Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности "Развитие функциональной грамотности обучающихся. Модуль "Естественно-научная грамотность". 5-9 классы.
рабочая программа по географии

Зайнетдинова Рамиля Шамиловна

Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности развитие "Функциональной грамотности" по модулю "Естественно-научная грамотность" разработана в 2019 году и расчитана на 5 лет обучения (5-9) классы.Программа нацелена на развитие способности человека формулировать, применять и интерпритировать естественно-научные знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл estestvenno_nauchnaya_gramotn.docx37.09 КБ

Предварительный просмотр:

    муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 138»

городского округа Самара

443052, Самара, проспект Кирова – 69

Тел/факс: 955-24-77.  Е-mail:  shkola138.samara@mail.ru

РАССМОТРЕНО

на заседании МО классных руководителей

Протокол № 1от  28 .08.19

Председатель МО классных руководителей ____________К.К. Баймукашева

УТВЕРЖДЕНО

Приказом образовательного учреждения   №    от.   09 19

Директор _______ О.Б. Лаврушкин

Рабочая программа курса

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Модуль «Естественно - научная грамотность»

 5-9 классы

Составил(а):

Зайнетдинова Р.Ш, учитель географии

Самара, 2019

Пояснительная записка

Актуальность

Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.

             В дальнейшем этот подход был признан односторонним.

Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.

В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.

Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?», - является PISA (ProgrammeforInternationalStudentAssessment). И функциональная грамотность понимается PISAкак знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISAв своих мониторингах оценивает  и естественнонаучную грамотность.

Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <...> обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».

Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом.

Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме.

Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества.

Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг. странами-участницами мониторингов PISAпоказали, что результаты оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.

Целеполагание

Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.

Программа нацелена на развитие:

способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину;

способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активнуюгражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность;

способности человека приниматьэффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.


Характеристика образовательного процесса

Программа рассчитана на 5 лет обучения (с 5 по 9 классы), реализуется из части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений и/или внеурочной деятельности и включает  модуль: естественнонаучная грамотность.

Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание модуля из расчета одного/двух часов в неделю в каждом класс- комплекте. Тем не менее, каждое образовательное учреждение индивидуально проектирует учебный план по каждой параллели и по каждому модулю.

Таким образом, количество часов на один год обучения в одном класс -  34ч, т.е по 1 ч в неделю:

18 часов для модуля естественнонаучной грамотности;

  • 2 часа на проведение аттестации, завершающих освоение программы по соответствующему году обучения.

Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.

В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).

В 6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения поставленных перед учеником практических задач.

В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники должны овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое.

В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания.

В 9 классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем.

Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект.

В соответствии с приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 рабочие программы курсов, в том числе внеурочной деятельности, разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом основных программ, включенных в ее структуру. В связи с этим, разработчики считают целесообразным проведение текущей (выполнение заданий в ходе урока), рубежной (по окончании каждого модуля), промежуточной (по окончании года обучения) и итоговой аттестации по данному курсу в форматах, предусмотренным методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся.

                  Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности

Модуль «Основы естественно - научной грамотности», 9 класс

на 2019-2020 учебный год

занятия в году

Дата

Тема занятия

Виды деятельности

1.

Ураган

Беседа, обсуждение, практикум.

2.

На сцену выходит уран. Радиоактивность.

Обсуждение, практикум, брейн-ринг.

3.

Искусственная радиоактивность.

Исследовательская работа, практикум.

4.

Изменения состояния веществ.

Проектная работа.

5

Физические явления и химические превращения. Отличие химических реакций от физических явлений.

Обсуждение.

Урок практикум.

6

Размножение организмов.

Моделирование. Выполнение рисунка. Практикум.

7

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

Беседа, обсуждение практикум.

8

Закономерности наследования признаков.

Игра, урок-исследование, брейн- ринг, конструирование.

9

Вид и популяции. Общая характеристика популяции.

Обсуждение, урок-практикум, моделирование.

10

Экологические факторы и условия среды обитания. Происхождение видов.

Обсуждение. Практикум.

11

Закономерности изменчивости: модификационная и мутационная изменчивости.

Обсуждение. Практикум.

12

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

Обсуждение. Практикум.

13

Потоки вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие экосистемы. Биосфера

Исследование. Интерпретация результатов в разных контекстах.

14

Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере. Эволюция биосферы.

Исследование. Интерпретация результатов в разных контекстах.

15

Антропогенное воздействие на биосферу.

Тестирование.

16

Основы рационального природопользования.

Тестирование.

17

Проведение рубежной аттестации.

18

Проведение рубежной аттестации.

Итого

Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности

Модуль «Основы естественно - научной грамотности», 8 класс

на 2019-2020 учебный год

занятия в году

Дата

Тема занятия

Виды деятельности

1.

Занимательное электричество.

Беседа, обсуждение, практикум.

2.

Занимательное электричество

Обсуждение, практикум, брейн-ринг.

3.

Магнетизм

Исследовательская работа, практикум.

4.

Электромагнетизм

Проектная работа.

5

Строительство плотин.

Обсуждение.

Урок практикум.

6

Гидроэлектростанции.

Моделирование. Выполнение рисунка. Практикум.

7

Экологические риски при строительстве гидроэлектростанций.

Беседа, обсуждение практикум.

8

Нетрадиционные виды энергетики, объединенные энергосистемы.

Игра, урок-исследование, брейн- ринг, конструирование.

9

Экологические риски при строительстве гидроэлектростанций.

Обсуждение, урок-практикум, моделирование.

10

Внутренняя среда организма

Обсуждение. Практикум.

11

Кровь.

Обсуждение. Практикум.

12

Иммунитет.

Обсуждение. Практикум.

13

Наследственность.

Исследование. Интерпретация результатов в разных контекстах.

14

Системы жизнедеятельности человека.

Исследование. Интерпретация результатов в разных контекстах.

15

Системы жизнедеятельности человека.

Тестирование.

16

Системы жизнедеятельности человека.

Тестирование.

17

Проведение рубежной аттестации.

18

Проведение рубежной аттестации.

Итого

Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности

Модуль «Основы естественно - научной грамотности», 7 класс

на 2019-2020 учебный год

занятия в году

Дата

Тема занятия

Виды деятельности

1.

Молекулярное строение твёрдых тел

Беседа, обсуждение, практикум.

2.

Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах.

Обсуждение, практикум, брейн-ринг.

3.

Молекулярное строение жидкостей и газов.

Исследовательская работа, практикум.

4.

Механическое движение. Закон инерция

Проектная работа.

5

Закон Паскаля. Гидростатический парадокс.

Обсуждение.

Урок практикум.

6

Деформация тел.

Моделирование. Выполнение рисунка. Практикум.

7

Виды деформации. Усталость материалов.

Беседа, обсуждение практикум.

8

Атмосферные явления

Игра, урок-исследование, брейн- ринг, конструирование.

9

Ветер. Направление ветра.

Обсуждение, урок-практикум, моделирование.

10

Ураган, торнадо. Землетрясение, цунами, объяснение их происхождения

Обсуждение. Практикум.

11

Давление воды в морях и океанах. Состав воды морей и океанов. Структура подводной сферы.

Обсуждение. Практикум.

12

Исследование океана. Использование подводных дронов

Обсуждение. Практикум.

13

Растения. Генная модификация растений.

Исследование. Интерпретация результатов в разных контекстах.

14

Внешнее строение дождевого червя, моллюсков, насекомых

Исследование. Интерпретация результатов в разных контекстах.

15

Внутреннее строение рыбы. Их многообразие.

Тестирование.

16

Пресноводные и морские рыбы.

Тестирование.

17

Внешнее и внутреннее строение птицы.

Эволюция птиц. Многообразие птиц.

Перелетные птицы. Сезонная миграция

18

Проведение рубежной аттестации

Итого

Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности

Модуль «Основы естественно - научной грамотности», 5 класс

на 2019-2020 учебный год

занятия в году

Дата

Тема занятия

Виды деятельности

1.

Звуки живой и неживой природы

Беседа, обсуждение, практикум.

2.

Слышимые и не слышимые звуки

Обсуждение, практикум, брейн-ринг.

3.

Устройства динамика

Исследовательская работа, практикум.

4.

Шум и его воздействия на человека

Проектная работа.

5

Строение вещества

Обсуждение.

Урок практикум.

6

Природные индикаторы

Моделирование. Выполнение рисунка. Практикум.

7

Вода. Уникальность воды

Беседа, обсуждение практикум.

8

Углекислый газ

Игра, урок-исследование, брейн- ринг, конструирование.

9

Земля, внутреннее строение Земли..

Обсуждение, урок-практикум, моделирование.

10

Знакомство с минералами, горной породой и рудой

Обсуждение. Практикум.

11

Атмосфера Земли.

Обсуждение. Практикум.

12

Атмосфера Земли.

Обсуждение. Практикум.

13

Уникальность планеты Земля.

Исследование. Интерпретация результатов в разных контекстах.

14

Условия для существования жизни на Земле..

Исследование. Интерпретация результатов в разных контекстах.

15

Условия для существования жизни на Земле

Тестирование.

16

Свойства живых организмов

Тестирование.

17

Проведение рубежной аттестации

18

Проведение рубежной аттестации

Итого

Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности

Модуль «Основы естественно - научной грамотности», 6а,6б классы

на 2019-2020 учебный год

занятия в году

Дата

Дата

Тема занятия

Виды деятельности

1.

Тело и вещество.

Беседа, обсуждение, практикум.

2.

Агрегатные состояния вещества.

Обсуждение, практикум, брейн-ринг.

3.

Масса. Измерение массы тел.

Исследовательская работа, практикум.

4.

Строение вещества.

Проектная работа.

5

Атомы и молекулы. Модели атома.

Обсуждение.

Урок практикум.

6

Тепловые явления. Тепловое расширение тел.

Моделирование. Выполнение рисунка. Практикум.

7

Использование явления теплового расширения для измерения температуры.

Беседа, обсуждение практикум.

8

Плавление и отвердевание.

Игра, урок-исследование, брейн- ринг, конструирование.

9

Испарение и конденсация.

Обсуждение, урок-практикум, моделирование.

10

Кипение

Обсуждение. Практикум.

11

Представления о Вселенной.

Обсуждение. Практикум.

12

Модель солнечной системы.

Обсуждение. Практикум.

13

Модель Вселенной.

Исследование. Интерпретация результатов в разных контекстах.

14

Царства живой природы

Исследование. Интерпретация результатов в разных контекстах.

15

Царства живой природы

Тестирование.

16

Проведение рубежной аттестации.

Тестирование.

17

Проведение рубежной аттестации.

18

Итого

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Музыкальная студия» 3 – 4 класс

Рабочая учебная программа музыкальной студии для 3 -4  класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего обра...

Рабочая программа педагога по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся в урочное и внеурочное время

Работа учителя по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся сегодня стала неотъемлимой частью профессиональной деятельности педагога. Проводить эту работу в системе позволяет программа ...

Рабочая программа учебного курса по внеурочной деятельности интеллектуально-познавательной направленности «Изучаемый английский язык» для 5 классов

Рабочая программа является составной частью образовательной программы основного общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» (Ф...

Рабочая программа учебного курса по внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Мир лингвистики: английский язык» для 8 классов

Рабочая программа является составной частью образовательной программы основного общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» (Ф...

Конструирование заданий по формированию математической грамотности обучающихся на краеведческих данных для 5 класса

В данной работе представлена историческая справка о Татарском государственном театре кукол "Экият". Построенное в виде сказачного замка-дворца здание театра является достопримечательностью г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по социальному направлению «Основы финансовой грамотности в старшей школе» для 10-11 классов

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ«Основы финансовой грамотности в старшей школе»  для 10-11  классов          С цель обучения школьн...