Конспект урока по естествознанию "Уникальные свойства воды" (5 класс)
план-конспект урока по естествознанию (5 класс)
Знакомство учащихся 5 класса с уникальными свойствами воды, как одной из главнейших форм и источником жизни на Земле. Создание условий для формирования ответственного отношения человека к природным водным ресурсам с целью развития естественнонаучных компетенций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_unikalnye_svoystva_vody.docx | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические дни
«Уроки педагогического мастерства-2022»
Конспект урока по естествознанию
«Уникальные свойства воды»
5 класс
Конспект урока
Тема: «Уникальные свойства воды»
Тип урока: урок развивающего контроля
Вид урока: проектная работа, творческий отчет
Цель урока: Познакомить с уникальными свойствами воды, как одной из главнейших форм и источником жизни на Земле. Создать условия для формирования ответственного отношения человека к природным водным ресурсам с целью развития естественнонаучных компетенций.
Задачи урока:
- учебно-образовательные: опытным путем познакомиться со свойствами воды, строением ее молекулы; совершенствовать вычислительные навыки и навыки логического мышления, применять знания в непривычной ситуации.
- учебно-воспитательные: воспитание у обучающихся экологически целесообразного поведения как показателя экологического мышления и экологической культуры; формирование у учащихся чувства ответственности за состояние окружающей среды; развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников, способствовать сплочению детского коллектива;
- учебно-развивающие: способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, умения решать задачи, рассчитанные на сообразительность.
Планируемые результаты:
- личностные – готовность и способность обучающихся к саморазвитию в сфере экологии, здоровья и безопасности; сформированность представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды; наличие ценностно-смысловых установок на сохранение природы, собственного здоровья, здоровья окружающих;
- метапредметные – усвоенные межпредметные понятия, формирующие целостное представление о человеке, его здоровье, культуре здорового и безопасного образа жизни, нормах поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья обучающихся, как фактора, способствующего развитию ребенка и достижению планируемых результатов общего образования.
- предметные - освоенный опыт специфической для данного учебного предмета деятельности по получению нового знания в области экологической культуры и естествознания, а также система основополагающих элементов научного знания в сфере здоровья и безопасности, лежащая в основе современной научной картины мира; овладение начальными навыками адаптации в динамично меняющемся и развивающемся мире на основе наблюдений в природе, постановки опытов и т.д.; овладение основами грамотного поведения в природе и социуме, правил безопасного образа жизни; нахождение и извлечение информации о естественнонаучных явлениях в различном контексте.
Метод обучения: беседа, рассказ, творческая работа в группах, опыты.
Оборудование: мультимедийная презентация, набор для сборки модели молекулы воды, пробирки, лабораторные стаканы, коническая колба, стеклянные палочки, шпатель, спиртовка, семена растений, чашечки Петри, лимон, кабачок, сахар, соль, песок, растительное масло, опилки.
Форма проведения: интегрированный урок
Ход урока:
1. Подготовительный.
Подготовка кабинета к занятию: установка оборудования, презентации, оформление кабинета.
2.Организационный этап.
3.Основной этап.
Вступительное слово учителя. Загадка о воде. Черный ящик. Обсуждение. Актуализация имеющихся знаний по теме. Формирование новых знаний через эксперименты и работу в творческих группах.
4.Практический этап.
Работа творческой группы химиков: создание модели молекулы воды; расчет массовой доли химических элементов в воде. Решение ситуационных задач. Изучение органолептических свойств воды и растворимости различных веществ в ней.
Работа творческой группы биологов: опыты «Своенравный кабачок» и «Сахарный лимон» по изучению явления осмоса. Опыт, доказывающий наличие воды в семенах растений, мышечной ткани и грибах. Решение практических задач.
5.Заключительный этап.
Подведение итогов занятия. Обсуждение интересных моментов занятия. Обмен знаниями, заключительное слово экспертов творческих групп.
План-конспект
1.Организационный этап
Приветствие обучающихся.
2.Основной этап
Актуализация знаний.
Учитель 1: -Ребята, сегодня мы посвятим наш урок изучению вещества, которое спряталось в черном ящике. О каком именно веществе пойдет речь вы попробуете догадаться, разгадав загадку.
Учитель 2: - «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь».
Учитель 2: - Итак, ребята, о каком же веществе пойдет наш разговор?
Ребята: ………
Учитель 1: -Вода - одно из самых уникальных веществ на Земле. Несмотря на бурное развитие современной науки, до сих пор ученые не изучили до конца природу этого, казалось бы, простого вещества! Что вы знаете о воде?
Ребята:…….
Учитель 2: - а теперь для того, чтобы подтвердить или опровергнуть ваши догадки мы с вами разделимся на 2 творческие группы – группа «Химиков» и группа «Биологов», каждая из которых будет изучать уникальные свойства воды с точки зрения химии и биологии. По окончанию выполненных работ эксперт каждой творческой группы выступит с заключительным словом и вы обменяетесь полученными знаниями. Давайте выберем эксперта в каждой творческой группе.
Ребята выбирают эксперта и получают отличительные значки «Эксперта».
3. Практическая часть.
Получение новых знаний. Работа в творческих группах.
Группа «Химиков»:
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с уникальными свойствами воды, но прежде мы вспомним строение ее молекулы. Обратите внимание на слайд с изображением молекулы воды в пространстве. На какую геометрическую фигуру похожа данная молекула?
Ребята: на треугольник.
Учитель: из атомов каких химических элементов построена молекула воды?
Ребята: атомов водорода и кислорода.
Учитель: Правильно! А теперь давайте попробуем собрать собственные молекулы воды, используя набор для сборки модели молекулы воды.
Ребята собирают модели молекулы воды и демонстрируют свой результат.
Учитель: А теперь давайте вспомним, в каких трех состояниях существует вода?
Ребята: жидком, твердом и газообразном.
Учитель: молодцы! Совершенно верно. А теперь для закрепления полученных знаний решим ситуационную задачу: Почему в крышке чайника делают отверстие?
Ребята:….(ответ).
Учитель - Для выхода пара. Вода при испарении (при 1000С) увеличивает свой объём в газообразном состоянии более чем в 1000 раз. Вот почему вода в виде пара используется в паровых котлах как рабочее тело.
А кто знает какими свойствами обладает вода?
- Имеет цвет; не имеет цвета.
- Имеет запах; не имеет запаха.
- Имеет форму; не имеет форму.
- Прозрачна; не прозрачна.
Давайте попробуем ответить на эти вопросы, используя собственные органы чувств.
Ребята:………..
Учитель – А вы знали, что вода - самый сильный универсальный растворитель. Если ей дать достаточно времени, она может растворить практически любое твердое вещество. Именно из-за уникальной растворяющей способности воды никому до сих пор не удалось получить химически чистую воду - она всегда содержит растворенный материал сосуда. В воде содержатся практически все элементы таблицы Менделеева, в том числе газы, основания, кислоты. На своем пути вода растворяет металлы, горные породы, органические вещества.
Используя оборудование, имеющееся у вас на столе, определите растворимость выданных веществ. Сделав вывод, заполните таблицу:
Вещество | Растворимость |
Сахар | Р |
Песок | Н |
Опилки | Н |
Соль | Р |
Растительное масло | Н |
Ребята заполняют таблицу и оглашают полученные результаты.
Группа «Биологов»:
Учитель: - «Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле. Нет воды – нет жизни, есть вода – есть жизнь», сказал Леонардо да Винчи.
Вода является необходимым условием существования всех живых организмов на Земле.
«Вода дороже золота»- утверждали бедуины всю жизнь кочевавшие в песках. Они знали, что никакие богатства не спасут путника в пустыне, если иссякнут запасы воды. Ведь человек состоит на 80% из воды. А вы знали, что у человека массой 70 кг содержится 50 кг воды. Это около 20 л. Если % содержания воды в организме снижается - возникает жажда. А потеря тканями до 25 % воды приводит к гибели организма. Без воды человек может прожить 3 дня, в то время как без пищи 30-50 дней. Но ни одно живое существо – ни человек, ни животное, ни растение не может обойтись без воды!
Ребята! Давайте с вами посчитаем сколько же воды потребляет человек за всю свою жизнь, решив задачку.
Задача. В среднем каждый человек употребляет 1,7 л воды в сутки при физиологической потребности 2-3 л. Узнайте, сколько воды употребляет человек за всю свою жизнь, если средняя продолжительность жизни 75 лет?
Ученики решают задачу.
Учитель: а теперь мы с вами экспериментальным путем докажем, что все живые организмы, даже те, которые на первый взгляд кажутся нам безжизненными, не просто нуждаются в воде, но и содержат ее.
Опыт №1 «Наличие воды в семенах огурца, грибов и мышечной ткани».
Проведение опыта учителем с использованием лабораторного оборудования.
Оборудование: семена огурца, грибы, мышечная ткань курицы, спиртовка, спички, пробирки.
Ученики комментируют полученный результат.
Учитель (добавляет): При нагревании пробирок с исследуемым материалом, на стенках пробирок будет скапливаться конденсат, доказывающий наличие воды в перечисленных образцах.
Учитель: на основании проведенного опыта мы с вами убедились в том, что вода входит в состав как растительных, так и животных организмов.
Учитель: Ребята, а вы знаете, что поступление воды в клетку живого организма зависит от концентрации растворенных веществ в самой клетке и в окружающей ее среде!? Так давайте разберемся как осуществляется процесс поступления воды в клетку и как она утоляет жажду! Что такое жажда мы ответили уже на этот вопрос ( жажда возникает при снижении содержания воды в организме). А как вы утоляете жажду?
Ученики:………
Учитель: Казалось бы, когда нас мучает жажда достаточно выпить человеку стакан воды или полить растение. Но не все так просто как кажется. С точки зрения биологии «жажда» крепко связана с явлением осмоса. Давайте проведем еще один опыт и поближе познакомимся с этим новым для нас явлением.
Опыт «Своенравный кабачок».
Оборудование: разделочная доска, нож, 3 лабораторных стакана, поваренная соль, кабачок, стеклянная палочка.
Учитель: мы должны помнить, что в состав внутренней среды живого организма входят минеральные соли, которые принимают участие в осмосе. Ведь соль притягивает воду.
Ход работы:
1. Вырежем 3 кубика из сырого кабачка.
2. 1 кубик поместим в слегка подсоленную воду, 2 кубик – в очень соленую, 3 кубик – в пресную.
Что мы наблюдаем?
Ребята:…….
Учитель (дополняет): в стакане, в слегка подсоленной воде – кабачок остается прежних размеров, т.к. содержание соли в воде и в клеточном соке кабачка одинаковые. В стакане с соленой водой кабачок сморщился, обезвожился, т.к. соль, которая была в воде вытянула воду из кабачка. В стакане с пресной водой – кабачок вырос, т.к. содержание соли в клеточном соке кабачка выше, чем в стакане с водой.
Для получения быстрого результата насыпим соль на только что отрезанный кабачок. Активно будет выделяться вода.
Опыт «Сахарный лимон».
Ход работы:
- Отрежим 2 тонких ломтика лимона и положим на блюдце. Сока почти нет.
- Посыпим 1дольку лимона сахаром. Лимон пустит сок. Работает осмос. На поверхности лимона образуется сахарный сироп. Клеточный сок самого лимона содержит мало сахара, поэтому он и стремится разбавить сахарный сироп, выходя наружу.
Ребята комментируют результаты опыта и дают формулируют определение осмоса.
Учитель (дополняет): осмос способствует обезвоживанию клеток или их перенасыщению водой и зависит от содержания соли или сахара в клеточном соке растения.
Заключительный этап.
Подведение итогов занятия. Обсуждение интересных моментов занятия. Обмен знаниями, заключительное слово экспертов творческих групп.
Список литературы:
1. Непомнящий Н.Н. 100 великих загадок природы. М.: Вече, 2004.
2. Естествознание. Н.Я.Дмитриева, И.П.Товпинец. – М.: “Просвещение”, 1995.
3. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: кн. для учащихся нач. кл. / А.А.Плешаков, А.А.Румянцев. – М.: Просвещение, 2007.
4. Жидкие опыты. http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10k.shtml
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока географии по теме "Воды суши. Подземные воды"
Тема урока: "Воды суши. Подземные воды" Цели:Сформировать у учащихся представление о подземных водах, их видах, происхождении, условиях залегания, использования и проблемах охраны....
Конспект урока по теме:"Внутренние воды и водные ресурсы" 8 класс
Урок разработан с использованием электронно образовательных ресурсов....
Конспект урока по химии в 8 классе на тему: «Типы химических реакций на примере свойств воды (реакции разложения и соединения)»
Конспект урока на тему:«Типы химических реакций на примере свойств воды (реакции разложения и соединения)»...
Урок русского языка в условиях реализации ФГОС. Конспект урока «Под лежачий камень вода не течёт!» Повторение изученного материала по теме «Глагол» (5 класс)
Этот урок был проведён мной 28 апреля 2017 года на муниципальном научно-практическом семинаре для руководителей муниципальных и школьных методических объединений учителей по теме "Профессиональный рос...
Конспект урока по химии для 8 класса Тема урока:: Химические свойства воды.
Тема урока: « Химические свойства воды. Этот урок разработан по ФГОС для 8 класса. Урок изучения и закрепления новых знаний. На уроке учащиеся закрепляют знания о физических св...
Конспект урока по химии для 8 класса Тема урока:: Химические свойства воды.
Тема урока: « Химические свойства воды. Этот урок разработан по ФГОС для 8 класса. Урок изучения и закрепления новых знаний. На уроке учащиеся закрепляют знания о физических св...
Конспект урока по окружающему миру :Вода.Свойства воды"
Данная тема может быть использована на уроках окружающего мира в начальных классах. 1.Вода-основное богатство на свете. 2.Три состояния воды. 3.Основные свойства воды. Учебный предмет :окружаю...