Программа кружка" Цветоводство с элементами творчества".
элективный курс (5 класс) на тему
Программа кружка" Цветоводство с элементами творчества".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsvetovodstvo.doc | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
Большесосновский филиал МБОУ Заворонежской СОШ
Рабочая программа кружка
«Цветоводство с элементами творчества»
(2014 -2015 учебный год, 8-14 лет)
СОГЛАСОВАНО
Заведующая филиалом _______ Попова А.И.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ______ В.В. Жукова
(приказ № от « 1» сентября 2014 г.)
Пояснительная записка
Цель программы – начальная подготовка в области декоративного садоводства, включающая изучение травянистых и цветочных растений, особенностей выращивания и умение использовать их в оформлении ландшафта и интерьера, приобретение навыков выполнения основных видов работ: подготовки почвы (перекопки), выравнивания, рыхления, разметки; предпосевной подготовки семян к посеву; посева, подготовки посадочного материала к посадке; умение отличать всходы культурных растений от сорняков, определять по внешнему виду тип почвы, потребность растений в свете, поливе, подкормках, осуществлять своевременный уход за растениями (пикировать, прореживать, формировать, поливать, подкармливать, опрыскивать, бороться с вредителями и болезнями), вести дневник наблюдений за развитием растений, озеленить школу и обеспечивать своевременный уход за имеющимися растениями.
Задача обучения – получение знаний о травянистых и цветочных растениях открытого и защищённого грунта, особенностей их биологии и декоративных качеств, технологии возделывания и применении в оформлении ландшафта и интерьеров.
В ходе изучения учащиеся должны уметь ставить перед собой цель предстоящей трудовой деятельности, планировать работу, подбирать и готовить инструменты и материалы, усваивать требования к качеству исполнения, практически выполнять намеченный план, осуществляя самоконтроль, оценивать результаты деятельности. В процессе подготовки, выполнения, анализа итогов работы дети должны овладевать основами трудовой культуры, знаниями техники безопасности, работать на своём месте аккуратно, экономить материалы, беречь время.
В результате освоения программы
учащиеся должны знать:
- Биологические особенности декоративных растений;
- Ассортимент декоративных травянистых и цветочных растений, применяемых в озеленении территорий и интерьеров;
- Декоративные качества травянистых и цветочных культур;
- Технологию выращивания и использования различных видов травянистых и цветочных культур;
- Об уходе за комнатными растениями;
- Об уходе за однолетними цветочно-декоративными растениями
учащиеся должны уметь:
- Проверить качество и всхожесть семян декоративных растений;
- Подготовить семена к посеву;
- Правильно провести посев, пикировку и высадку рассады на постоянное место;
- Составить настольную композицию, собрать букет, оформить зелёный уголок в интерьере;
- Делать икебаны, собирать гербарий.
- Собирать семена
Программа рассчитана на участие в обучении учащихся разного возраста, т.е. школьников 2-9 классов.
Программа рассчитана на 34 часа, занятия будут проходить 1 раз в неделю.
Форма занятий: групповая.
Формы контроля: тесты, кроссворды, вопросы для самоконтроля.
Кроме занятий в классе, работа может осуществляться на участке, а также в организации семинаров, тематических вечеров, викторин, конкурсов.
Программа модифицирована на основе программы «Цветоводство» авторов:
Ирины Ивановой, доцента кафедры декоративного садоводства Российского государственного аграрного университета – Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева, кандидата биологических наук;
Елены Орловой, доцента кафедры декоративного садоводства Российского государственного аграрного университета – Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева, кандидата сельскохозяйственных наук.
Учебно-тематический план кружка
№ | Тема | Общее количество часов |
1 |
| 2 |
2 | Биологические основы цветоводства
| 6 |
3 | Строение цветочно-декоративных растений
3. Сбор семян однолетних культур (календула, бархатцы, астры, петуния). Составление гербария | 3 |
4 | Размножение декоративных растений
|
5 |
5 | Вредители и болезни комнатных культур
| 5 |
6 | Подготовка почвы под посев цветочно-декоративных растений в грунт
| 3 |
7 | Выращивание цветочных растений через рассаду
| 5 |
8 | Высадка рассады цветочных культур
| 4 |
9 | Итоговое занятие Выставка-отчёт «Цветочная фантазия»
| 1 |
Итого: 34 |
Содержание программы
Программа включает 11 тематических последовательно изучаемых разделов.
Раздел 1. Биологические основы цветоводства.
Классификация декоративных растений. Многообразие растений, используемых в цветоводстве, и их биологический состав. Растения открытого и защищённого грунта.
Отношение декоративных растений к внешним условиям. Климатические, почвенные и биологические факторы.
Свет и его значение для выращивания декоративных растений. Группы растений по отношению к свету (светолюбивые, тенелюбивые, теневыносливые). Методы создания благоприятного светового режима в открытом и защищённом грунте (сроки посева и посадки, схема размещения растений).
Тепловой режим и его значение для декоративных культур. Группы растений по отношению к теплу. Холодо-, морозо- и жароустойчивость цветочных растений. Влияние температуры почвы на прорастание семян.
Вода и её значение для декоративных культур. Группы растений по отношению к влажности воздуха и почвы. Отрицательное влияние избыточного увлажнения.
Питание декоративных растений. Способы внесения удобрений под цветочные культуры (корневые и внекорневые подкормки). Сроки внесения удобрений
Виды садовых земель (дерновая, листовая, перегнойная, торфяная и др.) и их приготовление, хранение и применение.
Раздел 2. Строение цветочно-декоративных растений.
Строение корня. Виды корневых систем (стержневая и мочковатая). Рост и строение корня.
Строение стебля. Строение и способы роста побега. Понятие узла, междоузлия и пазухи листа. Способы роста стебля (прямой, поднимающийся, лежачий или стелющийся, ползучий, вьющийся, цепляющийся и прикорневая розетка).
Строение листа. Основные части листа (листовая пластинка и черешок). Листорасположение (очередное, супротивное, мутовчатое и листья, собранные в прикорневую розетку). Простые и сложные листья. Жилкование листьев. Метаморфозы листа (колючки, усики, сочные листья).
Строение цветка, плода. Виды завязей: верхняя, средняя, нижняя. Соцветия: кисть, метёлка, колос, початок, щиток, корзинка, зонтик, головка, завиток. Опыление: самоопыление, перекрёстное. Плоды и соцветия. Типы плодов: костянка, ягода, коробочка, стручок, боб, листовка, семянка, орешек.
Раздел 3. Размножение декоративных растений.
Семенное размножение. Морфологические особенности семян: величина, форма, окраска, характер поверхности. Условия прорастания семян. Сроки сохранения всхожести. Сортовые и посевные качества семян. Определение посевных качеств семян (лабораторная и полевая всхожесть). Глубина заделки семян. Рассадный способ выращивания и его значение для получения раннего цветения. Пикировка и её значение. Безрассадный способ выращивания семян.
Вегетативное размножение.
Естественные способы размножения. Размножение луковицами (подземными и надземными бульбочками). Размножение клубнями, корнеклубнями, корневищами. Размножение «усами».
Искусственные способы размножения. Размножение делением (куст, корневище и др.). Размножение отводками, черенками. Типы черенков: корневые, стеблевые (зелёные, полуодревесневшие, одревесневшие), листовые.
Раздел 4. Вредители и болезни комнатных культур.
Болезни комнатных растений. Признаки болезней, лечение и профилактика.
Вредители комнатных растений. Признаки повреждения, меры борьбы.
Раздел 5. Подготовка почвы под посев цветочно-декоративных растений в грунт
Состав почвы. Виды почвенных смесей. В зависимости от того, какое растение, в какой земле лучше приживается.
Подготовка земли к посеву. Инвентарь. Сырая, сухая или влажная земля. Каким инвентарём нужно пользоваться при посеве семян: лопатка, грабельки, леечка, опрыскиватель и др.
Раздел 6. Выращивание цветочных растений через рассаду
Ассортимент. Изучение количества цветов для посадки в школу в нужном количестве.
Расчет потребности семян и рассады. Учет процента всхожести. Тара для посева семян. Ящики, рассадники и др.
Раздел 7. Высадка рассады цветочных культур
Правила высадки. Сроки.
Качество рассады. Выборка.
Литература для учителя:
1. Бочкарева, Н. Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся / Н. Ф. Бочкарева. - Калуга, 1996. -С. 122.
2. Борисова А., Бердникова О. Иллюстрированная энциклопедия комнатных растений. – М.: Эксмо, 2009. – 240 с. : ил.
3. Виноградова, Н. Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и
младшего школьного возраста / Н. Ф. Виноградова.- М., 1996. - С. 35-42.
4. Кривошеева М.А., Кислицкая М.В. Экологические экскурсии в школе. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на –Дону: Издательский центр «МарТ» , 2005. – 256 с. (Серия «Школьный корабль»).
5. Клинковская Н.И., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 143 с., ил., 8 ил.
6. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно- экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы. – М.: 5 за знания, 2005. – 208 с. (Методическая библиотека).
7. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. Сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989. – 144 с.: ил.
8. Мак- Милан Броуз Ф. Размножение растений: Пер. с англ. – М.: Мир, 1987. – 192 с., ил.
9. Биология Приложение «Первое сентября» №6 2001с.1, 4-5.
Литература для учащихся:
1. Аксенова, М. Энциклопедия для детей. Биология. Т. 2 / М. Аксенова, С. Исмаилова. - М.: Аванта+, 1995.
2. Борисова А., Бердникова О. Иллюстрированная энциклопедия комнатных растений. – М.: Эксмо, 2009. – 240 с. : ил.
3. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. - М: ООО «Издательство Астрель», 2000.
4. Сергиенко Ю.В. Полная энциклопедия комнатных растений /Ю.В.Сергиенко. – М.: АСТ, 2008. – 319, (1) с.
Дополнительная литература:
1. Ангелиев В., Николова Н. 599 советов цветоводу-любителю /Пер. с болгарского В.И.Толмачева. – Алма-Ата: Кайнар, 1985. – 280 с.
2. Букин, А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. - М., 1991.
3. Борисова А., Бердникова О. Иллюстрированная энциклопедия комнатных растений. – М.: Эксмо, 2009. – 240 с. : ил.
4. Ганичкин, А. Любимые домашние цветы / А. Ганичкин, О. Ганичкина. -М.: Оникс, 2006.
5. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. - М: ООО «Издательство Астрель», 2000.
5. Сергиенко Ю.В. Полная энциклопедия комнатных растений /Ю.В.Сергиенко. – М.: АСТ, 2008. – 319, (1) с.
6. Семенова Д.В. Цветы в саду и дома. Милые, любимые, колючие.
Приложение к журналу «Приусадебное хозяйство» №8 1998. Издательский дом «Сельская новь».
7. Тавлинова Г.К. Цветы в комнате и на балконе. – 3-е изд., перераб. и доп. – Л.: Ауропромиздат. ЛЕНИНГРР, отд-ние, 1990. – 352 с., ил.
8. Тулинцев В.Г. Комнатное цветоводство. Государственное издательство сельскохозяйственной литературы Москва- Ленинград, 1956.
9. Клевенская Т.М. Цветы в интерьере: Альбом. – М.: Агропромиздат, 1990. – 63 с.: ил.
10. Удалова Р.А., Вьюганина Н.Г. В мире кактусов. – Л., «Наука», 1977, 134 с.
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема | Дата проведения |
1 | Вводное занятие-2часа Знакомство с планом работы кружка. Правила поведения на экскурсиях, в кабинете. |
4.09 11.09 |
2 | Биологические основы цветоводства-6час. Классификация декоративных растений. Отношение декоративных растений к внешним условиям. Методы улучшения внешних условий. Экскурсия на пришкольный участок. Тепловой режим. Вода. Почвы и субстраты. Удобрения. |
22.09 29.09 2.10 13.10 20.10 27.10 |
3 | Строение цветочно-декоративных растений- 3 часа. Строение корня, стебля, листа, цветка, плода. Сбор листьев и цветов для высушивания. Сбор семян однолетних культур (календула, бархатцы, астры, петуния). Составление гербария |
10.11 17.11 24.11 |
4 | Размножение декоративных растений-
Семенное размножение. Конкурс рисунков «Цветик-семицветик». Вегетативное размножение. Искусственные способы размножения. Икебана из сухих и засушенных цветов и листьев. Размножение комнатных растений.
|
1.12 8.12 15.12 21.12 29.12 |
5 | Вредители и болезни комнатных культур-
Болезни комнатных растений. Признаки болезней, лечение и профилактика. Вредители комнатных растений. Признаки повреждения, меры борьбы. Приготовление и использование настоев табачной пыли, чеснока, золы, луковой шелухи.
|
12.01 19.01 26.01 2.02 9.02 |
6 | Подготовка почвы под посев цветочно-декоративных растений в грунт-3 часа Состав почвы. Виды почвенных смесей. Подготовка земли к посеву.
|
16.02 19.02 2.03 |
7 | Выращивание цветочных растений через рассаду- 5 часов Ассортимент. Расчет потребности семян и рассады. Тара для посева семян. Посев семян цветочных культур (по потребности школы). Уход. Пикировка. |
5.03 16.03 6.04 13.04 20.04 |
8 | Высадка рассады цветочных культур- 4 часа Правила высадки. Сроки. Качество рассады. Выборка. Подготовка почвы к высадке рассады. Высадка. Уход. |
27.04 30.04 8.05 18.05 |
9 | Итоговое занятие -1 час. Выставка-отчёт «Цветочная фантазия»
| 25.05 |
Итого: 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование кружка дополнительного образования "Цветоводство с элементами творчества"
Участие обучающихся в реализации этой программы позволяет им получить разносторонние знания о живой природе. Приобретая практические умения и навыки в области ухода за растениями, дети получат в...
Планирование кружка дополнительного образования "Цветоводство с элементами творчества"
Участие обучающихся в реализации этой программы позволяет им получить разносторонние знания о живой природе. Приобретая практические умения и навыки в области ухода за растениями, дети получат в...
Планирование кружка дополнительного образования "Цветоводство с элементами творчества"
Участие обучающихся в реализации этой программы позволяет им получить разносторонние знания о живой природе. Приобретая практические умения и навыки в области ухода за растениями, дети получат в...
Рабочая программа кружка «Цветоводство с элементами творчества» (2012 -2013 учебный год, 8-14 лет)
Рабочая программа кружка «Цветоводство с элементами творчества»(2012 -2013 учебный год, 8-14 лет)...
Программа дополнительного образования ЦВЕТОВОДСТВО с элементами творчества
Участие обучающихся в реализации этой программы позволяет им получить разносторонние знания о живой природе. Приобретая практические умения и навыки в области ухода за растениями, дети получат ...
Программа факультатива "Цветоводство с элементами творчества"
Ученики неоднократно выражали желание заниматься технологией дополнительно, но только в таком режиме, чтобы каждый мог развивать свои творческие способности. Поэтому данная програ...
Программа по формированию элементов творчества у обучающихся с ОВЗ и инвалидностью: «Рисуем радугу»
Художественная деятельность - специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства, наиболее эмоциональная сфера деятельно...