Развитие и совершенствование профессиональных компетенций учителя физической культуры в свете требований Профессионального стандарта
статья по физкультуре на тему
Главная цель Российской образовательной политики - обеспечить современное качественное образование на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личностям, общество, государства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
На тему: «Развитие и совершенствование профессиональных компетенций учителя физической культуры в свете требований Профессионального стандарта»
Апаршева Н.Б., учитель физической культуры
МАОУ Домодедовской гимназии №5.
г. Домодедово
2017г.
Главная цель Российской образовательной политики - обеспечить современное качественное образование на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личностям, общество, государства.
Уже появились и действуют более технологичные открытые образовательные системы, которые оказывают образовательные услуги независимо от расстояний и государственных границ. Наряду с традиционным (классическим) образованием стали широко использоваться нетрадиционные способы обучения, основанные на современных образовательных и информационных технологиях. В первую очередь речь идет о системах открытого и дистанционного обучения, которые основаны на интернет-технологиях или электронном образовании.
Основу социальных инноваций составляют модернизация и информатизация российского образования. При этом образование должно давать ожидаемый эффект независимо от места нахождения, как учащегося, так и образовательного ресурса или услуги, в которой он нуждается, проводиться с использованием самых современных информационных и телекоммуникационных технологий.
Цель и принципы современного образования ориентированы на подготовку обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях в условиях рыночных отношений. Модернизация системы российского образования и внедрение информационных и коммуникационных технологий в процесс обучения по- новому ставят вопрос о качестве образования. Усилия педагогического коллектива направлены на то, чтобы создать условия для развития учащихся с учетом их возможностей, познавательных интересов и склонностей, посредством компетентно- ориентированного, личностно- ориентированного подхода. Образование, которое получают учащиеся школы, должно обеспечить их самореализацию сегодня и в будущем.
Компетентность, как результат образования выражается в способности и готовности учащихся самостоятельно решать актуальные для них проблемы в ситуациях неопределенности на основе системы знаний, умений и навыков, субъективного опыта, ценностно - смысловых ориентиров. Такие личностные качества будут социально востребованными и позволят выпускникам школы занимать активную жизненную позицию в профессиональном будущем.
Ключевой идеей личностно - ориентированного образования является признание ученика как субъекта учения. Субъективность означает способность человека анализировать ситуацию и себя в ней, осуществлять целеполагание собственной деятельности, искать пути достижения целей, контролировать их и оценивать результат этих действий. Для человека, осознающего себя субъектом, характерна активность, свобода выбора и ответственность за него. Личностно - ориентированным является то образование, которое ставит своей главной целью создание условий для развития субъективности, индивидуальности ученика, для самореализации личности в гармонии с собой и окружающим миром.
Из выше изложенного вытекают следующие цели:
1. Введение компетентно - ориентированного и личностно- ориентированного подхода и обеспечение современного качества образования.
2. Создание пакета нормативных документов в соответствии с современным законодательством РФ;
3. Сохранение и развитие материально- технической базы школы;
4. Разработка новых подходов к организации образовательной среды в школе;
5. Сохранение и развитие единой воспитательной среды в школе;
6. Формирование коллектива высококлассных учителей, способных на современном уровне решать общую педагогическую задачу обучения и воспитания;
7. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в школе;
8. Создание современной информационно- образовательной среды в школе;
9. Обновление содержания образование;
10. Развитие ключевых компетентностей учителя и ученика;
11. Объединение школы и социума;
С переходом России на новый путь развития рыночной экономики и проходящими социально-экономическими преобразованиями в стране остро стоит вопрос о реформировании системы физического воспитания, переживающей серьезный кризис. Уровень здоровья молодежи очень низок и с каждым годом все больше падает. Качество преподавания не способствует стремлению школьников к освоению ценностей физической культуры, к занятиям в спортивных секциях. Сокращается объем бесплатно предоставляемых спортивно-оздоровительных услуг.
В последнее время о неблагополучии здоровья школьников говорят и пишут много. И для этого есть все основания. Лишь порядка 10 % учащихся можно считать здоровыми, а чуть больше половины учащихся страдает различными хроническими заболеваниями. У 50-60% школьников наблюдается стремительный рост числа хронических заболеваний и функциональных нарушений; произошел резкий скачок увеличения патологических изменений нервной системы, пищеварительной и сердечнососудистой систем, опорно-двигательного аппарата. Увеличилось также, количество учащихся имеющих одновременно несколько диагнозов.
В настоящее время содержание школьных программ меняется в основном в сторону повышения требований, увеличения объема учебных нагрузок и интенсификации обучения. По объему постоянно возрастающая и по содержанию усложняющаяся научная информация вступает в противоречие с недостаточно гибкими учебными планами, программами, учебниками, что приводит к хроническим перегрузкам школьников, падению заинтересованности к учению, и ухудшению их здоровья.
Сохранение и укрепление здоровья школьников является одной из задач современной школы. В образовательных учреждениях ведется активный поиск форм и методов здоровьесберегающей деятельности.
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они смогли потом вырастить своих детей здоровыми и счастливыми, будучи им достойным примером. Конечно, работа учителя физической культуры обладает определённой спецификой.
Учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся. Деятельность учителя в реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и их семьи в целом.
Забота о здоровье учащихся должна являться одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива, в том числе и учителей физкультуры.
Прежде всего необходимо определить для себя понятие
«здоровьесберегающие технологии». К здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучение на оптимальном уровне сложности, вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности, сочетании различных форм предоставлении информации, создании эмоционального благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе, на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.
Для учителя очень важно правильно организовать урок физической культуры, т.к. он является основной формой педагогического процесса.
Сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что этот урок обеспечивает ребенку и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочное время и в дальнейшей жизни.
При планировании и проведении урока необходимо опираться на основные современные требования к уроку физической культуры с комплексом здоровьесберегающих технологий:
- Рациональная плотность урока;
- Включение в урок вопросов, связанных со здоровьем учащихся, способствующих формированию у школьников ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;
- Оптимальное сочетание различных видов деятельности;
- Выбор методов и приемов обучения, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;
- Формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;
- Осуществление индивидуального подхода к учащимся с учетом личностных возможностей;
- Создание благоприятного психологического климата, ситуации успеха и эмоциональной разрядки;
- Включение в урок приемов и методов, способствующих самопознанию возможностей своего организма, развитию навыков самооценки уровня своего физического развития;
- Целенаправленная рефлексия своей деятельности в течение всего урока и в итоговой его части.
При проведении урока, необходимо ориентироваться на принципы здоровьесберегающего урока, которые направлены на укрепление физиологического и психологического здоровья:
- Принцип двигательной активности;
- Принцип оздоровительного режима
- Принцип формирования правильной осанки, навыков правильного дыхания, и т.д.;
- Принцип реализации эффективного закаливания;
- Принцип психологической комфортности;
- Принцип опоры на индивидуальные особенности и способности ребенка.
Для реализации данных принципов используются следующие педагогические методы и приемы обучения: 1.Повышение двигательной активности детей.
2.Эмоциональный климат урока. Комфортное начало и окончание урока обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся. Эмоциональный климат урока во многом зависит от доброжелательного тона учителя, от юмористической составляющей педагогического общения. Задача учителя - помочь ребенку правильно использовать колоссальные ресурсы юмора для обретения радости и здоровья.
3.Музыкальная терапия. Музыка может использоваться как оформление фона урока и как сопровождение отдельных его компонентов.
Ситуации успеха способствуют формированию положительной мотивации к процессу обучения в целом, тем самым снижая эмоциональную напряженность, улучшая комфортность взаимоотношений всех участников образовательного процесса, тем самым реализуя основы здоровьесберегающих технологий при организации учебно-воспитательного процесса.
Контрольные испытания, задания, тесты и т. д. должны лишь давать исходную и текущую информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых – учащийся должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и покажет следующее тестирование. Если этого не произошло, то учитель должен внести в индивидуальные задания соответствующие коррективы. Важно, чтобы при этом учащийся не сравнивал себя с другими по принципу «лучше или хуже других», а сравнивал себя с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь быть лучше, чем сегодня. Но для этого, задания должны быть реальными и стимулировать учащихся к активной работе. Пока же критерии оценок основаны на сравнении результатов освоении знаний и умений с некоторыми средними значениями. В таком случае сильный ученик не чувствует потребности в повседневном учебном труде, а слабый не испытывает стремления к нему.
На сайте нашей гимназии и школьном портале Московской области размещены учебные программы с домашним заданием, а также программа кружка по общей физической подготовке, которую я реализую с 2015-2016 учебного года. К сожалению, ещё не все учащиеся активно пользуются предоставленной услугой самостоятельно, хотя организованные занятия посещают с удовольствием.
В сегодняшнем мире есть две проблемы: здоровье планеты и здоровье человечества, живущего на ней, а потому его настоящее, и будущее зависит от решения этих проблем уже в школе. Роль семьи и компетентного учителя, способного заинтересовать, увлечь и повести за собой, огромна. Мы должны понимать, что если общество действительно заинтересовано в оздоровлении не только самого общества, но и каждого человека, оно должно решать эту проблему на всех уровнях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА МАСТЕР КЛАССА "РАЗВИТИЕ И САМОРАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"
Целевая группа слушателей "Школа молодого учителя", учителя физической культуры, курсы переподотовки и повышения квалификации....
Методологический инструмент формирования профессиональных качеств учителя физической культуры
Учитель осуществляет свою педагогическую деятельность с помощью определенных приемов и способов, которые в совокупности определяют тот или иной стиль его деятельности....
САМОАНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУШКОВСКОЙ Т.А.
В ДАННОМ ДОКУМЕНТЕ СОДЕРЖИТСЯ САМОАНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУШКОВСКОЙ Т.А....
Совершенствование профессиональной компетенции учителя английского языка в свете новых ФГОС
Совершенствование профессиональной компетенции учителя английского языка в свете новых ФГОС.Доклад Стежко Ю.В. к педсовету....
Тезисы доклада: Мониторинг физического развития учащихся как показатель профессиональной компетентности учителя физической культуры
Выбирая конкретные объекты педагогического мониторинга, мы исходим из того, что мониторинг является элементом системы информационного обеспечения компетентных педагогических решений. Мониторинг на ...
Требования к уровню профессиональной компетенции учителя физической культуры
Требования к уровню профессиональной компетенции учителя физической культуры...
3.3.2 Выступление на ШМО тема: «Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя физической культуры (в условиях реализации ФГОС)». 2020г.
Сегодня каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по-новому. Этого требует современное общество, которому необходимы высокообразованные, целеустремленные, эрудированные, конкурентосп...