Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарная направленности «Умка»
рабочая программа

Горынина Светлана Александровна

Программа «Умка» - это программа социально-гуманитарной  направленности дополнительного образования детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_umka.doc140 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-гуманитарная направленности

«Умка»

(ознакомительный уровень)

Возраст учащихся: 3.5-4.5 лет

Срок реализации - 1 год

Автор-составитель:

Горынина Светлана Александровна,

педагог -организатор

г. Котовск

2022

ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

1. Учреждение

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества»

2. Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умка»

3. Сведения об авторе:

3.1. Ф.И.О., должность

Горынина Светлана Александровна, педагог дополнительного образования

4. Сведения о программе:

4.1. Нормативная база

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№1726-р);

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.);

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

ФГОС НОО 6 октября 2009 – № 373

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

4.2. Область применения

дополнительное образование

4.3. Направленность

Социально-гуманитарная

4.4. Уровень освоения программы

ознакомительный

4.5. Вид программы

общеразвивающая

4.6. Возраст учащихся по программе

3.5-4.5 лет

4.7. Продолжительность обучения

1год

Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы»

1.1. Пояснительная записка

Направленность программы

Программа «Умка» - это программа социально-гуманитарной  направленности дополнительного образования детей. Программа модифицированная, в ней учтены особенности, возраст и уровень подготовки обучающихся.

Новизна программы

Ранний возраст - особый период. В это время формируются все органы и системы.

Развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание. Приоритетным все же остается интеллектуальное развитие. Дошкольный период является сензитивным для развития многих психологических процессов.

Многие специалисты, изучающие детский возраст и работающие с детьми и семьями, отмечают, что за последнее время очень сильно изменилась картина детства. Современные дети воспитываются в мире различных гаджетов, легко и быстро осваивают огромное количество информации. В более старшем возрасте появляется новый тип общения – социальные сети, где действуют свои законы психологических границ и личного пространства.

В связи с этим очень важно по – новому смотреть на развитие личности ребенка, уделять внимание его эмоциональному состоянию и дальнейшему развитию.

Актуальность программы

Период дошкольного детства  является самым чувствительным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Для взрослых, работающих с детьми 3.5-4.5 лет, актуальным становится вопрос психологической подготовки детей к школе. Именно в это время закладываются основы будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие познавательных психических процессов.

Игра – наиболее значимая, а поэтому необходимая для ребенка дошкольника деятельность. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое дошкольник ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются другие виды деятельности (в том числе и учебная); игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка. Многие психологи и педагоги обеспокоены тем, что дошкольники приходят в школу «не наигравшись». А ведь целенаправленное использование игры не только позволяет подготовить детей к школе, но и сделает этот процесс «подготовки» интересным. Специалисты отмечают, что дети, имеющие в дошкольные годы обширную игровую практику, в отличие от мало играющих, успешнее адаптируются в школе, взрослея, лучше справляются с жизненными проблемами. В игре формируются навыки и развиваются качества, без которых обучение не возможно. В.А. Сухомлинский, отмечая ведущее положение игры у детей дошкольного возраста, писал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Эти замечательные слова великого педагога можно в полной мере отнести к интеллектуально-развивающим (дидактическим играм).

«Дидактические (интеллектуально-развивающие) игры – особый вид игр

с правилами; своеобразное средство обучения и воспитания в увлекательной игровой форме, отвечающее психологическим особенностям дошкольника»

характерной особенностью дидактических игр является то, что созданные взрослыми с целью воспитания и обучения детей, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а, играя, он получает знания.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы «Умка» заключается в том, что она обеспечивает комплексный подход к содержанию: задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, с опорой на его жизненный опыт, создавая ситуацию успеха для каждого из них.

Отличительные особенности программы

Структура рабочих тетрадей для занятия такова, что педагог в зависимости от конкретной ситуации (уровня подготовки детей, их количества, возможностей использования демонстрационного и раздаточного материалов и т.д.) может отобрать наиболее подходящее для его детей задания, сохраняя общую методику, общий подход и обеспечивая реализацию поставленных целей адекватными средствами.  

Адресат программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умка» рассчитана на работу с детьми   в возрасте от 3.5 до 4.5 лет.

Программа составлена с учетом возрастных и психологических особенностей детей среднего дошкольного возраста, уровня их знаний, умений и навыков.

Количество учащихся: наполняемость учебной группы составляет до 10 человек.

Объем и срок освоения программы

Программа рассчитана на  1 год обучения. Цикличность занятий: 1 раз в неделю, по 1 часу, в год – 36 занятий.

Формы и режим занятий

Обучение по программе «Умка» проводится в очной форме. Занятия проводятся в группе. Наполняемость группы – 10 до человек. Каждое занятие состоит из трех частей. Продолжительность каждой части – 20 минут. Во время занятий предусмотрены игровые переменки и физкультминутки.

Схема возрастного и количественного распределения учащихся по группам, количество занятий в неделю, их продолжительность

Количество

Общее

Продолжительность

Общее

Общее

Год

учащихся

количество

занятия, час.

количество

количество

обучения

в группах

занятий

часов

часов в год

в неделю

в неделю

1

До 10

1

1  

1

32

Формы проведения занятий: беседы, рассказы, практические работы.

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы: развитие познавательных и творческих  способностей детей ребенка  обучающими и игровыми средствами. 

Задачи программы:

Обучающие:

– формирование у детей умений и навыков практической работы с карандашом, пластилином, бумагой,

- формирование элементарных математических представлений,

- формирование лексико-грамматического строя речи.

Воспитательные:

- воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности;

-  воспитание эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

Развивающие:

 - развитие творческих и интеллектуальных способностей;

- развитие мотивационной сферы ребенка,

- развитие навыков самоконтроля и саморегуляции.

1.3. Содержание программы

Учебный план

Развитие познавательной деятельности.

«Я узнаю Мир»

 Развитие фонетического слуха «Звукарик»

Формирование элементарных математических представлений «Считалочка»

Составлен на основе авторской программы Н.П. Новиковой «Я узнаю окружающий мир»

Составлен на основе авторской программы

«От звуков к букве». Рабочая тетрадь «Раз словечко- два словечко» для детей 3-4 лет – М: Ювента, 2014.

Составлен на основе авторской программы «Математические ступеньки» Колесникова Е.С. « Математика для детей 3,5-4 лет» - М.: ТЦ Сфера, 2014

Введение в предмет. Что такое окружающий мир?

Введение в предмет. Слова. Многообразие слов.

Введение в предмет. Зачем нам «Математика».

Осень. Признаки осени

Знакомство  со звуком «А», рисование дорожек.

Знакомство с фигурой «Круг». Обучение  количеству – один и много.

Осенний лес. Кто живет в лесу. Аппликация «Зайчик»

 Знакомство со звуком «У».

Закрепление материала «Один и много». Знакомство с частью суток - утро.

Дары осени. Фрукты.

Знакомство со звуком «О»

Знакомство с цифрой и числом 1 и геометрической фигурой «Квадрат».

Дары осени. Ягоды

Звуки «А», «У», «О». Закрепление пройденного материала

Закрепить знания о числе и цифре 1. Знакомство с временем года – осень.

В гостях у Бабы Яги.

Знакомство со звуком «Ы».

Знакомство с цифрой «2» и геометрической фигурой «Треугольник».

Осенний луг. Кто живет на лугу.

Знакомство со звуком «Э»

Закрепить знание о числе и цифре «2». Знакомство  с частью суток – день.

Деревья.

Знакомство со звуком «И»

Соотношение между значениями «1» и «2».

Кустарники.

Звуки «Ы», «Э», «И». Закрепление материала

Графические навыки цифр «1» и «2».

Что нам осень принесла. Закрепление материала об осени

Закрепление материала пройденных гласных звуков.

Число «3». Изучение величины – «Узкий-широкий»

Домашние животные

Звуки «М-Мь»

Число «3». Закрепление понятия «Узкий -широкий».

Дикие животные

Звуки «Н-Нь»

Число «1», «2», «3». Закрепление материала.

Кто одевает теплую шубку?

Звуки «С-Сь»

Число «1», «2», «3». Закрепление материала. Понятие «Влево-Вправо».

Зима. Признаки зимы

Закрепление материала. Звуки «М-Мь», «Н-Нь», «С-Сь»

Число «4». Знакомство с геометрической фигурой «Квадрат».

 Зимний лес

Звуки «Б-Бь»

Число «4», «Квадрат» Закрепление материала.

Кто впадает в спячку.

Звуки «П-Пь»

Сравнение чисел «3» и «4».

Новый год

Закрепление материала. Звуки «Б-Бь»- «П-пь».

Графические навыки цифр «3» и «4».

Покормите птиц зимой

Звуки «Д-Дь»

Соотношение количества предметов с цифрой «4»

Покорми зверей зимой

Звуки «Т-Ть»

Знакомство с числом и цифрой «5».

Северный полюс

Закрепление материала. Звуки «Д-Дь» и «Т-Ть».

Соотношение количества предметов с цифрой «5». Изучение фигуры «Прямоугольник»

Знакомство с рыбками.

Звук «Г-Гь»

Закрепление знаний о числах и цифрах «4» и «5».

Кто живет в пруду?

Звук «К-Кь»

Закрепление знаний о цифрах 1,2,3,4,5.

23 февраля.

Закрепление материала. Звуки «Г» и «К»

Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4, 5.

Кто живет в океане?

Звуки «В-Вь»

Знакомство с числом и цифрой «6»

Весна. Признаки весны

Звуки «Ф-Фь»

Закрепление знаний о числе и цифре «6»

Весенний праздник?

Закрепление материала. Звуки «В-Вь», «Ф-Фь».

Установление соответствия между количеством предметов и цифр.

Почему растаяла Снегурочка

Звук «Х»

Закрепление знаний о числах «1,2,3,4,5,6».

Просыпаемся от зимней спячки

Звуки «Л-Ль»

Независимость числа от пространственного расположения предметов  

Первоцветы

Звуки «З-ЗЬ»

Независимость числа от величины предметов

Насекомые

2.26.        Закрепление материала. Звуки «Л-ль», «З-зь».

Счет по образцу. Развитие внимания.

Перелетные птицы

Закрепление пройденного материала. Согласные звуки.

Математическая загадка. Развитие внимания.

Итоговое занятие

Итоговое занятие

Итоговое занятие

БИБЛИОГРАФИЯ

Список литературы.

Литература педагога для реализации программы.

1. Е. В. Колесникова Математика для детей 3 – 4 лет. Методическое пособие к

рабочей тетради. Москва. Творческий центр СФЕРА – 2010 г.

2. Е. В. Колесникова Математика для детей 3-4 лет. Методическое пособие к рабочей

тетради. Москва. Творческий центр СФЕРА – 2010 г.

Литература для детей и родителей

1. Е. В. Колесникова Я считаю до пяти. Рабочая тетрадь для детей 3 – 4 лет Москва.

Творческий центр СФЕРА – 2010 г.

2. Е. В. Колесникова Математические прописи для детей

3. 3 – 4 лет. Москва. Творческий центр СФЕРА – 2010 г.

Творческий центр СФЕРА – 2010 г.

4. Е. В. Колесникова Математические прописи для детей

5. 5-6лет. Москва. Творческий центр СФЕРА – 2010 г.

6. Е. В. Колесникова. Форма и цвет. Рабочая тетрадь для детей 4 – 7 лет.

7. Москва. Творческий центр СФЕРА – 2010

8. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Учимся находить противоположности. – М.,

2002.

9. Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. – Яр. 1998.

10. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е.. Здравствуй мир. – М. 2004.

11. Гаврина С.Е. Развиваем внимание. – М., 2000.

12. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. – Развиваем

руки - чтоб учится писать, и красиво рисовать. – Яр. 2001.

13. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. – Тесты для

дошколят. Развитие речи. – М., 2006.

14. Гаврина С.Е. Логика. – М., 2000.

15. Зайцев Н.А. Скороговорки. – С-П., 2002.

16. Козырева О.А., Дубешко Н.Б. Формирование лексико-грамматических средств

языка и развитие связанной речи. – М., 2005.

17. Лебеденко Е.Н. Развитие самосознания и индивидуальности. – М., 2003.

18. Моя первая библиотека. – М., 1999.

19. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. - М., 1996.

20. Светлова И. Развиваем мелкую моторику. – М., 2000

Методическое обеспечение программы

Название раздела, темы

Формы занятий

Приемы и методы

Дидактический материал, техническое оснащение

Формы подведения итогов

Введение в общеразвивающую программу

рассказ-беседа

словесный

инструкции по технике безопасности

Начальная диагностика

1. Окружающий мир

.Вся программа

рассказ-беседа,

практическое занятие

словесный, наглядный

наглядно-иллюстрационный материал

беседа, опрос

2. «Звукарик»

Вся программа

объяснение, практическая работа

словесный, наглядный, практический, инструктаж

инструменты и материалы, готовые изделия, схемы

беседа, тест

3. «Считалочка»

Вся программа

объяснение, практическая работа

творческий, наглядный, практический

инструменты и материалы, готовые изделия, схемы

текущий контроль (практическая работа)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная Общеразвивающая программа Социально-гуманитарной направленности «Искусство общения»

Актуальность: общение в жизни детей играет важнейшую роль. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и конкретной социальной среды, поэтому в работе с обуча...

Дополнительная общеобразовательная Общеразвивающая программа Социально-гуманитарной направленности «Тропинка к своему Я» для ОВЗ

Актуальность программыОдной из актуальных проблем в настоящее время является изучение психики человека, возможностей человека. Социальная значимость темы определяется тем, что в настоящее время общест...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-гуманитарной направленности «Ступени успеха»

Направленность программы: социально-гуманитарная. Уровень усвоения: общекультурный. Актуальность программы: на современном этапе от обучающихся требуется четкое осознание своих целей, умение планиров...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- гуманитарной направленности «За страницами школьного учебника немецкого языка»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- гуманитарной направленности «За страницами школьного учебника немецкого языка» ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Медиаклуб «Вестник Гимназии»

Создание школьной газеты «Медиаклуб» позволяет установить более тесные микросоциальные связи внутри школы. Участие в школьном пресс-центре поддерживает индивидуальное развитие школьников, ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Шаг в будущее»

Срок  реализации:  1 годВозраст обучающихся: 11– 14 летЦель: формирование внутренней готовности учащихся к осознанному и самостоятельному определению в выборе профессии, корректировке ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Школьный Медиацентр"

Программа дополнительного образования, где проходит изучение всей совокупности средств массовой коммуникации и овладение разносторонними процессами социального взаимодействия через СМИ....