Статья «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»
статья на тему
1. Понятие о дизартрии, её патологические особенности.
2. Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией.
3. Специфика нарушений в произношении звуков раннего онтогенеза у детей с дизартрией
4. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей с дизартрией
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья для учителей – логопедов дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи и дошкольных учреждений общеразвивающего вида, осуществляющих коррекционное направление.
«Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»
1. Понятие о дизартрии, её патологические особенности.
2. Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией.
3. Специфика нарушений в произношении звуков раннего онтогенеза у детей с дизартрией
4. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей с дизартрией
1. Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, при котором расстраивается двигательный механизм речи. При дизартрии нарушено не программирование речевого высказывания, а моторная реализация речи.
Классификации дизартрии:
По степени выраженности:
- анартрия - полная невозможность произносительной стороны речи
- дизартрия (выраженная) - ребенок пользуется устной речью, но она нечленораздельная, малопонятная, грубо нарушено звукопроизношение, а также дыхание, голос, интонационная выразительность
- стертая дизартрия - все симптомы (неврологические, психологические, речевые) выражены в стертой форме. Стертую дизартрию можно спутать с дислалией.
Термин «стертая» дизартрия впервые был предложен О.А. Токаревой, которая также характеризует проявления «стертой дизартрии»: как легкие (стертые) проявления «псевдобульбарной дизартрии», которые отличаются особой трудностью их преодоления. По мнению автора, обычно эти дети большинство звуков изолированно могут произносить правильно, но в речевом потоке их слабо автоматизируют и недостаточно дифференцируют. Было отмечено, что артикуляционные движения у этих детей могут нарушаться своеобразно: ограничения движений языка и губ, наблюдается неточность движений и недостаточность их силы. Вялость и приблизительность движений характерны для одних случаев, а в других – неточность движений объясняется гиперкинезами языка.
У детей с дизартрией выявляются следующие патологические особенности в артикуляционном аппарате.
Паретичностъ (вялость) мышц органов артикуляции: у таких детей лицо гипомимично, мышцы лица при пальпации вялые; позу закрытого рта многие дети не удерживают, т.к. нижняя челюсть не фиксируется в приподнятом состоянии из-за слабости жевательной мускулатуры; губы вялые, углы их опущены; во время речи губы остаются вялыми и необходимой лабиализации звуков не производится, что ухудшает просодическую сторону речи. Язык при паретической симптоматике тонкий, находится на дне полости рта, вялый, кончик языка малоактивный. При функциональных нагрузках (артикуляционных упражнениях) мышечная слабость увеличивается.
Спастичность (напряженность) мышц органов артикуляции проявляется в следующем. Лицо детей амимичное. Мышцы лица при пальпации твердые, напряженные. Губы у такого ребенка постоянно находятся в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Во время речи губы не принимают участие в артикуляции звуков. Многие дети, у которых отмечается подобная симптоматика, не умеют выполнять артикуляционное упражнение «трубочка», т.е. вытянуть губы вперед и др.
Язык при спастическом симптоме чаще изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный.
Гиперкинезы при дизартрии проявляются в виде дрожания, то есть тремора языка и голосовых складок. Тремор языка проявляется при функциональных пробах и нагрузках. Например, при задании удержать широкий язык на нижней губе под счет 5–10, язык не может сохранить состояние покоя и появляется дрожание и легкий цианоз (т.е. посинение кончика языка), а в некоторых случаях язык крайне беспокойный (по языку прокатываются волны в продольном или в поперечном направлении). В этом случае ребенок не удерживает язык вне полости рта.
Гиперкинезы языка чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляционного аппарата. Нередко имеет место смешанный характер и вариабельность нарушений мышечного тонуса в артикуляционном аппарате (например, в лицевой и губной мускулатуре может быть выражена гипотония, а в язычной — спастичность). Отмечается наличие или отсутствие гипомимии, асимметрии лица, сглаженности носогубных складок, синкинезий, гиперкинезов лицевой и язычной мускулатуры, тремора языка, девиации (отклонения) языка в сторону, гиперсаливации.
Апраксия при дизартрии проявляется в невозможности выполнения каких-либо произвольных движений руками и органами артикуляции, т.е. апраксия присутствует на всех моторных уровнях. В артикуляционном аппарате апраксия проявляется в невозможности выполнения определенных движений или при переключении одного движения на другое. Можно наблюдать кинетическую апраксию, когда ребенок не может плавно переходить от одного движения к другому. У других детей отмечается кинестетическая апраксия, когда ребенок производит хаотические движения, «нащупывая» нужную артикуляционную позу.
Девиация, т.е. отклонения языка от средней линии, проявляются также при артикуляционных пробах, при функциональных нагрузках. Девиация языка сочетается с асимметрией губ при улыбке со сглаженностью носогубной складки.
Гиперсаливация, т.е. повышенное слюноотделение определяется лишь во время речи. Дети не справляются с саливацией, не сглатывают слюну, при этом страдает произносительная сторона речи и просодика.
При обследовании моторной функции артикуляционного аппарата у некоторых детей со стертой дизартрией отмечается возможность выполнения всех артикуляционных проб, т.е. дети по заданию выполняют все артикуляционные движения, например, могут надуть щеки, пощелкать языком, улыбнуться, вытянуть губы и т.д. При анализе же качества выполнения этих движений отмечается: смазанность, нечеткость артикуляций, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, кратковременность удерживания определенной позы, снижение объема движений, быстрая утомляемость мышц и др. Таким образом, при функциональных нагрузках качество артикуляционных движений резко падает. Это и приводит во время речи к искажению звуков, смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи.
Таким образом, ребенка, имеющего дизартрию, выдает «диагноз на лице», который виден визуально, без специального обследования. Прежде всего
это маловыразительная мимика,
лицо амимично,
наблюдается сглаженность носогубных складок,
рот часто приоткрыт из-за пареза круговой мышцы.
Возможна асимметрия лица, черепа, рта, глазных щелей.
Наблюдается дискоординация общей моторики, ручного и орального праксиса, в результате — смазанность произношения, трудности при рисовании, письме, при овладении культурно-гигиеническими навыками: долго едят, неопрятны, с трудом застегивают пуговицы, шнуруют обувь.
Их характеризуют быстрая утомляемость, истощаемость нервной системы, низкая работоспособность, нарушение внимания и памяти.
Характер речевых расстройств находится в тесной зависимости от состояния нервно-мышечного аппарата органов артикуляции. Фонетические нарушения у них обусловлены паретическими явлениями в отдельных группах мышц артикуляционного аппарата. В результате у большинства детей преобладает межзубное, боковое произношение свистящих и шипящих в сочетании с горловым произношением звука р. Спастическое напряжение средней спинки языка делает всю речь ребенка смягченной. При спастичности голосовых связок наблюдается дефект озвончения, а при их паретичности — дефект оглушения. Шипящие звуки при дизартрической симптоматике формируются в более простом нижнем варианте произношения. Могут наблюдаться не только фонетические, но и дыхательные, просодические нарушения речи. Ребенок говорит на вдохе.
- Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией.
Основная цель логопедической работы с детьми с дизартрическими расстройствами – улучшение разборчивости речевого высказывания, для того, чтобы обеспечить ребенку лучшее понимание его речи окружающими.
Для повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса, всю работу с такими детьми, необходимо проводить комплексно, на фоне активного медикаментозного и психотерапевтического лечения.
Задачи, которые решаются на занятиях по коррекции произношения звуков у детей с дизартрией направлены на:
- уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата – спастического пореза, гиперкинезов, атаксии (в более легких случаях – нормализировать тонус мышц и моторики артикуляционного аппарата);
- развитие речевого дыхания и голоса; формирование силы, продолжительности, звонкости, управляемости голосом в речевом потоке; выработке синхронности голоса, дыхания и артикуляции;
- нормализации просодической системы речи;
- формирования артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков, т.е. индивидуальный подбор и непрерывное, постоянное выполнение артикуляционных упражнений во время всего коррекционного периода;
- развитие фонематического восприятия и звуковой анализ;
- нормализация лексико-грамматических навыков экспрессивной речи (при смешанном, сложном речевом расстройстве, проявляющемся в нарушении всех компонентов речи) в отличии от детей с ОНР при дислалии, у детей с ОНР при дизартрии данный процесс протекает более сложно и требует постоянных упражнений в каждом виде словообразования;
- развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, коррекция нарушения мелкой моторики.
Система логопедического воздействия при дизартрии имеет комплексный характер. Спецификой работы является сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением.
При проведении коррекционно-логопедической работы с детьми с дизартрией целесообразно использовать следующие методы логопедического воздействия:
- логопедическую и фонетическую ритмику;
- дифференцированный логопедический массаж: зондовый, точечный, мануальный, щеточный массаж;
- пассивная и активная артикуляционная гимнастика;
- дыхательные и голосовые упражнения;
- искусственная локальная контрастотермия (сочетание гипо- и гипертермии).
При коррекции нарушений звукопроизношения используется принцип индивидуального подхода.
Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией..
- Выявляются компенсаторные возможности ребенка, т.е. сохранные артикуляционные движения, звуки, слоги и слова, которые произносятся правильно.
- значительно более длительные сроки отработки каждого звука
- соблюдение определенной последовательности в работе над звуками. Последовательность работы над звуками определяется степенью доступности звуков для произношения (легкость артикуляции) и постепенностью перехода от меньших произносительных трудностей к большим. В ряде случаев не стоит придерживаться традиционного порядка, рекомендующего постановку с нарушенных свистящих звуков. Работая по коррекции звукопроизношения при дизартрии, целесообразно вызывать ту группу звуков, артикуляционный уклад которых «созрел» прежде всего. У многих детей с речедвигательными расстройствами сначала лучше осуществляется постановка и дальнейшая автоматизация более «сложных» звуков, например шипящих или сонорных. При этом свистящие звуки будут корригироваться позже, после «созревания» дорсальной позиции, являющейся часто для детей с дизартрией одной из самых трудных.
- При формировании артикуляционного праксиса на этапах постановки, автоматизации и дифференциации звуков, необходимо развитие или уточнение фонематических процессов .
- Логопед использует классические приемы постановки звуков (по подражанию, механическим, смешанным способами). Время и способы постановки звуков выбираются индивидуально. В некоторых случаях достаточно только «уточнить» отрабатываемый звук.
Одним из приемов постановки звуков при дизартрии является метод фонетической локализации. У ребенка вызывается «аналог» звука, не совпадающий полностью по своим акустическим и артикуляционным признакам с эталоном правильной речи, но вместе с тем четко противопоставленный всем остальным звукам речи. Приближенное произношение звука является для ребенка с речедвигательным расстройством определенной ступенью на пути к овладению нормальной артикуляцией. При этом овладение аналогом звука достаточно для того, чтобы ребенок мог оперировать им во время работы по развитию фонематических представлений и навыков звукового анализа (Г.В. Чиркина).
Трудности в работе учителя – логопеда при коррекции нарушений в звукопроизношении у детей с дизартрией
- Часто в практике логопеды сталкиваются с тем, что изолированно дети произносят все звуки правильно, но в потоке речи звуки теряют свои дифференцированные признаки, произносятся искаженно. Нужно уделять тщательное внимание автоматизации звуков в лексическом материале разной сложности. Сначала автоматизация осуществляется в слогах разной структуры (где все звуки произносятся утрированно), далее — в словах разной слоговой структуры, где закрепляемый звук находится в разных позициях (в начале, в конце, в середине). Затем звуки автоматизируют в предложениях, насыщенных контрольным звуком. Очень важно, чтобы из лексического материала были исключены звуки, которые у ребенка произносятся искаженно или еще не закреплены. Весь лексический материал, предлагаемый для автоматизации, должен быть семантически доступен ребенку.
- Нередко логопеды сталкиваются с ситуацией, когда ребенок при контакте с логопедом в условиях кабинета демонстрирует в речи приобретенные навыки. Но при смене обстановки, в присутствии других лиц навык, казавшийся прочным, исчезает, ребенок возвращается к прежнему стереотипному (искаженному) произношению. Для выработки коммуникативных навыков необходима активная позиция ребенка, его мотивация к улучшению речи и, конечно, длительная логопедическая работа.
- Специфика нарушений в произношении звуков раннего онтогенеза у детей с дизартрией
Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач педагога. Ребенок должен научиться, правильно произносить все звуки родного языка. В последнее время появляется все больше детей, у которых нарушено произнесение не только свистящих, шипящих или соноров, но более простых звуков, таких, как Д, Т, Н, Ф, В и др.(т.е.звуков раннего онтогенеза).
Усвоение звуковой стороны речи
(по А.Н.Гвоздеву)
а) звуки «раннего онтогенеза» (онтогенез—значит индивидуальное развитие организма ребенка): гласные [а], [о], [у], [и]; согласные [м], [б], [г], [к], [дь], [ть] [пь],[ль),(хь] [сь];(1год, 8 мес), [д], [н], [т] (1г10мес-2 года), [с], [п], [в] (2 г – 2г. 8.мес)
б) звуки «среднего онтогенеза»: гласный [ы]; дифференциация по мягкости и твердости усвоенных согласных; [л']; озвончение всех согласных;
в) звуки «позднего онтогенеза»: [р], [ш], [ж], [щ] (которые требуют поднятия передней части языка), [л], [ц].
Приведенное деление звуков речи одновременно содержит указание и на возраст ребенка, когда ему становятся доступными определенные артикуляции. В соответствии с указанным делением намечаются звуковые упражнения для детей разных возрастов.
Характеристика согласных звуков раннего онтогенеза
[Б], [бь],(звонкие), [п],[пь] (глухие) – ротовые, шумовые, смычные, губно - губные
[Д],[дь],(звонкие),[т],[ть], (глухие) - ротовые, шумовые, смычные, язычно - зубные
[Г],[к] (язычно – задненёбные), [гь],[кь] (язычно – средненёбные) - ротовые, шумные, смычные.
[В],[вь] (звонкие),[ф],[фь] (глухие) – ротовые, шумовые, щелевые, губно – зубные
[М],[мь](губно – губные),[н],[нь] (язычно – зубные) – носовые, соноры, смычно – проходные,
Рассмотрим, каким образом патологические особенности в артикуляционном аппарате у детей – дизартриков влияют на появление звуков раннего онтогенеза (на примере 4 форм дизартрии):
Дизартрия | Клинические проявления (синдромы фонетических расстройств и вторичной системной недостаточности) | Патогенез |
Бульбарная | Гласные и звонкие согласные оглушены (Б-П, Д-Т и др.) Тембр речи изменен по типу открытой гнусавости (Б-М, Д-Н и др.). Артикуляция гласных приближена к нейтральному звуку э. Артикуляция согласных упрощена; смычные и Р заменяются щелевыми (П-Ф, Т-С). Упрощается характер щели у щелевых; в речи доминируют глухие плоскощелевые звуки. Грубо искажается произношение всех губных звуков по типу их приближения к единому глухому щелевому губно-губному звуку. Все смычные согласные также приближаются к щелевым, а переднеязычные - к единому глухому плоскощелевому звуку, звонкие согласные оглушаются. Эти нарушения произношения сопровождаются назализацией. | Избирательные вялые (право-, лево или двусторонние) параличи мышц языка, губ, мягкого неба, гортани, глотки; дыхательных мышц и поднимающих нижнюю челюсть. Наблюдается их атрофия и атония (язык вялый, дряблый); снижены или отсутствуют глоточный и нижнечелюстной рефлексы. Отмечаются расстройства непроизвольных движений в соответствующих группах мышц |
Псевдобульбарная | Характерны пирамидные спастические параличи мышц речевого аппарата. Мышечных атрофии нет. Гипертрофия мышц {язык напряжен, отодвинут кзади), глоточный и нижнечелюстной рефлексы усилены. Нередки насильственный смех и плач. Параличи всегда двусторонние, но возможно их преобладание с одной стороны, во-первых, произвольные движения и, во-вторых, сами тонкие движения кончиком языка | Тембр речи изменен по типу закрытой гнусавости, особенно гнус Смычные согласные и р заменяются на щелевые (п-ф, т-с), щелевые согласные преобразуются в плоскощелевые, авы гласные заднего ряда (у, о) Страдает произношение смычных губных звуков, требующих достаточных мышечных усилий, особенно двугубых (п, б, м) |
Корковая апраксическая премоторная | Кинетическая артикуляторная | Темп речи замедляется, появляются персеверации (перестановки) и замены щелевых согласных в составе слога на смычные, звонких — на глухие, мягких — на твердые. Стечения согласных упрощаются за счет пропусков; аффрикаты расщепляются на составные звуки. Замедленное произнесение переднеязычных звуков, слов с этими звуками |
Стёртая форма дизартрии | Проявляется в ограничении подвижности языка (в стороны, вверх, вниз, вперед), пассивности кончика языка, напряженности спинки языка, слабости половины языка, беспокойстве языка в заданной позе, повышенном слюнотечении, недифференцированности движений кончика языка. В основе нарушения артикуляции при этом расстройстве могут лежать легкие остаточные нарушения иннервации мышц артикуляционного аппарата, которые выявляются только при углубленном неврологическом исследовании. | Нарушения звукопроизношения: отсутствие, замены, искажения звуков. Для таких детей характерно упрощение артикуляции, т. е. замена сложных звуков более простыми по артикуляционно-акустическим признакам. Среди искажений наиболее часто встречается боковое произнесение шипящих, свистящих, переднеязычных звуков, смягчение звуков . |
Итак, логопедическая работа с детьми – дизартриками должна базироваться прежде всего на знании структуры речевого дефекта при разных формах дизартрии, механизмов нарушения общей и речевой моторики, учете индивидуальных особенностей детей.
4. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей с дизартрией
- ДЕФЕКТ СМЯГЧЕНИЯ
Мягкие согласные по артикуляции отличаются от парных твердых дополнительным подъемом спинки языка к твердому небу, некоторые (к, г. х) также заметным перемещением языка вперед.
Чем вызван этот дефект?
Прежде всего нарушениями мышечного тонуса, характер которых зависит прежде всего от локализации поражения мозга. Спастичность артикуляционных мышц — постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка, приводит к тому, что язык напряжен, оттянут назад, спинка его изогнута, приподнята вверх, кончик не выражен. Е.М.Мастюкова подчеркивает, что «напряженная спинка языка, приподнятая к твердому небу, способствует смягчению согласных звуков. Поэтому особенностью артикуляции при спастичности мышц языка является палатализация, что может способствовать фонематическому недоразвитию».
Поэтому в работе по коррекции дефекта смягчения важное значение имеет тщательная дифференциация твердых и мягких согласных звуков на слух и в произношении. М.Е.Хватцев, Ф.Ф.Pay, H.Ф.Слезина, О.В.Правдина, Л.С.Волкова и другие отмечают, что наиболее просты по своим артикуляционным укладам согласные т.д. к. Ф.A.Pay рекомендует коррекцию дефекта смягчения по степени легкости располагать в следующем порядке: т—т', д—д', н—н', ф—ф', в—в', и—и', б—б', м—м', с—с', р—р', л—л'.
- Подготовительными упражнениями при коррекции дефекта смягчения являются выгибание средней части спинки языка и ее опускание: «кошка сердится», «катушка», «горка».
- Средний и указательный пальцы положить на язык, что позволяет тактильно ощутить изменение напряжения языка при переходе твердой фонемы в мягкую (О.В.Правдина ,1973);
- Механическая помощь: предложив произносить многократно слоги am или та с упором кончика языка в нижние резцы, слегка нажать шпателем или пальцем на кончик языка, что даст смягчение звука т, т. е. образует слоги атъ, тя. По аналогии можно получить идентичные слоги с другими согласными.
- Каждый согласный звук отрабатывается в сочетании с гласными, в том числе с гласным и.
- После постановки и дифференциации переднеязычных звуков можно перейти к губно-губным: ф' в', но необходимо показать при открытом рте выгнутое положение языка и объяснить, что и при смыкании рта нижней губой язык сохраняет это положение.
- ДЕФЕКТ ОГЛУШЕНИЯ
Среди нарушений звукопроизношения у дошкольников часто встречается дефект оглушения (озвончения), который чрезвычайно неприятен своей «цепкостью».
Парные согласные звуки | ||
Классификация звуков | щелевые | смычные |
глухие | ф с ш | п т к |
звонкие | в з ж | б д г |
Анализ литературы и личный опыт указывает, что дефект оглушения чаще встречается среди смычных (взрывных), чем среди щелевых, потому что при произношении щелевых звуков вибрация голосовых связок более длительная и ощутимая, чем при произношении взрывных.
Выделяют три вида дефекта: полное отсутствие звонких согласных, т. е. тотальное оглушение, недостаточное озвончение или же недостаточное оглушение.
Неврологическую основу этого дефекта Л.С.Волкова объясняет тем, что спастическое сокращение мышц голосового аппарата может полностью исключить вибрацию голосовых связок. В результате нарушается процесс образования звонких согласных. Возможно это и при парезе мышц голосового аппарата, при этом сила голоса становится минимальной. Озвончение глухих согласных наблюдается при диффузной спастичности мышц речевого аппарата.
Взрывные согласные (т—д) плохо различаются на слух, но рано появляются в речи. Парные согласные (п—б), (к—г), (в—ф), наоборот, очень близки при восприятии на слух и рано различаются в произношении.
Коррекция дефекта оглушения (озвончения) звуков раннего онтогенеза при дизартрии
- подготовительные упражнения: чередование беззвучного вдоха и выдоха со стоном на вдохе и выдохе. Сначала произносит логопед, затем ребенок повторяет самостоятельно и, наконец, — совместно. Затем проводится сопоставление произношения гласных звуков то громко, то шепотом; как отрывисто, так и длительно. Этот прием также дает хорошие результаты.
- тактильно-вибрационный контроль, для чего одну руку ребенка прикладывают к шее в области гортани, другую подносят ко рту, чтобы убедиться в том, что при глухих согласных струя выдыхаемого воздуха сильная, но вибрация гортани отсутствует, а при произношении звонких согласных вибрация гортани хорошо ощутима.
- Резонирование звучащего голоса улавливается путем прикладывания ладоней обеих рук к ушам, щекам; одной руки к темени, другой — к шее так, чтобы боковая сторона руки от большого пальца до указательного охватывала шею в области гортани.
- вибрационный массаж: потряхивание гортани пальцами, что стимулирует вибрацию голосовых связок.
Перечисленные упражнения при коррекции звукопроизношения — хорошая гимнастика для голосовых связок.
Коррекция звукопроизношения при тотальном оглушении (рекомендации
О. В. Правдиной) см приложение 1.
- Дефект озвончения.
Коррекция достигается теми же способами. Большую роль при этом играет сопоставление глухих и звонких согласных в слогах, словах и фразах. Анализ литературы и личный опыт доказывает, что полузвонкость возникает в результате того, что перед взрывом губной смычки прекращается вибрация голосовых складок. В результате звуки (бдг) произносятся полузвонко, так что вместо (ба) получается (бпа), (да = дта), (га = гад). Показывать разницу между правильным и дефектным произношением помогают символы, зрительные опоры (буквы), так так они имеют наиболее постоянную характеристику.
Таким образом, дефект оглушения встречается у дошкольников довольно часто и требует не только своевременной коррекции, но и тщательной дифференциации смешиваемых фонем как на слух, так и в произношении. Половинчатые меры вызовут при обучении в школе нарушения письменной речи: акустические дисграфии (специфическое расстройство процесса письма, при котором наблюдается замена букв) и дислексии (нарушение чтения). В литературе достаточно внимания уделено постановке и автоматизации заднеязычных звуков (В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко, И.С.Лопухина), тогда как переднеязычные звуки [Т], [Д] рассмотрены недостаточно (И.С.Лопухина). Это возникает из-за того, что наиболее частым является замена звуков заднеязычных на звуки [Т], [Д]. При встрече же с ребенком в прямо противоположной ситуации (замена звуков [Т], [Д] на звуки [К], [Г]) возникают трудности в поиске лексического материала сначала на автоматизацию указанных переднеязычных звуков, а затем на их дифференциацию со звуками заднеязычными.
- Упражнения для приучения ребёнка к механическому воздействию пальцем
Учитель – логопед просит ребенка произносить слог та, а сам только кладет свой палец на кончик его языка, не нажимая на него. Так следует упражнять ребенка до тех пор, пока он не научится в этом положении не отодвигать кончик языка назад. Тогда педагог начинает выше описанную работу по постановке звука к.
Сначала педагог пользуется для постановки только своим пальцем, но как только звук к получается правильно с его помощью, он учит ребенка пользоваться своим собственным пальцем.
Механическое воздействие на язык не следует прекращать слишком рано, иначе могут легко укорениться различные дефекты произношения к, например, мягкий звук или звук к с горловым.
Способы постановки переднеязычных твёрдых звуков раннего онтогенеза Т,Д
- Многократное изолированное произношение звука с опорой на символы "Как стучат колеса поезда? - т-т-т" (Фомичева)
- Попросить ребенка произносить ПА-ПА-ПА-Па-ПА, положив кончик языка между губами. Далее в момент произнесения па-па-па-па, губы отодвигают (либо ребенок улыбается, обнажая верхние и нижние зубы перед зеркалом, либо взрослый помогает отодвинуть губы большим и указательным пальцем. В момент раздвигания губ мы услышим та-та-та-та.
- Попросить ребенка произносить ба-ба-ба-ба, положив кончик языка между губами. Далее губы отодвигают. В момент прикусывания - слышится да-да-да.
Способы постановки щелевых твёрдых звуков раннего онтогенеза [в],[ф]
Артикуляция звука Ф: верхние зубки прикасаются к нижней губе. Воздух выходит из-за рта сквозь сближенные верхние зубы с нижней губой. Голосовые связки не участвуют в произношении этого звука.
- По подражанию. Попросить ребенка подуть через губы, сложенные в трубочку. И прижать при этом нижнюю губу к верхним резцам. Получится звук ф
- Способ имитации. - ф-ф-ф - ежик пыхтит
"Ветерок". сдувают при этой же артикуляции бумажки, кусочки ватки со стола, задувают горящую свечу
Артикуляция звука В аналогична - но с включением голоса : верхние зубы прикасаются к нижней губе.
- Звук в- продувание через сближенные губы издают гудящий звук (на губах кончиками пальцев можно почувствовать вибрацию). Затем произносится такое губное В в слогах с гласными: ВА, ВО, ВУ.
- !После этого - правильная артикуляция звука - сближаются верхние зубы с нижней губой и упражнение проводится аналогично.
- Взрослый держит пальцы ребенка на своей гортани. Ребенок улавливает дрожание гортани, т.е. голосовых связок, а также ребенок касаясь рукой своей гортани, пытается произносить заданный звук, чтобы гортань дрожала. В момент исчезновения голоса, полезно слегка пальцами потряхивать гортань.
- Во время произнесения звука УУУУУУУУУ - прижать нижнюю губу к верхним зубам.
Способы постановки заднеязычных смычных твёрдых звуков раннего онтогенеза [к],[г],х
Постановка звука [к]
- По подражанию: ребенку предлагается выгнуть язык «горкой», прижать к небу и, не опуская, сдуть ватный шарик с тыльной стороны руки, поднесенной ко рту => [к]. Если по подражанию не удается, то механически
- механическим способом при помощи пальца или шпателя, исходя из звука [т]. Ребенку предлагают произносить слог та. В момент произнесения педагог нажимает пальцем на переднюю часть спинки языка, благодаря чему получается слог тя. Затем педагог продвигает палец несколько глубже, в результате чего получается слог кя. Наконец, третий этап — еще более глубокий нажим на язык — дает твердый звук — ка.
- Аналогична постановка звука [г] от ДА; [х] от СА.
- Для постановки заднеязычных звуков рекомендуют: - "покашлять" и под
зрительным контролем акцентировать внимание ребенка на новом звуке (кх)
Недостатки произношения звука к (Приложение 2).
Постановка звука [х]
- Постановка звука /Х/ по подражанию.
- а). Звук /Х/ легко вызывается по подражанию с использованием игрового приема: «Открой широко рот и подыши на свои руки, «погрей их». При этом логопед следит, чтобы кончик языка ребенка находился внизу, а задняя часть круто поднималась вверх, но не касалась нёба. Можно, например, сначала предложить ребенку сделать «невысокую горку», а уж потом «пустить ветерок».
- б). Можно предложить ребенку смешную картинку или игрушку , чтобы вызвать у него смех, посмеяться вместе с ним, после чего обратить его внимание на смех: мы смеемся «ха-ха-ха». Закрепляем звук /Х/ в сочетании с другими гласными (О, Э, Ы).
- Постановка звука /Х/ с механической помощью. Если по подражанию вызвать звук не удается, его можно ставить с механической помощью, то есть с помощью зонда двигать язык вглубь языка. Просим ребенка произносить слог «са», при правильном положении языка получится «са-са- ха-ха».
- Постановка звука /Х/ от правильного /К/. Ребенку предлагается часто и протяжно произносить звук /К/. В это время получается сочетание «кх». Необходимо обратить внимание ребенка на то, что вслед за звуком слышится звук /Х/, после чего отрываем /К/ от/Х/. Получается /Х/.
Постановка звука [г]
- Постановка звука /Г’/ по подражанию. Ребенку предлагается положить ручку на горлышко и ,«включив» голос, произносить звук /К
- Постановка звука /Г/ с механической помощью. Ребенку предлагается произносить «да –да –да», язык при этом логопед отодвигает шпателем назад до тех пор, пока не послышаться звукосочетания: «да – да - га».
Таким образом, все выше перечисленное указывает на то, что коррекционная работа на занятиях по звукопроизношению у детей с диагнозом «Дизартрия», а именно постановка звуков имеет свои характерные особенности, которые необходимо учитывать для успешной коррекции имеющихся у них недостатков.
Приложение 1
При тотальном оглушении
О. В. Правдина рекомендует начинать работу с щелевых звуков: с наиболее простого по артикуляции (в). В качестве базового звука берем (ф). Первый способ озвончения — это включение в работу голосовых связок. Протяжно произносим (ф), а затем, не прерывая выдоха, включаем голос и переходим на звук (в). При этом обращаем внимание не только на различие в звучании этих звуков (ф—в), но и на ощущение вибрации голосовых связок, ощущаемых при тактильном контроле.
Значительно большие трудности при коррекции вызывают смычные согласные: (б, д, г), потому что предварительное озвончение звуков (п, т, к) не всегда обеспечивает озвончение взрывных теми же приемами. Поэтому целесообразнее всего эту работу начинать с фонемы (б). Ребенку предлагаем подуть сквозь сближенные, но не сжатые губы и одновременно включаем голос. В результате получаем длительное двугубое (в). В это время логопед прикладывает свой указательный палец в горизонтальном положении к нижней губе ребенка и, производя легкие движения вверх-вниз, вызывает смыкание и размыкание губ. Получается звучание звука (ббб), затем движения несколько замедляются, в результате слышен изолированный звук (б). Важно научить ребенка самостоятельно получать звук при помощи пальца, что дает ему возможность упражняться в произношении дома. Механическая помощь постепенно исключается
Озвончение звука (г) — самый трудный момент в коррекции дефекта оглушения.
Вначале делается попытка включить звонкий согласный после сопоставления слогов га—ка. Иногда к цели приводит повторение ряда слогов: га-га-га... произносимых в быстром темпе, «по инерции», произнося слог га вслед за рядом слогов со звуком (д) да-да-да-га. Если попытка с опорой на слухо-зрительнос подражание не приводит к цели, то подключаем тактильно-вибрационный контроль. Для этого необходимо приложить ладонь к гортани логопеда и обратить внимание на вибрацию голосовых связок при звуке (г). Сопоставляя слоги га—ка, указываем на соответствующие буквенные обозначения, после чего возможен положительный результат
Звук (д) ставим, сопоставляя слоги та—да, соотнося их на соответствующие буквам обозначения, после чего побуждаем ребенка самостоятельно по подражанию произнести сначала слоги та, затем да. Иногда к цели приводит быстрое произнесение вслед за логопедом ряда слогов: да-да-да-да... К положительному результату может привести прием, связанный с предпосыланием слогу ряда слогов с уже освоенным ранее звуком (б): ба-ба-ба-да. От межгубного (б) ребенку предлагаем произнести слоги со звуком ба-ба-ба...
Это упражнение неоднократно повторяем при межгубном положении языка. Получается межгубное (б), которое отрабатываем в слогах с различными гласными. Такой звук является временным аналогом.
Затем переходим к нормальному звуку. Для этого достаточно, в момент произнесения, пальцами приподнять у ребенка верхнюю губу, язык автоматически прижимается к верхним зубам, и получается межзубное (д), которое в дальнейшем, при сжатых зубах, легко превратить в нормальное, зазубное. Самый неустойчивый из трех (д, б, г) взрывных звуков — звук (д). Ученые подчеркивают, что позиция для всех вышеназванных согласных — положение перед гласными (у) и (и), что важно учитывать при подборе упражнений (Ф. Ф. Pay и Н. Ф. Слезина, 1981).
Таким образом, звуки (б, д, г) сходны между собой: по участию голоса в артикуляции (они произносятся при сомкнутых и вибрирующих голосовых складках, то есть они звонкие); по способу артикуляции (все они взрывные); по отсутствию палатализации (произносятся без дополнительного подъема языка, они твердые).
Отличаются эти звуки друг от друга местом артикуляции: смычка образуется двумя губами (б); языком и верхними резцами (3); языком и небом (г).
Сходство звуков (б, з, г) обусловливает и однотипность дефекта: оглушение, полузвонкость, звонкий взрывной (г) звучит как фрикативный согласный (южнорусское (г)); г = х.
Приложение 2
Приёмы постановки звука:
1. По подражанию
- Погрей ручки х х х
2. - широкая улыбка
3. От артикуляционной гимнастики:
- широкий язык на нижней губе
- широкий язык в состоянии покоя за нижними зубами
- смещение языка вглубь
- длительное Э-Э-Э
- отрывисто подуть в трубочку
3. От опорных звуков при механической помощи:
- от звука Т. Ребёнок многократно повторяет слог та, та, та. В это время логопед прижимает кончик языка книзу шпателем или зондом, постоянно отодвигая язык назад. Вначале получается тя, затем кя и, наконец, кА.
Следить за силой и напрвлением ротовой воздушной струи, которую ребёнок ощущает тыльной стороной ладони, как тёплый толчок воздуха.
- от Х. При длительном произношении Х.
Слегка нажимаем большим пальцем на дно ротовой полости в области корня языка до тех пор, пока не получится звук К
Недостатки произношения звука к
1. Вместо к слышится просто краткий выдох или кашлеобразный звук, вызванный смыканием голосовых связок с последующим взрывом смычки. Язык участия в артикуляции не принимает.
Исправление: ставить звук заново.
2. к заменяется звуком х. Причина: язык неплотно прижимается к нёбу, оставляя щель, через которую с шумом проходит воздух.
Исправление: а) дать возможность ребенку на тыльной поверхности кисти руки ощутить разницу между резким толчком воздуха при к и плавной струей при х; б) если это не поможет, ставить заново механическим способом.
3. Вместо к твердого слышится мягкое (кет место «кот»). Причина: язык смыкается не с задней, а со средней частью нёба. Эта артикуляция является правильной для ке, ки, где звук к смягчается под влиянием следующих гласных.
Исправление: показать перед зеркалом, что язык должен быть оттянут назад. С помощью шпателя, пальца или зонда нажать на спинку языка и отодвинуть язык назад настолько, насколько это окажется необходимым для получения твердого к. Показать ребенку, на какую глубину он должен вводить в рот свой палец (две фаланги).
4. Слышится глубокое, горловое к, свойственное некоторым восточным языкам. Причина: язык смыкается своей корневой частью с нижним краем мягкого нёба и с задней стенкой глотки. Недостаток носит устойчивый характер и возникает обычно потому, что педагог или сам ребенок слишком глубоко нажимают на спинку языка при постановке звука.
Исправление: ставить звук заново, исходя из слога та и нажимая на язык несколько менее глубоко, чем требуется для твердого к (чтобы ребенок вновь не сбился на горловое произношение звука).
5. После звука к в обратном слоге и в сочетании с другими согласными слышится призвук э (ы). Обычно этот недостаток соответствует аналогичному дефекту произношения звуков п и т.
Исправление: а) проверить произношение звуков п и т, если оно страдает аналогичным дефектом, прежде всего исправить эти звуки; б) устранить недостаток произношения звука к путем сопоставления со звуком п или т (ап-ак, ат-ак). Приложить руку ребенка к гортани и показать, что после произнесения звука к она не должна вибрировать. Временно преувеличить силу выдоха после взрыва, дав ее ощутить на тыльной поверхности ладони (или на полоске бумаги, поднесенной ко рту).
6. Вместо к получается г. Причина: в работу включаются голосовые связки. Обычно подобное озвончение звука к соответствует аналогичному дефекту произношения звуков п и т.
Исправление: а) проверить произношение звуков п и т, если они озвончаются, прежде всего исправить эти звуки; б) устранить озвончение к путем сопоставления со звуками п и т (па-ка, та-ка, апа-ака, ап-ак). Обратить внимание ребенка на то, что в момент смычки и взрыва гортань не должна вибрировать (приложить руку к гортани).
Временно преувеличить силу выдоха после взрыва.
7. Произношение к, особенно в обратном слоге, напоминает звук, слышимый при откупоривании бутылки. Причина состоит в том, что, как и при аналогичном недостатке произношения звуков п и т, одновременно со смычкой языка и нёба смыкаются и голосовые связки (без вибрации). Взрыв производится за счет воздуха, находящегося в полости рта и глотки.
Исправление: а) проверить произношение звуков п и т и исправить его (если необходимо); б) сопоставлять произношение всех трех звуков (п — т — к; an — ат —ак).
Во избежание возврата к дефектному произношению следует в течение некоторого времени требовать от ребенка, чтобы он произносил звук к с некоторым придыханием.
Упражнения
Если у ребенка нарушено произношение всех твердых задне¬язычных звуков, сначала поставьте ему произношение звука/Х/, затем /К/, после этого /Г/. Если у ребенка получился раньше звук /Х/, приступаю к постановке звука /К/, а затем, опираясь на правильное произношение этого звука, к постановке звуков /Х/
Приёмы постановки звука Г:
1. По подражанию:
- гусь – га, га, га
- как ты
- как надо
2. От артикуляционной гимнастики:
- широкая улыбка
- широкий кончик языка на нижней губе
- широкий язык в состоянии покоя за нижними зубами
- смещение языка внутрь
- длительное э-э-э
- отрывисто подуй в трубочку
3. От опорных звуков (при механической помощи)
- от звука Д в слоге ДА. В момент произношения слога да, да, да шпателем кончик языка прижимается книзу на расстоянии 0,5 от нижних зубов. В результате слышится – дя, дя, дя. Затем кончик и спинка языка отодвигаются ещё более вглубь ротовой полости – слышится гя, гя. В дальнейшем при отодвигании языка вглубь получается га, га, га.
Приёмы постановки звука Х.
1. По подражанию
- тёплый ветер
- как ты
- как надо
2. От артикуляционной гимнастики:
- те же , что и при К, Г.
- Язык перед зубами, выдох тёплый, затем язык убирается в зазубное положение, Кончик языка за нижними зубами, не сдвигая его к глотке. Длинный, спокойный, мягкий воздух.
3. От опорных звуков (с механической омощью):
От звука С на слоге СА. Ребёнок произносит СА СА СА . С помощью шпателя отодвинуть вглубь кончик и спинку языка. В начале получается СЯ, затем Х, и, наконец, ХА.
Список использованной литературы:
- Логопедия./ Под ред. Л.С. Волковой. – М., 2006.
- Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи. – С-Пб., 2008.
- Парамонова Л.Г. Логопедия для всех – СПб: Питер, 2009.
- Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии; Учебн. Пособие для студентов пед. Ин – тов по спец. «Педагогика и психология» (дошк)»/ Т.Б.Филичева, Н.А. Чевелёва, Г.В.Чиркина. – М.: Просвещение. 1989.
- Поваляева М.А. Справочник логопеда /М.А.Поваляева. – Изд.6-е, Ростов н/Д: Феникс. 2006.
- Артикуляция звуков и графическое изображение: учебно – демонстрационный материал. – М.:Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 48с.
- Полякова М.А.Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство /Марина Полякова. – 2-е изд. – М.Абрис – пресс, 2008
- Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика /А.Я.Мухина. – М.АСТ. Астрель. Владимир. ВКТ, 2009.
- Архипова Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей / М: АСТ; Астрель, 2007
- Зуева Л.Н.
3-93 Логопедия для дошкольников Альбом 4: Звуки П, Б, Т, Д, К, Г, X, В, Ф: / Л.Н. Зуева, Н.Ю. Костылева, О.П. Солошенко. - М.: ООО «Издательство Астрель: ООО «Издательство АСТ», 2001. - 79,[1]с.:ил.
- Егорова О.В. Звуки В, ВЬ, Ф, ФЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. — М.: Издательство "Гном и Д", 2005. — 24 с.
- Архипова Е.В. Логопедический массаж при дизартрии / М.: АСТ, Владимиро: ВКТ, 2008.
- Гальская Н. В.
Тетрадь для закрепления произношения звуков П, П', Б, Б', Ф, Ф', В, В', Т, Т', Д, Д': Пособие для детей с нарушениями речи / Н. В. Гальская; Худож. Е. С. Шапошникова. — Мн.: «Аверсэв», 2003. — 16 с. — (Говорящий карандашик).
- Гальская Н. В. Тетрадь для закрепления произношения звуков К, К', Г, Г', X, X', И: Пособие для детей с нарушениями речи/Н. В. Гальская; Худож. Е. С. Шапошникова.- Мн.: «Аверсэв», 2003. — 16 с. — (Говорящий карандашик).
- Новотворцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи «К», «Кь».(Логопедическая тетрадь). Пособие для воспитателей детских садов, логопедов, родителей. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг = 2001.
- Новотворцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи «Х - хь», «Г - Гь» (Логопедическая тетрадь). Пособие для воспитателей детских садов, логопедов, родителей. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг = 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Особенности работы на уроках истории Отечества по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся с ранним детским аутизмом в коррекционной школе VIII вида на примере использования потенциала школьного музея КМПВО Ленинграда".
Особенности развития и обучения учащихся с ранним детским аутизмом. Программа по гражданко-патриотическому воспитанию учащихся 5-11 классов с РДА. Конспект урока истории на тему: "Блокада Ленинграда" ...
Программа по учебному предмету «Детский шумовой оркестр» для группы раннего эстетического развития детей дошкольного возраста.
Данная программа направлена на приобщение детей к лучшим традициям русской народной культуры,развитие творческих способностей детей,обучение их игре на шумовых инструментах.программа построена на прин...
статья. Особенности воспитания элементов самостоятельности у детей с синдромом Дауна и РДА
Ключевые слова: Дети с ОВЗ (с ограниченными возможностями здоровья), дети с РДА (ранним детским аутизмом).Аннотация: автор пытался раскрыть необходимость и актуальность формирования навыков самостояте...
Статья "Особенности обучения сюжетно-ролевой игре детей с нарушениями слуха"
Авторы: Заркова Т. А. , Ким Ю. Д....
Статья на тему: «Особенности работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья»
Семьи особых детей отличаются от семей нормально развивающихся сверстников, не всегда выполняют свои функции, нуждаются в помощи специалистов в силу психологической травмированности родителей. Р...
Статья: Особенности работы над дикцией на уроках вокала с детьми школьного возраста
В статье расскрываются возрастные особенности голосовых данных детей от 6 -17 лет, которые необходимо учитывать на уроках вокала. Более подробно останавливаемся на работе над дикцией и методичес...
Статья "Особенности формирования жизненных компетенций у детей с ОВЗ в рамках коррекционного курса: «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
Наблюдения за контингентом воспитанников школы, имеющих ОВЗ, показывает, что неуклонно растет число сочетанных отклонений в развитии. Наряду со сложными аномалиями органического поражения...