конспект занятия по внеурочной деятельности "Волшебные свойства воды"
опыты и эксперименты

Бухарова Вероника Андреевна

Опыты и эксперименты очень нравятся детям с умеренной умственной отстаостью. на занятии дети узнают много нового и полезного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_volshebnye_svoystva_vody_buharova_v.a.docx941.3 КБ

Предварительный просмотр:

Бухарова Вероника Андреевна

Должность: учитель

Место работы: ГОКУ ИО «Специальная (коррекционная) школа – интернат г. Саянска»

Номинация: Лучший конспект внеурочного занятия с применением здоровьесберегающих технологий (занятие кружка  «Хочу, могу, сделаю»)

Тема: «Волшебные свойства воды»

Класс: 6 год обучения

Нозологическая группа: обучающиеся с умеренной умственной отсталостью

Цель:

- Развитие у детей интереса к исследовательской деятельности, расширение знаний о воде.

Задачи:

Образовательные:

- определение в ходе опытов основных свойств воды, обобщение знаний обучающихся о воде, использование свойств воды в жизни человека.

Коррекционно-развивающие:

- развитие умений рассуждать и обосновывать свои суждения;

-развитие наблюдательности, любознательности, умения сравнивать, через проведение практической деятельности.

Воспитательные:
- воспитывать чувство любознательности ко всему окружающему, желание видеть в нем удивительное, интересное, познавательное.

Тип занятия:  изучения нового материала. 

Методы: словесный, наглядный, практический. 

Формы работы: коллективная, индивидуальная. 

Технологии: здоровьесберегающие. 

Оборудование: проекционное оборудование, компьютер, презентация, критерии оценки работы: жетоны красного, желтого и зеленого цвета; оборудование для изучения свойств воды (стаканчики, вода, бутылочки с водой), краски, кисточки, шапочки, таблички на доску (нет вкуса, нет запаха, нет цвета), раздаточный материал, сундучок, сахар, лимон, соль.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

(звуковой эффект: шум моря)

- Ребята, какой сегодня чудесный день. Мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли на занятие.

- Кто пришел с хорошим настроением - улыбнитесь.

- Если вам нравится общаться с одноклассниками – поднимите руки!

- Кто не любит ссориться - хлопните в ладоши!

- Если вы стараетесь уважительно относиться к людям - пожмите друг другу руки.

-  Теперь можно начинать работу.

2. Сообщение темы, целей занятия.

- Перед вами сундучок. Отгадайте что внем? (показать его)

- А подскажет нам загадка:

Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я,

Кто я такая? Слайд 2

- Давайте проверим, правы вы или нет?

(Учитель открывает сундучок и достаёт бутылочки с водой)

- Вы угадали! Это вода, водица, водичка.

- И мы сегодня с вами поговорим об этой удивительной жидкости, поиграем с ней, попробуем на вкус.

- Но для начала  мы с вами поиграем, будем выполнять движения в соответствии с текстом.

Пальчиковая гимнастика «Дождик» (в начале урока для активизации умственных и физических возможностей учащихся выполняются упражнения)

Дождик, дождик кап, да кап

(пальцем правой руки дотрагиваться до ладошки                  правой руки, имитируя капельки)

Ты не капай больше так!

(пальцем левой руки дотрагиваться до ладошки правой руки, имитируя капельки)

Хватит землю поливать,

(грозить указательным пальцем, знак отрицания)

Нам пора идти гулять!

(двумя пальцами каждой руки имитировать шаги)

  1. Изучение нового материала.

- Итак, ребята, вода- это вещество обыкновенное и хорошо нам известное. Скажите, в повседневной жизни, где мы можем увидеть воду? Правильно, воду мы можем увидеть в реках, болотах, лужах, родниках. Она течет из крана. Воду мы используем для приготовления пищи, лекарств, для поливки цветов. Слайд 3

- А знаете ли вы, что принимая душ в течении 5 минут, вы расходуете 100 литров воды. Каждый раз, когда чистите зубы вы расходуете 1 литр воды.

- Представьте себе, что мы оказались в большом, светлом помещении, в котором много разных приспособлений и приборов для проведения опытов и исследований. В нашей имитированной лаборатории тоже всё готово для работы. (дети надевают шапочки для опытов)

- Для этого хочу вам предложить   побыть маленькими учеными.  А как вы думаете, чем занимаются ученые?

- Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним технику безопасности. (проговаривают инструкцию – инструкция в картинках и словесная вклеена в Дневник опытов и экспериментов) Слайд 4

Инструкция

Условные обозначения

Не трогай оборудование без разрешения взрослых

https://fs00.infourok.ru/images/doc/150/173743/img7.jpg

Запрещается есть, пить, пробовать вещества на вкус без разрешения взрослого

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/09b7/00171426-3f2ddab2/img25.jpghttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0eb0/000615a7-624d655a/img1.jpg

Нюхать осторожно направляя воздух ладошкой

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0b13/000e3be2-0df91e07/img28.jpg

Не кричать

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0429/000c6038-be393137/hello_html_75e63c78.jpg

Соблюдать осторожность

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0429/000c6038-be393137/hello_html_75e63c78.jpg

Внимательно слушать

https://i.ytimg.com/vi/0DbK2CQxcyA/maxresdefault.jpg

Содержать рабочее место в порядке

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=2ddc442c66410fdda12b7ee5cf72076b-l&n=13

- В течении занятия  мы с вами проведем опыты и заполним таблицу (Приложение 1), выполним  упражнение для глаз.

 Глазодвигательный тренинг.

Если смотришь на предмет

И не видишь, есть он иль нет.

На него ты не смотри,

Глаза скорее отводи,

Легко и быстро поморгай,

Вправо, влево взгляд бросай,

Снова глянешь на предмет —

Изображенья четче нет!

4. Первичное закрепление новых знаний (учитель приглашает детей подойти к зоне для проведения опытов)

Опыт №1.

- Перед вами стоят  стаканчики. Попробуйте воду  на вкус из каждого стаканчика.

- Какая по вкусу вода в 1 стакане? Во втором? В третьем?(без вкуса)

- Раз мы с вами в лаборатории, вы можете сделать так, чтобы у воды появился вкус.

- А как вы это сделаете? (добавляют сахар, лимон, соль)

-  теперь попробуйте на вкус, что поменялось? Какой вывод сделаем?

- Вода сама по себе не имеет никакого вкуса. Но при этом легко приобретает вкус.

Вывод: вода не имеет  вкуса. (отметим в таблице  Если да «+», если нет -.)

 (на доску нет вкуса) (Приложение 2)    Слайд 5

Опыт №2.

- А сейчас я покажу вам фокус. Смотрите и слушайте  внимательно:

Я чистую, светлую водицу

В разные цвета превращу.

Ты вода-водица

Друг мой студеный.

Стань вода-водица

Не простой – зеленой.

(Учитель в это время берет бутылку с чистой водой, встряхивает воду).

- Что случилось с водой? (Ответы детей.) 

- Почему вода стала зеленой? (Дети высказывают предположения.)

- А вы сможете окрасить воду в синий цвет? Как это сделать?

Ты вода-водица,

Светлая, как иней.

Стань вода-водица

Не простой, синей.

(Обучающиеся самостоятельно красят воду с помощью воды и красок)

Ты вода-водица,

Друг мой прекрасный

Стань вода-водица,

Не простой, а красной.

(Красят в красный цвет) 

Вывод: вода не имеет цвета, но она может окраситься в определенный цвет, если в нее добавить красители. (отметим в таблице  Если да «+», если нет -.)

(на доску нет цвета) (Приложение 2) Слайд 6

- Предлагаю вам отдохнуть.

Физминутка (встают возле парт, выполняют движения в соответствии с текстом)

Очень всем нужна вода

Делай – раз, делай - два.

Звери у ручья напились

Вправо влево наклонились.

Вместе на носочки встали,

Тучку лапками достали.

Дружно хлопнули в ладоши -

До чего же день хороший!

Дождик вдруг полил с утра.

За работу нам пора!

Опыт №3. (учитель приглашает детей подойти к зоне для проведения опытов)

-Ребята, скажите, когда вам повара пекут пироги, готовят вкусный обед, вы чувствуете аппетитный запах?

-Возьмите стаканчик с водой и поднесите к носу и понюхайте его.(Нюхать осторожно направляя воздух ладошкой)

-Скажите, вода имеет запах?

- А давайте изменим запах воды. Перед вами стоит кофе, насыпьте  его в стаканчик.

-Понюхайте воду, чем она пахнет? (кофе)

- В следующий стаканчик капните масло.

-Понюхайте воду, чем она теперь пахнет? (апельсином)

- Какой вывод сделаем?

Вывод: вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в неё добавлено. (отметим в таблице  Если да «+», если нет -.)

(на доску нет запаха) (Приложение 2) Слайд 7

5. Закрепление изученного материала.(проходят на свои места)

Работа в дневниках. (Приложение 5)

1. карточка №1

- Чтобы закрепить ваши знания, предлагаю  выполнить задания в Дневнике опытов и экспериментов.

-Рассмотрите внимательно картинки и обведите тот предмет, который можно узнать по запаху. Слайд 8

2. карточка №2

- Рассмотрите второе задание. Вам нужно в пустой клеточке вписать какая вода получилась при добавлении веществ. (слова написаны на слайде: соленая, сладкая)

Слайд 9

-Молодцы справились со всеми заданиями!

6. Итог урока. Рефлексия.

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться,

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!

-Ребята, за то, что вы сегодня были любознательными, активными, много интересного узнали о воде, проводили опыты с водой, из которых узнали, что вода не имеет цвета, вкуса, запаха. Поэтому я хочу вам подарить значки в форме волшебной капельки, потому что вода действительно волшебная. Пусть эта капелька напоминает вам о своей волшебной силе. (Приложение 4)

- Также на занятии  заполнили таблицу. На следующих занятиях продолжим опыты и узнаем другие свойства воды.

- Обратите внимание у вас на столах лежат кружочки: зелёного, красного, жёлтого цвета. Оцените свои достижения на уроке, используя один из кружочков (Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор)(Приложение 3)

Ребята, вы все молодцы! Мне понравилось, как вы работали на занятии. Спасибо! До новых встреч.

Приложение 1

Свойства воды.

Есть

(да)

Нет

цвет

вкус

запах

имеет ли форму

прозрачность

является ли растворителем

текучесть

Приложение 2

нет вкуса

нет цвета

нет запаха

Приложение 3

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/136f/00072bd6-e4e622ae/img38.jpg

Приложение 4

https://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1RkyrEo3PJzddRCOegGKuMxsqaKTM5SRkZCeTgDn6uOyichttps://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1RkyrEo3PJzddRCOegGKuMxsqaKTM5SRkZCeTgDn6uOyichttps://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1RkyrEo3PJzddRCOegGKuMxsqaKTM5SRkZCeTgDn6uOyichttps://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1RkyrEo3PJzddRCOegGKuMxsqaKTM5SRkZCeTgDn6uOyic

https://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1RkyrEo3PJzddRCOegGKuMxsqaKTM5SRkZCeTgDn6uOyichttps://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1RkyrEo3PJzddRCOegGKuMxsqaKTM5SRkZCeTgDn6uOyic

Приложение 5

Карточка №1

https://www.neizvestniy-geniy.ru/images/works/photo/2013/03/878864_1.pnghttps://parazitologiya.com/assets/images/68_4.jpghttps://cdn1.ozone.ru/multimedia/1018301831.jpg

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=ff23a94d3fdfca864a2104297b41976f-4012459-images-thumbs&ref=rim&n=33&w=183&h=150https://mediccare.ru/wp-content/uploads/2018/05/norma-potreblenya-chistoi-vodi.jpghttps://simvolistika.ru/wp-content/uploads/2020/05/simvol-jabloka-2-1536x1536.jpg

https://stat1.cdnbb8.com/upload/2012/2019-09/nos.jpg

Карточка №2

https://thumbs.dreamstime.com/b/%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BA-%D0%BE-%D0%BF%D0%B8%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B9-%D0%B2%D0%BE-%D1%8B-%D0%BD%D0%B0-%D0%B3%D0%BE-%D1%83%D0%B1%D0%BE%D0%B9-%D0%BF%D1%80%D0%B5-%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%8B-%D0%BA%D0%B5-41834154.jpg

https://img2.freepng.ru/20180610/eau/kisspng-plus-and-minus-signs-clip-art-5b1d241b5e4aa4.7318136215286364433862.jpg

https://knigobox.ru/image/cache/catalog/samson/4002147f1d0c5639bf2e029fabde393d_x-650x650.jpg

https://pbs.twimg.com/media/Ey8u7ndXMAg16tM.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/b/%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BA-%D0%BE-%D0%BF%D0%B8%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B9-%D0%B2%D0%BE-%D1%8B-%D0%BD%D0%B0-%D0%B3%D0%BE-%D1%83%D0%B1%D0%BE%D0%B9-%D0%BF%D1%80%D0%B5-%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%8B-%D0%BA%D0%B5-41834154.jpg

https://img2.freepng.ru/20180610/eau/kisspng-plus-and-minus-signs-clip-art-5b1d241b5e4aa4.7318136215286364433862.jpg

https://posyltorg33.ru/upload/iblock/434/434ff584b8f7da82f5b28ebc0a076869.jpg

https://pbs.twimg.com/media/Ey8u7ndXMAg16tM.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по живому миру "Свойства воды", 2 класс

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды.Расширить кругозор, пассивный словарь.Воспитывать бережное отношение к природе....

Конспект урока по окружающему миру "Свойства воды"

Данный конспект предназначен для 3 -го класса. Учитель использует ТСО, групповую, парную работу, что актуально в современном мире.  Дети самостоятельно формулируют учебную задачу, соотрудничают, ...

Конспект занятия - что мы знаем о воде.

Знакомит детей со свойствами воды(вкус,цвет,запах,текучесть), так же развивает любознательность,мышление,речь....

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности «Минеральные воды».

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности «Минеральные воды». Тема внеурочного занятия:   «Минеральные воды» (практическое занятие).  Цель: с...

План-конспект занятия по спасательным работам на воде

Занятие является частью дополнительной общеразвивающей программы спортивно-оздоровительной направленности "Спасательные работы на воде". Цель занятия: обучение технике ныряния в длину и глуб...

Конспект урока по естествознанию "Уникальные свойства воды" (5 класс)

Знакомство учащихся 5 класса с уникальными свойствами воды, как одной из главнейших форм и источником жизни на Земле. Создание условий для формирования ответственного отношения человека к природным во...

Методическая разработка внеурочного занятия. Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения.

Методическая разработка внеурочного занятия.Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе.  Тема: Русский и другие способы умножения....