СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ
методическая разработка

Схема обследования детей с дизартрией в помощь учителям логопедам. В данной схеме учтены все вопросы, необходимые учителю-логопеду для определения дальнейшей работы с ребенком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obsledovanie._dizartriya.docx31.65 КБ

Предварительный просмотр:

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка__________________________________________________________

Дата рождения (число, месяц, год)________________________________________________

Дата обследования (число, месяц, год) ____________________________________________

Возраст (количество лет, месяцев)________________________________________________

Домашний адрес, телефон_______________________________________________________

Из какого детского образовательного учреждения прибыл (номер, район) _____________________________________________________________________________

Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола МППК, от какого числа)________________________________________________________________________

Диагноз районной (городской) МППК___________________________________________

Сведения о родителях

Мать: (Ф. И. О., профессия, образование, работает, домохозяйка)__________________________

_________________________________________________________________________________

Отец: (Ф. И. О., профессия, образование, работает, безработный) ________________________

_________________________________________________________________________________

Жалобы родителей (трудности кормления ребенка в раннем возрасте, в настоящее время; формирование у ребенка навыков самообслуживания; становление предметно-практической, изобразительной, конструктивной, игровой деятельности, психомоторики, речи, особенности поведения, взаимоотношений с детьми, взрослыми, осознание (нет) ребенком своего недостатка, отношение к нему)_____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наследственные заболевания матери, отца, ближайших родственников_________________

Общий анамнез

От какой беременности ребенок___________________________________________________

Характер беременности: токсикоз (в 1-ю и 2-ю половину беременности), хронические заболевания, их обострение во время беременности (болезни сердца и сосудов, гипертоническая болезнь, диабет и другие эндокринные заболевания, аппендицит и другие воспалительные заболевания органов брюшины, холецистит, желчнокаменная болезнь), инфекционные болезни, вирусные заболевания матери (опасны грипп, краснуха), нарушения питания матери_________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Роды: быстрые, стремительные, обезвоженные, недоношенный плод (предрасположен к родовой травме и внутричерепным кровоизлияниям)__________________________________

Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция__________________________

Крик: был, нет________________________________________________________________

Асфиксия: белая, синяя__________________________________________________________

Резус-фактор: отрицательный, совместимость_______________________________________

Вес и рост ребенка при рождении________________________________________________

Вскармливание: к груди приложили на _____ день, грудь взял активно, не взял, с помощью. Сосал активно, засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивания, поперхивания.___________

Вскармливание грудью до

Последующее вскармливание: смешанное, искусственное.

Выписка из родильного дома на ________________ день.

Дополнительное пребывание в роддоме, причины___________________________________

Раннее развитие:

Держит голову с___________мес., сидит с___________мес., стоит________________мес., ходит с____________

Первые зубы с _______________мес., к 1 году _____________зубов.

Перенесенные заболевания: до 1 года __________________________________________, после 1 года ____________________________________________________________________

Инфекции_____________________________________________________________________

Ушибы и травмы головы___________________________________________________________

Судороги при высокой температуре_________________________________________________

Данные о развитии речи

Лепет, характер лепета__________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Первые слова__________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Речевое развитие шло с особенностями, прерывалось, нет____________________________

_____________________________________________________________________________

Речевая среда: дефицит речевого общения, норма___________________________________

_____________________________________________________________________________

Занимался с логопедом, нет, где, когда, результат___________________________________

_____________________________________________________________________________

Логопедическое обследование

1. Исследование слухового внимания.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Исследование зрительного восприятия.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Исследование пространственного праксиса.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Исследование произвольной мимической моторики.

- оскал - покой, поднимание верхней губы_________________________________________

- надувание обеих щек, по очереди________________________________________________

- поднимание бровей — покой, наморщивание лба__________________________________

- наморщивание носа___________________________________________________________

- поочередное зажмуривание глаз_________________________________________________

Отметить: сглаженность носогубных складок: одной, обеих; амимичность лицевой мускулатуры; замедленность движений глазных яблок, односторонний птоз века; синкинезии

Одиночные движения языком:

- положить широкий язык на нижнюю губу________________________________________

- положить узкий язык на нижнюю губу___________________________________________

- язык «жалом» при открытом рте________________________________________________

- узким языком коснуться правого - левого углов рта________________________________

- показать язык «чашечкой» при открытом рте______________________________________

- положить широкий язык на верхние зубы при открытом рте и растянутых в улыбке губах_________________________________________________________________________

- выполнить «лакательное» движение языком при открытом рте_______________________

Серии движений языком:

- открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, поднять на верхнюю губу, перевести на верхние зубы, убрать за зубы, закрыть рот______________________________

_____________________________________________________________________________

- открыть рот, показать попеременно (5—6 раз) узкий и широкий язык, закрыть рот______

_____________________________________________________________________________

- открыть рот, облизать узким языком губы вкруговую(слева направо и наоборот), закрыть рот___________________________________________________________________

- те же движения выполнить широким языком(обратить внимание на точность, объем движений)______________________________________________________________________

Отметить равномерность работы мышц языка, способность к переключению и удержанию позы: отклонение кончика языка при показе, тремор кончика языка при повторных движениях и при удержании позы, увеличение гиперкинеза или замедление темпа движения при повторных движениях, посинение кончика языка, замена движений языка; слюнотечение.

Подъязычная связка (уздечка) языка:

- положить широкий язык на нижнюю губу и постаратьсядотронуться им до середины (или ниже) подбородка__________________________________________________________

- это же движение выполнить узким языком________________________________________

- поднять широкий язык на верхнюю губу и тянуться языком к носу___________________

_____________________________________________________________________________

- поднять широкий язык за верхние зубы и провести кончиком языка по твердому небу от верхних альвеол назад к границе твердого и мягкого неба____________________________

_____________________________________________________________________________

- присосать широкий язык к твердому небу и опустить на дно ротовой полости с характерным щелчком (повторить 5—6 раз)________________________________________

_____________________________________________________________________________

Отметить состояние подъязычной связки: норма, укороченная, с послеоперационным узлом______________________________________________________

Мягкое небо (обследовать визуально):

- предложить покашлять с открытым ртом и языком, лежащим на нижней губе__________

_____________________________________________________________________________

Отметить: плоское, округлое, гиперкинез. Отклонение маленького язычка в сторону, расщелины____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Твердое небо

- обследовать визуально и отметить: нормальное, излишне низкое, куполообразное, «готическое», расщелины_______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Зубы

- обследовать визуально и отметить: нормальные, редкие, сверхкомплектность, низкие, высокие, вне челюстной дуги, язычный наклон зубов и т.д.

Прикус

- обследовать визуально и отметить: открытый передний,открытый боковой, прогения  (излишнее  выдвижениевперед нижней челюсти), прогнатия (излишнее выдвижение вперед верхней челюсти)________________________________________________________

Губы

- нормальные, тонкие, толстые, укороченная верхняя губа. Расщелина верхней губы_____

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Общее звучание речи.

Ребенку предлагается рассказать стихотворение, составить рассказ по серии сюжетных картинок, побеседовать с логопедом.

Отметить:

характерные особенности голоса (нужное подчеркнуть):

по силе - нормальный, громкий, тихий, затухающий к концу фразы, иссякающий;

по высоте - нормальный (грудной), высокий, низкий, фальцет, немодулированный, монотонный;

по тембру - с носовым оттенком, хриплый, грубый, глухой, гортанно-резкий, «металлический», писклявый;

тип и продолжительность дыхания (положить ладонь на область диафрагмы ребенку во время речи).

Отметить:   грудное,  диафрагмальное,  диафрагмально-грудное, верхне-ключичное (поверхностное), короткий вдох, непродолжительный выдох;

выразительность речи: дикция - отчетливая, смазанная, невнятная;

темп - нормальный, ускоренный, замедленный;

ритм – норма, аритмия (слова во фразе произносятся с разным ритмом, то быстро, то медленно).

6. Исследование произношения звуков.

гласные звуки:_________________________________________________________________

согласные звуки: свистящие:_____________________________________________________

 шипящие:____________________________________________________________________

сонорные звуки: ротовые:___________________; носовые:___________________________;

йотированные звуки:___________________________________________________________

(по логопедическому альбому: на материале предметных картинок, слогов, слов разной структуры, словосочетаний, фраз стихотворного текста). При необходимости исследовать и другие звуки.

_____________________________________________________________________________

Отметить отсутствие, замену, искажение звука.

7. Исследование различения звуков (фонематический слух).

Повторить за логопедом слоги и слова с оппозиционными звуками:

Та – да________________

Та - да – та____________

том — дом

да – та________________

да - та – да____________

лук – люк

Ка – га

заика — сайка миска — мишка шар — жарсок — цок

ложки — рожкичайка — сайкарад — ряд

8. Состояние фонематического анализа, синтеза, фонематических представлений.

1) простой (элементарный) фонематический анализ_________________________________;

- выделение звука на фоне слова:___________________________________________;

- выделение начального ударного гласного звука:_____________________________;

- дифференциация звука по противопоставлениям:____________________________

2) сложный фонематический анализ______________________________________________;

- определение места звука в слове:_________________________________________;

- определение последовательности звуков в слове:____________________________;

- определение количества звуков в слове:____________________________________.

3) фонематический синтез:______________________________________________________.

4) фонематические представления:_______________________________________________.

9. Воспроизведение слоговой структуры слова и звуконаполняемость слова.

Ребенку предлагается повторять за логопедом следующие слова (ответы ребенка записываются):

картина __________________________________ аквариум________________________________

машина __________________________________  водопроводчик ___________________________

встреча __________________________________ лекарство _______________________________

снеговик ________________________________  милиционер_____________________________

телевизор ________________________________  пшено__________________________________

сковорода _______________________________  простокваша____________________________

10. Исследование слоговой структуры слова.

Исследуемый звук

Слова слоговой структуры

Простой

Более сложной

Гласные:

А, 0, У, И, Ы, Э

паук

мох

канава

панама

Согласные:

С

собака

колесо

нос

сосна

пастух

автобус

З

зуб

коза

заноза

газон

Ш

шапка

мыши

душ

шашки

кошка

шалаш

Ж

жук

ножи

пижама

жнейка

ножовка

пожарник

Ц

цепь

курица

боец

цыган

офицер

огурец

Ч

чай

очки

меч

чулок

чучело

кирпич

Щ

щетка

ящик

вещь

щетина

пещера

плащ

Б

бал

бобы

яблоко

бутылка

бублик

бабочка

Д

дом

вода

судак

двойка

кадушка

здание

Г

гусь

нога

магазин

голова

бумага

фигура

В

вода

ива

сова

воробей

гвозди

корова

Л

лапа

пила

вол

ласты

палатка

стол

Р

рама

борода

топор

рафинад

брови

шнур

М

мама

лимон

дом

малина

мухомор

гном

Н

ноты

енот

кабан

ванна

венок

барабан

К

кот

лука

ток

кнут

лукошко

молоток

X

хата

муха

мох

художник

тахта

петух

Ф

фон

туфли

миф

фонарь

фуфайка

кофта

Смягчение

лень

олени

соль

лента

плетень

фасоль

Йотация

яма

юла

ёж

ель

ящик

юбка

ёлка

еда

АИ

май

майка

сарай

лайка

ЕЙ

вей

сей

лей

клей

воробей

соловей

ЬЁ, ЬЕ, ЬЯ

ружье

колье

платье

перья

Отмечается характер искажения: сокращение числа слогов, упрощение слогов (при стечении согласных опускается один из согласных звуков), уподобление слогов, добавление числа слогов, перестановка слогов и звуков внутри слога и слова.

Повторение предложения:

«Петя пьет горькое лекарство»____________________________________________________

«На перекрестке стоит милиционер»______________________________________________

«Космонавт управляет космическим кораблем»____________________________________

«Ранней весной прилетают перелетные птицы»____________________________________

11. Исследование словаря.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Исследование грамматического строя речи.

1) исследование словоизменения:_________________________________________________

- изменение по падежам__________________________________________________;

- образование форм Р.п.___________________________________________________;

- преобразование им. сущ. ________________________________________________;

- употребление предлогов в речи___________________________________________;

- согласование числительных______________________________________________;

2) исследование словообразования:_______________________________________________

- образование сущ. уменьш.-ласк. значения__________________________________;

- образование прилагательных ____________________________________________;

- образование глаголов движения__________________________________________.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ

Углубленное логопедическое обследование...

Примерная схема обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей

Принцип единства диагностики и коррекции развития требует постоянной фиксации происходящих изменений в состоянии ребенка, соответственно и на начальном этапе обучения мы должны знать  об уровне с...

Речевая карта для углублённого обследования школьника с дизартрией.

Речевая карта для углубленного обследования ребенка с дизартрией....

Статья «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

1. Понятие о дизартрии, её патологические особенности.2. Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией.3. Специфика нарушений в произношении звуков раннего онтогенеза у детей с дизартри...

Схема обследования детей с заиканием

Схема обследования детей с заиканием...

Схема обследования детей с ОНР

Схема обследования детей...