Рабочая программа для психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
рабочая программа
Рабочая программа предназначена для детей младшего школьного возраста , имеющих трудности в обучении, связанных с недостаточной сформированностью зрительно-пространственного гнозиса. Как правило подобные трудности испытывают дети с задержкой психического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_korrektsiya_i_razvitie_prostranstvenno-vremennyh_predstavleniy.docx | 39.71 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
346400, г. Новочеркасск, ул. Александровская, 112-а
Принято Утверждаю
на заседании педсовета Директор МБОУ СОШ № 2
школы ____________ О.С. Цветкова
протокол № 1 Приказ от 29.08.2022 г. № 231
от 29 августа 2022 г.
Рабочая программа
коррекционно-развивающих занятий
«Коррекция и развитие пространственно-временных представлений»
на 2022 – 2023 учебный год
Количество часов: 69 ч.
Программа разработана на основе программы Н.Я. Семаго, М.М. Семаго «Формирование пространственных и временных представлений»
педагог-психолог
МБОУ СОШ № 2
С.А. Шапошникова
г. Новочеркасск
2022
Пояснительная записка
Данная психолого-педагогическая программа является коррекционно-развивающей для детей младшего школьного возраста, имеющих трудности в обучении, связанных с недостаточной сформированностью зрительно-пространственного гнозиса. Как правило подобные трудности испытывают дети с задержанным развитием.
Дети с интеллектуальной недостаточностью лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверстниками. Поэтому слабо подготовленные к обучению учащиеся нуждаются в психологической поддержке и помощи, так как от уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности.
Несформированность пространственных представлений проявляется:
- при обучении математике – в ошибочном написании цифр, перестановке разрядных единиц при записи многозначных чисел, в трудностях усвоения числового ряда и взаимоотношений чисел в ряду, глазомерных ошибках при измерении, неумении расположить симметрично записи примеров в тетради;
- при обучении письму – в зеркальном письме букв, смешении верхних и нижних элементов букв, в трудностях построении фразы, подборе слов при высказывании;
- при обучении чтению – в сужении объёма различимого пространства строчек, что является одной из причин замедленного перехода к беглому чтению, в ошибках при различении сходных по форме букв, трудностях понимания логико-грамматических конструкций;
- при обучении рисованию – в неумении расположить рисунок в пространстве листа, трудностях овладения пропорциями в рисунке;
- при выполнении двигательных упражнений – в трудностях выбора направления движения при перестроении под команду (правая – левая ориентировка, верх-низ), трудностях переключения с одного направления движения на другое.
Пространственно-временные представления лежат в основе формирования высших психических функций и эмоциональной жизни человека. Недостаточная сформированность пространственных и квазипространственных представлений у ребенка напрямую влияет на уровень его актуального интеллектуального развития и является важной предпосылкой для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе.
Цель данной программы - коррекция и развития пространственно-временных представлений, как важной базовой составляющей психической деятельности, на основе которой формируются такие важные учебные навыки, как счёт, чтение и письмо.
Задачи:
- Развитие пространственных представлений о собственном теле в вертикальной и горизонтальной плоскостях;
- Формирование целостной картины мира в восприятии пространственных взаимоотношений между объектами и собственным телом (структурно-топологические представления);
- Формирование представлений взаимоотношений внешних объектов между собой;
- Формирование навыка представления пространственных представлений на вербальном уровне (речевая деятельность как одна из основных составляющих стиля мышления и собственно когнитивного развития ребенка);
- Развитие квазипространственныхпредставлений;
- Активизация познавательной деятельности учащихся;
- Совершенствование коммуникативных навыков.
В основу программы положены взгляды Н.Я. и М.М. Семаго на формирование пространственных представлений у детей. Они выделяют 4 основных уровня овладения детьми пространственными представлениями:
- уровень пространства собственного тела;
- уровень расположения объектов по отношению к собственному телу;
- взаимоотношения внешних объектов между собой;
- лингвистическое пространство (квазипространственные представления).
Предлагаемый структурно-системный подход позволяет построить онтогенетически адекватную и, тем самым, эффективную развивающую работу с ребенком.
Программа строится на следующих принципах:
- Учет уровней в структуре пространственных представлений дает возможность более точного определения уровня их сформированности и «зоны ближайшего развития» для ребенка..
- Посильность заданий обеспечит их успешное выполнение, что непременно принесет удовлетворение ребенку, а, следовательно, будет формировать положительное отношение к учебной деятельности, что чрезвычайно важно.
- Работа над каждым уровнем предполагает обязательную вербализацию всех представлений, а так же использование маркировки руки ребенка. В качестве маркировки могут выступать часы, браслеты, плетения из бисера или ниток (так называемые «фенечки»).
- Развивающе-коррекционный эффект достигается за счет привлечения к выполнению задания максимально возможного числа анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, двигательного, кинестетического), комплексная работа которых обеспечивает формирование более устойчивых и правильных пространственных представлений.
Система пространственных и временных представлений как одна из составляющих психической деятельности начинает свое формирование в раннем возрасте, и уровни, «надстраиваясь» один над другим, «прорастают» преимущественно в сфере когнитивного интеллекта.
Недостаточность их сформированности напрямую влияет на уровень актуального интеллектуального развития ребенка, феноменологически проявляется в нарушениях графической деятельности, чтения, письма, владении математическими операциями, различными видами мышления (особенно абстрактно-логического), которые являются составляющими всех интеллектуальных операций.
Программа включает 4 последовательных этапа, каждый из которых представляет собой самостоятельную часть в развитии пространственных представлений ребёнка. Виды заданий от этапа к этапу усложняется: от наиболее простых топологических, координатных, метрических представлений вплоть до лингвистических (языковых) представлений, наиболее поздно усваиваемых ребенком.
I этап. На этом этапе осуществляется работа по формированию представлений о собственном лице, теле. Работа начинается с усвоения схемы тела и её словесного обозначения, а в дальнейшем продолжается на объектах, расположенных по отношению к телу с точки зрения «вертикальной организации», пространства тела (его вертикальной оси).
II этап. Данный этап посвящён формированию представлений о собственном теле (работа над схемой тела продолжается) и объектах, расположенных по отношению к телу с точки зрения «горизонтальной организации» и взаимоотношении объектов пространства по горизонтальной оси.
Итогом развития на III этапе становится целостная картина мира в восприятии пространственных взаимоотношений между объектами и собой.
IV этап посвящен формированию числовых, порядковых, временных представлений (работа с сукцессивными процессами). Необходимо закрепить числовой ряд через последовательное изображение объектов в определенном направлении. Формируются временные понятия. Отрабатывается понимание временных конструкций. Формируются навыки ориентировки и анализа времени на циферблате стрелочных часов.
Итоговые контрольные занятие предполагает работу с заданиями, где необходимо не только понимание, но и использование сложных речевых конструкций.
Структура занятия:
1.Ритуал приветствия. Игры и упражнения для сплочения группы, создания положительного эмоционального настроя.
2.Упражнения с целью формирования пространственных представлений.
3.Упражнения для закрепления пространственных представлений.
4. Рефлексия.
6.Ритуал прощания.
Применяются следующие методы: рисования, конструктивной деятельности, предметных действий, игр и др. Формирование двигательной сферы (в частности, мелкой моторики) можно осуществить следующими методами: подвижных игр (игры в мяч), двигательных ритмов, конструктивной деятельности (работа с конструкторами), рисования, выполнения движений по речевой инструкции.
Метод тактильного опознания предметов Направлен на повышение точности тактильного восприятия, развитие межмодального переноса, формирование тонкой моторики рук.
При составлении программы были использованы кинезиологические упражнения для организации деятельности мозга и тела, обеспечивающие скорость и интенсивность протекания нервных процессов; движения, пересекающие среднюю линию тела, способствующие интеграции связей между левым и правым полушариями головного мозга, полноценному восприятию материала, что важно для полноценного функционирования теменно-височно-затылочных зон мозга, отвечающих за осуществление зрительно-пространственного гнозиса. Также были включены телесно-ориентированные упражнения, которые подчинены законам развития движений, в соответствии с которыми первоначально работа происходит в положении преимущественно «на спине», затем в положении «сидя», «стоя».
Метод подвижных игр обеспечивает развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий, мышечных зажимов. Выразительные движения являются неотъемлемым компонентом эмоциональной, чувственной сферы человека, так как нет такой эмоции, переживания, которые бы не выражались в телесном движении. В результате дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно их выразить, что создает дополнительные условия для развития.
Конструктивно-рисуночный метод формирует устойчивые координаты ("лево-право", "верх-низ"), сомато-пространственный гнозис, зрительно-пространственное восприятие, тактильный гнозис, зрительно-моторные координации.
Противопоказания к использованию программы. Использование данной программы для работы с детьми с вариантами искаженного развития как минимум малоэффективно, а в ряде случаев может привести и к ухудшению состояния ребенка.
Часто в противопоказаниях к подобному виду коррекционной работы относятся дети, имеющие неврологический диагноз: «некомпенсированная гидроцефалия».
Способы, которыми обеспечивается гарантия прав участников программы. В ходе проведения занятий необходимо соблюдать права участников. В начале проведения занятий участники знакомятся с правилами работы в группе, основанными на принципах: "здесь и сейчас", взаимоуважения, добровольности, конфиденциальности высказываний и др. Помимо этого психолог, проводящий занятия, действует, руководствуясь "Этическим кодексом психолога".
Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации программы:
- психологическая работа осуществляется педагогом-психологом;
- программно-методическое обеспечение:
В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно-развивающие задания и упражнения, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности педагога-психолога.
Занятия проводятся в просторной комнате с местами для работы над письменными заданиями и местом для проведения подвижных упражнений.
Сроки и этапы реализации программы
Программа рассчитана на 69 занятий. Занятия, продолжительностью в 40 минут проводит педагог-психолог 2 раза в неделю.
Этапность реализации программы и учет уровня сформированности пространственных представлений младших школьников дает возможность реализации программы с актуального уровня развития.
Программа рассчитана на индивидуальные (групповые) занятия, возраст обучающихся 7-11 лет
Ожидаемые результаты: формирование пространственных представлений в соответствии с возрастом
Критерии оценки достижения планируемых результатов:
- качественные.
- количественные.
Педагог-психолог ведёт мониторинговое обследование динамики развития каждого обучающегося с помощью комплекта диагностических методик, отслеживает динамику роста, корректирует программу в соответствии с полученными результатами. Методом отслеживания результатов методика Семаго Н.Я., Семаго М.М. «Диагностика пространственных представлений ребенка». Проводится в начале и в конце реализации программы.
Календарно-тематическое планирование занятий
№ занятия | Дата | Раздел | Тема | Содержание занятия | Кол-во часов |
1 четверть - 16 часов | |||||
1. | 05.09. 22 | Диагностика | Диагностика | Диагностические методики | 1 |
2. | 07.09.22 | Представление о собственном теле | Представления о частях тела, прояснение целей занятий | Упражнения «Поиграем со своим телом», «Веселая зарядка» | 1 |
3. | 12.09.22 | Представления о собственном лице через анализ расположения и вербализации (выше, ниже, над, под, между). | Глазодвигательный комплекс. Упражнения: «Зеркальное рисование» «Найди картинку и назови ее» | 1 | |
4. | 14.09.22 | Схема тела | «Части тела» «Покажи эмоцию» «Солнышко» «Найди картинку и назови ее» | 1 | |
5. | 19.09.22 | Представления о собственном лице | «Здороваемся глазами» «Покажи эмоцию» | 1 | |
6. | 21.09.22 | Представления о теле человека | «Части тела» «Поиграем со своим телом» | 1 | |
7. | 26.09.22 | Расположение объектов во внешнем пространстве | Выполнение заданий по инструкции «4-й лишний» | 1 | |
8. | 28.09.22 | Расположение объектов в горизонтальном пространстве | Представления о цвете и геометрических фигурах | «Фигура», «Интересный рисунок» «Цвета» | 1 |
9. | 03.10.22 | Работа на понятиями «ближе к…», «дальше от…» | «Костер» «Ближе-дальше» Глазодвигательный комплекс | 1 | |
10. | 05.10.22 | Работа на понятиями «ближе чем…», «дальше чем…» | «Хлопки» «Красная шапочка» «Лабиринт» «Репка» | 1 | |
11. | 10.10.22 | Расположение объектов по отношению к собственному телу: предлоги «перед», «за» | «Передо мной- за мной» «Репка» «Рисунок» «Лабиринт» | 1 | |
12. | 12.10.22 | Расположение объектов по отношению к собственному телу: предлоги «перед», «за» | «Игра наоборот» «Найди игрушку» «Холодно- горячо» | 1 | |
13. | 17.10.22 | Представления «право-лево» | «Право»- «лево» | 1 | |
14. | 19.10.22 | Представления «право-лево» | «Левая сторона листа» «Правая сторона листа» | 1 | |
15. | 24.10.22 | Понятия «правее», «левее» относительно собственного тела; ориентация на листе | «Золотой ключик» «Отражения» «Загадочные слова» «Разложи предметы» «Займи поле» | 1 | |
16. | 26.10.22 | Понятия «правее», «левее» относительно собственного тела; ориентация на листе | «Муха» «Футбол» «Остров сокровищ» | 1 | |
2 четверть – 16 часов | |||||
17. | 07.11.22 | Пространственная ориентировка в горизонтальной плоскости | Представления «слева от..», «справа от…», «левее чем…», «правее чем…» | «Что справа-что слева», «Водители» «Рисование по словесному описанию» «Лабиринты» | 1 |
18. | 09.11.22 | Представления «слева от..», «справа от…», «левее чем…», «правее чем…» | Что справа-что слева», «Водители» «Рисование по словесному описанию» «Лабиринты» | 1 | |
19. | 14.11.22 | Понятия «правее», «левее» относительно собственного тела; ориентация на листе | Упражнения: «Муха», «Лабиринт», «Графический диктант» «Чей узор лучше» | 1 | |
20. | 16.11.22 | Понятия «правее», «левее» относительно собственного тела; ориентация на листе | Упражнения: «Муха», «Лабиринт», «Графический диктант» «Чей узор лучше» | 1 | |
21. | 21.11.22 | Понятия «правее», «левее» относительно собственного тела; ориентация на листе | Упражнения: «Муха», «Лабиринт», «Графический диктант» «Чей узор лучше» | 1 | |
22. | 23.11.22 | Пространственная ориентировка в горизонтальной плоскости | Упражнения: «Муха», «Лабиринт», «Графический диктант» | 1 | |
23. | 28.11.22 | Пространственная ориентировка в горизонтальной плоскости | Упражнения: «Муха», «Лабиринт», «Графический диктант» | ||
24. | 30.11.22 | Пространственная ориентировка в горизонтальной плоскости | Упражнения: «Комментатор»«Пространственная раскраска», «Художник» «Лесной праздник» | 1 | |
25. | 05.12.22 | Представления «сзади» | «Хлопки» «Спереди-сзади» «Шумная комната» | 1 | |
26. | 07.12.22 | Определение сторонности предметов, находящихся напротив | «Здороваемся глазами» «Моя рука-твоя рука» «Найди сокровища | 1 | |
27. | 12.12.22 | Представления числового ряда | «Работа с предметным рядом» «Разложи картинки» «Бусы» | 1 | |
28. | 14.12.22 | Работа с линейной последовательностью предметного ряда | Работа с предметным рядом» «Разложи картинки» «Бусы» «Зрительный диктант» | 1 | |
29. | 19.12.22 | Линейная последовательность предметного ряда | Работа с предметным рядом» «Разложи картинки» «Бусы» «Зрительный диктант» | 1 | |
30. | 21.12.22 | Формирование представлений о числовом ряде | «Здороваемся глазами» «Найди свой дом» «Дополни ряд» «Шифровальщик» «Поиграем со своим телом» | 1 | |
31. | 26.12.22 | Формирование временных представлений | «Мой день» «День-ночь» «Назови пропущенное слово» «Последовательные картинки» | 1 | |
32. | 28.12.22 | Формирование временных представлений | «Мы похожи» «Дни недели» «Закончить предложения» «Цепочка» | 1 | |
3 четверть - 22 ч. | |||||
33. | 09.01.23 | Временные представления | Диагностика | Диагностический материал | 1 |
34. | 11.01.23 | Диагностика | Диагностический материал | 1 | |
35. | 16.01.23 | Временные представления | Мы похожи» «Закончить предложения» «Цепочка» | 1 | |
36. | 18.01.23 | Временные представления через анализ временного распорядка дня ребенка | «Графический диктант» «Лабиринты» | 1 | |
37. | 23.01.23 | Временные представления о днях недели | «Дни недели» «Закончить предложения» «Цепочка» «Лабиринты» «Графический диктант» | 1 | |
38. | 25.01.23 | Временные представления о днях недели (продолжение) | Мы похожи» «Дни недели» «Закончить предложения» «Цепочка» «Разрезные картинки» | 1 | |
39. | 30.01.23 | Временные представления | «Закончить предложения» «Цепочка» «Лабиринты» «Графический диктант» | 1 | |
40. | 01.02.23 | Формирование временных представлений | «Закончить предложения» «Цепочка» «Лабиринты» «Графический диктант» | 1 | |
41. | 06.02.23 | Формирование временных представлений | «Лабиринты» «Графический диктант» | 1 | |
42. | 08.02.23 | Формирование временных представлений | «Найди свой дом» «Слушай инструкцию» «Последовательные картинки» | 1 | |
43. | 13.02.23 | Временные представления через анализ временного распорядка дня ребенка | «Разрезные картинки» «Утро, день, вечер» «Назови день недели» | 1 | |
44. | 15.02.23 | Понятия «раньше», «позже» | «Найди свой дом» «Слушай инструкцию» «Последовательные картинки» | 1 | |
45. | 17.02.23 | Понятия «раньше», «позже» | «Найди свой дом» «Слушай инструкцию» «Последовательные картинки» | 1 | |
46. | 20.02.23 | Понятия «позавчера», «вчера» | «Найди свой дом» «Слушай инструкцию» «Последовательные картинки» | 1 | |
47. | 22.02.23 | Понятие «сегодня», «завтра», | «Найди свой дом» «Слушай инструкцию» «Последовательные картинки» | 1 | |
48. | 27. 03.23 | Понятие «послезавтра» | «Найди свой дом» «Слушай инструкцию» «Последовательные картинки» | 1 | |
49. | 01.03.23 | Понятия «позавчера», «вчера» | «Найди свой дом» «Слушай инструкцию» «Последовательные картинки» | 1 | |
50. | 06.03.23 | Понятие «послезавтра» | «Дни недели» «Найди свой дом» «Слушай инструкцию» «Последовательные картинки» | 1 | |
51. | 13.03.23 | Понятия «позавчера», «вчера» | «Дни недели» «Найди свой дом» «Слушай инструкцию» «Последовательные картинки» | 1 | |
52. | 15.03.23 | Понятия «сегодня», «завтра» | «Лабиринты» «Графический диктант» «Слушай инструкцию» | 1 | |
53. | 20.03.23 | Понятия «сегодня», «завтра» | Лабиринты» «Графический диктант» «Слушай инструкцию» | 1 | |
54. | 22.03.23 | Понятия «сегодня», «завтра» | «Лабиринты» «Графический диктат» «Слушай инструкцию» | 1 | |
4 четверть – 12 часов | |||||
55. | 03.04.23 | Представления оовременах о времени года | Представления об осени, как времени года, | «Осень как время года» «Дорисуй и раскрась» | 1 |
56. | 05.04.23 | Представления об осени, как времени года | «Осенние увлечения» «Дорисуй и раскрась» | 1 | |
57. | 10.04.23 | Представления об осени, как времени года | « «Дорисуй и раскрась» | 1 | |
58. | 12.04.23 | Временные представления о зиме, как времени года | «Зима как время года» «Зимние увлечения» «Снежная баба» «Зимний лес» «Дорисуй и раскрась» | 1 | |
59. | 17.04.23 | Временные представления о зиме, как времени года | Зима как время года» «Зимние увлечения» «Снежная баба» «Зимний лес» | 1 | |
60. | 19.04.23 | Временные представления о месяцах зимы через выделение закономерностей природы | Зима как время года» «Зимние увлечения» «Снежная баба» «Зимний лес» «Дорисуй и раскрась» | 1 | |
61. | 24.04.23 | Временные представления о весне, как времени года | «Весна как время года» «Дорисуй и раскрась» | 1 | |
62. | 26.04.23 | Временные представления о месяцах весны через выделение закономерностей природы | «Мяч по кругу» «Дорисуй и раскрась» «Весенние увлечения» «Лабиринты» | 1 | |
63. | 03.05.23 | Временные представления о весне, как времени года | «Весна как время года» «Дорисуй и раскрась» «Последовательные картинки» | 1 | |
64. | 08.05.23 | Временные представления о лете, как времени года | «Лето – время года» «Продолжи ряд» «Закончи предложение» «Лабиринты» | 1 | |
65. | 10.05.23 | Временные представления о лете, как времени года | «Лето – время года» «Продолжи ряд» «Закончи предложение» «Лабиринты» | 1 | |
66. | 15.05.23 | Временные представления о лете, как времени года | «Лето – время года» «Продолжи ряд» «Закончи предложение» «Лабиринты» | 1 | |
67. | 17.05.23 | Навыки ориентировки на циферблате стрелочных часов | «Обучение умению определять время» | 1 | |
68. | 22.05.23 | Итоговое занятие | «Найди свой дом» «Слушай инструкцию» «Последовательные картинки» | 1 | |
69. | 24.05.23 | Диагностика | Диагностический материал | 1 |
Список использованной литературы
- Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе. М., 2003.
- Баканова Н.С. Развитие познавательных способностей учащихся классов корекции. М., 2001
- Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2004
- Воронина Т.П. Вверх, вниз, вправо, влево!: формируем пространственное представление. – Ростов н/Д: Феникс, 2015
- Гогуадзе Т. «Пространственные представления и дислексия в школе».статья:
- Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов) – М.:»Ось-89», 2006
- Деннисон П. Гимнастика мозга.
- Дефектология, №1., 2000 г.
- Дети, в школу собирайтесь. Пособие для педагогов и родителей/ О.М. Дьяченко, Н.Ф. Астаськова, А.И. Булычева и др. –М.: Мозаика-Синтез, 2008
- Забрамная С.Д. Ваш ребёнок учится во вспомогательной школе. М., 1993
- Земцова О.Н. Вправо-влево, вверх-вниз. Ориентируемся в пространстве. ООО «Издательская группа «Азука-Аттикус»», 2014
- Земцова О.Н. Веселые часы. Называем дни недели и месяцы. ООО «Издательская группа «Азука-Аттикус»», 2014
- Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. – Ростовн/Д: Феникс, 2007
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М., 2004
- Непомнящая Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста – СПб «Детство-Пресс» 2005 г.
- Павлова Т.А. Альбом по развитию пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. М., 2004
- Семаго Н.Л., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2003
- Семаго Н.Я. «Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы»
- Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста – Москва «Айрис Пресс» 2007 г.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической работы психолога – Москва изд-во «Аркти» 2000 г.
- Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. М., 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся в школе
Основа - модель организации социально-психологической службы в школе.Сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога и социального педагога направленная на создание социально-псих...
авторской программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения самоопределения обучающегося раннего юношеского возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата как часть адаптированной образовательной программы.
Проект программы сориентирован на ребенка юношеского возраста, имеющего нарушения опорно-двигательного аппарата и предусматривает индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение основных новообр...
ПРОГРАММА социально – психолого - педагогического сопровождения обучающихся с использованием НИТ
Обоснование программы Муниципальное общеобразовательное учреждение – Информационно-технологический лицей №24 г. Нерюнгри является правопреемником Муниципального общеобразовательного учрежд...
Программа социально-психолого-педагогического сопровождения ребенка в замещающей семье «Мы - семья»
Оказание социально-педагогической помощи замещающей семье...
«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...
Рабочая программа индивидуального психолого-педагогического сопровождения для детей с расстройством аутистического спектра
Данная программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения аутистического спектра. Программа позволяет проследить динамику развития данной категории детей, сформирован...
Программа семинаров "Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей: от теории к практике
Методические разработки семинаров и рекомендации по работе с одаренными детьми в образовательных организациях: информационно-методическое и психологическое сопровождение педагогов ОО по работе с одаре...