Программа социально-культурной реабилитации «Развитие творческих способностей воспитанников как средство социальной адаптации»
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
Программа социально-культурной реабилитации
«Развитие творческих способностей воспитанников как средство социальной адаптации»
Постановка проблемы.
Социальная реабилитация детей «группы риска» - важнейшая задача работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Опыт нашей работы убеждает, что одной из наиболее эффективных форм реабилитации является социально-культурная, а именно творческая деятельность воспитанников в процессе подготовки и проведения различных праздничных и развлекательных мероприятий, включающих в себя такие формы творческой деятельности, как песенное исполнение, танец, элементы театральной постановки, игры-драматизации, чтение стихов и т.д.
У детей, поступающих в Центр, часто наблюдается социально-педагогическая запущенность, низкие интеллектуальные возможности, имеются проблемы в коммуникативной сфере – они не умеют общаться между собой, не могут контролировать свои поступки, адекватно выражать свои эмоции, у них занижена личностная самооценка, наблюдается комплекс неполноценности.
Для решения этих проблем и успешной социальной адаптации воспитанников Центра нами и была разработана данная программа.
Любой вид творческой деятельности является спасительным при попадании в тяжелую жизненную ситуацию. Поисковая активность, проявляемая при этом, является залогом устойчивости человека в самых различных стрессовых ситуациях. Участвуя в творческой деятельности, ребенок осваивает опыт различных жизненных явлений от природных до социальных, что также помогает ему лучше адаптироваться к условиям жизни в обществе. Например, исполнение песен, участие в театральных постановках не только способствует развитию творческих способностей, но и дает детям возможность осуществить опыт ролевого перенесения в образ иного эмоционального содержания и , находясь в нем, пережить те мысли и чувства, которые в силу их сложившегося жизненного опыта были им недоступны. Побывав в процессе исполнения в образе другого человека – здорового и счастливого, ребенок возвращается к самому себе уже другим, а это и есть залог его завтрашних позитивных изменений. Танец, музыкально-двигательные упражнения также обогащают внутренний мир ребенка, способствуют активизации коммуникативных качеств. Кроме того, этот вид деятельности хорошо снимает нервно-психическое напряжение, которое часто свойственно нашим воспитанникам.
Наша программа была задумана для того, чтобы облегчить социальную адаптацию ребенка, сделать ее максимально успешной. Программа позволит детям развить творческие способности и возможности, благодаря чему избавит их от многих комплексов, восполнит пробелы в образовании и воспитании, обогатит их внутренний мир, поможет увереннее ориентироваться в окружающей действительности и успешнее реализовать себя в жизни, вселит в них уверенность в завтрашнем дне.
Цели и задачи программы
Цель: социальная адаптация несовершеннолетних посредством развития творческих способностей
Задачи:
- Максимально раскрыть творческие способности каждого ребенка.
- Развивать коммуникативные качества.
- Обогащать эмоциональную сферу.
- Расширить кругозор детей, повысить уровень культуры и воспитания.
- Сформировать морально-нравственные ориентиры.
- Формировать позитивное мировоззрение.
Этапы реализации программы
- Диагностический – комплексная диагностика, определение приоритетов в работе и выбор репертуара в зависимости от индивидуальных особенностей детей и их психологического склада.
- Коррекционно-развивающий – коррекция эмоционально-волевой сферы, развитие психических функций: внимания, памяти, речи, эмоционально-образного восприятия. Развитие творческих способностей.
- Образовательный – восполнение кругозора воспитанников, работа по овладению практическими умениями и навыками.
- Воспитательный – эстетическое воспитание, развитие коммуникативной сферы, познавательной деятельности, коррекция поведенческих навыков.
- Социально-реабилитационный – формирование социальной компетентности.
Сроки реализации программы: программа реализуется ежегодно в течение учебного года.
Адресаты: программа рассчитана на всех воспитанников СРЦН от 3-х до 18 лет. В зависимости от возраста детей решаются разные задачи программы.
Формы реализации программы:
- Групповые и индивидуальные занятия в ходе подготовки к праздничному мероприятию.
- Открытые праздничные мероприятия согласно годовому плану СРЦН.
Ожидаемые результаты:
- Развитие творческого потенциала каждого ребенка.
- Преодоление ребенком страха перед выступлением на сцене.
- Положительная динамика в развитии психики ребенка: развитие познавательных интересов, повышение самосознания.
- Развитие коммуникативных способностей детей как важнейшего условия успешной социальной адаптации к жизни в современном обществе.
План проведения открытых мероприятий
ГБУ СО МО «Лобненский СРЦН»
№ п/п | Месяц | Название мероприятия |
1. | сентябрь | День знаний. |
2. | октябрь | Юбилей СРЦН |
3. | ноябрь | День народного единства. |
4. | декабрь | Новогоднее представление. |
5. | январь | Рождество. |
6. | февраль | День защитника Отечества. |
7. | март | Международный Женский день. |
8. | март | Масленица. |
9. | апрель | День смеха. |
10. | май | Праздник Великой Победы. |
11. | май | Всемирный день Семьи |
12. | июнь | День защиты детей. |
Анализ эффективности реализации программы
За основу программы были приняты выступления детей на открытых праздничных мероприятиях и групповые и индивидуальные занятия по подготовке к ним.
По итогам работы программы цели и задачи были выполнены. Все воспитанники были вовлечены в разнообразные формы творческой деятельности, с удовольствием выступали на сцене. Многие замкнутые ребята стали свободнее чувствовать себя в коллективе, легче стали идти на контакт со взрослыми и детьми. Неуверенные в себе дети поверили в свои силы после того, сверстники и взрослые оценили их выступление на сцене.
В ходе репетиций воспитанники запоминали тексты ролей, стихи, разучивали песни, что значительно улучшило их память. Это отметили и воспитатели, и учителя. Некоторые ребята даже запоминали текст своего партнера по сцене, чтобы в случае необходимости прийти на помощь, что свидетельствовало о сплоченности детского коллектива и ответственности за результат общего дела.
В ходе реализации программы были преодолены многие комплексы детей. Выступая на сцене, любой человек, а тем более ребенок, испытывает страх. Но постепенно ощущение внутреннего дискомфорта и зажатости уходит, и дети раскрывают свои способности более полно. Особенно прогресс заметен у ребят дошкольного возраста, которые делают первые самостоятельные шаги на сцене, сначала робкие, потом все более уверенные. Пусть вначале это были несколько выученных наизусть стихотворных строчек, в следующий раз это уже маленькая роль в сценке. Но какая за этим, казалось бы, небольшим достижением стоит внутренняя работа ребенка? Он преодолел себя, свой страх перед сценой, неуверенность в себе! Эти маленькие достижения отмечают воспитатели, психологи, социальные педагоги.
На всем протяжении работы по программе проходила работа психологической направленности, что позволяло наиболее полно раскрыть творческий потенциал каждого ребенка. Того, кому в первый раз предстояло выйти на сцену, нужно было подбодрить, заставить поверить в свои силы, кому-то помочь увереннее держаться на сцене, кому-то помочь наиболее полно раскрыть свои лучшие качества, попробовав вжиться в несвойственный ему образ. Важно было создать для каждого ребенка ситуацию успеха, отмечая даже небольшие достижения, побуждая его таким образом к дальнейшему развитию и творческому росту.
В работу по подготовке очередной сказки, мюзикла или фольклорного праздника были вовлечены не только наши маленькие артисты, но и сотрудники Центра. Такое тесное сотрудничество взрослых и детей создает положительную динамику в решении задач всей программы, так как ребята видят самоотдачу взрослых, их интерес к общему делу и стараются не отставать в демонстрации своих талантов, получают дополнительный стимул к развитию.
В результате всеобщих усилий праздничные мероприятия всегда проходили с большим успехом. Дети получали удовольствие от выступлений, были очень довольны результатами. Они находились в состоянии высокого эмоционального подъема в течение нескольких дней, с нетерпением ждали показа сюжета об их выступлении по городскому телевидению. Сложившаяся ситуация успеха давала толчок к самостоятельным творческим поискам: девочки ставили танцевальные номера, придумывали и шили костюмы, оформляли декорации. Это помогало им с оптимизмом воспринимать действительность, не замыкаться в своих проблемах и положительно сказывалось на учебной, трудовой деятельности, отношениях внутри коллектива.
Подводя итог, можно сказать, что данная программа оправдала свою актуальность. Ее большие положительные результаты отметили специалисты Центра. Все поставленные цели и задачи были выполнены. В дальнейшем мы планируем развивать и расширять нашу программу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторизованная программа по декоративно - прикладному творчеству «Цветы как средство развития творческих способностей воспитанников школы - интерната»
Программ "цветы как средство развития творческих спрсобностей воспитанников школы - интерната" ставит своей целью развитие личностного и творческого потенциала по средствам декоративно - прикладной и ...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Создание художественной композиции из цветов как средство развития творческих способностей воспитанников школы - интерната»
Программа по декоративно-прикладному и изобразительному искусство переработанная и оформленная в соответствии с ФГОС (для интернатов и детских домов)...
Развитие творческих способностей – один из способов социальной адаптации детей с двигательной патологией
О реабилитации больных детей с детским церебральным параличом (ДЦП) и другими заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Развивать детские способности – это, значит, вооружить ребенка способами деят...
Программа социально-культурной реабилитации «Музыкально-сценическая деятельность воспитанников как средство социальной реабилитации»
Программа социально-культурной реабилитации...
Развитие творческих способностей воспитанников на занятиях прикладного творчества в процессе освоения разнообразных техник в условиях социально-реабилитационного центра
Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те зна...
Развитие творческих способностей детей-инвалидов средствами изобразительной деятельности в условиях Центра социальной реабилитации
Развитие творческих способностей детей-инвалидов средствами изобразительной деятельности в условиях Центра социальной реабилитации...