Маскулинность-феминность как понятия гендерных исследований. Часть 2.
статья

Артеменко Глеб Анатольевич

В сегодняшнем обществе социально-ролевые функции мужчин и женщин в значительной своей части претерпевают серьезные изменения, когда часть традиционных ролей одного биологического пола усваивается и демонстрируется полом противоположным. В этой связи учеными признается, что в науке изучается то, каким образом культура и социальная структура опосредует физические различия между мужчинами и женщинами. В современной российской социологии гендера научный дискурс в этой сфере развивается в дихотомии понятий «маскулинность -фемининность».

Как и другие гендерные категории, «маскулинность» не имеет однозначного определения, и имеет по крайней мере три разных значения.

1.Маскулинность как дескриптивная, описательная категория обозначает совокупность поведенческих и психических черт, свойств и особенностей, объективно присущих мужчинам, в отличие от женщин.

2.Маскулинность как аскриптивная категория обозначает один из элементов символической культуры общества, совокупность социальных представлений, установок и верований о том, чем является мужчина, какие качества ему приписываются.

3.Маскулинность как прескриптивная категория это система предписаний, имеющих в виду не среднестатистического, а идеального "настоящего" мужчину, это нормативный эталон мужчинности.

Р. Бреннон сформулировал четыре основные компоненты «мужской роли»:

 1) необходимость отличаться от женщин;

2) необходимость быть лучше других;

3) необходимость быть независимым и самодостаточным;

4) необходимость обладать властью над другими.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maskulinnost_feminnost_chast_2.docx15.66 КБ

Предварительный просмотр:

Маскулинность-феминность как понятия гендерных исследований.

Часть 2.

В сегодняшнем обществе социально-ролевые функции мужчин и женщин в значительной своей части претерпевают серьезные изменения, когда часть традиционных ролей одного биологического пола усваивается и демонстрируется полом противоположным. В этой связи учеными признается, что в науке изучается то, каким образом культура и социальная структура опосредует физические различия между мужчинами и женщинами. В современной российской социологии гендера научный дискурс в этой сфере развивается в дихотомии понятий «маскулинность -фемининность».

Как и другие гендерные категории, «маскулинность» не имеет однозначного определения, и имеет по крайней мере три разных значения.

1.Маскулинность как дескриптивная, описательная категория обозначает совокупность поведенческих и психических черт, свойств и особенностей, объективно присущих мужчинам, в отличие от женщин.

2.Маскулинность как аскриптивная категория обозначает один из элементов символической культуры общества, совокупность социальных представлений, установок и верований о том, чем является мужчина, какие качества ему приписываются.

3.Маскулинность как прескриптивная категория это система предписаний, имеющих в виду не среднестатистического, а идеального "настоящего" мужчину, это нормативный эталон мужчинности.

Р. Бреннон сформулировал четыре основные компоненты «мужской роли»:

 1) необходимость отличаться от женщин;

2) необходимость быть лучше других;

3) необходимость быть независимым и самодостаточным;

4) необходимость обладать властью над другими.

Этимологически термин «маскулинности» восходит к латинскому masculinus, что означает «мужской». В современном словоупотреблении «маскулинностью» обычно обозначают комплекс характерологических особенностей (в поведении, возможностях, ожиданиях), которые традиционно принято приписывать мужскому полу и которые соответствующим образом детерминируют социальную практику конкретных индивидов. Другими словами, маскулинность - это то, что добавлено к анатомии для получения мужской гендерной роли.

Идеалы маскулинности и фемининности сегодня, как никогда, противоречивы.

 Во-первых, традиционные черты в них переплетаются с современными.

Во-вторых, они значительно полнее, чем раньше, учитывают многообразие индивидуальных вариаций.

В-третьих, и это особенно важно, они отражают не только мужскую, но и женскую точку зрения.

Первоначально понятия маскулинности и фемининности конструировались строго дихотомически, альтернативно, а всякое отступление от норматива воспринималось как патология или шаг в направлении к ней (ученая женщина - «синий чулок» и т. п.). Затем жесткий нормативизм уступил место идее континуума маскулинно - фемининных свойств. На основе этой идеи западные ученые в 1930--1970-х гг. сконструировали несколько специальных шкал для измерения маскулинности – фемининности, умственных способностей, эмоций, интересов и т. д. Эти шкалы предполагают, что индивиды могут в пределах какой-то нормы различаться по степени М и Ф. Однако свойства М - Ф представлялись при этом альтернативными, взаимоисключающими: высокая М должна коррелировать с низкой Ф, и обратно, причем для мужчины нормативна, желательна высокая М, а для женщины - Ф.  Вскоре, выяснилось, что далеко не все качества поляризуются на «мужские» и «женские». Кроме того, разные шкалы (интеллекта, эмоций, интересов и т. д.) в принципе не совпадают друг с другом. Индивид, имеющий высокую М по одним показателям, может быть весьма фемининным в других отношениях.

Новые, более совершенные тесты рассматривают маскулинность и феминность уже не как альтернативы, а как независимые, автономные измерения. Сравнение показателей одного и того же индивида по шкалам Мускулинность-Феминность позволяет вычислить степень его психологической андрогинии; андрогинными считаются индивиды, обладающие одновременно фемининными и маскулинными чертами, что позволяет им менее жестко придерживаться полоролевых норм, свободнее переходить от традиционно женских занятий к мужским и т. д. При этом выяснилось, что максимальное соответствие установок и реакций полоролевому стереотипу, т. е. высокая М у мужчин и высокая Ф у женщин,  не является гарантией благополучия. Высокая Ф у женщин часто коррелирует с повышенной тревожностью и пониженным самоуважением; эти черты тоже входят в набор фемининности.

Эти данные, конечно, не следует абсолютизировать, сами шкалы М-Ф неоднозначны. Одни исследователи измеряют интересы, другие - эмоциональные реакции, третьи - отношение к тем или иным аспектам мужских или женских социальных ролей.

Особенно важно, что практически все современные исследования проблем маскулинности описывают и анализируют статусы и проявления «мужественности» («мужчинности»), особенности формирования и функционирования мужского самосознания не в «общем и целом», а в вполне конкретной привязанности к определенной социальной общности, к специфической субкультурной среде. В этом контексте маскулинность можно представить как разнокачественную совокупность социокультурных характеристик, которыми должен обладать мужчина и при помощи которых он идентифицируется другими как мужчина в данной социальной среде в определенный период времени.

В заключении следует отметить, что последние исследования по изучению моделей маскулинности-феминности тесно соотносится с понятием гендера и в общественных науках рассматриваются как социальный пол, т. е. социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества (И.С.Кон); совокупность норм поведения и позиций, которые обычно ассоциируются с лицами мужского и женского пола в любом данном обществе, и предписывается им в этом обществе (Ш.Берн)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерные исследования и эстетический потенциал оппозиций грамматического рода

В статье рассматривается эстетический потенциал оппозиций грамматического рода существительных в русском языке....

Интегрированные уроки развивающего обучения «Понятия «целое» и «часть» в решении задач на уроках русского языка и математики"

Интегрированные уроки простроены в логике развивающего обучения. Используемые методы и приёмы позволяют расширить возможности учебной деятельности, раскрыть потенциал учащегося, увлечь предметным соде...

Интегрированные уроки развивающего обучения «Понятия «целое» и «часть» в решении задач на уроках русского языка и математики"

Интегригрированные уроки простроены в логике развивающего обучения. Используемые методы и приёмы позволяют расширить возможности учебной деятельности, раскрыть потенциал учащихся, увлечь предметным со...

О некоторых направлениях современных гендерных исследований в лингвистике

Данная статья посвящена основных направлениям современных гендерных исследований в лингвистике...

Предпосылки возникновения и развития гендерных исследований в психологии.

Ге́ндер — социальный пол, определяющий поведение человека в обществеи то, как это поведение воспринимается. Это то...

Маскулинность-феминность как понятия гендерных исследований. Часть 1.

Вопреки житейским представлениям, что половая принадлежность индивида «дана» ему чисто биологически, половая идентичность, т. е. осознанная принадлежность к определенному полу, есть резуль...