Гумарова Лариса Васильевна

сайт учителя изобразительного искусства и черчения

Ученик - это не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь

Профессия: учитель изобразительного искусства и черчения

Профессиональные интересы: техника "Изонить", шитье, дизайн, оригами

Увлечения: техника "Изонить", шитье, дизайн, оригами

Страна: Россия, Саха(Якутия)

Регион: Республика Саха(Якутия)

Населенный пункт: Саха (Якутия), Мирнинский улус, п.Айхал

Место работы: МБОУ "СОШ №23"

Звание, ученая степень: отличник образования Саха Якутии

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/gumarova-larisa-vasilevna
Школа учит, а жизнь воспитывает.
Юрий Рыбников

 

Давно замечено, что если учащиеся действительно стремятся овладеть знаниями, то эффективность познавательного процесса существенно возрастает. Однако часто учителя сетуют на то, что дети, даже самые  любознательные, с широким кругозором, не хотят учиться, хотя познавательная активность характерна для всех детей, поступающих в школу. Однако  она явно уменьшается по мере перехода из класса в класс.

По моим наблюдениям, примерно до 10 лет дети рисуют с удовольствием, независимо от их таланта, а в подростковом возрасте число детей, рисующих  по собственному желанию (помимо уроков в школе), резко сокращается. Я думаю, одной из причин послужило   малое количество часов (1 час в неделю), а  также общая система традиционного обучения последних десятилетий. Это привело к тому, что сложилось неверное отношение к предмету не только среди родителей, но и в педагогических коллективах. Многие рассуждают, что   «ИЗО – несерьёзный, да и совсем  неважный предмет», «он не влияет на переход их ребёнка из класса в класс, на окончание школы или поступления в вуз». Такая позиция многих родителей и педагогов приводит к тому, что их отношение неминуемо передается ребёнку. Психологически он готов к тому, что не будет художником – ведь об этом постоянно твердят родители, - а значит, можно не очень стараться  и на уроке, и дома. Хотя школьный курс не ставит своей целью сделать всех профессиональными художниками. Уроки ИЗО должны сформировать у детей способность нестандартно трактовать ту или иную тему, развивать творческое восприятие и самостоятельность мышления, научить ребёнка творчески подходить к решению любых проблем, иными словами формировать индивидуальность ребёнка.

 Важность и необходимость своих предметов в школе знает каждый учитель, но часто открытым остаётся вопрос, «где пригодятся знания, умения, полученные на уроках?»

На своём мини-сайте мне бы хотелось рассказать,  как заинтересовать ребёнка, как сделать обучение в школе увлекательным, как поднять престиж предмета!

 

О себе

Родилась я в осенний месяц октябрь, и наверное поэтому мои любимые цветы - хризантемы. Детство моё проходило в Казахстане (г.Рудный) С детства люблю петь (закончила музыкальную школу), рисовать, танцевать, заниматься спортом.  После окончания школы поступила в Рудненское педагогическое училище. Закончив его с отличием, «попала» по распределению в школу-интернат по месту жительства, где проработала учителем начальных классов 3 года. Из-за нехватки преподавательского состава по совместительству работала  в 5-6 классах учителем русского языка и литературы. По рекомендации директора интерната поступила в Кустанайский пединститут на филологический факультет.

В 1987 году вышла замуж, в 1988 году родила сына. В 1994 году вместе с мужем поехали "покорять северные просторы" на 3 года в п.Айхал Мирнинского района. Вот прошло уже более 19 лет, а мы не можем растаться с Крайним Севером. Верно поётся в песне: "Если ты полюбишь Север, то не забудешь никогда...."

С1994 года работаю в Айхальской школе, где  начинала работать учителем начальных классов. И опять история повторяется... Из-за нехватки кадров по рекомендации директора Буйко В.К. поступила в Магнитогорский государственный университет по специальности "Учитель изобразительногоь искусства и черчения". И вот уже много лет работаю по этой специальности. Я нашла себя! Очень люблю свою работу!

По мимо работы люблю побаляться на диване с хорошей книжкой, с друзьями "попеть в караоке". Часто  семьёй и друзьми мы ходим в тайгу на шашлыки. Люблю на досуге что-нибудь помастерить в технике оригами или выполнить композицию в технике "Изонить". Вообщем скучать некогда!

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Кафка "Превращение", "Замок"

Д.Остин "Доводы рассудка"

Делилло "Космополис"

Джозеф Максвел Кутзее "Бесчестье", "Осень В Петербурге"

Дорис Лесснг "Марта Квест"

Рей Бредбери " Вино из одуванчиков" (Прочитав эту книгу Вы незаметно окунётесь в детство. Книга поможет Вам услышать и увидеть вновь  цвета лета, расслабиться и думать только о хорошем.)

Кадзуо Исигуро "Остаток дня"(Остаток дня  - это вечер,Пусть он для Вас пройдёт спокойно, без хлопот, нервных мыслей и в душевном равновесии:"Вечер - лучшее время суток.Кончился долгий рабочий день, можно отдыхать и радоваться жизни......перестать всё время оглядоваться на прошлое, научиться смотреть в будущее и постараться как можно лучше использовать мне остаток дня .....а работа - наш маленький вклад, и надеемся, что её сочтут искренней и полезной...."

Энн Райс "Плач к небесам"

Иэн Макьюэн "Амстердам" (Книга о двух друзьях, о доверии и недоверии друг к другу. Книга о том, что никогда не стоит "Бежать быстрее паровоза". Нельзя в течении  жизни забегать вперед, а тем более планировать смерть!)

Стефани Майер "Сумеречная сага" (Хотите узнать каким должен быть идеальный мужчина в мечтах женщины, хотите ощутить настоящую любовь? Простите эту книгу!)

Пауло Коэльо "Вероника решает умереть"(Главная цель6 не стоит расбрасываться жизнью, нужно ценить её и познавать всё лучшее, что в ней есть!)

Кадзуо Исигуро "Ноктюрны:5 исрий о музыке и сумерках" (В этой книге рассказаны пять историй о музыке, любви и романтике.Восхитительная, искусная книга о том, как течёт время, о тех звуных нотах, что делают его течение осмысленными)

Мой взгляд на мир

 Вы видели когда-нибудь, как появляются весной подснежники? Робкие и нежные тянутся они из снежной проталины навстречу теплому весеннему солнышку, озорные и веселые. Словно торопятся не успеть украсить собой еще невзрачную серую природу. И мир для них – диковинка, удивительная и неведомая, а солнышко - их верный спутник, дающий уверенность, что жизнь прекрасна. Каждый новый день постепенно делает их краше, увереннее, прочнее.

И кажется, цвели бы они так, не переставая, радовали и умиляли нас своей непосредственной красотой и буйной жаждой жизни. Однако солнечное тепло, еще вчера ровное и деликатное, уже активно обжигает любопытные мордашки цветов. И жарко им, и душно. И скучно…

Как подснежник легко засушить и сломать, так и в ребенке легко можно убить личность: словом, игнорированием, чрезмерной заботой, неправильным к нему отношением.

Когда Альберту Эйнштейну задали вопрос: «Каким образом делаются открытия?», Эйнштейн ответил: «А так: все знают, что вот этого нельзя. А тут вдруг появляется человек, который не знает, что этого нельзя. Он и делает открытие».

Великий ученый пошутил, но, все же, заложил в шутку глубокий смысл… Активную познавательную деятельность, вызывающую живой интерес школьника, заметно активизирующую его деятельность, хочет увидеть у себя на уроке каждый педагог. Познавательный интерес может  стать средством обучения, раскрепощая, ломая привычное стереотипное мышление детей. Педагог не может позволить себе быть авторитарным, работать штампами и шаблонами. Любопытство, любознательность – это то, что педагог должен беречь и лелеять. А средства? Здесь должно подсказать сердце.

Я уверена, в ребенке надо обязательно поддерживать любые его стремления к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений. И пусть сегодня он пишет нескладные мелодии, сочиняет корявые стихи, рисует картинки, на которых изображены какие-то фантастические существа без рук и с одним глазом. Наверняка, многие из них не станут ни художником, ни музыкантом, ни поэтом, но, возможно, станут отличными учеными, архитекторами, врачами или рабочими… И когда-нибудь детские творческие увлечения дадут о себе знать, оставят добрый след неуемной фантазии и стремление создавать что-то новое, свое, лучшее. Кто знает, а вдруг это поможет в продвижении делу, которому они посвятят свою жизнь?  

            …Урок изобразительного искусства – это особый урок. И требования к нему особые – он должен строиться по законам искусства, которые предполагают духовное общение. Неспроста в современной педагогике все чаще и чаще раздаются голоса, ратующие за необходимость сотрудничества, сотворчества учителя и ученика.

Урок искусства немыслим без создания особой эмоциональной атмосферы увлеченности. Она достигается с помощью живого слова учителя, его бесчисленных диалогов с учениками; музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций. Все это и является составными элементами эмоциональной драматургии уроков изобразительного искусства.

Весь арсенал средств работает на то, чтобы увлечь, зажечь, душевно разбудить ребят. Поэтому эмоциональное вхождение в тему, по моему глубокому убеждению, это самые важные, бесценные минуты урока.

Важно, чтобы на уроках изобразительного искусства звучали не холодные, бездушные, хотя и правильные ответы учащихся, а ответы, содержащие собственные переживания и впечатления, окрашенные детскими эмоциями, совершенно искренние выплески души и разума. Именно тогда процесс восприятия искусства приобретет на уроке желанную форму, осуществляясь «в единение мысли и чувства». Если мы хотим через искусство формировать нравственность, духовность в наших детях, необходимо об этом постоянно помнить и радоваться каждой победе на уроке: радостному озарению в глазах, задумчивому выражению лица и т.д.

И тогда мир для них навсегда останется диковинкой – удивительной и прекрасной, а их сердце – тем нежным весенним подснежником, который надо постараться не обжечь… 

Мои достижения

  1. Участие в выставке декоративно-прикладного творчества «Праздник ремесел». Получена грамота администрации п. Айхал за лучшую работу и оригинальность работы в разделе «Изонить» (апрель, 2004 г.).
  2. Участие в  выставке ДПИ, посвященной 60-летию со дня победы ВОВ, 50-летию алмазодобывающей промышленности. Получена грамота администрации п. Айхал за лучшую работу (апрель, 2005 г.).
  3. Представление экспозиции на районную декоративно-прикладную выставку творчества учащихся. Грамота (г. Мирный 2005 г.)
  4. Выдан сертификат районного конкурса авторских программ элективных курсов «Мир дизайна» (г. Мирный, 2007 г.).
  5. Разработала и внедрила в практику научно-методическую тему «Использование проектов при обучении прикладным видам искусства». Защита, состоявшаяся в 2008 году в г. Удачный, прошла на оптимальном уровне. Рекомендовано распространение в районе.
  6. Приняла участие в 1 туре 2 Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Мой лучший урок».

Обобщила опыт работы в статьях (статьи опубликованы в районном сборнике «Из опыта инновационного развития ОУ Северной площадки Мирнинского района):

*«Технология проектного обучения как эффективное средство при обучении прикладным видам искусства».

*«Использование имитационной игры на подготовительном этапе в проектной деятельности по теме «Изонить».

*«Интеграция учебных предметов как основа развития творческого воображения и познавательного интереса детей по теме «Изонить».

  1. Разработала и внедрила элективный курс для 10-11 классов «Введение в инженерную графику»
  2. Участвовала в фестивале Дружбы народов, посвященного закрытию Года Единения и дружбы народов Республики Саха (Якутия)

 9. Получила Сертификат педагога-эксперта системы образования Мирнинского района РС(Я), 2011г. Мирный, МРУО

 10. Участвовала  в работе методического семинара на проблемных курсах «Педагогическая режиссера в работе классных руководителей», ноябрь 2011г., г.Якутск ГОУ ДПО РС(Я) «ИРОИПК».

 11.  Получен Сертификат за подготовку учащихся МОУ «СОШ №23» и участие в поселковом конкурсе рисунков, посвященный Дню борьбы со СПИДом, в рамках недели молодежи, декабрь,2011г.

 12. Получен Сертификат за подготовку учащихся МОУ «СОШ №23» и участие в районном конкурсе рисунков «Олонхо глазами детей» 2011г., апрель, Мирный (Зинченко Ирина получила диплом II степени)

   13. Получен Сертификат участника «Лучший цифровой образовательный ресурс», апрель 2011г.

  14.  Получен Сертификат за подготовку учащихся к фестивалю-конкурсу «Планете детства» художественного прикладного творчества посвященному 50-летию п.Айхал, 2011г.

  15. Получен Сертификат за подготовку учащихся к конкурсу рисунков посвященного Дню Мирнинского района, п.Айхал, 2011г.

16.  Призер Республиканских Слепцовских педагогических чтений (диплом II степени в номинации «Методика»)  . г.Якутск, 2012г., МО РС(Я) АОУ РС(Я) ДПО «ИРОИПК»

17. Получен Сертификат участника Республиканских Слепцовских педагогических чтений. г.Якутск, 2012г., МО РС(Я) АОУ РС(Я) ДПО «ИРОИПК»

18.Участвовала  в 1 республиканской конференции учителей черчения «Предмет черчения как составляющая часть технического образования», где распространила опыт среди учителей:

           * провела мастер-класс по теме «Использование ИКТ на уроках черчения»:

           * выступила с докладом на тему «Использование технологии развивающего обучения на занятиях

              элективного курса «Введение в инженерную графику»

19. Участвовала в олимпиаде среди учителей черчения на научно-методической конференции «Предмет черчения как составляющая часть технического образования» , где среди 52 участников заняла 5 место.

         

 

Моё портфолио

Для того чтобы поднять престиж предмета я стараюсь  как можно  шире применить различные художественные техники и материалы прикладной деятельности, так как моя задача, как  учителя, заключается в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладание в душе школьника положительного  мотива к учебно-познавательной деятельности по предмету.

Мало кто знает, что каждая художественная техника развивает ребёнка  физически, и  подготавливает к таким трудным, на мой взгляд, предметам как черчение и геометрии (и  даже к русскому языку). Дело всё в том, что на кончиках пальцев, образно говоря, находится память, логика, речь и грамотность. Необходимо у ребёнка своевременно развивать различные области рук, предплечья, пальцев, чтобы в семье не прозвучал приговор – «дисграфия» (нарушение так называемой письменной речи). Ученик, может теоретически знать все правила правописания, но, когда дело доходит до практики (диктант, изложение, сочинение), «не срабатывает» связь между рукой и головным мозгом, «автоматическая грамотность» отказывает и появляется масса ошибок. Всего этого можно избежать, если ученик будет на уроках ИЗО выполнять работы различными материалами. Так, например, тонкая графическая работа карандашом или пером учит лучшей координации движений; лепка, развивает пальцы; а задания, выполняемые в живописных техниках, способствуют большей свободе и раскованности всей руки. Лучшему освоению пространства, объёма, глубины способствует работа с такими материалами, как пластилин (или пластика), глина и бумага (бумагопластика). Работы в технике «Изонить» развивают моторику, логическое мышление. Дети с большим успехом передают движение в осязаемом объёме, нежели на плоскости листа.

В любой учебной дисциплине после главного вопроса содержания обучения сразу же встаёт второй – какие методы  и приемы целесообразно использовать при обучении детей?

     Современный учитель всегда находится в поиске новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. И я стараюсь внедрять в свою работу что-то новое, интересное. Исследуя литературу, статьи в педагогических изданиях, заинтересовалась опытом использования проектного метода.

Чем же привлёк меня метод проектов?

Во-первых, метод проектов открывает значительные возможности для повышения качества обучения.

Во-вторых, метод проектов созвучен моим жизненным позициям:

*ребёнок делает с удовольствием только то, что сам выбрал, то, что ему интересно;

*ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь.

    В-третьих, иногда знания полученные учащимися остаются подчас  теорией, а цель метода проекта – научить детей применять изучаемую теорию на практике для решения конкретных задач реальной жизни;

    В-четвёртых,  индивидуальный темп работы над проектом обеспечит каждому ребёнку свой  уровень развития.   

В проектной работе целью обучения становится, прежде всего, развитие у школьников самообразовательной и творческой  активности, направленной на освоение нового опыта. Работая в учебных проектах, дети учатся проводить исследования, анализировать различную информацию и представлять новые идеи. Таким образом, в основе методов проектов лежит креативность, то есть умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

   Вот уже несколько лет я использую на своих уроках метод проектного обучения практически по всем предлагаемым программой темам. Метод проектного обучения помогает преодолеть пассивность учащихся. Школьники реализуют свой  творческий потенциал, выполняя творческие проекты по темам: «Витраж», «Мозаика», «Гравюра , «Барельеф», «Рельеф», «Лепка», «Дымковская игрушка», «Роспись по дереву», «Жостовский поднос» и т.д.

      Хотелось бы поделиться своим накопленным опытом работы с другими учителями!

      Заходите ко мне на мини-сайт! Думаю, что Вы найдете немало интересного для своей работы как предметника «учителя ИЗО и черчения», так и классного руководителя!

 

 

Мои публикации:
Внеклассная работа
Дополнительное образование
Изобразительное искусство
Классное руководство
Общепедагогические технологии
Разное
Социальная педагогика
Публикации моих учеников:
Художественно-прикладное творчество
Другое
Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы