Тема: Подготовка к ЕГЭ по теме "Лексика и фразелогия".
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме
На уроке используется различный тренировочный материал, работа с текстом, тесты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksika_i_frazeologiya.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Подготовка к ЕГЭ по теме «Лексика и фразеология».
Цели: обобщить изученный материал по разделам «Лексика и фразеология»; учить определять лексическое значение слов; находить синонимы, антонимы, паронимы; обогатить словарный запас учащихся новой лексикой; способствовать развитию устной и письменной речи; закрепить и систематизировать знания учащихся по лексике для успешного выполнения ЕГЭ; воспитание осознанного отношения к русскому языку.
Сегодня мы с вами, ребята, повторим раздел науки о языке «Лексика и фразеология». Это нам поможет успешно выполнить задания ЕГЭ по лексике.
А сначала мы выполним словарную работу, пополним свой лексический запас. На интерактивной доске написаны слова. Нужно их правильно прочитать, переписать и расставить ударения.
- Детектив, свекольный, туфля, жалюзи, каталог, генезис, апартаменты, тефтели, камбала, лавровый, развитой, малоразвитый, соболезнование, апостроф, телеграфия, вероисповедание.
- Знакомство с новыми словами, которые записаны на доске.
Экстравагантный, эксцентричный, феерический.
- Как вы понимаете значения этих слов? Запишите в словарь.
Экстравагантный. Книж. Привлекающий внимание своей необычностью, своеобразием, не соответствующий общепринятым обычаям, норме, моде.(экстравагантная шляпа)
Эксцентричный. Крайне своеобразный, необычный до странности, выходящий из пределов обычного. (эксцентричный костюм)
Феерический. 1. Являющийся феерией, представляющий собой феерию. (феерическая комедия).
Перен. Сказочный, волшебный./ Разг. Необыкновенный, поразительный.
Феерия. 1.Театральное или цирковое представление со сказочным сюжетом, роскошными, поражающими воображение декорациями и костюмами и разнообразными сценическими эффектами. 2. Перен. Волшебное, сказочное зрелище.
- Обобщение знаний по теме.
- Что такое лексика?
- Как называется раздел языкознания, изучающий лексику?
- Что включает в себя понятие «лексическое значение слова»?
Лексическое значение устанавливает связь между словом и называемым им предметом, явлением, понятием, действием, качеством, числом: сернистый – содержащий серу, шик – роскошь, щегольство, расширить – сделать широким. Лексическое значение раскрывает признаки, по которым можно определить свойства, общие для ряда предметов (действий, признаков), а также устанавливает различия, выделяющие данный предмет (действия, признаки).
Вспомним некоторые лексические понятия.
- Что такое антонимы? Приведите примеры.
- Приведите примеры омонимов.
-Какие слова называются диалектизмами, какие – профессионализмами, какие – жаргонизмами?(приводят примеры)
- Какие слова называются исконно русскими, а какими заимствованными?(приводят примеры)
- Чем объяснить, что одни слова выходят из употребления, а другие появляются в языке?(приводят примеры)
- Чем архаизмы отличаются от историзмов?(приводят примеры)
2. Выполнение практических заданий.
- задание (устно)
А. В каком предложении вместо слова ПРЕДСТАВИТЬ нужно употребить ПРЕДОСТАВИТЬ?
1) ПРЕДСТАВЬТЕ гостям вашего друга.
2) Актер умел ПРЕДСТАВИТЬ пение соловья.
3) Вы должны срочно ПРЕДСТАВИТ отчет о командировке.
4) Я ПРЕДСТАВИЛ вам право самостоятельно решать эти вопросы.
Б. В каком предложении вместо слова БУДНИЧНЫЙ нужно употребить БУДНИЙ?
1) Однажды, в БУДНИЧНЫЙ день, я с дедом разгребал на дворе снег.
2) из одной БУДНИЧНОЙ обстановки Наталья попала в другую, такую же однообразную и скучную.
3) Художник значительное место отводит изображению БУДНИЧНОЙ стороны войны.
4) «Вот мы и приехали домой»,- уже другим, БУДНИЧНЫМ голосом сказал капитан.
В. В каком предложении вместо слова (наречия степени) ДОВОЛЬНО можно использовать ДОСТАТОЧНО?
1) Работа постового милиционера ДОВОЛЬНО опасная.
2) Первые рассказы писателя ДОВОЛЬНО примитивны и по форме, и по содержанию.
3) Мой дядя ДОВОЛЬНО долго работал репортером в газете, а потом решил уехать из города и стать фермером.
4) Новый препарат оказался ДОВОЛЬНО эффективным, и скоро дети совершенно выздоровели.
2 задание написано на доске.
Нужно указать пример без нарушения норм лексической сочетаемости.
А. 1) Надеть очки
- Сойти с поезда
- Уделять заботу
- Прилагать усилия
Б. 1) Это беспрецедентная вещь.
2) Подавляющее большинство выступающих высказались за введение новых правил дорожного движения.
3) Текст написан очень понятливым языком.
4) Мы старались тщательно избегать разговоров о вчерашнем происшествии.
3 задание.
Указать, значение какого слова определено неверно.
А. 1) Адресант – лицо, отправляющее письмо.
2) Аукцион – публичная распродажа.
3) Дезинформировать – сообщать искаженные или ложные сведения.
4) Импорт – вывоз товара из страны для продажи.
Б. 1) свекровь – мать мужа.
2) Десерт – сладкие блюда, фрукты, подаваемые в конце обеда.
3) Обескуражить – лишить кого-то уверенности в себе.
4) Репутация – уважение к кому-либо или чему-либо со стороны людей.
- А теперь следующее задание – работа с текстом (анализ текста)
Вдру.. пр..неслись какие (то) стра..ые звуки. То был (не) человеческий голос (не) рожок (не) гусли а что (то) похож..е на шум ветра в трос..нике, если бы трос..ник мог зв..неть как стекло или струны. Звуки лились мерно и заунывно.
(В) дали нач..лся как буд (то) новый порыв вихря, обр..тился в дли..ые грустно (пр..ятные) переливы и через (не) сколько врем..ни кончился отрывисто подобно конскому фырканью.
Но тут раздались новые звуки. Грус..ные заунывные звуки см..нялись веселыми но то была (не) русская грусть и (не) русская удаль. То отр..жалось дикое величие к..чующего плем..ни и б..гатырские набеги и переходы народов из края в край и тоска по (не) извес..ной перв..бытной родине. (По А.К.Толстому.)
1). Определите стиль и тип речи текста.
- Перепишите текст. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
3). Выпишите из текста ряд однокоренных слов к слову грусть.
4). Выпишите синонимы к слову тоскливые.
4. К разделу «Лексика» примыкает и раздел «Фразеология».
- А что мы называем фразеологизмами? Приведите примеры.
- Укажите предложение с фразеологизмами.
А) В июне бывают самые длинные дни.
Б) Я люблю прогулки в светлые ночи.
В) Многие приезжают на север посмотреть белые ночи.
Г) Мальчики пришли на экзамен в белых рубашках.
- В устойчивом выражении одно слово употреблено неверно, его следует заменит:
Крокодил в мешке. Как с совы вода. Утиная песня. Тигриная доля. Конское упрямство. Стреляный петух. Подложить барана. Барсучья услуга.
5. Подведение итогов урока.
Мы с вами повторили тему «Лексика и фразеология», закрепили знания по лексике. Выполнили типы заданий ЕГЭ по лексике и фразеологии.
В заключении урока выполним тестовые задания, проверим и оценим свои знания.
ТЕСТ.
- Укажите лишнее слово в ряду синонимов.
- Похвальба; 2) похвала; 3) хвала; 4) одобрение
- Укажите слово, имеющее омоним.
- Кампания; 2) тур; 3) круг; 4)лиса
- Укажите предложение с фразеологизмом.
- Спектакль всем очень понравился.
- Зрители приняли спектакль восторженно.
- Спектакль вызвал восторг у публики.
- Мы пришли в восторг от спектакля.
- Какое из четырех слов относится к устаревшим?
- Якобы; 2) заново; 3) сызнова; 4) нежели
- Какое из перечисленных слов имеет значение «недавно появившееся в языке слово»?
- Архаизм; 2) фразеологизм; 3) неологизм; 4) диалектизм
- Какое слово имеет значение «содержащий похвалу, одобрение, делающий честь кому-либо или чему-либо»?
- Льстивый; 2) лестный; 3) хвастливый; 4) честолюбивый
- Какое слово уместно использовать в предложении «Многие люди с техническим образованием стали…предпринимателями»?
- Успешными; 2) преуспевающими; 3) удачными; 4) плодотворными
- Каково лексическое значение слова «бархат»?
- Плотная шелковая или хлопчатобумажная ткань с мягким, гладким и густым ворсом;
- Легкая хлопчатобумажная ткань с набивным рисунком или гладкоокрашенная.
- Плотная и тонкая матовая шелковая ткань.
- Плотная атласистая бумажная ткань.
6. Домашнее задание.
1. Составить небольшой рассказ с использованием фразеологизмов.
2. Составить 10 тестовых заданий по лексике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тезисы к выступлению по теме « Подготовка к выполнению заданий части С. Основные способы сжатия текста. Подготовка к сочинению - рассуждению».
Тезисы к выступлению по теме« Подготовка к выполнению заданий части С.Основные способы сжатия текста. Подготовка к сочинению...
Открытый урок по теме: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)»
Открытый урок развития речи в 9 классе по теме: "Что такое человечность"...
Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему" (подготовка к ОГЭ)
Разработка урока поможет учителю подготовить учащихся 9 класса к написанию 3 части ОГЭ по русскому языку....
Выступление на ГМО учителей английского языка на тему "Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. Подготовка к устной части экзамена" 16.02.19
Данный материал содержит практические советы для учителей английского языка, готовящих обучающихся к сдаче ОГЭ или ЕГЭ....
Открытый урок по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку
Открытый урок по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку...
Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему (Подготовка к ОГЭ, задание 9.1) (по тексту С.А. Алексиевич «Чернобыльская молитва»)
Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту С.А. Алексиевич «Чернобыльская молитва» через приём чтения с остановками технологии критического мышления...
Тема: «Подготовка к сжатому изложению. Приёмы сжатия текста». «Формирование УУД на уроках русского языка при подготовке выпускников к итоговой аттестации» .
Методическое обоснование урокаДанный урок русского языка является частью системы уроков по подготовке к написанию итогового изложения в 9 классе.В основу данного урока положен системно-деятельностный ...