ПРОЕКТ профессиональной деятельности учителя химии Дудник Светланы Евгеньевны "Развитие информационных и коммуникативных компетенций обучающихся через использование технологии аргументированного суждения на уроках химии"
методическая разработка по химии по теме
Технология аргументированного суждения - приём, направленный на рефлексию учащихся (создан профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном из ЮАР) [1]. По-английски он пишется следующим образом: PRES-formula (Position-Reason-Explanation or Example-Summary). Перевёл её на русский язык Аркадий Гутников, вице-президент ассоциации «За гражданское образование», первый проректор Санкт-Петербургского Института права. В результате перевода получилась аббревиатура ПОПС.
Технологичность приема заключается в следующем: учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы: П – позиция, О – объяснение (или обоснование), П – пример, С – следствие (или суждение). Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов: «Я считаю, что…». Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов: «Потому что …». Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов: «Я могу это доказать это на примере …». И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».
Применение технологии аргументированного суждения позволяет решить следующие задачи:
- Развивать способности учащихся ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения;
- Развивать умение учащихся работать с информацией, создавая собственную систему восприятия;
- Формировать у школьников умения убеждать, доказывать, обосновывать собственное мнение;
- Освоить предмет на разных уровнях глубины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_informatsionnykh_i_kommunikativnykh_kompetentsii.doc | 434.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Муниципальное общеобразовательное учреждение
- Средняя общеобразовательная школа
- № 158 г. Новосибирска
Развитие информационных и коммуникативных компетенций обучающихся через использование
технологии аргументированного суждения
на уроках химии
- ПРОЕКТ
- профессиональной деятельности
- учителя химии
- Дудник Светланы Евгеньевны
- 2011 год
Содержание
Введение. Условия возникновения опыта ……………………….………….…3
Глава 1. Технология аргументированного суждения……………….….….… 6
Глава 2. Развитие информационных и коммуникативных компетенций обучающихся через использование технологии аргументированного суждения.
2.1 Условия реализации проекта……………………………..…….…. 8
2.2 Организация обучения на основе предоставления учащимся
возможности использования технологии аргументированного
суждения…………………………………………………………………….…. 10
2.3 Разработка средств мониторинга ученической рефлексии………………………………………………………………………... 12
Заключение. Оценка эффективности заявленной системы работы…..... 14
Список литературы……………………………………………………………... 17
Приложения 1-10…………………………………………………………….…18-30
Введение. Условия возникновения опыта
Одной из важнейших целей современного образования является формирование информированной личности, способной к самоопределению и непрерывному самообразованию. Инновационные процессы, происходящие в российской системе образования, направлены на развитие человека как успешной личности, достигающей поставленных целей коммуникации: получать необходимую информацию, убеждать, влиять на принятие решений на основе толерантного отношения к ценностям и интересам других. Для реализации данного заказа необходимо предоставлять возможность для развития мышления, мыслительных операций, а также для анализа результата собственной деятельности, рефлексии.
Моя педагогическая деятельность началась в 1996 году БОУ СОШ №8 г.Новосибирска, где работала 7 лет. В 2001 году получила Iквалификационную категорию. С 2010 г. продолжаю свою педагогическую деятельность в МБОУ СОШ № 158 учителем химии. В работе использую программы, учебники и учебно-методические пособия по химии, рекомендованные (допущенные) Министерством образования и науки Российской Федерации. Реализация обучения химии осуществляется на двух уровнях: базовых и профильных курсов с помощью УМК О.С.Габриеляна. Учебно – методический комплект выбран в соответствии с традиционной формой обучения. В профильном 10 классе мною используется авторская модифицированная программа модульного обучения. Для реализации курса химии на профильном уровне имеется материальная база: реактивы, лабораторное оборудование, печатные издания. В кабинете имеется большое количество разработанного дидактического материала: инструктивные карточки для организации самостоятельной работы на уроке, инструктивные карточки для практических работ, карточки с дифференцированными заданиями, задания в тестовой форме.
Уровень сформированности ключевых компетентностей моих учеников разный. Для исследования первоначального уровня информационной и коммуникативной компетенций учеников 10-го класса была использована методика «Умею ли я?» (см. приложение 1), рекомендованная для мониторинговой деятельности в образовательных учреждениях [3]. По результатам вводной диагностики учащихся 10-го класса (рис. 1), выявлено, что у 16% учащихся отсутствуют умения, связанные с обработкой информации, у 37% ребят не сформированы умения, связанные с представлением информации.
Рис. 1. Вводная диагностика учащихся 10 класса (28 чел.)
в 2010-2011 учебном году
В классе преобладают ученики (79%), которые способны проанализировать предоставленную информацию по просьбе учителя, однако не умеют грамотно высказать свою позицию и предоставить доказательства изложенного.
На основании изложенного, была сформулирована цель педагогической деятельности: развитие информационных и коммуникативных компетенций обучающихся через использование технологии аргументированного суждения.
Для достижения поставленной цели выполнялись следующие задачи:
- диагностика первоначального уровня качества образования учащихся к процессу обучения;
- организация обучения на основе предоставления учащимся возможности использования технологии аргументированного суждения;
- разработка средств мониторинга ученической рефлексии;
- оценка эффективности заявленной системы работы.
Критериями достижения результата являются:
- Приобретение умения использования технологии аргументированного суждения;
- Формирование у школьников умения убеждать, доказывать, обосновывать свое собственное мнение;
- Развитие способности учащихся ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
В своей работе руководствуюсь следующими нормативными документами:
- Закон об образовании;
- Концепция модернизации российского образования. Программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования и науки Российской Федерации;
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым.
Глава 1. Технология аргументированного суждения
В 2010 году мною была внедрена в практику технология «Развитие информационных и коммуникативных компетенций обучающихся через использование технологии аргументированного суждения на уроках химии».
Информационная компетентность позволяет человеку быть успешным в современном информационном обществе, принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информацию.
Коммуникативная компетентность позволяет достигать поставленных целей коммуникации: получать необходимую информацию от других людей и организаций, убеждать, влиять на принятие решений и т.п. на основе толерантного отношения к ценностям и интересам других людей.
Технологичных и эффективных приёмов, направленных на развитие ключевых компетенций, очень мало. Поэтому они чрезвычайно ценны в повседневной практике учителя. Данный технологический прием используется при изучении дисциплин гуманитарного цикла, однако в преподавании химической науки он применяется крайне редко.
Технология аргументированного суждения - приём, направленный на рефлексию учащихся (создан профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном из ЮАР) [1]. По-английски он пишется следующим образом: PRES-formula (Position-Reason-Explanation or Example-Summary). Перевёл её на русский язык Аркадий Гутников, вице-президент ассоциации «За гражданское образование», первый проректор Санкт-Петербургского Института права. В результате перевода получилась аббревиатура ПОПС.
Технологичность приема заключается в следующем: учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы: П – позиция, О – объяснение (или обоснование), П – пример, С – следствие (или суждение). Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов: «Я считаю, что…». Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов: «Потому что …». Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов: «Я могу это доказать это на примере …». И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».
Применение технологии аргументированного суждения позволяет решить следующие задачи:
- Развивать способности учащихся ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения;
- Развивать умение учащихся работать с информацией, создавая собственную систему восприятия;
- Формировать у школьников умения убеждать, доказывать, обосновывать собственное мнение;
- Освоить предмет на разных уровнях глубины.
Глава 2. Развитие информационных и коммуникативных компетенций обучающихся через использование технологии аргументированного суждения
2.1. Условия реализации проекта
В рамках проекта были выделены две ключевые компетентности и обозначены в их рамках уровни их развития [3].
Таблица 1. Диагностические материалы для выявления уровня развития информационных и коммуникативных компетенций обучающихся
Уровни | Требования к уровню сформированности ключевых компетентностей | Способы деятельности | |
Информационная компетентность | I |
|
|
II |
- Делает выводы. |
| |
III |
- Делает выводы и принимает решения в ситуации неопределенности. | - Синтезирует и обобщает информацию; - Делает вывод на основе критического анализа разных точек зрения. | |
Коммуникативная компетентность | I |
|
|
II |
| - Соблюдает логичность и последовательность изложения; - Дает односложный ответ по существу вопроса. | |
III |
| - Дает обоснованный аргументированный ответ; - Приводит аргументированные доказательства; - Самостоятельно делает выводы. |
Проведены исследования уровня развития информационных и коммуникативных компетенций обучающихся 9–х классов, результаты которых отражены на рис. 2,3.
Рис. 2. Вводная диагностика учащихся экспериментального 9 «А» и контрольного 9 «Б» классов развития информационных компетенций 2010-2011 учебный год
Рис. 3. Вводная диагностика учащихся экспериментального 9 «А» и контрольного 9 «Б» классов развития коммуникативных компетенций 2010-2011 учебный год
В данных классах были протестированы по 25 человек. В среднем только 3-4 (14%) человека в каждом классе имеют высокий уровень развития представленных ключевых компетенций, около 52% обучающихся находятся на II уровне, почти 30% учащихся находятся на низком уровне развития информационной и коммуникативной компетенций.
Результаты подтвердили необходимость развития умения получения, поиска, обработки информации, а также грамотного и краткого выражения собственной позицию по изученной теме, что, к сожалению, в нашей «школе памяти» происходит крайне редко.
- Организация обучения на основе предоставления учащимся
возможности использования технологии аргументированного
суждения
Изучение химии с использованием технологии аргументированного суждения было организовано в двух экспериментальных классах: 9 «А» класс и 10 класс (2010-2011 учебный год). Чтобы сделать этот процесс осознанным, учащимся предлагалась к использованию памятка «Как составить аргументированное суждение?» (см. приложение 2). Работа была организована таким образом, чтобы со временем степень самостоятельности школьников возрастала.
На первом этапе считаем важным использование данной технологии практически на каждом уроке на этапе либо совместно с учителем (см.приложение 3), либо в группе (см. приложение 4), либо индивидуально.
Опыт, время способствовали внесению некоторых корректив в работу, значительно расширив возможности применения данной технологии. Шире стали использоваться групповые и коллективные методы, не позволяющие ученику оставаться пассивным в учебном процессе, безразличным к другим членам группы. Групповая форма работы стимулирует такие важные способы взаимодействия, как групповая дискуссия, сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание, преодоление замкнутости учеников.
По нашему мнению, данный технологический прием предоставляет уникальную возможность, позволяющую:
- Получить лаконичную информацию о степени «погружения» ученика в материал;
- обеспечить оперативный мониторинг качества полученной учащимися информации;
- создать оптимальные условия для рефлексии учащихся.
Рефлексия (от позднелат. reflexio — обращение назад, отражение), форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий [2]. На основе рефлексии ученик, осмысливая собственные действия, познает себя. Самообразование представляет процесс приобретения человеком знаний за счет самостоятельной организации и самоконтроля.
- Разработка средств мониторинга ученической рефлексии
Для описания реализуемой технологии развития ученической рефлексии представлен разработанный обобщенный алгоритм организационных действий (таблица 2).
Таблица 2. Мониторинг содержания рефлексивной деятельности учащихся
Типы уроков | Содержание рефлексивной деятельности | Методы мониторинга |
Вводный урок актуализации знаний | Составление аргументированных суждений с использованием памятки | -наблюдение; -первичное накопление информации, -отбор диагностических методик |
Проблемный урок, урок - практикум, урок - дискуссия | Осмысление предъявляемого материала и способов его усвоения Составление обоснованного аргументированного ответа, наличие аргументированных доказательств, самостоятельный вывод | изучение продуктов деятельности обучающихся; анкетирование и опрос |
Урок-семинар, урок -конференция | Соотнесение индивидуальных достижений с предполагаемым эталоном знаний и умений Составление схем-конспектов, ответы н вопросы-суждения (см.приложение 5) | тестовые задания; анкетирование и опрос |
Урок-практикум, урок-зачет | Составление схем-конспектов, вопросов-суждения (см.приложение 5) | диагностические контрольные работы подготовка анкет, тестов |
Собрания-дискуссии, классные часы | Проявление способности ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. |
Рефлексия осуществляется в ходе, как самоконтроля, так и в ходе внешнего контроля (другие учащиеся, учитель). К семинару, учащиеся составляют схему-конспект обратной связи. Это обобщенная схема изученной темы, в которой необходимо указать важнейшие элементы знаний во взаимосвязи. Схема обратной связи может быть представлена в виде логической схемы, таблицы, логической цепочки понятий, в виде презентации в PowerPoint. Учителю необходимо знать, насколько качественно усвоен классом новый материал. В результате такого экспресс-опроса мы получим добротный диагностический материал для оценки качества полученных знаний по химии. В ходе проверки выявляются вопросы, которые недостаточно усвоены учащимися, и рассматриваются дополнительно.
Однако не только рефлексия позволяет создать благоприятную образовательную среду для формирования личности обучающегося. В повседневной жизни каждому человеку необходимо умение убеждать, доказывать, обосновывать собственное мнение. Считаю наивысшей «ступенькой» умения использовать приобретенные навыки составления аргументированного суждения во внеурочной деятельности. Это могут быть собрания – дискуссии, классные часы (см. приложение 6). Благодаря развитию коммуникативных компетенций, мои ученики, как на уроках, так и во внеурочной деятельности проявляют способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
В своей деятельности применяю здоровьесберегающие технологии, реализация которых создает условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся:
- обеспечиваю соблюдение режима проветривания, чистоту кабинета;
- провожу физкультурные минутки, зарядку для глаз;
- использую приемы релаксации.
Реализация данной технологии также позволяет сохранить индекс здоровья обучающихся, так как предоставляет возможность краткого устного опроса или проведения 10-15-минутных письменных проверочных работ, дающих исчерпывающую информацию о степени «погружения» ученика в материал.
Заключение
Оценка эффективности заявленной системы работы
В ходе экспертной проверки проектной работы проведены срезовые контрольные работы в 9 «А» и 9 «Б» классах по теме «Металлы» (см. приложение 7). В экспериментальном 9 «А» классе обучение химии проводилось с использованием технологии аргументированного суждения в течение I полугодия 2011-2012 учебного года. Результаты подтвердили более высокий уровень усвоения программного материала учениками 9«А» класса (см. приложение 8, табл.).
Таким образом, делаем вывод о том, что данная технология имеет очевидные преимущества: способствует активному усвоению знаний, вовлекает в предметную работу учеников с любыми уровнями подготовки.
Для каждого уровня развития информационных и коммуникативных компетенций обучающихся приведены показатели освоения на входе и на выходе (качественное изменение по сравнению с предыдущим уровнем) (см. приложение 9). Существенно возросло количество обучающихся, имеющих III наивысший уровень развития заявленных компетентностей (см. приложение 9, рис.1, 2).
Наблюдается положительная динамика результатов моей педагогической деятельности за последние два года. По химии уровень обученности остается стабильным, а качество знаний имеет тенденцию к росту (см.приложение 10, табл.).
Анализ результатов работы с учащимися показал следующие изменения:
- Выработан стойкий интерес к предмету;
- Возросло желание учащимися воспринимать новую информацию, уметь сопоставлять, анализировать, обобщать;
- Возник положительный опыт публичных выступлений;
- Появилось желание выполнять задания возрастающей трудности;
- Динамика качественной успеваемости по химии (см.приложение 10, рис.);
- Баллы, полученные учащимися на экзаменах ГИА и ЕГЭ по химии выше среднего балла по России.
Таблица 3.Результаты экзаменов (2010-2011 учебный год)
класс | форма | Ф.И. | Первичный балл | Средний бал по России |
9 класс | ГИА | Никитина Мария | 22 | 18 |
Протасова Анна | 21 | |||
11 класс | ЕГЭ | Могильный Данил | 56 | 54 |
Считаю тему проекта актуальной, так как способствует решению задач, поставленных в Концепции модернизации российского образования. В соответствии с Концепцией в современных условиях выпускник «должен быть готов не только реализовать на практике усвоенный набор знаний и умений, но и вырабатывать новые знания и способы деятельности, необходимые для адекватного поведения в новых ситуациях». В повседневной жизни каждому человеку необходимо умение убеждать, доказывать, обосновывать собственное мнение. В таких ситуациях успешными бывают люди, владеющие искусством убеждения.
В проекте предложен вариант сочетания учебной и внеклассной деятельности школьников, стимулирующий развитие познавательных способностей учащихся.
Для дальнейшей работы над проектом считаю необходимым:
- Осуществлять мониторинг рефлексивной деятельности учащихся на протяжении 1-3 лет;
- непрерывно наблюдать за динамикой развития;
- своевременно выявлять изменения и те факторы, которые вызывают эти изменения;
- повышать мотивацию обучающихся к изучению химии;
- вовлекать учителей других общеобразовательных предметов в процесс улучшения качества образования через использование технологии аргументированного суждения.
- Разработать следующие методы мониторинга: тестовые задания; проведение контрольно-оценочных занятий; собеседование с педагогами, родителями и детьми.
Основной задачей, стоящей перед учителем химии, считаю проведение учебно-воспитательного процесса на качественно новом уровне. Для этого свое профессиональное мастерство совершенствую, посещая уроки коллег школы, изучая передовой опыт учителей, участвуя в работе научно-методических семинаров, повышая квалификацию.
В 2010г. прошла курсы повышения квалификации по теме «Совершенствование профессиональной культуры учителя химии в соответствии с требованиями ФГОС».
В 2011-2012 учебном году приняла участие в районном этапе городского конкурса «Учитель года - 2011», награждена дипломом за победу в номинации «Учитель-исследователь».
Постоянно занимаюсь самообразованием, которое осуществляется по плану: изучение сборника нормативных документов по химии Федерального компонента государственного стандарта образования; изучение федерального базисного учебного плана и программ по химии; изучение методической копилки элективных курсов; изучение опыта работы методического объединения; изучение публикаций журнала «Химия в школе»,систематическое знакомство с материалами сайтов Интернета и методической копилки учителей. Широко использую Интернет в качестве источника методической и познавательной информации.
Список литературы
- Е.А. Певцова, Т.Ф. Акчурин, О.И. Полкунова Как защитить свои права? – М.: Канцлер, 2011.
- Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы (2-е изд.).- Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
- Загребина М.Г., Плотникова А.Ю., Севостьянова О.В., Смирнова И.В. Тесты внешней оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся: Методическое пособие для руководителей и педагогов образовательных учреждений / Под ред. И.С. Фишман. – Вып. 2 – Самара, 2006
- 3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.М., 1998
- Интернет – ресурсы:
- http://school.yandex.ru/yandsearch
- http://didaktor.ru/priyomy-obratnoj-svyazi-pops-formula/
- http://history-norilsk.ucoz.ru/tekhnologija_pops-formuly.doc
Приложение 1.
Анкета “Умею ли я?”
Умеешь ли ты | Да, умею | Нет, не умею | |
1 | Извлекать информацию из нескольких источников |
|
|
2 | Находить необходимый источник информации и определять его примерное содержание |
|
|
3 | Определять основную идею в текстах. |
|
|
4 | Критически относиться к полученной информации |
|
|
5 | Сравнивать информацию |
|
|
6 | Анализировать информацию |
|
|
7 | Синтезировать информацию |
|
|
8 | Обобщать информацию |
|
|
9 | Давать собственное объяснение, доказывать его правильность |
|
|
10 | Делать выводы |
|
|
11 | Предлагать возможные варианты разрешения выявленных противоречий |
|
|
12 | Отображать текст в виде схем, таблиц |
|
|
13 | При ответе соблюдать логичность и последовательность изложения |
|
|
14 | Различать мнения и факты в высказывании человека |
|
|
15 | Поддерживать дискуссию, обсуждение, выступать от имени группы по итогам обсуждения |
|
|
16 | Отстаивать свою точку зрения, доказывать ее правильность |
|
|
18 | Высказывать свое мнение по вопросу |
|
|
19 | Объяснять учебный материал своему однокласснику |
|
|
20 | Формулировать вопросы и отвечать на вопросы, связанные с учебным материалом |
|
|
Приложение 2.
ПАМЯТКА
Как составить аргументированное суждение?
Суть каждого элемента | Ключевые слова | Пример аргументированного суждения |
П – позиция О – объяснение П – пример С – следствие | «Я считаю, что…» «На мой взгляд…» «Мне кажется, что…» «Потому что …» «Я могу это доказать на примере …» «Например…» «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…» «Поэтому …» | Я считаю, что хлор является сильным окислителем. Потому что, имея небольшой радиус атома и 7 электронов на внешнем слое, может принимать 1 электрон. Например, хлор активно взаимодействует с металлами, образуя хлориды. Поэтому хлор и его соединения используются для отбеливания ткани и бумаги. |
Приложение 3.
Технологическая карта урока
Предмет: химия 9 класс
Учебное пособие: О.С. Габриелян. 9 класс.
Тема урока: Газообразные вещества
Тип урока: комбинированный
Цель урока: Обобщение и систематизация знаний о газообразных веществах
Задачи:
образовательные: Развивать умения использовать полученные знания в нестандартных ситуациях; способствовать выработке у школьников умения обобщать изучаемые факты; формирование целостной картины мира;
развивающие: развивать умения производить сравнение; формулировать выводы, учиться умению составлять аргументированные суждения; развитие здоровье-сберегающих компетентностей
воспитательные: развивать коммуникативные навыки, воспитывать общую культуру, умение слушать чужое мнение и высказывать свое.
Используемые технологии
- Технология развивающего обучения, предполагающая построение учебного процесса на деятельностной основе;
- Технология аргументированного суждения
Формы работы на уроке:
- Фронтальный опрос;
- Работа в группах;
- Самостоятельная работа.
Методы: словесный, наглядный, практический, интерактивный
Программное и техническое обеспечение урока: презентация
Раздаточный материал – технологическая карта работы ученика, прибор для получения газов, химические вещества и оборудование
Структура урока
Этапы и время проведения урока | Деятельность педагога | Деятельность учащихся |
Организационно-мотивационный этап 2 мин |
|
|
Актуализация опорных знаний 3мин |
|
|
Работа по усвоению новых знаний, на базе ранее изученного 15 мин |
|
|
Проверка степени усвоения учебного материала. 5 мин |
|
|
Работа по закреплению новых знаний 3 мин |
|
|
Рефлексия деятельности 3 мин |
|
|
Технологическая карта работы ученика 9 класса
Ф.И._________________________________________ Ваше настроение
(по 5-бальной системе)
Тема урока: Г а з о о б р а з н ы е в е щ е с т в а
Суть закона Авогадро ___________
_______________________________________________________________________________
Самостоятельная работа. Задание: заполните таблицу
Газообразное вещество | Химическая формула, Mr | Количество вещества, моль | Объем, л | Количество молекул |
Водород |
| 1 |
|
|
Азот | 2 |
|
|
Необходимые действия при утечке газа: 1. _______________________________
2. ________________________________
3. _______________________________
4. _______________________________
Закрепление изученного материала
Назовите важнейшие природные смеси газов, составив аргументированное суждение «Я считаю, что…»
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Выберите и подчеркните газ, образующийся в результате:
- действия грозовых разрядов (О2, N2, H2, CO2, NH3, O3)
- процесса фотосинтеза (О2, N2, H2, CO2, NH3, O3)
- при взаимодействии активного металла с соляной кислотой
(О2, N2, H2, CO2, NH3, O3)
Рефлексия
Оцените свою работу на уроке по пятибалльной системе
Оцените свое настроение по пятибалльной системе
Домашнее задание
- Заполните таблицу «Сравнительная характеристика газов»,:
Признаки сравнения | Водород | Кислород | Аммиак | Углекислый газ |
Формула | ||||
Физические свойства | ||||
Получение | ||||
Качественные реакции |
- Составьте три аргументированных суждения, прочитав § 15 учебника
Дополнительное опережающее задание:
Приготовьте сообщение, используя тему (на выбор):
- «Озоновый щит планеты»
- «Парниковый эффект в атмосфере Земли и его возможные последствия»
- «Возникновение кислотных дождей и их влияние на живую и неживую природу»
Спасибо за урок!!!
Приложение 4.
Использование технологии аргументированного суждения
- при изучении и закреплении нового материала
Тема: «Кристаллические решетки» (8 кл.)
Составьте аргументированное суждение, начиная со слов:
«Я считаю, самой прочной кристаллической решеткой является….»
- при систематизации знаний и отработке умений
Тема: «Генетическая связь между классами органических соединений»
Задание: Составьте аргументированные суждения, подтверждающие химические свойства углеводородов.
Приложение 5.
Примерные вопросы-суждения для учащихся, позволяющие составить аргументированные суждения
Химия 8 класс.
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (10 ч.)
№ п/п | Тема урока | Вопросы |
1. | Физические явления | Как может быть загрязнена вода и какое значение это может иметь для человека? Как можно определить, вода чистая или она загрязнена? Каким образом можно очистить воду самостоятельно, например, в походных условиях? |
2. | Химические реакции | Почему и как идут химические реакции? Каково применение экзотермических реакций? |
3. | Химические уравнения. Реакции разложения | Как вы считаете, что было бы с природой, если бы не было реакций разложения? |
4. | Реакции соединения | Какие реакции соединения протекают в нашем организме? Какова роль реакций соединения в метаболизме организма человека? |
5. | Реакции замещения | Каким образом реакции замещения используются в технике, на производстве? |
6. | Реакции обмена | Какова сущность реакции обмена? Каким образом в быту можно использовать реакцию нейтрализации? |
7. | Расчеты по химическим уравнениям. | Как можно рассчитать количество углеводов, жиров, белков, необходимых для суточного рациона человека? |
8. | Обобщение и систематизация знаний по теме. | Для чего и как классифицируют химические реакции? |
Приложение 6.
Информационная карта классного собрания
Тема: «Отцы и дети»
Цель: Развитие чувства благодарности, уважения к родителям, чувства ответственности за свои слова и поступки.
Задачи:
- Развитие у обучающихся способности смотреть на проблемы позиции других людей, в том числе и глазами родителей;
- Развитие умения понимать чувства и мотивы других людей, умения уважать другие точки зрения, быть терпимыми к чужим мнениям;
- воспитание культуры спора (уметь слушать других, уметь высказывать кратко и аргументированного, проявлять уважение к оппонентам)
Форма проведения: беседа.
Ход собрания.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Вступительное слово | |
| Ребята отвечают на вопросы |
| |
У самой сложной ситуации всегда есть выход | Моделирование конфликтной ситуации |
Обсуждение создавшейся ситуации | |
РОДИТЕЛЕЙ НЕ ВЫБИРАЮТ | |
Заключительный блиц – опрос
| Высказывают свою точку зрения, составляя аргументированные суждения. |
Подведение итогов. БУДЬТЕ ТЕРПЕЛИВЫ И ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫ!!! |
Приложение 7.
Срезовая работа по химии (9 класс)
по теме «Металлы»
Вариант 1
- Почему большинство металлов встречаются в природе в виде соединений? Дайте мотивированный ответ.
- Можно ли хранить раствор медного купороса в железном ведре? Объясните ваш ответ.
- Какими свойствами обладают оксиды и гидроксиды металлов II-А группы? Приведите примеры.
- * Предложите все доводы для обоснования амфотерного поведения бериллия, его оксида и гидроксида.
Вариант 2
- Как следует хранить известковую воду – в открытой или закрытой склянке? Дайте мотивированный ответ.
- Можно ли долго хранить раствор соды, а также кисломолочные продукты в алюминиевой посуде? Ответ подтвердите уравнениями реакций.
- Почему при получении Al(OH)3 лучше использовать не щелочь, а аммиачную воду?
- * В настоящее время цинк производят как пирометаллургическим, так и гидрометаллургическим способом. Какие химические процессы лежат в основе этих способов, если исходным сырьем являются руды, содержащие сульфид цинка (II)?
Приложение 8.
Таблица. Результаты срезовой работы по химии в 9-х классах
Задание | 9 «А» (экспериментальный) | 9 «Б» (контрольный) | ||||
Успешно выполнили | Выполнили с ошибками | Не справились | Успешно выполнили | Выполнили с ошибками | Не справились | |
1 | 81% | 19% | - | 73% | 22% | 5% |
2 | 68% | 22% | 10% | 37% | 45% | 18% |
3 | 74% | 10% | 16% | 51% | 17% | 32% |
4* | 36% | 52% | 12% | 5% | 12% | 83% |
Рис. Сравнительная диаграмма успешного выполнения заданий срезовой работы по химии учащимися 9-х классов
Приложение 9.
Таблица. Динамика развития информационных и коммуникативных компетенций
Компетентность | Информационная | Коммуникативная | |||||
Уровни развития | I | II | III | I | II | III | |
9 "А" класс | вход | 6 | 14 | 5 | 7 | 15 | 3 |
| выход | 2 | 15 | 8 | 4 | 12 | 9 |
10 класс | вход | 6 | 14 | 8 | 8 | 14 | 5 |
| выход | 0 | 18 | 12 | 1 | 17 | 12 |
Рис.1.
Рис.2.
Приложение 10.
Таблица. Результативность обучения химии в 8-11 классах
Учебный год
| Химия | ||
Уровень обученности | Качество знаний | ||
2010-2011 | I четверть | 100% | 54% |
II четверть | 100% | 58% | |
III четверть | 100% | 56% | |
IV четверть | 100% | 61% | |
2011-2012 | I четверть | 100% | 64% |
II четверть | 100% | 66% |
Рис. Динамика качественной успеваемости по химии
учащихся МБОУ СОШ № 158 за 2010-2011 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования мультимедийной презентационной технологии на уроках немецкого языка".
Представлен опыт учителя немецкого языка Николаевой Е.В. по теме“ Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования мультимедийной презентационной технологии на ...
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Курс "Экология для малышей для начальной школы - это социально - образовательный проект в рамках которого, обучающиеся преобретают умения, являющиеся предпосылкой успешной самореализации личности....
Обобщение опыта Развитие информационных и коммуникативных компетенций обучающихся через использование технологии аргументированного суждения
Кокоринская средняя общеобразовательная школа Обобщение опытаРазвитие информационных и коммуникативных компетенций обучающихся через испол...
Статья "Формирование коммуникативной компетенции обучающихся через использование информационно-коммуникативных технологий"
Учитель способен развивать коммуникативную компетенцию, научить грамотно работать с информацией, используя при этом компьютер как средство обучения....
Формирование химической компетенции обучающихся через решение практико-ориентированных задач на уроках химии
Описание педагогического опыта.Назначение данной работы: В данной статье освещаются вопросы реализации практико-ориентированных заданий на уроках химии. С помощью проблемно - творческих заданий и ситу...
«Развитие познавательного интереса обучающихся через использование активных форм обучения на уроках химии»
Статья раскрывает значение использования активных форм обучения в развитии познавательной активности обучающихся....
"Формирование химической компетенции обучающихся через решение практико-ориентированных задач на уроках химии"
Назначение данной работы: В данной теме самообразования освещаются вопросы реализации практико-ориентированных заданий на уроках химии. С помощью проблемно - творческих заданий и ситуационных за...