Курс занятия по профилактике и коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал

Разработанный курс занятий напрвален на профилактику и коррекцию страхов у детей старшего школьного возраста. Методология занятий по профилактики и коррекции основана на реализации принципов психотерапевтического действия ролевой игры, психодрамы, группового обсуждения, художественного выражения проблемы, чтение и обсуждение психотерапевтичеких сказок, повышение самооценки за счет накопления реальных навыков и конструктивного опыта. Содержание курса занятий по профилактики и коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста направлена на охрану и укрепление здоровья ребенка, его физическое и психическое совершенствование, коррекцию нарушений развития, то есть программа обучения и воспитания должна решать оздоровительные, развивающие и коррекционные задачи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Курс занятия по профилактике и коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста

Страхи у детей – это нормальное для детского развития явление. Они играют важную роль в жизни каждого ребенка. У детей старшего дошкольного возраста наблюдаются контрастные проявления эмоций, лабильность, эмоциональная неустойчивость, смена настроений. Причинами возникновения страхов в основном становятся неправильное воспитание в семье, психологическая травма, испуг, или поведение родителей, впечатлительность ребенка, просмотр телевизионных передач определенного содержания и другие причины.

Психологическая профилактическая и коррекционная работа с состоянием повышенной тревожности и как следствие – возникновение чувства страха у детей в настоящее время чрезвычайно актуальна. Участившиеся обращения родителей к специалистам-психологам, еще раз подтверждают, что страхи, тревожные состояния довольно часты именно в детском возрасте. Дети боятся темноты, неизвестности, боятся потерять родителей, боятся оказаться незащищенным перед физической силой противника и т.д. [23, с. 92-93].

Страх – это эмоция, которая может возникнуть в любом возрастном периоде. Исследования, которые были проведены, подтверждают, что в старшем дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они во многом носят возрастной переходящий характер. Что к моменту поступления в школу у детей наблюдается достаточно высокий уровень тревожности и опасения перед поступлением в школу [7].

Детские страхи в старшем дошкольном возрасте, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношений в семье [18]. Оказание помощи детям в этой ситуации необходимо работать с ближайшим окружением: как только «убираются» внешние фрустраторы, эмоциональное состояние ребенка автоматически нормализуется. Поэтому консультирование родителей является наиболее эффективным, так как направлено на устранение причины, проблемы.

Для того чтобы провести профилактику и коррекцию страхов у детей старшего дошкольного возраста лет разработаем курс занятий по профилактики и коррекции, ориентированные на психо-коррекционную работу с детьми, имеющими различные страхи, которая включает в себя 18 занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Рассчитаны на детей от 5-7 лет, состоит из 18 занятий продолжительностью от 35 минут до 45 минут. Длительность каждого занятия определяется в зависимости от состояния ребенка, сложности предлагаемых упражнений и других конкретных обстоятельств работы. Некоторые интерпретации занятий мы привели в приложении Д.

Цель занятий – психо-коррекция и профилактика страхов у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи занятий:

1) диагностика и отслеживание в динамике текущих состояний, тренировка внимательности, наблюдательности, памяти;

2) переключение энергии тревоги и страха в конструктивное русло, творческое русло, развитие навыков художественного изображения;

3) развитие эмоциональной сферы;

4) фантазии, творческих способностей, развитие сенсититвности и навыков общения;

5) снятие барьеров общения через коррекцию самооценки и повышение уверенности в себе; развитие самоконтроля.

Методология занятий по профилактики и коррекции основана на реализации принципов психотерапевтического действия ролевой игры, психодрамы, группового обсуждения, художественного выражения проблемы, чтение и обсуждение психотерапевтичеких сказок, повышение самооценки за счет накопления реальных навыков и конструктивного опыта.

Занятия проводит квалицированный психолог и осуществляет мониторинг результатов по следующим критерия эффективности:

  1. повышение уверенности в себе;
  2. снижение количества страхов;
  3. улучшение взаимоотношений в группе сверстников.

Ожидаемые результаты: проведение занятий будет способствовать снижению количества и причин появления страхов, а также окажет положительное влияние на раскрытие своего «Я».

Структура занятия.

1. Ритуалы приветствия-прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющие сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь важно для плодотворной работы. Этот ритуал обычно предлагается психологом. В него должны быть включены все дети.

2. Разминка не только служит элементом развития внимания, но и является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями.

3. Основное содержание занятий представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных не только на решение задач данного коррекционно-развивающего комплекса, но и на формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. В основную часть занятий также включены психогимнастические упражнения, способствующие снятию мышечных зажимов, эмоционального напряжения, переключению внимания, повышению работоспособности.

4. Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают обратную эмоциональную связь друг другу и психологу.

Временные рамки структуры занятия. Ритуал приветствия – 2 минуты. Разминка – 5 минут. Коррекционно-развивающий этап – 15 минут Рефлексия – 5 минут. Ритуал прощания – 2 минуты. Для реализации поставленных задач и цели мы с командой разработали следующее содержание коррекционной работы (см. табл. 1).

Таблица 1 – Учебно-тематический план занятий по профилактики и коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста

Занятие

Цель

Задачи

Модульный набор упражнений

Месяц

1.

«Мир животных»

знакомство с детьми, первичная диагностика участников

познакомить детей между собой, найти общую тему для игры и беседы;

- выявить наиболее сильные стороны каждого ребенка и дать ему возможность проявить себя с положительной стороны;
- дать возможность детям отыскать свой первый ресурс.

«Знакомство», «Домашний питомец», «Угадай животное», «Рисунок пугающего животного», «Исчезновение страшного животного», «Полный мешок зверей», «Удачливые охотники», «Рисунок тотемного животного» [28].

Сентябрь 2020 года

2.

«Семья»

диагностика семейных отношений

- выявление точек тревоги в отношениях с теми или иными членами семьи;
- формирование у

«Семья», «Рисунок семьи». «Поросята резвятся», «Беседа о домиках поросят», «Перерыв на обед», «Как пахнет дом»,

Октябрь 2020 года

ребенка представление о доме, семье как о чем-то надежном, близком, защищающем.

«Строим надежный дом для семьи», «Дочки-матери» [39].

3.

«Страхи»

выяснение «образа страха»

- дать ребенку информацию о данном «образе страха»;
- работа с бессознательным ребенка;
- предоставить ребенку возможность самому сделать шаг к уничтожению страха.

«Чего я боюсь», «Мой страх» «Превращение страхов», «Изгнание страха», «Страх испарился», игра «Зверь под кроватью», «Страшилки с огорода», «Напугаю сам!» [46].

Октябрь 2020 года

4.

«Сверстники и друзья»

дать ребенку бесценный опыт общения с другими людьми.

показать детям важность умения налаживать спокойные, дружелюбные контакты с окружающими;
- показать ребенку его возможные ошибки в общении с другими;
- показать образцы «правильного поведения»;
- научить ребенка самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций;
- научить ребенка отстаивать свои интересы перед сверстниками.

«Красивая страна Племени», «Куклы учатся быть вежливыми». «Ручеек», «Ладошки», «Большое заселение народов», «Дарим подарки» [57].

Ноябрь 2020 года

5.

«Сказки»

развитие у детей фантазии, творческого мышления и приобретение

выявление любимых сказок и персонажей,;

- расширение представлений детей о роли персонажей,

«Знакомые сказки», «Превращение людоеда». «Дракончик», «Рисование сказочных масок и

Ноябрь 2020 года

ими навыка «управления» сюжетом, персонажем сказки

об их возможностях;
- развитие умения «оказывать помощь» персонажу, а реальности – развитие навыка управления своими чувствами и страхами;

- развитие способности создавать новые сюжеты и новых героев.

антуража» [56].

6.

«Школа»

выявить основную причину тревоги, связанную со школой, и дать ребенку уверенность, что проблема разрешима.

определить степень дезадаптации и тревожности, связанных со школой;
- дать ребенку опыт наблюдения за школьным процессом «со стороны»;
- показать пути творческого самовыражения в рамках школы.

«Что такое школа», «Утро школьника».
«Собери портфель», «Дорога в школу», «Лучшая обложка», «Найди и исправь ошибку», «Новая школа» [57].

Декабрь 2020 года

7.

«Тайны и загадки»

преобразование тревоги через творчество и в творчество. Не уверен-пробуй

разбудить интерес ребенка к исследованию, разгадыванию;
- показать, что даже знакомые явления могут иметь еще не известные стороны;

- сделать процесс исследования новизны лишенным излишней тревоги;
- дать ребенку опыт достижения результата.

«Угадай, что нарисовано», «Дорисуй». «Волшебные превращения», «Таинственная рука», «Танец приведений», «Общий пазл», «Живое озеро» [46]..

Декабрь 2020 года

8.

«Люди вокруг тебя»

показать безопасность общения для ребенка.

получить диагностический материал;
- дать толчок к самостоятельному общению;

«Рисунок человека из геометрических фигур», «Автопортрет на зеркале». «Цветочки по кочкам»,

Январь 2021 года

- показать основные механизмы и средства общения;
- дать возможность поэкспериментировать со средствами общения;
- дать опыт конструктивного и позитивного общения, закрепить этот опыт в творчестве

«Рисунок «Вальс цветов», «Угадай, кто?», «Шарик-подарок» [39].

9.

«Пространство, дистанция и территория»

вооружить детей знаниями в области личной дистанции

показать действие инстинкта территории, чувства дистанции;
- помочь ребенку ощутить свое личное пространство;
- показать наличие личного пространства у других.

«Просто территория», «Чужие вещи». «Пустой трамвай», Игра «Король и министры», «Левая-моя, правая-твоя», «Веселые старты вдвоем», «Составление карты» [57].

Январь 2021 года

10.

«Позы и жесты»

показать смысл поз и жестов

-дать навыки использования невербального языка;
- в игровой форме подвести к основам невербальной «подстройки» к собеседнику

«Встречи на тропе», «Делай как я», «Совместный труд», «Передача жестов по цепочке», «Расколдуй «Сердитого идола», «Знаки на скалах» [46].

Февраль 2021 года

11.

«Чувства, эмоции, мимика»

развитие эмоциональной сферы ребенка.

развитие творческого чувства;
- развитие свободы самовыражения;
- приобретение ребенком опыта непривычного самовыражения;
- развитие навыка понимания мимики человека;
- развитие понимания важности эмоциональной сферы для контакта с окружающими.

«Необычные инструменты», «Разноцветные запахи», «Танцующие пальцы», «Глаза на кончиках пальцев», «Солнышки», «Маски, маски» [57].

Февраль 2021 года

12.

«Разговор, общение»

снятие напряжения в процессе вербального общения.

переведение вербального общения в плоскость эксперимента и игры, демонстрация конкретных техник реагирования в разговоре; тренировка навыка публичного выступления, ответа у доски, получение детьми навыков конструктивного общения.

«Речь- это важно, но еще не все», «Знакомство кротов», «Мышка плохо слышит», «Объясни-ка!», «Кто в домике живет?», «Рисунки на ткани», «Болтунишки» [39].

Март 2021 года

13.

«Ночь»

снятие напряжения и страхов , возникающих у детей относительно сна.

получение новой информации о сущности ночи;
- проработка страшных образов сна;
- нахождение ночного ресурса, тотема.

«Для чего нужна ночь?», «Рисунок сна», «Угадай, откуда звук», «Кто спит, кто не спит», «Совы и мыши», «Кошки- мышки, «Ночной рисунок» [56].

Март 2021 года

14.

«Темнота»

перевод творческой энергии «дорисовки по темному фону» в приемлемое, обогащающее малыша русло, дающее ему больше информации, знания , уверенности и радости.

снятие страха перед ограничением зрительной информации;
- приобретение способности изображать страхи;
- приобретение способности рассказывать о страхе;
- приобретение способности доводить страх до уровня творческого произведения;
- приобретение ребенком опыта трансформирования страха, перевода его в игровую форму.

«Что такое темнота», «Я- сова», «Что это?», «Кошки-мышки», «Смелый художник», «Игра в жмурки» [56].

Апрель 2021 года

15.

«Герои»

освоение ребенком внешних, ролевых и личностных свойств героя для получения им дополнительного ресурса.

«нахождение» подходящего героя и выделение его наиболее позитивных и привлекательных черт;
Освоение ребенком навыков отождествления, переносам позитивных свойств героя на самого себя;
- приобретение навыка «общения» с героем и освоение «технологии» создания нового героя.

«Найди героя», «Кто это». «Трудный переход», «Прыжок с парашютом», «Спасение принцессы», «Портрет героя» [57].

Апрель 2021 года

16.

«Приключения»

проработка реальных тревожных впечатлений ребенка.

расширение информированности ребенка;
- дать опыт принятия самостоятельного решения, умения обосновывать это решение;
- в безопасных условиях проиграть возможные варианты тревожащей ситуации;
- научить элементарным методам регуляции эмоционального состояния;
- научить работать в команде.

«Самые яркие впечатления», «Пора в дорогу», «Один дома», «Звуки тишины», «Шумный поезд», «Новое жилище», «Поиск клада» [57].

Май 2021 года

17.

«Город»

моделирование ситуаций, которые помогут современному ребенку жить в современном городе.

выяснение пугающих факторов города;
- развитие навыков вхождения в контакт с посторонними;
- развитие навыков обращение за помощью;
- совершенствование ориентации в городе.

«Где чье окно?», «Прогулка во дворе», «Машины и пешеходы», «Красный, желтый, зеленый», «Карта города», «Строительство», «Городская сказка» [57].

Май 2021 года

18.

«Праздник»

прояснение причин настороженности на празднике (если таковая имеется)

- перекодировка в позитивном контексте;
- приобретение детьми опыта подготовки и организации праздника, если они позитивно воспринимают праздник и не испытывают в связи с ним дискомфорта.

«Праздник – это…», «Праздничные флажки», «Праздничный пир», «Большая выставка», «Пошумелки» [56].

Июнь 2021 года

Психолог работает со страхами (тревогой) с помощью разнообразных техник (психодрамы, ролевых игр, телесной психотерапии и т.п.), в том числе и с помощью арт-терапии. В данном курсе занятий эти техники являются ведущими, но не единственными. Занятие представляет собой модульный набор упражнений, логически (сценарно) связанный. Это значит, что, исходя из возможностей детей (возраста, уровня подготовки и т.п.) психологом используются разное количество упражнений (от 3-4 до 8-10). Художник (либо сказочник) добивается кроме терапевтического эффекта от прорисовки страха (либо чтение терапевтической сказки), еще и усвоения ребенком определенной техники изображения.

Занятие с художником (сказочником):

  1. вводная часть – 5 мин;
  2. основная – 25-30 мин;
  3. заключительная – 5-10 мин.

Содержание курса занятий по профилактики и коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста направлена на охрану и укрепление здоровья ребенка, его физическое и психическое совершенствование, коррекцию нарушений развития, то есть программа обучения и воспитания должна решать оздоровительные, развивающие и коррекционные задачи. В психо-коррекционной работе мы используем такие методы как [60]:

1) беседа – это один из опросных методов исследования личности; метод устного получения сведений от интересующего исследователя человека путем ведения с ним тематически направленного разговора;

2) арт-терапия – группа методов психологической коррекции, основанная на искусстве и творчестве (рисование, лепка, музыка, фотография, кино, литературное творчество);

3) игротерапия – психотерапевтический метод; применение ролевой игры в качестве одной из наиболее интенсивных методик воздействия на личностное развитие. Сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность у дошкольников с учётом возраста;

4) психогимнастика – это метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Позволяет снять эмоциональное напряжение и мышечные зажимы, корректировать настроение и отдельные черты характера, обучать ауторелаксации;

5) рефлексия – это самоанализ. Обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности.

В ходе проверки результатов проведенного исследования о том, что количество страхов у детей старшего дошкольного возраста изменится при реализации разработанного нами курса занятий по психолого-педагогической коррекции, включающую комплекс психотехнических игр и упражнений, была выполнена повторная диагностика по определению количества страхов у детей старшего дошкольного возраста.

Для эффективности результатов профилактики и коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста важными являются требования к информации такие как: адекватность, полнота, точность, структурированность, релевантность, объективность, непрерывность, специфичность, своевременность и доступность.

Таким образом, разработанный курс занятий по профилактики и коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста направлен на изменение количества страхов. Курс занятий выстроен таким образом, что ребёнок находится в тесном контакте с психологом, родителями, воспитателями, педагогом дополнительного образования и сверстниками. Профилактика и коррекция разработанного курса занятий предполагает проработку причин и определения количества страхов через индивидуально-групповую работу. Из этого следует, что целеполагание, являющиеся обязательной частью нашего исследования, позволяют наиболее качественно организовать исследование по изучению профилактики и коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста. Предполагаю результатом коррекционной работы является то, что количество страхов у детей старшего дошкольного возраста будет приближено к норме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речедвигательная гимнастика, как средство коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.

В данной статье представлен опыт работы по использованию речедвигательной гимнастики в работе учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении....

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по коррекции звукопроизношения для детей старшего дошкольного возраста с применением информационно- коммуникативных технологий "Космонавты, вперед!"

Конспект интегрированной непосредственной  образовательной  деятельности по коррекции звукопроизношения  для детей старшего  дошкольного возраста  с применением  информац...

Индивидуальное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения для детей старшего дошкольного возраста по теме «Дикие животные в зоопарке. Автоматизация звука Р в словах и предложениях»

В Феднральном Государственном образовательном  стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательн...

Конспект занятия по коррекции страхов для детей старшего дошкольного возраста.

Вариант занятия по коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста....

Страхи у детей старшего дошкольного возраста.

  В настоящее время дети живут в условиях социальной нестабильности, ввиду которой старшие дошкольники ежедневно подвергаются влиянию негативных факторов, которые способны не только ухудши...