Календарно-тематический план по программе социальной реабилитации несовершеннолетних на основе эстетического воспитания для детей от 7 до 13 лет «Красота. Радость. Творчество» (декоративно-прикладное искусство)
календарно-тематическое планирование на тему
Психологическая наука давно убеждена в том, что творчество помогает ребенку справиться со многими личностными, эмоциональными и поведенческими проблемами, способствует личностному росту и раскрытию Становление гармонии всех трех начал имеет особое значение для воспитанников социально-реабилитационных центров, у каждого из которых имеются серьезные проблемы в личностном и физическом развитии. Приобщение таких детей к искусству, включение их в активную творческую деятельность способствуют снижению болезненной симптоматики, помогает становлению процесса социальной адаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 39.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство социального развития и труда Астраханской области
ГСКУ АО «Социально-реабилитационный центр
для несовершеннолетних «Радуга»
Утверждаю:
Директор ГСКУ АО «СРЦ для несовершеннолетних «Радуга»
___________Т.А. Афанасьева
___________ Дата
Календарно-тематический план
по программе социальной реабилитации несовершеннолетних на основе эстетического воспитания для детей от 7 до 13 лет
«Красота. Радость. Творчество»
(декоративно-прикладное искусство)
Составитель:
Нугманова М.С.
Астраханская область
Володарский район
с. Козлово
2013год
Пояснительная записка.
Актуальность.
Художественно творческая деятельность, включающая в себя, в том числе и изготовление поделок из разных материалов в различных техниках, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей. Она позволяет ребенку отразить в создаваемых поделках свои впечатления об окружающем мире, выразить свое отношение к нему. Вместе с тем художественно-творческая деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей.
Психологическая наука давно убеждена в том, что творчество помогает ребенку справиться со многими личностными, эмоциональными и поведенческими проблемами, способствует личностному росту и раскрытию Становление гармонии всех трех начал имеет особое значение для воспитанников социально-реабилитационных центров, у каждого из которых имеются серьезные проблемы в личностном и физическом развитии. Приобщение таких детей к искусству, включение их в активную творческую деятельность способствуют снижению болезненной симптоматики, помогает становлению процесса социальной адаптации.
Проработка проблем посредством творческой деятельности является наиболее экологичным методом, поскольку, находясь в творческом процессе, ребенок получает для себя столь необходимую возможность самовыражения своего потенциала, оптимизируются его эмоциональная сфера и поведенческие особенности. При проведении занятий создаются благоприятные условия для разрешения проблем личностного развития детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: развивается эмоциональная сфера ребенка, снижается уровень тревожности, развивается пространственное мышление, формируются инициатива, умственная активность, самостоятельность, любознательность. Изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию, развитию наглядно-образного мышления. Подобная функция искусства давно была подмечена специалистами. Терапия искусством широко используется в практике психологами и психотерапевтами. Мы хотели найти такую эффективную форму работы, которая позволила бы в творческом пространстве объединить детей с различной проблематикой одновременно. Особенно это актуально в деятельности нашего социально-реабилитационного центра «Радуга», где находятся дети, попавшие в разную трудную жизненную ситуацию.
Терапия искусством формирует творческое отношение к жизни с ее проблемами, умение видеть разнообразие способов и средств достижения цели, развивает скрытые до сих пор способности к творческому решению сложных жизненных задач
Цель программы: Творческая реабилитация и социализация детей, оказавшихся в социально опасном положении, методами декоративно-прикладного искусства.
Программа нацелена на формирование художественной культуры воспитанников как части культуры духовной, на приобщение детей к миру искусств, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.
Формирование “культуры творческой личности” предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.
Задачи:
Обучающие:
сформировать понятие о декоративно-прикладном искусстве, базовые знания по изобразительному и декоративно-прикладному искусству;
познакомить с основами живописи и рисунка;
познакомить с видами ДПИ: конструирование из бумаги, технология изготовления изделий из соленого теста, пластилина, пластики, художественная роспись тканей;
обучить основам рисования по воображению и с натуры, умению передать форму, пропорции, объем при изображении как графически, так и в цвете.
Развивающие:
развить мелкую моторику руки, память, глазомер, внимание;
воображение, фантазию, чувство формы и цвета, образное и пространственное мышление, художественный вкус;
навыки общения.
Воспитательные:
сформировать представления об общечеловеческих ценностях;
воспитать бережное отношение к своим работам и работам своих товарищей; к кабинетному оборудованию; умение доводить начатое дело до конца;
сформировать толерантность; чувство уважения к Родине, национальной культуре, родному городу;
воспитать социально-активную личность через участие в добровольческой деятельности и мероприятиях.
Здоровьесберегающие:
сформировать мотивацию на здоровый образ жизни;
научить здоровьесберегающим технологиям (сохранения зрения, правильная посадка во время работы, правилами техники безопасности труда и т.д.)
Коррекционные:
совершенствовать умения ориентироваться в задании, планирования и последовательности выполнения работы;
расширять словарный запас детей за счет специальной лексики, совершенствовать фразовую речь;
способствовать повышению уверенности в своих возможностях.
Достаточно успешно корректируется образ “Я”, который мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми.
Участники программа предназначена для несовершеннолетних от 7 до 13 лет, находящихся в условиях реабилитационного центра.
Сроки реализации программы реабилитационный период от 3 до 6 месяцев, занятия проводятся один раз в неделю
При реализации программы используются такие техники работы, как:
Айрис-фолдинг
Ошибана
Тестопластика
Квилинг
Пейп-арт
Декупаж
Куклотерапия
Бисероплетение
Принципы:
учета возрастных особенностей;
учета интереса и возможностей учащихся (уровня подготовки);
системности, доступности, последовательности;
эмоционально-познавательной насыщенности деятельности;
добровольности
развитое чувство внутреннего контроля.
Направления деятельности:
- Диагностика творческих способностей и возможностей воспитанников.
- Формирование эстетически и этически организованной среды.
- Воспитание у воспитанников нравственных принципов и этических норм культуры поведения.
- Воспитание у детей чувства прекрасного в окружающей действительности и навыка самообразовательной деятельности в этом направлении.
Ожидаемый результат программы:
Смысл работы заключается в пробуждении и обогащении чувств, сенсорных способностей детей, путем освоения живых, воспринимаемых органами чувств особенностей природных и художественных явлений — цвета, звука, формы, движения, возможностей слова и живой речи.
Должны знать и уметь:
Историю возникновения различных техник декоративно-прикладного творчества (бумажное искусство, лепка, бисероплетение и т.д.).
Подбирать материал, учитывая его форму, величину, цвет.
Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, клеенки и других материалов.
Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить поделку.
Правила общения.
Правила безопасности труда.
Правила личной гигиены.
Освобождение ребенка от негативных переживаний (фобий, тревожности и т.п.), внутри личностных конфликтов;
Удовлетворенность собой и своим окружением;
Свобода творческого самопроявления;
Раскрытие внутренних ресурсов ребенка;
Стремление к самопознанию и самовыражению.
Методическое обеспечение программы включает:
- диагностические методики;
- индивидуальные беседы;
- анализ результатов творческий деятельности;
ситуации успеха,сознательное включение воспитанников в такие виды деятельности и общения, в которых они могут наиболее полно проявить те или иные стороны своих способностей
Тематическое планирование
Темы | Цели, задачи | Формы, методы |
Остров ненужных вещей. 22.Поделки из газетных трубочек
23.Веер из одноразовых ложек. Итоговое занятие 24. Оформление выставки |
Знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства. Прививать навыки экономичности, безопасности, культуры труда, точности, аккуратности.
Пробудить интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа. Познакомить с изготовлением традиционной куклы.Через игрушку познакомить с историей и традициями на Руси. Приобщить к обрядовой культуре . Учить работать руками, развивать мелкую моторику рук. Прививать уважение к традициям семьи. Воспитывать любовь и уважение народной культуре. Дать более глубокие знания о возможностях, способах и технике работы с бумагой. Задачи урока: Образовательные – научить учащихся применять на практике одну из техник работы с бумагой - папье-маше; Воспитательные - воспитывать аккуратность и чувство меры во время творческой работы; Развивающие - развивать художественное, ассоциативное мышление и фантазию.
Научить детей работать с хрупким материалом – скорлупой яиц, горохом Развивать эстетический вкус, умение проявлять самостоятельность и творческие способности в выборе цветовой гаммы.
Познакомить детей с историей бисероткачества. Развивать мелкую моторику рук, пространственно – временную ориентацию. Учить аккуратности, терпению, усидчивости при выполнении работы. Познакомить с современным видом рукоделия, профессией дизайнера, живописца; научить декорировать предметы в технике декупаж. Воспитывать аккуратность, терпеливость, толерантность, уверенность в свои силы. Развивать творческие способности, художественный вкус, трудовые навыки. Закрепить у детей умение выполнять работу из газетных трубочек.
|
Беседа, прзентация Беседа, демонстрация методических пособий, иллюстраций. Картины.фото с изображениями, презентация. Практическая работа, просмотр работ в этой технике Диск с русскими народными песнями, потешками, выставка книг, образцы тряпичных кукол. Беседа, презентация, фото с изображением готовых изделий. Рассказ, беседа, прзентация. Практическое занятие. Беседа, презентация, демонстрация методических пособий, картины, фото с изображение изделий. Презентация, показ готовых изделий, практическая работа. Показ готовых изделий, практическая работа. |
Методическая литература:
- И. Хананова 2008г. «Солёное тесто»
- Н. М.Конышева 2005г « Чудесная мастерская»
- Автор - составитель Л. И. Трепетунова.20 « Природный материал и фантазия»
- Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.: ил.
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]
- Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. - 112с., ил.
- Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 232 с. – (Стандарты второго поколения).
- Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эстетическое воспитание аномальных детей во внеурочное время средствами танцевального искусства.
Особенность эстетического воспитания аномальных детей состоит в том, что оно затрагивает, прежде всего, чувства человека, вызывает у него разнообразные переживания, созд...
Артпедагогика как технология социальной реабилитации несовершеннолетних
Артпедагогика в социальной реабилитации несовершеннолетних....
Рабочая дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа социальной реабилитации несовершеннолетних «Тропинка в информационную среду» Для детей и подростков от 7 – 18 лет
Пояснительная записка Развитие информатики связано с появлением ЭВМ, мощных универсальных устройств для хранения и переработки информации. Внедрение ЭВМ приводит к коренной перестройке технологии прои...
Доклад "Социальная реабилитация несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации"
Материал предназначен для социальных пеадагогов, работающих в реабилитационных учреждениях для несовершеннолетних....
Эстетическое воспитание умственно отсталых детей среднего возраста на занятиях кружка по декоративно – прикладному творчеству
Важным средством эстетического воспитания умственно отсталых школьников являются уроки трудового обучения, на которых дети имеют дело с бумагой и картоном, глиной и пластилином, с природными и текстил...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА «ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО» (КОМПЛЕКСНАЯ) по учебным предметам «БУМАГОПЛАСТИКА» «АППЛИКАЦИЯ» «РАБОТА С МАТЕРИАЛОМ» «ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ И ТВОРЧЕСТВА»
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области декоративно-прикладного искусства, комплексного учебного предмета «Декоративно-прикладное искусство» разработан...