Технология коллективного взаимодействия как способ развития самостоятельности и коммуникативных умений обучающихся
материал

технология коллективного взаимодействия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_kollektivnogo_vzaimodeystviya.docx54.87 КБ

Предварительный просмотр:

«О технологии коллективного взаимодействия как способе развития самостоятельности и коммуникативных умений обучающихся»

  Сегодняшний выпускник должен хотеть и уметь познавать окружающий мир, должен уже на этапе окончания школы быть проектировщиком своей собственной жизни, а это предполагает:

  • профессионализм в какой-либо определенной области деятельности;
  • обладание способностью увидеть проблему;
  • умение найти пути решения этой проблемы;
  • умение организовать вокруг себя людей для решения этой проблемы.

В настоящее время происходит переход образования на принципиально новую концепцию развития. Теперь во главу угла поставлен человек с его трудностями и особенностями, талантами и индивидуальностью.

Таким образом, идеальный тип человека современности и ближайшего будущего — это самостоятельный, предприимчивый, коммуникабельный, толерантный, способный видеть и решать проблемы автономно, а также в группе, готовый и способный постоянно учиться новому, работать в команде.

     В связи с этим для современного человека на передний план, наряду с формированием и развитием других компетенций, выступает коммуникативная компетенция. Обычно за словами «коммуникативные навыки и умения» подразумевают коммуникабельность, вежливость, тактичность, умение сопереживать собеседнику, выбрать нужный тон разговора, сгладить конфликт. Всё это очень важно для психологического комфорта в общении. Но когда речь идёт о процессе обучения, становится важным не только психологическая атмосфера в коллективе, но и интересы дела.

Выделяют четыре общих умения коммуникации:

  • умение оформить свои мысли в устный текст точно, компактно, без искажения;
  • умение оформить свои мысли в письменный текст;
  • умение слушать, вникать в суть и ставить вопрос ;
  • умение самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием).

     Навыки коллективного труда – это способность давать и брать. Это умение учить другого и учиться у другого человека в любой ситуации, в любых типах взаимодействия. Это умение учиться на лекции и не потеряться в группе, умение распределить задачи в группе, быстро сосредоточиться на работе, когда тебе дали индивидуальное задание, умение быстро найти напарника и договориться с ним о способе работы и работать дальше в соответствии с этим способом.

     Каждая методика технологии коллективных учебных занятий соответствует определенной учебной задаче.

 

     Для первоначального обучения решению стандартных, типовых задач подходит методика взаимообмена заданиями, когда каждый ученик осваивает свой тип решения заданий, а остальные получает от других обучающихся. Вначале свой тип задания он прорабатывает с учителем, решение второго примера поясняет учителю, а затем объясняет одноклассникам, выступая в роли учителя. К примеру, таким образом можно организовать обучение преобразованию выражений, содержащих квадратные корни.

Упростите выражение:

Описание: https://www.alllessons.ru/wp-content/uploads/files/hello_html_m21f6eaa0.gif

Для повторения, закрепления учебного материала и тренировки используются методики   взаимопроверки индивидуальных заданий. В паре один ученик читает задания своей карточки и следит за тем, чтобы его напарник давал правильный ответ, если ответ неверен, напарник его исправляет; затем ребята меняются ролями.

    Работа в парах. Особенность данной методики заключается в том, что некоторые вопросы в карточках повторяются, что способствует лучшему запоминанию информации учащимися.

В паре можно организовать работу над задачей. Например:

Найти катеты прямоугольного треугольника, если известно, что один из них на 4 см меньше другого, а гипотенуза равна 4 см.

     Первый ученик читает задачу, второй ученик слушает. Второй ученик читает эту же задачу, первый ученик слушает. Первый ученик называет условие задачи; напарник дополняет, корректирует. Второй ученик называет вопрос задачи. Ребята обсуждают решение задачи, записывают решение и ответ на черновик. Затем обращаются к той паре, которая уже решала эту задачу, те проверяют, решение верно или неверно. Если что-то неверно, пара заново работает по этому алгоритму.

     На таких занятиях ученику приходится очень много активно действовать: он вынужден сдавать знающему человеку изученную тему, он постоянно оказывается в ситуации, когда должен учить, тренировать или проверять товарища. Он должен уметь добыть знания не только из учебника, но и от товарища, организовав собственное понимание какого-либо вопроса в сложной ситуации. И в скором времени у школьников существенно повышается уровень общих умений коммуникации и навыков коллективного труда, просто потому, что они общаются гораздо больше, чем сидя на уроке.

     Работая в парах сменного состава, ученик должен уметь найти себе напарника, научить другого и получить знания от него. Если при этом ученик занимает позицию учителя, то для этого ему необходимо не только качественно рассказать текст, но и уметь: отследить насколько партнер его понял, увидеть его трудности, закрепить знания и подготовить одноклассника к роли учителя.

     Если учащийся занимает позицию ученика, то он должен уметь: задавать вопросы разных типов: на понимание материала, на уточнение, на размышление; приводить примеры; восстанавливать текст. В парной работе ученик отрабатывает навыки понимания устного текста, учится высказывать свою точку зрения и обсуждать содержание.

При работе в групповой форме, ребенок учится озаглавливать текст, задавать вопросы на понимание.

     Индивидуальная работа от ученика требует сформированных умений понять любой текст. В первое время ученикам необходимы специальные алгоритмы по работе с текстом. Ребенок должен научиться выделять главные и второстепенные мысли, разбивать текст на части, связывать части между собой, выделять предмет речи, задавать вопросы к любому кусочку текста, найти ответы на поставленные вопросы, озаглавить абзац.

Ребята учатся оценивать себя и друг друга. Они знают нормы оценивания, учатся комментировать своё мнение, доказывать точку зрения.

     В заключение стоит отметить, что дети, которые занимаются по технологии коллективных учебных занятий, умеют излагать свои мысли устно и письменно. Умеют очень хорошо слушать и читать с пониманием. Часть детей очень хорошо осуществляют рефлексивную деятельность, умеют организовать совместную деятельность. На занятиях они плодотворно взаимодействуют друг с другом, умеют занимать определенную позицию. Осваивают нормы социальной жизни, могут самостоятельно регулировать время работы и отдыха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ профессиональной деятельности учителя химии Дудник Светланы Евгеньевны "Развитие информационных и коммуникативных компетенций обучающихся через использование технологии аргументированного суждения на уроках химии"

Технология аргументированного суждения -  приём, направленный на рефлексию учащихся (создан профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном из ЮАР) [1]. По-английски он пишется следующим образом: PRE...

Особенности организации КТД как способа формирования творческих и коммуникативных умений учащихся.

Данный материал использовался на педагогических чтениях по теме: "Наследие А.С. Макаренко в современном образовательном пространстве". Секция: воспитание личности в коллективе, его специфика" В архиве...

АПО «Развитие практических навыков и умений обучающихся на уроках технологии на основе проектного метода обучения».

Основной целью автор считает формирование практических навыков и умений обучающихся 5-8 классов в ходе изучения образовательной области «Технология», обеспечивающих развитие самостоятельно...

Доклад "Развитие коммуникативных умений обучающихся с нарушением слуха во внеклассное время"

Развитие речи  во внеклассное время является неотъемлемой частью общей системы обучения языку.  Формирование и совершенствование навыков словесного общения – основное направление...

Применение технологии французских мастерских как способ развития коммуникативной компетентности на уроках литературы

I Вуступление на РЕГИОНАЛЬНЙ  НАУЧНО- ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ «ПЕРВЫЕ СТУПЕНИ БОЛЬШИХ ОТКРЫТИЙ»...

Использование технологии коллективного взаимодействия в работе творческой мастерской «Веселый портняжка» как способ развития творческих и коммуникативных компетенций обучающихся

Моя многолетняя педагогическая практика показала, что коллективные способы обучения к решению данной задачи становятся все более востребованным в современных российских реалиях. Они позволяют максимал...