Конспект урока истоков в 8 классе по теме: «Как Василий Суриков создал образ героя»
план-конспект урока (8 класс) на тему
Цель урока: помочь учащимся осознать и научиться уважать колоссальный труд художника при создании образа героя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока истоков в 8 классе по теме: «Как Василий Суриков создал образ героя» | 1.88 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №2 г. Волгореченска Костромской области
Конспект урока истоков в 8 классе по теме:
«Как Василий Суриков создал образ героя»
Выполнила учитель
истоков и ОРКСЭ
Введенская Е. А.
2010 г
Тема урока:» «Как Василий Суриков создал образ героя»
Цель урока: помочь учащимся осознать и научиться уважать колоссальный труд художника при создании образа героя.
Задачи:
- показать учащимся трудный и кропотливый путь создания образа художником;
- познакомить с жизнью и творчеством В. И. Сурикова;
- показать, как патриотическое чувство становится источником создания образа героя;
- воспитывать уважение к героическому прошлому своей страны, любовь к Родине и ее героям;
- показать истоки душевной силы и стойкости героев-победителей В. Т. Ермака и А. В. Суворова;
- развивать коммуникативные умения учащихся, образное мышление, навыки устной речи.
Основные категории, понятия, осваиваемые учащимися:
художественный образ, средства создания образа, композиция, творческий поиск
Литература, оборудование, инструментарий:
- Презентация «Как Василий Суриков создавал образ героя»
- рабочая тетрадь «Истоки» для 8 класса II часть
- А. В. Камкин, учебник «Истоки» 8 класс
- С. Григорьев «Александр Суворов», Москва, 2004 год
- «Непознанный мир веры», Москва, 2003 год
Ход урока:
- Вводный этап: орг. момент, присоединение.
- Здравствуйте, я рада вас видеть. Вы не видите темы урока на доске, я напишу ее позже. А что будем делать на уроке? Сегодня мы постараемся увидеть, как выглядит воинская слава, услышать, как кисть художника скользит по полотну, и почувствовать уважение и благодарность к гениальному художнику-труженику.
2. Основной этап урока:
- Мнемотехника
Учащиеся записывают ряд слов: храбрость, Сибирь, стяг, река, весла, дым, натиск, вера в победу, кони, добрая память, герой.
После проверки работы вопросы учителя:
- В какую общую картину могут сложиться эти слова?
Показывается слайд с картиной «Покорение Сибири Ермаком».
- Присутствуют ли на этой картине все записанные словесные образы?
Слово о теме урока, запись ее на доске.
- Картина впечатляет, ее размер – 6 на примерно 3 метра. Картина В. Сурикова – чистое и правдивое окно, через которое мы видим волнующую и живую страницу истории. Каждое лицо на картине, жест солдата, деталь его одежды – кропотливый труд живописца…
- Рассказ учителя о художнике и его творчестве с показом презентации.
- Работа с картиной «Покорение Сибири Ермаком», (форма работы – беседа)
Работа с термином «композиция», записанным на доске.
Беседа сопровождается показом слайдов презентации.
- работа с передним планом картины
- Почему на переднем плане картины мы видим войско Ермака?
- Какое ощущение это дает?
- Какую роль играет стяг с образом Спаса Нерукотворного?
- Как художнику удалось передать стремительность и накал битвы?
- Почему мы не только видим, но и слышим эту картину?
Работа с образом Ермака.
- второй план картины
- Что видим на втором плане?
- Каково настроение войска противника?
- Как живописец это показал нам?
- третий план
- Кого видим на заднем плане?
- Где картина темнее, где светлее? Обратите внимание на совсем темные силуэты врагов на горизонте.
- Как цветовое решение картины способствует реализации ее идеи?
- Работа с картиной «Переход Суворова через Альпы».
- Обратимся к образу великого полководца. Я предлагаю вам его словесные художественные образы. Три группы получают тексты №1, №2 и №3. Ваша задача – прочитать текст, выделить черты характера А. В. Суворова, раскрывающиеся в этих эпизодах.
Текст №1
Вот, например, как вспоминает о своих встречах с Суворовым шведский генерал Густав Армфельдт (1757 – 1814): « Суворов пригласил меня обедать в 8 часов утра. Я пришел и застал его при богослужении. Он читал большую книгу, бросался на землю (то есть клал земные поклоны), а потом пошел, взял музыкальные ноты, по которым он долго напевал вполголоса, рассматривая, прежде чем отдать их мальчикам, состоявшим в полках певчими, и певчим хора. Церковь была совершенно устроена. Меня уверяли, что там всего доставало и что все возилось на шести лошадях.
Это – единственный личный обоз князя-генералиссимуса. Потом мы сходили с лестницы через двор и вошли в лачужку, где была жара невыносимая. Совсем маленькая комната с кроватью, столом и четырьмя стульями составляла спальню и рабочий кабинет Суворова. Другая, также совсем маленькая, была его столовая и зала. Мы сели за стол – я рядом с ним, и трапеза состояла из самой невкусной русской постной пищи».
Все тут характерно для Суворова, любившего церковь. Интересно еще и следующее место из воспоминаний Армфельдта: «Третьего дня мы обедали у старика… Между многими странностями, которые он говорил, было, однако же, и много удивительных слов и выражений… Когда мы встали из-за стола, он сказал: «Господа, не английские деньги, не русские штыки, не австрийская кавалерия и тактика, не Суворов водворят порядок и одержат победы с желанными последствиями, а справедливость, бескорыстие, которые внесут в политику прямота, благородство и порядочность, привлекающие сердца, - вот чем можно достигнуть всего».
«Непознанный мир веры»
Текст № 2
…От фельдмаршала Потемкина Суворов получил в Измаиле очень любезное поздравительное письмо, но в нем за дружескими любезностями сквозили досада и неприязнь. Потемкин завидовал и не умел скрыть зависти своей. Встреча с Потемкиным не сулила доброго, хотя Суворов знал, что фельдмаршал готовит ему торжественную встречу.
На колдобине тряхнуло. Суворов очнулся от забытья и крикнул ямщику:
- Стой! Колесо сломалось!
Ямщик осадил коней. Суворов выпрыгнул из повозки, и ямщик слез с козел. Подъехал на своей паре Дубасов.
- Ах ты, бездельник! – встретил подошедшего Дубасова Суворов, указывая на правое заднее колесо своей повозки. – Говорил я тебе, что надо починить повозку! Видишь, колесо развалилось.
Ямщик смотрел то на колесо, то на Суворова в тупом недоумении: колесо-то целехонько!..
- Экое диво какое: ведь было совсем здоровое колесо – и в черепья рассыпалось! – сказал Дубасов, ничуть не удивляясь. – И ехать-то осталось 20 верст. Есть ли у тебя, друг, топор?
- Как топору не быть! – ответил ямщик.
- Поди-ка, друг, в лес, выбери там дубок вершка на два да сруби, - распорядился Дубасов. – Придется заместо колеса слегу подвязать.
- Да колесо-то ведь цело!
- А ты, друг, тверез ли? – спросил ямщика Суворов. – Ступай и делай, что велят.
Ямщик достал из передка топор, пошел в лес и срубил дубок. Колесо сняли, и вместо него к оси подвязали слегу.
- Вот морока, - дивился ямщик.
Подняв колесо, он крепко постукал им по земле.
- Колесо-то ведь цело!
Суворов молча забрался в повозку и велел ехать тише. Слега чертила по земле; позади шажком тащилась тележка Дубасова. Суворов заснул.
В Яссы въехали ночью. На заставе Суворова не узнали. Он велел ехать не во дворец Потемкина, а к старому своему приятелю, майору Непейсыну.
…Потемкин поднялся с постели раньше обычного, и от этого дурное настроение его усилилось. Повторять вчерашнюю церемонию встречи Потемкин не хотел: неужто ждать подряд несколько дней, ставить у дворца почетный караул…
…Суворов, смеясь, с резвостью мальчика, прыгая через три ступеньки, взбежал по лестнице. Фельдмаршал и Суворов обнялись и расцеловались, для чего Потемкину пришлось нагнуться.
- Чем я могу наградить ваши заслуги, граф Александр Васильевич?
Суворов ответил:
- Ничем, князь. Я не купец и не торговаться приехал…Потемкин побледнел и молча двинулся в зал.
С. Григорьев «Александр Суворов»
Текст № 3
…«Мне солдат дороже себя», - говорил Суворов. Всей душой любил он русского солдата, и солдат отвечал ему такой же любовью.
И крепостные русские крестьяне быстро превращались под начальством Суворова в отлично обученных «чудо-богатырей».
«Пуля – дура, штык – молодец!» - говорила суворовская наука побеждать…
Чтобы развить смекалку в солдатах, Суворов иногда задавал неожиданные вопросы, требуя быстрых ответов. Бывалые суворовские солдаты повторяли его вопросы молодым. У бивачных костров в перерыве строевых занятий, в передышку на работах разговоры солдат вертелись около того, как надо отвечать Суворову. Однажды такой разговор начался во время «раскурки» у огня.
- А уж вывертывайся, как знаешь. Ну, отвечай мне, будто я сам Суворов.
- Ладно.
- Чего ладно? Вишь, развалился. Раз я Суворов – встряхнись, встань стрелкой, гляди весело! Во-во, так! Не пальцами шевели, а мозгами… Ваньтя!
- Есть такой!
- Где вода дорога?
- Вода в ведре, а рога у коровы. Я это, дедушка, еще в деревне слыхал.
- Так, молодец, чудо-богатырь. Ну-ка еще, Ваньтя… Долга ли дорога до месяца?
Солдат прищелкнул языком, сдвинул шапку на глаза, посмотрел в небо и почесал в затылке. Капрал повторил вопрос, обращаясь к старому солдату.
- Капрал!
- Здесь!
- Долга ль дорога до месяца?
- Два суворовских перехода, господин капрал!
Ваньтя сорвал шапку с головы и ударил о землю.
- Эх, Ваньтя, не догадался! – кричали молодые солдаты. – Поднапрись, Ваня!
- Погоди, постой, товарищи! Дедушка, загадывай еще, ну-ка!
- Ваньтя!
- Здесь, господин капрал!
- Когда вода дорога?
- Когда пить захочется, господин капрал!
Солдаты захохотали.
- Оно хоть и не так, а верно. Вода на пожаре дорога… Где железо дороже золота?
- На войне, дедушка.
- Молодец, из тебя толк будет.
- А ты еще ему скажи, когда и Суворову «не могу знать» можно ответить, - посоветовал кто-то.
- Бывает, что и так.
- Когда же это, дедушка?
- А вот Суворов спросил однажды солдата: «Что такое ретирада?» А ретирада, надо тебе, хлопец, знать, означает «отступление». Всем известно, что Суворов отступать не любит. «Что есть ретирада?» Солдат, глазом не моргнув, отвечает: «Не могу знать!» Суворов инда подпрыгнул: «Как!» «Да так! У нас в полку такого слова нет». Суворов прямо как рафинад в чаю растаял. «Хороший полк», - говорит. Обнял и поцеловал солдата. Если тебя Суворов спросит: «Что такое сикурс?» (значит, «прошу помощи») или: «Что есть опасность?» - смело отвечай: «Не могу знать! У нас в полку такого слова нет!»…
С. Григорьев «Александр Суворов»
Устные ответы учащихся от каждой группы.
- Как художник показал выявленные вами черты характера великого полководца на картине?
- Сравним средства создания образа в художественном произведении и в произведении живописи. (Средства прописаны на доске).
Художественное произведение | Живопись |
Словесный портрет | портрет |
Поведение, поступки, одежда, вещи | Мимика, жесты |
Речь | Одежда, предметы быта |
Характеристика другими персонажами | Окружающая обстановка, пейзаж |
Внутренний монолог | Цвет, освещенность, ритм цветовых пятен, фактура и манера наложения красочных мазков |
Образы природы… | Композиция, ракурс, угол зрения, пропорции… |
- Активное занятие «Образ героя» (рабочая тетрадь II часть, стр. 19-20 – работа в четверке).
- Заключительный этап:
- Обобщение учителя
- Моральное вознаграждение, оценки
- д/з: мини-сочинение «Мой образ героя» (В. Т. Ермак или А. В. Суворов) или рисунок на эту тему, прочитать статью учебника на стр. 66-68.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока в 3 классе на тему "Описание внешности героя сказки"
Основная цель занятия-актуализация знаний учащихся по лексике "внешность.части тела"...
Краткий конспект урока для 9 класса по теме "Образ Наполеона".
Материал содержит краткую запись основных этапов урока "Образ наполеона в зеркале физиогномики", а также презентацию по данному уроку.Основная используемая технология работы: технология критического м...
Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.
ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями, развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...
Конспект урока в 10 классе по теме: "Нравственные уроки святителя Иоасафа епископа Белгородского".
Вопросы духовности и нравственности в современной дидактике имеют первостепенное значение. выдающийся русский философ В.О.Ключевский писал:"Исследование развития народной духовной жизни - вот в чем со...
Презентация урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику "Spotlight"; Конспект урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику Spotlight
Программа семинара учителей английского языка на тему: «Активные формы и методы обучения в условиях реализации ФГОС"Презентация на тему "Активные методы обчения на уроках английского я...
План-конспект урока физкультуры (6 класс) по теме: Урок. Гимнастика с элементами акробатики.(6 класс)
Совершенствование техники кувырков вперёд слитно; закрепление выполнения акробатического элемента «мост» из положения стоя с помощью...
конспект урока в 5 классе "Н.А. Некрасов и его женские образы"
Обзорная и сравнительная характеристика женских образов в произведениях писателя....