Повторение по теме «Лексика».
план-конспект урока
Повторение основных понятий раздела «Лексика». Открытый урок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksika.pptx | 456.36 КБ |
konspekt_otkrytyy_urok.doc | 50.5 КБ |
prilozhenie_k_otkrytomu_uroku.docx | 14.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тридцатое ноября. Классная работа. Повторение по теме «Лексика».
Задачи: Вспомнить и повторить понятия, изученные в разделе «Лексика» Закрепить знания, умения и навыки, полученные при изучении раздела. Расширить кругозор, обогатить словарный запас
Конкурс теоретиков «Вопрос-ответ» -1б.
Объясняем значения слов – 3б. 1 группа – вокзал 2 группа – комбайн 3 группа – кекс 4 группа - спортсмен
Что общего между данными словами? – 1-3б. Вокзал, комбайн, кекс, спортсмен
Разделите слова на группы в зависимости от их происхождения – 11б. Смокинг, город, штаб, джин, спиннинг, штраф, молоко, джентельмен , пиджак, Оренбург, молодость.
Сравни свой ответ Русские английские немецкие Город молоко Молодость Смокинг Джин Спиннинг Джентельмен пиджак штаб Штраф Оренбург
Заимствованные слова – это хорошо или плохо? – 3б.
«Эстафета слов» - каждое слово 1б. Говорить - группа Красивый -2 группа Весёлый – 3 группа Милосердие – 4 группа
Антонимы – каждое слово 1б. big false good old true low high small open bad new black white close
Антонимы – каждое слово 1б. (Взаимопроверка) big false good old true low high small open bad new black white close
«Отгадай фразеологизм!» - 1б. Объясните их значение.
Определите омонимы и омоформы – 3б На виду полночных рос Кто на тёмном небе рос? Ясный лунный месяц. Кто без кисти и белил Крыши города белил? Первый зимний месяц.
Прочитайте текст, найдите слова в переносном значении – 1б . В…терок спр ..сил, пролетая: «Отчего ты, рожь, з … лотая ?» А в ответ к… лоски ш … лестят : «Золотые нас руки р… стят ».
Домашнее задание – на выбор Составить кроссворд по разделу «Лексика» Выписать из рассказа И.С. Тургенева « Муму » примеры использования синонимов, антонимов, эпитетов, метафор, олицетворений.
Какую цель мы с вами ставили в начале урока? Оцените себя, подсчитайте свои баллы и назовите свою оценку за урок. Совпала ли она с предполагаемой оценкой? Если нет, то почему? «5» – 15б. и выше «4» - 13 – 14б «3» – 10-12 б
Предварительный просмотр:
Ход урока.
- Организационный момент. Ребята, чтобы получить оценку «5» вы должны заработать столько- баллов, на «4» - , и на «№» - .. баллов (заявка на оценку……) – А теперь поставьте себе ту, отметку, которую вы предполагаете заработать в течение урока..
- Создание проблемной ситуации 2 ученика по ролям рассказывают стихотворение А. Барто
Заранее, заранее всё было решено:
У школьников собрание, потом у них кино.
Домой придёт мой старший брат,
Он мне расскажет всё подряд,
Он объяснит мне, что к чему,
А я большая! Я пойму.
И вот он начал свой рассказ:
- Они ползут, а он им – раз!
А тут как раз она ползла.
А он как даст ему со зла!
Они ей – раз! Она им – раз!
Но тут как раз её он спас,
Он был с ней заодно…
Ух, сильное кино!
Нет, видно, я ещё мала:
Я ничего не поняла!
- Ребята, почему девочка ничего не поняла? (Словарный запас мальчика очень беден, он не смог ничего рассказать) – 1 б
- А почему у мальчика словарный запас беден?
(Потому что книг не читал, не общался с другими людьми, плохо изучил тему «Лексика»).- 1 б.
- Поможем, ребята, мальчику обогатить словарный запас и пополнить знания по теме «Лексика»? (ответы учащихся)
3.Сообщение темы урока.
- Тогда как мы назовём тему нашего сегодняшнего урока, чтобы наш герой пополнил свои знания? – ( Повторение темы «Лексика») – 1б
(Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Тема урока.)
- Мы повторяем основные понятия раздела «Лексика».
- Исходя из темы урока, самостоятельно сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? – 1б
- Учащиеся самостоятельно формулируют цели: вспомнить, что мы изучили по теме «Лексика», какие новые понятия усвоили: что такое ЛЗС, синонимы, антонимы, омонимы, омоформы…
(Цель урока – повторить, закрепить основные понятия по теме «Лексика:
Всё, что изучено по данному разделу)
- - Чтобы наш герой узнал, что мы изучили по разделу «Лексика». Предлагаю Теоретическое повторение. Конкурс теоретиков «Вопрос - ответ». (Учащиеся задают друг другу вопросы по разделу «Лексика». Остальные отвечают на них и приводят примеры).
Вопросы -1б, ответ -2б и т.д.- Помните, последние вопросы и дополнения с объяснениями стоят дороже. И повторяться нельзя – иначе минус балл)
- При этом не забывайте оценивать себя, если вы забыли что-то по данному разделу или неправильно ответили, то фиксируйте в оценочном листе.
-Итак, с помощью ваших вопросов и ответов наш герой познакомился с основными понятиями.
-(У героя спрашиваем, всё ли ему понятно?)
- А на одном из уроков мы с вами научились определять лексическое значение слова. Давайте вспомним об основных способах толкования слов и научим нашего героя определять лексическое значение слова. Какие способы толкования слов существуют? -1б.
Пользуясь данными способами, объясните значения следующих слов (по группам) индивидуально, затем проверяете в группе, сравниваете работы, дополняете друг друга и один выступает… - 3б
Вокзал
Комбайн
Кекс
Спортсмен
-Слушаем ответы и оцениваем…..
(Можно спросить у героя, понял ли о способах толкования слов?)
5.-Ребята, внимательно прочитайте данные слова: Вокзал, Комбайн, Кекс,
Спортсмен. Что общего между данными словами? (м.р., 2 скл., И.п., все слова иностранного происхождения) – 3б.
-Конечно, эти слова проникли к нам из английского языка.
-Вспомните, как пополняется словарный состав русского языка?
(словообразованием, заимствованием) – 1б.
- Правильно, ребята, в русском языке есть слова, заимствованные из других языков, в том числе и из английского языка и немецкого…
Учитель английского :
-Почему же слова из одного языка проникают в другой? А что происходит со словами – иностранцами, когда они попадают в русский язык?
(Учителя немецкого и английского на конкретных примерах показывает эти процессы: (стр. 63)
Обобщение: слово осваивается : графически, фонетически, грамматически, лексически.
-Ребята, по некоторым элементам в слове можно узнать, откуда оно к нам пришло: из английского –дж-джаз, инг – митинг, мен- спортсмен.
На немецком (Соловьёва) –шрифт, класс…..: Из немецкого шт, шп – в начале слова; -ман, -мейстер, -бург – на конце…..
Задание: разделите слова на группы в зависимости от их происхождения (проектор)- 3б.+ объяснение – самостоятельная работа, затем самопроверка
Смокинг, город, штаб, джин, Оренбург, спиннинг, штраф, молодость, джентельмен, молоко, пиджак.
- Говорит герой стихотворения: - Оказывается, столько иностранных слов встречается в русском языке. А хорошо это или плохо? Я не знаю…
--Учитель: У каждого из вас есть своё мнение. Сейчас , ребята, вы в группе подумайте и приготовьте небольшое письменное сообщение : Так заимствованные слова – это хорошо или плохо ?
+ 3 б – слушаем сообщения….
(Ребята высказываются, доказывают собственные мнения…
Н-р, Мы считаем, что заимствованные слова нужны, благодаря им русский язык становится богаче. Например, выполняя домашнее задание упр.274, мы подбирали слова синонимы, эти слова мы взяли из иностранных языков
Столетник - алоэ, разбор – анализ, войско – армия, победитель – чемпион. Наши примеры говорят о том, что заимствованные слова – это хорошо.
Учитель: Я задам вопрос нашему мальчику: а заимствованные слова – это хорошо или плохо?
Ответ мальчика: Я понял, что благодаря заимствованным словам, русский язык становится богаче, и угрозы для нашего языка не составляют.
7. – А что обогащает наш язык? Русский язык богат благодаря синонимам, антонимам, фразеологизмам, словам в переносном значении.
Наше следующее задание называется «Эстафета слов»
Каждый член группы, выходя к доске, должен подобрать синоним и записать. Чья команда подберёт больше слов и запишет всё правильно, та и побеждает – каждое слово – 1б.
Говорить, красивый, весёлый, милосердие
8. Подберите антонимы к данным словам =1б ( сперва самостоятельно, затем проверяем)
(можно на англ.)
9. – Русский язык богат яркими, образными выражениями. Многие из них являются устойчивыми сочетаниями – фразеологизмами. Несколько ребят из нашего класса получили задание, они составили шутливые рисунки к фразеологизмам.
«Отгадай фразеологизм!». Задание: Отгадайте эти фразеологизмы, объясните их значение. По 3 рисунка. (фронтально)
10. А как называются слова разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию? (омонимы)
Задание : Определите омонимы и омоформы – 3б
11. Прочитайте текст, найдите слова в переносном значении – 1б . Прочитайте текст. Объясните орфограммы (фронтально) – 1б. Выпишите слова в переносном значении – (индивидуально) – 1б.
В…терок спр..сил, пролетая:
«Отчего ты, рожь, з…лотая?»
А в ответ к…лоски ш…лестят:
«Золотые нас руки р…стят»
-Поэты и писатели часто используют слова в переносном значении. С какой целью они это делают?
Вывод. Слова в переносном значении помогают сделать речь ярче, образнее, выразительнее.
12. Домашнее задание.
13. . ЭТАП Рефлексия деятельности. Итог урока. Выставление оценок.
Цель: развить навыки самоанализа и прогнозирования
УУД: регулятивные, коммуникативные
- Какую цель мы с вами ставили в начале урока?
- А сейчас оцените каждый сам себя, подсчитайте свои баллы и назовите свою оценку, скажите, совпала ли ваша предполагаемая оценка с заработанной оценкой в течение урока. Если не совпала, то почему?
(отвечает каждый)
Вопрос герою: - Чему научился в течение урока?
14. Итог.
-Закончить наш урок мне хочется словами К Паустовского « Тот народ, который создал такой язык, - поистине великий и счастливый народ».
И мы можем гордиться, что являемся носителями русского языка.
Предварительный просмотр:
Умения: | Баллы | Дополнения, возражения, вопросы | Получилось….. | Что не получилось? |
1.Сформулировал тему урока – (1б) | ||||
2. Выяснил цель урока – (1б) | ||||
3.Конкурс теоретиков «Вопрос – ответ» (каждый вопрос, ответ, дополнения – 1б) | ||||
4.Способы толкования слов - (1б), (если выступаешь от группы – 3 балла). | ||||
5.Определение общих признаков у слов (каждый верно определённый признак – 1б) | ||||
6. Разделение слов в зависимости от происхождения (каждое верно найденное слово – 1б) | ||||
7.Работа в группе. Приготовить письменное сообщение на тему «Заимствованные слова – это хорошо или плохо?». (Выступление групп. – 1б, если выступаешь от группы – 3 балла.) | ||||
8. «Эстафета слов» - ( каждое верное слово – 1б) | ||||
9. Подбор антонимов на английском языке - ( каждое верное слово – 1б) | ||||
10. «Отгадай фразеологизм» - ( каждое верное слово – 1б) | ||||
11. Омонимы и омоформы – (каждое объяснение – 3б.) | ||||
12. Работа с текстом. Объяснил орфограмму – 1б. Правильно выписал тропы – (каждое верное слово – 1б) | ||||
13. Достигли ли вы поставленной цели в начале урока?
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Подготовка к ЕГЭ по теме "Лексика и фразелогия".
На уроке используется различный тренировочный материал, работа с текстом, тесты....
Конспект урока по теме "Обобщение по теме "Лексика" в 6 классе"
Материал представляет собой урок-путешествие по стране Лексикология. Название урока звучит так "Как Рыжиков и 6 класс оказались в стране выученных уроков". Две команды "Лексис" и "Логос" побывают на О...
Урок по русскому языку в 5-ом классе по теме: « Обобщение по теме «Лексика».
Урок по русскому языку в 5 классе посвящён повторению и обобщению знаний по теме «Лексика». Этот урок является итоговым по данной теме, что позволяет учащимся полностью показать приобретённые зн...
урок русского языка по теме "Повторение о разделах русского языка. Обобщение и систематизация знаний по теме "Лексика.Фразеология.Орфография"
Урок готовит к итоговой аттестации....
Урок русского языка в 5 классе. Тема урока: «Слово о здоровье. Обобщение темы «Лексика».
Тема «Лексика» - одна из самых интересных в курсе русского языка в 5 классе, потому что речь идёт о слове, без которого нельзя построить свою речь, нельзя понять друг друга, нельзя общаться. Повторяя ...
Урок русского языка по теме "Обобщение по теме "Лексика"
Урок русского языка является заключительным в серии уроков по теме "Лексика" в 5 классе. В начале урока проверяется домашнее задание (текст о родном крае), в течение урока повторяется материл по изуче...
Обобщение и систематизация изученного по теме «Лексика» 6 класс «Путешествие в страну «Лексика»
Конспект урока обобщения и систематизации изученного по теме «Лексика» 6 классФорма урока: Урок-путешествиеОборудование:Ø КомпьютерØ Мультимедийная аппаратураØ Презентация PowerPointØ Карта зада...