Рабочая программа внеурочной деятельности " Занимательная математика " для 6 класса
рабочая программа по математике (6 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности " Занимательная математика" относится к научно-позновательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Программа позволяет учащимся ознакомиться со многими важнейшими вопросами математики, расширит представление о математики как о науке. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, усилит интерес к познавательной деятельности, будет способствовать общему интеллектуальному развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_6_klass.docx | 26.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Советского района города Красноярска
МБОУ СШ №147
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ СШ № 147
г. Красноярск
____________ О.В. Журавлева
« ______ » ___________2016 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
для 6 класса
составила
учитель математики
Рогачёва Татьяна Александровна
г. Красноярск
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Материал создает основу математической грамотности, необходимой как тем, кто будет решать задачи, связанные с математикой, так и тем, для кого математика не станет основой профессиональной деятельностью. Полученные знания могут стать основой для организации научно-исследовательской деятельности, для участия в различных олимпиадах.
Программа позволяет учащимся ознакомиться со многими важнейшими вопросами математики, расширит представление о математики как науке. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, усилит интерес к познавательной деятельности, будет способствовать общему интеллектуальному развитию.
Чтобы достигнуть успехов, нужно напряженно и достаточно долго тренироваться. Если будет накоплен некоторый « багаж» олимпиадных идей и методов решений, то появится уверенность в своих силах, а со временем придёт и успех.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для достижения эффективности желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Данная программа позволяет развивать стремление у учащихся самостоятельно работать, совершенствует навыки отстаивания собственной позиции по определенному вопросу. Так же способствует развитию интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Таким образом:
- программа позволяет планомерно вести внеурочную деятельность по предмету;
- позволяет расширить и углубить знания по математике;
- различные формы проведения занятий, способствуют повышению интереса к предмету;
- рассмотрение более сложных задач олимпиадного характера, способствует развитию логического мышления учащихся.
Новизной данной программы является то, что она базируется на системно-деятельностном подходе, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Цель и задачи программы:
Цель:
- развивать математический образ мышления.
Задачи: - углублять и расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- расширять математические знания в области многозначных чисел;
- содействовать умелому использованию символики;
учить правильно применять математическую терминологию; - уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Отличительные особенности программы
Программа внеурочной деятельности « Занимательная математика» изучается в основной школе и предусматривает упражнения, которые отличаются новизной и необычностью математической ситуации. У учащихся появляется желание работать не по образцу, проявить самостоятельность, что способствует развитию у них сообразительности и любознательности.
Программа влияет на общее развитие детей, так как позволяет использовать в индивидуальном познавательном опыте ребенка различные составляющие его способностей.
Содержание программы внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной образовательной программы общего образования, в которой предусмотрено духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие учащихся.
Форма организации:
Кружок для учащихся 6 классов.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение учебного года. Всего – 35 часов.
Сроки реализации: 1 год.
Общая характеристика программы
Программа содержит материал занимательного характера, одновременно дополняющий и расширяющий программу общеобразовательной школы по математике.
Большое внимание в программе уделяется истории математики и рассказам, связанным с математикой. А так же выполнению самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, фокус, ребус, задачу с использованием изученных математических свойств), изучению различных арифметических методов решения задач (метод решения «с конца» и др.), выполнению проектных работ.
Уделяется внимание рассмотрению геометрического материала, развитию пространственного воображения.
Предполагаемые результаты
Реализация программы способствует достижению следующих результатов:
- познавательные УУД (владение базовым понятийным аппаратом, владение символьным языком математики, владение навыками устных и письменных вычислений, владение навыками упрощения выражений)
- личностные УУД ( умение точно излагать свои мысли, умения самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения, умение работать самостоятельно и в коллективе)
- коммуникативные УУД ( планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, уметь разрешать конфликты, управление поведением партнера- контроль , коррекция , оценка действий партнера)
- регулятивные УУД ( учащиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия)
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | ||||
всего | теория | практика | ||||
1 | Задачи, решаемые с конца | 1 | 1 | |||
2 | Числа-великаны и числа-малютки | 1 | 1 | |||
3 | Запись цифр и чисел у других народов | 1 | 1 | |||
4-5 | Занимательные задачи на проценты | 2 | 1 | 1 | ||
6 | Математические ребусы | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
7-8 | Геометрические задачи со спичками | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
9-10 | Задачи на разрезания и перекраивания фигур | 2 | 2 | |||
11 | Математическая олимпиада | 1 | 1 | |||
12-13 | Простейшие графы | 2 | 2 | |||
14-15 | Упражнения на быстрый счет | 2 | 2 | |||
16-17 | Задачи на взвешивания | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
18-20 | Логические задачи | 3 | 3 | |||
21-22 | Принцип Дирихле | 2 | 2 | |||
23 | Математическая олимпиада | 1 | 1 | |||
24-25 | Задачи на переливания | 2 | 1 | 1 | ||
26-27 | Геометрия в пространстве | 2 | 1 | 1 | ||
28-29 | Логический квадрат | 2 | 2 | |||
30-32 | Проекты | 3 | 1 | 2 | ||
33-35 | Решения олимпиадных задач | 3 | 1 | 2 |
Учебно-методическое обеспечение и материально - техническое обеспечение образовательного процесса
Литература:
- Копцева Т.Д. Путешествие в страну Геометрию. 5 класс. Рабочая программа: учебно-метод. Комплект/ - Волгоград: Учитель, 2016.
- Летняя математическая школа: теория, задания, математические бои, олимпиады, опыт организации. Под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.О. Иванова. – Ростов – на – Дону:Легион, 2013.
- Фарков А.В. Математические олимпиады . Методика подготовки. 5-8 классы. /- М.: ВАКО, 2016.
- Фарков А.В. Обучаемость учащихся математике: проблемы диагностики. 5-11 классы. – М. ВАКО, 2015.
- Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия,. 5-6 класс. Учебник. — 15-е изд., стер. — М. : Дрофа, 2013.
- Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 2009.
- Тонких, А.П. Логические игры и задачи на уроках математики./ Л.Ф.Тихомирова– Ярославль, Академия развития, 2010.
- Я иду на урок математики. 5 класс: Книга для учителя./ – М.: Издательство «первое сентября», 2011
Печатные пособия:
- Демонстрационный материал в соответствии с основными темами программы обучения
- Карточки с заданиями по математике
- Портреты выдающихся деятелей математики
Учебно- практическое и учебно- лабораторное оборудование:
- Комплект чертежных инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль.
- Комплекты планиметрических и стереометрических тел.
Технические средства обучения:
- Компьютер
- Интерактивная доска
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный английский», 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана для учащихся 1 класса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 6 класса
Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Актуальность программы определ...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный английский» для учащихся 2-4 классов
Актуальность и педагогическая целесообразность Практическая значимость данного курса заключается в закреплении и совершенствовании умении и навыков, полученных учащимися на уроках английского языка, в...
рабочая программа внеурочной деятельности "занимательная математика" 1-4 классы
Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников общеинтеллектуального направления «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой в соответст...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный английский" для 5,6,7 классов
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, включает страноведческий, литературный, грамматический разделы....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Занимательный английский» по английскому языку 5 класс, базовый уровень
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный английский", 5 класс, базовый уровень...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ АНГЛИЙСКИЙ» для учащихся 2-4-х классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ АНГЛИЙСКИЙ» предназначена для учащихся 2-4-х классов.Воспитательные результаты внеурочной деятельности: – ...