«Мир шахмат» - история шахматной игры, шахматная викторина, инновации и этюды.
план-конспект

Петров николай Иванович

Цель:  формирование знаний о   шахматной   игре,   правилах  игры,  различных  видах шахматной игры,  шахматных  инноваций.

 Задачи: знакомство  с понятием  шахматы, шахматными  фигурами,  с  разновидностями  шахмат, с  шахматными   этюдами  и  шахматной  викториной.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_shahmat.docx969.88 КБ
PDF icon prezent_vidy_shahmatpowerpoint.pdf119.1 КБ

Предварительный просмотр:

МБУ ДО Веселовский ЦТ

Тема: «Мир  шахмат» - история шахматной  игры,  шахматная  викторина, инновации и  этюды.

        Составитель:Петров   .

        Николай Иванович

:

п.Весёлый-2020г.

                   

 Цель:  формирование знаний о   шахматной   игре,   правилах  игры,  различных  видах шахматной игры,  шахматных  инноваций.

 Задачи: знакомство  с понятием  шахматы, шахматными  фигурами,  с  разновидностями  шахмат, с  шахматными   этюдами  и  шахматной  викториной.

  ОБОРУДОВАНИЕ : шахматная  доска(  8  шт.)

Шахматный   этюд :                                            

  • Шахматные фигуры белых:

  1. Белый слон (f7)
  2. Белый король (c3)
  3. Белый конь (d2)

  • Шахматные фигуры чёрных:

  1. Чёрная ладья (a5)
  2. Чёрная пешка (b5)
  3. Чёрный король (a3)


Белые фигуры начинают ход.
Результат игры шахматной партии: белые выигрывают. Мат в 2 хода.

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ

1. Какое количество клеток на шахматной доске?

64


2. Какая шахматная фигура ходит по диагонали?

слон


3. Какие фигуры участвуют в рокировке?

король и ладья


4. ?! - это условное обозначение...

сомнительного хода


5. Кто сконструировал шахматные часы?

Т. Уилсон


6. Как называется заключительная фаза шахматной партии?

эндшпиль


7. Сколько ходов в самой быстрой партии, которая заканчивается матом?

два


 



8. Как называется японская настольная игра, родственная шахматам?

сёги




Знакомство с фигурами  и  история  шахмат.

Шахматы — настольная логическая игра для двух человек специальными фигурами на 64-клеточной доске.

  • 1. Игра происходит на доске, поделенной на равные квадратные клетки, или поля. Размер доски — 8х8 клеток.
  • 2. У игроков в начале игры имеется по одинаковому набору фигур, условно называемых «белыми» и «чёрными».
  • 3.В каждый комплект фигур входят: король (), ферзь (), две ладьи (), два слона (), два коня () и восемь пешек ().
  • 4. Шахматную партию начинают белые, дальше стороны делают ходы поочерёдно.
  • 5.Игра завершается выигрышем одной из сторон или ничьей.
  • 6. История шахмат насчитывает не менее полутора тысяч лет. Считается, что игра-прародитель, чатуранга, появилась в Индии не позже VI века нашей эры.

Шахматные  инновации.

1. Помимо общеизвестных классических шахмат существует большое количество других вариантов шахматной игры. Некоторые варианты используют дополнительные фигуры или необычные доски. Например, Гексагональные шахматы играются на шестиугольной доске, состоящей из полей-шестиугольников.

2. В последнее время приобретают всё большую популярность шахматы Фишера — игра по классическим правилам, но со случайной начальной расстановкой фигур на последних горизонталях.

Теперь в шахматы можно играть втроем

Шахматы, распространенная игра для двоих, изобретены в Индии в Х веке до н.э. По данным ФИДЕ, умеют играть в шахматы (хотя бы на уровне знания правил игры) 70-80% населения России, а в ряде стран обучение шахматам стало даже обязательным в школьных и университетских образовательных программах.
Хотя игра в шахматы практически не менялась в течении тридцати веков, в наше время изобретатели добрались и до этой древней игры. Одна из любопытнейших инноваций – игра в шахматы втроем. Уже придумано несколько версий для такой игры. Остановимся на русском варианте, предложенном новосибирским любителем, которому удалось найти оригинальное и очень простое решение. Правила игры те же что и в обычных шахматах, с небольшими, довольно простыми дополнениями. В них множество вариантов, простых и сложных комбинационных решений для каждого из троих игроков. Впрочем, эти шахматы дают шанс и слабому игроку, так как сильного сдерживают двое.

Шахматы для троих – отличный и необычный подарок любителям домашних игр, родителям и их детям.
презентация - Шахматы для троих

Правила игры



Расстановка фигур

1. Цвет фигур определяется жребием.
2. Белые фигуры устанавливаются на поля от A до H, красные на поля от A до N, черные на поля от H до N.
3. Белые и черные устанавливают ферзя на поле своего цвета, красные на белое поле.
4. Игру начинают белые и далее очередность хода по часовой стрелке.

презентация - Шахматы для троих

Ходы фигур

Пешка ходит как обычно: прямо, и «съедает» фигуры соперника на одно поле по диагонали:
презентация - Шахматы для троих

В центре пешка может атаковать три поля по диагонали:
презентация - Шахматы для троих

Слон может ходить лишь по диагонали:
презентация - Шахматы для троих

Ладья ходит как обычно, ничего нового:
презентация - Шахматы для троих

Конь также не отличается от стандартного коня:
презентация - Шахматы для троих

У ферзя все по-старому:
презентация - Шахматы для троих

Небольшая особенность диагонали в центре доски, характерна для пешек, ферзей, слонов, королей:
презентация - Шахматы для троих

Правила
1. Мат королю
1.1. Игрок, получивший мат выбывает из игры и занимает низшее 3-е место.
1.2. Король игрока получившего мат снимается с доски.

2. Продолжение игры
2.1. Все фигуры игрока получившего мат, кроме короля, остаются на своих местах и принадлежат теперь игроку, поставившему мат.
2.2. Игрок, которому принадлежат фигуры двух цветов, каждый очередной ход делает только одной фигурой любого цвета, при чем теперь они не могут бить друг друга.
2.3. Если один из двух оставшихся игроков получает мат он занимает 2-е место, поставивший мат соответственно 1-е место.

3. Пат
3.1. Игрок, попавший в положение Пат прекращает игру.
3.2. Все фигуры попавшего в Пат игрока остаются на доске без права хода.
3.3. Если фигуры попавшего в Пат мешают проходу фигур оставшихся участников игры, они их могут бить, за исключением короля, который остается неподвижным и неприкосновенным до конца игры.
3.4. Любые фигуры могут подходить вплотную к королю, попавшему в Пат, кроме других королей.
3.5. Если в положение Пат попадает еще один игрок, или они соглашаются на ничью, то игра заканчивается ничьей между тремя игроками.

4. Некоторые особенности
4.1. Следует особо отметить, что фигура одного из игроков может поставить мат, второму игроку находясь под прикрытием фигур третьего игрока.
4.2. После того как вы сделали ход, второй игрок может напасть на вашу фигуру, а третий игрок объявить вам шах. Ваша фигура теряется.

ИТОГ  ЗАНЯТИЯ: в  процессе  занятия  воспитанники  расширили    знания  об  истории шахматной  игры,  провели  шахматную  викторину    и  решали   шахматный   этюд,  познакомились  с  шахматными  инновациями.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновации в образовании. Инновационный процесс в сельской школе.

Инновация в образовании: инновация в обучении, инновация в воспитании, инновация в управлении, инновация в переподготовке кадров....

Статья на тему: "Понятие инноваций в образовании"

В статье раскрыто понятие инноваций в образовании. Указаны специфичность и важнейшие составляющие образовательных инноваций. Рассмотрено отличие инноваций от псевдоновизны....

Системно - деятельностный подход на уроках истории и обществознания в школе. Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня

Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня рождения Н.В. Андреевс...

Инновации в преподпвании истории и обществознания

Данный материал представляет собой выступление на районных педагогических чтениях по теме "Инновации в образовании. В работе предствлен взгляд учителя на понимание значимости внедрения и применения ин...

Программа элективного курса «ВЫДАЮЩИЕСЯ НИЖЕГОРОДЦЫ – ИСТОРИЯ ИХ ОТКРЫТИЙ, ИЗОБРЕТЕНИЙ И ИННОВАЦИЙ»

        Курс предназначен для учащихся 8-х, 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки, рассчитан на 68 часов....

Инновации в образовании. Поиски и решения. Типы инноваций

В данной презентации рассматривается вопрос о том, что такое инновации в образовании и какие типы инноваций бывают....

• Диплом участника «Курс GOOGLE МАРАФОН» и сертификаты форума «Педагоги России: инновации в образовании», 15.02 ---19.02.2021г., директор Всероссийского форума «Педагоги России: инновации в образовании» В.В.Пиджакова,

Диплом участника «Курс GOOGLE МАРАФОН» и сертификаты форума «Педагоги России: инновации в образовании», 15.02 ---19.02.2021г., директор Всероссийского форума «Педагоги Ро...