Открытый урок "Цветик семицветик"
классный час

Оолак Айлана Владимировна

Данная сказка учит тому, что добрые дела, сделанные для других, обязательно вернуться; если же человек желает все только для себя, это может привести к вредным и даже опасным последствиям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Путешествие по сказке «Цветик-семицветик»

Цель: Воспитывать духовно-нравственные качества личности ребёнка через анализ  поступков  героини сказки «Цветик-семицветик»

Задачи:

* Прививать нравственно – этические, эстетические качества. Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека, о важности уметь отличать добрые поступки от тех, которые не приносят удовольствия

* Воспитывать чувство доброжелательности, милосердия, терпимости, заботы об окружающих.

* Развивать стремление доставить радость близким людям, коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать своё мнение, проявлять доброжелательность).

Форма проведения: игра – путешествие

 

Предварительная работа:

  • Чтение и просмотр мультфильма по сказке В.П. Катаева «Цветик-семицветик»;
  • Беседа  на тему: «Поговорим о доброте»;

Оформление:

Выставка рисунков воспитанников, презентация, проектор, шары

Организационная часть

-Эмоциональный настрой воспитанников.

Воспитатель: Здравствуйте дети, а также уважаемые гости!

Когда  мы готовились к мероприятию, просмотрели мультфильм «Цветик – семицветик». Во многих сказках есть волшебные инструменты. А, как выдумаете, в нашей сказке, какой это волшебный инструмент?
(«Цветик - семицветик»)

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня? (ответы детей)

Воспитатель обобщает ответы детей и сообщает тему: Сегодня, мы будем путешествовать по сказке «Цветик – семицветик», вместе с нашей героиней Женей  будем учиться на ее примере, распознавать разные поступки и последствия этих действий.

Во многих сказках есть волшебные инструменты. В нашей сказке это
«Цветик - семицветик»

1станция: «Баранки»

Воспитатель: Жила была девочка Женя. Однажды мама Жени отправила её в магазин за баранками.

Участник (Аурика): Купила Женя семь баранок. Взяла Женя связку баранок и отправилась домой. Идет, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает.

Участник (Айыраш):  А сзади тем временем пристала незнакомая собака, да все баранки одну за другой и съела.

Участник (Аурика): Ах, вредная собака! — закричала Женя и бросилась ее догонять. Бежала, бежала, собаку не догнала, только сама заблудилась. Видит – место совсем незнакомое, больших домов нет, а стоят маленькие домики. Испугалась Женя и заплакала. Вдруг откуда ни возьмись — старушка.

Воспитатель: Девочка, девочка, почему ты плачешь?

Участник (Аурика): Женя старушке все и рассказала.

Воспитатель: Пожалела старушка Женю, привела ее в свой сад и говорит: — Ничего, не плачь, я тебе помогу. Правда, баранок у меня нет и денег тоже нет, но зато растет у меня в саду один цветок, называется «цветик-семицветик», он все может. Этот цветок не простой. Он может исполнить все, что ты захочешь. Для этого надо только оторвать один из лепестков, бросить его и сказать:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть, по-моему, вели.

Участник (Аурика): А ну-ка, посмотрим, что это за цветик-семицветик! Женя поскорее оторвала желтый лепесток, кинула его и сказала:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы я была дома с баранками! Тут же миг Женя сразу оказалась дома с баранками.

Пояснения воспитателя: Вместо того, чтобы быстро вернуться домой,  Женя, шла по сторонам зевала, вывески читала, ворон считала. А сзади тем временем пристала незнакомая собака, да все баранки одну за другой и съела.

Оказавшись, Женя дома, тем самым она убедилась, что цветок на самом деле волшебный.

        Так же и в жизни: чтобы появилось волшебство, очень важно поверить в это!

2 станция: «Ваза»

Участник (Аурика):  Это и вправду замечательный цветок, его непременно надо поставить в самую красивую вазочку! Женя влезла на стул и потянулась за любимой маминой вазочкой, которая стояла на самой верхней полке. В это время, как на грех, за окном пролетали вороны. Она открыла рот и стала считать, загибая пальцы, а вазочка полетела вниз и — бац! — раскололась на мелкие кусочки.

Воспитатель: Ты опять что-то разбила? Не мою ли самую любимую вазочку? Тяпа - растяпа!

Участник (Аурика): Нет, нет, мамочка, я ничего не разбила. Это тебе послышалось! — закричала Женя, а сама поскорее оторвала красный лепесток, бросила его и прошептала:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая!

        Воспитатель: Мама на всякий случай погрозила Жене пальцем и послала ее гулять во двор.

        Пояснения воспитателя: Каждый из нас расстраивается, когда теряет что-то свое. А еще больше, когда теряем или разбиваем любимые вещи наших близких и любимых! Не потому что мы боимся их, а потому что мы не хотим их расстраивать.

3станция «Северный полюс»

        Участник (Аурика): Мальчики, мальчики, примите меня поиграть!

        Участники (Айдаш, Данил): Чего захотела?  Не видишь — это Северный полюс? Мы девчонок на Северный полюс не берем.

        Участник (Аурика): И не нужно. Я и без вас на Северном полюсе сейчас буду. Достала заветный цветик-семицветик, оторвала синий лепесток, кинула и сказала:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы я сейчас же была на Северном полюсе! Ай, мамочка, замерзаю! — закричала Женя. А тем временем из-за льдины вышел белый медведь.

        Участник (Коля): Аааа сейчас я тебя съем.

        Участник (Аурика): Не помня себя от страха, Женя схватила обледеневшими пальчиками цветик-семицветик, вырвала зеленый лепесток, кинула и закричала что есть сил:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть, по-моему, вели.

Вели, чтоб я сейчас же очутилась опять на нашем дворе! И в тот же миг она очутилась опять во дворе.

Пояснение воспитателя: Чтобы «утереть нос»  дворовым мальчишкам Женя, не подумав загадала желание чтоб она оказалась на Северном полюсе.

        Правда в том, что если делать «назло»,  не получишь удовольствия!

        В нашей жизни бывают моменты, когда нас не берут в «игру» и т.д. Тогда мы делаем назло. А секрет в том, что делать надо так, чтоб было интересно жить. Вот тогда вам будет всё равно: взяли вас в игру или нет. И станет всё равно на тех, кто вас дразнит.

        Поэтому четвертым желанием Жени было «Очутиться снова в своем дворе».

4 станция «Игрушки»

        Участник (Аюна): Ходит во дворе с коляской, а внутри кукла.

        Участник (Аурика): Девочка можно поиграть с твоей куклой?

        Участник (Аюна): Нет, нет, нет, не дам!

        Участник (Аурика):  Женя обиделась. “Ну, — думает, — я вам сейчас покажу, у кого игрушки!” Вынула цветик-семицветик, оторвала оранжевый лепесток, кинула и сказала:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы все игрушки, какие есть на свете, были мои! И в тот же миг, откуда ни возьмись со всех сторон повалили к Жене игрушки.

        Участник (Аурика):  Довольно, довольно! — в ужасе закричала Женя, хватаясь за голову.  Я пошутила. Я боюсь… Женя поскорее оторвала фиолетовый лепесток, кинула и быстро сказала:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть, по-моему, вели.

Вели, чтоб игрушки поскорей убирались обратно в магазины.

И тотчас все игрушки исчезли.

        Пояснение воспитателя: Здесь мы видим что, у Жени появилось такое чувство как «зависть». И здесь же, мы открываем одну тайну: у завистливых людей может быть много чего, но у них всегда мало друзей.

        Все мы взрослеем и понимаем, что желание «чтоб у меня было всё» (например: куклы, платья, украшения и т.д.) не приводит нас к счастью. Желая иметь себе всё то, что есть у других – можно потерять своё истинное желание!

        Шестым желанием Жени было, чтоб игрушки поскорей убирались обратно в магазины.

5 станция «Мальчик Витя»

        Участник (Аурика):  Посмотрела Женя на свой цветик-семицветик и видит, что остался всего один лепесток. — Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается, потратила — и никакого удовольствия.

Женя вдруг увидела мальчика, который сидел на лавочке.

— Мальчик, мальчик, как тебя зовут?

Участник (Давид): — Витя. А тебя как?

Участник (Аурика):  — Женя. Давай играть в салки?

Участник (Давид): — Не могу. Я хромой. Я бы тоже с большим удовольствием побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь.

Участник (Аурика):  — Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! — воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. — Гляди! С этими словами девочка бережно оторвала последний, голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть, по-моему, вели. Вели чтоб Витя стал здоровым!

И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась.

        Пояснение воспитателя: Здесь Женя понимает, что все желания она потратила впустую и на последний лепесток решает загадать самое нужное, от 400 гр. конфет до индийского слона. Но вдруг она встречает, и знакомиться с мальчиком Витей, и хочет с ним поиграть в салки. Так как у Вити болела нога он не смог поиграть с Женей.

        Поэтому Женя потратила свое последнее желание на  здоровье Вите. Чтоб они вместе бегали, играли и радовались. И послевкусие от исполнения такого желания длится на всю жизнь. Только тогда Женя была по настоящему,  счастлива!

Общий вывод

Итог:

- Какое из желаний девочки было самым лучшим? Почему? Почему исполнение остальных желаний не принесло ей большой радости? Как вы думаете, могла ли Женя лучше использовать лепестки цветика - семицветика?

 - Чему же учит эта сказка? /высказывания детей/

Молодцы ребята. Выделить активистов.

Анализ.

Сказка “Цветик-Семицветик” под авторством В.П.Катаева – это удивительная и поучительная история о том, как важно уметь желать правильных и хороших вещей и как избегать желаний ненужных и даже вредных.

Главный персонаж сказки, девочка по имени Женя, волей случая получает волшебную вещь – тот самый Цветик-Семицветик, исполняющий желания. Мудрая бабушка учит девочку им пользоваться, и та немедленно начинает загадывать желания. Первые два желания девочка использует для того, чтобы исправить собственные ошибки: она возвращается домой с вязанкой баранок, которые растеряла по пути и восстанавливает вазу, которую умудрилась разбить сразу по возвращении домой. Вторые четыре желания тоже пропадают впустую: два девочка тратит на необдуманные, высказанные в порыве обиды желания: побывать на Северном Полюсе и присвоить себе все игрушки, какие только есть. Вторые два желания – соответственно, на то, что исправить свои ошибки: вернуться с Северного полюса и вернуть игрушки по местам.

И только потратив шесть желаний из семи, Женя начинает понимать, что делает что-то не то. Вроде бы она и получает то, что просит, но это не приносит ей никакой радости. И только встретив мальчика Витю, увидев, как он страдает от увечья, которое, по его словам, на всю жизнь, и пожалев мальчика, Женя тратит последнее желание на то, чтобы вернуть Вите здоровье.

Играя в салочки, Женя уже с Витей снова встречает мудрую бабушку, которая подводит итог действиям Жени: шесть желаний потрачены впустую, зато седьмое – с пользой. И из лепестка, который был потрачен на желание вернуть Вите здоровье, бабушка помогает ребятам вырастить новый Цветик-Семицветик. При этом ребята действуют вместе: Витя копает ямку, а Женя – сажает опустевший стебелёк. Это сцена – прекрасный пример того, как мальчик и девочка работают вместе для результата, и хороший противовес сцене, где мальчики не пожелали играть с Женей и этим сильно её обидели. И вот ребята идут вместе с новым Цветиком в руках, и можно быть уверенным, что Женя, уже получившая опыт того, как опасно желать всего подряд, потратит эти желания с Витей более мудро…

Данная сказка учит тому, что добрые дела, сделанные для других, обязательно вернутся; если же человек желает всё только для себя, это может привести к вредным и даже опасным последствиям.

Анализ.

Я, Базыр-оол Айлана Владимировна работаю в разновозрастной группе № 11, в которой есть дети младшего и среднего возраста, разным уровнем интеллектуальных  способностей, обучающиеся по программе СКУ 7в.

Моя тема самообразования, это «Воспитание нравственных качеств детей посредством народных сказок». Поэтому для открытого урока я выбрала сказку “Цветик-Семицветик” под авторством Валентина Петровича Катаева – так как, это удивительная и поучительная история о том, как важно уметь желать правильных и хороших вещей и как избегать ненужных и даже вредных желаний. Данная сказка учит тому, что добрые дела, сделанные для других, обязательно вернутся; если же человек желает всё только для себя, это может привести к вредным и даже опасным последствиям.

Цель: Воспитывать духовно-нравственные качества личности ребёнка через анализ  поступков  героини сказки «Цветик-семицветик»

Задачи:

* Прививать нравственно – этические, эстетические качества. Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека, о важности уметь отличать добрые поступки от тех, которые не приносят удовольствия

* Воспитывать чувство доброжелательности, милосердия, терпимости, заботы об окружающих.

* Развивать стремление доставить радость близким людям, коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать своё мнение, проявлять доброжелательность).

При подготовке к мероприятию была проведена подготовительная работа: Просмотр мультфильма «Цветик – семицветик», атрибуты для инсценировки сказки.

Во время мероприятия  дети работали активно, с интересом, отвечали на вопросы, справились со своими ролями.

Использовала методы: беседа, игра, ответ – вопрос,

Считаю, что я достигла поставленной цели, в дальнейшем буду продолжать работу по выбранной мною теме.

Главный персонаж сказки, девочка по имени Женя, волей случая получает волшебную вещь – тот самый Цветик-Семицветик, исполняющий желания. Мудрая бабушка учит девочку им пользоваться, и та немедленно начинает загадывать желания. Первые два желания девочка использует для того, чтобы исправить собственные ошибки: она возвращается домой с вязанкой баранок, которые растеряла по пути и восстанавливает вазу, которую умудрилась разбить сразу по возвращении домой. Вторые четыре желания тоже пропадают впустую: два девочка тратит на необдуманные, высказанные в порыве обиды желания: побывать на Северном Полюсе и присвоить себе все игрушки, какие только есть. Вторые два желания – соответственно, на то, что исправить свои ошибки: вернуться с Северного полюса и вернуть игрушки по местам.

И только потратив шесть желаний из семи, Женя начинает понимать, что делает что-то не то. Вроде бы она и получает то, что просит, но это не приносит ей никакой радости. И только встретив мальчика Витю, увидев, как он страдает от увечья, которое, по его словам, на всю жизнь, и пожалев мальчика, Женя тратит последнее желание на то, чтобы вернуть Вите здоровье.

Играя в салочки, Женя уже с Витей снова встречает мудрую бабушку, которая подводит итог действиям Жени: шесть желаний потрачены впустую, зато седьмое – с пользой. И из лепестка, который был потрачен на желание вернуть Вите здоровье, бабушка помогает ребятам вырастить новый Цветик-Семицветик. При этом ребята действуют вместе: Витя копает ямку, а Женя – сажает опустевший стебелёк. Это сцена – прекрасный пример того, как мальчик и девочка работают вместе для результата, и хороший противовес сцене, где мальчики не пожелали играть с Женей и этим сильно её обидели. И вот ребята идут вместе с новым Цветиком в руках, и можно быть уверенным, что Женя, уже получившая опыт того, как опасно желать всего подряд, потратит эти желания с Витей более мудро…

Данная сказка учит тому, что добрые дела, сделанные для других, обязательно вернутся; если же человек желает всё только для себя, это может привести к вредным и даже опасным последствиям.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное образовательное учреждение «Республиканская школа-интернат «Тувинский кадетский корпус» ГБОУ «РШИ «ТКК» П резентация на тему: Путешествие по сказке «Цветик-семицветик» Воспитатель: Базыр-оол А.В. Кызыл – 2021 г.

Слайд 2

Во многих сказках есть волшебные инструменты. В нашей сказке это «Цветик- семицветик»

Слайд 3

Мама отправила Женю в магазин за «баранками»

Слайд 4

Вместо того, чтобы быстро вернуться домой Женя, шла по сторонам зевала, вывески читала, ворон считала. А сзади тем временем пристала незнакомая собака, да все баранки одну за другой и съела.

Слайд 5

Заблудившись Женя встретила бабушку, которая дала ей цветок «Цветик – семицветик»

Слайд 6

Волшебные слова Жени «Лети, лети лепесток, через запад, на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли – быть по моему вели»

Слайд 7

Первое что загадала Женя «Оказаться дома с баранками»

Слайд 8

Оказавшись Женя дома, тем самым она убедилась, что цветок на самом деле волшебный. Так же и в жизни: чтобы появилось волшебство, очень важно поверить в это!

Слайд 9

Второе желание Жени «Чтобы любимая ваза мамы стала целой»

Слайд 10

Каждый из нас расстраивается, когда теряет что-то свое. А еще больше, когда теряем или разбиваем любимые вещи наших близких и любимых! Не потому что мы боимся их, а потому что мы не хотим их расстраивать.

Слайд 11

Третье желание Жени «Оказаться на северном полюсе»

Слайд 12

Чтобы «утереть нос» дворовым мальчишкам Женя не подумав загадала желание чтоб она оказалась на Северном полюсе. П равда в том, что если делать «назло» , не получишь удовольствия! В нашей жизни Бывают моменты, когда нас не берут в «игру» и т.д. Тогда мы делаем назло. А секрет в том, что делать надо так, чтоб было интересно жить. Вот тогда вам будет всё равно: взяли вас в игру или нет. И станет всё равно на тех, кто вас дразнит. Поэтому четвертым желанием Жени было «Очутиться снова в своем дворе».

Слайд 13

Пятое желание Жени «Чтобы все игрушки мира стали её»

Слайд 14

Здесь мы видим что, у Жени появилось такое чувство как «зависть» . И здесь же, мы открываем одну тайну: у завистливых людей может быть много чего, но у них всегда мало друзей. Все мы взрослеем и понимаем, что желание «чтоб у меня было всё» (например: куклы, платья, украшения и т.д.) не приводит нас к счастью. Желая иметь себе всё то, что есть у других – можно потерять своё истинное желание! Шестым желанием Жени было чтоб игрушки поскорей убирались обратно в магазины.

Слайд 15

Седьмое желание Жени «Чтоб Витя стал здоровым»

Слайд 16

Здесь Женя понимает что все желания она потратила впустую и на последний лепесток решает загадать самое нужное , от 400 гр. конфет до индийского слона. Но вдруг она встречает и знакомиться с мальчиком Витей, и хочет с ним поиграть в салки. Так как у Вити болела нога он не смог поиграть с Женей. Поэтому Женя потратила свое последнее желание на здоровье Вите . Чтоб они вместе бегали, играли и радовались. И послевкусие от исполнения такого желания длится на всю жизнь. Только тогда Женя была по настоящему счастлива!

Слайд 17

Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!

Слайд 18

Спасибо за внимание 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие к дню открытых дверей "Цветик-семицветик-подарок Весны"

В данном открытом музыкально-литературном мероприятии дети старшего дошкольного возраста приобщались к общечеловеческим ценностям культуры, учились  ориентироваться в нравственных категориях( доб...

Интегрированное занятие к дню открытых дверей "Цветик-семицветик-подарок Весны"

В данном открытом музыкально-литературном мероприятии дети старшего дошкольного возраста приобщались к общечеловеческим ценностям культуры, учились  ориентироваться в нравственных категориях( доб...

План конспект открытого занятия «Цветик - семицветик»

План – конспектОткрытого занятия объединения ручной вышивки«Рукодельница»1год обученияТема: «Цветик – семицветик»...

Открытый урок в группе " Семицветик"

Открытые уроки в группах раннего эстетического развития, Уроки проводятся вмете с родителями....

Презентация к открытию недели естественных наук " В поисках цветика-семицветика"

Презентация к предметной недели "В поисках цветика-семицветика"...

открытый урок "Цветик-семицветик". Spotlight 3 класс

Урок-игра для подготовки к контрольной работе....

конспект открытого занятия по математике для детей 6-7 лет. Тема: "Путешествие в сказку "Цветик-семицветик"

Цель:  познакомить с новой геометрической фигурой, закрепить и повторить пройденный материал....