Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации обучающихся на уроках русского языка и литературы
статья
Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных как в педагогической науке, так и в образовательной практике. В. Я. Сухомлинский в свое время писал: «Для некоторой части школьников учение является бременем, а иногда и наказанием и мучением. Воспитатель, помни, что, если дело доходит до этого, ни о каком успехе этического воспитания не может быть и речи. Все другое в школе становится реальным и достижимым лишь тогда, когда человеку хочется учиться, когда в учении — в том, что он ходит в школу, читает, пишет, познает, — он чувствует радость и обретает человеческую гордость».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации обучающихся на уроках русского языка и литературы
( выступление на педагогическом совете)
На развитие и саморазвитие человека накладывает влияние среда, в которой он живёт и действует. Обретая в процессе жизнедеятельности определённый опыт (на основе внутренних потребностей), человек начинает свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять средой, одновременно совершенствуя и развивая свои способности, т.е. заниматься саморазвитием. Это значит, что необходимо обеспечить развитию ребёнка такое направление, которое было бы сообразно природе человека, вело бы к его самосовершенствованию, улучшению и развитию его природных данных.
Саморазвитие – это самоизменение, самоуправление, самовоспитание, самообучение. Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь школьнику осознать процессы и вызвать их мотивацию, научить управлять ими, ставить цели своего развития, т.е. подвести к самосовершенствованию.
Школьник должен хотеть и уметь развивать себя, самосовершенствоваться.
Основой, определяющей интенсивность и направление развития личности, являются потребности: социальные и духовные– потребности улучшать и совершенствовать себя. В основе развития познавательных потребностей лежат: любопытство, любознательность, интерес, склонность, осознанное самообразование, творческий поиск, стремление к истине.
«Потребность в самоутверждении: стремление иметь преимущество перед окружающими; занимать достойное место в обществе, быть уверенным в себе, быть не хуже других, становиться лучше и лучше, т.е. совершенствоваться.
Есть и отрицательные проявления этой потребности: стремление к власти, деньгам, славе даже путём обмана, присвоении чужого и т.д.
Потребность в самовыражении: стремление показать, проявить себя, свои способности, лучшие качества, нравиться другим и себе, желание общаться.
Потребность в самоопределении: поиск подходящей роли, своего места в жизни, в духовном поиске.
Потребность в самореализации: стремление быть счастливым, свободным, достичь своих целей, делать то, к чему чувствуешь предназначение, стать тем, кем хочешь (самореализоваться)»
Самореализация – это осуществление себя, использование своих возможностей, достижение личностных смыслов, целей, планов, своего предназначения в жизни.
Ведущей мотивацией является нравственно-волевая мотивация.
Ставка делается на самостоятельную творческую деятельность учащихся, рефлексию деятельности и своей позиции.
Стимулирующую роль играет «самоотметка». Выявилось, что у трети учащихся самооценка занижена. Изменить ситуацию помогает кропотливая индивидуальная работа. Успех в работе становится возможным благодаря реализации принципа педагогической поддержки, а это значит:
- верить в каждого ребёнка и его возможности;
- оценивать не личность, а действия, поступки;
- видеть ценность не только результата, а и самого процесса взаимодействия с ребёнком;
- проявлять внимание к каждому ребёнку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их;
- не торопиться с выводами;
- помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальности.
Начиная с 5-го класса и далее, понижается мотивация учащихся к познавательной деятельности, снижается количество учащихся, обучающихся на «отлично» и «хорошо».
Какие формы и методы стимулирования познавательной деятельности обучающихся я использую в своей практике?
- в 5 классе – похвала, оценка, включение в учебную деятельность с помощью игр, занимательных минуток, взаимопроверка, отметка, обзор лучших работ, соревнование.
- в 6 классе – познавательные игры, задания практического характера, словесное поощрение, отметка;
- в 7 -9 классах - познавательные игры, познавательные минутки, похвала, оценка, интересное, диффиринцированное домашнее задание, сравнение своих результатов с прошлыми, положительные эмоции учителя, обзор лучших работ.
Какие же условия способствуют развитию познавательного интереса?
1. Развитию познавательного интереса, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний, решает задачи проблемного характера.
2. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.
3. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьника ранее, также способствует повышению интереса к новому материалу.
4. Ни слишком лёгкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
5. Создание на уроке ситуации успеха для учащихся 5-9классов. Самый простой способ для создания ситуации успеха – определённость домашнего задания. Ученики чётко должны знать, что если они выполнят задание в полном объёме и рекомендуемым способом (пересказ, выделение главных тезисов, ответы на вопросы), то их ответ будет успешным. Для этого каждый урок оговаривается, что и как следует подготовить дома.
Задумываясь о том, каким должен быть современный урок , я вспоминаю известные слова Л.Н.Толстого: «Настоящее познание даётся сердцем, мы знаем только то, что любим». Из этого следует, что моя задача учителя — пробудить у ребёнка желание учиться.
Лучшим же средством развития личности является такая организация деятельности, которая побуждает учащихся к самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности.
Стараюсь в своей работе применять способы активизации познавательной деятельности учащихся:
1. Применение нетрадиционных форм урока: уроки - игры; уроки – практикумы, уроки творчества; уроки-зачеты; уроки-концерты; уроки-экскурсии; межпредметные уроки.
Например, в 9 классе - урок- практикум «Обличение несправедливости в стихотворении Г.Р.Державина «Властителям и судиям». «Памятник» - бессмертие поэта;
в 5 классе – урок литературы по теме «Л.Н.Толстой. Заочная экскурсия в Ясную Поляну. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник».
2. Использование нетрадиционных форм учебных занятий.
Проектные задания.
Например, на уроке литературы в 6кл. задаю домашнее задание: подготовить мини – проект об А.С.Пушкине, в 5 классе – мини – проект « Мой сказочный кумир».
3. Применение игровых форм, методов и приёмов обучения.
Игровые формы: ролевые, дидактические, организационно-деятельные: « Найди пару», « Сыграй сказку», « Помогите Незнайке исправить ошибку», « Помоги другу в поиске нужных ответов» и т.д.
4. Переход от монологического взаимодействия к диалогическому (субъект - субъектному). Такой переход способствует самопознанию, самоопределению и самореализации всех участников диалога.
5. Широкое применение проблемно - задачного подхода (системы познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций).
Виды ситуаций:
— ситуация-выбор, когда имеется ряд готовых решений, в том числе и Неправильных, и необходимо выбрать правильное (оптимальное);
— ситуация-неопределенность, когда возникают неоднозначные решения ввиду недостатка данных;
— ситуация-неожиданность, вызывающая удивление у обучаемых своей парадоксальностью и необычностью;
— ситуация-предложение, когда преподаватель высказывает предположение о возможности новой закономерности, новой или оригинальной идее, что вовлекает в активный поиск обучаемых.
6. Использование всех форм учебной работы учащихся. Формы учебной работы учащихся: коллективные, групповые, индивидуальные, фронтальные, парные.
7. Повышение удельного веса интерактивных методов обучения. Использую репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, исследовательский методы обучения.
Например: «Особенности русских пословиц и поговорок», «Капканы орфографии», «Что за прелесть эти сказки».
8. Систематическое использование различных дидактических средств: тестовые задания; дидактические карточки; проблемные вопросы; терминологические кроссворды и др.
9. Разработка и внедрение авторских развивающих дидактических приёмов.
1) «Хочу спросить» (любой ученик может спросить педагога или товарища по поводу предмета разговора, получает ответ и сообщает о мере соей удовлетворённости полученным ответом).
2) «Для меня сегодняшний урок ...» (ожидание от изучения темы, установка на объект изучения, пожелания в адрес организуемых занятий).
3) «Сообщи своё Я» (высказывание предварительного мнения о способе выполнения чего-либо: «Я бы, пожалуй, сделал так ...»).
4) Метод недописанного тезиса (письменно или устно: «Самым трудным для меня было . . .», «Я однажды наблюдал в жизни своей ...»).
10. Создание проблемной ситуации.
Тема «Дополнение», урок русского языка в 5 классе. Даются предложения: «Дуб повалил ветер. Мать любит дочь. Небо усеяли звезды. Направление указывает компас». Задание: подчеркните подлежащее и дополнение. Многие подчеркнут неверно, руководствуясь прямым порядком слов в предложении, что на первом месте чаще бывает подлежащее, не зная об инверсии. При проверке обнаруживается нарушение смысла. Вопросы побуждающего диалога:
Почему вы затруднились?
Почему перепутали подлежащее?
Какие знания вам необходимы, чтобы правильно определить подлежащее?
К чему вас приведет незнание тонкостей определения членов предложения?
Появляется новый член предложения, часто отвечающий на вопрос подлежащего. Что он делает в предложение? Какова же тема урока?
11. «Творческие мастерские»: составление кроссвордов и викторин, сообщения, доклады, сочинения, мини – зарисовки.
12. Работа с иллюстрациями. Ученики с интересом показывают не только их видение образов литературных героев или отдельных сцен произведения, но и показывают возникшую в результате процесса работы над художественным произведением личностную модель образа героя (эпизода и т.д.), иллюстрирование способствует еще более глубокому осознанию изобразительно-выразительных средств языка, помогает понять красоту художественного слова, настроение автора.
13.Развитию творческой активности учащихся способствует использованная мной технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧЧиП). Активно использую в своём арсенале такие приёмы данной техники:
∙Синквейн. Синквейн на тему «Деепричастие»( 7кл)
Деепричастие.
Неизменяемое, самостоятельное.
Принадлежит, обозначает, примыкает.
Соединяет в себе признаки глагола и наречия.
Особая форма глагола.
∙ Кластер «Морфемы» - корень, приставка, суффикс, окончание, основа.
∙ Клише ( образец, схема). Использую для подготовки к ОГЭ по русскому языку.Например, Клише для сочинения 15.3.
1. Тезис
На мой взгляд, человечность - это...(или)
По моему мнению, человечность - это... (или)
Мне кажется, что человечность - это... (или)
Я думаю, что человечность - это... (или)
Что такое человечность? Немногие над этим размышляют. Я считаю, что...
2. Аргумент 1
Обратимся к тексту Б. Васильева, в котором говорится о... (или)
В тексте Б.Васильев поднимает проблему...
В предложении № ... автор говорит о том, что... (или)
3. Аргумент 2
Свое мнения я могу подтвердить примерами из жизненного опыта... (или)
В жизни мы часто наблюдаем... (или)
Однажды я был свидетелем события, которое... Как-то раз...
4. Заключение
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что... (или)
Таким образом, можно заключить, что... (или)
В заключение я хочу сказать, что...
Одним из действенных средств повышения мотивации является отношение учителя к учащимся, к преподаваемому предмету. Стараюсь формировать на уроке положительное отношение к новым знаниям, создаю ситуации успеха, эмоциональный настрой на урок.
Целенаправленная работа по формированию учебной мотивации воспитывает личностные качества обучающихся, помогает повысить познавательную активность, ведет к росту качества знаний, позволяет повысить уровень обученности. Я помогаю ученикам сформировать в себе такие качества и ключевые компетенции, которые позволят им свободно и уверенно чувствовать себя в обществе, определить свои ценностные ориентации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы
Мой педагогический опыт....
Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы в 5 – 11 классах._______________________________________
Обобщение опыта....

Создание условий для самоактуализации и самореализации обучающихся на уроках русского языка и литературы
Доклад на педагогические чтения о технологии "Педагогические мастерские" . Опыт применения технологии....

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы.
В условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика, подготовка школьника ка...

Исследование, как вид познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы.
Исследование, как вид познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы....

Выступление на педагогическом совете «Реализация методов стимулирования мотивации у глухих обучающихся на уроках русского языка и литературы»
Выступление из опыта работы: " Реализация методов стимулирования мотивации у глухих обучающихся на уроках русского языка и литературы"...

Методические рекомендации по проектированию учебно-познавательной деятельности школьника на этапе целеполагания (на примере уроков русского языка и литературы).
В числе педагогических проблем современного школьного образования особое место занимает проблема целеполагания.Проблема целеполагания актуальна для учащихся, потому что впереди их ждет жизнь, нап...