СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ
методическая разработка
Схема обследования детей с дизартрией в помощь учителям логопедам. В данной схеме учтены все вопросы, необходимые учителю-логопеду для определения дальнейшей работы с ребенком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obsledovanie._dizartriya.docx | 31.65 КБ |
Предварительный просмотр:
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ
Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка__________________________________________________________
Дата рождения (число, месяц, год)________________________________________________
Дата обследования (число, месяц, год) ____________________________________________
Возраст (количество лет, месяцев)________________________________________________
Домашний адрес, телефон_______________________________________________________
Из какого детского образовательного учреждения прибыл (номер, район) _____________________________________________________________________________
Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола МППК, от какого числа)________________________________________________________________________
Диагноз районной (городской) МППК___________________________________________
Сведения о родителях
Мать: (Ф. И. О., профессия, образование, работает, домохозяйка)__________________________
_________________________________________________________________________________
Отец: (Ф. И. О., профессия, образование, работает, безработный) ________________________
_________________________________________________________________________________
Жалобы родителей (трудности кормления ребенка в раннем возрасте, в настоящее время; формирование у ребенка навыков самообслуживания; становление предметно-практической, изобразительной, конструктивной, игровой деятельности, психомоторики, речи, особенности поведения, взаимоотношений с детьми, взрослыми, осознание (нет) ребенком своего недостатка, отношение к нему)_____________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Наследственные заболевания матери, отца, ближайших родственников_________________
Общий анамнез
От какой беременности ребенок___________________________________________________
Характер беременности: токсикоз (в 1-ю и 2-ю половину беременности), хронические заболевания, их обострение во время беременности (болезни сердца и сосудов, гипертоническая болезнь, диабет и другие эндокринные заболевания, аппендицит и другие воспалительные заболевания органов брюшины, холецистит, желчнокаменная болезнь), инфекционные болезни, вирусные заболевания матери (опасны грипп, краснуха), нарушения питания матери_________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Роды: быстрые, стремительные, обезвоженные, недоношенный плод (предрасположен к родовой травме и внутричерепным кровоизлияниям)__________________________________
Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция__________________________
Крик: был, нет________________________________________________________________
Асфиксия: белая, синяя__________________________________________________________
Резус-фактор: отрицательный, совместимость_______________________________________
Вес и рост ребенка при рождении________________________________________________
Вскармливание: к груди приложили на _____ день, грудь взял активно, не взял, с помощью. Сосал активно, засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивания, поперхивания.___________
Вскармливание грудью до
Последующее вскармливание: смешанное, искусственное.
Выписка из родильного дома на ________________ день.
Дополнительное пребывание в роддоме, причины___________________________________
Раннее развитие:
Держит голову с___________мес., сидит с___________мес., стоит________________мес., ходит с____________
Первые зубы с _______________мес., к 1 году _____________зубов.
Перенесенные заболевания: до 1 года __________________________________________, после 1 года ____________________________________________________________________
Инфекции_____________________________________________________________________
Ушибы и травмы головы___________________________________________________________
Судороги при высокой температуре_________________________________________________
Данные о развитии речи
Лепет, характер лепета__________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Первые слова__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Речевое развитие шло с особенностями, прерывалось, нет____________________________
_____________________________________________________________________________
Речевая среда: дефицит речевого общения, норма___________________________________
_____________________________________________________________________________
Занимался с логопедом, нет, где, когда, результат___________________________________
_____________________________________________________________________________
Логопедическое обследование
1. Исследование слухового внимания.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Исследование зрительного восприятия.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Исследование пространственного праксиса.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Исследование произвольной мимической моторики.
- оскал - покой, поднимание верхней губы_________________________________________
- надувание обеих щек, по очереди________________________________________________
- поднимание бровей — покой, наморщивание лба__________________________________
- наморщивание носа___________________________________________________________
- поочередное зажмуривание глаз_________________________________________________
Отметить: сглаженность носогубных складок: одной, обеих; амимичность лицевой мускулатуры; замедленность движений глазных яблок, односторонний птоз века; синкинезии
Одиночные движения языком:
- положить широкий язык на нижнюю губу________________________________________
- положить узкий язык на нижнюю губу___________________________________________
- язык «жалом» при открытом рте________________________________________________
- узким языком коснуться правого - левого углов рта________________________________
- показать язык «чашечкой» при открытом рте______________________________________
- положить широкий язык на верхние зубы при открытом рте и растянутых в улыбке губах_________________________________________________________________________
- выполнить «лакательное» движение языком при открытом рте_______________________
Серии движений языком:
- открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, поднять на верхнюю губу, перевести на верхние зубы, убрать за зубы, закрыть рот______________________________
_____________________________________________________________________________
- открыть рот, показать попеременно (5—6 раз) узкий и широкий язык, закрыть рот______
_____________________________________________________________________________
- открыть рот, облизать узким языком губы вкруговую(слева направо и наоборот), закрыть рот___________________________________________________________________
- те же движения выполнить широким языком(обратить внимание на точность, объем движений)______________________________________________________________________
Отметить равномерность работы мышц языка, способность к переключению и удержанию позы: отклонение кончика языка при показе, тремор кончика языка при повторных движениях и при удержании позы, увеличение гиперкинеза или замедление темпа движения при повторных движениях, посинение кончика языка, замена движений языка; слюнотечение.
Подъязычная связка (уздечка) языка:
- положить широкий язык на нижнюю губу и постаратьсядотронуться им до середины (или ниже) подбородка__________________________________________________________
- это же движение выполнить узким языком________________________________________
- поднять широкий язык на верхнюю губу и тянуться языком к носу___________________
_____________________________________________________________________________
- поднять широкий язык за верхние зубы и провести кончиком языка по твердому небу от верхних альвеол назад к границе твердого и мягкого неба____________________________
_____________________________________________________________________________
- присосать широкий язык к твердому небу и опустить на дно ротовой полости с характерным щелчком (повторить 5—6 раз)________________________________________
_____________________________________________________________________________
Отметить состояние подъязычной связки: норма, укороченная, с послеоперационным узлом______________________________________________________
Мягкое небо (обследовать визуально):
- предложить покашлять с открытым ртом и языком, лежащим на нижней губе__________
_____________________________________________________________________________
Отметить: плоское, округлое, гиперкинез. Отклонение маленького язычка в сторону, расщелины____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Твердое небо
- обследовать визуально и отметить: нормальное, излишне низкое, куполообразное, «готическое», расщелины_______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Зубы
- обследовать визуально и отметить: нормальные, редкие, сверхкомплектность, низкие, высокие, вне челюстной дуги, язычный наклон зубов и т.д.
Прикус
- обследовать визуально и отметить: открытый передний,открытый боковой, прогения (излишнее выдвижениевперед нижней челюсти), прогнатия (излишнее выдвижение вперед верхней челюсти)________________________________________________________
Губы
- нормальные, тонкие, толстые, укороченная верхняя губа. Расщелина верхней губы_____
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Общее звучание речи.
Ребенку предлагается рассказать стихотворение, составить рассказ по серии сюжетных картинок, побеседовать с логопедом.
Отметить:
характерные особенности голоса (нужное подчеркнуть):
по силе - нормальный, громкий, тихий, затухающий к концу фразы, иссякающий;
по высоте - нормальный (грудной), высокий, низкий, фальцет, немодулированный, монотонный;
по тембру - с носовым оттенком, хриплый, грубый, глухой, гортанно-резкий, «металлический», писклявый;
тип и продолжительность дыхания (положить ладонь на область диафрагмы ребенку во время речи).
Отметить: грудное, диафрагмальное, диафрагмально-грудное, верхне-ключичное (поверхностное), короткий вдох, непродолжительный выдох;
выразительность речи: дикция - отчетливая, смазанная, невнятная;
темп - нормальный, ускоренный, замедленный;
ритм – норма, аритмия (слова во фразе произносятся с разным ритмом, то быстро, то медленно).
6. Исследование произношения звуков.
гласные звуки:_________________________________________________________________
согласные звуки: свистящие:_____________________________________________________
шипящие:____________________________________________________________________
сонорные звуки: ротовые:___________________; носовые:___________________________;
йотированные звуки:___________________________________________________________
(по логопедическому альбому: на материале предметных картинок, слогов, слов разной структуры, словосочетаний, фраз стихотворного текста). При необходимости исследовать и другие звуки.
_____________________________________________________________________________
Отметить отсутствие, замену, искажение звука.
7. Исследование различения звуков (фонематический слух).
Повторить за логопедом слоги и слова с оппозиционными звуками:
Та – да________________
Та - да – та____________
том — дом
да – та________________
да - та – да____________
лук – люк
Ка – га
заика — сайка миска — мишка шар — жарсок — цок
ложки — рожкичайка — сайкарад — ряд
8. Состояние фонематического анализа, синтеза, фонематических представлений.
1) простой (элементарный) фонематический анализ_________________________________;
- выделение звука на фоне слова:___________________________________________;
- выделение начального ударного гласного звука:_____________________________;
- дифференциация звука по противопоставлениям:____________________________
2) сложный фонематический анализ______________________________________________;
- определение места звука в слове:_________________________________________;
- определение последовательности звуков в слове:____________________________;
- определение количества звуков в слове:____________________________________.
3) фонематический синтез:______________________________________________________.
4) фонематические представления:_______________________________________________.
9. Воспроизведение слоговой структуры слова и звуконаполняемость слова.
Ребенку предлагается повторять за логопедом следующие слова (ответы ребенка записываются):
картина __________________________________ аквариум________________________________
машина __________________________________ водопроводчик ___________________________
встреча __________________________________ лекарство _______________________________
снеговик ________________________________ милиционер_____________________________
телевизор ________________________________ пшено__________________________________
сковорода _______________________________ простокваша____________________________
10. Исследование слоговой структуры слова.
Исследуемый звук | Слова слоговой структуры | |
Простой | Более сложной | |
Гласные: А, 0, У, И, Ы, Э | паук мох | канава панама |
Согласные: С | собака колесо нос | сосна пастух автобус |
З | зуб коза | заноза газон |
Ш | шапка мыши душ | шашки кошка шалаш |
Ж | жук ножи пижама | жнейка ножовка пожарник |
Ц | цепь курица боец | цыган офицер огурец |
Ч | чай очки меч | чулок чучело кирпич |
Щ | щетка ящик вещь | щетина пещера плащ |
Б | бал бобы яблоко | бутылка бублик бабочка |
Д | дом вода судак | двойка кадушка здание |
Г | гусь нога магазин | голова бумага фигура |
В | вода ива сова | воробей гвозди корова |
Л | лапа пила вол | ласты палатка стол |
Р | рама борода топор | рафинад брови шнур |
М | мама лимон дом | малина мухомор гном |
Н | ноты енот кабан | ванна венок барабан |
К | кот лука ток | кнут лукошко молоток |
X | хата муха мох | художник тахта петух |
Ф | фон туфли миф | фонарь фуфайка кофта |
Смягчение | лень олени соль | лента плетень фасоль |
Йотация | яма юла ёж ель | ящик юбка ёлка еда |
АИ | май майка | сарай лайка |
ЕЙ | вей сей лей | клей воробей соловей |
ЬЁ, ЬЕ, ЬЯ | ружье колье | платье перья |
Отмечается характер искажения: сокращение числа слогов, упрощение слогов (при стечении согласных опускается один из согласных звуков), уподобление слогов, добавление числа слогов, перестановка слогов и звуков внутри слога и слова.
Повторение предложения:
«Петя пьет горькое лекарство»____________________________________________________
«На перекрестке стоит милиционер»______________________________________________
«Космонавт управляет космическим кораблем»____________________________________
«Ранней весной прилетают перелетные птицы»____________________________________
11. Исследование словаря.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Исследование грамматического строя речи.
1) исследование словоизменения:_________________________________________________
- изменение по падежам__________________________________________________;
- образование форм Р.п.___________________________________________________;
- преобразование им. сущ. ________________________________________________;
- употребление предлогов в речи___________________________________________;
- согласование числительных______________________________________________;
2) исследование словообразования:_______________________________________________
- образование сущ. уменьш.-ласк. значения__________________________________;
- образование прилагательных ____________________________________________;
- образование глаголов движения__________________________________________.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ
Углубленное логопедическое обследование...
Примерная схема обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей
Принцип единства диагностики и коррекции развития требует постоянной фиксации происходящих изменений в состоянии ребенка, соответственно и на начальном этапе обучения мы должны знать об уровне с...
Речевая карта для углублённого обследования школьника с дизартрией.
Речевая карта для углубленного обследования ребенка с дизартрией....
«Сравнительная характеристика детей младшего школьного возраста в норме и с отклонениями в развитии по обобщенной схеме обследования дефектологом»
Дифференциальная диагностика детей младшего школьного возраста...
Статья «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»
1. Понятие о дизартрии, её патологические особенности.2. Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией.3. Специфика нарушений в произношении звуков раннего онтогенеза у детей с дизартри...
Схема обследования детей с заиканием
Схема обследования детей с заиканием...
Схема обследования детей с ОНР
Схема обследования детей...