Календарно-тематический план по программе социальной реабилитации несовершеннолетних на основе эстетического воспитания для детей от 7 до 13 лет «Красота. Радость. Творчество» (декоративно-прикладное искусство)
календарно-тематическое планирование на тему

Психологическая наука давно убеждена в том, что творчество помогает ребенку справиться со многими личностными, эмоциональными и поведенческими проблемами, способствует личностному росту и раскрытию Становление гармонии всех трех начал имеет особое значение для воспитанников социально-реабилитационных центров, у каждого из которых имеются серьезные проблемы в личностном и физическом развитии. Приобщение таких детей к искусству, включение их в активную творческую деятельность способствуют снижению болезненной симптоматики, помогает становлению процесса социальной адаптации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx39.2 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство социального развития и труда Астраханской области

ГСКУ АО «Социально-реабилитационный центр

для несовершеннолетних «Радуга»

Утверждаю:

Директор ГСКУ АО «СРЦ для несовершеннолетних «Радуга»

___________Т.А. Афанасьева

___________ Дата

Календарно-тематический план

по программе социальной реабилитации несовершеннолетних на основе эстетического воспитания для детей от 7 до 13 лет

«Красота. Радость. Творчество»

(декоративно-прикладное искусство)

 

Составитель:

Нугманова М.С.

 

Астраханская область

Володарский район

с. Козлово

2013год

Пояснительная записка.

Актуальность.

        Художественно творческая деятельность, включающая в себя, в том числе и изготовление поделок из разных материалов в различных техниках, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей. Она позволяет ребенку отразить в создаваемых поделках свои впечатления об окружающем мире, выразить свое отношение к нему. Вместе с тем художественно-творческая деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей.

        Психологическая наука давно убеждена в том, что творчество помогает ребенку справиться со многими личностными, эмоциональными и поведенческими проблемами, способствует личностному росту и раскрытию Становление гармонии всех трех начал имеет особое значение для воспитанников социально-реабилитационных центров, у каждого из которых имеются серьезные проблемы в личностном и физическом развитии. Приобщение таких детей к искусству, включение их в активную творческую деятельность способствуют снижению болезненной симптоматики, помогает становлению процесса социальной адаптации.

        Проработка проблем посредством творческой деятельности является наиболее экологичным методом, поскольку, находясь в творческом процессе, ребенок получает для себя столь необходимую возможность самовыражения своего потенциала, оптимизируются его эмоциональная сфера и поведенческие особенности. При проведении занятий создаются благоприятные условия для разрешения проблем личностного развития детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: развивается эмоциональная сфера ребенка, снижается уровень тревожности, развивается пространственное мышление, формируются инициатива, умственная активность, самостоятельность, любознательность. Изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию, развитию наглядно-образного мышления. Подобная функция искусства давно была подмечена специалистами. Терапия искусством широко используется в практике психологами и психотерапевтами. Мы хотели найти такую эффективную форму работы, которая позволила бы в творческом пространстве объединить детей с различной проблематикой одновременно. Особенно это актуально в деятельности нашего социально-реабилитационного центра «Радуга», где находятся дети, попавшие в разную трудную жизненную ситуацию.

        Терапия искусством формирует творческое отношение к жизни с ее проблемами, умение видеть разнообразие способов и средств достижения цели, развивает скрытые до сих пор способности к творческому решению сложных жизненных задач

   

Цель программы: Творческая реабилитация и социализация детей, оказавшихся в социально опасном положении, методами декоративно-прикладного искусства.

       Программа  нацелена на формирование художественной культуры воспитанников как части культуры духовной, на приобщение детей к миру искусств, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.

Формирование “культуры творческой личности” предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.

  Задачи:

Обучающие:

сформировать понятие о декоративно-прикладном искусстве, базовые знания по изобразительному и декоративно-прикладному искусству;

познакомить с основами живописи и рисунка;

познакомить с видами ДПИ: конструирование из бумаги, технология изготовления изделий из соленого теста, пластилина, пластики, художественная роспись тканей;

обучить основам рисования по воображению и с натуры, умению передать форму, пропорции, объем при изображении как графически, так и в цвете.

Развивающие:

развить мелкую моторику руки, память, глазомер, внимание;

воображение, фантазию, чувство формы и цвета, образное и пространственное мышление, художественный вкус;

навыки общения.

Воспитательные:

сформировать представления об общечеловеческих ценностях;

воспитать бережное отношение к своим работам и работам своих товарищей; к кабинетному оборудованию; умение доводить начатое дело до конца;

сформировать толерантность; чувство уважения к Родине, национальной культуре, родному городу;

воспитать социально-активную личность через участие в добровольческой деятельности и мероприятиях.

Здоровьесберегающие:

сформировать мотивацию на здоровый образ жизни;

научить здоровьесберегающим технологиям (сохранения зрения, правильная посадка во время работы, правилами техники безопасности труда и т.д.)

Коррекционные:

совершенствовать умения ориентироваться в задании, планирования и последовательности выполнения работы;

расширять словарный запас детей за счет специальной лексики, совершенствовать фразовую речь;

способствовать повышению уверенности в своих возможностях.

Достаточно успешно корректируется образ “Я”, который мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми.

Участники программа предназначена для несовершеннолетних от 7 до 13 лет, находящихся в условиях реабилитационного центра.

        Сроки реализации программы реабилитационный период от 3 до 6 месяцев, занятия проводятся один раз в неделю

        При реализации программы используются такие техники работы, как:

Айрис-фолдинг

Ошибана

Тестопластика

Квилинг

Пейп-арт

Декупаж

Куклотерапия

Бисероплетение

Принципы:

учета возрастных особенностей;

учета интереса и возможностей учащихся (уровня подготовки);

системности, доступности, последовательности;

эмоционально-познавательной насыщенности деятельности;

добровольности

развитое чувство внутреннего контроля.

               

                                        

        Направления деятельности:

  • Диагностика творческих способностей и возможностей воспитанников.
  • Формирование эстетически и этически организованной среды.
  • Воспитание у воспитанников нравственных принципов и этических норм культуры поведения.
  • Воспитание у детей чувства прекрасного в окружающей действительности и навыка самообразовательной деятельности в этом направлении.

Ожидаемый результат программы:

Смысл работы заключается в пробуждении и обогащении чувств, сенсорных способностей детей, путем освоения живых, воспринимаемых органами чувств особенностей природных и художественных явлений — цвета, звука, формы, движения, возможностей слова и живой речи.

        Должны знать и уметь:

Историю возникновения различных техник декоративно-прикладного творчества (бумажное искусство, лепка, бисероплетение и т.д.).

Подбирать материал, учитывая его форму, величину, цвет.

Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, клеенки и других материалов.

Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить поделку.

Правила общения.

Правила безопасности труда.

Правила личной гигиены.

        Освобождение ребенка от негативных переживаний (фобий, тревожности и т.п.), внутри личностных конфликтов;

        Удовлетворенность собой и своим окружением;

        Свобода творческого самопроявления;

        Раскрытие внутренних ресурсов ребенка;

Стремление к самопознанию и самовыражению.

 

Методическое обеспечение программы включает:

  • диагностические методики;
  • индивидуальные беседы;
  • анализ результатов творческий деятельности;

ситуации успеха,сознательное включение воспитанников в такие виды деятельности и общения, в которых они могут наиболее полно проявить те или иные стороны своих способностей

        

         

                      Тематическое планирование

        Темы

Цели, задачи

Формы, методы

1.  Вводное занятие. 

ТБ при работе

с различными

 инструментами.

Знакомство с техниками

декоративно-        

прикладного

творчества.

 Работа с природным

 Материалом

2.Аппликации из

 скорлупы фисташек. Просмотр работ

 в этой технике.  

 Осенние деревья из скорлупы

 фисташек.

 3.Айрис-фолдинг.

 Просмотр работ в

 этой технике.

Айрис-фолдинг из

 осенних листьев.

Поздравительные

открытки.

4. Ошибана-

Прессованная

 Флористика. Пано

«Осень»

        

Работа с  соленым

 тестом.

5. Рисуем тестом

(герои сказок)

6. Аквариум

(экзотические рыбки)

7. «Милые сердечки»

Работа с

 бумагой

7.Букет для мамы

8. Торцевание-

9.Квилинг

        

 Народная кукла

-малый

 образ большого мира. 

10.Виды традиционных

 тряпичных кукол.

 Особенности

изготовления

традиционных

тряпичных кукол

Изготовление

Обрядовых кукол.

11.Куклы

 – куватки (Кувадки).

12.Изготовление

обереговых

кукол. Баба-берегиня.

 Рождественский ангел

13.Десятиручка.

Изготовление игровых

 кукол. Столбушка.

Зайчик –

на – пальчик

Папье-маше.

14.Вводное занятие.

История         возникновения папье–маше.

 Техника безопасности при

  работе с папье–маше.

Карандашница в технике

 папье-маше.

 Оформление

работы.

15.Декоративная

 бутылка

 в технике «пейп-арт»

         

Волшебная яичная

скорлупа .

16. Вводное занятие.

 Особенности работы

 с яичной скорлупой.

 Декорирование

яичной

скорлупой шкатулки.

 

17.Колокольчики из

яичной скорлупы.

 

Бисероплетение.

18.Вводное занятие.

История бисера.

 Бисер и инструменты.

 Техника безопасности

при работе с бисером.

Сувенирные яйца.

Низание бисера «в

одну

 нить»

19.Цветы из бисера.

Основные приемы

 бисероплетения.

  

Декупаж

20.Декорирование

 баночек

 в технике «декупаж»

21.Декорирование

гипсового панно

 в технике «декупаж»

  Остров ненужных вещей.

                        22.Поделки из газетных трубочек

 

23.Веер из одноразовых ложек.

Итоговое занятие

24. Оформление выставки

 

Знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства. Прививать навыки экономичности, безопасности, культуры труда, точности,

аккуратности.

  • Учить детей делать поделки из разных природных материалов: (листья, кора деревьев, веточки, ягоды, шишки, семечки).
  • Обогащать знания о разнообразии природного материала и его использовании в поделках.
  • Способствовать развитию умения планировать предстоящую работу, развивать инициативу, фантазию, творчество.
  • Способствовать коллективной деятельности, речевому и игровому общению детей.

  • Познакомить детей с новым материалом для изготовления поделок – соленое тесто, его характерными особенностями (мягкое, эластичное, прочное при тепловой обработке).
  • Развивать фантазию, воображение, желание самостоятельно вылепить поделку, опираясь на умения полученные ранее.

  • Учить детей правильно пользоваться ножницами, работать с шаблонами.
  • Закрепить умение самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку.

 Пробудить интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа. Познакомить с изготовлением традиционной куклы.Через игрушку познакомить с историей и традициями на Руси.

Приобщить к обрядовой  культуре .

Учить работать руками, развивать мелкую моторику рук.

 Прививать уважение к традициям семьи.

Воспитывать любовь и уважение народной культуре.

         Дать более глубокие знания  о возможностях, способах  и технике работы с бумагой.

Задачи урока:

Образовательные – научить учащихся применять на практике одну из техник работы с бумагой - папье-маше;

Воспитательные -   воспитывать аккуратность и чувство меры во время творческой работы;

Развивающие     -  развивать художественное, ассоциативное мышление и фантазию.

        

Научить детей работать с хрупким материалом – скорлупой яиц, горохом

Развивать эстетический вкус, умение проявлять самостоятельность и творческие способности в выборе цветовой гаммы.

                     

 Познакомить детей с историей бисероткачества.

Развивать мелкую моторику рук, пространственно – временную ориентацию.

Учить аккуратности, терпению, усидчивости при выполнении работы.

 Познакомить с современным видом рукоделия, профессией дизайнера, живописца; научить декорировать предметы в технике декупаж.

Воспитывать аккуратность, терпеливость, толерантность, уверенность в свои силы.

Развивать творческие способности, художественный вкус, трудовые навыки.

        Закрепить у детей умение выполнять работу из газетных трубочек.

  • Формировать умение делать объемные игрушки из одноразовых ложек.
  • Закреплять свойства материалов. Использовать в работе полученные ранее знания.

 

Беседа, прзентация

Беседа, демонстрация методических пособий, иллюстраций.

Картины.фото с изображениями, презентация.

Практическая работа, просмотр работ в этой технике

Диск с русскими народными песнями, потешками, выставка книг, образцы тряпичных кукол.

Беседа,

презентация, фото с изображением готовых изделий.

        Рассказ, беседа, прзентация. Практическое занятие.

Беседа, презентация, демонстрация методических пособий, картины, фото с изображение изделий.

Презентация, показ готовых изделий, практическая работа.

Показ готовых изделий, практическая работа.


                          Методическая литература:

  1. И. Хананова 2008г. «Солёное тесто»  
  2. Н. М.Конышева 2005г « Чудесная мастерская»
  3. Автор - составитель Л. И. Трепетунова.20 « Природный материал и фантазия»
  4.    Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.: ил.
  5. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]
  6. Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975.  - 112с., ил.
  7. Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.
  8. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
  9. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 232 с. – (Стандарты второго поколения).
  10. Сафонова Е. Ю.  Вместе с детьми -  по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстетическое воспитание аномальных детей во внеурочное время средствами танцевального искусства.

Особенность эстетического воспитания аномальных детей  состоит в том, что оно затрагивает, прежде всего, чувства человека, вызывает у него разнообразные переживания, созд...

Артпедагогика как технология социальной реабилитации несовершеннолетних

Артпедагогика в социальной реабилитации несовершеннолетних....

Рабочая дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа социальной реабилитации несовершеннолетних «Тропинка в информационную среду» Для детей и подростков от 7 – 18 лет

Пояснительная записка Развитие информатики связано с появлением ЭВМ, мощных универсальных устройств для хранения и переработки информации. Внедрение ЭВМ приводит к коренной перестройке технологии прои...

Эстетическое воспитание умственно отсталых детей среднего возраста на занятиях кружка по декоративно – прикладному творчеству

Важным средством эстетического воспитания умственно отсталых школьников являются уроки трудового обучения, на которых дети имеют дело с бумагой и картоном, глиной и пластилином, с природными и текстил...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА «ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО» (КОМПЛЕКСНАЯ) по учебным предметам «БУМАГОПЛАСТИКА» «АППЛИКАЦИЯ» «РАБОТА С МАТЕРИАЛОМ» «ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ И ТВОРЧЕСТВА»

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области декоративно-прикладного искусства,  комплексного учебного предмета «Декоративно-прикладное искусство» разработан...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно – эстетической общекультурной направленности по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному изобразительному искусству «Театральная мастерская»

Данная программа основной акцент делает на развитие и формирование средствами театрального искусства определенных духовно-нравственных качеств в воспитании детей. Все упражнения, этюды, выбор тем для ...