Программа социально-культурной реабилитации «Развитие творческих способностей воспитанников как средство социальной адаптации»
рабочая программа по теме

Фролова Ольга Ивановна

Программа социально-культурной реабилитации

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

Программа социально-культурной реабилитации

«Развитие творческих способностей воспитанников как средство социальной адаптации»

Постановка проблемы.

Социальная реабилитация детей «группы риска» - важнейшая задача работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Опыт нашей работы убеждает, что одной из наиболее эффективных форм реабилитации  является социально-культурная, а именно творческая деятельность воспитанников в процессе подготовки и проведения различных праздничных и развлекательных мероприятий, включающих в себя такие формы творческой деятельности, как песенное исполнение, танец, элементы театральной постановки, игры-драматизации, чтение стихов и т.д.

У детей, поступающих в Центр, часто наблюдается социально-педагогическая запущенность, низкие интеллектуальные возможности, имеются проблемы в коммуникативной сфере – они не умеют общаться между собой, не могут контролировать свои поступки, адекватно выражать свои эмоции, у них занижена личностная самооценка, наблюдается комплекс неполноценности.

Для решения этих проблем и успешной социальной адаптации воспитанников Центра нами и была разработана данная программа.

Любой вид творческой деятельности является спасительным при попадании в тяжелую жизненную ситуацию. Поисковая активность, проявляемая при этом, является залогом устойчивости человека в самых различных стрессовых ситуациях. Участвуя в творческой деятельности, ребенок осваивает опыт различных жизненных явлений от природных до социальных, что также помогает ему лучше адаптироваться к условиям жизни в обществе. Например, исполнение песен, участие в театральных постановках не только способствует развитию творческих способностей, но и дает детям возможность осуществить опыт ролевого перенесения в образ иного эмоционального содержания и , находясь в нем, пережить те мысли и чувства, которые в силу их сложившегося жизненного опыта были им недоступны. Побывав в процессе исполнения в образе другого человека – здорового и счастливого, ребенок возвращается к самому себе уже другим, а это и есть залог его завтрашних позитивных изменений. Танец, музыкально-двигательные упражнения также обогащают внутренний мир ребенка, способствуют активизации коммуникативных качеств. Кроме того, этот вид деятельности хорошо снимает нервно-психическое напряжение, которое часто свойственно нашим воспитанникам.

Наша программа была задумана для того, чтобы облегчить социальную адаптацию ребенка, сделать ее максимально успешной. Программа позволит детям развить творческие способности и возможности, благодаря чему избавит их от многих комплексов, восполнит пробелы в образовании и воспитании, обогатит их внутренний мир, поможет увереннее ориентироваться в окружающей действительности и успешнее реализовать себя в жизни, вселит в них уверенность в завтрашнем дне.

Цели и задачи программы

Цель:  социальная адаптация несовершеннолетних посредством развития творческих способностей

Задачи:

  1. Максимально раскрыть творческие способности каждого ребенка.
  2. Развивать коммуникативные качества.
  3. Обогащать эмоциональную сферу.
  4. Расширить кругозор детей, повысить уровень культуры  и воспитания.
  5. Сформировать морально-нравственные ориентиры.
  6. Формировать позитивное мировоззрение.

Этапы реализации программы

  1. Диагностический – комплексная диагностика, определение приоритетов в работе и выбор репертуара в зависимости от индивидуальных особенностей детей и их психологического склада.
  2. Коррекционно-развивающий – коррекция эмоционально-волевой сферы, развитие психических функций: внимания, памяти, речи, эмоционально-образного восприятия. Развитие творческих способностей.
  3. Образовательный  – восполнение кругозора воспитанников, работа по овладению практическими умениями и навыками.
  4. Воспитательный  – эстетическое воспитание, развитие коммуникативной сферы, познавательной деятельности, коррекция поведенческих навыков.
  5. Социально-реабилитационный  – формирование социальной компетентности.

Сроки реализации программы: программа реализуется ежегодно в течение учебного года.

Адресаты:  программа рассчитана на всех воспитанников СРЦН от 3-х до 18 лет. В зависимости от возраста детей решаются разные задачи программы.

Формы реализации программы:

  1. Групповые и индивидуальные занятия в ходе подготовки к праздничному мероприятию.
  2. Открытые праздничные мероприятия согласно годовому плану СРЦН.

Ожидаемые результаты:

  1. Развитие творческого потенциала каждого ребенка.
  2. Преодоление ребенком страха перед выступлением на сцене.
  3. Положительная динамика в развитии психики ребенка: развитие познавательных интересов, повышение самосознания.
  4. Развитие коммуникативных способностей детей как важнейшего условия успешной социальной адаптации к жизни в современном обществе.

План проведения открытых мероприятий

ГБУ СО МО  «Лобненский СРЦН»

п/п

Месяц

Название мероприятия

1.

сентябрь

День знаний.

2.

октябрь

Юбилей СРЦН

3.

ноябрь

День народного единства.

4.

декабрь

Новогоднее представление.

5.

январь

Рождество.

6.

февраль

День защитника Отечества.

7.

март

Международный Женский день.

8.

март

Масленица.

9.

апрель

День смеха.

10.

май

Праздник Великой Победы.

11.

май

Всемирный день Семьи

12.

июнь

День защиты детей.

Анализ эффективности реализации программы

За основу программы были приняты выступления детей на открытых праздничных мероприятиях и групповые и индивидуальные занятия по подготовке к ним.

По итогам работы программы цели и задачи были выполнены. Все воспитанники были вовлечены в разнообразные формы творческой деятельности, с удовольствием выступали на сцене. Многие замкнутые ребята стали свободнее чувствовать себя в коллективе, легче стали идти на контакт со взрослыми и детьми. Неуверенные в себе дети поверили в свои силы после того, сверстники и взрослые оценили их выступление на сцене.

В ходе репетиций воспитанники запоминали тексты ролей, стихи, разучивали песни, что значительно улучшило их память. Это отметили и воспитатели, и учителя. Некоторые ребята даже запоминали текст своего партнера по сцене, чтобы в случае необходимости прийти на помощь, что свидетельствовало о сплоченности детского коллектива и ответственности за результат общего дела.

В ходе реализации программы были преодолены многие комплексы детей. Выступая на сцене, любой человек, а тем более ребенок, испытывает страх. Но постепенно ощущение внутреннего дискомфорта и зажатости уходит, и дети раскрывают свои способности более полно. Особенно прогресс заметен у ребят дошкольного возраста, которые делают первые самостоятельные шаги на сцене, сначала робкие, потом все более уверенные. Пусть вначале это были несколько выученных наизусть стихотворных строчек, в следующий раз это уже маленькая роль в сценке. Но какая за этим, казалось бы, небольшим достижением стоит внутренняя работа ребенка? Он преодолел себя, свой страх перед сценой, неуверенность в себе! Эти маленькие достижения отмечают воспитатели, психологи, социальные педагоги.

На всем протяжении работы по программе проходила работа психологической направленности, что позволяло наиболее полно раскрыть творческий потенциал каждого ребенка. Того, кому в первый раз предстояло выйти на сцену, нужно было подбодрить, заставить поверить в свои силы, кому-то помочь увереннее держаться на сцене, кому-то  помочь наиболее полно раскрыть свои лучшие качества, попробовав вжиться в несвойственный ему образ. Важно было создать для каждого ребенка ситуацию успеха, отмечая даже небольшие достижения, побуждая его таким  образом к дальнейшему развитию и творческому росту.

В работу по подготовке очередной сказки, мюзикла или фольклорного праздника были вовлечены не только наши маленькие артисты, но и сотрудники Центра. Такое тесное сотрудничество взрослых и детей создает положительную динамику в решении задач всей программы, так как ребята видят самоотдачу взрослых, их интерес к общему делу и стараются не отставать в демонстрации своих талантов, получают дополнительный стимул к развитию.

В результате всеобщих усилий праздничные мероприятия всегда проходили с большим успехом. Дети получали удовольствие от выступлений, были очень довольны результатами. Они находились в состоянии высокого эмоционального подъема в течение нескольких дней, с нетерпением ждали показа сюжета об их выступлении по городскому телевидению. Сложившаяся ситуация успеха давала толчок к самостоятельным творческим поискам: девочки ставили танцевальные номера, придумывали и шили костюмы, оформляли декорации. Это помогало им с оптимизмом воспринимать действительность, не замыкаться в своих проблемах и положительно сказывалось на учебной, трудовой деятельности, отношениях внутри коллектива.

Подводя итог, можно сказать, что данная программа оправдала свою актуальность. Ее большие положительные результаты отметили  специалисты Центра. Все поставленные цели и задачи были выполнены. В дальнейшем мы планируем развивать и расширять нашу программу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторизованная программа по декоративно - прикладному творчеству «Цветы как средство развития творческих способностей воспитанников школы - интерната»

Программ "цветы как средство развития творческих спрсобностей воспитанников школы - интерната" ставит своей целью развитие личностного и творческого потенциала по средствам декоративно - прикладной и ...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Создание художественной композиции из цветов как средство развития творческих способностей воспитанников школы - интерната»

Программа по декоративно-прикладному и изобразительному искусство переработанная и оформленная в соответствии с ФГОС (для интернатов и детских домов)...

Развитие творческих способностей – один из способов социальной адаптации детей с двигательной патологией

О реабилитации больных детей с детским церебральным параличом (ДЦП) и другими заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Развивать детские способности – это, значит, вооружить ребенка способами деят...

Развитие творческих способностей воспитанников на занятиях прикладного творчества в процессе освоения разнообразных техник в условиях социально-реабилитационного центра

Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те зна...

Развитие творческих способностей детей-инвалидов средствами изобразительной деятельности в условиях Центра социальной реабилитации

Развитие творческих способностей детей-инвалидов средствами изобразительной деятельности в условиях Центра социальной реабилитации...