Формирование компетенций учителя физической культуры посредством создания условий для обеспечения качества образования
материал

Полозова Оксана Александровна

Формирование компетенций учителя физической культуры посредством создания условий для обеспечения качества образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo_kompetentsii.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок»

города Смоленска»

Выступление на МО учителей предметников

«Формирование компетенций учителя физической культуры посредством создания условий для обеспечения качества образования»

Учитель физической культуры:

Полозова Оксана Александровна

Смоленск 2022

Формирование компетенций учителя физической культуры посредством создания условий для обеспечения качества образования

          Воспитанием детей в школе призваны заниматься семья и педагогический коллектив школы.  Не последнее место в этом воспитательном процессе отводится учителю физической культуры. Многообразие форм физического воспитания подрастающего поколения обязывает учителя физической культуры использовать их с возможно большей эффективностью.

       Учитель физической культуры должен быть хорошим организатором, иметь широкую разностороннюю подготовку, чтобы на высшем уровне проводить уроки, организовывать и принимать активное участие во всех спортивно – массовых мероприятиях совместно с детьми (внутри школы и за ее пределами), организовывать занятия в различных спортивных секциях во внеурочное время, личным примером пытаться показать учащимся о необходимости и пользе занятий спортом.

            Во многих случаях личный пример учителя и его знания в области физической культуры дают сильную мотивацию и толчок к занятиям.

Физическая культура — это развитие физического и духовного в человеке, это способ жизни и способ развития целостной личности. При этом поведение, знания и умения, личный пример учителя физической культуры становятся для школьников более значимыми ориентирами, чем наставления и назидания.

          Одним из факторов, определяющих качество образования, является содержание предметных компетенций учителя. Они представляют собой педагогическую адаптированную систему:

  • научных знаний;
  • способов деятельности (умения действовать по образцу);
  • опыта творческой деятельности в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях;

опыта эмоционально-ценностного отношения к природе, обществу и человеку.

Профессиональная компетентность учителя физкультуры:

  • владение основами теории физического воспитания;
  • развитие культурно-исторических основ физической культуры и спорта;
  • владение основами знаний олимпийского движения;
  • знание медико-биологических основ двигательной деятельности;
  • знание правил по технике безопасности.

Представленные подходы не исчерпывают все разнообразие вариантов определения содержательных и структурных компонентов профессионально-педагогической компетентности.

Профессиограмма учителя физической культуры в контексте компетентностного  подхода включает в себя пять блоков:

1.Психолого-педагогические умения.

1.Читать и уметь анализировать специальную психолого-педагогическую литературу, а также специальную литературу по физическому воспитанию и спорту.

2. Уметь анализировать  педагогические явления в процессе физического  

 воспитания школьников и поводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

3.Анализировать передовой педагогический опыт.

4.Уметь сопереживать, понимать эмоциональное состояние учащихся посредством проникновения в их внутренний мир (проявлять эмпатию).

5.Организовать себя, управлять своим состоянием.

 Профессионально-личностные качества.

1. Потребность в самопознании.

2. Самостоятельность и самокритичность.

3. Трудолюбие и прилежание.

4. Дисциплинированность.

5. Забота о сохранении своего здоровья, здоровый образ жизни.

6. Культура поведения и общения.

 Частно - методические умения.

1. Планировать, отбирать, синтезировать и конструировать учебный материал по своей специальности.

2. Проводить и анализировать уроки, а также внеклассные спортивные мероприятия и мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности.

3. Организовывать разные формы спортивно-массовой работы, привлекать школьников к занятиям в спортивных секциях, находить детей одарённых в спортивном отношении.

4. Мобилизовывать и направлять учащихся на деятельность по сохранению своего здоровья, ведению здорового образа жизни, совершенствованию своих физических качеств

5. Руководить действиями школьников в спортивном отношении и оценивать их деятельность.

6. Разрабатывать дидактический материал к урокам и занятиям по физической культуре и спорту.

Коммуникативно-организаторские умения.

1. Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными учениками, группами, ученическими коллективами.

2. Создавать благоприятный микроклимат, располагать к себе учеников.

3. Регулировать внутри коллективные отношения школьников во время спортивных игр  на уроках, на спортивных тренировках, соревнованиях,  туристических походах и т.п.

4. Ориентироваться в изменившихся условиях, перестраивать своё поведение.

Исследовательские умения.

1. Уметь выявлять проблемы, определять объект, предмет, цель, задачи, методы исследования и методики психолого-педагогического изучения личности и коллективов в целях достижения задач физического воспитания школьников.

2. Иметь представления об инновационных технологиях по своей специальности.

3. Уметь организовать эксперимент. Уметь обобщать, описывать, литературно оформлять результаты исследований.

К механизмам развития профессиональной компетентности педагога можно отнести следующее:

  • курсы повышения квалификации, в т.ч. дистанционные ( 1 раз в пять лет);
  • аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию (1 раз в пять лет);
  • самообразование;
  • активное участие в работе районных методических объединений, педсоветов, семинаров, вебинаров, конференций, мастер-классов;
  • использование современных методик, форм, видов, средств обучения и новых технологий, в т.ч. интерактивных;
  • участие в различных конкурсах, исследовательских работах;
  • обобщение и распространение опыта, создание собственных публикаций.

Результатом повышения квалификации служит профессиональная готовность работников образования к реализации ФГОС:

  • обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования;
  • принятие идеологии ФГОС общего образования;
  • освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, результатам её освоения и условиям реализации, а также системы оценки итогов образовательной деятельности обучающихся;
  • овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.

Процесс самообразования педагогов стал особенно актуальным на этапе введения ФГОС в связи с тем, что главной идеей стандартов является формирование у ребенка универсальных учебных действий. Научить учиться может только тот педагог, который сам совершенствуется всю свою жизнь.

Самообразование осуществляется посредством следующих видов деятельности:

  • знакомство с педагогической и методической литературой;
  • регулярное использование информации из Интернета;
  • посещение семинаров, мастер-классов, конференций, открытых уроков;
  • систематическое повышение квалификации (в т.ч  дистанционные курсы);
  • изучение современных психологических и педагогических методик;
  • систематическая демонстрация собственного педагогического опыта.

Большое значение имеет и личностный потенциал педагога, система его профессиональных ценностей, его убеждения, которые дадут качественные образовательные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА МАСТЕР КЛАССА "РАЗВИТИЕ И САМОРАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"

Целевая группа слушателей "Школа молодого учителя", учителя физической культуры, курсы переподотовки и повышения квалификации....

Требования к уровню профессиональной компетенции учителя физической культуры

Требования к уровню профессиональной компетенции учителя физической культуры...

Развитие и совершенствование профессиональных компетенций учителя физической культуры в свете требований Профессионального стандарта

 Главная цель Российской образовательной политики - обеспечить современное качественное образование на основе сохранения его фундаментальности и соответ...

Реферат на тему: «Общепрофессиональные компетенции учителя физической культуры»

Учитель – профессионал должен  соответствовать тем требованиям, которые предъявляет к учителю не только новый образовательный стандарт, но и время. И перед каждым учителем поставлена сложна...

Опыт работы учителя физической культуры в рамках реализации ФГОС основного общего образования.

Опыт работы учителя физической культуры в области проектно-исследовательской деятельности в рамках реализации ФГОС ООО....

Мет. раз. Формирование медицинских групп и организация занятий физической культурой в общеобразовательной школе в условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации для учителей физической культуры

Данные методические рекомендации содержат информационный и методический материалы, которые могут быть использованы учителями физической культуры общеобразовательных организаций при организации занятий...