Актуализация экзистенциального мышления на уроках литературы
статья
В статье рассматривается необходимость формирования и развития особого вида мышления и сознания обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekzi_-_pedagogika.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуализация экзистенциального мышления учащихся в контекста литературного образования.
Личное мышление всегда было редким
цветком в жизни человеческих обществ
Николай Бердяев
Массы ошибаются,
а индивидуумы всегда правы
Борис Виан
Индивидуализация в процессе обучения и воспитания предполагает колоссальное количество новых методов и приёмов работы педагога, ставит обновлённые задачи и цели и отвечает более жёстким социальным запросам. Очевидно, что доминантой в ряду этих целей становится кардинальное изменение образа мышления учащегося, отвергающее прежние стереотипные мыслительные клише. Ортодоксальная мыслеповеденческая система, существующая в сознании нашего воспитанника, будучи ограниченной и отграниченной от фактической реальности, со временем распадается на неустойчивые, никак не связанные воедино схоластические представления о существующем — и это в лучшем случае!.. В скобках замечу, что речь здесь идёт о подавляющем большинстве — о массе. Именно усреднённый тип ученика — эдакое среднее арифметическое современного ученичества — и являет нам ценность объекта, на который направлена деятельность педагога. Стандартный способ восприятия, механическое поглощение материала, зачастую не требующее анализа — всё это более чем характерно для нынешнего воспитанника, и впоследствии ведё не просто к сужению общего кругозора, но уже к катастрофическому, тотальному коллапсу рефлексии, склонности к самоанализу, а это грозит, в свою очередь, неадекватностью оценки стремительно изменяющейся действительности, в условиях которой вероятна закономерная переоценка многих педагогических принципов и условностей. Время само определяет злободневность, вопиющую востребованность вопросов, раскрывающих перед формирующимся индивидуумом богатство и противоречия собственного ego: в чём смысл меня как ученика, как личности? для чего я существую? кому нужна моя учёба? и зачем? etc.Именно эти, вполне экзистенциальные проблемы дожны, как мне представляется, стать связующим учеником между наставником и воспитанником, той благодатной средой интеллектуальноого обитания, в атмосфере которой происходит успешное становление личности в мире. Наш 15-17-летний ученик, оказавшись на стыке возрастных пределов, в пресловутой «пограничной ситуации», вынужден не только решить мучительную проблему выбора, но и преодолеть некий пространственно-временной овраг, из которого, попав туда однажды, можно и не выбраться...
...Сверхзадачей экзистенциального педагога-гуманитария, очевидно, должно стать изображение мира как вечноого хаотичного, беспорядочноого движения — причём мир этот начисто лишён каких-либо идей — в нём присутствует лишь чувственность; но путём эмпирического познания подросток постигает этот абсурдный мир, наполняя его субъективным содержанием, постепенно упорядочивая его, формируя нравственные императивы, ориентируясь на них и, в конце концов, совершая осознанный выбор. Всё это может открыться юному Человеку только через сердце или через своё всеохватное воображение, могущие представить картины, подчас кажущиеся нелепыми и бессмыслеными нашему, «взрослому» скудному представлению о мире. Ведь именно в этом нежном возрасте (13-16 лет) происходит наиболее стремительное формирование Личности, а юный, только вступающий в большую жизнь человек должен обнаружить в самом себе острейшую необходимость ответов на извечные «проклятые» вопросы, необходимость постижения своей экзистенции.
Обратившись к творческому миру философии экзистенциализма, любой педагог может сравнить проектируемую модель нашего выпускника с героями французского писателя Жан-Поля Сартра: на страницах его повестей и новелл создан особый тип героя-подростка, остро ощущающего собственную ущербность; перед нами глубоко рефлексирующий юный философ, искатель Истины, он постоянно находится в разладе с окружающим миром, да и с самим собой, он — подлинный маленький «экзи», постигающий окружающий мир через познание своей экзистенции, своей самости — таким образом он погружается в своеобразный экзистанс, в объятиях которого и находит истину: Я — ЕСТЬ! Именно это и является основой самоопределения, самоосуществления, образование Себя. Но сначала ребёнку необходимо осознать отдельно существующее Я, которое ещё не становится личностью, покуда оно наличествует в мире изолированно от культурно-философского пространства; существование оказывается предшествующим сущности. Экзистенция становится архетипом личности, её порождающей моделью, её парадигмой, она отнюдь не иррациональная составляющая антропоса, она — целостная структура личности...
Хочется надеяться, что экзистенциальное мышление в ближайшем будущем не останется для рядового педагога в рамках гипотетической формулировки — современные жизненные тенденции требуют от нас практического обращения к сознанию подростка. В контексте нынешних инновационных технологий (например, технологии Развивающего Обучения по системе Эльконина — Давыдова) это обращение актуализируется вдвойне. Педагогика оперирует двуначальнстью процесса — а потому оправдывается высказывание классика: «Истинная великая цель педагога — научить правильно ошибаться!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Применение технологии критического мышления на уроке литературы"
В современных условиях каждая школа и каждый учитель вольны выбирать себе свое педагогическое кредо, свою философию образования. От этого выбора зависит очень многое. Как учить детей без п...
Статья "Воспитание навыков творческого мышления на уроках литературы."
Методы творческого обучения на уроках литературы....
Актуализация экзистенциального мышления учащихся в контекста литературного образования.
Тезисное изложение моей педагогической концепции...
Технология критического мышления на уроках литературы
На уроках литературы в 5-ом классе в качестве внеклассного чтения использую рассказ А.Грина "Гнев отца" после изучения рассказа А. Платонова "Никита"...
Актуализация мыслительной деятельности на уроках литературы
Методическая разработка...
Технология актуализации читательского воображения на уроках литературы в школе
Технология актуализации читательского воображения на уроках литературы в школе...
Актуализация экзистенциального мышления учащихся в контекста литературного образования.
В статье с опорой на филисофию экзистенциализма обосновывается необходимость развития нравственно-рефлексивных способностей учащихся на разных уровнях: от базово-школьного до общечеловеческого....