Памятка педагогам дополнительного образования об организации деятельности по проектированию (моделированию) ПСВ для детей с особыми образовательными потребностями
статья
Переориентация современного дополнительного образования с субъект-объектного характера взаимодействия учащегося и педагога на субъект-субъектный позволяет осуществить переход от педагогики формирования к педагогике обогащения возможностей ребенка, к обеспечению условий для развития у учащегося субъектных качеств, свойств, позиции в разных видах деятельности (В. И. Логинова, М. В. Крулехт, Т. И. Бабаева, О. В.Солнцева, В. А. Деркунская, и др.). В связи с этим, для педагогов ДО, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями, а именно с умственно отсталыми школьниками с сочетанными дефектами, становится актуальным персонифицированный образовательный процесс и персонифицированное педагогическое сопровождение учащегося. На самых первых этапах взаимодействия субъект-субъектных отношений это - «педагогическое сопровождение», которое тесно связано с понятием «педагогическая поддержка, помощь». Основы теории педагогической поддержки разработал О. С. Газман.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moi_publikatsii_dopolnitelnoe_obrazovaniepamyatka.docx | 19.51 КБ |
Предварительный просмотр:
СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"Станция юных натуралистов"
Памятка
педагогам дополнительного образования
об организации деятельности по проектированию (моделированию) ПСВ для детей
с особыми образовательными потребностями
Т.И. Вареникова, педагог ДО
СОГБУ ДО «Станция юннатов»,
Смоленск
2016
Переориентация современного дополнительного образования с субъект-объектного характера взаимодействия учащегося и педагога на субъект-субъектный позволяет осуществить переход от педагогики формирования к педагогике обогащения возможностей ребенка, к обеспечению условий для развития у учащегося субъектных качеств, свойств, позиции в разных видах деятельности (В. И. Логинова, М. В. Крулехт, Т. И. Бабаева, О. В.Солнцева, В. А. Деркунская, и др.). В связи с этим, для педагогов ДО, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями, а именно с умственно отсталыми школьниками с сочетанными дефектами, становится актуальным персонифицированный образовательный процесс и персонифицированное педагогическое сопровождение учащегося. На самых первых этапах взаимодействия субъект-субъектных отношений это - «педагогическое сопровождение», которое тесно связано с понятием «педагогическая поддержка, помощь». Основы теории педагогической поддержки разработал О. С. Газман. Ребенок, оказываясь под влиянием факторов, сдерживающих и деформирующих его развитие, нуждается в сопровождении для их преодоления. Семантический и педагогический смысл понятия поддержки, по мнению исследователя, заключается в следующем: поддержать можно лишь то, что помогает тому, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне). Таким образом, поддерживается развитие самостоятельности человека. Исследователь связывает педагогическую поддержку детей непосредственно с процессами индивидуализации самоопределения ребенка.
Педагог ДО оказывает ребенку с ОВЗ оперативную помощь в решении индивидуальных проблем, которые связанны с физическим и психическим здоровьем, стимулирует успешное продвижение в обучении и межличностной коммуникации. Задача педагога при персонифицированном подходе в воспитании и развитии детей с особыми образовательными потребностями состоит в том, чтобы не ограждать ребенка от трудностей, не решать его проблемы, а помогать ему делать осознанный и ответственный выбор. На любом занятии творческого объединения, как на теоретическом, так и на практическом важно для каждого учащегося создать ситуацию успеха, обеспечивающую создание условий для самостоятельности в принятии решений. Роль педагога заключается еще и в том, чтобы создать для ребенка такой эмоциональный фон уверенности в том, что в случае необходимости у него всегда есть взрослый, к которому он сможет обратиться за помощью и с любым вопросом.
Приступая к разработке персонифицированной системы воспитания, педагог ДО, работая в организации дополнительного образования естественнонаучной направленности, должен прежде всего опираться на следующие принципы:
– учет возрастных и индивидуальных психологических особенностей в разработке содержания экологического воспитания, важной составляющей которого является включение учащегося в созидательную практическую деятельность экологической направленности, в работу по изучению своего края, его культурного наследия;
– системность в экологическом воспитании, которая обеспечивает непрерывность и преемственность развития экологической культуры;
– комплексный подход к содержанию экологического воспитания, т.е. одновременное и согласованное педагогическое воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и деятельностную сферы личности;
– дифференциация при выборе содержания, форм и методов экологического воспитания в зависимости от уровня развития экологической культуры, индивидуальных интересов и склонностей учащегося, степени информированности о состоянии экологической ситуации своего региона и готовности осуществить личный вклад в ее улучшение.
При моделировании ПВС в творческом объединении станции юннатов следует создавать такие условия для развития субъекта, которые ориентированы на здоровый образ жизни, культуру взаимодействия с природой и окружающими людьми, практическое участие в улучшении экологической ситуации в своем городе.
Педагог ДО имеет больше возможностей для воспитания и развития ребенка, имеющего особые образовательные потребности в области биологических знаний. Формируя творческое объединение, педагог проводит стартовый мониторинг для определения склонностей и потребностей учащихся, затем определяется образовательная траектория каждого.
Индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого учащегося, формируются “субъект – субъектные” отношения, когда педагог и воспитанник находятся в состоянии сотрудничества и сотворчества.
Этапы построения персонифицированной системы воспитания в творческом объединении естественнонаучной области знаний.
1-й этап. Проектный. Фиксируется начальный объем и содержание биологических знаний: представления, знания, информация, умения и навыки. Педагог мотивирует ребенка в определении целей деятельности и составления плана (программы) по их достижению. Необходимо сформировать у ребенка мечту, особенно сложно, но деликатно, учитывая особенности детей с ОВЗ, опираясь на родителей, на основе «мягких» технологий и приемов, нужно предоставить учащемуся проявить свою субъективность.
2-й этап. Становление. Выстраивание системы взаимоотношений ребенка со сверстниками, педагогом ДО, родителями. Новые увлечения учащегося преобразуются в новый вид деятельности. Ребенок с ОВЗ, например, участвует в конкурсах, пробует себя в написании сочинений, участии в творческих проектах и особую роль здесь могут играть родители, должны поддержать и способствовать в продвижении. На этом этапе дети с расстройством аутистического спектра дают наиболее положительные результаты по саморазвитию, самосовершенствованию.
3-й этап. Зрелости (расцвета, стабильного функционирования). При устойчивом взаимодействии ребенка, педагога ДО, родителей, учителей повышается качество жизни ребенка с ОВЗ, последующая социальная и трудовая адаптация.
При персонифицированном воспитании у каждого учащегося с ОВЗ необходимо сформировать способность к самопознанию, самовыражению, и адекватной самооценке. Учитывая психолого-педагогические особенности развития детей с особыми образовательными потребностями можно сделать вывод, что создание персонифицированной системы воспитания в коррекционной школе 8 вида возможно в среднем звене и старших классах, когда ребенок в силу своих интеллектуальных способностей может выразить свою точку зрения, представить свое будущее, а педагог сопровождает учащегося по индивидуальному образовательному маршруту.
В условиях организации дополнительного образования педагог ДО способен каждому ребенку с особыми образовательными потребностями выстроить траекторию движения для успешной адаптации и социализации в условиях современного общества. Заложить зачатки будущей профессии, обучая по предпрофильным программам. Например, на СОГБУ ДО «Станция юннатов» такое обучение ведется для детей 10 -11 класса специальной (коррекционной) школы-интерната 8 вида по профилю «Цветоводство и декоративное садоводство», каждый учащийся работает по индивидуальному маршруту (проекту). Как результат, защита индивидуальных творческих проектов на итоговом занятии (итоговая аттестация). Учащиеся в форме презентации выполнили такие проекты, как «Выгонка луковичных растений», «Размножение комнатных растений. Маммиллярия», «Экскурсия в отделы Станции юннатов» и др.
Благодаря гибкости структуры и содержания дополнительных общеразвивающих программ организации дополнительного образования могут использовать свои программы для инклюзивного воспитания и образования в целях создания безбарьерной среды для учащихся с ОВЗ.
Делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве, и оказывается самым чувствительным симптомом, характеризующим динамику развития и успешность ребенка с ОВЗ. Она вполне совпадает с его «зоной ближайшего развития».
Так как умственно отсталые дети, в отличие от интеллектуально нормальных сверстников, плохо используют помощь взрослого, то и «зона развития» у них будет значительно уже. Поэтому, планируя создание и функционирование персонифицированной системы воспитания, следует учитывать психолого-педагогические особенности развития детей с особыми образовательными потребностями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации взаимодействия педагогов и родителей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями
Особенности организациивзаимодействия педагогов и родителей,имеющих детей с особымиобразовательными потребностями...
"Проектирование коррекционно-развивающей программы отдельных учебных предметов для обучающихся с особыми образовательными потребностями"
Итоговая аттестационаая работа по результатам курсовой подготовки «Теория и методика обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья» реферативного характера....
Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры
Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры...
Особенности организаци образовательного поцесса для детей с особыми образовательными потребностями.
Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры...
Проектирование метапредметных планируемых результатов образования детей с особыми образовательными потребностями.
Использовать при работе с детьми с ОВЗ....
Мастер-класс "Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями как средство формирования их жизненных компетенций"
Мастер-класс "Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями как средство формирования их жизненных компетенций&q...
Основы исследовательской и консультационно-просветительской деятельности педагогов по организации обучения, воспитания и развития общей культуры детей с особыми образовательными потребностями
В методических рекомендациях представлены инновационные разработкиМОУ «Кизильская школа № 1» по организации обучения, воспитания и развитияобщей культуры детей с особыми образовательными п...