Урок по русскому языку в 5-ом классе по теме: « Обобщение по теме «Лексика».
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Евлашина Ольга Валентиновна

Урок по русскому языку в 5 классе посвящён повторению и обобщению знаний по теме «Лексика».  Этот урок является итоговым по данной теме, что позволяет учащимся полностью показать приобретённые знания и полученные навыки. Достижению цели способствует применение ИКТ, итогом работы является выполнение теста по теме «Лексика».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_5.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 5-ом классе по теме:

« Обобщение по теме «Лексика».

Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №3 г. Конаково Тверской обл.   Евлашина Ольга Валентиновна

Цели  урока:

  1. Обучающая: обобщить и повторить материал по теме «Лексика»
  2. Развивающая: развивать речь учащихся, логическое мышление, память.
  3. Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к родному языку.

Задачи:

  1. Систематизировать изученный материал по теме «Лексика».
  2. Выполнить практические задания по закреплению знаний и навыков, полученных при изучении темы «Лексика».
  3. Провести взаимосвязь изученного  материала с другими учебными предметами.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. Сообщение темы урока. Обращение к эпиграфу урока.

Слайд 1.

К. Паустовский: « В русском языке есть великое множество хороших слов и названий».

- Наша задача: доказать справедливость этого высказывания и ответить на вопрос: Для чего необходимо словарное богатство?  Чтобы выполнить эту задачу мы  должны : Слайд 2.

  1. Повторить теоретические сведения по по теме «Лексика»
  2. Закрепить полученные знания
  3. Отработать навыки употребления в речи слов разных групп лексики
  4. Развивать свои творческие способности.

  1. Теоретическое повторение. Упражнение « Перекрёстный огонь» Слайд 3. Учащиеся задают друг другу вопросы по теме «Лексика».

4.- Итак, лексика – это все слова языка, его словарный состав. Основной лексический состав русского языка представлен в 17-томном Словаре современного русского литературного языка, составленном Академией наук СССР. Словаря, в котором были бы записаны все слова русского языка, то есть представлен весь лексический состав языка, нет и быть не может. А почему? Подумайте сами.  Слайд 4.

Эти данные говорят о том, что вам есть к чему стремиться, чтобы не попасть  вот в такую ситуацию.  2 ученика по ролям рассказывают стихотворение А. Барто

Заранее, заранее всё было решено:

У школьников собрание, потом у них кино.

 Домой придёт мой старший брат,

 Он мне расскажет всё подряд,

 Он объяснит мне, что к чему,

 А я большая! Я пойму.

 И вот он начал свой рассказ:

 - Они ползут, а он им – раз!

 А тут как раз она ползла.

 А он как даст ему со зла!

 Они ей – раз! Она им – раз!

 Но тут как раз её он спас,

 Он был с ней заодно…

 Ух, сильное кино!

 Нет, видно, я ещё мала:

 Я ничего не поняла!

- Почему девочка ничего не поняла? Словарный запас мальчика очень беден, он не смог ничего рассказать. Поэтому свой лексикон надо обогащать: больше читать, общаться друг с другом и , конечно, дружить с различными словарями. ( Выставка словарей).

5.Работа с толковым словарем.

- Скажите, ребята, в каком словаре можно узнать лексическое значение слова?

- Пользуясь толковым словарём, найдите соответствия :

 (Слайд 5)

а) брошюра

б) жокей

в) лексикон

г) изморось

А) очень мелкий дождь

Б) запас слов и выражений

В) профессиональный наездник на скачках

Г) небольшая книжка

Д) похожий на иней осадок, образующийся на ветках деревьев, проводах

- Вы знаете, что слова могут иметь одно или несколько значений.

6. Записать предложения, подчеркнуть многозначное слово, определить его значения.

1. Шел, шел долговяз, в сыру землю увяз. (почва)

2. Мать с младенцем спасена, землю чувствует она. (суша)

3. Земля вращается вокруг Солнца. (планета)

4. Береги землю родимую, как мать любимую. (Родина)

7. Рассмотрите рисунок и запишите предложения, в которых глагол идёт употреблялся бы в разных значениях. Выделите грамматическую основу в каждом предложении. ( Слайд 6-7)

Самопроверка:

  1. Идет человек
  2. Идет поезд
  3. Идет время
  4. Идут письма
  5. Идет наряд
  6. Идет дым из трубы
  7. Идут учиться
  8. Идет дождь
  9. Идет урок

В каком значении может употребляться слово идёт? ( В прямом и переносном)

- На основе чего образуется переносное значение?

- Как в литературе называются художественные приемы, основанные на переносном значении? ( Метафора, олицетворение)

8. Физкультминутка.

Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте)

Поглядеть, который час.(повороты головы вправо, влево)

Раз – два, три – четыре.(хлопки в ладоши)

Мышки дёрнули за гири.(приседание)

Вдруг раздался страшный звон, (хлопки над головой)

Убежали мышки вон.(бег на месте вокруг себя)

9. Омонимы, синонимы, антонимы.

- Знакомясь с лексикой, мы обозначили с вами 3 большие группы слов. Какие?

- Приведите примеры омонимов.

- Прочитайте четверостишие, найдите слова – омонимы.(Слайд 8)

Молоко покрыла пеночка,

 Варится в котле овсянка.

 За окном щебечет пеночка,

 Подпевает ей овсянка.

(Я.Козловский)

10. Найди антонимы и синонимы (письменно). (Слайд 9.)

- Найди среди расположенных вокруг выделенного слова синонимы и антонимы. 2 человека у доски.

 

( Слайд 10)

Ответ.         Антонимы:         Печальный

                                        Тоскливый

                Весёлый                Невесёлый

                                        Скучный

                                        Унылый

                                        Грустный

                Синонимы:             Радостный

                                        Ликующий

                Весёлый               Мажорный

                                        Жизнерадостный

11. Редактирование текста. ( На доске)

- Какую роль выполняют синонимы в речи?

Записать текст, вставьте пропущенные орфограммы, замените повторяющиеся слова синонимами.

В лесах под Москвой по…вились голубые белки. Откуда зав…зли их?  Белки приехали из д…лёкой Сибир….Под…рили белок в одном из заповедников. Белки хорошо  приж…лись в нашем лесу. (1 чел. у доски)

- Какую роль выполняют синонимы в речи?

12. Подведение итогов. 

-Итак, сегодня на уроке мы повторили всё, что изучали в теме «Лексика». (Слайд 11.)

- Возвращаемся к эпиграфу нашего урока. Справедливо ли высказывание К Паустовского?. Для чего нужно словарное богатство? (Знание лексики расширяет наш кругозор, делает нашу речь красивее, образнее.)

(Слайд 12)

- В качестве закрепления  я вам предлагаю небольшой тест по нашей теме.

        

Контрольный тест по разделу "Лексика" (5 класс)

1. Какое слово является многозначным:

а) топор

б) кисть

в) человек

2. В каком словосочетании слово "горят" употреблено в переносном значении:

а) щеки горят

б) дрова горят

3. Синонимы - это:

а) слова, одинаковые по написанию и звучанию, но разные по смыслу.

б) слова, обозначающие одно и то же.

в) слова с противоположным лексическим значением.

4. Найдите синоним к слову огромный:

а) громадный

б) маленький

5. Подберите антоним к слову румяный:

а) бледный

б) краснощекий

6. С какой целью используются в речи слова с переносным значением и синонимы:

а) они помогают точно и образно выражать мысли.

б) используются для раскрытия значения частей слова.

7. В каком словаре разъясняется лексическое значение слова:

а) в толковом словаре.

б) в словаре антонимов русского языка.

в) в орфографическом словаре  русского языка.

8. То, что обозначает слово, является его:

а) грамматическим значением.

б) лексическим значением.

9. Отметьте грамматическое значение слова снегопад:

а) выпадение снега.

б) существительное, мужской род , единственное число , именительный падеж.

10. Лексика - это:

а) все слова языка.

б) слова, которые даны в толковом словаре.

в) слова, которые я знаю.

11. Итог. (Слайд 13)

-Закончить наш урок мне хочется словами К Паустовского « Тот народ, который создал такой язык, - поистине великий и счастливый народ».

И мы можем гордиться, что являемся носителями русского языка.

12. Дом. задание.(Слайд 14)

Написать сочинение-миниатюру «Пришла волшебница -  зима», используя лексические возможности языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку для 7-го класса по теме "Разряды прилагательных"

Цель: Повторить и обобщить новый изученный материал по теме: "Имя прилагательное"....

Урок по русскому языку в 5-м классе по теме: "Морфемика" (обобщение и систематизация знаний по разделу)

Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика», проверить усвоение понятий однокоренные словаформа словазначимые части слова (приставка, корень, суффикс, окончание, основа);умения учащи...

Самоанализ урока русского языка в 6-ом классе по теме "Повторение по теме "Лексика. Фразеология".

Цели урока:Воспитывающая цель: прививать интерес к изучению русского языка.Развивающая цель: развивать познавательные процессы: память, воображение, мышление, внимание, речь. Обучающая  цель: зак...

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы. Обобщение по теме "Лексика"

В даннойработе представлен план-конспект, целью которого является триединство образовательной, воспитатьной и развивающей состаляющих урока, а именно: 1. Обеспечить формирования у учащихся знаний об а...

Урок по русскому языку в 5-м классе по теме: "Синтаксис (обобщение)"

Урок повторения темы "Синтаксис" в игровой форме помогает закрепить знания о синтаксисе, научит выделять словосочетания из предложения, находить грамматическую основу предложения, находить второстепен...

Урок по русскому языку в 5-м классе по теме: "Синтаксис (обобщение)"

Цели:закрепить знания о синтаксисе, научить выделять словосочетания из предложения, находить грамматическую основу предложения, находить второстепенные члены предложения;воспитывать у детей любовь к р...

Урок по русскому языку в 5-м классе по теме: "Синтаксис (обобщение)"

Цели:закрепить знания о синтаксисе, научить выделять словосочетания из предложения, находить грамматическую основу предложения, находить второстепенные члены предложения;воспитывать у детей любовь к р...