Актуализация экзистенциального мышления учащихся в контекста литературного образования.
статья по литературе на тему
В статье с опорой на филисофию экзистенциализма обосновывается необходимость развития нравственно-рефлексивных способностей учащихся на разных уровнях: от базово-школьного до общечеловеческого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekzi_-_pedagogika.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуализация экзистенциального мышления учащихся в контекста литературного образования.
Личное мышление всегда было редким
цветком в жизни человеческих обществ
Николай Бердяев
Массы ошибаются,
а индивидуумы всегда правы
Борис Виан
Индивидуализация в процессе обучения и воспитания предполагает колоссальное количество новых методов и приёмов работы педагога, ставит обновлённые задачи и цели и отвечает более жёстким социальным запросам. Очевидно, что доминантой в ряду этих целей становится кардинальное изменение образа мышления учащегося, отвергающее прежние стереотипные мыслительные клише. Ортодоксальная мыслеповеденческая система, существующая в сознании нашего воспитанника, будучи ограниченной и отграниченной от фактической реальности, со временем распадается на неустойчивые, никак не связанные воедино схоластические представления о существующем — и это в лучшем случае!.. В скобках замечу, что речь здесь идёт о подавляющем большинстве — о массе. Именно усреднённый тип ученика — эдакое среднее арифметическое современного ученичества — и являет нам ценность объекта, на который направлена деятельность педагога. Стандартный способ восприятия, механическое поглощение материала, зачастую не требующее анализа — всё это более чем характерно для нынешнего воспитанника, и впоследствии ведё не просто к сужению общего кругозора, но уже к катастрофическому, тотальному коллапсу рефлексии, склонности к самоанализу, а это грозит, в свою очередь, неадекватностью оценки стремительно изменяющейся действительности, в условиях которой вероятна закономерная переоценка многих педагогических принципов и условностей. Время само определяет злободневность, вопиющую востребованность вопросов, раскрывающих перед формирующимся индивидуумом богатство и противоречия собственного ego: в чём смысл меня как ученика, как личности? для чего я существую? кому нужна моя учёба? и зачем? etc.Именно эти, вполне экзистенциальные проблемы дожны, как мне представляется, стать связующим учеником между наставником и воспитанником, той благодатной средой интеллектуальноого обитания, в атмосфере которой происходит успешное становление личности в мире. Наш 15-17-летний ученик, оказавшись на стыке возрастных пределов, в пресловутой «пограничной ситуации», вынужден не только решить мучительную проблему выбора, но и преодолеть некий пространственно-временной овраг, из которого, попав туда однажды, можно и не выбраться...
...Сверхзадачей экзистенциального педагога-гуманитария, очевидно, должно стать изображение мира как вечноого хаотичного, беспорядочноого движения — причём мир этот начисто лишён каких-либо идей — в нём присутствует лишь чувственность; но путём эмпирического познания подросток постигает этот абсурдный мир, наполняя его субъективным содержанием, постепенно упорядочивая его, формируя нравственные императивы, ориентируясь на них и, в конце концов, совершая осознанный выбор. Всё это может открыться юному Человеку только через сердце или через своё всеохватное воображение, могущие представить картины, подчас кажущиеся нелепыми и бессмыслеными нашему, «взрослому» скудному представлению о мире. Ведь именно в этом нежном возрасте (13-16 лет) происходит наиболее стремительное формирование Личности, а юный, только вступающий в большую жизнь человек должен обнаружить в самом себе острейшую необходимость ответов на извечные «проклятые» вопросы, необходимость постижения своей экзистенции.
Обратившись к творческому миру философии экзистенциализма, любой педагог может сравнить проектируемую модель нашего выпускника с героями французского писателя Жан-Поля Сартра: на страницах его повестей и новелл создан особый тип героя-подростка, остро ощущающего собственную ущербность; перед нами глубоко рефлексирующий юный философ, искатель Истины, он постоянно находится в разладе с окружающим миром, да и с самим собой, он — подлинный маленький «экзи», постигающий окружающий мир через познание своей экзистенции, своей самости — таким образом он погружается в своеобразный экзистанс, в объятиях которого и находит истину: Я — ЕСТЬ! Именно это и является основой самоопределения, самоосуществления, образование Себя. Но сначала ребёнку необходимо осознать отдельно существующее Я, которое ещё не становится личностью, покуда оно наличествует в мире изолированно от культурно-философского пространства; существование оказывается предшествующим сущности. Экзистенция становится архетипом личности, её порождающей моделью, её парадигмой, она отнюдь не иррациональная составляющая антропоса, она — целостная структура личности...
Хочется надеяться, что экзистенциальное мышление в ближайшем будущем не останется для рядового педагога в рамках гипотетической формулировки — современные жизненные тенденции требуют от нас практического обращения к сознанию подростка. В контексте нынешних инновационных технологий (например, технологии Развивающего Обучения по системе Эльконина — Давыдова) это обращение актуализируется вдвойне. Педагогика оперирует двуначальнстью процесса — а потому оправдывается высказывание классика: «Истинная великая цель педагога — научить правильно ошибаться!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуализация экзистенциального мышления учащихся в контекста литературного образования.
Тезисное изложение моей педагогической концепции...
Методическая разработка: "РАЗВИТИЕ КОМБИНАТОРНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ КАК ОСНОВЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Таким образом, развитие логического мышления – одна из важнейших задач, стоящих перед дидактикой....
Литературоведческие компетенции читателя-школьника в контексте понятийно-категориального аппарата современного литературного образования
Литературоведческие компетенции читателя-школьника в контексте понятийно-категориального аппарата современного литературного образования...
Психология в контексте литературного образования и развития школьников
Совместные занятия учителя литературы и педагога-психолога...
Изучение русской и казахской литератур в контексте мировой культуры как перспектива литературного образования
Данная работа направлена на вывяление путей изучения русской, казахской и мировой литератур в школе....
Стастья "Актуализация творческих способностей учащихся на уроках истории и обществознания средствами технологии критического мышления" - 2013 г.
Статья была создана как отчетная работа по итогам курсовой подготовки...
Актуализация экзистенциального мышления на уроках литературы
В статье рассматривается необходимость формирования и развития особого вида мышления и сознания обучающихся....