Развитие и совершенствование профессиональных компетенций учителя физической культуры в свете требований Профессионального стандарта
статья по физкультуре на тему

         Главная цель Российской образовательной политики - обеспечить современное качественное образование на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личностям, общество, государства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

На тему: «Развитие и совершенствование профессиональных компетенций учителя физической культуры в свете требований Профессионального стандарта»

Апаршева Н.Б., учитель физической культуры

 МАОУ Домодедовской гимназии №5.

г. Домодедово

2017г.

         Главная цель Российской образовательной политики - обеспечить современное качественное образование на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личностям, общество, государства.

         Уже появились и действуют более технологичные открытые образовательные системы, которые оказывают образовательные услуги независимо от расстояний и государственных границ. Наряду с традиционным (классическим) образованием стали широко использоваться нетрадиционные способы обучения, основанные на современных образовательных и информационных технологиях. В первую очередь речь идет о системах открытого и дистанционного обучения, которые основаны на интернет-технологиях или электронном образовании.

        Основу социальных инноваций составляют модернизация и информатизация российского образования. При этом образование должно давать ожидаемый эффект независимо от места нахождения, как учащегося, так и образовательного ресурса или услуги, в которой он нуждается, проводиться с использованием самых современных информационных и телекоммуникационных технологий.                            

        Цель и принципы современного образования ориентированы на подготовку обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях в условиях рыночных отношений. Модернизация системы российского образования и внедрение информационных и коммуникационных технологий в процесс обучения по- новому ставят вопрос о качестве образования.  Усилия педагогического коллектива направлены на то, чтобы создать условия для развития учащихся с учетом их возможностей, познавательных интересов и склонностей, посредством компетентно- ориентированного, личностно- ориентированного подхода. Образование, которое получают учащиеся школы, должно обеспечить их самореализацию сегодня и в будущем.

        Компетентность, как результат образования выражается в способности и готовности учащихся самостоятельно решать актуальные для них проблемы в ситуациях неопределенности на основе системы знаний, умений и навыков, субъективного опыта, ценностно - смысловых ориентиров. Такие личностные качества будут социально востребованными и позволят выпускникам школы занимать активную жизненную позицию в профессиональном будущем.

Ключевой идеей личностно - ориентированного образования является признание ученика как субъекта учения. Субъективность означает способность человека анализировать ситуацию и себя в ней, осуществлять целеполагание собственной деятельности, искать пути достижения целей, контролировать их и оценивать результат этих действий. Для человека, осознающего себя субъектом, характерна активность, свобода выбора и ответственность за него. Личностно - ориентированным является то образование, которое ставит своей главной целью создание условий для развития субъективности, индивидуальности ученика, для самореализации личности в гармонии с собой и окружающим миром.

Из выше изложенного вытекают следующие цели:

1. Введение компетентно - ориентированного и личностно- ориентированного подхода и обеспечение современного качества образования.

2. Создание пакета нормативных документов в соответствии с современным законодательством РФ;

3. Сохранение и развитие материально- технической базы школы;

4. Разработка новых подходов к организации образовательной среды в школе;

5. Сохранение и развитие единой воспитательной среды в школе;

6. Формирование коллектива высококлассных учителей, способных на современном уровне решать общую педагогическую задачу обучения и воспитания;
7. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в школе;

8. Создание современной информационно- образовательной среды в школе;

9. Обновление содержания образование;

10. Развитие ключевых компетентностей учителя и ученика;

11. Объединение школы и социума;

        С переходом России на новый путь развития рыночной экономики и проходящими социально-экономическими преобразованиями в стране остро стоит вопрос о реформировании системы физического воспитания, переживающей серьезный кризис. Уровень здоровья молодежи очень низок и с каждым годом все больше падает. Качество преподавания не способствует стремлению школьников к освоению ценностей физической культуры, к занятиям в спортивных секциях. Сокращается объем бесплатно предоставляемых спортивно-оздоровительных услуг.
       В последнее время о неблагополучии здоровья школьников говорят и пишут много. И для этого есть все основания. Лишь порядка 10 % учащихся можно считать здоровыми, а чуть больше половины учащихся страдает различными хроническими заболеваниями. У 50-60% школьников наблюдается стремительный рост числа хронических заболеваний и функциональных нарушений; произошел резкий скачок увеличения патологических изменений нервной системы, пищеварительной и сердечнососудистой систем, опорно-двигательного аппарата. Увеличилось также, количество учащихся имеющих одновременно несколько диагнозов.

         В настоящее время содержание школьных программ меняется в основном в сторону повышения требований, увеличения объема учебных нагрузок и интенсификации обучения. По объему постоянно возрастающая и по содержанию усложняющаяся научная информация вступает в противоречие с недостаточно гибкими учебными планами, программами, учебниками, что приводит к хроническим перегрузкам школьников, падению заинтересованности к учению, и ухудшению их здоровья.

         Сохранение и укрепление здоровья школьников является одной из задач современной школы. В образовательных учреждениях ведется активный поиск форм и методов здоровьесберегающей деятельности.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они смогли потом вырастить своих детей здоровыми и счастливыми, будучи им достойным примером. Конечно, работа учителя физической культуры обладает определённой спецификой.

         Учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся. Деятельность учителя в реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и их семьи в целом.

Забота о здоровье учащихся должна являться одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива, в том числе и учителей физкультуры.

        Прежде всего необходимо определить для себя понятие

«здоровьесберегающие технологии». К здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии,  которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучение на оптимальном уровне сложности, вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности, сочетании различных форм предоставлении информации, создании эмоционального благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе, на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.

        Для учителя очень важно правильно организовать урок физической культуры, т.к. он является основной формой педагогического процесса.

Сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что этот урок обеспечивает ребенку и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочное время и в дальнейшей жизни.

         При планировании и проведении урока необходимо опираться на основные современные требования к уроку физической культуры с комплексом здоровьесберегающих технологий:

  • Рациональная плотность урока;
  • Включение в урок вопросов, связанных со здоровьем учащихся, способствующих формированию у школьников ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;
  • Оптимальное сочетание различных видов деятельности;
  • Выбор методов и приемов обучения, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;
  • Формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;
  • Осуществление индивидуального подхода к учащимся с учетом личностных возможностей;
  • Создание благоприятного психологического климата, ситуации успеха и эмоциональной разрядки;
  • Включение в урок приемов и методов, способствующих самопознанию возможностей своего организма, развитию навыков самооценки уровня своего физического развития;
  • Целенаправленная рефлексия своей деятельности в течение всего урока и в итоговой его части.

         При проведении урока, необходимо ориентироваться на принципы здоровьесберегающего урока, которые направлены на укрепление физиологического и психологического здоровья:

  • Принцип двигательной активности;
  • Принцип оздоровительного режима
  • Принцип формирования правильной осанки, навыков правильного дыхания, и т.д.;
  • Принцип реализации эффективного закаливания;
  • Принцип психологической комфортности;
  • Принцип опоры на индивидуальные особенности и способности ребенка.

        Для реализации данных принципов используются следующие педагогические методы и приемы обучения:                                   1.Повышение двигательной активности детей.

     2.Эмоциональный климат урока. Комфортное начало и окончание урока обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся. Эмоциональный климат урока во многом зависит от доброжелательного тона учителя, от юмористической составляющей педагогического общения. Задача учителя - помочь ребенку правильно использовать колоссальные ресурсы юмора для обретения радости и здоровья.

     3.Музыкальная терапия. Музыка может использоваться как оформление фона урока и как сопровождение отдельных его компонентов.

         Ситуации успеха способствуют формированию положительной мотивации к процессу обучения в целом, тем самым снижая эмоциональную напряженность, улучшая комфортность взаимоотношений всех участников образовательного процесса, тем самым реализуя основы здоровьесберегающих технологий при организации учебно-воспитательного процесса.

        Контрольные испытания, задания, тесты и т. д. должны лишь давать исходную и текущую информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых – учащийся должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и покажет следующее тестирование. Если этого не произошло, то учитель должен внести в индивидуальные задания соответствующие коррективы. Важно, чтобы при этом учащийся не сравнивал себя с другими по принципу «лучше или хуже других», а сравнивал себя с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь быть лучше, чем сегодня. Но для этого, задания должны быть реальными и стимулировать учащихся к активной работе. Пока же критерии оценок основаны на сравнении результатов освоении знаний и умений с некоторыми средними значениями. В таком случае сильный ученик не чувствует потребности в повседневном учебном труде, а слабый не испытывает стремления к нему.

     На сайте нашей гимназии и школьном портале Московской области размещены учебные программы с домашним заданием, а также программа кружка по общей физической подготовке, которую я реализую с 2015-2016 учебного года. К сожалению,  ещё не все учащиеся активно пользуются предоставленной услугой самостоятельно, хотя  организованные занятия посещают с удовольствием.
       В сегодняшнем мире есть две проблемы: здоровье планеты и здоровье человечества, живущего на ней, а потому его настоящее, и будущее зависит от решения этих проблем уже в школе. Роль семьи и компетентного учителя, способного заинтересовать, увлечь и повести за собой, огромна. Мы должны понимать, что если общество действительно заинтересовано в оздоровлении не только самого общества, но и каждого человека, оно должно решать эту проблему на всех уровнях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА МАСТЕР КЛАССА "РАЗВИТИЕ И САМОРАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"

Целевая группа слушателей "Школа молодого учителя", учителя физической культуры, курсы переподотовки и повышения квалификации....

Методологический инструмент формирования профессиональных качеств учителя физической культуры

Учитель осуществляет свою педагогическую деятельность с помощью определенных приемов и способов, которые в совокупности определяют тот или иной стиль его деятельности....

САМОАНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУШКОВСКОЙ Т.А.

В ДАННОМ ДОКУМЕНТЕ СОДЕРЖИТСЯ САМОАНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУШКОВСКОЙ Т.А....

Совершенствование профессиональной компетенции учителя английского языка в свете новых ФГОС

Совершенствование профессиональной компетенции учителя английского языка в свете новых ФГОС.Доклад Стежко Ю.В.  к педсовету....

Тезисы доклада: Мониторинг физического развития учащихся как показатель профессиональной компетентности учителя физической культуры

Выбирая конкретные объекты педагогиче­ского мониторинга, мы исходим из того, что мони­торинг является элементом системы инфор­мационного обеспечения компетентных педагогических решений. Мониторинг на ...

Требования к уровню профессиональной компетенции учителя физической культуры

Требования к уровню профессиональной компетенции учителя физической культуры...

3.3.2 Выступление на ШМО тема: «Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя физической культуры (в условиях реализации ФГОС)». 2020г.

Сегодня каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по-новому. Этого требует современное общество, которому необходимы высокообразованные, целеустремленные, эрудированные, конкурентосп...