Технология актуализации читательского воображения на уроках литературы в школе
статья по литературе ( класс) на тему
Технология актуализации читательского воображения на уроках литературы в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chitatelskoe_voobrazhenie.docx | 15.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология актуализации читательского воображения на уроках литературы в школе
Методика преподавания литературы опирается на теорию философии, педагогики и психологии.
Понятие актуализации трактуется как приведение потенциального состояния субъекта в состояние активности. Теоретически модели актуализации выступают фундаментом для теории педагогики и методики обучения.
Самоактуализирующиеся люди обладают способностью к творчеству. Для них естественна креативность, она присутствует в повседневной жизни.
В процессе актуализации выражены переживания, а также ряд других психических процессов, которые используют педагоги в своей деятельности.
Когда-то в культуре России существовала традиция семейного чтения. Эмоционально восприимчивые дети на уроках литературы в школе задумывались над загадками художественного текста. Тогда прочитанная книга оставалась в памяти читателя, обогащала его память. Но в то же время, как показывает практика, ученики не всегда могут воссоздать прочитанное в ярких красках. Да, в учебниках по литературе есть вопросы на творческое восприятие и воображение, но в большей части эти вопросы направлены на пересказ и запоминание, но в старшем возрасте художественный текст учащиеся должны анализировать, приводя аргументы.
Педагогическая технология обучения представляет собой организацию процесса обучения, предусматривающую определенную систему действий и взаимодействий.
На уроках литературы используются педагогические технологии применительно к чтению и восприятию искусство слова. Творческая технология литературного развития ученик-читатель требует соответствующих знаний, а также понимания проблем актуализации читательских качеств- расширения, углубления знаний при помощи ранее усвоенного. В настоящее время педагоги используют систему обучения на основе технологического подхода с применением таких педагогических технологий, которые учитывали бы все особенности учебного процесса.
Создавая технологию актуализации читательского воображения в процессе обучения литературе, нужно рассматривать творческую технологию как персональный путь реализации творческого потенциала каждого ученика. Возможность творческой технологии развития воображения на уроках литературы заключается в том, что учитель при изучении темы совместно с учеником может выбрать один из следующих подходов: образное или логическое познание, углубленное, ознакомительное или расширенное усвоение темы. Учитель предлагает ученикам для усвоения текста литературного произведения различные виды деятельности: эмоционально-образные и интеллектуально-логические.
Можно выделить следующие концептуальные идеи для построения творческой технологии:
-творческая технология должна обеспечить литературное развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из его индивидуальных способностей;
-разноуровневое обучение представляет возможность каждому ученику реализовать себя в учебной деятельности;
-литературное развитие является важнейшим средством становления интеллектуальных и творческих качеств ученика;
-учебный материал должен быть направлен на актуализацию творческого воображения;
-необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору наиболее значимых для них способов изучения текста.
При отборе учебного материала необходимо руководствоваться следующими критериями:
-учебный материал должен предполагать создание условий для творчества;
-синтез знаний на основе межпредметных связей предполагает их обобщение с учетом творчества.
Совершенствование методов обучения литературе обеспечивается:
-широким использованием коллективных форм познавательной деятельности;
-различными видами проблемного обучения;
-реализации личностно-ориентированного обучения.
С распространение технологических подходов в обучении литературе особенно интенсивно стали использоваться инновационные формы обучения: тренинги, проектирование, разрешение проблемных ситуаций.
Создание читателем новых субъективных образов на основе недосказанности текста воздействует на читательское воображение, которое порождает новые читательские образы.
Читательское восприятие и воображение рассматриваются как автор-текст-читатель. Постигая текст, нужно рассматривать сам текст не только как результат взаимодействия и общения между автором и читателем, но и как его существование в разное время.
В результате чтения текста автора привлекает свой жизненный опыт. Читая текст, он приобретает новый опыт, ведь сопереживая, мы обогащаемся опытом жизни в искусстве.
Воображение читателя возвращает к жизни художественное произведение и дает ему новую жизнь. Именно творческое воображение в процессе чтения помогает читателю в суть авторского замысла. К деятельности воображения читателя подключается логика осмысления произведения.
Таким образом, читательское воображение, поднявшись на ступень творческого, охватывает произведение как целостное явление, а ученик-читатель читает не только автора-создателя, но читает и познает самого себя.
Литература
Коновалова Л.И., Литературное развитие читателя-школьника в процессе изучения художественного произведения в его родовой и жанровой специфике/ ЛОИРО, 2012.
Милютина Н.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология развития творческого воображения
СЕМИНАР для учителей начальной школы «Технология развития творческого воображения»...
КРИВЦУНОВА Л.А. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ «Актуализация читательского восприятия на разных этапах постижения смысла произведения (рассказ В. Распутина «Мама куда-то ушла»).
В методической разработке представлены этапы урока, виды деятельности учителя и ученика, а также описание умений как предметных, так и метапредметных на разных этапах урока....
Друдлы как один из примеров игровой технологии, способствующий развитию воображения
Друдлы как один из примеров игровой технологии, способствующий развитию воображенияОчень часто, разговаривая по телефону или слушая выступление, мы на бумаге рисуем какие-то фигуры, картинки. А потом ...
Друдлы как один из примеров игровой технологии, способствующий развитию воображения
Друдлы как один из примеров игровой технологии, способствующий развитию воображенияОчень часто, разговаривая по телефону или слушая выступление, мы на бумаге рисуем какие-то фигуры, картинки. А потом ...
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ"
Из опыта работы по организации и проведению уроков внеклассного чтения в 5-8 кпассов...
Развитие читательских компетенций в семье и школе.
Сегодня, в век глобальной информатизации, внедрения компьютерных инноваций, становится чрезвычайно острой проблема развития подрастающего поколения. Самая читающая некогда нация превращается в нечитаю...
Формирование читательской грамотности у обучающихся основной школы
В статье говорится о формировании читательской грамотности...