Схема обследования детей с ОНР
методическая разработка

Прокопенко Надежда Анатольевна

Схема обследования детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shema_obsledovaniya_onr.docx35.08 КБ

Предварительный просмотр:

  КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Ф.И.О._______________________________________________________________________

Дата рождения_______________Домашний адрес___________________________________

Дата поступления____________Откуда поступил___________________________________

Заключение специалистов:

Невропатолога________________________________________________________________

Окулиста____________________________________________________________________

Отоларинголога_______________________________________________________________

Психолога__________________________________________________________________

Сведения о семье:

Мать/ФИО_____________________________________________________Возраст________

Образование______________ Место работы, должность_____________________________

Отец/ФИО_____________________________________________________Возраст________

Образование______________ Место работы, должность _____________________________

Речь родителей и других членов семьи____________________________________________

Наличие других детей в семье___________________________________________________

АНАМНЕЗ

Наследственные и хронические заболевания родителей______________________________

_____________________________________________________________________________

Возраст матери при рождении ребенка ______От какой беременности ребенок__________

Протекание беременности: токсикоз 1половины, 2 половины, травмы, интоксикации, заболевания_(краснуха, сахарный диабет, бр.астма, анемия, заболевания печени, почек, грипп, гипертония, гипотония)___________________________________________________

Травмы ______________________________________________________________________

Роды: досрочные, срочные, стремительные, обезвоженные, норма_____________________

Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция          __________   ________

Травмы во время родов________________________________________________________  Асфиксия: белая, синяя ___________Крик: был, нет_________

Резус-фактор(положительный, отрицательный)

Вес  при рождении_________________

Перенесенные заболевания: до 1 месяца___________________________________________

до года _____________________________после года_________________________________

до 3 лет _____________________________после 3 лет________________________________

Ушибы, травмы головы, судороги при высокой температуре__________________________

Раннее физическое развитие

Стал держать голову______(1,5м)Ползать______(5м) Сидеть_____(6м)Ходить______(до1)

Первые зубы______(6-8м) Правша, левша, амбидекстр. Характер моторики: излишне подвижен, не координирован в движениях, двигательно беспокоен, заторможен, неповоротлив, несвоевременная переключаемость движений_________________________

_____________________________________________________________________________

Раннее речевое развитие

Гуление______(2-3м) Лепет______(4-8) Первые слова________(1г.) Первая фраза_______

Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине _______________________________

_____________________________________________________________________________

Использование жестов __________________Наличие двуязычия в семье________________

Обращались ли к логопеду, результат _____________________________________________

__________________________________________________________________

Строение и подвижность артикуляторного аппарата

Параметры изучения

Возраст ребенка

5-6 лет

6-7 лет

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Мимические движения 

(под счет: 5 раз а возрасте 5 и 6 лет)

Поднять брови

Нахмурить брови

Прищурить глаза

Надуть-втянуть щеки

Губы: толстые, тонкие, неполное смыкание, расщелина, шрамы

Улыбка-трубочка

Оскал

Вибрация – «тпру»

Зубы: норма, редкие, кривые, вне челюстной дуги, отсутствуют

Качественная

характеристика

Язык: массивный, географический, маленький, девиация кончика влево-вправо, нарушение функции смыкания

Широкий удержание  «лопаткой»

Узкий удержание 5 сек «жало»

Узкий: влево-вправо

Широкий: вверх-вниз

Кончиком обвести губы

«Цоканье»

Итого баллов:

Качественная характеристика

Объем движений: полный, неполный_____________________________________________________________

Точность движений: сохранна, нарушена__________________________________________________________

Тонус: сохранен, повышенный, пониженный_______________________________________________________

Темп движений: нормальный, медленный, быстрый_________________________________________________

Переключаемость движений: нормальная, замедление темпа, персеверации, замены движений _____________________________________________________________________________________________

Длительность (способность удерживать язык в заданном положении)__________________________________

Тремор: увеличение гиперкинеза при повторных движениях и удержании позы, синкинезии, слюнотечение _____________________________________________________________________________________________

Прикус (прогнатия, прогения, открытый передний, боковой, перекрестный_____________________________

Твердое небо: высокое, узкое, плоское, расщелина, сумбукозная щель_________________________________

Мягкое небо: укороченное, раздвоенное, отсутствует, девиация вправо-влево, нарушение функции смыкания _____________________________________________________________________________________________

Общее звучание речи

(качественная характеристика)

Параметры изучения

Возраст ребенка

5 -6лет

6-7 лет

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Речевой выдох: достаточный, укороченный, речь на вдох

Голос: норма, высокий, низкий, громкий, тихий, затухающий, монотонный, с носовым оттенком

Темп, ритм речи: норма, замедленный, ускоренный, дисритмия

Паузация: правильная, нарушенная- деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки

Ручная моторика (объем движений, темп, переключаемость движений, ведущая рука, амбидекстр)

Параметры изучения

Возраст ребенка

5-6 лет

6 -7лет

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Покажи ушки(2 – 3 пальчика)

правая

левая

обе

Покажи рожки (2 – 5 пальчиков)

правая

левая

обе

Сложи кольцо

1-2,3,4,5

правая

левая

обе

х

«Игра на рояле»

правая

левая

обе

Кулак, ребро, ладонь

правая

Х

левая

Застежка

Шнуровка

Итого баллов:

Состояние звукопроизношения (качественная характеристика)

Звуки

Возраст ребенка

5-6 лет

6-7лет

Начало года

Конец года

Начало год

Конец года

Б-М-П

В-Ф

Т-Д-Н

К-Г-Х

Й (Е-Ё-Ю-Я)

С

СЬ

З

ЗЬ

Ц

Ш

Ж

Щ

Ч

Л

ЛЬ

Р

РЬ

Фонематическое восприятие (повтори, покажи)

Речевой материал

Возраст ребенка

5-6 лет

6-7лет

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

па-ба

ба-па

та-да

да-та

ка-га

га-ка

та-да-та

да-та-да

Х

ка-га-ка

га-ка-га

са-ша

за-жа

мишка – мышка

бочка – почка

лук-люк

трава – дрова

крыса – крыша

жар-шар

коса – коза

рожки-ложки

 Итого балов:

Языковой анализ и синтез

Речевой материал

Возраст ребенка

5 -6лет

6-7 лет

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Какой первый звук в слове?

облако, иголки, аист

Какой звук в конце слова?

пила, грибы, очки

Какой звук в конце слова ?

Кошка, автобус, дом

Х

Какой звук в начале слова?

танк ,коза, санки

Сколько звуков в слове?

кот, стул, лимон

Составь слово из звуков:

К,о,т; ш,у,б,а; ш,а,п,к,а.

Итого баллов:

Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова

(не нарушена; нарушения: парафазии (замены звуков, слогов); элизии (пропуски букв, слогов); итерации (повторение звуков, слогов); контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого); персеверации (отсроченное повторение); перестановка звуков, слогов; антиципации)

Речевой материал

Возраст ребенка

5-6 лет

6-7 лет

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

пуговица

кукуруза

гусеница

самокаты

милиционер

Х

велосипед

сковорода

телевизор

Мальчики слепили снеговика

Водопроводчик чинит водопровод

Х

На перекрестке стоит регулировщик

Итого баллов:

Состояние лексико- грамматического строя речи

Импрессивная речь

Параметры изучения

Возраст ребенка

5-6лет

6-7лет

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Выполнение

 инструкций

Закрой

книгу

Достань

ручку

Достань ручку и положи ее на тетрадь

Понимание предложений с причинно-следственной связью

Петя ударил Васю. Кому больно?

Володя сломал карандаш, который ему подарила Оля. Что было раньше?

Х

Понимание

изменения числа сущ-х

в предложении

Покажи, где самолеты летят,

 где самолет летит

Покажи, где ракета взлетает, где ракеты взлетают

Понимание падежных окончаний существитель-ных

Покажи карандашом ручку

Покажи карандаш ручкой

Покажи дочку мамы

Х

Покажи маму дочки

Понимание  предлогов

(покажи где:)

Кот идет к дому

Кот в доме

Кот перед домом

Кот вылезает из трубы

Х

Кот выглядывает из-за крыльца

Итого баллов:

Экспрессивная речь

Активный словарь

Параметры изучения

Возраст ребенка

5 -6лет

6-7лет

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Словарь существительных

«посуда»

«Мебель»

«Овощи»

«Фрукты»

«Дикие, домашние животные»

«Транспорт»

Х

«деревья»

«инструменты»

«Бытовая техника»

«школьные принадлежности»

Называние и показ частей объектов

Части тела: а)голова, ноги, руки, грудь, живот, шея, нос, рот, глаза

б) локоть, колено, ноготь

в) затылок, запястье, подбородок

Х

Стул: спинка, сиденье, ножка

Чайник: донышко, носик, крышка, ручка

Х

Глагольный словарь

Назвать действие предмета

(что делает?)

летит

скачет

стучит

рисует

умывается

шьет

Х

вяжет

вышивает

варит

жарит

печет

Словарь признаков

Подбор антонимов

Черный - белый

Сладкий -кислый

Твердый -мягкий

Большой -маленький

Высокий -низкий

Х

Длинный -короткий

Широкий -узкий

Толстый -тонкий

Какой по форме?

Треугольный

Овальный

Круглый

Квадратный

Прямоугольный

Какой по цвету?

Основные  цвета

Оттенки  цветов

Х

Какой по вкусу?

Лимон

Клубника

Рябина

Итого баллов:

Грамматический строй речи

Обследование словообразовательных навыков

Параметры изучения

Возраст ребенка

5-6 лет

6-7лет

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Образование сущ-х с уменьшительно-ласкательным значением

ключ-ключик

Звезда-звездочка

Пуговица-пуговичка

С увеличитель-ным значением

дом

Х

рука

усы

Образование

Притяжатель-ных прилагатель-ных

Чей хвост?

Чья голова?

Чьи уши?

Образование прилагатель-ных от существи-тельных (из чего сделано?)

Шкаф из дерева

Машина из железа

Чашка из фарфора

Х

Шапка из шерсти

Образование глаголов с помощью приставок:

ехать,бе-жать, лететь

При-

У-

За-

Пере-

Х

Итого баллов:

Словоизменение

Параметры изучения

Возраст ребенка

5-6 лет

6-7лет

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Изменение

сущ-х по падежам

(с. 237-247)*

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

Изменение прилагательных по родам (249)*

Ж.р.

М.р.

Ср.р.

Изменение

сущ-х  по числам

(253-260)*

Лампа -лампы

Стол -столы

Яйцо -яйца

Лоб -лбы

Х

Ухо -уши

Мн. число

  сущ-х  в родительном падеже

(нет чего?)

вишня

ведра

блюдца

парты

Х

Согласование сущ-х с числительными

(1, 2, 5) с.261*

карандаш

яблоко

тетрадь

Х

Итого баллов:

Исследование связной речи

Связная речь: однословное предложение, двухсоставное предложение, простое предложение из нескольких слов, сложное предложение

Параметры изучения

Возраст ребенка

5-6 лет

6-7лет

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Составить предложения по картинке (с.271)*

Составить рассказ по картинке (с.273)*

Составить рассказ по серии картинок (с.275)*

Пересказ: «Белочка и зайчик»

Летом подружились белочка и зайчик. Белочка была рыженькая. А зайчик был серенький. Каждый день они прибегали на полянку и угощали друг друга. Белочка приносила шишки, орехи, а зайчик – морковку, капусту.

Прошло лето. Наступила зима. Выпал белый снег. Белочка спряталась в дупле, а зайчик – под елкой.

Х

Качество пересказа

Уровень необходимой помощи

Итого баллов:

Познавательные процессы

Параметры изучения

Возраст ребенка

5-6 лет

6-7 лет

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Счетные операции

Счет прямой и обратный

Сосчитать сколько предметов нарисовано (225)*

Назвать по порядку(227)*

Сколько лап у кошки?

Сколько лап у петуха?

Ориентировка в пространстве

высоко

низко

далеко

близко

слева

справа

Слева внизу

Х

Слева вверху

Справа внизу

Справа вверху

Ориентировка во времени

Какое время года?(217)*

В какое время суток дети идут в детский сад?(223)*

Когда ребята идут гулять?

Когда дети ложатся спать?

Назвать дни недели

Х

Мышление

Составление из частей целого

Из 6-8

Из 8-10

Выделение лишнего предмета

Итого баллов:

* «Альбом для логопеда» О.Б. Иншаковой

Средний балл:_________

Логопедическое заключение

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата______________                                                           Логопед_____________________

ГОРОДСКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ, УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ

  1. СОДЕРЖАНИЕ:

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

2.

КАРТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ

С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТЕМ РЕЧИ.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическое пособие «Карта логопедического обследования детей дошкольного возраста c тяжелыми нарушениями речи» (далее – карты) предназначены для учителей-логопедов муниципальных дошкольных образовательных учреждений.  

Карты составлены с учетом разделов программы Т.Б.Филичевой,               Г.В.Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей с ОНР»: лексика, грамматика, связная речь.

В качестве основного наглядного диагностического материала рекомендован «Альбом для логопеда» О.Б. Иншаковой.

Для сбора более полной информации по результатам обследования предложена качественная и количественная характеристика состояния речевых процессов.

В разделах карт «Анамнез», «Строение и подвижность артикуляционного аппарата», «Голосовая и дыхательные функции», «Состояние звукопроизношения» рекомендована только качественная характеристика, которая учитывает специфику органических нарушений речи. В других разделах карт дана количественная характеристика результатов исследования.

Все разделы в картах, за исключением раздела «Анамнез» оформлены графически, что позволяет накапливать сведения об особенностях развития ребенка на протяжении двух-трех лет логопедической работы и обеспечивает наблюдение за динамикой речевого развития на протяжении всего  коррекционного периода.

Для оценки состояния уровня речевого нарушения детей предложена следующая система:

- 3 балла - самостоятельное выполнение тестового задания;

- 2 балла - выполнение с помощью взрослого (либо с ошибкой);

- 1 балл - тестовое задание не выполнено.

По каждому разделу карт (количественная характеристика) выводится средний балл  по формуле:

Сумма баллов

           Количество заданий

По итогам обследования разделов определяется уровень общего недоразвития речи по формуле:

Сумма средних баллов по разделам

 Количество разделов

Критериями определения уровня общего недоразвития речи являются:

- 1 балл – ОНР 1 уровня;

- более 1 менее 2 баллов – ОНР 2 уровня;

- 2 менее 2,5 балла – ОНР 3 уровня;

-2,5 менее 3 баллов – ОНР 4 уровня.

Логопедическое заключение по итогам обследования оформляется с учетом использования клинико-педагогической и психолого-педагогической классификаций по Р.Е.Левиной (например):

ОНР (1,2 ур.), моторная алалия

ОНР (2,3,4 ур.), дизартрия или стертая форма дизартрии

ОНР (3,4 ур.), ринолалия

 Использование карт логопедического обследования детей дошкольного возраста c тяжелыми нарушениями речи позволяют обеспечить:

  • качественный анализ результатов обследования (учет допускаемых ошибок, степень самостоятельности, особенности выполнения заданий и т.д.);
  • интерпретацию полученных данных в количественной форме;
  • подбор заданий в соответствии с возрастной нормой;
  • построение индивидуального речевого профиля, который позволяет наглядно уточнить структуру речевого нарушения и составить план коррекционной работы;
  • отслеживание динамики речевого развития и эффективности коррекционного воздействия (начало - конец учебного года);
  • компактность заполнения;
  • возможность специалистам МБДОУ осуществить анализ динамики устранения речевого нарушения и наметить пути корректировки коррекционно-педагогического воздействия.

1. ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ         С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

При изучении анамнеза в первую очередь обращается внимание на выявление неврологических и психопатологических синдромов в раннем анамнезе - перинатальной энцефалопатии, минимальной мозговой дисфункции, задержки моторного развития, а также хронических соматических заболеваний: сердечно-сосудистой системы, верхних дыхательных путей и т.д. Анализ особенностей речевого развития направлен не только на выявление сроков появления речи, но и дисгармонии ее развития.

При обследовании строения, подвижности артикуляторного аппарата    следует отметить помимо количественной характеристики строения наличие качества объема движений, точности, темпа, переключаемости. Это же касается и оценки состояния ручной моторики.

Следующие разделы карты содержат задания для обследования
состояния
        звукопроизношения,        фонематических процессов,

воспроизведения звуко-слоговой структуры слов.

При обследовании состояния        звукопроизношения необходимо обратить внимание на принципиальный методологический характер - разрыв в изучении фонетической и смысловой сторон речи.

Поэтому только с помощью тщательного сопоставления проявлений, характеризующих строение и функцию артикуляционного аппарата, уровень фонематического восприятия и качественные особенности дефектов звукопроизношения, можно установить конкретную патологию и найти адекватные коррекционные приемы.

При изучении импрессивной речи дается не так много тестовых заданий. Трудно обследовать раздельно экспрессивную и импрессивную речь ребенка. Это обусловлено тем, что при изучении экспрессивной речи отмечаются одновременно понимание и употребление грамматических форм, объем и характеристика активного и пассивного словаря, степень осведомленности ребенка. Проводя обследование, логопед должен учитывать, что в зависимости от того, какие стороны речи окажутся наиболее нарушенными, дефект речи ребенка будет квалифицироваться по-разному и направления коррекционной работы будут также различными.

Большое внимание уделяется изучению состояния связной речи, ее правильному лексико-грамматическому оформлению, а также умению устанавливать причинно-следственные связи. С этой целью предлагается использовать прием составления предложения по предлагаемой ребенку картинке. Прежде всего, выявляется умение ребенка построить простое нераспространенное предложение; затем - умение пользоваться простым распространенным предложением, состоящим из 3-4 слов, т.е. с определением. Дополнением, обстоятельством (с предлогами и без предлогов). С помощью этого же приема выявляется умение детей строить предложения с однородными членами.

Далее дается задание с усложнением: составление рассказа по серии сюжетных картинок. Здесь необходимо правильно воспринять картинки и вычленить типовую ситуацию, построить и проверить гипотезу о смысле серии. Далее нужно построить программу высказывания, найти нужные синтаксические и лексические средства и реализовать высказывание.

Пересказ текста «Белочка и зайчик». Это задание требует восприятия и удержания слухоречевой информации, выделения смысла текста и его воспроизведения, оно провоцирует множественные лексические, грамматические ошибки.

В карте отводится соответствующее место для исследования уровня умственного развития ребенка и проведения анализа нарушений его познавательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ

Углубленное логопедическое обследование...

Примерная схема обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей

Принцип единства диагностики и коррекции развития требует постоянной фиксации происходящих изменений в состоянии ребенка, соответственно и на начальном этапе обучения мы должны знать  об уровне с...

Бланки, используемые логопедами в системе здравоохранения, для обследования детей с речевыми нарушениями.

Эти 4 бланка для обследования речи детей сделаны на основе карты - трансформер. В бланках есть варианты ответов, это позволяет ускорить обследование ребенка, поставить верный диагноз, составить план р...

Схема обследования детей с заиканием

Схема обследования детей с заиканием...

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ

Схема обследования детей с дизартрией в помощь учителям логопедам. В данной схеме учтены все вопросы, необходимые учителю-логопеду для определения дальнейшей работы с ребенком....