Урок по русскому языку в 5-ом классе по теме: « Обобщение по теме «Лексика».
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Урок по русскому языку в 5 классе посвящён повторению и обобщению знаний по теме «Лексика». Этот урок является итоговым по данной теме, что позволяет учащимся полностью показать приобретённые знания и полученные навыки. Достижению цели способствует применение ИКТ, итогом работы является выполнение теста по теме «Лексика».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_5.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 5-ом классе по теме:
« Обобщение по теме «Лексика».
Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №3 г. Конаково Тверской обл. Евлашина Ольга Валентиновна
Цели урока:
- Обучающая: обобщить и повторить материал по теме «Лексика»
- Развивающая: развивать речь учащихся, логическое мышление, память.
- Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к родному языку.
Задачи:
- Систематизировать изученный материал по теме «Лексика».
- Выполнить практические задания по закреплению знаний и навыков, полученных при изучении темы «Лексика».
- Провести взаимосвязь изученного материала с другими учебными предметами.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Сообщение темы урока. Обращение к эпиграфу урока.
Слайд 1.
К. Паустовский: « В русском языке есть великое множество хороших слов и названий».
- Наша задача: доказать справедливость этого высказывания и ответить на вопрос: Для чего необходимо словарное богатство? Чтобы выполнить эту задачу мы должны : Слайд 2.
- Повторить теоретические сведения по по теме «Лексика»
- Закрепить полученные знания
- Отработать навыки употребления в речи слов разных групп лексики
- Развивать свои творческие способности.
- Теоретическое повторение. Упражнение « Перекрёстный огонь» Слайд 3. Учащиеся задают друг другу вопросы по теме «Лексика».
4.- Итак, лексика – это все слова языка, его словарный состав. Основной лексический состав русского языка представлен в 17-томном Словаре современного русского литературного языка, составленном Академией наук СССР. Словаря, в котором были бы записаны все слова русского языка, то есть представлен весь лексический состав языка, нет и быть не может. А почему? Подумайте сами. Слайд 4.
Эти данные говорят о том, что вам есть к чему стремиться, чтобы не попасть вот в такую ситуацию. 2 ученика по ролям рассказывают стихотворение А. Барто
Заранее, заранее всё было решено:
У школьников собрание, потом у них кино.
Домой придёт мой старший брат,
Он мне расскажет всё подряд,
Он объяснит мне, что к чему,
А я большая! Я пойму.
И вот он начал свой рассказ:
- Они ползут, а он им – раз!
А тут как раз она ползла.
А он как даст ему со зла!
Они ей – раз! Она им – раз!
Но тут как раз её он спас,
Он был с ней заодно…
Ух, сильное кино!
Нет, видно, я ещё мала:
Я ничего не поняла!
- Почему девочка ничего не поняла? Словарный запас мальчика очень беден, он не смог ничего рассказать. Поэтому свой лексикон надо обогащать: больше читать, общаться друг с другом и , конечно, дружить с различными словарями. ( Выставка словарей).
5.Работа с толковым словарем.
- Скажите, ребята, в каком словаре можно узнать лексическое значение слова?
- Пользуясь толковым словарём, найдите соответствия :
(Слайд 5)
а) брошюра б) жокей в) лексикон г) изморось | А) очень мелкий дождь Б) запас слов и выражений В) профессиональный наездник на скачках Г) небольшая книжка Д) похожий на иней осадок, образующийся на ветках деревьев, проводах |
- Вы знаете, что слова могут иметь одно или несколько значений.
6. Записать предложения, подчеркнуть многозначное слово, определить его значения.
1. Шел, шел долговяз, в сыру землю увяз. (почва)
2. Мать с младенцем спасена, землю чувствует она. (суша)
3. Земля вращается вокруг Солнца. (планета)
4. Береги землю родимую, как мать любимую. (Родина)
7. Рассмотрите рисунок и запишите предложения, в которых глагол идёт употреблялся бы в разных значениях. Выделите грамматическую основу в каждом предложении. ( Слайд 6-7)
Самопроверка:
- Идет человек
- Идет поезд
- Идет время
- Идут письма
- Идет наряд
- Идет дым из трубы
- Идут учиться
- Идет дождь
- Идет урок
В каком значении может употребляться слово идёт? ( В прямом и переносном)
- На основе чего образуется переносное значение?
- Как в литературе называются художественные приемы, основанные на переносном значении? ( Метафора, олицетворение)
8. Физкультминутка.
Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте)
Поглядеть, который час.(повороты головы вправо, влево)
Раз – два, три – четыре.(хлопки в ладоши)
Мышки дёрнули за гири.(приседание)
Вдруг раздался страшный звон, (хлопки над головой)
Убежали мышки вон.(бег на месте вокруг себя)
9. Омонимы, синонимы, антонимы.
- Знакомясь с лексикой, мы обозначили с вами 3 большие группы слов. Какие?
- Приведите примеры омонимов.
- Прочитайте четверостишие, найдите слова – омонимы.(Слайд 8)
Молоко покрыла пеночка,
Варится в котле овсянка.
За окном щебечет пеночка,
Подпевает ей овсянка.
(Я.Козловский)
10. Найди антонимы и синонимы (письменно). (Слайд 9.)
- Найди среди расположенных вокруг выделенного слова синонимы и антонимы. 2 человека у доски.
( Слайд 10)
Ответ. Антонимы: Печальный
Тоскливый
Весёлый Невесёлый
Скучный
Унылый
Грустный
Синонимы: Радостный
Ликующий
Весёлый Мажорный
Жизнерадостный
11. Редактирование текста. ( На доске)
- Какую роль выполняют синонимы в речи?
Записать текст, вставьте пропущенные орфограммы, замените повторяющиеся слова синонимами.
В лесах под Москвой по…вились голубые белки. Откуда зав…зли их? Белки приехали из д…лёкой Сибир….Под…рили белок в одном из заповедников. Белки хорошо приж…лись в нашем лесу. (1 чел. у доски)
- Какую роль выполняют синонимы в речи?
12. Подведение итогов.
-Итак, сегодня на уроке мы повторили всё, что изучали в теме «Лексика». (Слайд 11.)
- Возвращаемся к эпиграфу нашего урока. Справедливо ли высказывание К Паустовского?. Для чего нужно словарное богатство? (Знание лексики расширяет наш кругозор, делает нашу речь красивее, образнее.)
(Слайд 12)
- В качестве закрепления я вам предлагаю небольшой тест по нашей теме.
Контрольный тест по разделу "Лексика" (5 класс)
1. Какое слово является многозначным:
а) топор
б) кисть
в) человек
2. В каком словосочетании слово "горят" употреблено в переносном значении:
а) щеки горят
б) дрова горят
3. Синонимы - это:
а) слова, одинаковые по написанию и звучанию, но разные по смыслу.
б) слова, обозначающие одно и то же.
в) слова с противоположным лексическим значением.
4. Найдите синоним к слову огромный:
а) громадный
б) маленький
5. Подберите антоним к слову румяный:
а) бледный
б) краснощекий
6. С какой целью используются в речи слова с переносным значением и синонимы:
а) они помогают точно и образно выражать мысли.
б) используются для раскрытия значения частей слова.
7. В каком словаре разъясняется лексическое значение слова:
а) в толковом словаре.
б) в словаре антонимов русского языка.
в) в орфографическом словаре русского языка.
8. То, что обозначает слово, является его:
а) грамматическим значением.
б) лексическим значением.
9. Отметьте грамматическое значение слова снегопад:
а) выпадение снега.
б) существительное, мужской род , единственное число , именительный падеж.
10. Лексика - это:
а) все слова языка.
б) слова, которые даны в толковом словаре.
в) слова, которые я знаю.
11. Итог. (Слайд 13)
-Закончить наш урок мне хочется словами К Паустовского « Тот народ, который создал такой язык, - поистине великий и счастливый народ».
И мы можем гордиться, что являемся носителями русского языка.
12. Дом. задание.(Слайд 14)
Написать сочинение-миниатюру «Пришла волшебница - зима», используя лексические возможности языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку для 7-го класса по теме "Разряды прилагательных"
Цель: Повторить и обобщить новый изученный материал по теме: "Имя прилагательное"....
Урок по русскому языку в 5-м классе по теме: "Морфемика" (обобщение и систематизация знаний по разделу)
Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика», проверить усвоение понятий однокоренные словаформа словазначимые части слова (приставка, корень, суффикс, окончание, основа);умения учащи...
Самоанализ урока русского языка в 6-ом классе по теме "Повторение по теме "Лексика. Фразеология".
Цели урока:Воспитывающая цель: прививать интерес к изучению русского языка.Развивающая цель: развивать познавательные процессы: память, воображение, мышление, внимание, речь. Обучающая цель: зак...
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы. Обобщение по теме "Лексика"
В даннойработе представлен план-конспект, целью которого является триединство образовательной, воспитатьной и развивающей состаляющих урока, а именно: 1. Обеспечить формирования у учащихся знаний об а...
Урок по русскому языку в 5-м классе по теме: "Синтаксис (обобщение)"
Урок повторения темы "Синтаксис" в игровой форме помогает закрепить знания о синтаксисе, научит выделять словосочетания из предложения, находить грамматическую основу предложения, находить второстепен...
Урок по русскому языку в 5-м классе по теме: "Синтаксис (обобщение)"
Цели:закрепить знания о синтаксисе, научить выделять словосочетания из предложения, находить грамматическую основу предложения, находить второстепенные члены предложения;воспитывать у детей любовь к р...
Урок по русскому языку в 5-м классе по теме: "Синтаксис (обобщение)"
Цели:закрепить знания о синтаксисе, научить выделять словосочетания из предложения, находить грамматическую основу предложения, находить второстепенные члены предложения;воспитывать у детей любовь к р...