивающей целенаправленное формирование у воспитанников нашей школы, повышению социальной активности, гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности своему Отечеству, малой Родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи

     Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи (далее  Программа) разработана в соответствии с Концепцией патриотического восп...

программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи "Я - Россиянин"

программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи "Я - Россиянин"...

«Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи»

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи (далее  Программа) разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Ф...

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи "Воспитание патриота, гражданина, человека"

Данная программа представлена на республиканский конкурс "За нравственный подвиг учителя" В номинации: «Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания д...

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи «Имена Победы»

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи «Имена Победы», разработанная в рамках работы школьного краеведческого музея МБОУ СОШ с. Гордино, н...

"Горячие сердца " Лучшая дополнительная общеразвивающая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи.

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации.    ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Дополнительная общеразвивающая программа студии «Иконопись» имеет художественную направленность. Программа студии «Иконопись» ориентирована на развитие компетенций в области ос...