Конспект занятия по обучению грамоте
план-конспект
Конспект занятия по обучению грамоте
«Звуки [ф, ф']. Буква Ф»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gramota_zvuki_f-f.docx | 20.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте
«Звуки [ф, ф']. Буква Ф»
Шиманская Е.М., воспитатель
Цель: Познакомить со звуком и буквой Ф.
Задачи:
Образовательные: Закрепить правильное произношение звуков [ф, ф'].
Продолжать учить выделять звуки [ф, ф'] на фоне слова.
Закреплять умение определять место звука в слове.
Учить писать букву Ф.
Развивающие:
Развивать фонематическое восприятие: умение выделять звуки [ф, ф'] в ряду звуков, слогов, слов.
Развивать навык звукового и слогового анализа и синтеза.
Воспитывающие:
Воспитывать чувство ответственности, выдержку, умение слушать товарища.
Повышать речевую активность.
Материалы и оборудование: Две игрушки: Фома (в синей одежде) и Филя (в зеленой одежде), фотоаппарат. Картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки [ф, ф']; фотоаппараты с вкладышами; звуковые линейки и фишки; картинки с изображением буквы Ф; простые карандаши.
Методы и приёмы: Словесный (вопросы, объяснение), наглядный (показ картинок), игровой, практический (звуковой анализ, составление предложений).
Предварительная работа:
Звуковой анализ слов.
Составление схем предложений.
Д.и. «Поймай звук»
Ход занятия:
1. Организационный момент
Логопед:Ребята, к нам в гости пришли два друга: Фома и Филя. Они принесли с собой фотоаппарат. Как называют человека, который фотографирует? Чем фотографирует фотограф? Что получается у фотографа, когда он фотографирует? Куда можно вставить фотографии? Как называется альбом с фотографиями? Где работает фотограф? (Ответы детей.)
2. Выделение первого звука в словах, характеристика звуков
Логопед: Я сейчас еще раз назову эти слова, а вы скажите, какой первый звук в этих словах (фотограф, фотография, фотоальбом, фотоателье).
Какой он, звук [ф]? (Твердый, согласный.)
В слове Филя – первый звук …(фь). Расскажите о звуке [ф']. (Мягкий, согласный.)
Звуки [ф, ф'] звонкие или глухие? (Глухие.) Объясните, почему эти звуки глухие?
3. Сообщение темы
Логопед:Сегодня мы будем слушать и произносить звуки [ф, ф'].
4. Дифференциация на слух звуков [ф, ф'] в ряду слогов
Логопед:Ребята, я буду называть звуки, а потом слоги. Вы, если услышите в звук [ф], хлопните в ладоши, а если – звук [ф'], топните ногой.
Называю слоги (фа, фы, фи, фо, фё, фя, фе, фэ…).
5. Дифференциация на слух звуков [ф, ф'] в ряду слов
Логопед:А сейчас я буду произносить слова. Если услышите звук [ф] в слове – хлопните в ладоши, а если – звук [ф'], подпрыгните.
Называю слова (футбол, филин, Африка, туфли, шарф, кофе…).
6. Игровое упражнение на развитие слогового синтеза
Логопед:Наши гости благодарят вас за помощь и предлагают поиграть в игру, которую они очень любят и часто в нее играют.
Я буду бросать мяч и называть два звука. А вы поймаете мяч и составите из этих звуков слоги.
Воспитатель бросает мяч, называя пару звуков, а дети составляют слоги (ф…а – фа, фь…и – фи, о…ф – оф и т.д.)
Затем воспитатель предлагает придумать слова с этими слогами: Филя и Фома пробовали подбирать слова с этими слогами, но, к сожалению, у них не получилось. Ребята, пожалуйста, помогите им, назовите слова со слогами, которые вы сейчас составили.
(Дети называют слова: фата, фотография, фикус, фуражка …)
7. Дифференциация звуков [ф, ф'] на слух
Логопед:Сейчас я буду произносить звуки. А вы, если услышите твердый звук [ф] – поднимите синий кружок, а если мягкий звук [ф'] – поднимите зеленый кружок.
Произношу звуки (ф, ф, фь, ф, фь,фь,ф…), а дети поднимают соответствующие кружки.
8. Игровое упражнение «Найди нужную фотографию»
Логопед:Фома и Филя сделали фотографии. Но перепутали их. Спорят, где чья фотография. Давайте им поможем, найдем авторов фотографий.
На фотографиях, которые делал Фома, изображены предметы, в названии которых есть твердый звук [ф], а на фотографиях, сделанных Филей, изображены предметы, в названии которых есть звук [ф'].
Воспитатель раскладывает «фотографии», а дети по очереди берут картинки, определяют наличие в них звуков [ф, ф'] и отдают Филе или Фоме.
9. Физминутка
Логопед:Филя и Фома, когда отдыхают, любят делать такую зарядку:
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку.
Руки в стороны, согнули,
Вверх подняли, помахали.
Спрятали за спину их и оглянулись
Через правое плечо, через левое еще.
Дружно присели, пяточки задели.
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз.
10. Определение места звуков [ф, ф'] в слове
Логопед:А теперь друзья просят вас помочь узнать, где же в словах, которые им очень нравятся, находятся звуки [ф, ф'] – в начале, в середине или в конце слова. Например, Филе очень нравится слово «флажок». Звук Ф в этом слове находится в начале. Сейчас Филя и Фома будут называть вам слова, а вы определите, где находятся звуки [ф, ф'] – в начале, в середине или в конце слова.
(Дети выполняют задание при помощи специальных звуковых линеек.)
11.Звуковой анализ слова Фома
Логопед:Я рассказала Фоме и Филе, что вы можете в их именах обозначить каждый звук цветной фишкой. И Фома попросил, чтобы вы на звуковой линейке выложили его имя.
12.Составление предложений по схеме
Логопед:Фоме и Филе прислали фотографии схем предложений. Но они сами не могут составить по ним предложения. Давайте поможем им.
13. Знакомство с буквой Ф
Логопед:Мы сегодня слушали и произносили звуки [ф, фь]. Эти звуки обозначают буквой Ф. Показываю картинку с изображением буквы Ф.
Логопед:На что похожа буква Ф?
(Дети отвечают.)
После того, как дети выскажут свое мнение, показываю картинки-символы и читаю стихи:
– Филин, два огромных глаза,
Букву Ф напомнит сразу.
– Всем известно без подсказки:
Буква Ф – как ключ от сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас.
Логопед:Встаньте и вы, поставьте руки на пояс. Посмотрите, вы стали похожи на букву Ф.
13. Печатание буквы Ф
Логопед:Посмотрите, как надо правильно писать букву Ф.
Показываю письмо буквы на доске. Затем дети пишут ее в тетради в клетку.
15. Итог
Логопед:Ребята, кто приходил к нам сегодня? Чему мы сегодня научились? Что узнали? С какой буквой познакомились?
Молодцы! Филя и Фома прощаются с вами и желают вам успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе" Звуки"К-Кь", Буква"К"
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе....
Конспект занятия по обучению грамоте "Путешествие в страну АБВГДейка"
Конспект занятия по обучению грамоте "Путешествие в страну АБВГДейка" с использования игровых приемов рассчитан на детей 6-7 лет для занятий в Школе раннего развития при учреждении дополнительного обр...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: Знакомство детей со звуком «с», «с\'». У нас в гостях Бабушка-Загадушка.
Знакомство детей со звуком «с», «с\'».У нас в гостях Бабушка-Загадушка. Программное содержание Познакомить детей со звуком «с», «с\'», сравнивать звуки по произношению и звучанию, обозначать и...
конспект занятия по обучению грамоте (звук и буква Й)
конспект занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет...
"Умники и умницы"-конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
Конспект логопедического заняти по обучению грамоте в подготовительной группе...
Конспект занятия по обучению грамоте ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Р-Л
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Приключения в стране Грамоты "
В конспекте подобраны игровые упражнения, направленные на закрепление навыка звукового анализа и синтеза состава слова, которые помагают нормализовать процесс фонемообразования и подготавливают детей ...