Курс занятия по профилактике и коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал
Разработанный курс занятий напрвален на профилактику и коррекцию страхов у детей старшего школьного возраста. Методология занятий по профилактики и коррекции основана на реализации принципов психотерапевтического действия ролевой игры, психодрамы, группового обсуждения, художественного выражения проблемы, чтение и обсуждение психотерапевтичеких сказок, повышение самооценки за счет накопления реальных навыков и конструктивного опыта. Содержание курса занятий по профилактики и коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста направлена на охрану и укрепление здоровья ребенка, его физическое и психическое совершенствование, коррекцию нарушений развития, то есть программа обучения и воспитания должна решать оздоровительные, развивающие и коррекционные задачи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Курс занятия по профилактике и коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста
Страхи у детей – это нормальное для детского развития явление. Они играют важную роль в жизни каждого ребенка. У детей старшего дошкольного возраста наблюдаются контрастные проявления эмоций, лабильность, эмоциональная неустойчивость, смена настроений. Причинами возникновения страхов в основном становятся неправильное воспитание в семье, психологическая травма, испуг, или поведение родителей, впечатлительность ребенка, просмотр телевизионных передач определенного содержания и другие причины.
Психологическая профилактическая и коррекционная работа с состоянием повышенной тревожности и как следствие – возникновение чувства страха у детей в настоящее время чрезвычайно актуальна. Участившиеся обращения родителей к специалистам-психологам, еще раз подтверждают, что страхи, тревожные состояния довольно часты именно в детском возрасте. Дети боятся темноты, неизвестности, боятся потерять родителей, боятся оказаться незащищенным перед физической силой противника и т.д. [23, с. 92-93].
Страх – это эмоция, которая может возникнуть в любом возрастном периоде. Исследования, которые были проведены, подтверждают, что в старшем дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они во многом носят возрастной переходящий характер. Что к моменту поступления в школу у детей наблюдается достаточно высокий уровень тревожности и опасения перед поступлением в школу [7].
Детские страхи в старшем дошкольном возрасте, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношений в семье [18]. Оказание помощи детям в этой ситуации необходимо работать с ближайшим окружением: как только «убираются» внешние фрустраторы, эмоциональное состояние ребенка автоматически нормализуется. Поэтому консультирование родителей является наиболее эффективным, так как направлено на устранение причины, проблемы.
Для того чтобы провести профилактику и коррекцию страхов у детей старшего дошкольного возраста лет разработаем курс занятий по профилактики и коррекции, ориентированные на психо-коррекционную работу с детьми, имеющими различные страхи, которая включает в себя 18 занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Рассчитаны на детей от 5-7 лет, состоит из 18 занятий продолжительностью от 35 минут до 45 минут. Длительность каждого занятия определяется в зависимости от состояния ребенка, сложности предлагаемых упражнений и других конкретных обстоятельств работы. Некоторые интерпретации занятий мы привели в приложении Д.
Цель занятий – психо-коррекция и профилактика страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи занятий:
1) диагностика и отслеживание в динамике текущих состояний, тренировка внимательности, наблюдательности, памяти;
2) переключение энергии тревоги и страха в конструктивное русло, творческое русло, развитие навыков художественного изображения;
3) развитие эмоциональной сферы;
4) фантазии, творческих способностей, развитие сенсититвности и навыков общения;
5) снятие барьеров общения через коррекцию самооценки и повышение уверенности в себе; развитие самоконтроля.
Методология занятий по профилактики и коррекции основана на реализации принципов психотерапевтического действия ролевой игры, психодрамы, группового обсуждения, художественного выражения проблемы, чтение и обсуждение психотерапевтичеких сказок, повышение самооценки за счет накопления реальных навыков и конструктивного опыта.
Занятия проводит квалицированный психолог и осуществляет мониторинг результатов по следующим критерия эффективности:
- повышение уверенности в себе;
- снижение количества страхов;
- улучшение взаимоотношений в группе сверстников.
Ожидаемые результаты: проведение занятий будет способствовать снижению количества и причин появления страхов, а также окажет положительное влияние на раскрытие своего «Я».
Структура занятия.
1. Ритуалы приветствия-прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющие сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь важно для плодотворной работы. Этот ритуал обычно предлагается психологом. В него должны быть включены все дети.
2. Разминка не только служит элементом развития внимания, но и является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями.
3. Основное содержание занятий представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных не только на решение задач данного коррекционно-развивающего комплекса, но и на формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. В основную часть занятий также включены психогимнастические упражнения, способствующие снятию мышечных зажимов, эмоционального напряжения, переключению внимания, повышению работоспособности.
4. Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают обратную эмоциональную связь друг другу и психологу.
Временные рамки структуры занятия. Ритуал приветствия – 2 минуты. Разминка – 5 минут. Коррекционно-развивающий этап – 15 минут Рефлексия – 5 минут. Ритуал прощания – 2 минуты. Для реализации поставленных задач и цели мы с командой разработали следующее содержание коррекционной работы (см. табл. 1).
Таблица 1 – Учебно-тематический план занятий по профилактики и коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста
№ | Занятие | Цель | Задачи | Модульный набор упражнений | Месяц | |||||
1. | «Мир животных» | знакомство с детьми, первичная диагностика участников | познакомить детей между собой, найти общую тему для игры и беседы; - выявить наиболее сильные стороны каждого ребенка и дать ему возможность проявить себя с положительной стороны; | «Знакомство», «Домашний питомец», «Угадай животное», «Рисунок пугающего животного», «Исчезновение страшного животного», «Полный мешок зверей», «Удачливые охотники», «Рисунок тотемного животного» [28]. | Сентябрь 2020 года | |||||
2. | «Семья» | диагностика семейных отношений | - выявление точек тревоги в отношениях с теми или иными членами семьи; | «Семья», «Рисунок семьи». «Поросята резвятся», «Беседа о домиках поросят», «Перерыв на обед», «Как пахнет дом», | Октябрь 2020 года | |||||
ребенка представление о доме, семье как о чем-то надежном, близком, защищающем. | «Строим надежный дом для семьи», «Дочки-матери» [39]. | |||||||||
3. | «Страхи» | выяснение «образа страха» | - дать ребенку информацию о данном «образе страха»; | «Чего я боюсь», «Мой страх» «Превращение страхов», «Изгнание страха», «Страх испарился», игра «Зверь под кроватью», «Страшилки с огорода», «Напугаю сам!» [46]. | Октябрь 2020 года | |||||
4. | «Сверстники и друзья» | дать ребенку бесценный опыт общения с другими людьми. | показать детям важность умения налаживать спокойные, дружелюбные контакты с окружающими; | «Красивая страна Племени», «Куклы учатся быть вежливыми». «Ручеек», «Ладошки», «Большое заселение народов», «Дарим подарки» [57]. | Ноябрь 2020 года | |||||
5. | «Сказки» | развитие у детей фантазии, творческого мышления и приобретение | выявление любимых сказок и персонажей,; - расширение представлений детей о роли персонажей, | «Знакомые сказки», «Превращение людоеда». «Дракончик», «Рисование сказочных масок и | Ноябрь 2020 года | |||||
ими навыка «управления» сюжетом, персонажем сказки | об их возможностях; - развитие способности создавать новые сюжеты и новых героев. | антуража» [56]. | ||||||||
6. | «Школа» | выявить основную причину тревоги, связанную со школой, и дать ребенку уверенность, что проблема разрешима. | определить степень дезадаптации и тревожности, связанных со школой; | «Что такое школа», «Утро школьника». | Декабрь 2020 года | |||||
7. | «Тайны и загадки» | преобразование тревоги через творчество и в творчество. Не уверен-пробуй | разбудить интерес ребенка к исследованию, разгадыванию; - сделать процесс исследования новизны лишенным излишней тревоги; | «Угадай, что нарисовано», «Дорисуй». «Волшебные превращения», «Таинственная рука», «Танец приведений», «Общий пазл», «Живое озеро» [46].. | Декабрь 2020 года | |||||
8. | «Люди вокруг тебя» | показать безопасность общения для ребенка. | получить диагностический материал; | «Рисунок человека из геометрических фигур», «Автопортрет на зеркале». «Цветочки по кочкам», | Январь 2021 года | |||||
- показать основные механизмы и средства общения; | «Рисунок «Вальс цветов», «Угадай, кто?», «Шарик-подарок» [39]. | |||||||||
9. | «Пространство, дистанция и территория» | вооружить детей знаниями в области личной дистанции | показать действие инстинкта территории, чувства дистанции; | «Просто территория», «Чужие вещи». «Пустой трамвай», Игра «Король и министры», «Левая-моя, правая-твоя», «Веселые старты вдвоем», «Составление карты» [57]. | Январь 2021 года | |||||
10. | «Позы и жесты» | показать смысл поз и жестов | -дать навыки использования невербального языка; | «Встречи на тропе», «Делай как я», «Совместный труд», «Передача жестов по цепочке», «Расколдуй «Сердитого идола», «Знаки на скалах» [46]. | Февраль 2021 года | |||||
11. | «Чувства, эмоции, мимика» | развитие эмоциональной сферы ребенка. | развитие творческого чувства; | «Необычные инструменты», «Разноцветные запахи», «Танцующие пальцы», «Глаза на кончиках пальцев», «Солнышки», «Маски, маски» [57]. | Февраль 2021 года | |||||
12. | «Разговор, общение» | снятие напряжения в процессе вербального общения. | переведение вербального общения в плоскость эксперимента и игры, демонстрация конкретных техник реагирования в разговоре; тренировка навыка публичного выступления, ответа у доски, получение детьми навыков конструктивного общения. | «Речь- это важно, но еще не все», «Знакомство кротов», «Мышка плохо слышит», «Объясни-ка!», «Кто в домике живет?», «Рисунки на ткани», «Болтунишки» [39]. | Март 2021 года | |||||
13. | «Ночь» | снятие напряжения и страхов , возникающих у детей относительно сна. | получение новой информации о сущности ночи; | «Для чего нужна ночь?», «Рисунок сна», «Угадай, откуда звук», «Кто спит, кто не спит», «Совы и мыши», «Кошки- мышки, «Ночной рисунок» [56]. | Март 2021 года | |||||
14. | «Темнота» | перевод творческой энергии «дорисовки по темному фону» в приемлемое, обогащающее малыша русло, дающее ему больше информации, знания , уверенности и радости. | снятие страха перед ограничением зрительной информации; | «Что такое темнота», «Я- сова», «Что это?», «Кошки-мышки», «Смелый художник», «Игра в жмурки» [56]. | Апрель 2021 года | |||||
15. | «Герои» | освоение ребенком внешних, ролевых и личностных свойств героя для получения им дополнительного ресурса. | «нахождение» подходящего героя и выделение его наиболее позитивных и привлекательных черт; | «Найди героя», «Кто это». «Трудный переход», «Прыжок с парашютом», «Спасение принцессы», «Портрет героя» [57]. | Апрель 2021 года | |||||
16. | «Приключения» | проработка реальных тревожных впечатлений ребенка. | расширение информированности ребенка; | «Самые яркие впечатления», «Пора в дорогу», «Один дома», «Звуки тишины», «Шумный поезд», «Новое жилище», «Поиск клада» [57]. | Май 2021 года | |||||
17. | «Город» | моделирование ситуаций, которые помогут современному ребенку жить в современном городе. | выяснение пугающих факторов города; | «Где чье окно?», «Прогулка во дворе», «Машины и пешеходы», «Красный, желтый, зеленый», «Карта города», «Строительство», «Городская сказка» [57]. | Май 2021 года | |||||
18. | «Праздник» | прояснение причин настороженности на празднике (если таковая имеется) | - перекодировка в позитивном контексте; | «Праздник – это…», «Праздничные флажки», «Праздничный пир», «Большая выставка», «Пошумелки» [56]. | Июнь 2021 года |
Психолог работает со страхами (тревогой) с помощью разнообразных техник (психодрамы, ролевых игр, телесной психотерапии и т.п.), в том числе и с помощью арт-терапии. В данном курсе занятий эти техники являются ведущими, но не единственными. Занятие представляет собой модульный набор упражнений, логически (сценарно) связанный. Это значит, что, исходя из возможностей детей (возраста, уровня подготовки и т.п.) психологом используются разное количество упражнений (от 3-4 до 8-10). Художник (либо сказочник) добивается кроме терапевтического эффекта от прорисовки страха (либо чтение терапевтической сказки), еще и усвоения ребенком определенной техники изображения.
Занятие с художником (сказочником):
- вводная часть – 5 мин;
- основная – 25-30 мин;
- заключительная – 5-10 мин.
Содержание курса занятий по профилактики и коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста направлена на охрану и укрепление здоровья ребенка, его физическое и психическое совершенствование, коррекцию нарушений развития, то есть программа обучения и воспитания должна решать оздоровительные, развивающие и коррекционные задачи. В психо-коррекционной работе мы используем такие методы как [60]:
1) беседа – это один из опросных методов исследования личности; метод устного получения сведений от интересующего исследователя человека путем ведения с ним тематически направленного разговора;
2) арт-терапия – группа методов психологической коррекции, основанная на искусстве и творчестве (рисование, лепка, музыка, фотография, кино, литературное творчество);
3) игротерапия – психотерапевтический метод; применение ролевой игры в качестве одной из наиболее интенсивных методик воздействия на личностное развитие. Сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность у дошкольников с учётом возраста;
4) психогимнастика – это метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Позволяет снять эмоциональное напряжение и мышечные зажимы, корректировать настроение и отдельные черты характера, обучать ауторелаксации;
5) рефлексия – это самоанализ. Обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности.
В ходе проверки результатов проведенного исследования о том, что количество страхов у детей старшего дошкольного возраста изменится при реализации разработанного нами курса занятий по психолого-педагогической коррекции, включающую комплекс психотехнических игр и упражнений, была выполнена повторная диагностика по определению количества страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Для эффективности результатов профилактики и коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста важными являются требования к информации такие как: адекватность, полнота, точность, структурированность, релевантность, объективность, непрерывность, специфичность, своевременность и доступность.
Таким образом, разработанный курс занятий по профилактики и коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста направлен на изменение количества страхов. Курс занятий выстроен таким образом, что ребёнок находится в тесном контакте с психологом, родителями, воспитателями, педагогом дополнительного образования и сверстниками. Профилактика и коррекция разработанного курса занятий предполагает проработку причин и определения количества страхов через индивидуально-групповую работу. Из этого следует, что целеполагание, являющиеся обязательной частью нашего исследования, позволяют наиболее качественно организовать исследование по изучению профилактики и коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста. Предполагаю результатом коррекционной работы является то, что количество страхов у детей старшего дошкольного возраста будет приближено к норме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речедвигательная гимнастика, как средство коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.
В данной статье представлен опыт работы по использованию речедвигательной гимнастики в работе учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении....
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по коррекции звукопроизношения для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Олимпийские игры»Звуки [Л], [Ль]...
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по коррекции звукопроизношения для детей старшего дошкольного возраста с применением информационно- коммуникативных технологий "Космонавты, вперед!"
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по коррекции звукопроизношения для детей старшего дошкольного возраста с применением информац...
Индивидуальное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения для детей старшего дошкольного возраста по теме «Дикие животные в зоопарке. Автоматизация звука Р в словах и предложениях»
В Феднральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательн...
Конспект занятия по коррекции страхов для детей старшего дошкольного возраста.
Вариант занятия по коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста....
Тема: «Игровые приемы в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста»
Представление опыта для педагогов...
Страхи у детей старшего дошкольного возраста.
В настоящее время дети живут в условиях социальной нестабильности, ввиду которой старшие дошкольники ежедневно подвергаются влиянию негативных факторов, которые способны не только ухудши...