«У истоков родной культуры»
материал
Мастер-класс по представлению уникального опыта творческой деятельности на основе синтеза искусств «У истоков родной культуры» на примере студии ансамбля ложкарей «Ладушки» МАОУ СОШ №17.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс по представлению уникального опыта творческой деятельности на основе синтеза искусств «У истоков родной культуры» на примере студии ансамбля ложкарей «Ладушки» МАОУ СОШ №17.
время | |
1. Игра в «ассоциации» Добрый день, коллеги. Я руководитель одного из творческих коллективов нашей школы - «Студии ложкарей «Ладушки». Почему студии, об этом поговорим чуть позже, а пока хотела бы вас спросить – что такое в ВАШЕМ представлении АНСАМБЛЬ ЛОЖКАРЕЙ? Как Вы его видите? (ответы участников конференции). А вот ещё вопрос - по Вашему мнению, к какому направлению его возможно отнести? Ну вот, например, на концерте, на конкурсе - в какой номинации вы бы заявили такой коллектив? (ответы участников конференции). Да, в наше время ансамбли ложкарей всё больше набирают популярность. Коллективы такого направления так и работают – звучит фонограмма или играет баянист, или аккордеонист и дети сидя играют ритмическую композицию, чаще всего используя очень похожие ритмы и удары. И ВЫ отметили, что это инструментальное направление, что и есть, в общем то, истинная правда. На многих конкурсахи я заявляю наши коллективы именно в эту номинацию. Но с каждым разом, всё больше задаюсь вопросом к себе – а в какую номинацию мы более подходим. И жюри порой бывает в тупике – как нас оценивать? Почему? А давайте посмотрим один из примеров… | (1.30) |
1а. Ролик «В русском стиле» | (4 м.) |
2. Синтез – почему и зачем? Вот один из примеров наших композиций? Думаю, после данного просмотра и ВЫ СОГЛАСИТЕСЬ С МОИМ ВОПРОСОМ? Так какой же, всё-таки, это жанр? И думаю – ответ напрашивается сам – всё-таки, если работать с коллективом так, чтобы это было интересно, информативно, воспитательно, образовательно – по большому счёту это СИНТЕЗ ИСКУССТВ, ОБЪЕДИНЕНИЕ ЖАНРОВ. Конечно на основе МУЗЫКАЛЬНОГО, ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ. В моём понимании, как руководителя детского, любительского, творческого коллектива очень важно в детях воспитать понимание ЭСТЕТИКИ искусства, которым они занимаются. В это понимание заложено множество факторов. Один из ВАЖНЫХ (наряду с точностью исполнения) это то, что наше творчество не только слуховое (то, что мы слышим), но и на 50% визуальное (то, что мы видим). А значит очень важно полноценно, грамотно, доступно, элегантно представить на любой сцене Музыку, которая несёт определённую идею, в ней заложенную. Конечно, нескольких минут будет недостаточно, чтобы глубоко освятить всю полноту работы нашего творческого направления. Здесь продумывается всё – от выбора или создания фонограммы, от ритмической основы, от движений, свойственных определённому стилю, жанру музыки до мельчайших деталей в каждом движении, до разработки костюма, который отражает суть создаваемой музыкальной картинки (ведь, согласитесь, не очень понятно будет исполнение, например, еврейской темы в русском народном костюме) и даже до рассадки детей в ансамбле. Что бы воплотить идею от создания фонограммы до конечного воплощения, отслушивается множество оригинальной музыки, разных композиций в разных исполнениях, отсматривается множество видео танцев разных народов, разных стилей, разных направлений. Для чего? А всё для того, чтобы умело ввести их в композицию, и что бы они не помешали, а дополнили её колоритом, красками, определённой историей. Важно так же как всё это сочетается с основным направлением – инструментальный ансамбль… Как часто я детям говорю – наше искусство – это не только правильно сыграть… это определённого рода – танец, только с музыкальным инструментом в руках, это маленький музыкальный театр – где мы играем маленький спектакль без слов, или живая картинка - где мы рисуем образ музыки | (2 м.) |
2а. Ролик с фланкировкой | |
3. Истоки культуры(Ещё и история, и краеведение) И эти знания тоже надо дать детям… КАК нарисовать картинку, если ты не знаешь истоки, историю, если ты не видел примеров?… Это не возможно! А значит, пусть хоть не много, но мы знакомимся с той музыкой которую играем через разные средства – просматриваем на репетициях (или дома, с привлечением родителей) различные ансамбли и исполнителей нашего направления, профессиональные музыкальные ансамбли, оркестры, танцевальные коллективы, стараясь подметить тонкости исполнения, структуру и механику движений, их особенности соответственно жанру, стилю или народности (например играя татарскую музыку знакомимся с татарскими танцами, еврейские мелодии – смотрим в разных вариациях от бытовых до профессиональных танцев, изучая казачию композицию – смотрим видеоуроки по фланкировке и отсаматриваем особенности поведения в танце исполнителей, и т.д.). Всё это несомненно отражается в воплощении в наших композициях. Вот несколько примеров, в которых отражается то, о чём выше сказано | (1.10) |
3а. Ролик (сборный) – Еврейская, Чарсльстон, Варенька, Тарантелла, Яблочко. | |
4. Консолидация педагогов – союз, сотворчество Конечно, я музыкант. Не танцор, не актриса. Не чтец. И что бы воплотить многие мои идеи, моего энтузиазма, моих знаний не хватает. Идея хороша тогда, когда она имеет достойное воплощение. И когда есть возможность, и самой научиться и правильно научить детей мы к этому обращаемся. Поэтому (а вы чётко увидели в наших композициях) возникла необходимость привлечения к работе с коллективом и профессионального хореографа. И это не только для того, чтобы помочь с разработкой каких-то элементов, а прежде всего – базовая хореография на регулярной основе, как одна их обязательных репетиционныхформ обучения, которая дала большой толчок в двигательном развитии детей. А значит, многие элементы при изучении новых композиций даются детям и проще, и легче, а также изучая профессиональные термины и мне легче преподать детям выполняемые элементы. На что раньше уходило по несколько репетиций, теперь делается за 10 минут. И главное – что все мы понимаем друг друга. | (1.10) |
4а. Маленький ролик с занятий хореографией | |
5. Родители– командность, союзничество, вовлечение в творчество, в проекты (семья как основа), продвижение творчества детей. Ещё один из основополагающих аспектов успешной, стабильной деятельности коллектива – это союзничество, сотворчество с родителями. Ведь, всем вам хорошо на практике знакомо – если родители заинтересованы, видят в деятельности детей перспективу, понимают, наблюдая за ребёнком что какой-то вид деятельности положительно, развивающе на него влияет, то и ребёнок считает это своим важным делом. А значит вовлечение родителей в активную поддержку коллектива должно стать не маловажной деталью для руководителя. Что и происходит в нашем коллективе с первых же дней вступления ребёнка в коллектив. Для этого существуют чаты с родителями, где сначала мною лично информируются родители о репетиционной работе в кабинете, даются рекомендации как заниматься дома, на что обратить внимание, что посмотреть, почитать. В следствии этого часто родители бывают на репетициях и уже сами отправляют в чаты увиденную своими глазами информацию. Постепенно, целыми семьями, включая и пап, и бабушек-дедушек, втягиваются в весь творческий процесс… Что это значит?... а многое… Вместе с ними решаются многие вопросы. Участие в конкурсах, помощь в организации различных выездов, родители помогают и друг другу в доставке детей на площадки выступлений, в сценической подготовке детей. В больших и дальних поездках (как например в Тюмень, Казань, Санкт-Петербург, в Москву) у нас никто никогда не остаётся без внимания. Заранее обсуждается «кураторство» родителей над детьми, тех, кто едет без родителей. Многие вопросы родители берут на себя, облегчая и мои заботы.Большую помощь и заинтересованность они проявляют и в подготовке образа детей на сцене в будущих композициях. Вместе мы решаем и какой будет костюм, и как организовать его приобретение, учитывая любую мелочь – вплоть до того какие будут носки (представляете?). Конечно, помощь родителей велика, и они становятся ПОЛНОПРАВНЫМИ И ЦЕННЫМИ ПАРТНЁРАМИ РУКОВОДИТЕЛЯ. Родители на столько вовлечены в процесс, что организовали каналы в соцсетях, где освещают творчество детей и продвигают его. И настолько привыкли к насыщенному графику, что порой, если три-четыре недели нет каких-то выступлений, какого-то движения, то даже они начинают скучать и можно сказать требовать от меня, чтобы по быстрее что-то организовать. | (2.10) |
5а. Ролик с родителями(маленький, на фоне речи) (из метро например, и разные площадки) | |
6. Социальные партнёры – расширение границ от любительского до профессионального содружества, партнёрства В деятельности любого коллектива важна перспектива развития, результат – к чему придём, чего достигнем. И если творчество успешное, если в деле, которым занимаем мы не ищем «лёгких путей» и не относимся к нему как простой кружковой работе, лишь бы дети не скучали и были хоть чем-то заняты, а стремимся к возможному профессионализму то могут открываться перед детьми и новые возможности. Одна из таких – это живое общение с профессионалами. Причём практическое, партнёрское воплощение ВМЕСТЕ с ними. Не часто ансамблям ложкарей удаётся сотрудничать с профессионалами, но нашему коллективу в результате серьёзного отношения к своему творчеству, посчастливилось. Нас заметили. Профессионалам интересно стало воплотить некоторые проекты вместе с ними. Дети же в свою очередь воочию увидели и узнали, как работают профессиональные музыканты, как они общаются, как относятся к своему делу, что так же имеет свой и воспитательный и образовательный эффект. Ну и конечно, это и своего рода СТИМУЛ к дальнейшему творчеству. Ярким примером такого сотрудничества стали приглашение коллектива на русский народный телеканал «Жар-Птица», где записана большая передача о коллективе и дети имели возможность пообщаться с залуженным артистом России Николаем Падуковым, дважды ребят (две разных группы) приглашали на телеканал «Россия-Урал» на передачу «Доброе утро». Большим событием стали приглашения на значимые события в культурной жизни нашего города, которые требовали и создание новых композиций и большой качественной их подготовки. Ведь там дети выступали на ряду с профессионалами и вместе с ними – это выступление в Свердловской государственной филармонии на памятном юбилейном концерте Владимира Зыкина, руководителя профессионального ансамбля «Аюшка» и памятном концерте виртуоза балалаечника ШаукатаАмирова, где коллектив выступал в сопровождении ансамбля «Русичи». | (1.50) |
6а. Ролик – Филармония- Аюшка-Зыков, Русичи-Амиров | |
7. Итог. Такой, не побоюсь, смелый подход, подход, возможно даже, новаторский (за что я была отмечена на одном из конкурсов дипломом «за новаторство в сохранении традиционного русского искусства») привёл наших детей на сцену Государственного кремлёвского Концертного Зала, где нам посчастливилось выступить с оркестром «Фонограф» под управлением Сергея Жилина и блистательной певицей Этери Бериашвили | |
7а. Ролик из Кремля |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Истоки родного искусства. Пейзаж родной земли."
В помощь учителям изобразительного искусства, работающим в 4 классе по программе под редакцией Б.Неменского....

Приобщение детей к истокам национальной культуры на уроках родного языка
Как сегодня в современных условиях приобщить подростков к народным традициям, подтолкнуть их к осознанному изучению культуры своего родного края? . Особо благодатную почву для реализации регионал...

Конспект урока "Истоки родной культуры" (5 класс) по ОДНКНР
Данный материал может быть полезен учителям ОДНКНР....

Методическая разработка цикла занятий по курсу ОДНКНР (Раздел I «Россия – наш общий дом») Занятие 1. Тема «Истоки родной культуры» Занятие 2. Тема «Материальная культура» Занятие 3. Тема «Духовная культура»
В методической разработке представленные уроки входят в первый тематический блок «Россия – наш общий дом». Данный цикл занятий связан с понятием «культура».Так на п...

Урок "Истоки родной культуры" по предмету ОДНКНР
Урок посвящён теме церковнославянской азбуки, её роли в православной культуре и в утверждении христианства в Древней Руси.Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о церков...

Маршрутный лист к уроку "Истоки родной культуры" по ОДНКНР
Данный маршрутный лист поможет учителю погрузить ребят в изучение темы через интерактивный подход с личностным компонентом....