Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарная направленности «Умка»
рабочая программа
Программа «Умка» - это программа социально-гуманитарной направленности дополнительного образования детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_umka.doc | 140 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарная направленности
«Умка»
(ознакомительный уровень)
Возраст учащихся: 3.5-4.5 лет
Срок реализации - 1 год
Автор-составитель:
Горынина Светлана Александровна,
педагог -организатор
г. Котовск
2022
ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1. Учреждение | Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» |
2. Полное название программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умка» |
3. Сведения об авторе: | |
3.1. Ф.И.О., должность | Горынина Светлана Александровна, педагог дополнительного образования |
4. Сведения о программе: | |
4.1. Нормативная база | Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№1726-р); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.); Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» ФГОС НОО 6 октября 2009 – № 373 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. |
4.2. Область применения | дополнительное образование |
4.3. Направленность | Социально-гуманитарная |
4.4. Уровень освоения программы | ознакомительный |
4.5. Вид программы | общеразвивающая |
4.6. Возраст учащихся по программе | 3.5-4.5 лет |
4.7. Продолжительность обучения | 1год |
Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы»
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы
Программа «Умка» - это программа социально-гуманитарной направленности дополнительного образования детей. Программа модифицированная, в ней учтены особенности, возраст и уровень подготовки обучающихся.
Новизна программы
Ранний возраст - особый период. В это время формируются все органы и системы.
Развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание. Приоритетным все же остается интеллектуальное развитие. Дошкольный период является сензитивным для развития многих психологических процессов.
Многие специалисты, изучающие детский возраст и работающие с детьми и семьями, отмечают, что за последнее время очень сильно изменилась картина детства. Современные дети воспитываются в мире различных гаджетов, легко и быстро осваивают огромное количество информации. В более старшем возрасте появляется новый тип общения – социальные сети, где действуют свои законы психологических границ и личного пространства.
В связи с этим очень важно по – новому смотреть на развитие личности ребенка, уделять внимание его эмоциональному состоянию и дальнейшему развитию.
Актуальность программы
Период дошкольного детства является самым чувствительным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Для взрослых, работающих с детьми 3.5-4.5 лет, актуальным становится вопрос психологической подготовки детей к школе. Именно в это время закладываются основы будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие познавательных психических процессов.
Игра – наиболее значимая, а поэтому необходимая для ребенка дошкольника деятельность. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое дошкольник ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются другие виды деятельности (в том числе и учебная); игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка. Многие психологи и педагоги обеспокоены тем, что дошкольники приходят в школу «не наигравшись». А ведь целенаправленное использование игры не только позволяет подготовить детей к школе, но и сделает этот процесс «подготовки» интересным. Специалисты отмечают, что дети, имеющие в дошкольные годы обширную игровую практику, в отличие от мало играющих, успешнее адаптируются в школе, взрослея, лучше справляются с жизненными проблемами. В игре формируются навыки и развиваются качества, без которых обучение не возможно. В.А. Сухомлинский, отмечая ведущее положение игры у детей дошкольного возраста, писал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Эти замечательные слова великого педагога можно в полной мере отнести к интеллектуально-развивающим (дидактическим играм).
«Дидактические (интеллектуально-развивающие) игры – особый вид игр
с правилами; своеобразное средство обучения и воспитания в увлекательной игровой форме, отвечающее психологическим особенностям дошкольника»
характерной особенностью дидактических игр является то, что созданные взрослыми с целью воспитания и обучения детей, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а, играя, он получает знания.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Умка» заключается в том, что она обеспечивает комплексный подход к содержанию: задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, с опорой на его жизненный опыт, создавая ситуацию успеха для каждого из них.
Отличительные особенности программы
Структура рабочих тетрадей для занятия такова, что педагог в зависимости от конкретной ситуации (уровня подготовки детей, их количества, возможностей использования демонстрационного и раздаточного материалов и т.д.) может отобрать наиболее подходящее для его детей задания, сохраняя общую методику, общий подход и обеспечивая реализацию поставленных целей адекватными средствами.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умка» рассчитана на работу с детьми в возрасте от 3.5 до 4.5 лет.
Программа составлена с учетом возрастных и психологических особенностей детей среднего дошкольного возраста, уровня их знаний, умений и навыков.
Количество учащихся: наполняемость учебной группы составляет до 10 человек.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 1 год обучения. Цикличность занятий: 1 раз в неделю, по 1 часу, в год – 36 занятий.
Формы и режим занятий
Обучение по программе «Умка» проводится в очной форме. Занятия проводятся в группе. Наполняемость группы – 10 до человек. Каждое занятие состоит из трех частей. Продолжительность каждой части – 20 минут. Во время занятий предусмотрены игровые переменки и физкультминутки.
Схема возрастного и количественного распределения учащихся по группам, количество занятий в неделю, их продолжительность
Количество | Общее | Продолжительность | Общее | Общее | |
Год | учащихся | количество | занятия, час. | количество | количество |
обучения | в группах | занятий | часов | часов в год | |
в неделю | в неделю | ||||
1 | До 10 | 1 | 1 | 1 | 32 |
Формы проведения занятий: беседы, рассказы, практические работы.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: развитие познавательных и творческих способностей детей ребенка обучающими и игровыми средствами.
Задачи программы:
Обучающие:
– формирование у детей умений и навыков практической работы с карандашом, пластилином, бумагой,
- формирование элементарных математических представлений,
- формирование лексико-грамматического строя речи.
Воспитательные:
- воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.
Развивающие:
- развитие творческих и интеллектуальных способностей;
- развитие мотивационной сферы ребенка,
- развитие навыков самоконтроля и саморегуляции.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№ | Развитие познавательной деятельности. «Я узнаю Мир» | Развитие фонетического слуха «Звукарик» | Формирование элементарных математических представлений «Считалочка» |
Составлен на основе авторской программы Н.П. Новиковой «Я узнаю окружающий мир» | Составлен на основе авторской программы «От звуков к букве». Рабочая тетрадь «Раз словечко- два словечко» для детей 3-4 лет – М: Ювента, 2014. | Составлен на основе авторской программы «Математические ступеньки» Колесникова Е.С. « Математика для детей 3,5-4 лет» - М.: ТЦ Сфера, 2014 | |
Введение в предмет. Что такое окружающий мир? | Введение в предмет. Слова. Многообразие слов. | Введение в предмет. Зачем нам «Математика». | |
Осень. Признаки осени | Знакомство со звуком «А», рисование дорожек. | Знакомство с фигурой «Круг». Обучение количеству – один и много. | |
Осенний лес. Кто живет в лесу. Аппликация «Зайчик» | Знакомство со звуком «У». | Закрепление материала «Один и много». Знакомство с частью суток - утро. | |
Дары осени. Фрукты. | Знакомство со звуком «О» | Знакомство с цифрой и числом 1 и геометрической фигурой «Квадрат». | |
Дары осени. Ягоды | Звуки «А», «У», «О». Закрепление пройденного материала | Закрепить знания о числе и цифре 1. Знакомство с временем года – осень. | |
В гостях у Бабы Яги. | Знакомство со звуком «Ы». | Знакомство с цифрой «2» и геометрической фигурой «Треугольник». | |
Осенний луг. Кто живет на лугу. | Знакомство со звуком «Э» | Закрепить знание о числе и цифре «2». Знакомство с частью суток – день. | |
Деревья. | Знакомство со звуком «И» | Соотношение между значениями «1» и «2». | |
Кустарники. | Звуки «Ы», «Э», «И». Закрепление материала | Графические навыки цифр «1» и «2». | |
Что нам осень принесла. Закрепление материала об осени | Закрепление материала пройденных гласных звуков. | Число «3». Изучение величины – «Узкий-широкий» | |
Домашние животные | Звуки «М-Мь» | Число «3». Закрепление понятия «Узкий -широкий». | |
Дикие животные | Звуки «Н-Нь» | Число «1», «2», «3». Закрепление материала. | |
Кто одевает теплую шубку? | Звуки «С-Сь» | Число «1», «2», «3». Закрепление материала. Понятие «Влево-Вправо». | |
Зима. Признаки зимы | Закрепление материала. Звуки «М-Мь», «Н-Нь», «С-Сь» | Число «4». Знакомство с геометрической фигурой «Квадрат». | |
Зимний лес | Звуки «Б-Бь» | Число «4», «Квадрат» Закрепление материала. | |
Кто впадает в спячку. | Звуки «П-Пь» | Сравнение чисел «3» и «4». | |
Новый год | Закрепление материала. Звуки «Б-Бь»- «П-пь». | Графические навыки цифр «3» и «4». | |
Покормите птиц зимой | Звуки «Д-Дь» | Соотношение количества предметов с цифрой «4» | |
Покорми зверей зимой | Звуки «Т-Ть» | Знакомство с числом и цифрой «5». | |
Северный полюс | Закрепление материала. Звуки «Д-Дь» и «Т-Ть». | Соотношение количества предметов с цифрой «5». Изучение фигуры «Прямоугольник» | |
Знакомство с рыбками. | Звук «Г-Гь» | Закрепление знаний о числах и цифрах «4» и «5». | |
Кто живет в пруду? | Звук «К-Кь» | Закрепление знаний о цифрах 1,2,3,4,5. | |
23 февраля. | Закрепление материала. Звуки «Г» и «К» | Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4, 5. | |
Кто живет в океане? | Звуки «В-Вь» | Знакомство с числом и цифрой «6» | |
Весна. Признаки весны | Звуки «Ф-Фь» | Закрепление знаний о числе и цифре «6» | |
Весенний праздник? | Закрепление материала. Звуки «В-Вь», «Ф-Фь». | Установление соответствия между количеством предметов и цифр. | |
Почему растаяла Снегурочка | Звук «Х» | Закрепление знаний о числах «1,2,3,4,5,6». | |
Просыпаемся от зимней спячки | Звуки «Л-Ль» | Независимость числа от пространственного расположения предметов | |
Первоцветы | Звуки «З-ЗЬ» | Независимость числа от величины предметов | |
Насекомые | 2.26. Закрепление материала. Звуки «Л-ль», «З-зь». | Счет по образцу. Развитие внимания. | |
Перелетные птицы | Закрепление пройденного материала. Согласные звуки. | Математическая загадка. Развитие внимания. | |
Итоговое занятие | Итоговое занятие | Итоговое занятие |
БИБЛИОГРАФИЯ
Список литературы.
Литература педагога для реализации программы.
1. Е. В. Колесникова Математика для детей 3 – 4 лет. Методическое пособие к
рабочей тетради. Москва. Творческий центр СФЕРА – 2010 г.
2. Е. В. Колесникова Математика для детей 3-4 лет. Методическое пособие к рабочей
тетради. Москва. Творческий центр СФЕРА – 2010 г.
Литература для детей и родителей
1. Е. В. Колесникова Я считаю до пяти. Рабочая тетрадь для детей 3 – 4 лет Москва.
Творческий центр СФЕРА – 2010 г.
2. Е. В. Колесникова Математические прописи для детей
3. 3 – 4 лет. Москва. Творческий центр СФЕРА – 2010 г.
Творческий центр СФЕРА – 2010 г.
4. Е. В. Колесникова Математические прописи для детей
5. 5-6лет. Москва. Творческий центр СФЕРА – 2010 г.
6. Е. В. Колесникова. Форма и цвет. Рабочая тетрадь для детей 4 – 7 лет.
7. Москва. Творческий центр СФЕРА – 2010
8. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Учимся находить противоположности. – М.,
2002.
9. Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. – Яр. 1998.
10. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е.. Здравствуй мир. – М. 2004.
11. Гаврина С.Е. Развиваем внимание. – М., 2000.
12. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. – Развиваем
руки - чтоб учится писать, и красиво рисовать. – Яр. 2001.
13. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. – Тесты для
дошколят. Развитие речи. – М., 2006.
14. Гаврина С.Е. Логика. – М., 2000.
15. Зайцев Н.А. Скороговорки. – С-П., 2002.
16. Козырева О.А., Дубешко Н.Б. Формирование лексико-грамматических средств
языка и развитие связанной речи. – М., 2005.
17. Лебеденко Е.Н. Развитие самосознания и индивидуальности. – М., 2003.
18. Моя первая библиотека. – М., 1999.
19. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. - М., 1996.
20. Светлова И. Развиваем мелкую моторику. – М., 2000
Методическое обеспечение программы
№ | Название раздела, темы | Формы занятий | Приемы и методы | Дидактический материал, техническое оснащение | Формы подведения итогов |
Введение в общеразвивающую программу | рассказ-беседа | словесный | инструкции по технике безопасности | Начальная диагностика | |
1. Окружающий мир | |||||
.Вся программа | рассказ-беседа, практическое занятие | словесный, наглядный | наглядно-иллюстрационный материал | беседа, опрос | |
2. «Звукарик» | |||||
Вся программа | объяснение, практическая работа | словесный, наглядный, практический, инструктаж | инструменты и материалы, готовые изделия, схемы | беседа, тест | |
3. «Считалочка» | |||||
Вся программа | объяснение, практическая работа | творческий, наглядный, практический | инструменты и материалы, готовые изделия, схемы | текущий контроль (практическая работа) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная Общеразвивающая программа Социально-гуманитарной направленности «Искусство общения»
Актуальность: общение в жизни детей играет важнейшую роль. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и конкретной социальной среды, поэтому в работе с обуча...
Дополнительная общеобразовательная Общеразвивающая программа Социально-гуманитарной направленности «Тропинка к своему Я» для ОВЗ
Актуальность программыОдной из актуальных проблем в настоящее время является изучение психики человека, возможностей человека. Социальная значимость темы определяется тем, что в настоящее время общест...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-гуманитарной направленности «Ступени успеха»
Направленность программы: социально-гуманитарная. Уровень усвоения: общекультурный. Актуальность программы: на современном этапе от обучающихся требуется четкое осознание своих целей, умение планиров...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- гуманитарной направленности «За страницами школьного учебника немецкого языка»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- гуманитарной направленности «За страницами школьного учебника немецкого языка» ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Медиаклуб «Вестник Гимназии»
Создание школьной газеты «Медиаклуб» позволяет установить более тесные микросоциальные связи внутри школы. Участие в школьном пресс-центре поддерживает индивидуальное развитие школьников, ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Шаг в будущее»
Срок реализации: 1 годВозраст обучающихся: 11– 14 летЦель: формирование внутренней готовности учащихся к осознанному и самостоятельному определению в выборе профессии, корректировке ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Школьный Медиацентр"
Программа дополнительного образования, где проходит изучение всей совокупности средств массовой коммуникации и овладение разносторонними процессами социального взаимодействия через СМИ....