Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования : «Самоанализ педагогической деятельности»
методическая разработка
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования : «Самоанализ педагогической деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.rek_.docx | 17.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ педагогической деятельности
(в помощь педагогам дополнительного образования)
Самоанализ – самостоятельная, творческая работа педагогического работника, основанная на результатах профессиональной деятельности за межаттестационный период. Самоанализ деятельности обладает рядом функций: диагностической, познавательной, преобразующей, самообразовательной.
Целью представления аттестуемым самоанализа является подтверждение педагогическим работником достигнутого уровня квалификации, выражающегося:
∙ в освоении им новейших достижений педагогической науки и практики, в профильной области знаний,
∙ в умении творчески решать педагогические (управленческие) задачи,
∙ в умении осуществлять оптимальный отбор методов, средств, форм обучения и воспитания (управления),
∙ в умении самостоятельно разрабатывать, апробировать и успешно применять современные педагогические (управленческие) технологии и их элементы,
∙ в умении создавать условия для реализации личностных возможностей обучающихся (воспитанников, педагогических работников),
∙ в умении применять на практике исследовательские и опытно-экспериментальные методы обучения и воспитания,
∙ в умении планировать и организовывать самообразование обучающихся (педагогических работников) и собственное самообразование.
Самоанализ призван дать полное представление о работе педагога и результативности его деятельности, содержать выводы о причинах успехов и проблемных моментах, наметить перспективы.
При подготовке самоанализа следует помнить: самоанализ – это не статистический отчет! Предмет самоанализа – не данные статистики, а аналитические индикаторы и показатели, содержательно характеризующие деятельность педагога. Содержание самоанализа – это не представление имеющихся данных за определенный период, а анализ и интерпретация собственной деятельности.
Структура самоанализа:
∙ определение темы, которая легла в основу работы. Тема должна быть актуальной, соответствовать тенденциям развития образования.
∙ Выделение исследуемой проблемы, которая вытекает из темы и как бы сужает границы поиска.
∙ Основные теоретические позиции, идеи, которые явились исходными при проведении опытной работы и лежат в основе методических находок.
∙ Выделение ведущих идей своего педагогического опыта, которые легли в основу совершенствования педагогической практики. Обоснование их в соответствии с социально-педагогическими условиями жизнедеятельности учащихся в данной социокультурной среде. Характеристика особенностей учащихся, уровень их развития на начало работы.
∙ Краткая характеристика содержания образовательной программы. Остановитесь на особенностях программы, особенностях реализации базисного учебного плана. Новизна подходов к преподаванию области знаний, предмета, вида деятельности.
∙ Особенности выбранной технологии, чтобы образование и воспитание носило развивающий, деятельностный характер.
∙ Описание системы занятий, других форм работы, направленных на реализацию вышеизложенных идей, уделив особое внимание содержательной стороне, формам и методам работы, позволяющим достигнуть более высоких результатов в развитии учащихся по сравнению с имеющимся традиционным опытом.
∙ Анализ результативности своего педагогического опыта по соответствию результатов прогнозируемым целям и задачам, сформулированным вначале. Выводы должны четко определить сущность педагогического опыта, находок, нововведений, их новизну, оригинальность, соответствие тенденциям развития образования.
Не допускайте ошибки при подготовке и написании самоанализа деятельности:
1. не нужно писать только о том, что сделано за отчетный период.
Для самоанализа первостепенно важно не то, что сделано за определенный период времени, а то, какая задача решается, почему именно эта задача является актуальной, что делаете для решения этой задачи и каков результат деятельности. То есть сначала формулируется проблема, а только потом говорится о шагах, способствующих ее решению.
2. Избыток фактов и цифр.
Не указывайте огромное количество фактов и цифр, которые не несут никакой содержательной информации и никак не участвуют ни в оценке ситуации, ни в планируемых видах деятельности. Для самоанализа важно, прежде всего, то, для чего вами применялись те или иные методы, приемы и технологии, почему именно их использовали в своей деятельности, как их использование повлияло на конечный результат.
Помните: написание самоанализа – это аналитическая деятельность, требующая глубокого осмысления собственного опыта и перспектив развития.
Вопросы для самоанализа педагога
1. Насколько цель вашей профессиональной деятельности согласуется с целями деятельности образовательного учреждения, где Вы работаете?
2. Какие важные проблемы Вам удалось решить за период, прошедший после последней аттестации? В каком виде представлены результаты разрешения проблем.
3. Какова Ваша роль в реализации программы развития образовательного учреждения, где Вы работаете?
4. Каким образом Вы учитываете образовательные потребности детей в своей профессиональной деятельности? Насколько цели, задачи и деятельность согласуются с учетом индивидуальных потребностей обучаемых?
5. Что Вами делается для эффективного использования времени детей и Вас самого как педагога на уроке и вне его? Какие технологии и приемы обучения Вы используете в своей педагогической деятельности? Насколько они соотносятся с потребностями обучаемых?
6. Как организуется взаимодействие с обучающимися на занятиях и вне их? Как организовано сотрудничество обучаемых на занятии?
7. Считаете ли Вы высоким уровень познавательного интереса обучаемых на Ваших занятиях? Что предпринимается для развития интереса к изучаемому предмету?
8. Каким образом обеспечивается удовлетворение образовательных потребностей отдельных учащихся с отличающимися возможностями или склонностями?
9. Какова динамика успеваемости обучаемых по преподаваемому Вами предмету?
10. Какие методы оценки деятельности обучаемых Вы используете? Насколько они соответствуют поставленным целям? Каким образом используется информация, полученная в результате оценки? Каково участие обучаемых в оценке их учебной деятельности?
11. Оцените уровень психологической атмосферы в коллективе: какие меры Вами предпринимаются по созданию обстановки взаимного доверия, уважения, открытости.
12. Каким образом Вы взаимодействуете с родителями? Как сообщается информация об достижениях? Как Вами учитываются мнения родителей и их запросы относительно успеваемости и прогресса ребенка?
13. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с коллегами?
14. Как Вы повышаете уровень профессионального мастерства? Какое место здесь занимает самообразование?
15.С какими трудностями Вы сталкиваетесь в своей профессиональной деятельности?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль педагога дополнительного образования в творческой деятельности учащихся
Роль педагога дополнительного образования в творческой деятельности учащихся...
Памятка педагогам дополнительного образования об организации деятельности по проектированию (моделированию) ПСВ для детей с особыми образовательными потребностями
Переориентация современного дополнительного образования с субъект-объектного характера взаимодействия учащегося и педагога на субъект-субъектный позволяет осуществить переход от педагогики форми...
Защитная работа на 1 категорию педагога дополнительного образования "Активизация познавательной деятельности младших школьников на занятиях объединения "Тропинка к успеху"
Сегодняшнему педагогу требуется создать условия, при которых ученики вынуждены активно, творчески работать и на уроке, и дома, воспитать человека – деятеля, способного на основе знаний решать жи...
Методическая разработка «Информация об использовании в работе педагога дополнительного образования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий
Методическая разработка«Информация об использовании в работе педагога дополнительного образования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования "Самоанализ учебного занятия. В помощь педагогу дополнительного образования"
Умение анализировать собственную деятельность — важное качество любого человека, тем более оно важно для педагога как человека, творческого. Педагог должен уметь анализировать, свою деятельность...
Методические материалы для педагогов дополнительного образования "Формы учебной деятельности обучающихся на занятии"
Деятельность педагога дополнительного образования сложна и многогранна. Ни для кого не секрет, что от уровня профессионализма педагогов, их творческого потенциала зависит качество образования обучающи...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: "Формы учебной деятельности обучающихся на занятии."
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: "Формы учебной деятельности обучающихся на занятии."...