Банк педагогических идей. Индивидуальный проект
статья (10 класс)
Данный материал является обобщением опыта преподавания предмета "Индивидуальный проект" в 10-х классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bank_pedagogicheskogo_opyta._individualnyy_proekt.docx | 19.02 КБ |
bank_pedagogicheskogo_opytv._individualnyy_proekt_1.pptx | 2.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Е.А. Шарабанова
Обобщение опыта преподавания курса «Индивидуальный проект»
Выступление в рамках единого методического дня
МБОУ «СОШ № 12» г. Новомосковска
07.04.2023 г
Я предлагаю вашему вниманию материал по теме «Индивидуальный проект» Это название выбрано по нескольким причинам. Во-первых, предметом рассмотрения является преподавание курса «Индивидуальный проект» в 10-х классах. Во-вторых – этот курс не входит ни в одну предметную область, занимая особое и обязательное место в учебном плане. Я являюсь единственным педагогом, который преподает этот предмет у нас в школе, и это, в-третьих. И еще одно важное обстоятельство, данный курс сам является индивидуальным проектом, потому что не имеет ни программы, ни учебно-методического комплекта, включенного в федеральные списки и допущенного к использованию, ни четких методических рекомендаций. Педагоги, которым, как и мне выпала честь преподавать этот предмет, находятся в поиске, создают свой «индивидуальный проект».
Курс «Индивидуальный проект» появился в учебном плане в 2019–2020 учебном году. Текущий год еще не юбилейный, но уже есть опыт и определенные успехи, есть вопросы, на которые еще предстоит найти ответы. Я не буду говорить об особенностях проектной деятельности. Я рассажу о том, что удалось сделать за три года и поделюсь сюжетами с уроков курса «Индивидуальный проект»
Мы каждый учебный год совершенствуем, корректируем, приводим в соответствие со стандартами рабочие программы по предметам, опираясь на примерные программы. Курс «Индивидуальный проект» такой точки опоры лишен. И в 1919 году и сейчас в содержательном разделе образовательной программы среднего общего образования нет содержания этого курса. За основу был взят, опубликованная в журнале «Справочник заместителя директора» рабочая тетрадь для метапредметного курса «Основы проектной и исследовательской деятельности». А через год издательство «Просвещение» выпустило учебное пособие «Индивидуальный проект», которое пока остается единственным.
В содержании курса «Индивидуальный проект» две части, теоретическая и практическая. Теоретическая содержит информацию о специфике проектной деятельности, о типах проектов, об этапах работы над проектами, способах определения целей и задач, о планировании и контроле выполнения проекта, знакомит учащихся с ресурсами проектов, рисками, возникающими в проектной деятельности. Есть уроки, посвященный проектным продуктам, способам представления продуктов. Уделяется внимание способам работы с информацией, роли информационных технологий. Рассматриваются способы оценивания процесса работы над проектом и результатов проекта.
Вторая часть практическая – это выполнение учащимися проекта. Они еще раз проходя алгоритм выполнения проекта, создавая собственный проектный продукт.
Материалы для работы на уроке
Каждый урок по любому учебному предмету имеет определенное содержание. И курс «Индивидуальный проект» не исключение. Можно много рассказывать. Но требуется организовывать познавательную деятельность учащихся. За три года удалось подобрать теоретический материал по каждой теме. С ним учащиеся знакомятся на уроке, а потом работают дома.
Средства наглядности.
Подготовлены презентации к урокам
- Классификация проектов
- Выход на область проектирования
- Этапы работы над проектом
- Определение проблемы
- Целеполагание
- Способы представления информации
- Продукт проекта. Реферат
- Презентация проекта
- Оценка проекта. Самооценка.
Материалы для контроля знаний
Первые два года существования курса «Индивидуальный проект» результаты работы учеников в течение учебного года оценивались по системе «завет – незачет». Хорошо, когда ученик осознает значение происходящего, понимает, что алгоритмы проектной деятельности в нашей жизни встречаются очень часто, и со всей ответственностью подходит к выполнению заданий. Но оценка не теряет своей актуальности как стимул к действию. Поэтому было принято решение, оценивать этот предмет по пятибалльной шкале. А если мы ставим оценки, значит должны быть контрольные процедуры. На сегодняшний день составлены тексты проверочной работы, три контрольных упражнения.
Контрольное упражнение 1. Определение проблемы. Выбор типа проекта. Формулирование цели проекта. Определение задач.
Контрольное упражнение 2. Планирование работы над проектом. Определение рисков работы и необходимых ресурсов.
Контрольное упражнение 3. Выбор вариантов продукта для проекта и способа представления продукта целевой аудитории.
Сюжеты с уроков.
Выбор темы для проекта дается ученикам с большим трудом. Как выйти на область проектирования? Есть разные способы. Один из них – создание ментальной карты или карты интересов. Хороший способ разобраться в своих интересах, расставить приоритеты. Мало кто из учеников рисовал такие карты раньше. Но к моему большому сожалению, яркие, насыщенные, подробные, отражающие реальные интересы учеников схемы встречаются редко. Почему-то ученики избегают ярких красок, веселых изображений. Еще один момент, они редко углубляются в детали. «Один из моих интересов – спорт», но при этом не называют вид спорта, и тем более не вносят в карту интересов желание победить в соревнованиях или достичь какого-то уровня.
Строить планы и планировать…. Строить планы мои ученики умеют. Но планировать свою деятельность им не всегда удается. Один из уроков курса «Индивидуальный проект» посвящен планировать работы с проектом. Мы рассматриваем два варианта: «дорожную карту» и «ленточную диаграмму».
Паспортизация Индивидуальному проекту нужен паспорт. Паспорт проекта — это специальный документ, который содержит характеристику проекта. Может быть оформлен в виде таблицы или текста. Паспорта проектов учащиеся готовят с 2021 – 2022 учебного года. Паспорт проекта – это обязательный документ, который ученики готовят к защите.
Что такое «проект»? У многих учеников существует стереотип, что проект, это некий бумажный объект, который надо подготовить и презентовать комиссии. Возможно, злую шутку с ними играет предыдущий опыт. Поэтому, первая задача – помочь ученикам понять, что проект – это деятельность, способ организации деятельности. Чтобы научиться организовывать свою проектную деятельность десятиклассникам надо освоить предмет «Индивидуальный проект». Первый урок в этом году начался с ассоциаций, которые возникают у учащихся, если они слышат слово «проект». Среди возникающих ассоциаций есть слова, отражающие деятельное начало. Это значит, что ученики, пусть и не все, понимают, что проект – не стопка бумаги с текстом, а кропотливая, не всегда простая, но интересная, позволяющая проявить свою индивидуальность и создать что-то уникальное деятельность.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Раздел документа Содержание раздела Название проекта Автор проекта Руководитель проекта (при наличии) Учебный предмет (предметная область), в рамках которого выполнен проект Тип проекта Целевая аудитория Проблема (проблемная ситуация) Актуальность проекта Цель проекта, гипотеза (для исследовательского проекта) Задачи проекта Аннотация Продукт проекта Ресурсы Самоанализ (самооценка) Паспорт проекта
Учебный проект – это специально организованная учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающийся созданием продукта и его презентацией. Проект – комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на создание уникального продукта или услуги в условиях временных и ресурсных ограничений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "В поисках новой педагогической альтернативы" для сборника "Педагогические идеи в практику". Златоуст 2012
Автор статьи делится опытом работы, направленным на поиск новой педагогической альтернативы. Последовательно, логично, аргументировано доказывает, в чем состоит принципиальное отличие обучения т...
Методическая разработка урока по литературе для Всероссийского интернет-конкурса педагогического творчества. Номинация «Педагогические идеи и технологии».
. Представленный вашему вниманию урок «Внеклассное чтение. Борис Васильев «Не стреляйте белых лебедей» проводился в рамках заседания методического объединения учителей русского языка и литературы в 20...
Выступление для Педагогического Совета "ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ как новый курс учебного плана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования"
Выступление для Педагогического Совета на тему "ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ как новый курс учебного плана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования". Выступлени...
Проект Деятельность педагога в контексте идей Национального проекта «Образование»
Литвинов Д.В., педагог дополнительного...
Педагогическая задача «Индивидуальный итоговый проект как показатель сформированности метапредметных результатов»
Педагогическая задача предназначена для учителей-предметников, выступающих в роли тьюторов индивидуальных учебно-исследовательских проектов. Материал содержит ссылки для ознакомления с теоретическими ...
Рабочая программа курса «Индивидуальный проект- от идеи до защиты» для учащихся 10-11 классов
Пояснительная записка В настоящее время проблема индивидуализации обучения приобрела особую значимость, так как с ее решением связано создание условий для раскрытия и развития индивидуальных твор...