Формирование компетенций учителя физической культуры посредством создания условий для обеспечения качества образования
материал
Формирование компетенций учителя физической культуры посредством создания условий для обеспечения качества образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_mo_kompetentsii.docx | 19.35 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок»
города Смоленска»
Выступление на МО учителей предметников
«Формирование компетенций учителя физической культуры посредством создания условий для обеспечения качества образования»
Учитель физической культуры:
Полозова Оксана Александровна
Смоленск 2022
Формирование компетенций учителя физической культуры посредством создания условий для обеспечения качества образования
Воспитанием детей в школе призваны заниматься семья и педагогический коллектив школы. Не последнее место в этом воспитательном процессе отводится учителю физической культуры. Многообразие форм физического воспитания подрастающего поколения обязывает учителя физической культуры использовать их с возможно большей эффективностью.
Учитель физической культуры должен быть хорошим организатором, иметь широкую разностороннюю подготовку, чтобы на высшем уровне проводить уроки, организовывать и принимать активное участие во всех спортивно – массовых мероприятиях совместно с детьми (внутри школы и за ее пределами), организовывать занятия в различных спортивных секциях во внеурочное время, личным примером пытаться показать учащимся о необходимости и пользе занятий спортом.
Во многих случаях личный пример учителя и его знания в области физической культуры дают сильную мотивацию и толчок к занятиям.
Физическая культура — это развитие физического и духовного в человеке, это способ жизни и способ развития целостной личности. При этом поведение, знания и умения, личный пример учителя физической культуры становятся для школьников более значимыми ориентирами, чем наставления и назидания.
Одним из факторов, определяющих качество образования, является содержание предметных компетенций учителя. Они представляют собой педагогическую адаптированную систему:
- научных знаний;
- способов деятельности (умения действовать по образцу);
- опыта творческой деятельности в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях;
опыта эмоционально-ценностного отношения к природе, обществу и человеку.
Профессиональная компетентность учителя физкультуры:
- владение основами теории физического воспитания;
- развитие культурно-исторических основ физической культуры и спорта;
- владение основами знаний олимпийского движения;
- знание медико-биологических основ двигательной деятельности;
- знание правил по технике безопасности.
Представленные подходы не исчерпывают все разнообразие вариантов определения содержательных и структурных компонентов профессионально-педагогической компетентности.
Профессиограмма учителя физической культуры в контексте компетентностного подхода включает в себя пять блоков:
1.Психолого-педагогические умения.
1.Читать и уметь анализировать специальную психолого-педагогическую литературу, а также специальную литературу по физическому воспитанию и спорту.
2. Уметь анализировать педагогические явления в процессе физического
воспитания школьников и поводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
3.Анализировать передовой педагогический опыт.
4.Уметь сопереживать, понимать эмоциональное состояние учащихся посредством проникновения в их внутренний мир (проявлять эмпатию).
5.Организовать себя, управлять своим состоянием.
Профессионально-личностные качества.
1. Потребность в самопознании.
2. Самостоятельность и самокритичность.
3. Трудолюбие и прилежание.
4. Дисциплинированность.
5. Забота о сохранении своего здоровья, здоровый образ жизни.
6. Культура поведения и общения.
Частно - методические умения.
1. Планировать, отбирать, синтезировать и конструировать учебный материал по своей специальности.
2. Проводить и анализировать уроки, а также внеклассные спортивные мероприятия и мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности.
3. Организовывать разные формы спортивно-массовой работы, привлекать школьников к занятиям в спортивных секциях, находить детей одарённых в спортивном отношении.
4. Мобилизовывать и направлять учащихся на деятельность по сохранению своего здоровья, ведению здорового образа жизни, совершенствованию своих физических качеств
5. Руководить действиями школьников в спортивном отношении и оценивать их деятельность.
6. Разрабатывать дидактический материал к урокам и занятиям по физической культуре и спорту.
Коммуникативно-организаторские умения.
1. Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными учениками, группами, ученическими коллективами.
2. Создавать благоприятный микроклимат, располагать к себе учеников.
3. Регулировать внутри коллективные отношения школьников во время спортивных игр на уроках, на спортивных тренировках, соревнованиях, туристических походах и т.п.
4. Ориентироваться в изменившихся условиях, перестраивать своё поведение.
Исследовательские умения.
1. Уметь выявлять проблемы, определять объект, предмет, цель, задачи, методы исследования и методики психолого-педагогического изучения личности и коллективов в целях достижения задач физического воспитания школьников.
2. Иметь представления об инновационных технологиях по своей специальности.
3. Уметь организовать эксперимент. Уметь обобщать, описывать, литературно оформлять результаты исследований.
К механизмам развития профессиональной компетентности педагога можно отнести следующее:
- курсы повышения квалификации, в т.ч. дистанционные ( 1 раз в пять лет);
- аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию (1 раз в пять лет);
- самообразование;
- активное участие в работе районных методических объединений, педсоветов, семинаров, вебинаров, конференций, мастер-классов;
- использование современных методик, форм, видов, средств обучения и новых технологий, в т.ч. интерактивных;
- участие в различных конкурсах, исследовательских работах;
- обобщение и распространение опыта, создание собственных публикаций.
Результатом повышения квалификации служит профессиональная готовность работников образования к реализации ФГОС:
- обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования;
- принятие идеологии ФГОС общего образования;
- освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, результатам её освоения и условиям реализации, а также системы оценки итогов образовательной деятельности обучающихся;
- овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.
Процесс самообразования педагогов стал особенно актуальным на этапе введения ФГОС в связи с тем, что главной идеей стандартов является формирование у ребенка универсальных учебных действий. Научить учиться может только тот педагог, который сам совершенствуется всю свою жизнь.
Самообразование осуществляется посредством следующих видов деятельности:
- знакомство с педагогической и методической литературой;
- регулярное использование информации из Интернета;
- посещение семинаров, мастер-классов, конференций, открытых уроков;
- систематическое повышение квалификации (в т.ч дистанционные курсы);
- изучение современных психологических и педагогических методик;
- систематическая демонстрация собственного педагогического опыта.
Большое значение имеет и личностный потенциал педагога, система его профессиональных ценностей, его убеждения, которые дадут качественные образовательные результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА МАСТЕР КЛАССА "РАЗВИТИЕ И САМОРАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"
Целевая группа слушателей "Школа молодого учителя", учителя физической культуры, курсы переподотовки и повышения квалификации....
Требования к уровню профессиональной компетенции учителя физической культуры
Требования к уровню профессиональной компетенции учителя физической культуры...
Развитие и совершенствование профессиональных компетенций учителя физической культуры в свете требований Профессионального стандарта
Главная цель Российской образовательной политики - обеспечить современное качественное образование на основе сохранения его фундаментальности и соответ...
Реферат на тему: «Общепрофессиональные компетенции учителя физической культуры»
Учитель – профессионал должен соответствовать тем требованиям, которые предъявляет к учителю не только новый образовательный стандарт, но и время. И перед каждым учителем поставлена сложна...
Опыт работы учителя физической культуры в рамках реализации ФГОС основного общего образования.
Опыт работы учителя физической культуры в области проектно-исследовательской деятельности в рамках реализации ФГОС ООО....
Мет. раз. Формирование медицинских групп и организация занятий физической культурой в общеобразовательной школе в условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации для учителей физической культуры
Данные методические рекомендации содержат информационный и методический материалы, которые могут быть использованы учителями физической культуры общеобразовательных организаций при организации занятий...
«Проектная деятельность на уроках физической культуры и ее роль в повышении качества образования в условиях перехода на ФГОС второго поколения»
Темы для пректов по физической культуре в основнойшколе....