Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Безопасная дорога» Автор Ягныш Л.В.
рабочая программа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Безопасная дорога» направлена на повышение компетенций учащихся в области правил дорожного движения, знаний по конструкции и эксплуатации автомобильной техники, а также, безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doop_bezopasnaya_doroga_1_god_22-23.docx | 506.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………...…………3
Актуальность программы……...…………………………………………...…...12
Учебный план …………………….……………………..…………………...….10 Содержание программы …………………………………………………….…..13
Диагностический материал…………………………………………………...…30
Методическое обеспечение……………………………………………………. 33
Виды диагностики результатов…………………………………………………34
Система оценки результатов освоения программы…………………...………34
Условия реализации программы………………………………………...……..34
Используемая литература для педагога………………………………………..36
Используемая литература для учащихся……………………………………….36
Приложения……………………………………………………………………...37
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Безопасная дорога» направлена на повышение компетенций учащихся в области правил дорожного движения, знаний по конструкции и эксплуатации автомобильной техники, а также, безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
При разработке программы «Безопасная дорога» составитель руководствовался требованиями следующих нормативно-правовых актов и документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
- Письмо Министерства образования и науки России от18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р « Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- Положение о порядке разработки, экспертизы, утверждения, корректировки и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам в МБОУДО «Центр детского творчества» от 12 марта 2021г.
- Устав МБОУДО «Центр детского творчества»
Актуальность программы
Актуальность программы определяется социальным запросом со стороны обучающихся и их родителей на приобретение знаний, умений и навыков, направленных на обеспечение безопасности личности на дороге от всех источников угроз, связанных с увеличением числа автолюбителей.
Практическая значимость
Программа направлена на формирование у учащихся совокупности социальных, правовых и предпрофессиональных компетенций, необходимых для обеспечения безопасности личности на дороге от всех источников угроз, связанных с увеличением числа автолюбителей, а также умения правильно соизмерять свои физические возможности и, самое главное, формировать стремление к самоутверждению в общественно значимых видах деятельности.
Форма реализации: очная, очно-заочная. Занятия проходят на базе МБОУДО «ЦДТ».
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Вид программы: общеразвивающая.
Уровень программы: базовый.
Срок реализации программы: 1 год.
Адресат программы: учащиеся в возрасте 16-18 лет.
Форма организации занятий: групповая, звеньевая.
Количество часов по программе: 216 часов.
Количество учащихся в группе: 12 – 15 человек
Режим занятий: 3 раза в неделю по 2 часа.
Режим занятий соответствует санитарным требованиям организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.
Форма обучения и виды занятий: теоретические, практические, тренинги.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Цель: Формирование у обучающихся устойчивых навыков безопасного
поведения на улицах и дорогах.
Задачи
1. Обучающие
- формировать высокий уровень знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах;
- обучить способам оказания первой доврачебной помощи;
- формировать умение применять на практике полученные знания, обеспечив тем свою собственную безопасность.
2. Развивающие
- развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
3. Воспитательные
- воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения;
- воспитывать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения, законопослушание.
Ожидаемые результаты
Компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы у детей в результате обучения по настоящей программе: Предметные:
- Умение классифицировать потенциально опасные дорожные ситуации, наиболее вероятные для региона проживания.
- Умение характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе возможных причин и последствий дорожно-транспортных происшествий (ДТП).
- Определять роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций, обосновывать необходимости повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности в современных условиях.
- Характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в быту, и их возможные последствия для здоровья.
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
- модель личного безопасного поведения по соблюдению правил дорожной безопасности в повседневной жизни (по поведению на дорогах в качестве пешехода, пассажира и водителя велосипеда, мопеда, скутера);
- умение систематизировать основные положения нормативно-правовых актов Российской Федерации в области дорожной безопасности и обосновывать их значение для обеспечения личной безопасности;
- умение прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам;
Метапредметные:
В результате освоения ДООП учащиеся научится:
- анализировать возможные последствия неотложных состояний в случаях, если не будет своевременно оказана первая помощь;
- характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи; соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в быту; определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Тема/раздел | Всего | В том числе | |
теория | практ. | |||
1. | Введение в программу. История правил дорожного движения. Вводная диагностика. | 2 | 2 | - |
1.1 | Законодательство, определяющее правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения. | 2 | 2 | - |
1.2. | Законодательство, устанавливающее ответственность за нарушения в сфере дорожного движения. | 4 | 4 | - |
2. | «Основные виды транспортных средств» 10 ч | |||
2.1. | Виды водных транспортных средств | 2 | 2 | - |
2.2. |
| 2 | 2 | - |
2.3. | Виды специальных транспортных средств | 2 | 2 | - |
2.4. | Основные виды транспортных средств. Основные правила безопасности в общественном транспорте | 4 | 4 | - |
3. | «Изучение правил дорожного движения» 104 ч | |||
3.1. | Правила дорожного движения в России. Общие положения, основные понятия, термины, используемые в Правилах дорожного движения. | 6 | 4 | 2 |
3.2. | Обязанности пешеходов. | 2 | 2 | - |
3.3. | Обязанности водителей и пассажиров. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя. | 2 | 2 | - |
3.4. | ПДД для велосипедистов - дорожные знаки, движение групп велосипедистов. | 4 | 2 | 2 |
3.5 | Устройство велосипеда. Работа деталей и узлов. Техническое обслуживание велосипеда. | 2 | - | 2 |
3.6 | Экипировка велосипедиста. | 2 | 2 | - |
3.7. | Обязанности велосипедистов. | 2 | 2 | - |
3.8. | Движение пеших групп и колонн. | 2 | 2 | - |
3.9 | Средства регулирования движения. Виды светофоров. Как читать сигналы светофора | 4 | 2 | 2 |
3.10. | Сигналы регулировщика | 4 | 2 | 2 |
3.11. | Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. | 8 | 6 | 2 |
3.12. | Назначение, разметка проезжей части улиц и дорог. Значение разметки в общей организации дорожного движения, классификация разметки. | 2 | 2 | - |
3.13. | Горизонтальная разметка. Назначение. Цвет и условия применения каждого вида горизонтальной разметки | 4 | 2 | 2 |
3.14. | Вертикальная разметка. | 4 | 2 | 2 |
3.15. | Правила остановки и стоянки. | 6 | 3 | 3 |
3.16. | Пешеходные переходы, места остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов. | 6 | 4 | 2 |
3.17. | Порядок использования внешних световых приборов и звуковых сигналов на велосипедах, мопедах, автомобилях. | 2 | 2 | - |
3.18. | Применение специальных сигналов | 2 | 2 | - |
3.19. | Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки | 2 | 2 | - |
3.20. | Тормозной путь. Тормозное расстояние. Как обходить стоящий (останавливающийся) транспорт? | 4 | 4 | - |
3.21. | Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. | 2 | 2 | - |
3.22. | Что такое «Скорость движения»? Виды ограничений скорости. | 2 | 2 | - |
3.23. | Мопед и приравненные к нему транспортные средства. Возрастные требования к водителю мопеда. Требования безопасности при вождении мопеда. | 2 | 2 | - |
3.24. | Мотоцикл – механическое транспортное средство. Возрастные требования к водителю мотоцикла. Требование безопасности при вождении мотоцикла | 2 | 2 | |
3.25. | Назначение номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах. | 2 | 2 | |
3.26. | Охраняемые и неохраняемые переезды. Условия безопасности при пользовании электропоездами. Поведение школьников вблизи железнодорожных путей. Правила перехода и переезда через них. | 2 | 2 | - |
3.27. | Автомагистраль. | 2 | 2 | - |
3.28. | Жилая зона. Правила дорожного движения в жилых зонах. | 2 | 2 | - |
3.29. | Маршрутные транспортные средства. Правила посадки и высадки пассажиров. | 4 | 4 | - |
3.30. | Перевозка людей, перевозка грузов на велосипедах, мопедах, мотоциклах и т.д. | 2 | 2 | - |
3.21. | Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов | 2 | 2 | - |
3.32. | Разделение транспортных и пешеходных потоков. Технические (физические) меры защиты пешеходов. Пешеходные зоны. | 2 | 2 | - |
3.33. | Влияние погодных условий на движение транспортных средств. Зрительные иллюзии. | 2 | 1 | 1 |
3.34. | Нормы времени отдыха в пути. | 2 | 2 | - |
3.35. | Викторина «Знаешь ли ты ПДД?» | 2 | 2 | |
4. | Промежуточная диагностика. | 2 | 2 | - |
5. | «Дорожные знаки» 54 ч | |||
5.1. | Дорожные знаки и их группы. Правила установки дорожных знаков. | 6 | 3 | 3 |
5.2. | Предупреждающие знаки. | 6 | 3 | 3 |
5.3. | Знаки приоритета. | 6 | 3 | 3 |
5.4. | Запрещающие знаки. | 6 | 3 | 3 |
5.5. | Предписывающие знаки. | 6 | 3 | 3 |
5.6. | Знаки особых указаний | 6 | 3 | 3 |
5.7. | Информационные знаки | 6 | 3 | 3 |
5.8. | Знаки сервиса | 6 | 3 | 3 |
5.9. | Знаки дополнительной информации. Значение отдельных дорожных знаков. | 6 | 3 | 3 |
6. | «Разбор дорожных ситуаций». 18 ч | |||
6.1. | Дорожные ситуации в картинках, на макете. Сложные ситуации на дороге и перекрестке. Интенсивность и скорость движения городского транспорта. Может ли машина (автобус, троллейбус и т.д.) сразу остановиться? | 6 | 2 | 4 |
6.2. | Что делать при ЧС на дорогах. Предназначение и задачи ГИБДД. Разбор и причины ДТП. | 6 | 3 | 3 |
6.3. | Прогнозирование развития дорожной ситуации (ситуационные задачи). | 4 | - | 4 |
6.4 | Опасные ситуации на дорогах. Где можно кататься на роликах, скейтбордах и других самокатных средствах, а также на санях, лыжах, коньках и т.п. Требования безопасности при катании на всех видах указанных самокатных средствах. Требования к экипировке катающихся и к тех. состоянию и оснастке средств для катания. | 2 | 2 | |
7. | Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии. 20 ч | |||
7.1 | Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи. | 2 | 2 | |
7.2. | Оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения. Экстренная реанимационная помощь. | 6 | 3 | 3 |
7.3 | Оказание первой помощи при наружных кровотечениях и травмах. | 6 | 3 | 3 |
7.4. | Оказание первой помощи при прочих состояниях, транспортировка пострадавших в дорожно- транспортном происшествии | 6 | 3 | 3 |
8. | Итоговые занятия. Итоговая диагностика. | 2 | 2 | - |
Итого: | 216 | 147 | 69 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1.Введение в образовательную программу. История правил дорожного движения. Вводная диагностика. (2 часа).
Теория: Цели и задачи творческого объединения «Безопасная дорога». Знакомство с программой обучения. Организационные вопросы, структура обучения.
Тема1.1. Законодательство, определяющее правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения. ( 2 часа)
Теория: Законодательство, определяющее правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения и регулирующее отношения в сфере взаимодействия общества и природы: общие положения; права и обязанности граждан, общественных и иных организаций в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
1.2. Законодательство, устанавливающее ответственность за нарушения в сфере дорожного движения. (4 часа)
Теория: Законодательство, устанавливающее ответственность за нарушения в сфере дорожного движения: задачи и принципы Уголовного кодекса Российской Федерации; понятие преступления и виды преступлений; понятие и цели наказания, виды наказаний; экологические преступления; ответственность за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта; задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях; административное правонарушение и административная ответственность; административное наказание; назначение административного наказания; административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования; административные правонарушения в области дорожного движения; административные правонарушения против порядка управления; исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях; размеры штрафов за административные правонарушения; гражданское законодательство; возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав; объекты гражданских прав;право собственности и другие вещные права; аренда транспортных средств; страхование; обязательства вследствие причинения вреда; возмещение вреда лицом, застраховавшим свою ответственность; ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих; ответственность при отсутствии вины причинившего вред; общие положения; условия и порядок осуществления обязательного страхования; компенсационные выплаты. Применение порядка упрощенного оформления дорожно-транспортных происшествий: оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных сотрудников Госавтоинспекции. Памятка водителю по заполнению Извещения о ДТП.
Тема 2. «Виды транспортных средств» (10 часов).
Теория: Виды транспортных средств:
Виды водных транспортных средств.
Виды грузовых транспортных средств.
Виды специальных транспортных средств.
Основные виды транспортных средств.
Основные виды транспортных средств. Основные правила безопасности в общественном транспорте
Тема 3. «Изучение правил дорожного движения» ( 104 часа)
Теория: Правила дорожного движения в России. Общие положения, основные понятия, термины, используемые в Правилах дорожного движения.
Обязанности пешеходов. Обязанности водителей и пассажиров. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя. ПДД для велосипедистов -дорожные знаки, движение групп велосипедистов. Устройство велосипеда. Работа деталей и узлов. Техническое обслуживание велосипеда. Экипировка велосипедиста. Обязанности велосипедистов. Движение пеших групп и колонн. Средства регулирования движения. Виды светофоров. Как читать сигналы светофора. Сигналы регулировщика. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Назначение, разметка проезжей части улиц и дорог. Значение разметки в общей организации дорожного движения, классификация разметки. Горизонтальная разметка. Назначение. Цвет и условия применения каждого вида горизонтальной разметки. Вертикальная разметка. Правила остановки и стоянки. Пешеходные переходы, места остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов. Порядок использования внешних световых приборов и звуковых сигналов на велосипедах, мопедах, автомобилях. Применение специальных сигналов. Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки. Тормозной путь. Тормозное расстояние. Как обходить стоящий (останавливающийся) транспорт? Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Что такое «Скорость движения»? Виды ограничений скорости. Мопед и приравненные к нему транспортные средства. Возрастные требования к водителю мопеда. Требования безопасности при вождении мопеда. Мотоцикл – механическое транспортное средство. Возрастные требования к водителю мотоцикла. Требование безопасности при вождении мотоцикла. Назначение номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах. Охраняемые и неохраняемые переезды. Условия безопасности при пользовании электропоездами. Поведение школьников вблизи железнодорожных путей. Правила перехода и переезда через них. Автомагистраль. Жилая зона. Правила дорожного движения в жилых зонах. Маршрутные транспортные средства. Правила посадки и высадки пассажиров. Перевозка людей, перевозка грузов на велосипедах, мопедах, мотоциклах и т.д. Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов. Разделение транспортных и пешеходных потоков. Технические (физические) меры защиты пешеходов. Пешеходные зоны. Влияние погодных условий на движение транспортных средств. Зрительные иллюзии. Нормы времени отдыха в пути. Викторина «Знаешь ли ты ПДД?»
4. Промежуточная диагностика. (2часа)
5. Дорожные знаки ( 54 часа).
Теория: Дорожные знаки: значение дорожных знаков в общей системе организации дорожного движения; классификация дорожных знаков; основной, предварительный, дублирующий, повторный знак; временные дорожные знаки; требования к расстановке знаков; назначение предупреждающих знаков; порядок установки предупреждающих знаков различной конфигурации; название и значение предупреждающих знаков; действия водителя при приближении к опасному участку дороги, обозначенному соответствующим предупреждающим знаком; назначение знаков приоритета; название, значение и порядок их установки; действия водителей в соответствии с требованиями знаков приоритета; назначение запрещающих знаков; название, значение и порядок их установки; распространение действия запрещающих знаков на различные виды транспортных средств; действия водителей в соответствии с требованиями запрещающих знаков; зона действия запрещающих знаков; название, значение и порядок установки предписывающих знаков; распространение действия предписывающих знаков на различные виды транспортных средств; действия водителей в соответствии с требованиями предписывающих знаков; назначение знаков особых предписаний; название, значение и порядок их установки; особенности движения по участкам дорог, обозначенным знаками особых предписаний; назначение информационных знаков; название, значение и порядок их установки; действия водителей в соответствии с требованиями информационных знаков; назначение знаков сервиса; название, значение и порядок установки знаков сервиса; назначение знаков дополнительной информации (табличек); название и взаимодействие их с другими знаками; действия водителей с учетом требований знаков дополнительной информации.
Практика: Найти изучаемые знаки на улицах п. Ревда, описать их значение, зону действия и назвать исключения из действия знаков, привязав их к конкретным дорожным условиям. Решение ситуационных задач.
6. «Разбор дорожных ситуаций». (18часов)
Теория: Дорожные ситуации в картинках, на макете. Сложные ситуации на дороге и перекрестке.
Интенсивность и скорость движения городского транспорта. Может ли машина (автобус, троллейбус и т.д.) сразу остановиться?
Что делать при ЧС на дорогах. Предназначение и задачи ГИБДД.
Разбор и причины ДТП. Прогнозирование развития дорожной ситуации (ситуационные задачи). Опасные ситуации на дорогах. Где можно кататься на роликах, скейтбордах и других самокатных средствах, а также на санях, лыжах, коньках и т.п. Требования безопасности при катании на всех видах указанных самокатных средствах. Требования к экипировке катающихся и к тех. состоянию и оснастке средств для катания.
Практика:
Нарисовать схему маршрута «Дом-школа-дом», развод автотранспорта и пешеходов на макете. Прогнозирование развития дорожной ситуации.
Тема 7. Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии. (20 часов).
Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи.
Теория: Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи: понятие о видах ДТП, структуре и особенностях дорожно-транспортного травматизма; организация и виды помощи пострадавшим в ДТП; нормативная правовая база, определяющая права, обязанности и ответственность при оказании первой помощи; особенности оказания помощи детям, определяемые законодательно; понятие «первая помощь»; перечень состояний, при которых оказывается первая помощь; перечень мероприятий по ее оказанию; основные правила вызова скорой медицинской помощи, других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь; соблюдение правил личной безопасности при оказании первой помощи; простейшие меры профилактики инфекционных заболеваний, передающихся с кровью и биологическими жидкостями человека; современные наборы средств и устройств для оказания первой помощи (аптечка первой помощи (автомобильная), аптечка для оказания первой помощи работникам); основные компоненты, их назначение; общая последовательность действий на месте происшествия с наличием пострадавших; основные факторы, угрожающие жизни и здоровью при оказании первой помощи, пути их устранения; извлечение и перемещение пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии.
Оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения. Экстренная реанимационная помощь.
Теория: Оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения: основные признаки жизни у пострадавшего; причины нарушения дыхания и кровообращения при дорожно-транспортном происшествии; способы проверки сознания, дыхания, кровообращения у пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии; современный алгоритм проведения сердечно-легочной реанимации (СЛР); техника проведения искусственного дыхания и закрытого массажа сердца; ошибки и осложнения, возникающие при выполнении реанимационных мероприятий; прекращение СЛР; мероприятия, выполняемые после прекращения СЛР; особенности СЛР у детей; порядок оказания первой помощи при частичном и полном нарушении проходимости верхних дыхательных путей, вызванном инородным телом у пострадавших в сознании, без сознания; особенности оказания первой помощи тучному пострадавшему, беременной женщине и ребенку.
Практика: Оценка обстановки на месте дорожно-транспортного происшествия; отработка вызова скорой медицинской помощи, других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь; отработка навыков определения сознания у пострадавшего; отработка приемов восстановления проходимости верхних дыхательных путей; оценка признаков жизни у пострадавшего; отработка приемов искусственного дыхания «рот ко рту», «рот к носу», с применением устройств для искусственного дыхания; отработка приемов закрытого массажа сердца; выполнение алгоритма сердечно-легочной реанимации; отработка приема перевода пострадавшего в устойчивое боковое положение; отработка приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей пострадавшего; экстренное извлечение пострадавшего из автомобиля или труднодоступного места, отработка основных приемов (пострадавший в сознании, пострадавший без сознания); оказание первой помощи без извлечения пострадавшего; отработка приема снятия мотоциклетного (велосипедного) шлема и других защитных приспособлений с пострадавшего.
Оказание первой помощи при наружных кровотечениях и травмах.
Теория: Оказание первой помощи при наружных кровотечениях и травмах: цель и порядок выполнения обзорного осмотра пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии; наиболее часто встречающиеся повреждения при дорожно-транспортном происшествии; особенности состояний пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии, признаки кровотечения; понятия «кровотечение», «острая кровопотеря»; признаки различных видов наружного кровотечения (артериального, венозного, капиллярного, смешанного); способы временной остановки наружного кровотечения: пальцевое прижатие артерии, наложение жгута, максимальное сгибание конечности в суставе, прямое давление на рану, наложение давящей повязки; оказание первой помощи при носовом кровотечении; понятие о травматическом шоке; причины и признаки, особенности травматического шока у пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии; мероприятия, предупреждающие развитие травматического шока; цель и последовательность подробного осмотра пострадавшего; основные состояния, с которыми может столкнуться участник оказания первой помощи; травмы головы; оказание первой помощи; особенности ранений волосистой части головы; особенности оказания первой помощи при травмах глаза и носа; травмы шеи, оказание первой помощи; остановка наружного кровотечения при травмах шеи; фиксация шейного отдела позвоночника (вручную, подручными средствами, с использованием медицинских изделий); травмы груди, оказание первой помощи; основные проявления травмы груди; особенности наложения повязок при травме груди; наложение окклюзионной (герметизирующей) повязки; особенности наложения повязки на рану груди с инородным телом; травмы живота и таза, основные проявления; оказание первой помощи; закрытая травма живота с признаками внутреннего кровотечения; оказание первой помощи; особенности наложения повязок на рану при выпадении органов брюшной полости, при наличии инородного тела в ране; травмы конечностей, оказание первой помощи; понятие «иммобилизация»; способы иммобилизации при травме конечностей; травмы позвоночника, оказание первой помощи.
Практика: Отработка проведения обзорного осмотра пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии с травматическими повреждениями; проведение подробного осмотра пострадавшего; остановка наружного кровотечения при ранении головы, шеи, груди, живота, таза и конечностей с помощью пальцевого прижатия артерий (сонной, подключичной, подмышечной, плечевой, бедренной); наложение табельного и импровизированного кровоостанавливающего жгута (жгута-закрутки, ремня); максимальное сгибание конечности в суставе, прямое давление на рану, наложение давящей повязки; отработка наложения окклюзионной (герметизирующей) повязки при ранении грудной клетки; наложение повязок при наличии инородного предмета в ране живота, груди, конечностей; отработка приемов первой помощи при переломах; иммобилизация (подручными средствами, аутоиммобилизация, с использованием медицинских изделий); отработка приемов фиксации шейного отдела позвоночника.
Оказание первой помощи при прочих состояниях, транспортировка пострадавших в дорожно-транспортном происшествии.
Теория: Оказание первой помощи при прочих состояниях, транспортировка пострадавших в дорожно-транспортном происшествии: цель и принципы придания пострадавшим оптимальных положений тела; оптимальные положения тела пострадавшего с травмами груди, живота, таза, конечностей, с потерей сознания, с признаками кровопотери; приемы переноски пострадавших на руках одним, двумя и более участниками оказания первой помощи; приемы переноски пострадавших с травмами головы, шеи, груди, живота, таза, конечностей и позвоночника; способы контроля состояния пострадавшего, находящегося в сознании, без сознания; влияние экстремальной ситуации на психоэмоциональное состояние пострадавшего и участника оказания первой помощи; простые приемы психологической поддержки; принципы передачи пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь;виды ожогов при дорожно-транспортном происшествии, их признаки; понятие о поверхностных и глубоких ожогах; ожог верхних дыхательных путей, основные проявления; оказание первой помощи; перегревание, факторы, способствующие его развитию; основные проявления, оказание первой помощи; холодовая травма, ее виды; основные проявления переохлаждения (гипотермии), отморожения, оказание первой помощи; отравления при дорожно-транспортном происшествии; пути попадания ядов в организм; признаки острого отравления; оказание первой помощи при попадании отравляющих веществ в организм через дыхательные пути, пищеварительный тракт, через кожу.
Практика: Наложение повязок при ожогах различных областей тела; применение местного охлаждения; наложение термоизолирующей повязки при отморожениях; придание оптимального положения тела пострадавшему в дорожно-транспортном происшествии при: отсутствии сознания, травмах различных областей тела, значительной кровопотере; отработка приемов переноски пострадавших; решение ситуационных задач в режиме реального времени по оказанию первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии с различными повреждениями (травмами, потерей сознания, отсутствием признаков жизни и с другими состояниями, требующими оказания первой помощи).
Тема 8. Итоговые занятия. Итоговая диагностика. (2 часа)
Мониторинг образовательных результатов
Во время реализации образовательной программы большое внимание уделяется диагностике наращивания творческого потенциала учащихся: на вводных, заключительных занятиях и во время промежуточной диагностики с целью определения интересов ребенка, мотивации к занятиям в данном объединении, уровня развития знаний, умений и навыков.
Для отслеживания результатов обучения предполагается использовать следующие виды контроля:
Вводный– для выявления знаний и умений на начало года обучения.
Промежуточный– проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме, а также после усвоения материала наиболее обширных программных блоков.
1) Фронтальный опрос
2) Индивидуальный опрос
3) Тестовые задания
Итоговый – проводится по завершении программы в виде тестового задания по правилам дорожного движения и первой доврачебной помощи.
Список информационных источников
Литература для педагога:
- Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», от 30.12.2001 года, № 196-ФЗ.
- Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановление Совета
Министров Правительства Российской Федерации в редакции Постановления Правительства РФ от 30.05.2018 N 618. Введены в действие с 1.06.2018 года. - Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательных школах. М.: 1998.
- Помощник юного велосипедиста. Пособие для начинающих велосипедистов. Издатель: ООО «ГринАритВидио».
- Рыбин А.Л. Безопасность в дорожно-транспортной ситуации. 10-11 кл., М. Просвещение, 2008.
Литература для учащихся:
- «Добрая дорога детства»: Газета для детей, родителей и педагогов https://www.dddgazeta.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)
Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Проба пера". Автор-разработчик Абдуллина А.А.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Проба пера» социально-педагогической направленности, способствует формированию коммуникативной компетентности и языковой культ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Безопасное колесо» (стартовый уровень)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Безопасное колесо» стартового уровня предусматривает работу в 3 направлениях: формирование практических навыков езды на велоси...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Дорога без опасности»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Дорога без опасности» подразумевает подготовку обучающихся к безопас...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Обучение правилам безопасного поведения на дорогах»
Программа уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма....
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности волонтерский отряд «Юный инспектор движения «Безопасная дорога»
Движение ЮИД (юные инспекторы движения) существует уже более 45 лет, это направление актуально и востребовано и сейчас для детей младшего и среднего школьного возраста. Оно мобильно в своей деятельнос...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Безопасная дорога"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Безопасная дорога"...