Применение технологии французских мастерских как способ развития коммуникативной компетентности на уроках литературы
учебно-методический материал по литературе на тему

Малахова Ольга Борисовна

I Вуступление на РЕГИОНАЛЬНЙ  НАУЧНО- ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ «ПЕРВЫЕ СТУПЕНИ БОЛЬШИХ ОТКРЫТИЙ»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_frants_masterskieotpravleno_asou.doc126 КБ
Файл frantsuz_master.pptx2.43 МБ

Предварительный просмотр:

I РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО- ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПЕДАГОГОВ

 И ОБУЧАЮЩИХСЯ «ПЕРВЫЕ СТУПЕНИ БОЛЬШИХ ОТКРЫТИЙ»

Выступление по теме

«Применение технологии французских мастерских как способ развития коммуникативной компетентности на уроках литературы»

               Малахова Ольга Борисовна,

 учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ №10» г.о.Реутов

г. Реутов

март 2018 г.

Текст выступления

  1. Актуальность проблемы.

«Поэт – это такой человек, который сильно радуется и сильно горюет,

легко сердится и крепко любит который глубоко чувствует, волнуется и сочувствует.

И дети такие.

А философ – это такой человек, который глубоко вдумывается и обязательно желает знать, как всё есть на самом деле.

И опять дети такие.

Детям трудно самим сказать, что они чувствуют и о чём думают, ведь приходится говорить словами.

А ещё труднее написать.

Но дети – поэты и философы»

Эти слова принадлежат известному во всем мире польскому педагогу, писателю, вручу Янушу Ко́рчаку.

Формирование коммуникативных навыков обучающихся — чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных навыков влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Навыки формируются в деятельности, а коммуникативные навыки формируются и совершенствуются в процессе общения учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

  1. Вопросы развития коммуникативной компетентности обучающихся в государственных документах и методической литературе.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед учителем задачу формирования «универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся»

Высокий уровень коммуникативной компетентности выражается в умении сотрудничать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать собеседника, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.

На формирование коммуникативной компетентности направлены различные педагогические технологии.

Применяя педагогические технологии на своих уроках, я заметила, что при изучении одного и того же учебного материала в разных классах одной параллели действуют («работают») различные технологии. То, что хорошо проходит в А классе, в Б классе эффективно использовать не получается. Тем не менее, есть в моей педагогической копилке технология, работающая одинаково хорошо во всех классах. Это технология французских мастерских.

  1. Исторический аспект создания технологии французских мастерских.

В своей работе я часто использую технологию французских (педагогических) мастерских. Основоположниками этой системы обучения являются французские педагоги и психологи: Анри Валлон, Жан Пиаже, Поль Ланжевен. Данная группа единомышленников получила название «Французская группа нового образования» - ЖФЭН.         В 1984 году эта группа была признана Министерством образования Франции.

В России об этой технологии узнали в 1990 году на международном семинаре в Санкт—Петербурге. Данная технология стала известной благодаря публикациям педагогов Санкт-Петербурга, которые участвовали в работе учительских семинаров во Франции и Петербурге, книгам и статьям Анатолия Арсеньевича Окунева, Надежды Ивановны Беловой, Галины Альфредовны Мейчик и других.

  1. Теоретические основы технологии.

Технология педагогических мастерских позволяет осуществить саморазвитие ребёнка, способствует активному восприятию обучающихся учебного материала, его творческому осмыслению и постижению, повышает интерес к процессу обучения, способствует улучшению грамотности и развитию креативности, социальной компетенции, навыков аргументированного говорения и письма.

Мастерская – это технология, при помощи которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. Каждый совершает открытия в предмете и в себе через личный опыт, а учитель - мастер продумывает действия и материал, который позволит ребёнку проявить себя через творчество.

      Мастер не призывает: «Делай как я». Он говорит: «Делай по-своему». Благодаря этому формируются коммуникативные качества, так как в данном процессе ученик является субъектом, активным участником деятельности, который самостоятельно определяет цели, планирует, осуществляет деятельность и анализирует.

    Мастерская — это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7-15 учеников) при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников. Детям предлагается исходная ситуация и к ней цепочка творческих заданий. Алгоритм выполнения заданий подобран так, что каждый ученик находится в творческом поиске и в работе.

Основные этапы мастерской:

    Индукция (поведение) – это этап, который направлен на создание эмоционального настроя и мотивации обучающихся к творческой деятельности. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – всё то, что побуждает ребёнка к действию. В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – всё то, что способно вызвать поток ассоциаций. Это может быть и задание, но неожиданное, загадочное.

    Самоконструкция- это самостоятельное создание своего проекта решения проблемы.

    Социализация (социоконструкция) – это соотнесение учениками или микрогруппами своей деятельности с деятельностью других учеников или микрогрупп и представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность.Даётся одно задание на весь класс, идёт работа в группах, ответы сообщаются всему классу. На этом этапе ученик учится говорить. Это позволяет учителю – мастеру вести урок в одинаковом темпе для всех групп.

    Афиширование – это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех.На этом этапе все ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы.

    Разрыв – резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему.Результат этого этапа – инсайт (озарение).

    Рефле́ксия – это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ учеником осуществлённой им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения.

  1. Опыт реализации технологии на уроке литературы в 5 классе

   В 5 классе урок по подготовке к сочинению «Жилин и Костылин: два характера – две   судьбы» был построен мною с применением технологии «французских мастерских».

Перед работой учащимся раздаются разноцветные листочки, и выбирается группа экспертов – 3-4 человека.

    Первый этап работы – индукция, т.е. эмоциональное включение всех участников, эмоциональный настрой, определённый внешний повод для размышления над основной темой. Это может быть прослушивание музыкального произведения, просмотр картин известных художников, захватывающий рассказ из жизни. Я принесла на урок кувшин и двух резиновых лягушек, прочитала, условно демонстрируя учащимся сказку о двух лягушках, попавших в кувшин с молоком. После чего задала вопрос: что помогло лягушке спастись?

    Второй этап - самоконструкция. Учитель задает вопрос, ответ на который нужно самостоятельно сформулировать и записать на цветной листочек.

Вопросы были такие: Как вы думаете, зависит ли судьба от характера человека? Как характер влияет на судьбу? Происходит ли такое влияние? Перед вами два героя – Жили и Костылин. Поразмышляйте над поставленными вопросами на примере судеб этих двух героев произведения.

    Третий этап – социоконструкция (социализация). На этом этапе учащиеся объединяются в группы по 4-5 человек. Обмениваются мнениями, возможно, корректируют свои утверждения. Вырабатывают общее для группы мнение.

    Четвертый этап – афиширование. Представитель от каждой группы сообщает мнение группы на заданные вопросы. Группа критиков внимательно слушает и  записывает все аргументы выступающих. Остальные группы готовят вопросы. После чего листочки группы закрепляются на импровизированном дереве.

    Пятый этап - разрыв – выступление критиков, которые определяют самые убедительные, с их точки зрения, мнения. Обосновывают своё решение. В этом момент происходит осмысление своей точки зрения каждым участником, возможно отказ от неё или корректировка.

    Шестой этап – рефлексия. Учащиеся подводят итог всей работы, выбирая вариант вопроса:

  1. На что хотел обратить внимание читателя автор, показывая таких разных людей?
  2. Что вы можете сказать о влиянии характера человека на его судьбу?
  3. Продолжите предложение  « Меня привлекает характер……., потому что …..»

  1. Данные о эффективности обучения с применением технологии.

ТРАДИЦИОННЫЙ УРОК

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ

Общее количество

31

Общее количество

32

«5» и «4»

17

«5» и «4»

26

«3»

13

«3»

6

«2»

1

«2»

-

Средний балл

3,64

Средний балл

4,21

Качество знаний

54,8%

Качество знаний

81,2%

    

    В заключении мне хотелось бы отметить, что особенностью мастерской является реализация идеи диалога(коммуникации) во всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах.                    Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины, открытие нового, и что самое важное- открытие «самого себя», знаний о себе, позволяет достичь личностных результатов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Применение технологии французских мастерских как способ развития коммуникативной компетентности обучающихся на уроках литературы Малахова Ольга Борисовна, у читель русского языка и литературы МАОУ «СОШ№10» г. Реутов г. Реутов март 2018 г.

Слайд 2

Януш Корчак, польский педагог, писатель, врач

Слайд 4

Технология «Французские мастерские» 2. Самоконструкция 3. Социоконструкция 4. Афиширование 5. Разрыв 1. Индукция – эмоциональное включение

Слайд 5

Данные о эффективности обучения с применением технологии 5А ТРАДИЦИОННЫЙ УРОК 5Б УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ Общее количество 31 Общее количество 32 «5» и «4» 17 «5» и «4» 26 «3» 13 «3» 6 «2» 1 «2» - Средний балл 3,64 Средний балл 4,21 Качество знаний 54,8% Качество знаний 81,2%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме: Технология французские мастерские, как средство формирования коммуникативных навыков учащихся начальной школы.

В соответствии с ключевыми  задачами современного образования одним из основных видов УУД  являются коммуникативные навыки. Для успешной реализации формирования коммуникативных на...

«Развитие коммуникативной компетентности на уроках русского языка у обучающихся 5-х классов через инновационные технологии в рамках ФГОС»

«Развитие коммуникативной компетентности на уроках русского языка у обучающихся 5-х классов через инновационные технологии в рамках ФГОС»...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ А.П. ЧЕХОВ «ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ» ПАНОРАМНЫЙ УРОК

Конспект панорамного урока по теме "Развитие коммуниктивной компетентности на уроках литературы" основан на содержании рассказа А.П.Чехова "Толстый и тонкий!, который изучается в 7 классе, но может бы...

Учебно - проектная деятельность как способ развития коммуникативной компетенции на уроках английского языка в средней школе.

На уроках английского языка метод проектов используется регулярно, так как предусмотрен программой и включен в материал учебника. Чаще это краткосрочные, индивидуальные проекты, которые да...

Технология французские мастерские, как средство формирования коммуникативных навыков учащихся начальной школы

Немецкий философ и педагог Рудольф Штейнер писал «Воспитание призвано сформировать целостную личность, стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей, открытую для восприятия нов...

Методическая разработка "Компетентностный потенциал учебного предмета «Литература» (на примере формирования коммуникативной компетентности на уроках литературы в 5-6 классах)"

В методической разработке представлен опыт формирования коммуникативной компетентности на уроках литературы в 5-6 классах, изучения запросов учащихся, причин недостаточной сформированности данных комп...

«КРАСОТА РУССКОЙ ДУШИ» ( 140 лет со дня рождения Бориса Михайловича Кустодиева) (урок- мастерская с применением технологии французских мастерских

Это самый жизнерадостный, пожалуй, среди русских живописцев. Все созданное  им пронизано радостью бытия. Это бодрое, улыбчивое и свежее искусство. Он был влюблен в женщину и солнце, искусство и ц...