"Развитие личностных возможностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Современные пути и средства.
учебно-методический материал

Вилигурина Наталья Александровна
.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mo_korr.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

«Развитие личностных возможностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Современные пути и средства».

Составитель: Вилигурина Н. А.

       Современная культура характеризуется активизацией интереса к личности человека, в связи, с чем и в системе образования наметились сдвиги от получения определенного набора знаний к формированию самостоятельной, творческой, гибкой личности, способной действовать в соответствии с изменяющимися условиями, самосовершенствоваться и самообучаться.

Причиной этого становится стремительное изменение темпов жизни, усиление роли технологии в процессах обучения и воспитания, усложнение труда и социальной деятельности. Лавинообразный рост объемов доступной информации приводит к тому, что модель «передачи знаний от педагога к воспитаннику» перестает работать, так как современный объем знаний превышает возможности этого канала как на входе, так и на выходе.

В чем же принципиальная новизна современного подхода к формированию и развитию личности обучающегося?

Развитие личности обучающегося, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации перешло из разряда одного из возможных подходов к обучению, в разряд основных требований к результатам обучения детей в школе.

     Развитие личности в школе предполагает развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер учащегося, формирование позитивного отношения к себе и к миру, уверенности в себе, ответственности, познавательного интереса, мотивации к получению знаний и саморазвитию. Полное или частичное достижение данных результатов и может быть названо развитием личности обучающегося.  

Несомненно, наиболее целостное представление о различных сторонах развития личности обучающегося имеет классный руководитель и воспитатель, которые рассматривают достижения по сумме критериев оценки всех предметов, а также внеклассный воспитательный процесс. Следует сказать, что в формировании личностных качеств младших школьников с ОУ (ИН) необходимо  соблюдать оптимальный баланс между самоценностью детства и его своевременной социализацией. Таким образом, проблема  формирования  личностных  качеств обучающихся продиктована социальными запросами, предъявляемыми обществом к современному образованию, необходимостью приобщения их к системе общечеловеческих ценностей, воспитания у воспитанников патриотизма и национального самосознания.

Работа по личностному развитию уо (ин) воспитанников имеет ряд особенностей:

- в младшей возрастной группе необходимо формирование навыков общения в коллективной деятельности как основы новой социальной ситуации развития ребенка, обеспечивающей ему усвоение новой роли (воспитанник, успешный воспитанник) и формирующей его новое отношение к среде, самооценка черт характера (доброта, щедрость, честность, дружелюбие...)

- в средней возрастной группе развитие основ личностной самооценки, становление личностной позиции «Я — сам», «Я и другие», воспитание ответственности за свои поступки; формирование сочувствия к другим, развитие умения оказывать поддержку, принимать помощь другого, адекватно реагировать на попытку другого вступить в контакт и т.п.

     - в старшей возрастной группе актуальным становится восприятие и понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «общение», «коллектив», «доверие», «выбор». Осознание возможностей, достоинств и недостатков собственного «Я», овладение приёмами и методами самообразования и самовоспитания. Ориентация на социально ценные формы и способы самореализации и самоутверждения. Готовность объективно оценивать себя, отстаивать свою собственную позицию, отвечать за свои поступки и действия.

        С целью повышения познавательной активности, развития интереса к изучаемому материалу на занятиях  использую  информационно-коммуникативные технологии. Многие занятия провожу с  использованием компьютерных презентаций, особенно те, которые требуют наглядного представления материала. Использование компьютерных программ, анимации позволяет увидеть то, что на обычном занятии невозможно. Обучающиеся при этом ощущают себя активными участниками процесса обучения, получают новые знания, анализируют, сопоставляют, находятся в постоянном поиске. На своих занятиях я использую следующие  нестандартные формы работы с использованием ресурсов компьютера и мультимедиатехники: занятие-презентация, занятие-путешествие, занятие-игра, занятие-соревнование. На таких занятиях воспитанники с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ощущают себя активными участниками процесса воспитания, не боятся отвечать, проявляют активность, творческие способности, чувствуют себя успешными. И как следствие, повышается качество знаний обучающихся.

Воспитанники с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) почти всегда пользуются непреднамеренным (непроизвольным) запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание и кажется интересным. Располагая на слайде минимальное количество объектов, выделяем, при этом, центральный, проговаривая все, что видим, обсуждая все незнакомые объекты, я добиваюсь концентрации внимания и более успешного запоминания ребенком материала.

      Здоровьесбережение является одним из подходов в личностно- ориентированном обучении. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, провожу физкультпаузы, эмоциональную разрядку, зарядку для глаз, минутки для шутки, рефлексию, строго слежу за соблюдением обучающимися правильной осанки. Использование здоровьесберегающих технологий обучения позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), но и повысить эффективность учебного процесса.

         Применение игровых технологий на занятиях позволяет сделать изучаемый материал более увлекательным и запоминающимся, снять напряжение и способствует эмоциональной разрядке, позволяя частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии.  Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Например, я отметила появление интереса к изучению русского языка в процессе самоподготовки, лучшее усвоение грамматических понятий при использовании стихотворных упражнений. Очень нравятся детям занятия с элементами театрализации, наиболее часто я применяю этот прием при проведении самоподготовки.       

Через исполнение роли ребенок учится передавать свои чувства, эмоции, отношение к окружающей действительности. Играя роль, ребенок перевоплощается: слабый становится более сильным, неуверенный в своих силах – более уверенным, вживаясь в роль, дети познают мир с другой стороны, учатся видеть себя со стороны и во многом переоценивают свои поступки.  Детям нравятся занятия, на которых они становятся участниками сказочного сюжета, помогают сказочным героям, сами сочиняют свою сказку.

        Технология сотрудничества. Групповая работа, которая как раз и создает атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, сотрудничества, будучи тщательно продуманной, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания. Выбирая для себя работу в составе группы, обучающиеся «примеряют» различные роли: что помогает им раскрыть свои возможности, реализовать индивидуальные особенности. Выполняя задание, данное воспитателем, воспитанники распределяют обязанности, при помощи воспитателя, а при проверке задания каждый отчитывается о своей работе, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен и получит оценку своего труда.  Такая работа дает каждому воспитаннику ощущение значимости и причастности к общему делу, формируются навыки общения с взрослыми и сверстниками, чувство ответственности.

Задания при групповой, бригадной работе даю дифференцированные. Богатые возможности групповой, бригадной работы использую чаще на творческих занятиях. Сначала ребята выполняют эту работу самостоятельно, затем воспитатель проверяет качество ее выполнения у членов своей группы, а потом результаты обсуждаются в группе.  Часто использую работу в парах. Которая дает возможность даже обучающимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех группы. Плюсом данной работы является формирование самооценки личности, чувства самоуважения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоционального мира обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через применение нетрадиционных художественных техник рисования.

+Применение нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства создает условия для творческого самовыражения ученика. Техники способствуют: проявлению фантазии и творческого мышления...

Доклад "Развитие самостоятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках профессионально-трудового обучения".

В докладе рассмотрены основные направления и приемы развития самостоятельности на уроках профессионально-трудового обучения....

«Сказкотерапия, как эффективное средство развития эмпатии у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Сказкотерапия в работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) НА УРОКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

Статья на тему "Развитие творческих способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках профессионально - трудового обучения"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной деятельности учителя-дефектолога «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕМ, ПРОБУЕМ, ДЕЙСТВУЕМ»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАкоррекционной деятельности учителя-дефектолога«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕ...

Буклет на тему: "Игры и упражнения для развития памяти у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Игры и упражнения для развития памяти у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...