Программа факультатива "Цветоводство с элементами творчества"
рабочая программа (6 класс)
Ученики неоднократно выражали желание заниматься технологией дополнительно, но только в таком режиме, чтобы каждый мог развивать свои творческие способности. Поэтому данная программа и была разработана. Кроме этого, реализация программы направлена на достижение практического результата детьми: практически каждый член факультатива является участником различных по содержанию и форм олимпиад, научно-практических конференций разного уровня, что помогает детям добиваться хороших результатов. Содержание занятий направлено на углубление теоретических и практических знаний, умений и навыков, развитие мыслительных способностей и креативного мышления, повышение мотивации к изучению предмета. Работа на факультативе способствует также углублению содержания школьного курса технологии в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.fakultativa.docx | 21.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Цветоводство с элементами творчества»
Автор: Учитель технологии МКОУСОШ№4
Троянова Галина Анатольевна
Содержание программы
1.Вводное занятие. Знакомство с программой. (2 ч.)
2. Биологические основы цветоводства
(2 ч.)
Теоретический компонент: классификация декоративных растений. (1 ч)
Практический компонент: показать виды почв, научить готовить почвенные смеси
(1 ч)
3. Содержание растений в доме (2ч.)
Теоретический компонент: рассказать о температурном режиме, водном режиме полива растений и влажности (1 ч)
Практический компонент: виды подкормки, нормы, сроки и способы внесения (1ч)
4. Строение цветочно-декоративных растений (2ч)
Теоретический компонент: рассказать о строении цветочных растений (1ч)
Практический компонент: бор листьев и цветов способы высушивания (1ч)
5. Классификация комнатных растений. Размножение комнатных растений(4ч)
Теоретический компонент: виды комнатных растений
приспособляемость растений к экологическим факторам среды обитания(1ч)
Практический компонент: составление паспортизаций комнатных растений(3ч)
6 Цветоводство и творчество (6ч.)
Теоретический компонент: рассказать о видах топиариев, материалах используемых для их изготовления рассказать об искусстве квиллинга, демонстрация образцов и иллюстраций (1ч.);
Практический компонент: научить выполнять основу для топиариев различными способами, применению различных материалов научить выполнять различные элементы квиллинга. Выполнить рамку для фотографии в технике квиллинг (5ч.)
7. Выращивание цветочных растений через рассаду(5ч)
Теоретический компонент: ассортимент. Расчет потребности семян и рассады(1ч)
Практический компонент: посев семян цветочных культур (потребности школы). Уход.
Пикировка, высадка рассады на клумбы(4ч)
- Использование цветочных растений, цветы в интерьере(12ч)
Теоретический компонент: Декоративно-лиственные и цветущие растения на одном подоконнике. Растения северного окна, растения южного окна(1ч)
Практический компонент: Композиции из горшечных растений. Террариумы и мини-альпинарии, варианты подбора видового состава композиции.
Научно-практическая конференция(11ч)
Условия реализации программы
Работа ведется с учетом местных условий и учебно-воспитательного режима МКОУ СОШ №4. Группа скомплектована с учетом возраста детей.
К учебно-материальным условиям работы по данной программе относится следующее:
- помещение для занятий, соответствующее всем санитарно-гигиеническим и психогигиеническим нормам;
- материалы и инструменты, приобретенные самими учениками или имеющиеся у педагога (садовый грунт, удобрения, совки, перчатки, ёмкости для цветов, рассады и т.д.);
- учебно-наглядные пособия: образцы цветочных композиций, готовые изделия, журналы и книги по цветоводству.
С первых же дней занятий учащиеся должны быть ознакомлены с правилами техники безопасности.
Для того чтобы работа в кружке была эффективной необходимо уделять внимание воспитательной работе. Дети должны выполнять правила поведения, посещать занятия, поддерживать дружеские отношения друг с другом, исправно выполнять все задания педага.
Используемая литература:
1.Тимошин И. « Цветы в вашем доме», СПб: Паритет, 2001 г.
2.Князева Т.П., Князева Д. В. «Миллион цветов на вашем участке», М: ОЛМА Медиа Групп, 2008 г.
3.Беляевская Е. К. «Энциклопедия комнатного цветоводства. Луковичные и клубневые» растения, М: Мир книги,2007 г.
4.Суетина М.Ю., Тукаева И.А. «Современны дизайн вашего участка» «Издательство Мир книги», 2009 г.
5.Шульгина Л. М. Дизайн вашего сада, Белгород: Книжный клуб “Клуб семейного досуга”, 2008
6. Юрченко А. «Настольная книга цветовода», М.: Изательство «ЭСКИМО» 2004 г. 7.Растительный мир нашей Родины. - М.: Просвещение, 1991. 8. Чуб В.В., Лунина К.Д. 8.Цветы в вашем доме. - М.: Просвещение, 2000.
9.Е.Н. Журкова Комнатные растения.
10.Д. Б. Кудрявец, Н. А. Петренко Как вырастить цветы.
11.Т. М. Клевенская Цветы в интерьере.
12.В. Чуб. Комнатные растения.
13.Н. М. Верзилин. Путешествие с комнатными растениями.
14.Н. И.Клинковсьая., В. В. Пасечник Комнатные растения в школе.
15.Г. Е. Киселев. Цветоводство.
16.П. И. Левданская., А. С. Мерлю Комнатные цветочные
растения.
Литература для детей:
- Зарывахина Н.И. Занимательная ботаника. Луганск, 2004.
- Клевенская Т.М. Цветы в интерьере. Москва, 1990.
- Лассе Левемарк, Клас Фреск Тайны биологии. Москва, 2009
- Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас – определитель высших растений. Москва, 2001.
- Онегов А. Школа юннатов. Твой огород. Москва, 1996.
- Ушакова О.Д. Красная книга России. Растения. Санкт-Петербург,2009
- Школьник Ю.Растения. Полная энциклопедия. Москва, 2008
Нормативная база для разработки программы:
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-фз от 29.12.2012)
- Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. № 1008)
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ)
7. Письмо Минобрнауки РФ от 14.12 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ.
В процессе реализации дополнительной общеразвивающей программы «Цветоводство с элементами творчества» используются следующие методы:
- Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение, лекции, дискуссия, работа с книгой, метод примера.
- Наглядные методы: демонстрация подлинных вещей; просмотр журналов по рукоделию, схем вышивки, мастер классов по выполнению различных видов рукоделия.
- Практические методы: изготовление изделий ; выполнение рисунков; экскурсии (природу, музеи, выставки).
- Метод проблемного обучения (эвристическая беседа, самостоятельный поиск ответа учащимися).
- Проектный метод (разработка творческих проектов, художественное конструирование).
- Методы стимулирования и мотивации: формирование опыта эмоциально-ценностных отношений у обучающихся; интереса к деятельности и позитивному поведению (соревнования, познавательные и ролевые игры, выставки и персональные выставки); долга и ответственности (учить проявлять упорство и настойчивость, предъявлять конкретные требования, разъяснять положительное в получении знаний).
- Методы контроля: теоретические и практические зачеты, практические задания, письменный контроль, тестирование, самоконтроль, контрольные срезы.
- Методы создания положительной мотивации учащихся:
- Эмоциональные: ситуации успеха, поощрение и порицание, познавательная игра, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью.
- Волевые: предъявление образовательных требований, формирование ответственного отношения к получению знаний; информирование о прогнозируемых результатах образования.
- Социальные: развитие желания быть полезным обществу, создание ситуации взаимопомощи, взаимопроверки и заинтересованности в результатах коллективной работы.
- Познавательные: опора на субъективный опыт ребенка, решение творческих задач, создание проблемных ситуаций.
Методы обучения на занятиях характеризуются постепенным переходом от репродуктивных к проблемным и саморазвивающим.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы. Основной формой работы являются учебные занятия.
Для обеспечения более полного и разностороннего изучения данного курса, знания по теории дополняются экскурсиями на природу, в краеведческий музей, на различные выставки. Доля практической работы преобладает, что позволяет более полно формировать весь комплекс знаний, умений и навыков, заложенных программой. Использование перечисленных методов, методик и технологий осуществляется с учетом возрастных, физиологических и психологических особенностей воспитанников.
Основная форма - комплексное учебное занятие, включающее в себя вопросы теории и практики.
Учебные занятия предусматривают следующие формы работы: теоретические и практические занятия, экскурсии, работа в библиотеке, игры, беседы, походы, конкурсы, деловые игры, обсуждение работ обучающимися, самостоятельная работа, упражнения рассчитанные на сочетание изобразительного искусства с литературой и музыкой, выставка персональных работ обучающихся, работы коллективного творчества.
Алгоритм занятий:
• традиционное занятие:
— вступление,
— объяснение темы,
— практическая часть,
— подведение итогов;
• занятие-экскурсия:
— на выставку — с познавательной целью (изучение творческих достижений сверстников),
— в парк — с практической целью (сбор природных материалов);
• беседа-презентация:
— вступление,
— объяснение темы,
— наглядная демонстрация,
— обсуждение,
— подведение итогов.
Для реализации данной программы необходимы следующие и методическое обеспечение:
1. Методические комплексы, состоящие из: информационного материала и конспектов; рефератов по темам программ; технологических и инструкционных карт; фотоальбомы с изделиями воспитанников; методические разработки и планы конспекты занятий; методические указания и рекомендации к практическим занятиям; методическая копилка физ.минуток и разрядок.
2.Материалы для контроля и определения результативности занятий: тесты, вопросники, контрольные упражнения; систематизирующие и обобщающие таблицы; схемы и алгоритмы заданий, деловые и развивающие игры.
3.Развивающие и диагностирующие процедуры: тесты, диагностические и психологические игры, кроссворды.
Дидактические материалы (демонстрационные и раздаточные).
- Зрительный ряд: видеофильмы, фотоальбомы, журналы, буклеты, альбомы.
- Литературный ряд: стихи, легенды, сказки, высказывания; журналы по декоративно-прикладному творчеству.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование кружка дополнительного образования "Цветоводство с элементами творчества"
Участие обучающихся в реализации этой программы позволяет им получить разносторонние знания о живой природе. Приобретая практические умения и навыки в области ухода за растениями, дети получат в...
Планирование кружка дополнительного образования "Цветоводство с элементами творчества"
Участие обучающихся в реализации этой программы позволяет им получить разносторонние знания о живой природе. Приобретая практические умения и навыки в области ухода за растениями, дети получат в...
Планирование кружка дополнительного образования "Цветоводство с элементами творчества"
Участие обучающихся в реализации этой программы позволяет им получить разносторонние знания о живой природе. Приобретая практические умения и навыки в области ухода за растениями, дети получат в...
Рабочая программа кружка «Цветоводство с элементами творчества» (2012 -2013 учебный год, 8-14 лет)
Рабочая программа кружка «Цветоводство с элементами творчества»(2012 -2013 учебный год, 8-14 лет)...
Программа дополнительного образования ЦВЕТОВОДСТВО с элементами творчества
Участие обучающихся в реализации этой программы позволяет им получить разносторонние знания о живой природе. Приобретая практические умения и навыки в области ухода за растениями, дети получат ...
Программа кружка" Цветоводство с элементами творчества".
Программа кружка" Цветоводство с элементами творчества"....
Программа по формированию элементов творчества у обучающихся с ОВЗ и инвалидностью: «Рисуем радугу»
Художественная деятельность - специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства, наиболее эмоциональная сфера деятельно...