Методическая разработка урока по изобразительному искусству "Народные промыслы России и русского севера" (5 класс)
методическая разработка (5 класс)
Урок обобщение изученного материала. Ребята работают в группах самостоятельно. Каждая группа обобщает
произведения художественных промыслов (Гжель, Жостово, Дымково, Загорские матрёшки).
На уроке проходит и выставка работ учащихся.
Ребята используют произведения устного народного творчества, стихи, частушки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_otkrytogogo_uroka_dpi.docx | 222.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока:
«Народные художественные промыслы
России и русского севера».
Класс: 5 класс
Тема коллективной работы: мобиль «Стая птиц»
Форма организации совместной деятельности: совместно-последовательная,
по принципу работы конвейера.
Тип урока: комбинированный (творческий отчёт)
Цели урока:
-систематизировать и обобщить знания учащихся о народных художественных промыслах;
-углубить знания о промыслах русского севера;
-развивать умения выполнять коллективную работу;
-развивать зрительную память, внимание, аккуратность;
- воспитывать уважение к творчеству народных мастеров и интерес к народным художественным промыслам России и русского севера.
Оборудование:
Зрительный ряд:
-произведения художественных промыслов (Гжель, Жостово, Дымково, Загорские матрёшки).
-выставка работ учащихся.
Литературный ряд:
-произведения устного народного творчества, стихи, частушки.
Музыкальный ряд:
-русские народные песни и наигрыши.
Дидактические пособия:
-дидактические индивидуальные таблицы «Мобиль стая»
Материалы и инструменты:
- картон, бумага для черчения, клей, нитки, ножницы, клеёнка, фломастеры.
ТСО:
- магнитофон, видеомагнитофон, телевизор, синтезатор, компьютер, экран.
Ход урока
- Организационный момент.
- Вводная часть
Учитель:
-Судя по предметам, дошедшим до нас из глубин далекого прошлого, люди всегда стремились к красоте, творчеству, украшая свой дом, всё, что их окружало в труде и быту. Из глубокой древности дошли до нас глиняные горшки, украшенные простым орнаментом, бусы из цветных камешков и ракушек, клыков и костей животных. И сегодня мы с удовольствием едим из красивой посуды, обставляем квартиру изящной мебелью, носим ювелирные украшения, ходим по пушистым коврам. Кувшины и подносы, расписные ткани и фарфор, ширмы и веера – также предметы декоративно-прикладного искусства. Мы уже говорили, что слово «декор» в переводе с латинского означает «украшать», а слово «прикладное» указывает на то, что эти вещи можно использовать в повседневной жизни.
Все произведения народного искусства создавались ручным способом, причем каждый мастер делал всё сам от начала и до конца. Двух одинаковых вещей не было. Тайны мастерства хранились и передавались от учителя к ученику, из поколения в поколение – таков был путь к совершенству.
Главным учителем на пути постижения прекрасного была русская природа. Она же предоставляла и простейшие материалы – глину, дерево, камень, кость, лён, шерсть. В зависимости от условий жизни, наличие природного материала, спроса на изделия, тем или иным мастерством овладевали целые семьи, а подчас и деревни, люди объединялись в ремесленные артели, мастерские, цеха. Так рождались народные промыслы, то есть места, где сложился и развивался определенный вид декоративного прикладного искусства. Понятно, что много произвести они не могли, и потому, с появлением машин, возникли большие фабрики, где производство было поставлено на поток. Конечно, от этого пострадала красота, и вместо прекрасных изделий людям всё чаще достаются бездарные поделки… А подлинную красоту по-прежнему творят там, где существуют народные промыслы. Но сейчас они работают уже не по замыслам умельцев-самоучек, а по эскизам профессиональных художников, которые до тонкости изучили народные традиции.
-Мы с вами на продолжении нескольких уроков изучали традиции народных промыслов. Ваш класс был разделен на группы. Каждая группа выбрала один из художественных промыслов. Вы самостоятельно изучали элементы росписи своего промысла, изготавливали силуэты изделий по мотивам промысла, выполняли эскизы композиций узоров для их росписи. Ну, а теперь, настал момент предоставить свои изделия на общее обозрение.
-Поэтому, сегодня у нас будет не класс, а просто ярмарка народных ремесел.
(учитель вывешивает на доску большой лист с надписью «Ярмарка»)
- Сюжетно-ролевая игра
«Ярмарка художественных промыслов»
-Скоро ярмарка начнет работу. Поспешите представить свой товар на ярмарку.
А Вы гости дорогие (на урок приглашены родители и учителя, работающие в этом классе) будете на нашей ярмарке покупателями изделий, и будете задавать вопросы каверзные, хвалить мастерство мастеров или критиковать за оплошности в их работе.
(звучит весёлая музыка «Задорные частушки»)
Итак, купцы дорогие,
Люди торговые,
На нашей ярмарке должны Вы
Свой товар расхвалить,
Ничего не забыть.
И себя показать,
И товар свой продать.
- А какая артель будет первой представлять свой товар, вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Вы встречали или нет
Фантастический букет?
Мака, роз, пионов краски
В нем собрались вместе,
Расцвели они, как в сказке,
На листе из жести
Догадаться просто Вам
Это роспись ЖОСТОВО
1. Презентация артели «Жостово»
( смотреть приложение 1)
Учитель:- А кто следующим будет представлять свой товар, Вам станет ясно, если вы отгадаете ещё одну загадку: Хотя они и небольшие,
Но такие славные.
Все цветами расписные,
А одна - за главную.
Есть средь них и крошки.
Кто они? МАТРЁШКИ
2. Презентация артели «Загорские матрёшки»
( смотреть приложение 2)
Учитель:
Сине-голубые розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые, каждый удивится.
Чудо на фарфоре – синяя купель,
Это называется просто роспись «ГЖЕЛЬ»
- Следующими будут представлять свой товар мастера из артели «Гжельская керамика».
3. Презентация артели «Гжельская керамика»
(смотреть приложение 3)
Учитель:
Ели спят у большака
В инее седом,
Спят деревья, спит река,
Скованая льдом.
Мягко падает снежок,
Вьётся голубой дымок,
Дым из труб идёт столбом,
Точно в дымке всё кругом.
Голубые дали
И село большое
Дымково назвали.
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинны
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Белоснежны, как берёзки.
Кружочки, клеточки, полоски-
Казалось бы, простой узор,
Но отвести не в силах взор!
И пошла о Дымке слава,
Заслужив на это право,
Говорят о ней повсюду.
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз.
О древней дымковской игрушке
Ребята поведут рассказ сейчас.
- Презентация артели «Дымковская игрушка»
( смотреть приложение 4 )
Учитель:
-Закончила работу наша ярмарка.
Кто смел, тот успел
И себе показать,
И товар свой продать.
Вы все хорошо поработали и показали отличные знания народных художественных промыслов средней полосы нашей России. Многие из вас узнали новое о народных мастерах и произведениях народного творчества, которыми мы вправе гордится, так как они известны на весь мир.
Ваши коллективные плакаты и индивидуальные работы будут украшать интерьер нашего кабинета, и напоминать всем о красоте народного искусства.
- Конструирование северной жар-птицы счастья.
Учитель:
- А знаете ли вы, что и северные народности также славятся своими неповторимыми промыслами?! Это и резьба по дереву, и кости, изготовление изделий и украшений из оленьего меха и многое другое.
Сегодня мне бы хотелось познакомить вас с самым удивительным изделием современных северных мастеров – жар-птицей счастья (показ). Какими они были прежде – неизвестно. Но сегодня их вытачивают из тонкослойной сосны.
С древних времён птица у разных народов олицетворяла разные силы природы: ветра, облака, молнии… Ведь она прилетела оттуда, с далёкого неба. Люди поклонялись птицам и держали в доме их изображения – чтобы они охраняли покой, берегли от ненастий.
О том, как появилась северная жар-птица счастья (буднично её называют драночная птица) с крыльями и хвостами из тонких пластин – существует легенда.
Однажды в семье, жившей в таёжной избушке-полуземлянке, тяжело заболел ребёнок. Была зима, отец малыша сидел рядом с ним и делал дранки – тонкие полоски из сосны – для корзины. Вдруг ребёнок тоскливо спросил:
- Татку, а скоро лето?
- Скоро, сынок, - утешил отец.
Как порадовать больного дитя? И вдруг, он придумал сделать из тонкой щепы – дранки – птиц и подвесить под потолком, чтобы сыну казалось, что они уже прилетели и скоро настанет лето. Он подвесил птиц к потолку над комельком, и они закружились в струях горячего воздуха. Ребёнок заулыбался, и попросил есть. С этого момента он стал поправляться. Узнав об этом, соседи попросили вырезать чудодейственную птицу и для них.
В прежние времена драночные птицы водились в каждой избе. А сегодня мастеров, которые их делают – единицы. Лучший из них Александр Иванович Петухов житель архангельского села Волошка, философ, художник, редчайший мастер своего дела.
- Коллективная работа
Рекомендации по организации и выполнению совместной работы
Преподаватель демонстрирует технику и этапы выполнения птицы, согласовывая каждый этап работы с изображением на технологической карте, которая лежит на парте каждого ученика. Так как задание предстоит выполнить совместно, необходимо организовать последовательную форму изготовления каждой птицы. Для выполнения птиц каждая артель становится своеобразным конвейером, парта – это рабочее место, на котором выполняется деталь птицы и этап её сборки. Анализируется технологическое задание и совместная форма его исполнения на каждом этапе импровизированного конвейера.
Основные этапы работы конвейера:
-разметка и вырезание туловища птицы;
-разметка и выполнение прорези для крыльев;
-складывание бумаги гармошкой для хвоста;
-вырезание узоров на хвосте – соединение туловища с хвостом;
-складывание бумаги гармошкой для крыльев;
-вырезание узоров на крыльях – соединение туловища с крыльями;
(выполнение крестовины выполняется мальчиками на уроках трудового обучения заранее)
-прикрепление нити к птицам и сборка мобиля.
- Закрепление нового материала.
- Давайте посмотрим, какие получились у вас жар-птицы.
- Для чего люди делали таких птиц?
- Кто может рассказать, откуда к нам пришёл данный промысел?
- Кто из современных мастеров занимается изготовлением жар-птиц?
- Подведение итогов урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки уроков по изобразительному искусству " Осенний день" 5 класс
Материал может быть использован учителями изобразительного искусства для проведения уроков в 5 классе....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по изобразительному искусству в 6 классе "Жанр пейзажа в технике пуантилизма" по программе Б.М. Неменского »
"Жанр пейзажа в технике пуантилизма" по программе Б.М. Неменского »...
Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 8 класса
Конспект урока по изобразительному искусству для 8 класса на тему: "Шрифт"...
Методическая разработка урока по изобразительному искусству "Изображение природы в различных состояниях. Море". 2 класс по программе Б.М. Неменского
Урок по изобразительному искусству "Изображение природы в различных состояниях. Море". 2 класс по программе Б.М. Неменского...
методическая разработка урока по изобразительному искусству 5 класс
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС с применением деятельностного подхода в обучении. Технология деятельностного обучения основывается на формировании у учащихс...
"Народный праздничный костюм." Методическая разработка урока по изобразительному искусству в формате ФГОС ( 5 класс) с технологической картой урока и презентацией к уроку.
Методическая разработка урока по изобразительному искусству в формате ФГОС для 5 класса "Народный праздничный костюм".1. Технологическая карта урока (с УУД)2. Презентация к уроку...
Методическая разработка урока по изобразительному искусству "Русский народный праздничный костюм"
Урок-виртуальное путешествие музейной экспозиции. Цель - познакомить детей с мировоззрением наших предков, через символизм элементов народного праздничного костюма. Создать условия формирования интере...