Рабочая программа. Внеурочная деятельность. Занимательная каллиграфия 5 класс
рабочая программа (5 класс)
«Красота человека – в красоте его письма», – гласит народная мудрость. Развитию красивого письма способствует каллиграфия – одно из древнейших искусств, появившееся вместе со стремлением человека к прекрасному. Каллиграфически правильное письмо способствует воспитанию у учащегося аккуратности в выполнении любого задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_kalligrafiya_rp_vud_5_klass.docx | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
РАЗРАБОТАНО и ПРИНЯТО решением Педагогического совета ГБОУ средней школы Протокол № 1 от 30.08.2022 | УТВЕРЖДЕНО Приказом № 128 от 30.08.2022 Директора ГБОУ средней школы Санкт-Петербурга ______________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса
«Занимательная каллиграфия»
внеурочной деятельности в рамках ФГОС
для 5 классов
2022 – 2023 учебный год
2022
- Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями следующих документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 (далее – ФГОС ООО);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 568 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287"
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115;
- Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациям, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254;
- Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20);
- Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685-21);
- Распоряжение Комитета по образованию от 15.04.2022 № 801-р «О формировании календарных учебных графиков государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы на 2022/2023 учебный год»;
- Устав ГБОУ средней школы № 296 Фрунзенского района Санкт-Петербурга;
- Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ средней школы № 296 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Настоящая рабочая программа может быть реализована как при обучении в очной форме, так и в очной форме с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ). При реализации рабочей программы в очной форме обучения с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ) возможен блочно - модульный принцип подачи учебного материала за счет укрупнения тем уроков содержательного раздела рабочей программы. При необходимости рабочая программа может быть скорректирована за счет уплотнения часов учебного материала и часов, отведенных на повторение через листы коррекции.
«Красота человека – в красоте его письма», – гласит народная мудрость. Развитию красивого письма способствует каллиграфия – одно из древнейших искусств, появившееся вместе со стремлением человека к прекрасному.
Каллиграфически правильное письмо способствует воспитанию у учащегося аккуратности в
выполнении любого задания.
Чтение рукописи, написанной небрежным, неразборчивым почерком, отнимает много времени и внимания у читающего, ведёт к ошибочному прочтению текста.
Особенностью программы внеурочной деятельности «Занимательная каллиграфия» является то, что значительную её часть составляет практическая деятельность обучающихся. Занятия каллиграфией направлены на развитие мелкой моторики рук, усидчивости, внимания, терпеливости и аккуратности. Каллиграфическое письмо способствует активации «спящих» зон головного мозга. Каллиграфия способствует развитию оптической точности (глазомера), развитию трехмерного пространственного видения. В настоящее время каллиграфия приобретает особую ценность, как занятие для развития и формирования личности молодого поколения, она снимает стрессовое состояние, успокаивает нервную систему, способствует нормализации состояния гиперактивных детей, помогает структурировать мысли и ощущения.
Цель курса «Занимательная каллиграфия»: научить детей писать шариковой ручкой графически правильно, чётко, красиво, аккуратно; содействовать формированию устойчивого навыка написания каллиграфических текстов различной сложности.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
Задачи работы курса:
- познакомить обучающихся с историей развития культуры письменности в России;
- приобщить к ценностям культуры через знакомство с древними рукописными традициями;
- познакомить детей с предметами и материалами, необходимыми для занятий каллиграфией, приёмы работы с ними;
- подчеркивать важность навыков чистописания как основы процесса образования и формирования духовных и личностных качеств человека.
- обучить правилам работы шариковой ручкой при написании каллиграфических текстов.
- обучить воспроизведению форм букв, соблюдению на всей странице одинакового
наклона, рациональному соединению букв в словах, правильной расстановке слов на
строке;
- учить соблюдать одинаковую высоту букв в словах на всей строке, пропорции
строчных и заглавных букв;
- учить отрывному, ритмичному и скорому письму, проявлять творческий подход к работе;
- учить планировать, предвидеть результат работы и достигать его, при необходимости
вносить коррективы в первоначальный замысел;
- учить индивидуальной работе;
- развивать навыки овладения обучающихся каллиграфическим письмом.
- способствовать развитию аккуратности в процессе письма, совершенствованию мелкой моторики рук, точных движений пальцев;
- развивать глазомер; орфографическую зоркость, связную речь;
- воспитывать внимательность, аккуратность, целеустремлённость, самодисциплину.
- формировать правильную посадку и условия при письме, способствующие сохранению зрения, осанки, предупреждению усталости, повышению работоспособности;
- развивать дисциплинированность, усидчивость и трудолюбие, внимание, наблюдательность;
- формировать эстетическое развитие через активный контакт с красотой графической формы;
- воспитывать переход из роли зрителя и потребителя в роль автора и создателя уникальных произведений;
- совершенствовать письменные навыки, постановку почерка;
- воспитывать волевые качества, такие как настойчивость, терпеливость, последовательность.
- формировать у обучающихся целеустремленность, ответственность, дисциплинированность;
- влиять на отношение учащегося к рукописным текстам;
- вызывать уважительное отношение к читающим рукописные тексты;
- формировать мышление о знаках и их смыслах, о форме и содержании, о роли буквы и письма в жизни человека;
- пробуждать внимание к букве, слогу, слову, словосочетанию, предложению, тексту;
- воспитывать любовь к языку.
Каллиграфией дети начинают заниматься с первого класса и продолжают формировать
каллиграфические навыки в последующих классах.
Систематическое использование методов и приёмов обучению каллиграфии способствует совершенствованию и формированию общеучебных навыков младших школьников, которые необходимы им на протяжении всей учебной деятельности и изучения русского языка и других школьных дисциплин.
Принципы обучения каллиграфии включают общедидактические и специфические принципы формирования графических навыков письма.
Принцип наглядности важен в обучении каллиграфии. Он обеспечивается демонстрацией учителем процесса письма на доске и в тетрадях учеников, применением прописей и других пособий. Невозможно обучать каллиграфии, давая только устные знания, так как путь подражания почерку учителя и копирование образцов хорошего письма – один из основных путей формирования чёткого почерка.
Очень важно, чтобы обучение графическим навыкам письма было сознательным. Учащиеся должны знать, как и в каком порядке пишется та или иная буква, как она соединяется с другими буквами; знать, зачем мы пишем с наклоном, и как получается наклон при письме, какой должна быть высота букв, как держать ручку, сидеть при письме и другие. Сознательному усвоению графических навыков письма способствует также умение детей замечать и исправлять свои и чужие недочёты.
Принцип повторности необходим для развития автоматизации навыков письма. В процессе упражнения всякий навык закрепляется и совершенствуется, приобретает точность и скорость. Но любое упражнение должно быть сознательным и эффективным.
Обучение графическим навыкам письма обязательно проводится с учётом возрастных особенностей детей: развития восприятия, скорости движения, анатомического аппарата движения кисти и нервно – мышечного управления движениями со стороны центральной нервной системы. Особенности развития организма ребёнка учитываются при дозировке количества письменных упражнений и скорости их выполнения.
Важно, чтобы обучение несколько опережало развитие детей и способствовало дальнейшему формированию. Это и предусматривает принцип постепенного нарастания трудностей – переход от простого к сложному, который происходит в процессе работы над формами букв на уроках русского языка.
Непосредственно организация работы над формами букв называется в каллиграфии генетическим принципом.
Обучая детей каллиграфии, учитель должен опираться на принцип учёта индивидуальных особенностей детей: хорошо знать способности детей к письму, учитывать особенности зрения, замечать отклонения в моторике. Такое знание возможностей учеников позволяет учителю правильно организовывать работу, подбирать индивидуальные задания ученикам.
Работа по каллиграфии направлена на формирование двигательного навыка, поэтому опора на закономерности формирования данных навыков письма очень важна во время занятий, чтобы процесс письма был удобен для пишущего, и способствовал овладению наиболее прочными и скорыми движениями всех звеньев руки.
Категория обучающихся: школьники 5 классов, желающие улучшить свой почерк, заинтересованные в каллиграфическом письме, дети гиперактивные, испытывающие трудности в изучении языка.
Программа «Занимательная каллиграфия» рассчитана на 1 год обучения.
Занятия проводятся раз в неделю, продолжительность занятия один академический час. Комплектование групп происходит на основе действующего Устава учреждения.
Группа формируется в пятой параллели из всех желающих. Наполняемость группы на 2022 – 2023 учебный год – 12 человек.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
- историю возникновения письма, алфавит, особенности русского письма, святых учителей Кирилла и Мефодия – создателей славянской письменности;
- терминологию каллиграфии;
- базовые и декоративные элементы в каллиграфии;
- знать особенности оформления выставочных работ;
Уметь:
- владеть приемами каллиграфии;
- писать небольшие тексты с листа и под диктовку каллиграфическим почерком;
- использовать знания основ каллиграфии на практике самостоятельно;
- показывать к другим людям через рукописный текст;
- выражать собственное суждение, аргументировать свою точку зрения;
- самостоятельно подбирать материалы и инструменты для работы, рационально
размещать их на рабочем месте;
- правильно сидеть за столом и правильно держать в руке пишущие принадлежности.
Метапредметные результаты
- самостоятельно ставить цели, планировать собственную деятельность, предлагать свои приёмы, способы выполнения;
- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использовать различные способы поиска учебной информации в справочниках,
словарях, энциклопедиях;
- владеть навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- владеть и применять логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;
- слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения
и оценку событий.
Личностные:
- проявлять осознанное отношение к красоте родной письменности, речи;
- выражать чувство вкуса, наблюдательности, уверенности в своих возможностях;
- осознанно выполнять последовательные действия, аккуратность, трудолюбие,
усидчивость, целеустремлённость, бережное отношение к инструментам и рабочим
материалам;
- обладать художественно-эстетическим вкусом.
Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности
Тема (содержание) | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности | |
1. | Введение. Подготовка к письму. Базовые правила письма. Обозначения. Главные особенности каллиграфического письма. Исторический экскурс. | 1 | Лекция: Цели, задачи курса. Оборудование рабочего места. Практическая работа: Произвольное письмо. умение правильно сидеть за столом, удерживать пишущий инструмент. |
2. | Специальные упражнения для подготовки руки. | 1 | Лекция: Необходимость написания отдельных элементов. Биомеханика |
3. | Особенности написания строчных букв в каллиграфии. Особенности написания строчных букв. Особенности написания букв шариковой ручкой, нажимы и завершение написания букв. Написание букв в строке. Практика. Строчные буквы четвёртой группы – е, ё, в, ы, ь, ч. Строчные буквы седьмой группы с выносными элементами – б, в, д, з, р, у, ф. | 7 | Лекция: особенности написания строчных букв. |
4. | Особенности соединения букв в каллиграфии. | 3 | Лекция: Соединение прописных букв. Закрытые |
5. | Тема 6. Особенности написания заглавных букв в каллиграфии. Практика. Написание букв в строке. Написание с заглавных букв в словах в соответствии с правилами каллиграфии, соединение их со строчными. Заглавные буквы пятой группы – Е, Ё, З, С. Заглавные буквы шестой группы – Ж, Х, Э, Я, Ф. | 6 | Лекция: элементы заглавных букв. Практическая работа: Контролируемый результат: умение писать заглавные буквы в |
6. | Работа с текстом, межстрочным пространством, размещение текста на листе. Написание цифр и знаков в строке в соответствии с правилами каллиграфии. | 13 | Лекция: Правила размещения текста в рамках рабочего пространства |
7. | Приемы украшения букв и текста в целом. Конкурс по каллиграфии "Творческая мастерская". Подведение итогов конкурса. | 2 | Лекция: Правила базовых узоров и их гармоничное сочетание между собой. Конкурс по каллиграфии "Творческая мастерская". |
8. | Подведение итогов. Демонстрация графических работ обучающихся: самостоятельная оценка своей работы. Оценивание | 1 | Беседа Наблюдение Обобщение |
Учебно-тематический план
№ | Тема | Общее количество |
1. | Введение. Подготовка к письму. Базовые правила письма. Обозначения. Главные особенности каллиграфического письма | 1 |
2. | Специальные упражнения для подготовки руки. | 1 |
3. | Особенности написания строчных букв в каллиграфии. | 7 |
4. | Особенности соединения букв в каллиграфии. | 3 |
5. | Особенности написания заглавных букв в каллиграфии. | 6 |
6. | Работа с текстом, межстрочным пространством, размещение текста на листе. | 13 |
7. | Приемы украшения букв и текста в целом | 2 |
8. | Подведение итогов | 1 |
34 |
Календарно-тематическое планирование «Занимательная каллиграфия» для 5 классов
№ | Тема урока | Дата |
Введение. Подготовка к письму. Базовые правила письма. Обозначения. Главные особенности каллиграфического письма | ||
Специальные упражнения для подготовки руки | ||
Особенности написания строчных букв в каллиграфии. Строчные буквы первой группы – о, а, ю, с | ||
Строчные буквы второй группы – г, и, й, п, н | ||
Строчные буквы третьей группы – ц, щ, ш, т | ||
Строчные буквы четвёртой группы – е, ё, в, ы, ь, ч | ||
Строчные буквы пятой группы – л, м, я, к | ||
Строчные буквы шестой группы – ж, х, э | ||
Строчные буквы седьмой группы с выносными элементами – б, в, д, з, р, у, ф | ||
Особенности соединения букв в каллиграфии | ||
Особенности соединения букв в каллиграфии | ||
Особенности соединения букв в каллиграфии | ||
Особенности написания заглавных букв в каллиграфии. Заглавные буквы первой группы – А, Л, М, О | ||
Заглавные буквы второй группы – Г, П, Б, Н, Т | ||
Заглавные буквы третьей группы – И, У, Ц, Ш, Щ, Ч | ||
Заглавные буквы четвёртой группы – В, Д, К, Р, Ю | ||
Заглавные буквы пятой группы – Е, Ё, З, С | ||
Заглавные буквы шестой группы – Ж, Х, Э, Я, Ф | ||
Работа с текстом, межстрочным пространством, размещение текста на листе | ||
Работа с текстом, межстрочным пространством, размещение текста на листе | ||
Работа с текстом, межстрочным пространством, размещение текста на листе | ||
Работа с текстом, межстрочным пространством, размещение текста на листе | ||
Работа с текстом, межстрочным пространством, размещение текста на листе | ||
Работа с текстом, межстрочным пространством, размещение текста на листе | ||
Работа с текстом, межстрочным пространством, размещение текста на листе | ||
Работа с текстом, межстрочным пространством, размещение текста на листе | ||
Работа с текстом, межстрочным пространством, размещение текста на листе | ||
Работа с текстом, межстрочным пространством, размещение текста на листе | ||
Работа с текстом, межстрочным пространством, размещение текста на листе | ||
Работа с текстом, межстрочным пространством, размещение текста на листе | ||
Работа с текстом, межстрочным пространством, размещение текста на листе | ||
Конкурс по каллиграфии "Творческая мастерская" | ||
Подведение итогов конкурса и курса каллиграфии | ||
Обобщение и систематизация знаний |
Список источников
1. Безруких М.М. Обучение первоначальному письму: Методическое пособие к Прописям. – М.: Просвещение, 2002.
2. Желтовская Л.Я. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1987.
3. Илюхина В.А. Письмо с «секретом»: Из опыта работы. – М.: Новая школа, 1994.
4. Начальная школа: Обучение письму: Методика В.А. Илюхиной: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный английский», 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана для учащихся 1 класса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 6 класса
Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Актуальность программы определ...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный английский» для учащихся 2-4 классов
Актуальность и педагогическая целесообразность Практическая значимость данного курса заключается в закреплении и совершенствовании умении и навыков, полученных учащимися на уроках английского языка, в...
рабочая программа внеурочной деятельности "занимательная математика" 1-4 классы
Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников общеинтеллектуального направления «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой в соответст...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный английский" для 5,6,7 классов
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, включает страноведческий, литературный, грамматический разделы....
Рабочая программа внеурочной деятельности " Занимательная математика " для 6 класса
Программа внеурочной деятельности " Занимательная математика" относится к научно-позновательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Программа позволяет уч...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Занимательный английский» по английскому языку 5 класс, базовый уровень
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный английский", 5 класс, базовый уровень...