Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности "Развитие функциональной грамотности обучающихся. Модуль "Естественно-научная грамотность". 5-9 классы.
рабочая программа по географии
Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности развитие "Функциональной грамотности" по модулю "Естественно-научная грамотность" разработана в 2019 году и расчитана на 5 лет обучения (5-9) классы.Программа нацелена на развитие способности человека формулировать, применять и интерпритировать естественно-научные знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
estestvenno_nauchnaya_gramotn.docx | 37.09 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 138»
городского округа Самара
443052, Самара, проспект Кирова – 69
Тел/факс: 955-24-77. Е-mail: shkola138.samara@mail.ru
РАССМОТРЕНО на заседании МО классных руководителей Протокол № 1от 28 .08.19 Председатель МО классных руководителей ____________К.К. Баймукашева | УТВЕРЖДЕНО Приказом образовательного учреждения № от. 09 19 Директор _______ О.Б. Лаврушкин |
Рабочая программа курса
РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Модуль «Естественно - научная грамотность»
5-9 классы
Составил(а):
Зайнетдинова Р.Ш, учитель географии
Самара, 2019
Пояснительная записка
Актуальность
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.
В дальнейшем этот подход был признан односторонним.
Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.
В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.
Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?», - является PISA (ProgrammeforInternationalStudentAssessment). И функциональная грамотность понимается PISAкак знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISAв своих мониторингах оценивает и естественнонаучную грамотность.
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <...> обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».
Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом.
Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме.
Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества.
Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг. странами-участницами мониторингов PISAпоказали, что результаты оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.
Целеполагание
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Программа нацелена на развитие:
способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину;
способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активнуюгражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность;
способности человека приниматьэффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Характеристика образовательного процесса
Программа рассчитана на 5 лет обучения (с 5 по 9 классы), реализуется из части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений и/или внеурочной деятельности и включает модуль: естественнонаучная грамотность.
Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание модуля из расчета одного/двух часов в неделю в каждом класс- комплекте. Тем не менее, каждое образовательное учреждение индивидуально проектирует учебный план по каждой параллели и по каждому модулю.
Таким образом, количество часов на один год обучения в одном класс - 34ч, т.е по 1 ч в неделю:
18 часов для модуля естественнонаучной грамотности;
- 2 часа на проведение аттестации, завершающих освоение программы по соответствующему году обучения.
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.
В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
В 6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения поставленных перед учеником практических задач.
В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники должны овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое.
В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания.
В 9 классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем.
Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект.
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 рабочие программы курсов, в том числе внеурочной деятельности, разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом основных программ, включенных в ее структуру. В связи с этим, разработчики считают целесообразным проведение текущей (выполнение заданий в ходе урока), рубежной (по окончании каждого модуля), промежуточной (по окончании года обучения) и итоговой аттестации по данному курсу в форматах, предусмотренным методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся.
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности
Модуль «Основы естественно - научной грамотности», 9 класс
на 2019-2020 учебный год
№ занятия в году | Дата | Тема занятия | Виды деятельности |
1. | Ураган | Беседа, обсуждение, практикум. | |
2. | На сцену выходит уран. Радиоактивность. | Обсуждение, практикум, брейн-ринг. | |
3. | Искусственная радиоактивность. | Исследовательская работа, практикум. | |
4. | Изменения состояния веществ. | Проектная работа. | |
5 | Физические явления и химические превращения. Отличие химических реакций от физических явлений. | Обсуждение. Урок практикум. | |
6 | Размножение организмов. | Моделирование. Выполнение рисунка. Практикум. | |
7 | Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. | Беседа, обсуждение практикум. | |
8 | Закономерности наследования признаков. | Игра, урок-исследование, брейн- ринг, конструирование. | |
9 | Вид и популяции. Общая характеристика популяции. | Обсуждение, урок-практикум, моделирование. | |
10 | Экологические факторы и условия среды обитания. Происхождение видов. | Обсуждение. Практикум. | |
11 | Закономерности изменчивости: модификационная и мутационная изменчивости. | Обсуждение. Практикум. | |
12 | Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. | Обсуждение. Практикум. | |
13 | Потоки вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие экосистемы. Биосфера | Исследование. Интерпретация результатов в разных контекстах. | |
14 | Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере. Эволюция биосферы. | Исследование. Интерпретация результатов в разных контекстах. | |
15 | Антропогенное воздействие на биосферу. | Тестирование. | |
16 | Основы рационального природопользования. | Тестирование. | |
17 | Проведение рубежной аттестации. | ||
18 | Проведение рубежной аттестации. | ||
Итого |
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности
Модуль «Основы естественно - научной грамотности», 8 класс
на 2019-2020 учебный год
№ занятия в году | Дата | Тема занятия | Виды деятельности |
1. | Занимательное электричество. | Беседа, обсуждение, практикум. | |
2. | Занимательное электричество | Обсуждение, практикум, брейн-ринг. | |
3. | Магнетизм | Исследовательская работа, практикум. | |
4. | Электромагнетизм | Проектная работа. | |
5 | Строительство плотин. | Обсуждение. Урок практикум. | |
6 | Гидроэлектростанции. | Моделирование. Выполнение рисунка. Практикум. | |
7 | Экологические риски при строительстве гидроэлектростанций. | Беседа, обсуждение практикум. | |
8 | Нетрадиционные виды энергетики, объединенные энергосистемы. | Игра, урок-исследование, брейн- ринг, конструирование. | |
9 | Экологические риски при строительстве гидроэлектростанций. | Обсуждение, урок-практикум, моделирование. | |
10 | Внутренняя среда организма | Обсуждение. Практикум. | |
11 | Кровь. | Обсуждение. Практикум. | |
12 | Иммунитет. | Обсуждение. Практикум. | |
13 | Наследственность. | Исследование. Интерпретация результатов в разных контекстах. | |
14 | Системы жизнедеятельности человека. | Исследование. Интерпретация результатов в разных контекстах. | |
15 | Системы жизнедеятельности человека. | Тестирование. | |
16 | Системы жизнедеятельности человека. | Тестирование. | |
17 | Проведение рубежной аттестации. | ||
18 | Проведение рубежной аттестации. | ||
Итого |
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности
Модуль «Основы естественно - научной грамотности», 7 класс
на 2019-2020 учебный год
№ занятия в году | Дата | Тема занятия | Виды деятельности |
1. | Молекулярное строение твёрдых тел | Беседа, обсуждение, практикум. | |
2. | Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. | Обсуждение, практикум, брейн-ринг. | |
3. | Молекулярное строение жидкостей и газов. | Исследовательская работа, практикум. | |
4. | Механическое движение. Закон инерция | Проектная работа. | |
5 | Закон Паскаля. Гидростатический парадокс. | Обсуждение. Урок практикум. | |
6 | Деформация тел. | Моделирование. Выполнение рисунка. Практикум. | |
7 | Виды деформации. Усталость материалов. | Беседа, обсуждение практикум. | |
8 | Атмосферные явления | Игра, урок-исследование, брейн- ринг, конструирование. | |
9 | Ветер. Направление ветра. | Обсуждение, урок-практикум, моделирование. | |
10 | Ураган, торнадо. Землетрясение, цунами, объяснение их происхождения | Обсуждение. Практикум. | |
11 | Давление воды в морях и океанах. Состав воды морей и океанов. Структура подводной сферы. | Обсуждение. Практикум. | |
12 | Исследование океана. Использование подводных дронов | Обсуждение. Практикум. | |
13 | Растения. Генная модификация растений. | Исследование. Интерпретация результатов в разных контекстах. | |
14 | Внешнее строение дождевого червя, моллюсков, насекомых | Исследование. Интерпретация результатов в разных контекстах. | |
15 | Внутреннее строение рыбы. Их многообразие. | Тестирование. | |
16 | Пресноводные и морские рыбы. | Тестирование. | |
17 | Внешнее и внутреннее строение птицы. Эволюция птиц. Многообразие птиц. Перелетные птицы. Сезонная миграция | ||
18 | Проведение рубежной аттестации | ||
Итого |
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности
Модуль «Основы естественно - научной грамотности», 5 класс
на 2019-2020 учебный год
№ занятия в году | Дата | Тема занятия | Виды деятельности |
1. | Звуки живой и неживой природы | Беседа, обсуждение, практикум. | |
2. | Слышимые и не слышимые звуки | Обсуждение, практикум, брейн-ринг. | |
3. | Устройства динамика | Исследовательская работа, практикум. | |
4. | Шум и его воздействия на человека | Проектная работа. | |
5 | Строение вещества | Обсуждение. Урок практикум. | |
6 | Природные индикаторы | Моделирование. Выполнение рисунка. Практикум. | |
7 | Вода. Уникальность воды | Беседа, обсуждение практикум. | |
8 | Углекислый газ | Игра, урок-исследование, брейн- ринг, конструирование. | |
9 | Земля, внутреннее строение Земли.. | Обсуждение, урок-практикум, моделирование. | |
10 | Знакомство с минералами, горной породой и рудой | Обсуждение. Практикум. | |
11 | Атмосфера Земли. | Обсуждение. Практикум. | |
12 | Атмосфера Земли. | Обсуждение. Практикум. | |
13 | Уникальность планеты Земля. | Исследование. Интерпретация результатов в разных контекстах. | |
14 | Условия для существования жизни на Земле.. | Исследование. Интерпретация результатов в разных контекстах. | |
15 | Условия для существования жизни на Земле | Тестирование. | |
16 | Свойства живых организмов | Тестирование. | |
17 | Проведение рубежной аттестации | ||
18 | Проведение рубежной аттестации | ||
Итого |
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности
Модуль «Основы естественно - научной грамотности», 6а,6б классы
на 2019-2020 учебный год
№ занятия в году | Дата 6а | Дата 6б | Тема занятия | Виды деятельности |
1. | Тело и вещество. | Беседа, обсуждение, практикум. | ||
2. | Агрегатные состояния вещества. | Обсуждение, практикум, брейн-ринг. | ||
3. | Масса. Измерение массы тел. | Исследовательская работа, практикум. | ||
4. | Строение вещества. | Проектная работа. | ||
5 | Атомы и молекулы. Модели атома. | Обсуждение. Урок практикум. | ||
6 | Тепловые явления. Тепловое расширение тел. | Моделирование. Выполнение рисунка. Практикум. | ||
7 | Использование явления теплового расширения для измерения температуры. | Беседа, обсуждение практикум. | ||
8 | Плавление и отвердевание. | Игра, урок-исследование, брейн- ринг, конструирование. | ||
9 | Испарение и конденсация. | Обсуждение, урок-практикум, моделирование. | ||
10 | Кипение | Обсуждение. Практикум. | ||
11 | Представления о Вселенной. | Обсуждение. Практикум. | ||
12 | Модель солнечной системы. | Обсуждение. Практикум. | ||
13 | Модель Вселенной. | Исследование. Интерпретация результатов в разных контекстах. | ||
14 | Царства живой природы | Исследование. Интерпретация результатов в разных контекстах. | ||
15 | Царства живой природы | Тестирование. | ||
16 | Проведение рубежной аттестации. | Тестирование. | ||
17 | Проведение рубежной аттестации. | |||
18 | ||||
Итого |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа, календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Музыкальная студия» 3 – 4 класс
Рабочая учебная программа музыкальной студии для 3 -4 класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего обра...
Рабочая программа педагога по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся в урочное и внеурочное время
Работа учителя по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся сегодня стала неотъемлимой частью профессиональной деятельности педагога. Проводить эту работу в системе позволяет программа ...
Рабочая программа учебного курса по внеурочной деятельности интеллектуально-познавательной направленности «Изучаемый английский язык» для 5 классов
Рабочая программа является составной частью образовательной программы основного общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» (Ф...
Рабочая программа учебного курса по внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Мир лингвистики: английский язык» для 8 классов
Рабочая программа является составной частью образовательной программы основного общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» (Ф...
Рабочая программа"Выявление и развитие творческих и познавательных способностей обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности."
Рабочая программа....
Конструирование заданий по формированию математической грамотности обучающихся на краеведческих данных для 5 класса
В данной работе представлена историческая справка о Татарском государственном театре кукол "Экият". Построенное в виде сказачного замка-дворца здание театра является достопримечательностью г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по социальному направлению «Основы финансовой грамотности в старшей школе» для 10-11 классов
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ«Основы финансовой грамотности в старшей школе» для 10-11 классов С цель обучения школьн...