Повторение по теме «Лексика».
план-конспект урока

Повторение основных понятий раздела «Лексика». Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksika.pptx456.36 КБ
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytyy_urok.doc50.5 КБ
Файл prilozhenie_k_otkrytomu_uroku.docx14.7 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Заявка на оценку: «5» – 15б. и выше «4» - 13 – 14б «3» – 10-12 б

Слайд 2

Тридцатое ноября. Классная работа. Повторение по теме «Лексика».

Слайд 3

Задачи: Вспомнить и повторить понятия, изученные в разделе «Лексика» Закрепить знания, умения и навыки, полученные при изучении раздела. Расширить кругозор, обогатить словарный запас

Слайд 4

Конкурс теоретиков «Вопрос-ответ» -1б.

Слайд 5

Объясняем значения слов – 3б. 1 группа – вокзал 2 группа – комбайн 3 группа – кекс 4 группа - спортсмен

Слайд 6

Что общего между данными словами? – 1-3б. Вокзал, комбайн, кекс, спортсмен

Слайд 7

Разделите слова на группы в зависимости от их происхождения – 11б. Смокинг, город, штаб, джин, спиннинг, штраф, молоко, джентельмен , пиджак, Оренбург, молодость.

Слайд 8

Сравни свой ответ Русские английские немецкие Город молоко Молодость Смокинг Джин Спиннинг Джентельмен пиджак штаб Штраф Оренбург

Слайд 9

Заимствованные слова – это хорошо или плохо? – 3б.

Слайд 10

«Эстафета слов» - каждое слово 1б. Говорить - группа Красивый -2 группа Весёлый – 3 группа Милосердие – 4 группа

Слайд 11

Антонимы – каждое слово 1б. big false good old true low high small open bad new black white close

Слайд 12

Антонимы – каждое слово 1б. (Взаимопроверка) big false good old true low high small open bad new black white close

Слайд 13

«Отгадай фразеологизм!» - 1б. Объясните их значение.

Слайд 14

Определите омонимы и омоформы – 3б На виду полночных рос Кто на тёмном небе рос? Ясный лунный месяц. Кто без кисти и белил Крыши города белил? Первый зимний месяц.

Слайд 15

Прочитайте текст, найдите слова в переносном значении – 1б . В…терок спр ..сил, пролетая: «Отчего ты, рожь, з … лотая ?» А в ответ к… лоски ш … лестят : «Золотые нас руки р… стят ».

Слайд 16

Домашнее задание – на выбор Составить кроссворд по разделу «Лексика» Выписать из рассказа И.С. Тургенева « Муму » примеры использования синонимов, антонимов, эпитетов, метафор, олицетворений.

Слайд 17

Какую цель мы с вами ставили в начале урока? Оцените себя, подсчитайте свои баллы и назовите свою оценку за урок. Совпала ли она с предполагаемой оценкой? Если нет, то почему? «5» – 15б. и выше «4» - 13 – 14б «3» – 10-12 б



Предварительный просмотр:

Ход урока.

  1. Организационный момент. Ребята, чтобы получить оценку «5» вы должны заработать  столько- баллов, на «4» - , и на «№» - .. баллов    (заявка на оценку……) – А теперь поставьте себе ту, отметку, которую вы предполагаете заработать в течение урока..

  1. Создание проблемной ситуации 2 ученика по ролям рассказывают стихотворение А. Барто

Заранее, заранее всё было решено:

У школьников собрание, потом у них кино.

 Домой придёт мой старший брат,

 Он мне расскажет всё подряд,

 Он объяснит мне, что к чему,

 А я большая! Я пойму.

 И вот он начал свой рассказ:

 - Они ползут, а он им – раз!

 А тут как раз она ползла.

 А он как даст ему со зла!

 Они ей – раз! Она им – раз!

 Но тут как раз её он спас,

 Он был с ней заодно…

 Ух, сильное кино!

 Нет, видно, я ещё мала:

 Я ничего не поняла!

- Ребята, почему девочка ничего не поняла?  (Словарный запас мальчика очень беден, он не смог ничего рассказать)    – 1 б

- А почему у мальчика словарный запас беден?

 (Потому что книг не читал, не общался с другими людьми, плохо изучил тему  «Лексика»).- 1 б.

- Поможем, ребята, мальчику  обогатить словарный запас и пополнить знания по теме  «Лексика»? (ответы  учащихся)  

3.Сообщение темы урока.

    - Тогда как мы  назовём  тему  нашего сегодняшнего урока, чтобы наш герой пополнил свои знания? – (  Повторение темы «Лексика») – 1б

(Откройте тетради,  запишите число. Классная работа. Тема урока.)

- Мы повторяем основные понятия раздела «Лексика». 

- Исходя из темы урока, самостоятельно сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? –

  • Учащиеся самостоятельно формулируют цели: вспомнить, что мы изучили по теме «Лексика», какие новые понятия усвоили: что такое ЛЗС, синонимы, антонимы, омонимы, омоформы…

(Цель урока – повторить,  закрепить основные понятия  по теме  «Лексика:

Всё,   что изучено по данному разделу)

  1.  - Чтобы наш герой узнал,  что мы изучили по разделу  «Лексика». Предлагаю Теоретическое повторение. Конкурс теоретиков «Вопрос - ответ». (Учащиеся задают друг другу вопросы по разделу «Лексика».  Остальные отвечают на них и  приводят примеры).

Вопросы -1б, ответ -2б и т.д.- Помните,  последние вопросы и дополнения с объяснениями  стоят дороже.  И повторяться нельзя – иначе минус балл)

- При этом не забывайте оценивать себя, если вы забыли что-то по данному разделу или неправильно ответили,  то фиксируйте в оценочном листе.

-Итак, с помощью ваших вопросов и ответов наш герой познакомился с основными понятиями.

-(У героя спрашиваем, всё ли ему понятно?)

  1. А  на одном из уроков мы с вами научились определять лексическое значение слова.  Давайте вспомним об основных способах толкования слов и научим нашего героя определять лексическое  значение слова.  Какие способы толкования слов существуют? -1б. 

  Пользуясь данными способами, объясните значения следующих слов (по группам) индивидуально, затем проверяете в группе, сравниваете работы, дополняете друг друга и  один выступает… - 3б

Вокзал

Комбайн

Кекс

Спортсмен

-Слушаем ответы и оцениваем…..

(Можно спросить у героя, понял ли о способах толкования слов?)

5.-Ребята, внимательно прочитайте данные слова: Вокзал, Комбайн, Кекс,

Спортсмен. Что общего между данными словами? (м.р., 2 скл., И.п., все слова иностранного происхождения) – 3б.

-Конечно, эти слова проникли к нам из английского языка.

-Вспомните, как пополняется словарный состав русского языка?

(словообразованием, заимствованием) – 1б.

- Правильно, ребята, в русском языке есть слова, заимствованные из других языков, в том числе и из английского языка и немецкого…

Учитель английского :

-Почему же слова из одного языка проникают в другой? А что происходит со словами – иностранцами, когда они попадают в русский язык?

 (Учителя немецкого и  английского на конкретных примерах  показывает эти процессы:       (стр. 63)

Обобщение: слово осваивается : графически, фонетически, грамматически, лексически.

-Ребята,  по некоторым элементам в слове можно узнать, откуда оно к нам пришло:    из английского –дж-джаз, инг – митинг, мен- спортсмен.

 На немецком (Соловьёва) –шрифт, класс…..: Из немецкого шт, шп – в начале слова; -ман, -мейстер, -бург – на конце…..

Задание: разделите слова на группы в зависимости от их происхождения (проектор)- 3б.+ объяснение – самостоятельная работа, затем самопроверка

Смокинг, город,  штаб, джин,  Оренбург, спиннинг, штраф, молодость, джентельмен, молоко,  пиджак.

  1. Говорит герой стихотворения: - Оказывается, столько иностранных слов встречается в русском языке. А хорошо это или плохо? Я не знаю…

--Учитель: У каждого из вас есть своё мнение.  Сейчас , ребята, вы в группе подумайте и приготовьте небольшое письменное сообщение : Так  заимствованные слова – это хорошо или плохо ?    

+ 3 б – слушаем сообщения….

(Ребята высказываются, доказывают собственные мнения…

Н-р, Мы считаем, что заимствованные слова нужны, благодаря им русский язык становится богаче. Например, выполняя домашнее  задание упр.274, мы подбирали слова синонимы, эти слова   мы взяли  из иностранных языков

Столетник - алоэ, разбор – анализ, войско – армия, победитель – чемпион. Наши примеры говорят о том,  что заимствованные слова – это хорошо.

Учитель: Я задам вопрос нашему мальчику: а  заимствованные слова – это хорошо или плохо?  

Ответ мальчика: Я понял, что благодаря заимствованным словам, русский язык становится богаче,  и угрозы для нашего языка не составляют.  

7.  – А что  обогащает наш язык? Русский язык богат благодаря синонимам, антонимам, фразеологизмам, словам в переносном значении.

     Наше следующее задание называется «Эстафета слов»

 Каждый член  группы, выходя к доске, должен  подобрать синоним и записать. Чья команда подберёт больше слов и запишет всё правильно, та и побеждает – каждое слово – 1б.

Говорить, красивый, весёлый, милосердие

8.  Подберите антонимы к данным словам =1б ( сперва самостоятельно, затем проверяем)

(можно на англ.)

9.   – Русский язык богат яркими, образными выражениями. Многие из них являются устойчивыми сочетаниями – фразеологизмами. Несколько ребят из нашего класса получили задание, они составили шутливые рисунки к фразеологизмам.

«Отгадай фразеологизм!». Задание: Отгадайте  эти фразеологизмы, объясните их значение. По 3 рисунка. (фронтально)

10. А как называются слова разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию? (омонимы)

Задание : Определите омонимы и омоформы – 3б

11. Прочитайте текст, найдите слова в переносном значении – 1б . Прочитайте текст. Объясните орфограммы (фронтально) – 1б. Выпишите слова в переносном значении – (индивидуально) – 1б.

В…терок  спр..сил, пролетая:

«Отчего ты, рожь, з…лотая?»

А в ответ к…лоски  ш…лестят:

«Золотые нас руки  р…стят»

-Поэты и писатели часто используют слова в переносном значении. С какой целью они это делают?

Вывод.  Слова в переносном значении  помогают сделать речь ярче, образнее, выразительнее.

 12. Домашнее задание.

13. .  ЭТАП  Рефлексия деятельности. Итог урока. Выставление оценок.

Цель:  развить навыки самоанализа и прогнозирования

УУД: регулятивные, коммуникативные

- Какую цель мы с вами ставили в начале урока?

-  А сейчас оцените каждый сам себя, подсчитайте свои баллы и назовите свою оценку, скажите,  совпала ли ваша предполагаемая оценка  с заработанной оценкой в течение урока. Если не совпала, то почему?

(отвечает каждый)

 Вопрос герою: - Чему научился в течение урока?

14. Итог.

-Закончить наш урок мне хочется словами К Паустовского « Тот народ, который создал такой язык, - поистине великий и счастливый народ».

И мы можем гордиться, что являемся носителями русского языка.



Предварительный просмотр:

Умения:

Баллы

Дополнения, возражения, вопросы

Получилось…..

Что не получилось?

1.Сформулировал тему урока – (1б)

2. Выяснил цель урока – (1б)

3.Конкурс теоретиков «Вопрос – ответ» (каждый вопрос, ответ, дополнения – )

4.Способы толкования слов  - (1б), (если выступаешь от группы – 3 балла).

5.Определение общих признаков у слов (каждый  верно определённый признак – 1б)

6. Разделение слов в зависимости от происхождения (каждое верно найденное слово – 1б)

7.Работа в группе. Приготовить письменное сообщение на тему «Заимствованные слова – это хорошо или плохо?». (Выступление групп. – 1б, если выступаешь от группы – 3 балла.)

8. «Эстафета слов» - ( каждое верное слово – 1б)

9. Подбор антонимов на английском языке - ( каждое верное слово – 1б)

10. «Отгадай фразеологизм» -

( каждое верное слово – 1б)

11. Омонимы и омоформы – (каждое объяснение – 3б.)

12. Работа с текстом. Объяснил орфограмму – 1б. Правильно выписал тропы – (каждое верное слово – 1б)

13. Достигли ли вы поставленной цели в начале урока?

  • Оцените себя, подсчитайте свои баллы и назовите свою оценку за урок. Совпала ли она с предполагаемой оценкой?
  • Если нет, то почему?  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Подготовка к ЕГЭ по теме "Лексика и фразелогия".

На уроке используется различный тренировочный материал, работа с текстом, тесты....

Конспект урока по теме "Обобщение по теме "Лексика" в 6 классе"

Материал представляет собой урок-путешествие по стране Лексикология. Название урока звучит так "Как Рыжиков и 6 класс оказались в стране выученных уроков". Две команды "Лексис" и "Логос" побывают на О...

Урок по русскому языку в 5-ом классе по теме: « Обобщение по теме «Лексика».

Урок по русскому языку в 5 классе посвящён повторению и обобщению знаний по теме «Лексика».  Этот урок является итоговым по данной теме, что позволяет учащимся полностью показать приобретённые зн...

Урок русского языка в 5 классе. Тема урока: «Слово о здоровье. Обобщение темы «Лексика».

Тема «Лексика» - одна из самых интересных в курсе русского языка в 5 классе, потому что речь идёт о слове, без которого нельзя построить свою речь, нельзя понять друг друга, нельзя общаться. Повторяя ...

Урок русского языка по теме "Обобщение по теме "Лексика"

Урок русского языка является заключительным в серии уроков по теме "Лексика" в 5 классе. В начале урока проверяется домашнее задание (текст о родном крае), в течение урока повторяется материл по изуче...

Обобщение и систематизация изученного по теме «Лексика» 6 класс «Путешествие в страну «Лексика»

Конспект урока обобщения и систематизации  изученного по теме «Лексика» 6 классФорма урока: Урок-путешествиеОборудование:Ø КомпьютерØ Мультимедийная аппаратураØ Презентация PowerPointØ Карта зада...