Технология критического мышления на уроках литературы
план-конспект урока (литература, 5 класс) по теме

Паркаева Светлана Николаевна

На уроках литературы в 5-ом классе в качестве внеклассного чтения использую рассказ А.Грина "Гнев отца" после изучения рассказа А. Платонова "Никита"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология развития критического мышления на уроке литературы в 5-ом классе. Модель урока по теме:

 А. Грин , рассказ «Гнев отца» 1929 г.

 Краткая аннотация: Одна из задач уроков литературы – воспитание талантливого  читателя, читателя-собеседника, соавтора. Перед учителем, формирующим такого читателя, возникает вопрос: как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? На помощь учителю могут прийти приёмы технологии развития критического мышления . Урок в технологии развития критического мышления поможет организовать диалог читателя и автора, погрузить ребёнка в мир художественного текста.

Учебный предмет: литература.

 Уровень образования школьников: урок предназначен для 5 класса, уровень класса – средний

Форма учебной работы: классно-урочная

Оборудование: проектор, компьютер

Организация работы: коллективная, групповая, индивидуальная

Цели урока:

  1. Подвести к осознанию того, как важно уметь понять ребёнка, его психологию, его духовный мир, его переживания

  2.Способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение работать с информацией, анализировать различные ситуации), умение принимать взвешенные решения, способность к разумному рефлективному творческому мышлению).

Задачи урока.

  1. Дать возможность каждому ученику реализовать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения, а также – конструировать своё собственное знание.
  2.  Воспитание социальной ответственности. (Для этого весь учебный процесс целесообразно тесно увязать с конкретными жизненными задачами и проблемами, с которыми дети сталкиваются в повседневности)

Ход урока.

  1. Обращение к личному опыту, который поможет подготовить учащихся к личностному восприятию произведения.
  1. Вспомните, было ли в детстве что-то такое, что вызывало у вас страх.
  2. Помог ли кто вам преодолеть страх?

Краткий рассказ об авторе

     Александр Грин –  русский писатель начала 20 века, самое известное произведение «Алые паруса». Произведение, наполненное романтикой, ожиданием чуда. У автора много рассказов, где отображаются душевные переживания героев. , а сегодня обратимся к рассказу «Гнев отца».Мы с вами более подробно будем знакомится с его творчеством в 6 классе

   Наша задача – найти то общее , что характерно для рассказов  А.Платонова «Никита» и А.Грина     «Гнев отца».

  1. Работа с художественным текстом. В данной части урока реализуется схема «вызов – осмысление – размышление». Ученики получают следующий алгоритм работы:

*чтение текста от «остановки до остановки»

*вопрос – прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке

*ответ – предположение, его обоснование.

Итак, читаем текст (работа ведётся только индивидуально). Начинаем работать над интеллект-картой

Накануне  возвращения Беринга из долгого путешествия его сын, маленький

Том Беринг, подвергся нападению тетки Корнелии и ее мужа, дяди Карла.

  1. Что мы с первых строк можем сказать о героя? Счастлив ли он в семье?

     Том  пускал  в  мрачной  библиотеке  цветные  мыльные  пузыри.  За  ним

числились   преступления  более  значительные,  например,  дырка  на  желтой

портьере,   сделанная   зажигательным  стеклом,  рассматривание  картинок  в

"Декамероне",   драка   с   сыном  соседа,  -  но  мыльные  пузыри  особенно

взволновали  Корнелию.  Просторный  чопорный  дом  не выносил легкомыслия, и

дядя  Карл  торжественно  отнял у мальчика блюдце с пеной, а тетя Корнелия -

стеклянную трубочку.

  1. Какие  детали показывают нам обстановку, в которой воспитывается мальчик?

     Корнелия  долго  пророчила  Тому страшную судьбу проказников: сделаться

преступником или бродягой - и, окончив выговор, сказала:

     - Страшись  гнева отца! Как только приедет брат, я безжалостно расскажу

ему о твоих поступках, и его гнев всей тяжестью обрушится на тебя.

     Дядя Карл нагнулся, подбоченившись, и прибавил:

     - Его гнев будет ужасен!

     Когда  они  ушли, Том забился в большое кресло и попытался представить,

что  его  ожидает. Правда, Карл и Корнелия выражались всегда высокопарно, но

неоднократное  упоминание о "гневе" отца сильно смущало Тома. Спросить тетку

или  дядю  о том, что такое гнев, - значило бы показать, что он струсил. Том

не хотел доставить им этого удовольствия.

     Подумав,  Том  слез  с кресла и с достоинством направился в сад, мечтая

узнать кое-что от встреченных людей.

    * Что мы можем сказать о характере ребёнка?

     В  тени  дуба  лежал Оскар Мунк, литератор, родственник Корнелии, читая

газету.

     Том приблизился к нему бесшумным индейским шагом и вскричал:

     - Хуг!

     Мунк отложил газету, обнял мальчика за колени и притянул к себе.

     - Все спокойно на Ориноко, - сказал он. - Гуроны преступили в прерию.

     Но Том опечалился и не поддался игре.

     - Не  знаете  ли  вы,  кто такой гнев? - мрачно спросил он. - Никому не

говорите, что я говорил с вами о гневе.

    * В какие игры умеет играть мальчик?

    *Переживает ли он на самом деле?

     - Гнев?

     - Да,  гнев отца. Отец приезжает завтра. С ним приедет гнев. Тетя будет

сплетничать,  что  я  пускал пузыри и прожег дырку. Дырка была маленькая, но

я... не хочу, чтобы гнев узнал.

     - Ах,  так!  -  сказал  Мунк  с  диким  и  непонятным для Тома хохотом,

который  заставил  мальчика  отступить  на  три шага. - Да, гнев твоего отца

выглядит  неважно.  Чудовище,  каких мало. У него четыре руки и четыре ноги.

Здорово бегает! Глаза косые. Неприятная личность. Жуткое существо.

  1. Как может отреагировать на такое описание ребёнок?

     Том  затосковал  и  попятился,  с  недоумением  рассматривая Мунка, так

весело  описывающего  страшное  существо. У него пропала охота расспрашивать

кого-либо  еще,  и  он  некоторое  время задумчиво бродил по аллеям, пока не

увидел  девочку  из  соседнего  дома,  восьмилетнюю Молли; он побежал к ней,

чтобы  пожаловаться  на  свои  несчастья,  но  Молли, увидев Тома, пустилась

бегом  прочь,  так  как  ей  было  запрещено  играть с ним после совместного

пускания  стрел  в стекла оранжереи. Зачинщиком, как всегда в таких случаях,

считался  Том,  хотя  на  этот  раз сама Молли подговорила его "попробовать"

попасть в раму.

     Движимый  чувством  привязанности и благоговения к тоненькому кудрявому

существу,  Том бросился напрямик сквозь кусты, расцарапал лицо, но не догнал

девочку и, вытерев слезы обиды, пошел домой.

     *Как относится к сверстникам мальчик?

     * Как отреагировал на поведение девочки?

     Горничная,  накрыв  к завтраку стол, ушла. Том заметил большой графин с

золотистым  вином и вспомнил, что капитан Кидд (из книги "Береговые пираты")

должен  был  пить ром на необитаемом острове, в совершенном и отвратительном

одиночестве.

     Том  очень  любил  Кидда,  а потому, влезши на стол, налил стакан вина,

пробормотав:

     - За  ваше  здоровье,  капитан.  Я  прибыл  на  пароходе спасти вас. Не

бойтесь, мы найдем вашу дочь.

  1. Мальчик безобразничает или просто фантазирует и играет в любимых героев?

     Едва  Том  отхлебнул  из  стакана, как вошла Корнелия, сняла пьяницу со

стола  и  молча,  но  добросовестно  шлепнула три раза по тому самому месту.

Затем  раздался крик взбешенной старухи, и, вырвавшись из ее рук, преступник

бежал в сад, где укрылся под полом деревянной беседки.

     Он  сознавал,  что  погиб.  Вся его надежда была на заступничество отца

перед гневом.

     О  своем  отце  Том помнил лишь, что у него черные усы и теплая большая

рука, в которой целиком скрывалось лицо Тома. Матери он не помнил.

     Он  сидел  и  вздыхал,  стараясь  представить, что произойдет, когда из

клетки выпустят гнев.

     По  мнению  Тома,  клетка  была  необходима для чудовища. Он вытащил из

угла   лук   с  двумя  стрелами,  которые  смастерил  сам,  но  усомнился  в

достаточности  такого  оружия.  Воспрянув  духом, Том вылез из-под беседки и

крадучись  проник  через  террасу  в кабинет дяди Карла. Там на стене висели

пистолеты и ружья.

     Том  знал,  что  они  не заряжены, так как говорилось об этом множество

раз,  но  он  надеялся  выкрасть  пороху у сына садовника. Пулей мог служить

камешек.  Едва  Том  вскарабкался  на спинку дивана и начал снимать огромный

пистолет  с  медным  стволом,  как вошел дядя Карл и, свистнув от удивления,

ухватил  мальчика  жесткими пальцами за затылок. Том вырвался, упал с дивана

и ушиб колено.

     Он  встал, прихрамывая, и, опустив голову, угрюмо уставился на огромные

башмаки дяди.

     - Скажи,  Том, - начал дядя, - достойно ли тебя, сына Гаральда Беринга,

тайком  проникать в этот не знавший никогда скандалов кабинет с целью кражи?

Подумал ли ты о своем поступке?

     - Я  думал,  -  сказал  Том. - Мне, дядя, нужен был пистолет. Я не хочу

сдаваться  без  боя.  Ваш гнев, который приедет с отцом, возьмет меня только

мертвым. Живой я не поддамся ему.

  1. Как характеризует этот эпизод мальчика?
  2. Понял ли дядя душу ребёнка?

     Дядя  Карл  помолчал, издал звук, похожий на сдавленное мычание, и стал

к   окну,  где  начал  набивать  трубку.  Когда  он  кончил  это  занятие  и

повернулся, его лицо чем-то напоминало выражение лица Мунка.

     - Я  тебя  запру  здесь  и  оставлю  без  завтрака, - сказал дядя Карл,

спокойно  останавливаясь  в  дверях  кабинета.  -  Оставайся  и  слушай, как

щелкнет  ключ,  когда  я  закрою  дверь.  Так же щелкают зубы гнева. Не смей

ничего трогать.

     С  тем  он  вышел  и,  два  раза  щелкнув ключом, вынул его и положил в

карман.

     Тотчас  Том  прильнул  глазами  к  замочной  скважине. Увидев, что дядя

скрылся  за  поворотом, Том открыл окно, вылез на крышу постройки и спрыгнул

с  нее  на  цветник,  подмяв  куст  цинний.  Им  двигало  холодное  отчаяние

погибшего  существа.  Он  хотел  пойти  в  лес,  вырыть землянку и жить там,

питаясь  ягодами  и  цветами,  пока  не  удастся  отыскать  клад с золотом и

оружием.

     Так  размышляя,  Том  скользил  около  ограды  и  увидел сквозь решетку

автомобиль,  несущийся по шоссе к дому дяди Карла. В экипаже рядом с пожилым

черноусым  человеком  сидела  белокурая молодая женщина. За этим автомобилем

мчался второй автомобиль, нагруженный ящиками и чемоданами.

     Едва  Том  рассмотрел  все  это, как автомобили завернули к подъезду, и

шум езды прекратился.

     Смутное  воспоминание о большой руке, в которой пряталось все его лицо,

заставило  мальчика  остановиться, а затем стремглав мчаться домой. "Неужели

это  мой отец?" - думал он, пробегая напрямик по клумбам, забыв о бегстве из

кабинета, с жаждой утешения и пощады.

     С  заднего входа Том пробрался через все комнаты в переднюю, и сомнения

его  исчезли.  Корнелия, Карл, Мунк, горничная и мужская прислуга - все были

здесь,  все  суетились  вокруг  высокого  человека  с  черными  усами  и его

спутницы.

     - Да,  я  выехал  днем раньше, - говорил Беринг, - чтобы скорее увидеть

мальчика. Но где он? Не вижу его.

     - Я приведу его, - сказал Карл.

     - Я  пришел  сам, - сказал Том, протискиваясь между Корнелией и толстой

служанкой.

     Беринг  прищурился,  коротко  вздохнул  и, подняв сына, поцеловал его в

расцарапанную щеку.

     Дядя Карл вытаращил глаза.

     - Но ведь ты был наказан! Был заперт!

     - Сегодня  он амнистирован, - заявил Беринг, подведя мальчика к молодой

женщине.

     "Не это ли его гнев? - подумал Том. - Едва ли. Не похоже".

     - Она  будет  твоя  мать,  -  сказал  Беринг.  -  Будьте  матерью этому

дурачку, Кэт.

     - Мы  будем  с  тобой  играть,  -  шепнул  на ухо Точа теплый щекочущий

голос.

     Он  ухватился  за  ее  руку  и, веря отцу, посмотрел в ее синие большие

глаза.  Все  это никак не напоминало Карла и Корнелию. К тому же завтрак был

обеспечен.

  1. Каково состояние мальчика? Успокоился ли он?

     Его  затормошили  и  повели  умываться. Однако на сердце у Тома не было

достаточного  спокойствия  потому,  что  он  хорошо  знал  как  Карла, так и

Корнелию.  Они  всегда  держали  свои обещания и теперь, несомненно, вошли в

сношения   с   гневом.   Воспользовавшись  тем,  что  горничная  отправилась

переменить  полотенце,  Том  бросился  к комнате, которая, как он знал, была

приготовлена для его отца.

     Том  знал,  что  гнев  там.  Он  заперт,  сидит  тихо и ждет, когда его

выпустят.

     Прильнув  к  замочной  скважине,  Том  никого не увидел. На полу лежали

связки  ковров,  меха, стояли закутанные в циновки ящики. Несколько сундуков

-  среди  них  два  с  откинутыми к стене крышками - непривычно изменяли вид

большого  помещения,  обставленного  с  чопорной тяжеловесностью спокойной и

неподвижной жизни.

    *Как может поступить мальчик?

     Страшась  своих  дел,  но  изнемогая  от  желания  снять давящую сердце

тяжесть,  Том  потянул дверь и вошел в комнату. К его облегчению, на кровати

лежал  настоящий  револьвер.  Ничего  не понимая в револьверах, зная лишь по

книгам,  где  нужно нажать, чтобы выстрелило, Том схватил браунинг, и, держа

его в вытянутой руке, осмелясь, подступил к раскрытому сундуку.

     Тогда он увидел гнев.

     Высотой  четверти  в две, белое четырехрукое чудовище озлило на него из

сундука страшные, косые глаза.

     Том вскрикнул и нажал там, где нужно было нажать.

     Сундук  как  бы  взорвался. Оттуда свистнули черепки, лязгнув по окну и

столам.  Том  сел  на пол, сжимая не устающий палить револьвер, и, отшвырнув

его,  бросился,  рыдая, к бледному, как бумага, Берингу, вбежавшему вместе с

Карлом и Корнелией.

     - Я  убил  твой  гнев!  -  кричал  он  в восторге и потрясении. - Я его

застрелил!  Он не может теперь никогда трогать! Я ничего не сделал! Я прожег

дырку, и я пил ром с Киддом, но я не хотел гнева!

     - Успокойся,  Том,  -  сказал  Беринг,  со  вздохом  облегчения  сжимая

трепещущее  тело  сына.  -  Я  все  знаю. Мой маленький Том... бедная, живая

душа!

      * Как характеризует поступок Тома?

      * Понял ли отец своего сына?

  Можем ли мы сопоставить два рассказа: Рассказ Платонова «Никита» и рассказ Грина « Гнев отца»? Что общего в них?

  1. Стадия рефлексии –завершающая стадия урока в режиме технологии критического мышления.

На стадии рефлексии проводится групповая творческая работа:

- Подготовить иллюстрации к рассказу

- Что общего мы можем отметить в этих рассказах?

Индивидуальное задание:

- Написать отзыв о рассказе

-Создать интеллект –карту по произведениям Платонова и Грина

Выполнив задание, группы знакомят класс с результатом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Применение технологии критического мышления на уроке литературы"

В современных условиях каждая школа и каждый учитель вольны выбирать себе свое педагогическое кредо, свою философию образования. От этого выбора зависит очень многое. Как учить детей без п...

Технология критического мышления на уроках литературы

Технология развития критического мышления не нова в современной педагогике, она известна в России с 1997 года. Сейчас проект реализуется в 29 странах мира в том числе в 6 российских...

Технология критического мышления на уроках литературы

Сегодня к выпускнику школы XXI века общество предъявляет достаточно серьёзные требования. Он должен: - уметь самостоятельно приобретать знания; - применять их на практике для решения разнообразных про...

МАСТЕР КЛАСС ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Мастер-класс по теме "Развитие критического мышления  на уроках  литературы" Цель: осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в организации акт...

Технология критического мышления на уроке литературы в вечерней школе

Технология критического мышления на уроке литературы в вечерней школе...

Технология критического мышления на уроках литературы

Технология развития критического мышления на уроках литературы...