ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
творческая работа учащихся
Дополнительная общеразвивающая программа студии «Иконопись» имеет художественную направленность. Программа студии «Иконопись» ориентирована на развитие компетенций в области освоения культурного наследия, на формирование у обучающихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях русской художественной культуры, в частности, иконописи.
Данная программа разработана с учётом интересов конкретной целевой аудитории, обучающихся младшего и среднего школьного возраста, и представляет собой набор учебных тем, развивающих творческие способности воспитанников. Практические результаты и темп освоения программы являются индивидуальными показателями, так как зависят от уровня творческого потенциала, то есть от природных способностей и первичной подготовки учащегося.
Планируемая на занятиях практическая работа не является жестко регламентированной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
усовершенствованный вариант программы по иконописи 2023 | 116.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Краткая аннотация
дополнительной общеразвивающей программы
студия «Иконопись»
Фомичевой Юлии Васильевны,
педагога дополнительного образования
Частного общеобразовательного учреждения
«Православная гимназия преподобного Илии Муромца»
Дополнительная общеразвивающая программа студии «Иконопись» имеет художественную направленность. Программа студии «Иконопись» ориентирована на развитие компетенций в области освоения культурного наследия, на формирование у обучающихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях русской художественной культуры, в частности, иконописи.
Данная программа разработана с учётом интересов конкретной целевой аудитории, обучающихся младшего и среднего школьного возраста, и представляет собой набор учебных тем, развивающих творческие способности воспитанников. Практические результаты и темп освоения программы являются индивидуальными показателями, так как зависят от уровня творческого потенциала, то есть от природных способностей и первичной подготовки учащегося.
Планируемая на занятиях практическая работа не является жестко регламентированной.
ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ
ПРЕПОДОБНОГО ИЛИИ МУРОМЦА
Владимирская область, округ Муром
Регистрационный номер № УТВЕРЖДАЮ
Директор ЧОУ «Муромская православная гимназия» ______иеродиакон Тихон
СТУДИЯ «ИКОНОПИСЬ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВАИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
Уровень программы: базовый
Возраст детей - 10-15 лет
Срок реализации- 2 года
Разработала Фомичева Юлия Васильевна,
педагог дополнительного образования
г. Муром
Муромская епархия
Владимирская митрополия
89065631595
2024г.
Пояснительная записка
Рабочая программа студии «Иконопись» составлена на основе:
- ФЗ№273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации №287 от 31 мая 2021 г.);
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года №06-1172);
- Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года»;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (ФГОС ООО);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Примерные требования к программам дополнительного образования детей в приложении к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2016 г. № 06-1844;
- Письмо Министерства образования и науки РФ №09-3242 от 18 ноября 2015 г. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
- Федеральный закон от 31.07.2020 №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся;
- Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе педагога ЧОУ «Муромская православная гимназия».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Иконопись» имеет художественную направленность.
Уровень программы « Иконопись»-базовый
Адресат программы. Программа рассчитана на разновозрастный коллектив детей от 10 до 15 лет- учащихся ЧОУ «Муромская православная гимназия», воспитанников Воскресных школ.
Данная программа может быть использована учителями ИЗО, педагогами дополнительного образования в работе с детьми 10-15 лет.
Срок реализации программы- 2 года.
Программа рассчитана на136 часов, в год-68 часов.
Занятия проводятся 2 часа в неделю, форма обучения-групповая.
Актуальность программы.
Программа разработана с учетом актуальных задач воспитания, обучения и развития обучающихся, сформулированных Президентом Российской Федерации В.В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом»[1].
Программа студии «Иконопись» ориентирована на развитие компетенций в области освоения культурного наследия, на формирование у обучающихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях русской художественной культуры, в частности, иконописи.
Икона - это книга о вере. Языком линий и красок она раскрывает догматическое, нравственное и литургическое учение Церкви. Это есть образно выраженная молитва. Икона может быть сделана только «чистыми руками». Поместный Стоглавый Собор Русской Церкви (43 гл. Стоглава) предписывает иконописцу соблюдать правила нравственности: ему должно быть «смиренну, кротку, благоговейну,…особенно хранить чистоту душевную и телесную…».
Юным иконописцам предлагается работать только «по образцам», предварительно выполнив ряд упражнений на постановку руки.
Восемь веков Церковь Христова трудилась, вырабатывая художественную форму иконы. Поэтому в отличие от мирского искусства, в котором учатся на примере природы и натуры, мы познаем икону только через копирование древних образцов. Здесь нет ничего случайного, индивидуального, произвольного, капризного…
Икона выражает единую, раз и навсегда установленную истину, не подлежащую изменению. Это незыблемость ее основы требует таких же твердых и устойчивых форм самого образа.
Практические результаты и темп освоения программы являются индивидуальными показателями, так как зависят от уровня творческого потенциала, то есть от природных способностей и первичной подготовки учащегося.
Планируемая на занятиях практическая работа не является жестко регламентированной.
Новизна программы.
«Язык иконы - это то же, что грамота. Ребенка учат сначала писать отдельные буквы, потом дают списывать с книги, далее - писать изложение и, наконец, сочинение».[2] Комплексный подход к обучению, когда практика сопровождается теорией, способствует формированию более целостного представления о таком явлении, как икона. Есть возможность выстраивания ребёнком индивидуальной образовательной траектории. Программа студии отвечает требованиям нашего времени, может быть включена в вариативную часть Стандарта православного компонента образовательного учреждения. Она воспитывает поколение людей, которые, возможно, не станут иконописцами, но – и это важно – будут бережно относиться к наследию прошлого, использовать, продолжать и развивать его в том направлении, какое диктует современность. Ведь что такое иконопись для детей? Одно только пребывание в мире этого искусства окрыляет душу, возвышает чувства, развивает эстетический вкус. Иконопись – это благодатная святая атмосфера православной истины, запечатленная в красках. Это занятие очень полезно для воспитания души ребенка. Дружба школьников, их совместная творческая деятельность в пространстве святых предметов – это тоже чудо. Вера, молитва, мир, доброта – всё это и есть самое главное чудо, быть соучастником которого – счастье.
Цель программы– развитие творческих способностей и формирование духовно-нравственных качеств обучающихся средствами изобразительного искусства в студии «Иконопись».
Задачи:
Личностные:
- помочь учащимся осознать особый характер искусства иконописи;
- развить духовно–нравственные качества личности: любовь, уважение, терпение, трудолюбие, милосердие, доброжелательность;
- привить уважительное отношение к изобразительному искусству и иконе;
Предметные:
- познакомить воспитанников с историей иконы, биографиями выдающихся иконописцев и различными школами иконописи;
- обучить владению технологией и техникой написания икон;
Метапредметные:
Регулятивные:
- обучить детей самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- овладеть навыком соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Познавательные:
- обучить детей работе с различными источниками информации, электронными ресурсами;
- развить у детей образное и пространственное мышление;
- научить формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
- сформировать навык прогнозирования возможного дальнейшего развития процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Коммуникативные:
- обучить детей разным формам высказывания своего мнения, представления результата исследования;
- помочь детям развить навыки общения и сотрудничества с детьми и взрослыми в процессе разных видов деятельности;
- сформировать навык понимания намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения.
Содержание программы.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теоретических | Практических | ||
1 | История иконописи Икона и ее составляющие | 68 | 8 | 60 |
2 | Техника иконописи Личное письмо на иконной доске | 68 | 6 | 62 |
Итого: | 136 | 14 | 122 |
1 год обучения
Тема: «История иконописи. Икона и ее этапы рождения.» (теория-8 часов, практика-60 часов)
Раздел 1 «История иконописи»
Теория (4 часа): Икона в нашей жизни. Основные стилевые направления. Что есть иконопись. Техники, инструменты, материалы.
Иконная доска и ее особенности. Декоративные элементы в иконописи. Русские иконописцы Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий, Симон Ушаков.
Практика (12 часов): Линейные упражнения. Тональные растяжки. Растительные мотивы. Стилизованные буквы. Декоративная розетка. Усложненные линейные упражнения.
Раздел 2 «Икона и этапы ее рождения»
Теория (4 часа): Архитектурные элементы в иконописи и их значение. Основные типы Богородичных икон. Основные типы икон Иисуса Христа. Пасха в нашей жизни.
Практика (48 часов): Горки. Припорох. Иконографические дерева. Прорись. Элемент архитектуры на тонированной бумаге. Поясная прорись Богородицы. Поясное изображение Богородицы с плавями акварелью. Композиция на тему Рождества Христова. Плавь акварелью. Стилизованная птица на тонированной бумаге с пробелами. Стилизованный зверь на белой бумаге в цвете. Буквица. Шрифты. Линейная проработка. Линейное изображение Святого. Поясное изображение Святого. Тоновая проработка складок. Пасхальная композиция. Личное письмо Святого.
Итоговая работа 1 года обучения- Поясное изображение Святого акварелью на бумаге.
2 год обучения
Тема: «Техника иконописи. Личное письмо на иконной доске» (теория-6 часов, практика-62 часа)
Раздел 1 «Икона и этапы ее рождения»
Теория (5 часов): Стилевые направления икон. Сравнительные характеристики русских иконописных школ. Особенности иконографии Иисуса Христа. Особенности иконографии Божией Матери. Рождество Христово в нашей жизни.
Практика (30 часов): Поясная Богородичная прорись. Пейзажная композиция с архитектурой и элементами интерьера. Одежда со сложными складками. Лик с линейной проработкой. Многофигурная композиция. Прорись стоящей фигуры. Многофигурная композиция. Работа с цветом и тоном. Композиция на тему Рождества Христова. Женский лик. Плавь. Мужской лик. Плавь
Раздел 2 «Техника иконописи. Личное письмо на иконной доске»
Теория (1 час): Техника иконописи.
Практика (32 часа): Нанесение рисунка на иконную доску. Процарапывание.
Цветовая прокладка на иконной доске в несколько слоев. Линейная проработка сюжета. Свето-теневая моделировка сюжета на иконной доске. Движки как акцент по сюжету на доске. Композиция на тему Воскресения Христова.
Итоговая работа 2 года обучения - Завершенная работа на иконной доске.
Календарно-тематическое планирование
1 год обучения
«История иконописи. Икона и ее составляющие»
№ | Тема занятий | Количество часов | Вид занятия | Форма контроля |
1 | Вводный инструктаж. Техника безопасности. Икона в нашей жизни. Основные стилевые направления. | 1 | Лекция | беседа |
2 | Что есть иконопись. Техники, инструменты, материалы. Иконная доска и ее особенности. | 1 | Лекция | беседа |
3 | Линейные упражнения. | 2 | Практическое занятие | законченная работа |
4 | Тональные растяжки. | 2 | Практическое занятие | законченная работа |
5 | Растительный мотив. | 2 | Практическое занятие | законченная работа |
6 | Стилизованная буква. | 2 | Практическое занятие | законченная работа |
7 | Декоративная розетка. | 2 | Практическое занятие | законченная работа |
8 | Декоративные элементы в иконописи. | 1 | Лекция | беседа |
9 | Русские иконописцы Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий, Симон Ушаков. | 1 | Лекция | беседа |
10 | Усложненные линейные упражнения. | 2 | Практическое занятие | законченная работа |
11 | Архитектурные элементы в иконописи и их значение. | 1 | Лекция | беседа |
12 | Горки. Припорох. | 2 | Практическое занятие | законченная работа |
13 | Иконографические дерева. Прорись. | 2 | Практическое занятие | законченная работа |
14 | Элемент архитектуры на тонированной бумаге. | 2 | Практическое занятие | законченная работа |
15 | Основные типы Богородичных икон. | 1 | Лекция | беседа |
16 | Поясная прорись Богородицы. | 2 | Практическое занятие | законченная работа |
17 | Поясное изображение Богородицы с плавями акварелью. | 2 | Практическое занятие | законченная работа |
18 | Композиция на тему Рождества Христова. | 2 | Практическое занятие | законченная работа |
19 | Горки. Плавь акварелью. | 1 | Практическое занятие | законченная работа |
20 | Архитектура. Плавь акварелью. | 2 | Практическое занятие | законченная работа |
21 | Стилизованная птица на тонированной бумаге с пробелами. | 2 | Практическое занятие | законченная работа |
22 | Стилизованный зверь на белой бумаге в цвете. | 2 | Практическое занятие | законченная работа |
23 | Основные типы икон Иисуса Христа. | 1 | Лекция | беседа |
24 | Буквица. Шрифты. Линейная проработка. | 1 | Практическое занятие | законченная работа |
25 | Элементы складок. Линейная проработка. | 2 | Практическое занятие | законченная работа |
26 | Бороды, власы. Линейная проработка. | 2 | Практическое занятие | законченная работа |
27 | Линейное изображение Святого. | 2 | Практическое занятие | законченная работа |
28 | Руки. Линейная проработка. | 2 | Практическое занятие | законченная работа |
29 | Поясное изображение Святого. Прорись. | 2 | Практическое занятие | законченная работа |
30 | Поясное изображение Святого с тональной проработкой. | 2 | Практическое занятие | законченная работа |
31 | Тоновая проработка складок на белой бумаге. | 2 | Практическое занятие | законченная работа |
32 | Тоновая проработка складок на тонированной бумаге. | 2 | Практическое занятие | законченная работа |
33 | Пасхальная композиция. | 2 | Практическое занятие | законченная работа |
34 | Декоративные элементы. | 2 | Практическое занятие | законченная работа |
35 | Пасха в нашей жизни. | 1 | Лекция | беседа |
36 | Шрифт, отводки. | 2 | Практическое занятие | законченная работа |
37 | Личное письмо Святого. Плави акварелью. | 2 | Практическое занятие | законченная работа |
38 | Поясное изображение Святого акварелью на бумаге. | 4 | Контрольная работа | законченная работа |
Всего 68 часов |
2 год обучения
«Техника иконописи. Личное письмо на иконной доске»
№ | Тема занятий | Количество часов | Вид занятия | Форма контроля |
1 | Вводный инструктаж. Техника безопасности. Стилевые направления икон. | 1 | Лекция | беседа |
2 | Сравнительные характеристики русских иконописных школ. | 1 | Лекция | беседа |
3 | Поясная Богородичная прорись. | 2 | Практическое занятие | законченная работа |
4 | Одежда со сложными складками. | 2 | Практическое занятие | законченная работа |
5 | Пейзажная композиция с архитектурой и элементами интерьера. | 2 | Практическое занятие | законченная работа |
6 | Многофигурная композиция. Прорись. | 2 | Практическое занятие | законченная работа |
7 | Мужской лик с подробной линейной проработкой. Власы. | 2 | Практическое занятие | законченная работа |
8 | Мужская фигура с подробной линейной проработкой. | 2 | Практическое занятие | законченная работа |
9 | Женский лик с подробной линейной проработкой. | 2 | Практическое занятие | законченная работа |
10 | Особенности иконографии Иисуса Христа. | 1 | Лекция | беседа |
11 | Прорись стоящей фигуры. | 1 | Практическое занятие | законченная работа |
12 | Стоящая мужская фигура в цвете. | 2 | Практическое занятие | законченная работа |
13 | Стоящая женская фигура в цвете. | 2 | Практическое занятие | законченная работа |
14 | Особенности иконографии Божией Матери. | 1 | Лекция | беседа |
15 | Многофигурная композиция на тонированной бумаге со свето-теневой моделировкой. | 2 | Практическое занятие | законченная работа |
16 | Многофигурная композиция на белой бумаге. Работа с цветом. | 3 | Практическое занятие | законченная работа |
17 | Рождество Христово в нашей жизни. | 1 | Лекция | беседа |
18 | Прорись иконы Рождества Христова. | 1 | Практическое занятие | законченная работа |
19 | Композиция на тему Рождества Христова. | 2 | Практическое занятие | законченная работа |
20 | Женский лик. Плавь. | 2 | Практическое занятие | законченная работа |
21 | Мужской лик. Плавь. | 2 | Практическое занятие | законченная работа |
22 | Техника иконописи | 1 | Лекция | беседа |
23 | Нанесение рисунка на иконную доску. | 1 | Практическое занятие | Законченный этап работы |
24 | Процарапывание цировкой основных линий сюжета на иконной доске. | 1 | Практическое занятие | Законченный этап работы |
25 | Прорись кистью сюжета на иконной доске. | 2 | Практическое занятие | законченная работа |
26 | Цветовая прокладка на иконной доске. | 2 | Практическое занятие | законченная работа |
27 | Цветовая прокладка на иконной доске. Второй слой. | 2 | Практическое занятие | законченная работа |
28 | Доработка цвета на иконной доске. | 2 | Практическое занятие | законченная работа |
29 | Линейная проработка сюжета на иконной доске. | 2 | Практическое занятие | законченная работа |
30 | Тональная моделировка на иконной доске. | 2 | Практическое занятие | законченная работа |
31 | Проработка отдельных фигур и элементов на иконной доске. | 4 | Практическое занятие | законченная работа |
32 | Высветления на одеждах. | 2 | Практическое занятие | законченная работа |
33 | Проработка деталей. | 2 | Практическое занятие | законченная работа |
34 | Плави. | 2 | Практическое занятие | законченная работа |
35 | Пасхальная композиция. | 2 | Практическое занятие | законченная работа |
36 | Шрифт, отводки. | 1 | Практическое занятие | Законченный этап работы |
37 | Личное письмо. Плави на иконной доске. | 3 | Контрольная работа | законченная работа |
38 | Личное письмо. Лессировки, движки. Покрывной слой. | 1 | Контрольная работа | законченная работа |
Всего 68 часов |
Планируемые результаты:
Личностные:
- осознание особого духовного характера искусства иконописи;
- развитие духовно-нравственных качеств личности;
- развитие готовности к разнообразной совместной деятельности, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи;
Предметные:
- знание особенностей иконописных изображений, символики иконописных изображений и цветов;
- знание основных особенностей русской иконописи;
- знание рецептур левкаса, эмульсии, клеев и защитных слоев;
- умение изготавливать темперную краску из сухих пигментов;
-умение выполнять в иконописной технике одежды Святых;
Метапредметные:
Регулятивные:
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- формирование умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
Познавательные:
- умение детей работать с различными видами информации;
- владение детьми навыками исследовательской работы;
- умение самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
- владение навыком прогнозирования возможного дальнейшего развития процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Коммуникативные:
- умение детей высказывать своё мнение, представлять результаты исследования в разных формах;
- владение детьми навыками общения и сотрудничества с детьми и взрослыми в процессе разных видов;
- понимание намерения других, проявление уважительного отношения к собеседнику и в корректной форме формулирование своих возражения;
- умение в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения.
Условия реализации программы
Учебно-методическое обеспечение
Работа по данной программе предусматривает очную форму обучения.
Методы обучения: практический, частично-поисковый, исследовательский, проблемный, дискуссионный.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая.
Формы организации учебного занятия: лекция, просмотр видеофильма, беседа, индивидуальная работа, работа в малых группах, экскурсии в храм, мастерские, библиотеки, музеи.
Педагогические технологии: технология группового обучения, технология проблемного обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология коллективной творческой деятельности, технология портфолио.
Информационное обеспечение программы
Информация о программе студии «Иконопись» размещена на официальном сайте ЧОУ «Муромская православная гимназия» http://www.muromgym.ru/sites/default/files/spec-razdel/2023-09/%21%21%21%20Рабочая%20программа%20по%20иконописи.pdf
Материально-техническое обеспечение
Реализация программы требует наличия учебного кабинета(мастерской), хорошей освещенности.
Оборудование кабинета: столы, стулья, настольные лампы.
Учебно-методическое обеспечение:
- Методический материал по предлагаемым темам работы.
- Библиотечка методической и художественной литературы.
- Коллекция альбомов, открыток, ксерокопий, фотографий.
- Образцы готовых изделий.
- Интернет-ресурсы.
Технические средства обучения: компьютер, телевизор.
Требуемые для работы материалы и инструменты:
- Краски темперные поливинилацетатные
- Кисти беличьи, колонковые ,синтетические: №0,1,2,3,5,6
- Палитра пластиковая с лунками, баночка для воды и отдельно для эмульсии
- Калька, карандаши простые, ластик, кнопки, скотч бумажный
- Циркуль, цировка, подручники, настольные мольберты, подставки.
Кадровое обеспечение
Реализация программы осуществляется педагогом дополнительного образования первой квалификационной категории Фомичевой Юлией Васильевной. Педагог имеет высшее образование. Общий стаж работы - 17 лет. В течение последних 3 лет прошла курсы повышения квалификации «Содержание и технологии дополнительного образования детей в условиях реализации современной модели образования» (ГАОУ ДПО ВО ВИРО).
Фомичева Юлия Васильевна имеет награды:
- Диплом ГАОУ ДПО ВО ВИРО за 2 место в региональном профессиональном конкурсе для педагогов «Родная земля-2017», номинация «Живопись»;
- Диплом ГАОУ ДПО ВО ВИРО за 2 место в региональном профессиональном конкурсе «Портретный жанр в изобразительном искусстве и творчестве педагогов», номинация «Живопись», 2019 год.
Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Реализация программы «Иконопись» состоит из нескольких форм отслеживания образовательных результатов.
Личностные результаты определяются при помощи мониторинга духовно-нравственного становления личности по возрастному показателю ( для учащихся 1 – 5 классов используется методика Т.А. Фалькович «Диагностика отношения к жизненным ценностям», для учащихся 6 – 8 классов - методика М. Рокича «Методика ценностных ориентаций»). Он проводится два раза в год: в начале и в конце каждого учебного года.
Отслеживание предметных и метапредметных результатов предусматривает начальный контроль, текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестацию воспитанников.
Начальный контроль -выявить скрытые возможности обучающихся и повысить самооценку.
Текущий контроль на занятиях проводится в форме педагогического наблюдения за выполнением практических работ, заданий.
Промежуточная аттестация проводится 1 раз в год в период с 20 по 31 мая и включает в себя проверку практических умений и навыков.
Формы проведения промежуточной аттестации: просмотр работ с комментарием педагога.
Итоговая аттестация проводится в конце учебного года в форме отчетной выставки.
Формы фиксации образовательных результатов по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Иконопись»: готовая работа, портфолио.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставка, готовое изделие, портфолио, праздник с чаепитием, где дети и педагог могут обсудить свои результаты и подумать над исправлением ошибок.
Список литературы
для педагогов:
1. Н. Орлова « Иконопись для детей», 2009.
2. Монахиня Иулиания ( М.Н. Соколова) « Труд иконописца», 2008.
3. Е. Ильинская « Секреты иконописца»,2011.
4. Л. Евсеева; Н. Комашко; М. Красилин; игумен Лука; Е. Осташенко; О. Попова; Э. Смирнова; И. Языкова; А. Яковлева « История иконописи», 2008.
5.Т. Иванова « Старославянский язык»., 2008
6. Изображение Божьей Матери и святых Православной церкви. 324 рисунка выполненных священником Вячеславом Савиных и Н. Шелягиной., 1996
7. В. Фартусов « Руководство к писанию икон»., 2002
8. Иконы- таблетки Великого Новгорода. Софийские Святцы., 2007
9. Православная энциклопедия., 2007
10. А. Пилявский « История русской архитектуры»., 2009
11. Подборка лекций Суздальского Художественно- Реставрационного училища ( СХРУ)., 1998
12. Подборка лекций Московской Государственной Художественно-Промышленной Академии имени С.Г. Строганова (МГХПА), 2009
13. Е. Трубецкой «Умозрение в красках»., 2012
14. В. И. Ивановская «Русские орнаменты»., 2008
15. Л. А. Успенский «Богословие иконы Православной церкви»., 2014
16. В. Лепахин «Икона и иконопочитание глазами русских и иностранцев»,2005.
17. С. Алексеев «Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы», 2016
18. С. Алексеев «Зримая истина», 2017
19. И.В. Лебедева «Иконопись», 2008
20. Е. В. Григорьева « Русские иконописцы», 2010.
21. Т. Каширина, Т. Евсеева, Е. Сучкова «Русские иконы», 2010
22. Н. Майорова, Г. Скоков « Шедевры русской иконописи», 2009
23. Л.М. Буткевич «История орнамента», 2020
24. П.П. Жемчугова «Изобразительное искусство», 2018
25. Л.В. Варавва Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия, 2017.
для учащихся:
- Алексеев С.В. Энциклопедия православной иконы. - СПб.-2004.
2. Большая иллюстрированная энциклопедия изобразительных искусств. Изд-во Аттикус, 2007.
3. Мы рисуем храм. Под редакцией Костылевой Л.Е., 2010 г.
4. Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий. — М., 1991
Приложение 1
ДИАГНОСТИКА ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНЕННЫМ ЦЕННОСТЯМ.
Для изучения влияния занятий иконописью на развитие личности учащихся 1 – 5 классов мы использовали методику Т.А. Фалькович «Диагностика отношения к жизненным ценностям».
В опросе принимало участие 16 детей 1 – 5 классов, которые посещают занятия иконописи.
СЕНТЯБРЬ 2022 – 2023 УЧЕБНОГО ГОДА
МАЙ 2022 – 2023 УЧЕБНОГО ГОДА
Из диаграмм видно, что в сентябре 2022 года, учащиеся, посещающие занятия иконописи, имели средний уровень отношения к жизненным ценностям – 56,3% детей, высокий уровень показали 43,7% ребят. То есть учащиеся самым ценным в своей жизни считали: главное для них было иметь современный компьютер, иметь возможность многими командовать, а также иметь то, чего у других никогда не будет.
В мае 2023 года мы увидели, что за год занятий иконописью, дети изменились. Высокий уровень отношения к жизненным ценностям показали 62,5% учащихся, а средний – 37,5%. То есть сейчас эти же дети считают главным в своей жизни иметь доброе сердце, уметь сочувствовать и помогать другим людям, им важно здоровье родителей , они хотят иметь верного друга.
Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу её отношений к окружающему миру, к другим людям, к самому себе, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной активности и «философии жизни».
ДИАГНОСТИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
Для изучения влияния занятий иконописью на развитие личности учащихся старших классов мы использовали методику М. Рокича «Методика ценностных ориентаций».
В опросе принимало участие 7 детей средних классов, которые посещают занятия иконописи.
СЕНТЯБРЬ 2022 – 2023 УЧЕБНОГО ГОДА
МАЙ 2022 – 2023 УЧЕБНОГО ГОДА
Из диаграмм видно, что в сентябре 2022 года у учащихся, посещающих занятия иконописи, были сформированы индивидуалистические ценности – 57,1 %, этические ценности были сформированы у 42,9% старшеклассников. То есть для большей части учащихся были ценны: уверенность в себе, общественное признание, материальная обеспеченность, свобода и рационализм.
За год занятий иконописью, в мае 2023 года картина изменилась. 85,7 % учащихся показали сформированность этических ценностей, индивидуалистических ценностей – 14,2 %. То есть для них стали ценны: счастливая семейная жизнь, творчество, равенство, терпимость, честность, воспитанность, чуткость и непримиримость к своим недостаткам.
Таким образом, из проведённого исследования особенностей развития ценностных ориентаций учащихся, занимающихся иконописью, показал благотворное влияние этих занятий на развитие личности и нравственного отношения к жизни.
[1] Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
[2] Монахиня Иулиания (М.Н. Соколова) Труд иконописца. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995, с.45
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экскурсия как средство духовно-нравственного развития и гражданско-патриотического воспитания подростков гимназии.
Презентация подготовлена на основе опыта использования экскурсий в воспитании учащихся гимназии....
Духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотическое воспитание учащихся как основа воспитательной работы школы
Духовно – нравственное и патриотическое становление детей и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.Сегодня мы прекрасно понимаем...
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи (далее Программа) разработана в соответствии с Концепцией патриотического восп...
«Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи»
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи (далее Программа) разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Ф...
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи "Воспитание патриота, гражданина, человека"
Данная программа представлена на республиканский конкурс "За нравственный подвиг учителя" В номинации: «Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания д...
«Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи в системе дополнительного образования
Представление опыта внедрения в образовательные программы мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся....