Особенности работы над аккомпанементом в вокально-инструментальных произведениях на уроках общего фортепиано
статья по музыке по теме
Важнейшим видом практической деятельности музыканта является концертмейстерское исполнительство. В основе исполнительской деятельности лежит принцип интерпретации музыкального произведения. Интерпретация максимально развивает творческую самостоятельность, создает ассоциативные связи.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Важнейшим видом практической деятельности музыканта является концертмейстерское исполнительство. В основе исполнительской деятельности лежит принцип интерпретации музыкального произведения. Интерпретация максимально развивает творческую самостоятельность, создает ассоциативные связи. Для эффективной музыкально-творческой деятельности аккомпаниатора обычно бывает недостаточно знаний только по одному своему предмету, необходимы широкие познания по другим дисциплинам музыкально-теоретического и музыкально-исполнительского циклов. Разносторонность и гибкость мышления, способность к глубокому усвоению знаний в различных областях музыкальной науки, широкая осведомленность в проблематике своего предмета- все это может помочь концертмейстеру творчески, с наибольшей эффективностью переработать имеющийся материал.
Учебный процесс в классе концертмейстерского мастерства имеет структуру, основанную на взаимосвязи разнообразных представлений: музыкально-слуховых, двигательных, зрительных.
Особенностью учебного процесса на дирижерско-хоровом отделении является исполнительско- педагогическая направленность на формирование у студентов аккомпаниаторских навыков. Важное значение в обучении имеет тесная связь с другими предметами- дирижированием, постановкой голоса, чтением хоровых партитур. Согласно индивидуальным возможностям учащегося подбирается программа, соответствующая определенному этапу обучения. Музыкальный материал должен быть разнообразным и включать произведения различной степени сложности. Студенты должны уметь исполнять народную, классическую и эстрадную музыку.
Работа в концертмейстерском классе включает:
1.самостоятельный (или с помощью преподавателя) разбор музыкального произведения;
2.выучивание (не наизусть) партии сопровождения;
3.работу с вокалистом или инструменталистом над звуком и текстом;
4.определение концертмейстерских задач и выявление технических трудностей в аккомпанементе;
5. создание музыкально-художественного образа в ансамбле;
6.исполнительскую трактовку и показ произведения.
На занятиях по концертмейстерскому классу необходимо:
-владение подбором музыки по слуху:
-чтение нотного текста с листа;
-пение под собственный аккомпанемент;
-транспонирование на тон или полтона вверх или вниз;
-умение импровизировать.
С целью выработки этих навыков полезно ходить на концерты, слушать грамзаписи. Важным является наличие и развитие таких качеств, как творческое воображение, музыкальное восприятие, эстетический вкус. Эмоциональное восприятие музыки- важный момент в исполнительском творчестве аккомпаниатора. Не обладая им невозможно передать свое отношение к музыкальному образу и выявить художественный замысел музыкального произведения. Анализируя сочинение, следует обращать внимание на единство поэтического текста и музыки, которое поможет постижению музыкальной формы.
Публичное выступление – итог учебного процесса, его завершающая стадия. Как показывает опыт, именно данный этап является для студентов самым трудным. Об успешном исполнении можно говорить лишь при соблюдении всех норм репетиционного процесса и правильном выборе программы.
Особая роль в концертмейстерском классе принадлежит выработке навыков чтения нотного текста с листа. Для развития этих навыков необходимо выработать умение безостановочного исполнения, научиться воспринимать музыкальный материал в целом, а не отдельными нотными знаками. Научиться быстро вникать в замысел сочинения, ясно предвидеть линию развития музыкального образа, прочувствовать характер музыки, быть предельно внимательным к смене темпа, тональности, фактуры и ритмическим изменениям. Развивать в себе умение вносить купюры в нотный текст, не искажая при этом содержания произведения, вырабатывать умение играть сопровождение с одновременным пением солирующей партии.
Стремление сыграть сочинение без остановок, в темпе, по возможности приближающимся к нужному, зачастую становится причиной того, что невольно допускаются неточности в нотном тексте: убираются второстепенные голоса, пропускаются менее значительные звуки в аккордах. Поэтому фигура произведения озвучивается не полностью, некоторые трудные в техническом отношении места остаются пропущенными и неточно сыгранными. При чтении с листа музыкального произведения очень важны навыки упрощения композиторского текста и отбор самого главного. Для этого надо развивать навык мгновенно находить гармонические основы, удобную аппликатуру для воспроизведения технических пассажей, превращать гармонические фигурации в аккорды. Фактурные облегчения необходимы в практике аккомпаниатора. В концертмейстерской практике используются разнообразные приемы нотного текста:
- преобразование или опускание подголосков или украшений;
- облегчение или перемещение аккордов;
- преобразование разложенных гармонических фигураций в основные гармонические функции;
- преобразование ритмически усложненных последовательностей в элементарную пульсацию.
Нельзя забывать, что любое облегчение допустимо лишь при условии сохранения идейно-образного смысла и содержания произведения, интонационной и ритмической структуры солирующего голоса, гармонической основы произведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ «Формирование навыков игры на фортепиано в работе над музыкальным произведением на уроках «Индивидуальное обучение игре на фортепиано и детских музыкальных инструментах »
Данная методическая разработка посвящена рассмотрениюнекоторых методов и приемов, способствующих формированию навыков игры на фортепиано. Методы и приемы, перечисленные в данной работе, являются актуа...
Открытый урок. Тема: "Особенности работы над совместным исполнительством в классе общего фортепиано"
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Ногинская детская школа искусств" План-конспект открытого урока Преподаватель: Малиновская Ольга Николаевна...
Открытый методический урок по общему фортепиано заведующей отделения общего фортепиано и фортепиано на хоровом отделении ДМШ № 7 г. Иркутска Поляковой Людмилы Олеговны.
Задачи постановки рук у учащихся....
Методическая разработка «Особенности технического развития учащихся общего фортепиано на начальном этапе обучения»
Материал необходим для обучения учащихся по предмету общее фортепиано....
Доклад на тему: "Особенности преподавания общего фортепиано В дмш"
Развитие общей музыкальной грамотности и расширение его музыкального кругозора. Эмоционально, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания....
Доклад на тему: "Музыкально-слуховые данные детей и способы их выявления перед началом обучения игре на фортепиано", Доклад на тему: «Работа над аккомпанементом в классе фортепиано»
Музыкально-слуховые данные детей и способы их выявления перед началом обучения игре на фортепиано. Учебный предмет "Концертмейстерский класс" направлен на воспитание разносторонне...