Шахматный клуб "Ладья"
рабочая программа
Дополнительная общеобразовательная программа «Шахматный клуб Ладья» относится к основному уровню и имеет интеллектуальную направленность.
Актуальность:
Программа «Шахматы» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.
Обучение игре в шахматы с раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ученик, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т. д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tulubaev_t._m._shahmatnyy_klub_ladya.docx | 63.32 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ ТИМУРА ИБРАГИМОВА»
457321 с. Боровое, Челябинская область, Брединский район, ул. Мира д.11 тел. /241/ 72-1-83
СОГЛАСОВАНО с зам. директора по ВР ________Мягкова Л.А. « ____ » сентябрь 2020 г | УТВЕРЖДЕНО приказом директора МКОУ «Боровская СОШ» ___________Г.В.Новгородова « » сентября 2020 г. |
Дополнительная общеобразовательная программа
Интеллектуальной направленности
«Шахматный клуб Ладья»
название программы
(основной уровень)
Возраст обучающихся: 7-16 лет
Срок реализации: 1 года
Автор-составитель:
Тулубаев Тимур Маратович,
учитель информатики
ФИО, должность
Боровое 2020
Содержание | ||
1. | Пояснительная записка……………………………………………………………. | 3 |
2. | Актуальность и педагогическая целесообразность программы………………… | 3 |
3. | Отличительные особенности (новизна) программы ……………………………. | 3 |
4. Цель…………………………………………………………………………………..3
5. Задачи………………………………………………………………………………...4
6. Возраст обучающихся……………………….……………………………………….4
7. | Срок реализации программы …………………………………………………..… | .4 | ||||
8. | Формы организации образовательной деятельности и режим занятий ……...…4 | |||||
9. | Планируемые результаты освоения программы …………………………….......… | 5 | ||||
10. | Учебный обучения ……………………………………...………………………..… | 7 | ||||
11. | Содержание учебного плана обучения ……………………….……..…………....8 | |||||
12. | Формы контроля и оценочные материалы реализации программы…………… | …9 | ||||
13. | Организационно-педагогические условия реализации программы …………… | 10 | ||||
14. | Материально-технические условия реализации программы…………………… | 10 | ||||
15. | Список литературы………………………………………………………………... | 11 | ||||
16. | Приложение………………………………………………………………………... | ..13 |
- «Педагогический мониторинг».
- Примерный календарный (тематический) план
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Шахматный клуб Ладья» относится к основному уровню и имеет интеллектуальную направленность.
Актуальность:
Программа «Шахматы» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.
Обучение игре в шахматы с раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ученик, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т. д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.
Педагогическая целесообразность: данной программы заключается в положительной динамике развития образного и логического мышления, создании условий для оценки сопричастности с другими людьми, адекватности коммуникативных проявлений, формировании готовности поражениям и победам в жизни.
Отличительные особенности (новизна) программы. Заключается в знакомстве школьников с новым видом умственной деятельности.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Развитие личности ребёнка, способной к логическому и аналитическому мышлению, а также обладающей такими качествами как целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, через овладение общеразвивающими и спортивными навыками шахматной игры.
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
- познакомить с элементарными понятиями шахматной игры;
- помочь овладеть приёмами тактики и стратегии шахматной игры;
- научить воспитанников играть шахматную партию с записью;
- обучить решать комбинации на разные темы;
- обучить учащихся самостоятельно анализировать позицию, через формирование умения решать комбинации на различные темы;
- научить детей видеть в позиции разные варианты.
Развивающие:
- развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление, память, внимательность, усидчивость;
- развивать интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров;
- развивать способность анализировать и делать выводы;
- способствовать развитию творческой активности;
- развивать волевые качества личности.
Воспитательные:
- воспитывать уважения к партнёру, самодисциплину, умение владеть собой и добиваться цели;
- сформировать правильное поведение во время игры;
- воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи;
- воспитывать целеустремлённость, трудолюбие.
Категория обучающихся
Программа «Шахматный клуб Ладья» ориентирована на детей школьного возраста от 7 до 16 лет. Зачисление на обучение по программе осуществляется по желанию детей, по заявлению их родителей (законных представителей).
Срок реализации программы
Программа рассчитана на 1 года. Общая продолжительность образовательного процесса составляет 34 часа:
1-ый год обучения – 34 часа (36 недель × 1 часа в неделю);
Формы организации образовательной деятельности
и режим занятий
Форма проведения занятий – групповые занятия. Во время приема и формирования групп проводится первичная диагностика способностей ребенка (знаний, умений, навыков).
Количество обучающихся в группах до 15 человек.
Режим занятий: Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу. Во время занятий предусмотрены 10 минутные перерывы для снятия напряжения и отдыха.
Каждое занятие включает:
- организационную часть,
- теоритическую часть,
- практические упражнения,
- подведение итогов занятия,
Планируемые результаты освоения программы
Формы учета знаний и умений. Система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы клубной работы
педагогический контроль включает в себя педагогические методики. Комплекс методик направлен на определение уровня усвоения программного материала, степень сформированности умений осваивать новые виды деятельности, развитие коммуникативных способностей, рост личностного и социального развития ребёнка.
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём протяжении ее реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.
Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.
Виды контроля:
Текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения;
Промежуточный контроль проводится один раз в полугодие в форме итоговой аттестации, проводится в конце каждого учебного года, в форме тестирования, выполнение тестовых упражнений по определению уровня освоенных навыков, а также письменный опрос для определения объема освоенных теоретических знаний.
Основные формы и средства обучения:
- Практическая игра.
- Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
- Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
- Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
- Участие в турнирах и соревнованиях.
К концу учебного года дети должны знать:
- Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
- Названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- Правила хода и взятия каждой фигуры.
- Правила проведения турниров, правила поведения участников в шахматном турнире.
К концу учебного года дети должны уметь:
- Ориентироваться на шахматной доске;
- Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
- Правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- Правильно расставлять фигуры перед игрой;
- Различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- Рокировать;
- Объявлять шах;
- Ставить мат;
ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ.
Личностные:
- Адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих.
- Формировать уважительное отношение к иному мнению.
- Учиться понимать свою роль, развивать самостоятельность и ответственность.
- Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
- Учиться относиться бережно к материальным и духовным ценностям.
Познавательные:
- Осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
- Учиться использовать знако-символические средства представления информации.
- Использовать различные способы поиска информации на заданную на кружке тему.
- Собирать и обрабатывать материал, учится его передавать окружающим разными способами.
- Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии, строить рассуждения, овладевать новыми понятиями.
- Овладевать начальными сведениями об изучаемом объекте (шахматах)
- Учиться работать в информационной среде по поиску данных изучаемого объекта.
Коммуникативные:
- Активно использовать речевые средства в процессе общения с товарищами во время занятий.
- Учиться слушать собеседника, напарника по игре, быть сдержанным, выслушивать замечания и мнение других людей, излагать и аргументировать свою точку зрения.
- Учиться договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Регулятивные:
- Овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи занятия.
- Находить способы решения и осуществления поставленных задач.
- Формировать умение контролировать свои действия.
- Учиться понимать причины успеха и неуспеха своей деятельности.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный (тематический) план
№ | Раздел, тема | Количество часов | Формы | |||||
Теория | Практика | Всего | аттестации/ | |||||
контроля | ||||||||
1. | Вводное занятие | 0,5 | 0,5 | 1 | Первичная | |||
диагностика – | ||||||||
собеседование | ||||||||
2. | Правила игры в шахматы | Педагогическое | ||||||
5 | 5 | 10 | наблюдение | |||||
3. | Изучение дебюта, миттельшпиля, эндшпиля | Педагогическое | ||||||
7 | 15 | 22 | наблюдение, | |||||
Промежуточная | ||||||||
аттестация | ||||||||
4. | Итоговое занятие | - | 1 | 1 | Итоговая | |||
аттестация | ||||||||
12,5 | 21,5 | 34 |
Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1. Вводное занятие (1 час)
Теория: Цели и задачи 1-го года обучения, план работы. Инструктаж по технике безопасности в классе информатика. Введение в программу.
Практика: Первичная диагностика. Беседа.
Тема 2. Правила игры в шахматы (10 часов.)
Теория: Краткая история шахмат. Различные системы проведения шахматных соревнований. Ходы и взятие ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешки. Превращение пешки и взятие на проходе пешкой. Угроза, нападение, защита, двойной удар. Контроль полей. Ограничение подвижности фигур. Моделирование на шахматном материале. Рокировка, правила ее выполнения.
Правила турнирного поведения. Правило «тронул-ходи». Понятие «шах». Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шах. Понятие «мат». Обучение алгоритму матования в один ход. Понятие «пат». Сходства и различия понятии «мат» и «пат». Выигрыш, ничья, виды ничьей. Запись партий. Мат, ничья. Относительная ценность фигур. Понятие о тактике и комбинации.
Практика:
- тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
- упражнения по выполнению ходов отдельными фигурами и на запись ходов; дидактические игры на маршруты фигур и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.
- решение упражнений на постановку мата и пата в различное количество ходов.
- упражнения на запоминание правил шахматной нотации, игры с ограниченным набором фигур, простейшие этюды.
Тема 3. Изучение дебюта, миттельшпиля, эндшпиля. (22 часа)
Теория: Дебют. Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок. Классификация дебютов. Мобилизация фигур, безопасность короля (короткая и длинная рокировка), борьба за центр. Роль и оптимизация работы фигур в дебюте. Гамбит, пункт f2 (f7) в дебюте. Понятие о шахматном турнире. Правила поведения при игре в шахматных турнирах.
Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация в шахматах.
Миттельшпиль. Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур, выбор плана, централизация. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций.
Эндшпиль. Простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Правило квадрата. Мат различными фигурами. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач. Пешечный эндшпиль. Король и пешка против короля. Ключевые поля. Правило квадрата. Этюд Рети. Роль аппозиции. Отталкивание плечом. Треугольник. Прорыв. Игра на пат.
Ладейный эндшпиль. Ладья и пешка против пешки. Позиция Филидора, принцип Тарраша, построение моста, активность фигур.
Практика:
- анализ учебных партий; игровая практика; анализ дебютной части партии.
- отработка на шахматной доске различных видов эндшпиля ( Слон против ладьи, ладья против коня, конь против ферзя, ферзь против ладья, пешечные окончания).
- решение задач с нахождением одинокого короля в разных зонах
Тема 4 Итоговое занятие
Теория: Проверить уровень теоритических и практических знаний.
Практика: Проведение шахматного турнира.
- Формы контроля и оценочные материалы
- момента поступления ребенка в объединение проводится педагогический мониторинг с целью выявления уровня обучения и развития, формирования хореографических способностей, определения задач индивидуального развития:
- первичная диагностика;
- промежуточная аттестация;
- итоговая аттестация.
(«Программа педагогического мониторинга» представлена в Приложении № 2 к программе) Результаты педагогического мониторинга фиксируются в журнале и оцениваются по 10-бальной системе:
Минимальный уровень: 0 – 4 балла.
Средний уровень: 5 – 8 баллов.
Максимальный уровень: 9 – 10 баллов.
Вводный контроль (первичная диагностика) проводится в начале учебного года для определения уровня подготовки обучающихся. Форма проведения – педагогическое наблюдение.
Текущий контроль уровня теоретических знаний, практических навыков и умений осуществляется на каждом занятии: беседа, опрос, наблюдение педагога за практической деятельностью, просмотры и контрольные упражнения, взаимооценка, оценка педагогом, выполненной учащимся работы.
Уровень умений и навыков воспитанников проверяется по результатам практической деятельности в соответствии со степенью их усвоения. Важным видом текущего контроля является контроль техники исполнения движений, который производит педагог совместно с воспитанником в процессе занятий.
Промежуточный контроль (промежуточная аттестация) проводится один раз в год (декабрь) в форме шахматного турнира.
Итоговый контроль уровня теоретических знаний, практических навыков и умений воспитанников осуществляется в конце каждой темы. Итоговая аттестация проходит в виде итогового занятия с использованием устного опроса с целью выяснения усвоенных теоретических понятий и выполнением разученных комплексов гимнастических упражнений. Формы итоговой аттестации – открытое занятие, участие в концертной программе.
Формы выявления полученных знаний: собеседование, практические задания, творческие задания, открытые занятия, турниры, участие в конкурсах.
- Организационно-педагогические условия реализации программы.
Программа обучения направлена на обучение детей определенным практическим навыкам в области интеллектуального развития и развитие нравственного роста личнсти.
На занятиях используются различные виды деятельности: Игра, решение шахматной задачи самостоятельно, решение шахматной задачи в группах, решение этюдов, участие в шахматном турнире.
Педагог общается с детьми на принципах сотрудничества, содружества, общего интереса к делу, четко реагирует на восприятие обучающихся, поддерживая атмосферу радости, интереса и веселья, побуждает их к творчеству.
В целях создания положительной мотивации используются игровые моменты, направленные на переключение внимания, разгрузку и отдых.
Для реализации данной программы имеются методические, наглядные, дидактические пособия, раздаточные материалы.
Методические материалы включают в себя:
- методические пособия и учебные пособия по обучению игры в шахматы;
- литература по теории и практики, истории шахмат;
- словари терминов;
- описание техники безопасности.
Дидактические материалы:
- книги с шахматными задачами;
- видео – турниров областного уровня и всероссийского уровня;
- СD, DVD диски, с шахматными программами.
Перечень учебно-методического обеспечения
- Шахматный класс.
- Учебники, методические пособия по всем разделам теории и практики шахмат.
- Аудиокассеты, СД – диски.
- Демонстрационная шахматная доска
- Игровая шахматная доска в расчете 1 доска на 2 человека
- Компьютер с проектором
Список литературы
Нормативно-правовые акты и документы.
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в РФ";
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04 сентября 2014 г. № 1726-р.);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 18.11.15 № 09-3242;
- "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (СанПиН 2.4.1.3049-13);
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». (СанПиН 2.4.4.3172-14);
- Приказ Департамента образования города Москвы от 17.12.2014 г. № 922 «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 году»;
- Приказ Департамента образования города Москвы от 7.08.2015 г. № 1308 «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922»;
- Приказ Департамента образования города Москвы от 08.09.2015 г. № 2074 «О внесении изменений в приказ № 922 от 17.12.2014 г.»
Использованная литература.
1) СD: Шахматные дебюты. Серия «Новый диск». Материал для программы «Шахматные дебюты» подготовлен международным гроссмейстером по переписке Николаем Калиниченко, автором нескольких дебютных монографий. 2005 г.
2) «Малыши играют в шахматы» В. Г. Гришин Москва «Просвещение» 1991 г.
3) «Начальный курс шахмат» Дэвид Норвуд, Москва «Астрель» АСТ 2003 г.
4) «Шахматная школа» Ю. Авербах, А. Котов, М. Юдович, Ростов на Дону «Феникс»2001 г.
5) «1000 вопросов шахматиста» М. Береславский, Л. Береславский, Москва «Астрель» АСТ 2005 г.
6) «Шахматное обозрение» ежемесячный журнал для любителей игры и профессионалов №1-№12 2007 год. №1-№ 12 2008 год. №6-№ 9 2009 год.
7) «Как стать гроссмейстером» А. Котов Москва «Просвещение» 1991 г.
8) «Как играть дебют» А. Суэтин. Москва «Просвещение» 1991 г.
9) «В поисках гармонии»В. Смыслов Москва «Просвещение» 1995 г.
10) «Вместе с гроссмейстерами» В. Горт, В. Янса Москва «Дрофа» 2005г.
11) «Защита в шахматной партии» Г. Кмох «Дрофа» 2005г.
12) «Моя шахматная карьера» Х.-Р. Капабланка 2006 г.
13) Использование элементов «ИКТ» бесплатные шахматные библиотеки «www.chesszone.net.ru» «webchess.ru/ebook/»и др. Бесплатные онлайн игры на шахматных серверах «Last Chaos», «www.liveqames.ru/chess/» и др.
14) Программа подготовки шахматистов IV и III разрядов. Виктор Голенищев 2015 г.
15) Реализация перевеса И. Л. Славин 2010г.
16) Программа подготовки шахматистов II разряда. Виктор Голенищев.
Приложение № 1
Первичная диагностика
Цель: определение общего уровня развития ребенка и его склонности к игре шахматы.
Задачи:
- определение общего уровня развития ребенка;
- выявление природных способностей к шахматам;
Срок проведения: при поступлении в творческое объединение (сентябрь).
Форма проведения: собеседование, выполнение практического задания.
Содержание
Теоретическая часть. Вопросы:
- Нравится ли тебе играть в настольные игры?
- Кто посоветовал начать заниматься шахматами?
- Имеется ли базовый уровень знания игры в шахматы?
Практическая часть: ребенку предлагают выполнить следующие задания:
- Расставить шахматные фигуры в начальную позицию;
- Показать как ходят и рубят отдельные фигуры;
Критерии оценки
Минимальный уровень (1 ─ 4 балла) ─ проявляет слабый интерес к игре шахматы, у ребенка нет интереса к занятию игры, минимальный уровень способностей к шахматам, рассеянное внимание, не дисциплинирован.
Средний уровень (5 ─ 8 баллов) ─ проявляет достаточный интерес к игре шахматы, у ребенка развит интерес познанию окружающего мира, умеет концентрировать внимание, но не хватает выносливости концентрировать внимание на всё занятие.
Максимальный уровень (9 ─ 10 баллов) ─ ребенок проявляет активный интерес к игре шахматы, показывает высокий уровень способностей к игре, развито логическое мышление и выносливость.
Промежуточная аттестация
Цель: выявление соответствия уровня теоретической и практической подготовки детей программным требованиям.
Задачи:
- определение уровня усвоения детьми теоретических знаний в соответствии с данным периодом обучения;
- определение уровня формирования практических умений в соответствии с данным этапом обучения.
Срок проведения: декабрь.
Форма проведения: контрольный урок.
Содержание
Теоретическая часть:
- правила поведения в классе, где проводятся занятия по шахматам;
- Основные правила игры в шахматы;
- Правила поведения во время турнира;
- Умение правильно определить цели, и составить план игры;
Практическая часть:
- Решение задач на выигрыш материала.
- Решение задачи на мат различной сложности, и разными фигурами;
- Участие в шахматном турнире;
Критерии оценки
Минимальный уровень (1 ─ 4 балла) ─ ребенок не владеет теоретическими знаниями, не развит интерес к шахматной игре, не знает основные правил игры не правильно выполняет ход фигурами. Не способен к самостоятельности. Быстрая утомляемость, неустойчивое внимание.
Средний уровень (5 ─ 8 баллов) ─ ребенок отвечает на теоретические вопросы с небольшой помощью педагога, знает правила игры, делает правильные ходы, но допускает не точности в течении игры. Эмоциональная отзывчивость, интерес, желание участвовать в турнире, соревнуясь с другими детьми. Средняя утомляемость и снижение умственной активности.
Максимальный уровень (9 ─ 10 баллов) ─ творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива; ребенок показывает высокий уровень знаний теоретического материала, соблюдает все правила во во время игры. Игра проходит без ошибок, знает терминологию, ориентируется на шахматной доске. Устойчивость внимания, физическая выносливость.
Итоговая аттестация
Цель: выявление уровня усвоения детьми программного материала, соответствие прогнозируемым результатам образовательной программы.
Задачи:
- определение степени усвоения практических умений и навыков в соответствии с прогнозируемыми результатами обучения;
- выявление уровня усвоения теоретических знаний;
- определение уровня развития индивидуальных творческих способностей;
- анализ полноты реализации программы обучения.
Срок проведения: конец апреля – начало мая.
Форма проведения: контрольный урок.
Содержание
Теоретическая часть:
- знание основных правил игры.
- знание шахматного словаря и терминов.
- правила поведения во время игры с соперником, в товарищеской партии и на турнире.
Практическая часть
- решение шахматных задач и этюдов;
- участие в шахматном турнире.
- игра с соперником в товарищеской партии.
Критерии оценки
Минимальный уровень (1 ─ 4 балла) ─ обучающейся овладел менее 1/2 объема теоретических знаний и практических умений, навыков, предусмотренных программой исполнение с большим количеством недочетов, а именно: незнание правил игры, неумение вести правильно себя во время игры, слабая техническая подготовка, неумение анализировать свою игру незнание правил поведения во время турнира.
Средний уровень (5 ─ 8 баллов) ─ обучающейся овладел не менее 1/2 объема теоретических знаний и практических умений, навыков, предусмотренных программой, грамотное исполнение с небольшими недочетами, как в теоритических знаниях игры так и в практическом плане.
Максимальный уровень (9 ─ 10 баллов) ─ обучающейся показывает высокий уровень знаний теоретического материала, овладел всеми умениями и навыками, предусмотренными программой, теоретически правильное разыгрывание стандартных позиций, правильное и адекватное поведение во время игры на турнире и в товарищеской партии, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения.
Приложение № 2
Примерный календарный (тематический) план
№ | Тема занятия | Проведение | Причины отставания | |
Теория | практика | |||
1 | Как пользоваться шахматной нотацией | |||
2 | Умение правильно определить цели | |||
3 | Фигуры и диапазон их действия | |||
4 | Пешки | |||
5 | Дебют | |||
6 | Миттельшпиль | |||
7 | Эндшпиль | |||
8 | Победа, ничья и поражение | |||
9 | Снаряд и броня в дебютах | |||
10 | Испанская партия | |||
11 | Миттельшпиль и эндшпиль в испанской партии | |||
12 | Итальянская партия | |||
13 | Роковой пункт F7 | |||
14 | Русская партия | |||
15 | Контратака Яшина | |||
16 | Полуоткрытые дебюты | |||
17 | Сицилианская защита | |||
18 | Защита Каро - Канн | |||
19 | Закрытые дебюты | |||
20 | Гамбита тонкие ходы | |||
21 | Принятый ферзевый гамбит | |||
22 | Отказной ферзевый гамбит | |||
23 | Редкие дебюты | |||
24 | Миттельшпиль | |||
25 | Комбинации | |||
26 | Мат на 8-й горизонтали | |||
27 | Мат на 7-й горизонтали | |||
28 | Мат с использованием вертикалей и диагоналей | |||
29 | Атака слабых пунктов | |||
30 | Разрушение позиции королевского фланга | |||
31 | Извлечение короля | |||
32 | Жертвы пешки и легкой фигуры | |||
33 | Пешечные комбинации | |||
34 | Подведение итогов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ШАХМАТНАЯ «ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ»
Обзор пешечных эндшпилей и примеры изящных окончаний...
Конспект вводного занятия по программе "Азбука шахматной игры" для детей 5-6 лет
Конспект занятия по программе «Азбука шахматной игры» для детей 5-6 летТема: Черно-белое королевствоЦель: Знакомство с шахматными фигурами, шахматной доской, ее особенностями.Задачи:...
Авторская программа внеурочной деятельности "Шахматная школа"
Программа кружка "Шахматы"...
Карандаш рисует шахматные фигуры.
Занятие....
Открытое занятие шахматного кружка«Шахматная фигура Ферзь»
Данное занятие разработано для обучения игре в шахматы детей 7 – 15 лет. В доступной игровой форме происходит знакомство с одной из шахматных фигур – ферзём. С помощью разнообразных форм работы (индив...
Концепция развития шахматного образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре с учетом создания условий непрерывного шахматного образования (от дошкольного до профессионального) и разработки личностно-ориентированных разноуровневых программ обучения
Концепция развития шахматного образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре с учетом создания условий непрерывного шахматного образования (от дошкольного до профессионального...
«Мир шахмат» - история шахматной игры, шахматная викторина, инновации и этюды.
Цель: формирование знаний о шахматной игре, правилах игры, различных видах шахматной игры, шахматных инноваций. Задачи: зна...