ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ Развивающие занятия для детей младшего школьного возраста
рабочая программа по психологии на тему

Берлянчик Оксана Сергеевна

Комплексный подход к решению проблемы реабилитации инвалида, которые направлены восстановление и развитие способностей детей – инвалидов; создание условий для развития интеллектуальных способностей и навыков общения у детей младшего школьного возраста с диагнозом ЗПР.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchaya_programma.docx104.56 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка к программе

Направленность программы.

Государственная социальная политика Российской Федерации в отношении детей – инвалидов направлена на создание достойных условий их жизни, на реализацию предоставляемых условий их жизни,  на реализацию предоставляемых им (наравне с другими детьми) прав, свобод, возможностей, обеспечивающих надежную и эффективную интеграцию в общество.

Реабилитация детей-инвалидов включает в себя комплексную систему педагогических, медицинских, социально-экономических мероприятий. Вместе с тем на сегодняшний день не преодолена дистанцированность социума от сущности людей с особыми потребностями. Развитие ребенка как личности, ориентированной на нормы и ценности социального общества возможно лишь в благоприятных условиях открытости, интегрированности системы.

Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности  человека, направленный на познание и оценку самого себя через других людей. Общение удовлетворяет особую потребность человека – взаимодействие с другими. Общение со взрослыми и сверстниками дает возможность ребенку усваивать эталоны социальных норм поведения. Поэтому важным моментом в развитии речевых навыков, мотивационной, волевой,  эмоциональных сфер, а также развитии креативности,  его личностных особенностей, межличностных отношений становиться знание норм общения и понимание их необходимости и ценности.

Уважая права человека, имеющего инвалидность, мы должны создавать такую социальную политику, которая бы предоставила всем равные возможности в развитии и проявлении своих потенциальных способностей и талантов, так как дети с ОВЗ такие же способные и талантливые, как и обычные дети.

Основной целью данной программы является формирование эффективной системы поддержки детей - инвалидов, включающих в себя как профилактические и реабилитационные мероприятия, так и создание оптимальной среды жизнедеятельности, позволяющей реализовывать творческий потенциал ребенка.

Последние несколько лет к проблеме детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается повышенный интерес, особенно детей с диагнозом задержка психического развития. Вокруг нее ведется множество споров. Все это связано с тем, что само по себе  отклонение в психическом развитии очень неоднозначно, может иметь множество различных предпосылок, причин и следствий. Явление, сложное по своей структуре, требует пристального и тщательного анализа, индивидуального подхода к каждому конкретному случаю. Диагноз ЗПР настолько популярен среди врачей, что некоторые из них, основываясь на минимальном количестве информации и полагаясь на свое профессиональное чутье, с неоправданной легкостью ставят под ним свой автограф, часто не задумываясь о последствиях. И этого факта уже вполне достаточно для того, чтобы познакомиться с проблемой ЗПР поближе.

ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они испытывают, связаны, прежде всего, с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением. Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. Нужно также отметить, что у каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления.

Актуальность программы.

Актуальность данной программы заключается в реализации потребности реабилитируемых граждан в решении задач, которые  направлены на:

- развитие активности ребёнка, которая способствует развитию психических процессов память, внимания, мышления, воображения и т. п., в наиболее естественной для него форме – игре;

- формировать способность  жить среди людей, умение общаться, находить общие решения в конфликтных ситуациях, умение сотрудничать.

        Процесс реформирования системы социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, осуществляемый в нашей стране на протяжении последних десятилетий, ориентирован на создание оптимальных условий их воспитания, обучения, социализации в целом.

В последние годы количество детей с задержкой психического развития не только не снизилось, оно неуклонно растет. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2 – 2,5 раза. По данным медицинской статистики за 9 лет обучения в школе (с 1 класса по 9) количество здоровых детей сокращается в 4 – 5 раз, составляя лишь 10 – 15% от общего числа учеников. Проблемой неуспевающих учеников занимаются в нашей стране давно. В 60-х гг. прошлого столетия отечественными дефектологами и физиологами совместно с психологами и клиницистами в НИИ дефектологии АПН СССР проводились специальные комплексные исследования по проблеме школьной неуспеваемости. Эти исследования помогли выявить особую категорию учеников – дети с задержкой психического развития (ЗПР).

Сегодня 80% систематической школьной неуспеваемости связано с интеллектуальной неспособностью и ЗПР. Каждый 10 ребенок имеет недоразвитие познавательных интересов, а адаптация и интеграция детей с ограниченными возможностями – одна из актуальнейших и наиболее сложных теоретических и практических проблем. Кроме того количество таких детей увеличивается, следовательно будет возрастать и актуальность данного опыта.

Задержка психического развития – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития. Задержка психического развития поддаётся коррекции, при обучении и воспитании ребёнка в специальном коррекционном классе.

В создании условий для преодоления проблем в развитии детей с ЗПР основную роль играет психолого-педагогическое сопровождение, как специальная помощь ученику в процессе обучения и воспитания. Необходимо различать детей с задержкой психического развития и умственно отсталых. В отличие от последних, у детей с ЗПР выше обучаемость. Они лучше используют помощь учителя или старшего и способны применить показанный способ действия при выполнении аналогичных заданий.

     Предлагаемая программа развивающих занятий поможет психологу организовать интересные и познавательные занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.  В процессе занятий специально направляется активность ребёнка, которая способствует развитию психических процессов память, внимания, мышления, воображения и т. п., в наиболее естественной для него форме – игре; формировать способность  жить среди людей, умение общаться, находить общие решения в конфликтных ситуациях, умение сотрудничать.

Вид программы: развивающая.

Адресат программы: программа предназначена для младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Максимальное количество участников: 6- 8 человек.

Режим занятий:

12 психологических занятий в год (одно занятие в неделю) в форме групповой игры (тренинга).

Продолжительность занятия зависит от возраста и диагноза детей – от 20 до 45 минут.

Цель программы: комплексный подход к решению проблемы реабилитации инвалида, которые направлены восстановление и развитие способностей детей – инвалидов; создание условий для развития интеллектуальных способностей и навыков общения у детей младшего школьного возраста с диагнозом ЗПР.

Задачи программы:

1.Реализация ИППСУ с учетом индивидуальных особенностей детей-инвалидов и данных социального обследования;

2.Проведение широкого комплекса мероприятий по социально-психологической реабилитации, оказание услуг в целях повышения коммуникативного потенциала;

3. Способствовать развитию собственной активности в ходе групповых занятий.

4.Развитие познавательных процессов: внимание, память, мышление, воображение, речь.

5.Формирование и развитие навыков общения: установление взаимопонимания, партнёрства, взаимоответственности и т. д.

Основные требования к знаниям и умениям получателей социальных услуг.

знания

умения

- правила организации рабочего места;

- знание основных цветов и их оттенков,

правила смешивания красок;

- знание основных геометрических фигур;

 - знание правильного положение тела за столом, расположения рук при рисовании / при письме, наклона головы;

- правила штриховки,

- ориентировка в пространстве;

- счет в пределах 5-10;

- социально-средовая ориентация в сфере знаний по окружающему миру;

- правила поведения в кабинете.

- умение понимать обращенную речь;

- владение речью;

- базовые навыки коммуникации;

-  первичные умения действовать по инструкции;

- правильный захват карандаша, ручки;

при работе с красками, меняя цвет каждый раз промывать кисть в воде;

- поддерживать порядок во время работы;

- прибирать рабочее место по окончанию занятия.

Основания программы:

-  идея использования в обучении собственной активности ребёнка в условиях коллективной игры (кандидат психологических наук, психолог Психолого-педагогического центра «Здоровье» Т.Г. Сырицо, г. Санкт-Петербург);

- программа «Развитие интеллекта и навыков общения у ребёнка посредством групповых игр» М. Н. Ильина, Л.Г. Парамонова, Н.Я. Головнева.

2.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ.

Условия набора и формирования подгрупп. По мере зачисления реабилитантов в социально-реабилитационное отделение формируется расписание занятий. Получатели социальных услуг комплектуются группы (по 6 - 8 человек) в соответствии с уровнем развития.

Продолжительность. Программа реализуется в течение срока реабилитации получателей социальных услуг (1 год).

Объем социально-реабилитационного процесса  12 академических часов (услуга – проведение социально – психологических тренингов).

Объем и сроки прохождения социальной реабилитации определяются на основании следующих документов:

  • Федерального Закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 442-ФЗ, редакция от 21.07.2014  «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
  • Закона Санкт-Петербурга от 15.06.2016 № 342-60 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга от 24.12.2014 № 717-135 «О социальном обслуживании населения в Санкт-Петербурге»;
  • Распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 29.12.2016 № 466-р «Рекомендуемые индивидуальные программы социального обслуживания получателей социальных услуг в разрезе форм социального обслуживания, видов социальных услуг и категорий получателей социальных услуг в  Санкт-Петербурге»;
  • Распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 14.04.2016 № 181-р «Об утверждении отраслевых технологических регламентов оказания государственных услуг в сфере социальной защиты населения предоставляемых в полустационарной форме социального обслуживания»;
  • Приказ Минтруда России от 30.07.2014г. №500н  «Об утверждении рекомендаций по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг»

Формы организации деятельности: На протяжении всего курса реабилитации (1 год) занятия проводятся в группах в соответствии с расписанием.  

Формы проведения занятий 

  • объяснительно-иллюстративный (рассказ, показ, объяснение, инструктаж, беседа);
  • репродуктивный (демонстрация, упражнение);
  • волевые (прогнозирование, коррекция и самооценка деятельности);
  • частично-поисковый (самостоятельная работа, выполнение заданий);
  • социальные (заинтересованность в результате);
  • эмоциональные (поощрение, порицание, стимулирующее оценивание, создание наглядно-образных представлений)

В ходе проведения занятий в частности и реабилитационного процесса в целом учитываются следующие принципы дидактики:

- принцип доступности;

- принцип целенаправленности;

 - принцип систематичности и последовательности;

 - принцип наглядности;

 - принцип связи с жизнью;

 - принцип прочности;

 - принцип воспитания и развития.

Особенности организации реабилитационного процесса. 

Занятия  проходят 1 раз в неделю по одному академическому часу (до 45 мин), согласно расписанию занятий социально-реабилитационного отделения. В одно групповое занятие входит: подготовка рабочего места специалистом (время не входит в академический час), инструктаж по выполнению предстоящего задания, непосредственно тренинговые задания, подведение итогов, по необходимости консультация родителей.  Курс социальной реабилитации по программе имеет теоретическую и практическую части.

 Теоретическая часть курса сопровождается кратким рассказом по теме, объяснением алгоритма выполнения задания, обратной связью, подведением итогов занятия.

Практическая часть курса включает выполнение упражнений и заданий предусмотренных программой, а также уборка рабочего места, соблюдение техники безопасности и правил поведения на занятии.

Вариативность заложена в содержании программы: выбор упражнений зависит от возраста и диагноза детей.

Порядок изучения тем, внесение изменений: увеличение или уменьшение количества часов, отведенных на прохождение темы, а также варьирование времени непосредственного выполнения задания, определяется специалистом, работающим по данной программе в соответствии с индивидуальными особенностями детей.                            

                 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

  1. Реабилитационно - тематический план

                      (на 3 курса реабилитации)

Разделы и темы

Цель:

Номера занятий

1.

Знакомство

создание атмосферы психологической безопасности

1,2,3,6,14

2.

Когнитивные процессы

развитие слухового, осязательного, цветового ощущения

1,3,5,12,15,21, 23,28,34,35

развитие слухового, темпо-ритмического, зрительного восприятия

1,3,5,10,12,13, 14,18,20,23,27,28,29,32,33,34

развитие устойчивости, объема, распределения, концентрации, произвольности внимания

1,2,3,4,8,10,15,16,17,18,19,20,22,23,24,26,27,28,29,30

развитие слуховой, зрительной памяти

2,3,4,8,9,11,13,15,16,19,21,23,25,26,29,30,34,36

развитие вербального, наглядно-образного мышления, умения абстрагировать, обобщать, анализировать и синтезировать, развитие критического мышления.

1,3,6,8,9,10,11,12,13,15,16,17,18,19,20,21,22,24,25,26,27,28,30,34,35

развитие воображения

4,6,10,15,17,18,20,24,28,30

3.

Анализ и копирование образца

развитие умения анализировать и копировать образец

10,11,15,16,24,25,28,29,30

4.

Выполнение инструкций

развивать умение действовать по инструкции

1,4,6,8,9,10,13,15,16,20,22

5.

Пространственные представления

развитие пространственных представлений (право-лево, верх-низ)

5,6,7,9,16,23

6.

Фонетико-фонематическое восприятие

развитие фонетико-фонематического восприятия и звукового анализа

3,5,7,10,11,1214,17,18,19, 26,32,34

7.

Психомоторные навыки

развитие микромоторики, зрительно-двигательной координации

3,5,13,16,19,21,22,23,29

8.

Личностные качества

развитие личностных качеств и навыков общения

2,3,5,6,14,16,1718,22,25,26,30,35,36

9.

Эмоции

развитие и коррекция эмоциональной сферы

1,8,11,12,15,16,17,18,20,22,23,26,27,30,32,34,35,36

  1. Содержание программы

Занятие №1

     1.Знакомство.

Цель: позволяет участникам познакомиться друг с другом, привыкнуть, адаптироваться в новой среде.

Упражнение проводится в кругу. Каждый участник называет себя по имени (если хочет, то что-то рассказывает о себе, о своем имени).

     2. Правила группы.

2.1. Уважение говорящего.

2.2. Активность.

2.3. Правило «поднятой руки».

2.4. Правило принятия.

2.5. Правило «Здесь и сейчас».

2.6. Правило общей работы.

     3. Прямой счёт.

Цель: коррекция произвольного внимания, формирование способности слушать друг друга и соблюдать очередность, развитие крупной моторики.

Психолог бросает ребёнку мяч и называет цифру 1. Ребёнок ловит мяч и продолжает счёт – 2. Затем бросает мяч следующему ребёнку, продолжая счёт, - 3. Тот ловит мяч, говорит: 4, и т. д.

   4.«Слушай хлопки».

Цель: коррекция произвольного внимания, формирование способности выполнять действия по команде.

Когда психолог хлопнет в ладоши один раз, дети поднимают правую руку, если хлопнет в ладоши два раза -  поднимают левую руку, а если три раза - обе руки.

  5*. «Обратный счет».

 Считаем от 10 до 1. (усложненный вариант от 20), при этом перекидывая мяч друг другу.

 6. «Отгадай и назови».

Цель: развивать образное мышление, память, концентрацию внимания, научить детей видеть за образным описанием реальный предмет.

Загадывание загадок.

 7. «Что за звук, послушай».

Цель: формировать навык вслушиваться в окружающие звуки, формирование произвольного внимания и концентрации.

Ведущий предлагает послушать и запомнить, что происходит за дверью, окном и т.д.

8. Итог занятия. Прощание.

Цель: заканчиваются тренинги одним и тем же прощанием. Эта процедура единого прощания объединяет детей и связывает все дни тренинга в единую программу.

В первый день детям предлагается выработать единый для всех дней ритуал прощания, который должен содержать в себе взаимодействие (всеобщее рукопожатие, похлопывание по плечу, положить руки на плечи и т.п.)

Занятие №2

1.Закрепление знакомства.

Цель: способствовать запоминанию имен всех участников группы, продолжает знакомство.

Один ребёнок подходит к другому и прикасается своими ладошками к его ладошкам и называет своё имя, второй в ответ называет своё имя.

2. Правила группы.

3. «Не пропусти растение».

Цель: развитие способности к переключению внимания.

Психолог называет слова. Всякий раз, когда среди слов встретится название растения, дети должны встать и тут же сесть.

Слова, к примеру, такие:

Дорога, тигр, берёза, самолёт, пшеница, роза, змея, дуб, кукла, гриб, школа, шиповник, ромашка, рама, дом, машина, малина, тополь, тепловоз, муравей, графин, гвоздика, гвоздь, музей и  т. д.

4.«Я положил в мешочек».

Цель: развитие произвольного внимания, памяти, формирования способности слушать друг друга и следить за последовательностью.

Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок свеклу». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешок свеклу и капусту». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее.

Дети по очереди складывают в мешочек – овощи.

5.Отгадай и назови.

Цель: развивать образное мышление, память, концентрацию внимания, научить детей видеть за образным описанием реальный предмет.

Может проводиться в разных вариациях: от отгадывания загадок до придумывания их  (в усложненном варианте – загадки-описания самих детей и их качеств).

6. Музыкально-игровые упражнения для развития крупной моторики, ритма и внимания.

7. «Делай, как я».

Цель: развитие  активного произвольного внимания, формирование координации зрительного и двигательного анализатора.

   По команде психолога дети дотрагиваются правой рукой до кончика носа, закрывают левой рукой правый глаз,  правой рукой правое ухо и т. д.

 8.Итог занятия.

Занятие №3.

1. «Перекличка – путанка».

Цель: формировать навык слухового восприятия, развивать активное произвольное внимание.

Психолог называет фамилии и имена присутствующих детей, путая при этом, то имя, то фамилию. Дети внимательно слушают и откликаются тогда, когда правильно названы и имя, и фамилия.

2.Правила группы.

3.«Слушай хлопки».

Цель: формировать слуховые ощущения, развивать чувство ритма.

4.«Кто больше увидит и запомнит».

Цель: развивать умение точно и правильно называть предметы, развивать наблюдательность и память.

Пока психолог считает до тридцати, дети находят и запоминают в классной комнате все предметы, в названии которых – два слога.

5.«4-й лишний».

Цель: развивать вербальное мышление (обобщение),

Примеры заданий:

- Яблоко, слива, огурец, груша.

- Молоко, творог, сметана, хлеб.

- Час, минута, лето, секунда.

- Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

- Платье, свитер, шапка, рубашка.

- Берёза, дуб, сосна, земляника.

         6. Музыкально-игровые упражнения.

Цель: развитие крупной моторики, чувства ритма и внимания.

         7. «Делай, как я».

 8. «Подарок»

Цель: формировать у детей навык совместного взаимодействия, развивать у детей доброжелательное отношение друг к другу. Развивать у детей сплочённость между собой. Развивать у детей желание заниматься.

Дети по цепочке дарят друг другу подарок, при этом благодарят друг друга.

 9.Итог занятия.

Занятие №4.

 1. Правила группы.

 2. Разминка.

Дети отвечают на вопросы типа:

- Какой сегодня день недели?

-Сколько всего дней недели?

-Какое время года?

-Месяц? И т. д.

  3. «Не пропусти профессию» (цвет, школьные принадлежности…).

Психолог читает ряд слов, в которых есть слова обозначающие профессию. Дети внимательно слушают и, если  встречается слово, хлопают в ладошки; если нет слова – руки остаются на коленях.

Примеры слов:

Лифт, ватин, йод, метрополитен, инженер, воробей, игра, карандаш, перо, алмаз, буйвол, вагон, златогривый, климат, прогулка, рассвет, аллея, байдарка, воевода, учёный, диктант, мечтатель, конница, ладонь, маленький, соседи и т. д.

          4.«Кто больше увидит и запомнит».

Цель: развитие зрительной памяти и  объема внимания, зрительного восприятия.

Пока психолог считает до двадцати, дети находят и запоминают в классной комнате все предметы определенного цвета.

5.«Нарисуй то, чего не бывает на свете».

Цель: развитие воображение, создание положительного эмоционального состояния, раскрепощение детей. 

Победителем считается тот, кто нарисовал самую забавную, увлекательную ситуацию и хорошо описал её.

         6.Работа в прописях.

 7.«Делай, как я».

         8.«Подарок».

 9.Итог занятия.

Занятие №5.

1.Правила группы.

2.Разминка.

3.Комплимент.

Каждый ребёнок по очереди говорит что-нибудь приятное соседу. Так продолжается до тех пор, пока каждый не услышит что-то приятное для себя.

4.«Четыре стихии».

Цель: формировать навык координации слухового и двигательного анализаторов; развитие активного произвольного внимания.

Если психолог скажет слово «земля», то дети опускают руки вниз. Если слово «вода» – вытягивают руки вперёд, слово «воздух» - поднимают руки вверх, слово «огонь» - производят вращение в лучезапястных суставах и локтевых суставах. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.

5.«Разноцветные мячики».

Психолог, молча, бросает  кому-нибудь мяч. Поймавший мяч называет гласный звук, если мяч красного цвета; согласный – если мяч синего цвета, и возвращает мяч психологу.

        6. Музыкально-игровые упражнения.

        7.«Отгадай и назови».

        8.«Мячик - смягчитель».

Цель: развитие внимания, речи, темпа мышления.

Дети в круге. Ведущий произносит слово, а дети должны назвать уменьшительно-ласкательное слово или противоположное слово (большой слон – маленький слоненок).

   9. Итог занятия.

Занятие  №6

1. Правила группы.

2. Разминка.

3. Комплимент.

4. « Закончи предложение»

Цель: развитие понятийного мышления.

Ведущий говорит начало предложения, а ребенок должен закончить его, перекидывая мяч. ( Вариант: назови противоположности).

5. «Не пропусти профессию».

Цель: развитие способности к переключению внимания.

Дети внимательно слушают слова, которые называет психолог. Всякий раз, когда среди слов встречается название профессии, дети должны хлопнуть в ладоши. Предварительно проводится беседа о мире профессий.

Варианты слов:

Лампа, водитель, ножницы, механик, липа, токарь, яблоко, архитектор, карандаш, строитель, гроза, обруч, столяр, мельница, попугай, пекарь, шахтёр, листок, учитель, сено, очки, река, продавец, ветеринар, птица и т. д.

5. «Придумай сказку».

6. «Зеркало»

Цель: развитие  активного произвольного внимания, формирование координации зрительного и двигательного анализатора.

Выбирается водящий, остальные дети-зеркала. Водящий смотрится в зеркала и они отражают все его движения. Ведущий смотрит за правильностью исполнения.

7. «Оканчивание слов».

Психолог начинает слово, произнося первый слог, а дети его заканчивают.

Примеры слогов:

-по, -на, -за, -ми, -му, -до, --че, -пры, -ку, -зо.

           8. Итог занятия.

Занятие №7

1. Правила группы.

2. «Подари улыбку».

3. «Бип»

Цель: раскрытие групповых отношений.

Дети сидят на стульчиках. Водящий с закрытыми глазами ходит по кругу, садится на колени к детям и угадывает, на ком сидит (кого трогает и т.д.). Если он угадал правильно, то говорит « Бип».

4. «Правая, левая».

Психолог читает ряд слов. Если называется слово обозначающее съедобное - дети поднимают правую руку, если несъедобное -  левую.

5. «Я положил в мешочек». Игрушки.

6. «Смотри на руки».

Цель: успокоить и организовать.

Ведущий показывает движения, дети повторяют. Затем выбирается новый ведущий, который придумывает свои движения.

         7. «Мячик-смягчитель».

Психолог бросает мяч и ребёнок, поймавший мяч, перед тем, как бросить его обратно, произносит свое имя уменьшительно – ласкательно  (и вариации).

8.  «Найди себе пару».

Дети получают карточки со слогами: на, ка, го, жи, пар, во, сос, мыш, ра, вот, та, да и т. д.

Задание детям: найди себе пару и встань так, чтобы получилось слово.

9. «Хор».

Цель: развитие фонематического слуха, внимания, мышления.

        Детям раздаются карточки со словами (предложениями). Водящий выходит. Когда он заходит, дети произносят слово одновременно, а отгадчик должен угадать слово (предложение).

Занятие № 8

1. Правила группы.

2. «Подари улыбку».

3. «Много – один».

Цель: развитие внимания, быстроты мышления.

Ведущий называет слова в единственном числе, а дети во множественном.

 4. «Четыре стихии».

5. «Я положил в мешочек». Одежда.

6. «Смотри на руки».

7. «Говори наоборот».

Цель: развитие мышления, активизация словарного запаса.

Инструкция:  «Ребята, я вам буду говорить слова, а вы говорите эти слова, но только наоборот, например: большой - маленький».

Можно использовать следующие пары слов:

Весёлый – грустный; быстрый – медленный; красивый – безобразный; пустой – полный; худой – толстый; умный  - глупый; трудолюбивый – ленивый и т. д.

8.«Цветок, дерево, фрукт».

Цель: переключение внимания, коррекция, мышления, памяти.

Дети садятся в кружке. Ведущий указывает по очереди на каждого игрока и произносит «Цветок,…», на ком остановится должен назвать название цветка, дерева, фрукта.

9.Итог занятия.

Занятие № 9

1. Правила группы.

2. Комплимент.

3. Разминка.

4. «Тропинка».

Цель: активизация воображения и сопровождающих его положительных эмоций, формирование личности и развитие оптимистического чувственного фона, развитие внимания, к окружающим людям.

Дети берутся за руки, образуя круг, и по сигналу психолога начинают движения по кругу в правую сторону до тех пор, пока психолог не произнесёт слово-задание. Если психолог говорит: «Тропинка!», все дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Если слово «Копна!», - дети направляются к центру круга, выставив руки вперёд. Если слово «Кочки!», дети приседают, положив руки на голову.

5. «Кто больше увидит и запомнит?».

Пока психолог считает до тридцати, дети находят и запоминают в классной комнате все предметы,  в названии которых – три слога. По истечении времени дети называют предметы.

 6. Работа в прописях.

 7. «Сравнение предметов».

Для сравнения детям предлагаются следующие пары слов:

- Муха и бабочка; стол – стул; вода – молоко; топор – молоток.

 8. «Бывает – не бывает».

Психолог называет какую – либо ситуацию и бросает ребёнку мяч. Ребёнок ловит мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если – нет, то мяч не ловит. Можно предложить детям самим придумывать ситуации.

Примеры ситуаций:

Папа ушёл на работу.

Поезд летит по небу.

Кошка хочет есть.

Яблоко солёное и т. д.

9. «Кто кем будет»

Цель: развитие внимания, воображения, мышления, речи.

Дети сидят в кружке. Ведущий, обращаясь к каждому по очереди ребенку, задает вопрос: «Кем или чем будет яйцо?» и т. д.

10. .Итог занятия.

Занятие № 10

1. Правила группы.

2. Подарок.

3. Разминка.

4. «Зеваки».

Дети идут по кругу, держась за руки. По сигналу психолога останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление движения меняется после каждого сигнала психолога.

5. «Я положил в мешочек». Школьные принадлежности.

6. Работа в прописях

7. «4 – й лишний».

8. « Бывает – не бывает» ( вариант «Мячик с путаницей»)

Цель: развивать воображение, речь, эмоциональная разрядка.

        Ведущий называет одушевленное существительное, а ребенок добавляет глагол неподходящий по смыслу. Ворона…мычит.

9. Итог занятия. «Клякса».

Заранее делаются заготовки; смотрим, на что похожа клякса.

Занятие № 11

1. «Подари улыбку».

2. Разминка.

3. «Правильно услышим и покажем, что услышали».

Дети показывают жестами, какую фразу они услышали.

Восклицательная – обе поднятые руки соединены над головой;

Вопросительная – правая рука поднята и согнута полукругом, левая – кулачок перед грудью;

Утвердительная  –  оба кулачка прижаты друг к другу.

Варианты текста:

- Где ты, брат Иван?

- В горнице.

- А что делаешь?

- Помогаю Петру.

- А Пётр, что делает?

- Да на печи лежит.

 4. «Сколько в слове слогов?».

Психолог бросает мяч ребёнку, называя слово. Ребёнок, получивший мяч, называет количество слогов в этом слове и возвращает мяч.

Варианты слов:

Дуб, коза, брат, вода, шум, поле, зима, кит, сундук, жираф, кот,  шуба, мальчик, корова, змея, мука, семечко, ученик, рыба, ботинки и т. д.

          5. «Сравнение предметов».

  6. Работа в прописях.

  7. «Оканчивание слов».

  8. «Подарок».

  9. Итог занятия.

Занятие № 12

1. «Огромный букет».

Дети встают в круг и передают по очереди своё тепло друг другу.

2. Разминка. «Клубочек».

3. «Четыре стихии».

4. «Послушай, что за окном».

5. «Закончи предложение».

Дети по очереди заканчивают предложения, сказанные психологом, при этом они помогают друг другу.

Варианты предложений:

Лимоны кислые, а сахар…

Собака лает, а кошка…

Ночью темно, а днём…

Трава зелёная, а небо…

Зимой холодно, а летом…

Ты ешь ртом, а  слушаешь…

Утром мы завтракаем, а  днём… и т. д.

6. «Ладушки»

7. «Назови соседей» (вариант с цифрами).

8.«Спасибо всем».

9. Итог занятия.

Занятие № 13

1. «Паровозик с именем».

Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, развитие самоконтроля.

Сейчас каждый будет превращаться в паровозик. Поехали. Теперь ребенок, чье имя назовут, выберет того, кто станет «Паровозиком» за ним и мы уже будем вдвоем, втроем и т.д.

2. Разминка.

3. «Правильно услышим и покажем, что услышали».

Цель: развитие остроты слуха, умения правильно воспринимать словесную инструкцию.

Вариант текста:

- Был сапожник?

-Был!

- Шил сапожки?

- Шил!

- Для кого сапожки?

- Для соседской кошки!

 4. «Я положил в мешочек». Фрукты.

           5. Музыкально-игровые упражнения.

         6.  «Сравнение предметов».

Цель: учить детей сравнивать предметы (чем они похожи, чем они отличаются, развивать наблюдательность).

Город-деревня; автобус – троллейбус; диван – кровать.

 7.«Назови соседей» (вариант с буквами).

 8. «Подарок».

 9. Итог занятия.

Занятие №14

1. «Комплимент».

Начнем нашу встречу с песенки – приветствия «Я очень рада, что…»

2.Разминка.

Упражнение «Солнечный зайчик» - успокаиваем дыхание.

3. «Синий, красный».

Психолог бросает мяч. Поймавший ребёнок называет количество в этом слове гласных, если мяч красный. Согласных – если мяч синий.

Варианты слов:

Окно, лёд, рама, книга, шум, лом, вода, дума, перо, шляпа, корова, кошка, пол, вол, мыс, рука, лицо, стол и т. д.

4.«Художник».

Цель: создание условий для сплочения коллектива. Предоставить детям возможность вступить во внутригрупповое взаимодействие, прожить ситуацию сотрудничества, взаимоподдержки. Развитие творчества, целенаправленности.

Дети разбиваются на четверки, и каждой четверке предлагается набор карандашей (пастель) и лист ватмана. Каждый ребенок произвольно разрисовывает свой угол ватмана. Затем лист переворачивается на 90 градусов и ребенку предлагается для дорисовки рисунок, сделанный предыдущим художником. После этого лист снова переворачивается и повторяется то же самое задание. Таким способом необходимо «заполнить» весь лист. Затем группа придумывает название картины и демонстрирует ее остальным.

5. «Хор».

Один из играющих выходит за дверь, остальные получают карточки со словами из одного предложения, которые должны произнести по сигналу ведущего одновременно – каждый своё слово. Задача «отгадчика» - понять и произнести предложение целиком.

Варианты предложений:

Шёл по улице отряд.

Пошла коза за орехами.

Вот два петуха.

6. Работа в прописях.

7. «Оканчивание слов».

8. «Подари тепло».

9. Итог занятия.

Занятие №15

         1. Комплимент.

Закрыли глаза (сидя в кругу), прикосновение к плечу ребенка. Когда почувствуете прикосновение, не открывая глаз, передать его своему соседу справа.

          2. Разминка.

          3. «Птица, рыба, зверь».

Психолог указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Птица, рыба, зверь…». Тот ребёнок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать, зверя. Причём названия не должны повторяться.

4. «Я положил в мешочек». Овощи.

5. «Хор».

Варианты предложений:

Стала жаба важно квакать.

Летела сорока высоко.

Муха денежку нашла.

Шла кукушка мимо сада.

Вариант 2

Упражнение –раскрепощение «Хор»

Песню «В лесу родилась елочка» поют по заданию (группы вытягивают по 2-го задания), подготовка 5 минут

  • африканские аборигены,
  • индийские йоги,
  • кавказские горцы,
  • оленеводы Чукотки,
  • индейцы племени апачи,
  • английские джентельмены

Упражнение проходит весело, снимаются зажимы, участники раскрепощаются.

6. Рисование по опорным точкам, дорисуй предмет

7. Работа с метафорами.

Золотые руки.

Каменное сердце.

Заячья душа.

Светлая голова.

Вариант «Дом смелости» - рисуем дом (или раздаем отпечатанные пособия). Назовите сказки, мультфильмы, в которых живут смелые, отважные герои. Поселите их в дом смелости. Озвучить и обсудить.

   8. «Подарок».

   9. Итог занятия.

Занятие №16

1. «Ромашка».

Цель: снижение самооценочной тревожности, развитие адекватного уровня притязаний.

Ромашка из вежливых  и приятных слов, отрываем  лепесточки и дарим друг другу.

         2. Разминка.

         3. «Птица, рыба, зверь».

 4. Животные.

Психолог бросает мяч ребёнку, называя животное. Ребёнок ловит мяч, вспоминает какое-то животное, называет его, бросает мяч другому ребёнку и т. д.

 5. «Хор».

Повар готовил обед.

Бедная кошка порезала лапу.

На болоте стоит пень.

Жил на свете старичок.

Слон шагает по дороге.

6. Рисование на обозначенную тему.

Цель: формирование умения сравнивать противоположные понятия и передавать свое эмоциональное состояние.

        Предлагаем нарисовать радостную картину и картину, посмотрев на которую становится грустно, печально.

7. «4-й лишний».

  8. «Смотри на руки».

Дети стоят друг за другом, первый – командир. Во время спокойной ходьбы по кругу командир показывает различные движения рук, остальные повторяют эти движения. Затем выбирается новый командир.

 9. Итог занятия.

Занятие № 17

1. «Комплимент».

Мы будем здороваться друг с другом, представив, что превратились в легкий ветерок. Произнесите ваше имя так, как бы это сделал ветерок.

2. Разминка.

3. «Цветок, дерево, фрукт».

Психолог указывает по очереди на каждого игрока  и произносит: «Цветок, дерево, фрукт…».  Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать фрукт. Причём названия не должны повторяться.

4. «Художник».

5. «Много-один».

Психолог, бросая мяч, называет слово во множественном числе. Ребёнок,

возвращая мяч, -в единственном числе.

Варианты слов:

Коты, грачи, леса, ряды, мосты, столбы, холмы, следы, дома, кроты, слоны, сады и т.д.

6. Составь рассказ про двух героев, которые собирали мешочки добрых и злых дел.

7. Работа с метафорами.

Короткая память.

Светлая голова.

Золотое сердце.

Длинный язык.

Шёлковые волосы.

8. «Обнимашки».

9. Итог занятия.

Занятие №18

1. «Ромашка».

Для напоминания: дополните лепесток цветка хорошими словами для того, чтобы не забывать про тех, кто живет рядом с вами.

2. Разминка.

3. «Цветок, дерево, фрукт».

4. «Я положил в мешочек». Игрушки.

5. «Мячик – соединитель».

Цель: формировать умение согласовывать слова в предложении, формировать навык грамматического построения предложений. Развивать произвольное внимание.

Психолог бросает мяч кому-нибудь из детей, произнося при этом несогласованные слова, например: «собака, гулять». Ребёнок, поймав, произносит  предложение из этих слов и бросает мяч обратно.

Варианты несогласованных слов:

«Дерево, расти».

«Дождь, лить».

«Солнце, светить».

«Дом, строить».

«Футболисты, играть» и т. д.

6. Работа в прописях.

Вариант «Графическая музыка»

Цель: учить воспроизводить музыку и находить соответствующие ей образы.

        Предлагается под музыку, закрыв глаза, проводить на бумаге линии в соответствии с восприятием мелодии. Найти в линиях образы и обвести их карандашами разного цвета. Одна и та же линия может использоваться несколько раз.

7. «Отгадай и назови».

8. «Моя любимая игрушка».

9. Итог занятия.

Занятие №19

1. «Огромный букет».

2. Разминка.

3. «Два и три слога».

Психолог бросает в случайном порядке мячи, произнося при этом односложное слово. Ребёнок, поймавший        мяч, перед тем, как вернуть его, изменяет слово так, чтобы оно стало антонимом, если мяч красный и синонимом, если мяч синий.

Варианты слов:

4. «Запомни своё место».

5. «Мячик – соединитель».

Варианты несогласованных слов:

«Трава, зеленеть».

«Книга, читать».

«Парикмахер, стричь».

« Голова, болеть».

«Старичок, храпеть».

«Мышка, шуршать».

6. Пуантилизм.

Цель: учить самостоятельно создавать образ.

        Ведущий предлагает детям нарисовать предмет, накладывая цветовые пятна, используя ватные палочки.

7. «Сравнение предметов».

Автобус-троллейбус.

Книга-тетрадь.

Волк-собака.

День-ночь.

8. «Подарок».

9. Итог занятия.

Занятие № 20

1. «Жмурки».

Цель: создание положительного эмоционального фона, устранение страхов, повышение уверенности в себе

2. Разминка.

3. «Слушай хлопки».

4. Запомни слова.

5. «4 – й лишний».

Варианты слов:

1. Стол, стул, кровать, чайник.

2. Лошадь, кошка, собака, щука.

3. Ёлка, берёза, дуб, земляника.

4. Волк, лиса, медведь, кошка.

5. Поезд, самолёт, самокат, пароход.

6. Лыжи, коньки, лодка, санки. И т. д.

6. «Ассоциации».

Цель: воспитание наблюдательности, воображения.

Ребенок жестами, мимикой изображает другого ребенка, его особенности, привычки, как он их видит. Остальные дети отгадывают, кого он изобразил

  7. «Моя любимая игрушка».

  8.  «Подарок».

  9. Итог занятия.

Занятие №21

  1. «Огромный букет».

  2. Разминка.

  3. «Расставить посты».

Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определенном сигнале.

Дети маршируют друг за другом. Впереди идёт командир. Когда командир подаст сигнал (хлопнет в ладоши), идущий последним ребёнок должен остановиться и стоять на посту, не двигаясь, а остальные продолжают ходьбу. Так командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (линейка, круг, по углам и т. д.).

  4. «Я положил в мешочек». Школьные принадлежности.

  5. «4-й лишний».

        6. Пальчиковые игры

  7. «Волшебный мешочек». «Хоровод»

  8. Итог занятия.

Занятие №22

1. Комплимент.

2. Разминка.

3. «Слушай хлопки».

4. «Кто кем будет?».

Цель: развивать речевую активность, мышление

Психолог обращается по очереди к каждому ребёнку, задаёт вопрос: «Кем будет (или чем будет) яйцо, цыплёнок, мальчик, жёлудь, икринка, гусеница, мука, ученик, больной, почка, шерсть и т. д.

5. «Художник».

6. «Земля, небо, огонь, вода».

7. «4-й лишний».

8.«Подари тепло».

Передаем свечу и говорим друг другу спасибо за совместную работу.

9. Итог занятия.

Занятие №23

1. «Паровозик».

2. «Узнай по голосу».

Цель: учить детей играть по правилам; развивать речевые навыки и физические качества.

Дети встают в круг, берутся за руки. (имя ребенка), ты сейчас в лесу. Мы зовем тебя «Ау», ну-ка, глазки закрывай, не робей. Кто зовет тебя узнай поскорей.

3. «Не пропусти дерево».

4. «Я положил в мешочек».  Фрукты.

5. «Кем был?»

Цель: развивать речевую активность, мышление

Психолог по очереди обращается к каждому ребёнку, задавая вопрос: «Кем (чем) был раньше?»

Цыплёнок, лошадь, корова, дуб, рыба, яблоня, лягушка, бабочка, хлеб, ботинки, дом, сильный, птица и т. д.

6. Игра – танец «Возле сливы»

Мы танцуем возле сливы-3раза

Солнечным весенним днем…

По хлопку дети бегут и садятся на стулья.

7. «Что это такое».

Вариант

«Мальчик (девочка) наоборот»

Цель: развивать произвольный контроль за своими действиями, снимать двигательную расторможенность, негативизм.

Участники встают в круг. Ведущий показывает действия, все повторяют за ним. Мальчик - наоборот должен делать не так как все.

8.«Подари тепло».

9. Итог занятия.

Занятие №24

1. «Огромный букет».

2. Разминка.

3. «Птица, рыба, зверь».

4. «Художник».

5. «Волшебные кляксы».

До начала игры изготовляется несколько клякс. Затем лист разворачивается. Играющие по очереди говорят, на что похожа клякса.

6. Работа в прописях.

Вариант.

Музыкально-игровые упражнения.

7. «Отгадай и назови».

8. «Подарок».

9. Итог занятия.

Занятие №25

1. «Бип»

Цель: раскрытие групповых отношений.

Ход: дети сидят на стульчиках, водящий с закрытыми глазами ходит по кругу, садится по очереди на колени к детям и угадывает на ком сидит. Если он угадал правильно, тот, кого назвали, говорит: «Бип!»

2.Разминка.

3. «Цветок, дерево, фрукт».

4. «Отгадай вопрос».

Психолог, бросая мяч ребёнку, называет имя существительное; ребёнок, бросая мяч обратно, - вопрос к этому имени существительному (кто? или что?).

5. «Назови одним словом».

Цели: развитие внимания, мышления, сообразительности. Формирование умения классифицировать предметы. Воспитание выдержки, чувства товарищества, интереса к игре.

6. Работа в прописях.

7. Игра «Зеркало»

Цель: дать возможность проявить активность пассивным детям.

Ход: выбирается водящий, остальные «зеркала». Водящий смотрится в них, а они отражают все его движения. Взрослый следит за правильностью выполнения.

8. «Отгадай и назови».

 Цель: познакомить детей с назначением предметов, активизировать в речи слова - названия предметов и их качеств; учить образовывать существительные по аналогии.

9. «Подарок».

10. Итог занятия.

Занятие №26

1. «Поделись своим настроением».

2. Разминка.

3. «Два и три слога».

4. «Художник».

5. «Мячик с путаницей».

Психолог, бросая мяч ребёнку, называет одушевлённое существительное. Ребёнок, бросая мяч обратно, отвечает глаголом, но не подходящим. Например, ворона – мычит, врач –учит.

Варианты одушевлённых существительных:

Корова, собака, кошка, девочка, водитель, парикмахер и т. д.

6. Работа в прописях.

7. «Что делать?».

Цель: развивать понимание словесных инструкций и фразовую речь

Психолог читает рассказ, делая остановку после каждого слова. Задание детям: если они услышат слово, отвечающее на вопрос «что делать?», - нужно поднять руки над головой и помахать ими.

8. «Спасибо всем».

Танцуем под песню «Чунга –Чанга»

9. Итог занятия.

Занятие №27

1. «Чунга-Чанга»

Цель: коррекция эмоциональной сферы, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.

        Путник (неуверенный в себе ребенок) пристал на своем корабле к острову, где все радостны и беззаботны. Его окружили жители чудесного острова. Все вместе танцуют и поют. Путник решает остаться на острове.

2. Разминка. «Заметить все»

3. «Не пропусти транспорт».

4. «Запомни слова».

5. «Бывает – не бывает».

Варианты ситуаций:

Собака гуляет по крыше.

Девочка рисует домик.

Ночью светит солнце.

Зимой идёт снег.

В кастрюле варится чашка. И т. д.

6. Работа в прописях.

«Изобрази»

Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу клубочек и, например, попрошу: «Маша, изобрази медвежонка». Показали, бросили клубочек другому и попросили изобразить кого-то.

7. Работа с пословицами.

«Тише едешь, дальше будешь».

 «Любишь кататься, люби и саночки возить».

« Не в свои сани – не садись».

8. «Подари тепло».

9. Итог занятия.

Занятие № 28

1. Нетрадиционное приветствие.

Дети приветствуют друг друга тыльной стороной ладони.

2. Разминка.

3. «Слушай хлопки».

4. «Художник».

Цель: научить находить несоответствие в сюжетных картинках, развивать мышление и связную речь.

5. «Говори наоборот»

Белый – чёрный.

Твёрдый – мягкий.

Шершавый – гладкий и т. д.

6. Работа в прописях.

Вариант.

«Монотипия», штриховка разнообразными видами.

7. « Что это такое».

8. Комплимент.

9. Итог занятия.

Занятие №29

1. «Комплимент».

Мы будем здороваться друг с другом, представив, что превратились в легкий ветерок. Произнесите ваше имя так, как бы это сделал ветерок.

2. Разминка «Поза покоя».

3. «Магнитики».

Цель: создание положительного эмоционального фона

4. «На что похоже мое настроение».

5. «Много-один».

Психолог, бросая мяч, называет слово во множественном числе. Ребёнок,

возвращая мяч, -в единственном числе.

Варианты слов:

Коты, грачи, леса, ряды, мосты, столбы, холмы, следы, дома, кроты, слоны, сады и т.д.

6. Составь рассказ про двух героев, которые собирали мешочки добрых и злых дел.

7. Работа с метафорами.

Короткая память.

Светлая голова.

Золотое сердце.

Длинный язык.

Шёлковые волосы.

8. «Цветок, дерево, фрукт».

Психолог указывает по очереди на каждого игрока  и произносит: «Цветок, дерево, фрукт…».  Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать фрукт. Причём названия не должны повторяться.

9. Итог занятия.

Занятие №30

1. Комплимент.

2. Разминка «Поза покоя».

3. «Радио».

Цель: научить выделять свои индивидуальные особенности.

4. «Зеркало наоборот».

Цель: научить видеть сверстника работать в паре.

5. «Один-много».

Стул –

Дерево-

Лоб-

Ухо-

Ветер и т.д.

6. «Пастушок».

Цель: развитие игровой деятельности.

7. Релаксационная музыка (лежим на ковриках).

8. Прощание.

Занятие №31

1. Комплимент.

2. Разминка.

3. «Делай, как я скажу».

4. «Я положил в мешочек». Насекомые.

5. «4-й лишний».

Цель: развивать вербальное мышление (обобщение),

Примеры заданий:

- Яблоко, слива, огурец, груша.

- Молоко, творог, сметана, хлеб.

- Час, минута, лето, секунда.

- Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

- Платье, свитер, шапка, рубашка.

- Берёза, дуб, сосна, земляника.

6. «На что похоже мое настроение».

7. Релаксационная музыка (лежим на ковриках).

8. Прощание.

Занятие № 32

1. Нетрадиционное приветствие.

Дети приветствуют друг друга тыльной стороной ладони.

2. Разминка. Назови себя.

3. «Кого укусил комарик».

4. «Художник».

Цель: научить находить несоответствие в сюжетных картинках, развивать мышление и связную речь.

5. «Говори наоборот»

Белый – чёрный.

Твёрдый – мягкий.

Шершавый – гладкий и т. д.

6. «Большая стирка».

Цель: развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, воображения, творческой активности, формирование познавательных действий, реализация самостоятельной творческой деятельности.

7. « Что это такое».

8. Комплимент.

9. Итог занятия.

Занятие №33

1. «Поделись своим настроением».

2. Разминка «Узнай по голосу».

3. «Два и три слога».

4. «Художник».

5. «Мячик с путаницей».

Психолог, бросая мяч ребёнку, называет одушевлённое существительное. Ребёнок, бросая мяч обратно, отвечает глаголом, но не подходящим. Например, ворона – мычит, врач –учит.

Варианты одушевлённых существительных:

Корова, собака, кошка, девочка, водитель, парикмахер и т. д.

6. Работа в прописях.

7. «Буквы своего имени», «Путаница»

Цель: развитие речевого творчества, познавательной активности, внимания, воображения.

       8. «Спасибо всем».

Танцуем под песню «Чунга –Чанга»

9. Итог занятия.

Занятие №34

1. «Передай настроение».

2. Разминка. Похлопаем в ладоши.

3. «Слушай хлопки».

4. «Кто кем будет?».

Цель: развивать речевую активность, мышление

Психолог обращается по очереди к каждому ребёнку, задаёт вопрос: «Кем будет (или чем будет) яйцо, цыплёнок, мальчик, жёлудь, икринка, гусеница, мука, ученик, больной, почка, шерсть и т. д.

5. «Бабочки».

Цель: становление эстетического отношения к окружающему миру природы, формирование у детей интереса к изобразительному творчеству.

6. «Земля, небо, огонь, вода».

7. «4-й лишний».

8.«Подари тепло».

Передаем свечу и говорим друг другу спасибо за совместную работу.

9. Итог занятия.

Занятие № 35

1. Волшебные слова.

2. Разминка.

3. «Правильно услышим и покажем, что услышали».

Вариант текста:

- Ты пирог ел?

- Нет, не я!

- А хочешь ещё?

- Хочу.

4. «Запомни слова».

5. «Змейка» или «Закончи слово».

Цель: развитие речи, памяти, умения работать в группе. 

Дети встают в две шеренги друг против друга. Крайний в шеренге называет слог, стоящий напротив, заканчивает слово, подбирая подходящий слог, и в свою очередь называет свой слог и т. д.

6. Работа в прописях.

7. «Слушай и исполняй».

8. Домашнее задание.

Каждый из детей готовит дома подарок-сюрприз, который будут дарить на следующем занятии друг другу.

9. Итог занятия.

Занятие №36

1. Комплимент.

2. Разминка.

3. «Делай, как я скажу».

4. «Я положил в мешочек». Игрушки.

5. «Один-много».

Стул –

Дерево-

Лоб-

Ухо-

Ветер и т.д.

6. «Кляксы»

7. Подарок.

Каждый дарит другу, приготовленные своими руками подарки-сюрпризы.

8. Прощание.

  1. Методические и оценочные материалы.

Ожидаемые результаты реализации программы.

Начальное обследование – осуществляется на первом индивидуальном    занятии (включает  изучение диагностики  психолога  отделения приема и консультаций).

   Промежуточные результаты реализации программы:

  - анкета заинтересованности занятиями родителей;

  - положительные отзывы о развивающих занятиях от участников   тренинга    в конце занятия;

- желание у детей идти на занятия (сформированная мотивация);

  Итоговые результаты реализации программы:

  - анкета заинтересованности занятиями родителей;

  - выставки творческих работ;

  - цветовой тест Люшера «Рисунок семьи», Цветовой тест отношений;

  - тест "Лесенка" (В.Г. Щур и Дембо-Рубинштейна);

  - сформированные познавательные процессы и навыки общения у дошкольников и младших школьников.

Методики даны в Приложении.

Довольно трудно измерить результаты процессов, запускаемых тренинговыми занятиями. Изменения могут проходить у разных детей по-разному, эффект может носить отсроченный характер. Показателем успешности работы может стать перенос изменений, произошедших в группе,  в различные жизненные обстоятельства.

Описание основных прав и обязанностей участников программы.

 Программа в ходе реализации требует сотрудничество следующих участников процесса: психолога, родителей и детей.

Участники

процесса

Права

Обязанности

Психолог

-согласовывать время и место проведения развивающих занятий с заведующей СРО;

- выбирать методы и средства обучения детей и контроля знаний;

- излагать материал с учётом своего методического опыта;

- на организационное и материально-техническое обеспечение процесса обучения;

-подбор и использование учебно-методической  литературы на своё усмотрение.

- согласовывать время и место проведения развивающих занятий с заведующей СРО;

- проводить занятия в установленном порядке;

-осуществлять планирование, организацию и контроль деятельности детей во время занятий;

- быть профессионально грамотным в выборе и реализации образовательных методик и технологий;

- соблюдать правила по охране труда и пожарной безопасности;

- своевременно оповещать администрацию учреждения о невозможности проведения учебных занятий;

- соблюдать права и обязанности других участников образовательного процесса.

Родители

- обращаться к психологу за консультацией по вопросу общении с ребёнком;

- познакомиться с программой занятий;

- посещать развивающиеся занятия.

-  извещать об уважительных причинах отсутствия детей на занятиях;

- проявлять уважение к специалистам;

- обеспечить посещение детьми занятий согласно учебному расписанию.

Дети

-посещать развивающие занятия;

- отказаться от участия в играх, упражнениях на занятии;

- высказывать своё мнение.

- соблюдать правила поведения, принятые в группе;

- не причинять ущерб имуществу учреждения.

 

    Требования к специалистам, реализующим программу.

         

Программу реализует психолог. Он относится к работнику, в рамках профессиональной компетентности которого имеется проведение специально-организованных развивающих занятий. Для этого психологу необходимо иметь:

*высшее психолого-педагогическое образование или диплом переподготовки в области психологии;

*умения и навыки разработки учебных программ;

*методическую грамотность;

*коммуникативную компетентность;

*знание возрастных особенностей дошкольников;

*опыт  проведения развивающих занятий;

*опыт преподавательской деятельности;

*развитые морально-нравственные качества.

6.  Материально-техническое оснащение.

 Требования к материально-технической оснащённости учреждения для реализации программы. 

Для проведения развивающих занятий необходим кабинет, который бы отвечал следующим требованиям:

  - светлое, проветриваемое помещение с 10 посадочными местами;

       - посадочные места должны быть удобными и лёгкими для перестановки:

            - желательно иметь на окнах жалюзи;

 Помещение должно быть оснащено:

  - мультимедийным оборудованием;

        - видео – и аудиоаппаратурой;

        - доской и мелом.

 Психолог также должен иметь доступ к множительной технике (ксерокс, принтер, сканер).

Оборудование

№ п/п

Наименование

Количество

Единица измерения

Мебель и оргтехника

1

Стол – парта с регулируемой высотой

5

шт.

2

Компьютер

1

шт

3

Колонки

2

шт.

4

Принтер

1

шт

5

Ксерокс

1

шт

6

Сканер

1

шт

7

Стулья ученические с регулируемой высотой

10

шт

8

Кресло офисное

1

шт

9

Стол письменный

1

шт

10

Шкаф большой с дверками для методического материала

1

шт

11

Тумба

1

шт

12

Ковер детский

1

шт

13

Раковина

1

шт

14

Подставка для ног детская

2

шт

15

Доска для записей, мел

1

шт.

Технические средства реабилитации

1

Регулирующееся кресло-стул для детей с ДЦП

2

шт

  Расходные материалы (на 1 год)

1

Бумага белая А4

6

уп.

2

Краски акварельные медовые (6 цветов)

8

набор

3

Краски акварельные медовые (24 цвета)

8

набор

4

Гуашь художественная (12 цветов)

8

набор

5

Пальчиковые краски (12 цветов)

8

набор

6

Кисть № 1

8

шт

7

Кисть № 3

8

шт

8

Кисть № 5

8

шт

9

Кисть № 10

8

шт

10

Карандаши цветные шестигранные тонкие (18 цветов)

8

набор

11

Карандаши цветные трехгранные толстые (10 цветов)

8

набор

12

Резиновый держатель «Ручка-самоучка»

5

шт

13

Карандаш простой

15

шт

14

Бумага для рисования акварельная А4 (10 л)

10

набор

15

Пленка для ламинирования 80 мкр (100 шт)

1

уп.

16

Фломастеры на водной основе

2

набор

17

Жидкость-спрей для обработки игрушек

5

шт

18

Салфетки бумажные (100 шт.)

24

уп.

19

Салфетки влажные (70 шт.)

12

уп.

20

Бумажные полотенца (в рулоне)

20

рул.

21

Ватные палочки (100 шт)

5

уп.

22

Набор цветных шариковых ручек (8 цв.)

8

набор

23

Шариковая ручка синяя

8

шт

24

Тетради в клетку

20

шт.

25

Мел или фломастеры для доски

1

уп.

Игрушки

1

Животные жарких стран

1

набор

2

Животные Арктики

1

набор

3

Животные домашние (кошка, собака, корова, свинья, овца, баран, лошадь)

1

набор

4

Животные дикие (лиса, медведь, волк, белка, заяц)

1

набор

5

Петух

1

шт

6

Курочка

1

шт

7

Попугай

1

шт

8

Сова

1

шт

9

Насекомые

1

набор

10

Рыба

1

шт

11

Овощи

1

набор

12

Фрукты

1

набор

13

Матрешка 5 в 1

1

шт

14

Найди пару (овощи)

1

шт

15

Найди пару (фрукты)

1

шт

16

Наборы мини игрушек

3

набор

17

Мячи Разного диаметра

3

шт.

18

Клубок ниток

3

шт.

Дидактические картинки по темам

1

Времена года

4

набор

2

Природные явления

1

набор

3

Птицы

1

набор

4

Транспорт

1

набор

5

Насекомые

1

набор

6

Грибы

1

набор

7

Ягоды

1

набор

8

Растения

1

набор

9

Домашние животные

1

набор

10

Дикие животные

1

набор

11

Животные жарких стран

1

набор

12

Животные севера

1

набор

13

Геометрические фигуры

1

набор

14

Четвертый лишний

1

набор

15

Овощи

1

набор

16

Фрукты

1

набор

17

Рыбы

1

набор

18

Мебель

1

набор

    Требования к информационной обеспеченности учреждения для реализации программы:

  - иметь подписку на психологические издания;

  - быть подключенным к Интернет;

  - создавать условия для психолога по реализации мультимедийной технологии.

        7. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1. Анастази А.. Психологическое тестирование. Т. 1-2. М.:Педагогика, 1982. - 245 c.

2. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития- М.: Школьная Пресса,2006.-232 с.

3. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития.Изд. 2-е испр./ Н.Л.Белопольская –

М: Когито-центр, 2009.- 145 с.

4. Виноградова А. Д.. Методика исследования готовности к школьному обучению детей 6=7 лет: Методическое пособие. СПб., 1983.- 123 с.

5. Диагностика познавательной сферы ребёнка /Т.Г. Богданова, Т. В. Корнилова. М. : Роспедагентство, 1994. – 198 с.

6. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей /Под ред. Д. Б. Эльконина, Л. А. Венгера. М., 1981. – 243 с.

7.  Ильина М.Н. Подготовка к школе (развивающие упражнения и тесты). СПб., 1998.- 280с.

 8. Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Н.Я. Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. СПб., 1997.- 420 с.

9. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. СПб., 2006.- 345 с.

 10. Психолого - педагогическая диагностика/ под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной – М. : Академия, 2003.- 337 с.

11. Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.. Практическая психология для воспитателя. Вып.1. Киев, 1992. – 196 с.

12. Лучшие психологические тесты / Под ред. А.Ф. Кудряшова. Петрозаводск: Петроком, 1992. – 297 с.

13. Немов. Р.С. Психология. Кн.3: Экспериментальная и педагогическая психология и психодиагностика. М.: Просвещение; Владос, 1995. – 398 с.

14. Психодиагностическая работа в начальной школе / Под ред. А.А. Степанова. Часть 1. СПб.: Образование, 1994. – 216 с.

15. Чередникова Т.В.. Тесты для подготовки детей и отбора в школы. СПб.: Стройлеспечать, 1996. – 204 с.

16. Урунтаева Т.А.,. Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М.: Просвещение, 1995. -253 с

17. Чейпи Джералдина. Готовность к школе. М.: Педагогика-Пресс, 1992. – 217с.

Приложение.

1. Выявление заинтересованности посещения занятий психолога.

Цель: выявить степень удовлетворенности родителей и уровень заинтересованности посещения занятий психолога реабилитантами ЦСРИиДИ.

Уважаемые родители! Просим Вас принять участие в анкетировании.

1. Посещает ли ваш ребенок занятия психолога?

а) да б) не знаю в) нет

2. Рассказывает ли вам ваш ребенок о том, какие занятия он посещал у психолога (например, занятия в кабинете или в группе, разговаривали или рисовали).

а) да б) нет

3. Какие эмоции проявляет ребенок, рассказывая о взаимодействии с психологом?

а) положительные (радость, удовлетворенность)

б) нейтральные (констатация факта)

в) негативные (грусть, обида, неудовлетворенность)

4. Как ваш ребенок посещает занятия с психологом?

а) ребенку нравится, он заинтересован

б) ребенок индифферентен (не проявляет никаких чувств, равнодушен)

в) ребенку не нравится, посещать не хочет

5. Считаете ли вы нужными для своего ребенка занятия, проводимые психологом в ЦСРИиДИ (диагностика уровня познавательного и личностного развития, занятия на развитие познавательных процессов, личностных качеств)

а) да, занятия нужны

 б) частично, только некоторые занятия из перечисленных нужны

в) нет, занятия не нужны

Спасибо за сотрудничество!

Высокий уровень заинтересованности – большинство ответов а), нет ответов под буквой в)

Средний уровень заинтересованности – большинство ответов б), частично а), частично в)

Низкий уровень заинтересованности – большинство ответов в), частично б), нет ответов под буквой а)

2. Диагностический альбом Семаго Н.Я., Семаго М.М.

Исследуемая

функция

Методика

Начальное обследова-ние

Итоговое обследова-ние

1.

Восприятие

Узнавание реалистических изображений.

Узнавание перечеркнутых изображений.

Фигуры Поппельрейтора.

Узнавание недорисованных изображений.

Буквенный гнозис.

2.

Внимание

Методика Пьрона-Рузера.

Корректурная проба.

Таблицы Шульте.

Счет по Крепелину.

3.

Память

Методика «Запоминание слов».

Запоминание двух групп слов.

Исследование зрительной памяти.

4.

Мышление

Узнавание конфликтных изображений.

Подбор парных аналогий.

Простые аналогии.

Простые невербальные аналогии.

Выделение существенных признаков.

Исключение понятий.

Исключение предметов.

Методика для исследования понятийного мышления.

Понимание переносного смысла.

Последовательные картинки.

5.

Пространствен-ные представления

Понимание и употребление предлогов.

Складывание разрезных картинок.

Понимание временных последовательностей.

6.

Фонетико-фонематическое восприятие

Узнавание и понимание речевых конструкций.

7.

Психомоторные навыки

Движения тела.

Оценка мануальных способностей.

Тест на рисование, копирование.

Сенсорное развитие.

Игровая деятельность.

Поведение.

3. Опросник «Мои чувства на тренинге»

Анкета направлена на исследование эмоционального отношения ребенка к занятию на тренинге.

Опросник содержит перечисление 14 чувств, из которых предлагается выбрать только 7 и отметить значком «+» те, которые ты наиболее часто испытываешь на тренинге.

Я испытываю на тренинге

да

Спокойствие

Усталость

Скуку

Радость

Уверенность в себе

Беспокойство

Неудовлетворенность собой

Раздражение

Сомнение

Обиду

Страх

Благодарность

Симпатию к психологу

Желание приходить сюда

4.Опросник «Что тебя привлекает на занятии»

Цель: изучение мотивации посещения занятий.

Вам предлагается ответить, что и насколько привлекает вас на занятии. В выбранном столбце с ответами поставить «+».

Что тебя привлекает на занятии

5

3

1

(сильно привлекает)

(незначительно)

(не привлекает совсем)

Интересное дело

Общение

Возможность помочь друзьям

Творчество

Новые знания

Делать добрые дела для других

Похвала

Уважение других

Игра

Отдых

5. Методика «Лесенка»В.Г.Щур

Описание методики

Цель методики - исследование самооценки детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Процедура проведения

Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, и объясняют задание.

Стимульныйматериал

 http://www.b17.ru/img_uploaded/fa77e4a1526754cb0ae222837d0648a6.jpg

Инструкция

«Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»

После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама, папа, учитель».

Процедура проведения

Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить.

В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор.

Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.

 

Интерпретация результатов

Неадекватно завышенная самооценка

Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала».

Завышенная самооценка

После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».

Адекватная самооценка  

Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.

Заниженная самооценка  

Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».

Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять.

Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю».

Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.

Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.

Самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.

Для детей 7-10 лет адекватной считается самооценка, при которой ребенок несколько положительных качеств отмечает на верхней части лесенки, а одно-два качества - в середине лесенки или несколько ниже. Если ребенок выбирает только верхние ступеньки лесенки, можно считать, что его самооценка завышена, он не может или не хочет правильно себя оценить, не замечает своих недостатков. Образ, выстроенный ребенком, не совпадает с представлениями о нем других людей. Такое несовпадение препятствует контактам и может являться причиной асоциальных реакций ребенка.

Выбор нижних ступенек свидетельствует о заниженной самооценке. Для таких детей, как правило, характерны тревожность, неуверенность в себе.

Если значимые люди (по мнению ребенка) оценивают его так же, как он оценил себя, или дают более высокую оценку - ребенок защищен психологически, эмоционально благополучен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры для детей младшего школьного возраста

Игры, в которые рекомендовано играть родителям с детьми....

Программа коррекционно-развивающих занятий для детей младшего школьного возраста

Программа коррекционно-развивающих занятий для детей младшего школьного возраста...

Развитие социальной и коммуникативной одаренности у детей младшего школьного возраста в условиях ОУ

Мой опыт работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы....

Авторская коррекционно-развивающая программа. Коррекция страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста «Радуга настроений»

Цель программы – коррекция страхов и высокого уровня общей тревожности у детей младшего школьного возраста.Соответственно в процессе арт-терапевтической групповой работе будут решаться след...

«Создание предметно – развивающей среды для детей младшего школьного возраста».

Полноценное и эффективное развитие ребёнка возможно только в специально созданной предметно-развивающей среде. Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте игра. Поэтому при организации игровой ко...

Исследовательская работа "Донаучное социальное знание у дошкольников и детей младшего школьного возраста

В докладе представлены результаты исследования донаучного социального познания у детей. Проведён опрос детей дошкольного и младшего школьного возраста (1-2 класс), проделан анализ данных. На базе полу...

Коррекционно-развивающее занятие для детей младшего школьного возраста "Как справиться с плохим настроением"

Цели: Создать в группе доверительную обстановку, позволяющую детям проявлять свои чувства и говорить о них.Ввести наглядные образы, символизирующие разные настроения.Учить детей управлять своим настро...