"Алгоритмы и схемы в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи"
статья
Актуальность использования схем, алгоритмов и моделей, которые разбудят эмоции и мысль, "заставят" рассказать о своих впечатлениях дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Алгоритмы и схемы в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи»
"Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти
словам – он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету”.
К.Д. Ушинский
Слайд 2-3
Развитие речи дошкольников — процесс объёмный: маленький человек постоянно учится, как же выразить приобретаемые им в процессе жизни знания, возникающие потребности и появляющиеся эмоции. Соответственно, все эти знания и впечатления должны у человека быть, чтобы основа для выражения стала как можно богаче. Невозможно говорить ни о чём, поэтому надо постараться обеспечить ребёнку те самые впечатления, которые разбудят эмоции и мысль, «заставят» рассказать о них.
Развитие умственных способностей (куда относится и владение речью) происходит с непосредственной помощью эмоционального восприятия, а ранние опыты познания формируют структуру мозга, закладывая фундамент будущих способностей.
Одна из основных проблем ребенка-дошкольника, не только зачисленных в логопедическую группу, но и посещающих общеразвивающую группу, это неумение говорить связно. За редким исключением, речь шести - семилетнего ребёнка — это односложные ответы, высказывания с малой долей описания, неразвёрнутые предложения.
Слайд 4
Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование. Что такое наглядное моделирование?
Слайд 5
Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
У детей с речевыми нарушениями особые трудности отмечаются в процессе коррекции звукопроизношения, поэтому коррекция звукопроизношения занимает большое количество времени и часто вызывает у детей негативизм, замкнутость и отказ ребенка от занятий.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального,
а на занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти вербальный. Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.
Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.
Начиная с 6 слайда – из опыта работы.
-Пластилинотерапия – модели язычка, слепив который исследуют его подвижность, а затем Язычок становится героем и артикуляционной гимнастики, и героем придуманных совместных сказок.
- Алгоритм «Буква –цифра» - используется при автоматизации поставленных звуков в словах, при коррекции внимания и умении ориентироваться на листе бумаги.
- Использование символических изображений при автоматизации не только поставленных звуков в словах, чистоговорках и скороговорках.
- Фразовый конструктор – незаменимая вещь при составлении предложений разного типа.
- Мнемотаблицы используются при разучивании стихотворных текстов.
- Ребусы интересны и доступны детям после доступного объяснения алгоритма их решения.
Слайд 17
Следовательно, актуальность использования схем, алгоритмов и моделей в работе с дошкольниками состоит в том, что:
- во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
- во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью;
- в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
- В-четвертых, с помощью развития мелкой моторики, создания моделей, мы формируем и артикуляционную моторику, тем самым помогаем ускорить процесс коррекции звукопроизношения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Схема плана работы учителя логопеда
Цель. Своевременная диагностико-коррекционная и профилактическая логопедическая помощь, обучающимся в школе, имеющим отклонения в развитии устной и письменной речи....
презентация «Использование технологии В.В. Воскобовича в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи»
В презентации представлен опыт работы с технологией В.В. Воскобовича...
«Использование технологии В.В. Воскобовича в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи»
Использование игровых технологий В.В. Воскобовича в развитии речи детей...
Перспективный план коррекционной работы в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ст.,подг. гр.)
Перспективный план корекционной работы...
Использование ИКТ на уроках английского языка в форме дистанционного обучения как один из методов коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелым нарушением речи
Использование ИКТ на уроках английского языка в форме дистанционного обучения как один из методов коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелым нарушением речи...
Использование тактильно – кинестетической стимуляции в работе логопеда с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
В настоящее время проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. Наметилась устойчивая тенденция увеличения количества неговорящих детей, пришедших в детский сад в возрасте трех ...
Опыт работы «Современные и инновационные образовательные технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»
В опыте работы рассматривается применение современных технологий, методов и приемов на их основе, которые строятся на практической направленности, игровой деятельности и творческом характере обучения ...