Программа социальной реабилитации и абилитации детей-инвалидов с умственной отсталостью "Ступени развития"
проект
Программа направлена на социальную реабилитацию и абилитацию детей – инвалидов с умственной отсталостью, включает социально-бытовую, социально-педагогическую, социально-средовую, социокультурную реабилитацию. Практическая значимость программы состоит в использовании оптимального комплекса диагностических и коррекционно-развивающих методик, увеличении содержания фонда оценочных средств по комплексной реабилитации и абилитации детей – инвалидов с умственной отсталостью. В целях осуществления эффективных реабилитационных мероприятий, разработан комплексный учебно-тематический план, в котором представлено: содержание деятельности по предоставлению реабилитационных мероприятий, формы и методы, используемые в рамках реабилитации и специалисты, которые их реализуют.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 41.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания
Пензенской области «Мокшанский детский дом-интернат для умственно отсталых детей»
Программа социальной реабилитации и абилитации
детей-инвалидов с умственной отсталостью
«Ступени развития»
Составила:
Воспитатель:
Козенкова И.В.
Содержание
- Пояснительная записка (актуальность, цели, задачи программы) Программы
- Общая характеристика целевой группы Программы
- Понятие умственной отсталости, ее формы и основные причины
- Целевая группа Программы
- Основные этапы реализации Программы
- Диагностика
- Социально-бытовая реабилитация
- Социально-педагогическая реабилитация
- Социально-средовая реабилитация
- Социокультурная реабилитация
- Ожидаемый результат
- Список литературы
- Пояснительная записка
Программа направлена на социальную реабилитацию и абилитацию детей – инвалидов с умственной отсталостью, включает социально-бытовую, социально-педагогическую, социально-средовую, социокультурную реабилитацию. Практическая значимость программы состоит в использовании оптимального комплекса диагностических и коррекционно-развивающих методик, увеличении содержания фонда оценочных средств по комплексной реабилитации и абилитации детей – инвалидов с умственной отсталостью. В целях осуществления эффективных реабилитационных мероприятий, разработан комплексный учебно-тематический план, в котором представлено: содержание деятельности по предоставлению реабилитационных мероприятий, формы и методы, используемые в рамках реабилитации и специалисты, которые их реализуют.
Актуальность разработки программы реабилитации и абилитации детей - инвалидов с умственной отсталостью в условиях стационарного учреждения социального обслуживания (далее Программа) обусловлена необходимостью реализации гарантированного права каждого ребенка с инвалидностью на получение комплекса реабилитационно-абилитационных услуг независимо от места проживания, тяжести течения заболевания.
Цель программы - комплексная реабилитация детей-инвалидов с целью формирования у них навыков самостоятельной жизни посредством освоения необходимых социальных компетенций, их коррекции, развитие возможностей к самостоятельному удовлетворению основных жизненных потребностей, адаптации к независимому проживанию, доступной общественно-полезной деятельности.
Задачи:
1.Восстановление жизненно необходимых навыков.
2.Формирование и совершенствование навыков самообслуживания, функциональной и социальной независимости.
3.Формирование навыков и умений самостоятельного использования бытовой техники.
4. Формирование умений ухода за собой и своим внешним видом.
5.Формирование у инвалидов навыков персональной сохранности, способствующих восстановлению социального опыта, возможности самостоятельного проживания.
6.Обучение инвалидов пользованию новыми специальными адаптивными техническими средствами, отвечающими их потребностям.
7. Формирование умений ориентироваться в окружающем социуме на бытовом уровне, в пространстве, во времени.
8. Восстановление активного социального статуса.
- Общая характеристика целевой группы Программы
2.1. Понятие умственной отсталости, ее формы и основные причины
Международная классификация болезней (МКБ-10) определяет умственную отсталость как состояние задержанного или неполного умственного развития, которое характеризуется снижением навыков, определяющих общий уровень интеллекта, т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности. Умственная отсталость может возникнуть на фоне психических или физических нарушений организма, наследственных заболеваний, влияния патогенных факторов, воздействующих на плод в период перинатального, натального и постнатального развития. Существуют разные подходы в классификации состояний умственной отсталости. Наиболее распространенной клинической классификацией является разделение умственной отсталости по степени интеллектуального дефекта. Выделяется четыре степени умственной отсталости: легкая, умеренная, тяжелая, глубокая.
Дети-инвалиды с легкой умственной отсталостью, как правило, обучаются по программам специального коррекционного образования. Возможности получения профессиональной подготовки для них хотя и затруднительны, но вполне осуществимы. Они могут трудоустраиваться в условиях открытого рынка труда незначительной профессиональной квалификации, создавать семьи. Эти люди дееспособны, поэтому общество признает их способными отвечать за свои поступки перед законом, нести воинскую повинность.
Дети-инвалиды с умеренной степенью умственной отсталости, как правило, не способны осваивать специальные образовательные программы. Но они способны овладеть навыками общения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счетом, некоторыми сведениями об окружающем мире, научиться какому-либо ремеслу. В то же время они не могут вести самостоятельный образ жизни, нуждаются в опеке. Они способны выполнять простой труд, брать на дом работу, не требующую квалифицированного труда (склеивание конвертов, коробок и т. д.), хорошо справляются с сельскохозяйственными работами, что доставляет им радость, давая возможность самореализоваться.
У детей-инвалидов с тяжелой степенью умственной отсталости резко нарушены процессы памяти, восприятия, внимания, мышления, снижены пороги чувствительности. Им недоступно осмысление окружающего, речь развивается крайне медленно и ограниченно или не развивается вообще. Наблюдаются тяжелые нарушения моторики, координации движений, пространственной ориентировки. Медленно и трудно формируются элементарные навыки самообслуживания. Эмоциональная сфера примитивная, проявление эмоций сводится к двум состояниям – неудовлетворенность и удовлетворение. Логическое мышление отсутствует, двигательная моторика угловатая, нецеленаправленная, предпочитают сидеть в стандартной позе, раскачиваясь, как маятник. Но они так же, как и все остальные, способны развиваться, и могут научиться частично обслуживать себя, овладеть навыками общения (речевым или безречевым), расширять свои представления об окружающем мире.
Дети-инвалиды с глубокой степенью умственной отсталости не в состоянии освоить даже простейшие навыки самообслуживания (одеться, умыться, пользоваться столовыми приборами и пр.), их речь либо совсем не сформирована, либо состоит из небольшого числа простейших слов, обращенную к ним речь понимают мало, могут не узнавать людей, ухаживающих за ними, не отличать съедобного от несъедобного (проглатывают несъедобные предметы), часто не имеют представлений о пространственных отношениях (например, о высоте: падают с большой высоты), редко формируют представления о горячем, остром и др. (могут получать повреждения, ожоги). В большинстве случаев недоразвитие интеллекта сопровождается моторными нарушениями и тяжелыми соматическими аномалиями.
- Целевая группа Программы
Объектом реализации настоящей Программы являются дети-инвалиды с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, социальная адаптация и приемлемая интеграция которых возможна. Число детей, включенных в целевую группу – 17 человек.
- Основные этапы реализации Программы
Программа рассчитана на 3-летний срок реализации. I этап – организационно-диагностический – 3 месяца; II этап – практический (основной) (2 года 7 месяцев); III этап – аналитический (обобщающий) – 2 месяца.
Реализация Программы проводится поэтапно и начинается с проведения диагностики, основной целью которой является определение наиболее развитых функций инвалида для последующего подбора индивидуального комплекса абилитационно-реабилитационных мероприятий.
При проведении диагностики полями исследования являются:
∙ личностные мотивации и жизненные установки ребенка-инвалида;
∙ степень развитости коммуникативных и мыслительных способностей, социально-бытовых навыков, социально-средовой ориентации;
∙ двигательная активность.
- Диагностика
Таблица 1.
Вид | Содержание | Методические приемы проведения |
Первичная диагностика | Установление контакта с инвалидом, изучение основных ограничений и особенностей протекания заболевания, оценка реабилитационного потенциала. | Наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, изучение медицинских документов, заключений, результатов обследования и т.д. |
Психолого-педагогическое обследование | Изучение личности ребенка-инвалида, мотивационной направленности и ценностной ориентации, речевой и мыслительной деятельности. Выявление коммуникативных способностей, навыков самообслуживания и личной гигиены, способности ориентации в пространстве, возможность самостоятельного передвижения. Определение показателей умственной отсталости (IQ), социальной компетентности | Тестирование, эксперимент, наблюдение, опрос, анкетирование. |
Обследование двигательной сферы активности | Способность ходить, степень гиподинамии или гиперкинезии, оценка координации, произвольные и непроизвольные движения. | Тестирование, наблюдение, эксперимент. |
Первичная диагностика проводится индивидуально и начинается с установки контакта с ребенком, изучаются его основные ограничения и особенности, оценивается реабилитационный потенциал.
Психолого-педагогическое обследование проводится индивидуально до и после реабилитационных мероприятий. До проведения мероприятий выявляются индивидуальные особенности и потенциальные возможности личности индивида, после – для оценки эффективности проведенных мероприятий.
При проведении обследования исследуются:
∙ внимание, зрительное и зрительно-пространственное восприятие (узнавание реальных объектов, узнавание составных фигур);
∙ цветовое восприятие: (название цветов; подбор оттенков по эталону);
∙ речь: (спонтанная речь - беседа, автоматизированная речь - цифровой ряд от 1 до 10, дни недели, месяцы года), название предметов по картинкам;
∙ память: память на образы - необходимо запомнить как можно больше картинок, кратковременная память - запоминание серии слов, пересказ прочитанного;
∙ интеллект: понимание смысла рассказов, понимание сюжетных картинок, подбор аналогий, трактовка пословиц, классификация предметных изображений.
Педагогическое обследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. При этом выявляются:
∙ умения и навыки самообслуживания;
∙ способность общения в группе;
∙ способность к продуктивной деятельности и профориентация.
Обследование двигательной активности проводится индивидуально и в группе, оценивается:
∙ общее физическое развитие;
∙ координация и точность движений;
∙ состояние мелкой и крупной моторики;
∙ величина приемлемой физической нагрузки.
Длительность диагностического этапа может колебаться от нескольких дней до 2-3 месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей инвалида. Весь диагностический материал заносится в индивидуальные карты комплексной реабилитации, в которой отражается также динамика изменений диагностируемых показателей за определенные промежутки времени, и, в обязательном порядке, приводятся подробные рекомендации для развития социально-значимых навыков и умений, необходимых для успешной интеграции в социум.
- Социально-бытовая реабилитация
Социально-бытовая реабилитация является основой для подготовки человека с интеллектуальными и психическими нарушениями к независимой жизни. Социально-бытовые адаптационные мероприятия формируют у них культурно-гигиенические навыки самообслуживания и представления о себе и своем месте в микро-, мезо- и макро- социуме. По мере реализации мероприятий вырабатываются и закрепляются навыки использования и безопасного поведения в жилой, транспортной, городской среде, формируются представления о правильном поведении в обычной и экстремальной ситуациях: при встрече с чужим человеком, с незнакомым животным, в местах большого скопления людей.
Таблица 2.
Тематический план | Содержание занятий |
Гигиена тела и здоровье | Режим дня, утренний и вечерний туалет, уход за кожей, волосами, ногтями, зарядка, закаливание. Средства гигиены |
Уход за одеждой, обувью | Понятие сезонной одежды и обуви, повседневная и праздничная одежда, стирка ручная и машинная, чистка верхней одежды и обуви. |
Ремонт одежды и обуви | Все виды ремонта, штопка, наложение заплаты, пришивание пуговиц. Предметы для ремонта одежды: иголка, нитки, ножницы. Обучение навыкам обращения и техника безопасности при работе с иглой и ножницами. |
Уборка помещений | Моющие средства: назначение, правила обращения, уборочный инвентарь, виды мебели, чистка мебели и ковров, практика работы с пылесосом. |
Уход за комнатными растениями | Виды растений, полив, мытье, пересадка |
Приобретение продуктов | Экскурсия в магазин, выбор продуктов. Расчет стоимости продуктов, касса, кассир, чек. |
Культура питания | Полезные продукты. Столовые приборы, сервировка стола, культура потребления пищи. Оборудование кухни, меры безопасности на кухне. |
Технология приготовления простых блюд | |
Бутерброды | Виды, необходимые продукты. Мастер-класс по приготовлению. |
Салаты | Салаты: овощные, рыбные, мясные, технология приготовления. |
Первые блюда | Разновидности блюд: суп, борщ, щи, уха, технология приготовления |
Вторые блюда | Классификация блюд: блюда из мяса, птицы, рыбы, гарниры, технология приготовления. |
Напитки | Горячие напитки: чай, кофе; холодные напитки: соки, лимонад и т.д. |
- Социально-педагогическая реабилитация
В современной педагогике и психологии сложилось разделение психических и мыслительных процессов на три основные подсистемы: когнитивную, регулятивную и коммуникативную. Когнитивная подсистема включает процессы, обеспечивающие познание внешней среды, ориентировку в ней. Регулятивная - отвечает за построение и регуляцию деятельности и поведения и коммуникативная - включает процессы, обеспечивающие коммуникацию и взаимодействие между людьми. Все эти три составляющие у инвалидов с умственной отсталостью нарушены. Поэтому основными задачами социально-педагогической реабилитации в условиях учреждения социального обслуживания является организация и проведение мероприятий, направленных на развитие: а) ощущения, б) восприятия, в) памяти, г) мышления, д) воображения, е) внимания.
Основной формой реализации этих мероприятий является организация и проведение коррекционно-развивающих занятий. Представители целевой группы, в основной своей массе, по заключению психолого-медико педагогической комиссии не обучаемы по школьным учебным программам, но им вполне по силам освоить содержание коррекционно-развивающих занятий.
Таблица 3.
Тематический план | Содержание занятий |
Развитие восприятия и формирование представления о различных внешних свойствах предметов | Все виды арт-терапии, сюжетные и ролевые игры. |
Развитие памяти и внимания | Тактильные упражнения, сортировка по цвету, форме, величине. |
Развитие мелкой моторики, тренировка активных движений рук и кистей | Рисование, лепка, работа с сыпучим материалом, захват и удержание предметов разной величины, соотношение предметов. |
Развитие эстетического восприятия | Куклотерапия, бисероплетение, лоскутная техника. |
Развитие зрительного восприятия и зрительного внимания | Пазлы, выкладывание изображений предметов, работа по подражанию действиям взрослого по образцу и речевой инструкции. |
Общими дидактическими принципами организации коррекционных занятий являются:
∙ использование игровых методов и приемов работы, включающих соревновательный элемент, систему «штрафов» и поощрений. Принцип соревновательности способствует воспитанию организованности, собранности действий и ответственности за результат индивидуальной или командной работы.
∙ сменяемость одного вида деятельности другим. Чередование подвижных и малоподвижных заданий, устных и письменных форм работы, проведение шутливых разминок;
∙ дополнение развивающих занятий различными культурно-досуговыми мероприятиями, приуроченными к праздничным и памятным датам. В зависимости от индивидуальной нуждаемости необходимо проводить логопедическую, психологическую коррекцию, а также работу по профориентации и подготовке к различным видам труда. Особо следует выделить значимость обучения представителей целевой группы основам компьютерной грамотности.
- Социально-средовая реабилитация
Таблица 4.
Тематический план | Содержание занятий |
Знакомство | Рассказ о себе: Ф.И.О., сколько лет, кто родители, где я живу, чем увлекаюсь, что я люблю и не люблю. |
Полоролевое поведение | Мужчина, женщина, гендерные роли, отличие, семья. Дружба, любовь |
Экономика | Деньги, продукция, торговля, товары, выбор товара, оплата покупки. Правила поведения в магазине, кафе, столовой. Понятие источников дохода, заработная плата, пенсии. |
Труд в жизни человека | Виды труда (физический, умственный, творческий). Влияние труда на жизнь человека. |
Городская (сельская) среда проживания | Экскурсия городу (селу). Знакомство с местными достопримечательностями, понятие жилой и промышленной зоны, понятие об экологии. Название улиц, адрес проживания. |
Транспортная среда | Навыки ориентации на местности, виды транспорта, автобусные маршруты, плата за проезд. Как просить показать дорогу до нужного объекта. Поездка в автобусе с сопровождающим. |
Пользование бытовой техникой | Виды и назначение бытовой техники. Правило безопасности при использовании бытовой техники. Мобильный телефон, домофон. Срочные звонки: скорая помощь, пожарная часть, МЧС. |
- Социокультурная реабилитация
Социокультурная реабилитация – это один из способов приобщения людей с инвалидностью к активной жизни общества, эффективный способ изменить позицию общества по отношению к инвалидам и один из путей гуманизации общества в целом. Социокультурная реабилитация способна оказать существенное положительное влияние на инвалидов всех возрастных и социальных групп, однако особое значение она имеет для детей-инвалидов. В отношении данной группы лиц главная задача этого реабилитационного направления деятельности – приобщение молодого поколения к культурным, духовно-нравственным ценностям, к здоровому образу жизни, гармоничное развитие на основе включения в мир искусства и культуры. В основе подходов идея свободной, гармонично развитой личности, которая ориентирована на духовно-нравственные ценности и стремится к постоянному самоопределению, самосовершенствованию, а также признанию значимой роли искусства и литературы в формировании и развитии этой личности. Это – способ формирования разнообразных жизненных познавательных навыков, повышения самооценки личности, возможность творческого самовыражения и объединения индивидуальностей в общность.
Таблица 5.
Тематический план | Содержание занятий |
Формирование ценностной ориентации подростков на воспитание внутренней и внешней культуры поведения. | Внешняя культура, внутренняя культура, ценностные ориентации, «Если друг оказался вдруг…», культура общения, влияние рекламы на общественное сознание, «Самовоспитание». |
Осознание важности разумного отношения к своему здоровью, выработка мотивации на здоровый образ жизни. | Экология и здоровье. Сохрани природу - сохрани здоровье. Хорошее настроение и здоровье. Цвет и настроение. Правильное питание. Вода. Значение воды. Внешние и внутренние факторы риска для здоровья. «Моя безопасность в моих руках». Профилактика вредных привычек. |
Семья. Воспитание понятия семейных отношений. | Понятие о семье. Возможные проблемы в семье и пути выхода из конфликтных ситуаций. Ролевая игра «Моя семья». |
- Ожидаемый результат
- Приобретение практических навыков, действенных умений, необходимых для полноценной жизни в обществе.
- Приобретение навыков способствующих восстановлению социального опыта, возможности самостоятельного проживания.
- Самостоятельное использование технических средств реабилитации.
- Приобретение навыков умелого и безопасного передвижения и перемещения с использованием перил, поручней и т.д.
- Приобретение навыков наблюдательности и логического мышления.
- Восстановление двигательной активности руки, мелкой моторики, координации точности и ловкости движений.
- Адаптация в современном обществе, ориентации в социуме, быту.
- Активная коммуникация и включение инвалидов в социальное общение.
- Самостоятельное использование современных средств связи и коммуникации для получения информации, общения.
- Расширение знаний и умений самостоятельности при ориентации во времени и пространстве.
- Список литературы
- Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья /Л.И. Акатов. – М.: Владос, 2003. – 368с.
- Администрация Псковской области «Вместе к самостоятельной жизни» Опыт работы Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения Псковской области. Псков 2014.
- Демина Э.Н.Джавид О.С. Сопровождаемое проживание – новый сервис для инвалидов. Обзор литературы //Сервис плюс, 2018-№3
- Жизнь с достоинством (сопровождаемое проживание) Под ред. А.М.Царева. Практическое пособие – М.: Издательство «Перо», 2017
- Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация/ И.А.Коробейников.- ПЕРСЭ, 2002.
- Лавренова Т.И., Долгова Н.Б., Аристова Г.А. Социально-бытовая реабилитация: учебное пособие / – Пенза: ПГПУ, 2011.
- Субчева В. П. Социально-бытовая ориентировка. Учебное пособие для специальных коррекционных школ VIII вида. Коррекционная педагогика. М: Владос, 2012.
- Старобина Е.М. Профессиональная подготовка Лиц с умственной отсталостью // Коррекционная педагогика. М., 2014.
- Сопровождаемое проживание: организационные и методические основы: Методическое пособие/ Владимирова О.Н., Кожушко Л.А., Демина Э.Н., Лемке Н.П., Старобина Е.М., Гордиевская Е.О. //Под общ. Ред проф. Г.Н. Пономаренко. ООО «ЦИАЦАН» - СПБ., 2019
- Социально-бытовая адаптация инвалидов с двигательными нарушениями в комплексе реабилитационных мероприятий в Санкт-Петербурге: методическое пособие для специалистов системы реабилитации инвалидов /О.Н.Владимирова, Ю.Л.Гусак, Л.А.Карасаева, Н.В. Макарова, Е.М. Старобина, Т.Н.Шеломанова. - СПб, 2009
- Шипицына, Л.М. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья /Л.Шипицына //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. - №2
- Энциклопедия социальных практик, методик, технологий реабилитации инвалидов в Красноярском крае //Серия метод. пособий, выпуск 11. Красноярск 2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЫСТУПЛЕНИЕ «Трудотерапия – основная форма социальной реабилитации умственно-отсталых детей»
Одним из важных средств коррекции недостатков психофизического развития личности умственно-отсталых детей является труд. Соответственно одной из форм социальной адаптации, а затем и частичной реабилит...
Календарно-тематический план по программе социальной реабилитации несовершеннолетних на основе эстетического воспитания для детей от 7 до 13 лет «Красота. Радость. Творчество» (декоративно-прикладное искусство)
Психологическая наука давно убеждена в том, что творчество помогает ребенку справиться со многими личностными, эмоциональными и поведенческими проблемами, способствует личностному росту и раскрытию Ст...
Программа социально-культурной реабилитации «Развитие творческих способностей воспитанников как средство социальной адаптации»
Программа социально-культурной реабилитации...
Программа социально-культурной реабилитации «Музыкально-сценическая деятельность воспитанников как средство социальной реабилитации»
Программа социально-культурной реабилитации...
Рабочая дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа социальной реабилитации несовершеннолетних «Тропинка в информационную среду» Для детей и подростков от 7 – 18 лет
Пояснительная записка Развитие информатики связано с появлением ЭВМ, мощных универсальных устройств для хранения и переработки информации. Внедрение ЭВМ приводит к коренной перестройке технологии прои...
ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ Развивающие занятия для детей младшего школьного возраста
Комплексный подход к решению проблемы реабилитации инвалида, которые направлены восстановление и развитие способностей детей – инвалидов; создание условий для развития интеллектуальных способнос...
Индивидуальная программа социальной реабилитации
Примерная тематика социальной реабилитации семьи несовершеннолетнего....