Схема обследования детей с ОНР
методическая разработка
Предварительный просмотр:
КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Ф.И.О._______________________________________________________________________
Дата рождения_______________Домашний адрес___________________________________
Дата поступления____________Откуда поступил___________________________________
Заключение специалистов:
Невропатолога________________________________________________________________
Окулиста____________________________________________________________________
Отоларинголога_______________________________________________________________
Психолога__________________________________________________________________
Сведения о семье:
Мать/ФИО_____________________________________________________Возраст________
Образование______________ Место работы, должность_____________________________
Отец/ФИО_____________________________________________________Возраст________
Образование______________ Место работы, должность _____________________________
Речь родителей и других членов семьи____________________________________________
Наличие других детей в семье___________________________________________________
АНАМНЕЗ
Наследственные и хронические заболевания родителей______________________________
_____________________________________________________________________________
Возраст матери при рождении ребенка ______От какой беременности ребенок__________
Протекание беременности: токсикоз 1половины, 2 половины, травмы, интоксикации, заболевания_(краснуха, сахарный диабет, бр.астма, анемия, заболевания печени, почек, грипп, гипертония, гипотония)___________________________________________________
Травмы ______________________________________________________________________
Роды: досрочные, срочные, стремительные, обезвоженные, норма_____________________
Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция __________ ________
Травмы во время родов________________________________________________________ Асфиксия: белая, синяя ___________Крик: был, нет_________
Резус-фактор(положительный, отрицательный)
Вес при рождении_________________
Перенесенные заболевания: до 1 месяца___________________________________________
до года _____________________________после года_________________________________
до 3 лет _____________________________после 3 лет________________________________
Ушибы, травмы головы, судороги при высокой температуре__________________________
Раннее физическое развитие
Стал держать голову______(1,5м)Ползать______(5м) Сидеть_____(6м)Ходить______(до1)
Первые зубы______(6-8м) Правша, левша, амбидекстр. Характер моторики: излишне подвижен, не координирован в движениях, двигательно беспокоен, заторможен, неповоротлив, несвоевременная переключаемость движений_________________________
_____________________________________________________________________________
Раннее речевое развитие
Гуление______(2-3м) Лепет______(4-8) Первые слова________(1г.) Первая фраза_______
Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине _______________________________
_____________________________________________________________________________
Использование жестов __________________Наличие двуязычия в семье________________
Обращались ли к логопеду, результат _____________________________________________
__________________________________________________________________
Строение и подвижность артикуляторного аппарата
Параметры изучения | Возраст ребенка | ||||
5-6 лет | 6-7 лет | ||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | ||
Мимические движения (под счет: 5 раз а возрасте 5 и 6 лет) | Поднять брови | ||||
Нахмурить брови | |||||
Прищурить глаза | |||||
Надуть-втянуть щеки | |||||
Губы: толстые, тонкие, неполное смыкание, расщелина, шрамы | Улыбка-трубочка | ||||
Оскал | |||||
Вибрация – «тпру» | |||||
Зубы: норма, редкие, кривые, вне челюстной дуги, отсутствуют | Качественная характеристика | ||||
Язык: массивный, географический, маленький, девиация кончика влево-вправо, нарушение функции смыкания | Широкий удержание «лопаткой» | ||||
Узкий удержание 5 сек «жало» | |||||
Узкий: влево-вправо | |||||
Широкий: вверх-вниз | |||||
Кончиком обвести губы | |||||
«Цоканье» | |||||
Итого баллов: |
Качественная характеристика
Объем движений: полный, неполный_____________________________________________________________
Точность движений: сохранна, нарушена__________________________________________________________
Тонус: сохранен, повышенный, пониженный_______________________________________________________
Темп движений: нормальный, медленный, быстрый_________________________________________________
Переключаемость движений: нормальная, замедление темпа, персеверации, замены движений _____________________________________________________________________________________________
Длительность (способность удерживать язык в заданном положении)__________________________________
Тремор: увеличение гиперкинеза при повторных движениях и удержании позы, синкинезии, слюнотечение _____________________________________________________________________________________________
Прикус (прогнатия, прогения, открытый передний, боковой, перекрестный_____________________________
Твердое небо: высокое, узкое, плоское, расщелина, сумбукозная щель_________________________________
Мягкое небо: укороченное, раздвоенное, отсутствует, девиация вправо-влево, нарушение функции смыкания _____________________________________________________________________________________________
Общее звучание речи
(качественная характеристика)
Параметры изучения | Возраст ребенка | |||
5 -6лет | 6-7 лет | |||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
Речевой выдох: достаточный, укороченный, речь на вдох | ||||
Голос: норма, высокий, низкий, громкий, тихий, затухающий, монотонный, с носовым оттенком | ||||
Темп, ритм речи: норма, замедленный, ускоренный, дисритмия | ||||
Паузация: правильная, нарушенная- деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки |
Ручная моторика (объем движений, темп, переключаемость движений, ведущая рука, амбидекстр)
Параметры изучения | Возраст ребенка | ||||
5-6 лет | 6 -7лет | ||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | ||
Покажи ушки(2 – 3 пальчика) | правая | ||||
левая | |||||
обе | |||||
Покажи рожки (2 – 5 пальчиков) | правая | ||||
левая | |||||
обе | |||||
Сложи кольцо 1-2,3,4,5 | правая | ||||
левая | |||||
обе | х | ||||
«Игра на рояле» | правая | ||||
левая | |||||
обе | |||||
Кулак, ребро, ладонь | правая | Х | |||
левая | |||||
Застежка | |||||
Шнуровка | |||||
Итого баллов: |
Состояние звукопроизношения (качественная характеристика)
Звуки | Возраст ребенка | |||
5-6 лет | 6-7лет | |||
Начало года | Конец года | Начало год | Конец года | |
Б-М-П | ||||
В-Ф | ||||
Т-Д-Н | ||||
К-Г-Х | ||||
Й (Е-Ё-Ю-Я) | ||||
С | ||||
СЬ | ||||
З | ||||
ЗЬ | ||||
Ц | ||||
Ш | ||||
Ж | ||||
Щ | ||||
Ч | ||||
Л | ||||
ЛЬ | ||||
Р | ||||
РЬ |
Фонематическое восприятие (повтори, покажи)
Речевой материал | Возраст ребенка | ||||
5-6 лет | 6-7лет | ||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | ||
па-ба | ба-па | ||||
та-да | да-та | ||||
ка-га | га-ка | ||||
та-да-та | да-та-да | Х | |||
ка-га-ка | га-ка-га | ||||
са-ша | за-жа | ||||
мишка – мышка | |||||
бочка – почка | |||||
лук-люк | |||||
трава – дрова | |||||
крыса – крыша | |||||
жар-шар | |||||
коса – коза | |||||
рожки-ложки | |||||
Итого балов: |
Языковой анализ и синтез
Речевой материал | Возраст ребенка | |||
5 -6лет | 6-7 лет | |||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
Какой первый звук в слове? облако, иголки, аист | ||||
Какой звук в конце слова? пила, грибы, очки | ||||
Какой звук в конце слова ? Кошка, автобус, дом | Х | |||
Какой звук в начале слова? танк ,коза, санки | ||||
Сколько звуков в слове? кот, стул, лимон | ||||
Составь слово из звуков: К,о,т; ш,у,б,а; ш,а,п,к,а. | ||||
Итого баллов: |
Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова
(не нарушена; нарушения: парафазии (замены звуков, слогов); элизии (пропуски букв, слогов); итерации (повторение звуков, слогов); контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого); персеверации (отсроченное повторение); перестановка звуков, слогов; антиципации)
Речевой материал | Возраст ребенка | |||
5-6 лет | 6-7 лет | |||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
пуговица | ||||
кукуруза | ||||
гусеница | ||||
самокаты | ||||
милиционер | Х | |||
велосипед | ||||
сковорода | ||||
телевизор | ||||
Мальчики слепили снеговика | ||||
Водопроводчик чинит водопровод | Х | |||
На перекрестке стоит регулировщик | ||||
Итого баллов: |
Состояние лексико- грамматического строя речи
Импрессивная речь
Параметры изучения | Возраст ребенка | ||||
5-6лет | 6-7лет | ||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | ||
Выполнение инструкций | Закрой книгу | ||||
Достань ручку | |||||
Достань ручку и положи ее на тетрадь | |||||
Понимание предложений с причинно-следственной связью | Петя ударил Васю. Кому больно? | ||||
Володя сломал карандаш, который ему подарила Оля. Что было раньше? | Х | ||||
Понимание изменения числа сущ-х в предложении | Покажи, где самолеты летят, где самолет летит | ||||
Покажи, где ракета взлетает, где ракеты взлетают | |||||
Понимание падежных окончаний существитель-ных | Покажи карандашом ручку | ||||
Покажи карандаш ручкой | |||||
Покажи дочку мамы | Х | ||||
Покажи маму дочки | |||||
Понимание предлогов (покажи где:) | Кот идет к дому | ||||
Кот в доме | |||||
Кот перед домом | |||||
Кот вылезает из трубы | Х | ||||
Кот выглядывает из-за крыльца | |||||
Итого баллов: |
Экспрессивная речь
Активный словарь
Параметры изучения | Возраст ребенка | |||||||
5 -6лет | 6-7лет | |||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |||||
Словарь существительных | «посуда» | |||||||
«Мебель» | ||||||||
«Овощи» | ||||||||
«Фрукты» | ||||||||
«Дикие, домашние животные» | ||||||||
«Транспорт» | Х | |||||||
«деревья» | ||||||||
«инструменты» | ||||||||
«Бытовая техника» | ||||||||
«школьные принадлежности» | ||||||||
Называние и показ частей объектов | Части тела: а)голова, ноги, руки, грудь, живот, шея, нос, рот, глаза | |||||||
б) локоть, колено, ноготь | ||||||||
в) затылок, запястье, подбородок | Х | |||||||
Стул: спинка, сиденье, ножка | ||||||||
Чайник: донышко, носик, крышка, ручка | Х | |||||||
Глагольный словарь | ||||||||
Назвать действие предмета (что делает?) | летит | |||||||
скачет | ||||||||
стучит | ||||||||
рисует | ||||||||
умывается | ||||||||
шьет | Х | |||||||
вяжет | ||||||||
вышивает | ||||||||
варит | ||||||||
жарит | ||||||||
печет | ||||||||
Словарь признаков | ||||||||
Подбор антонимов | Черный - белый | |||||||
Сладкий -кислый | ||||||||
Твердый -мягкий | ||||||||
Большой -маленький | ||||||||
Высокий -низкий | Х | |||||||
Длинный -короткий | ||||||||
Широкий -узкий | ||||||||
Толстый -тонкий | ||||||||
Какой по форме? | Треугольный | |||||||
Овальный | ||||||||
Круглый | ||||||||
Квадратный | ||||||||
Прямоугольный | ||||||||
Какой по цвету? | Основные цвета | |||||||
Оттенки цветов | Х | |||||||
Какой по вкусу? | Лимон | |||||||
Клубника | ||||||||
Рябина | ||||||||
Итого баллов: |
Грамматический строй речи
Обследование словообразовательных навыков
Параметры изучения | Возраст ребенка | ||||||
5-6 лет | 6-7лет | ||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | ||||
Образование сущ-х с уменьшительно-ласкательным значением | ключ-ключик | ||||||
Звезда-звездочка | |||||||
Пуговица-пуговичка | |||||||
С увеличитель-ным значением | дом | Х | |||||
рука | |||||||
усы | |||||||
Образование Притяжатель-ных прилагатель-ных | Чей хвост? | ||||||
Чья голова? | |||||||
Чьи уши? | |||||||
Образование прилагатель-ных от существи-тельных (из чего сделано?) | Шкаф из дерева | ||||||
Машина из железа | |||||||
Чашка из фарфора | Х | ||||||
Шапка из шерсти | |||||||
Образование глаголов с помощью приставок: ехать,бе-жать, лететь | При- | ||||||
У- | |||||||
За- | |||||||
Пере- | Х | ||||||
Итого баллов: |
Словоизменение
Параметры изучения | Возраст ребенка | ||||
5-6 лет | 6-7лет | ||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | ||
Изменение сущ-х по падежам (с. 237-247)* | И.п. | ||||
Р.п. | |||||
Д.п. | |||||
В.п. | |||||
Т.п. | |||||
П.п. | |||||
Изменение прилагательных по родам (249)* | Ж.р. | ||||
М.р. | |||||
Ср.р. | |||||
Изменение сущ-х по числам (253-260)* | Лампа -лампы | ||||
Стол -столы | |||||
Яйцо -яйца | |||||
Лоб -лбы | Х | ||||
Ухо -уши | |||||
Мн. число сущ-х в родительном падеже (нет чего?) | вишня | ||||
ведра | |||||
блюдца | |||||
парты | Х | ||||
Согласование сущ-х с числительными (1, 2, 5) с.261* | карандаш | ||||
яблоко | |||||
тетрадь | Х | ||||
Итого баллов: |
Исследование связной речи
Связная речь: однословное предложение, двухсоставное предложение, простое предложение из нескольких слов, сложное предложение
Параметры изучения | Возраст ребенка | ||||||
5-6 лет | 6-7лет | ||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | ||||
Составить предложения по картинке (с.271)* | |||||||
Составить рассказ по картинке (с.273)* | |||||||
Составить рассказ по серии картинок (с.275)* | |||||||
Пересказ: «Белочка и зайчик» Летом подружились белочка и зайчик. Белочка была рыженькая. А зайчик был серенький. Каждый день они прибегали на полянку и угощали друг друга. Белочка приносила шишки, орехи, а зайчик – морковку, капусту. Прошло лето. Наступила зима. Выпал белый снег. Белочка спряталась в дупле, а зайчик – под елкой. | Х | ||||||
Качество пересказа | |||||||
Уровень необходимой помощи | |||||||
Итого баллов: |
Познавательные процессы
Параметры изучения | Возраст ребенка | ||||
5-6 лет | 6-7 лет | ||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | ||
Счетные операции | Счет прямой и обратный | ||||
Сосчитать сколько предметов нарисовано (225)* | |||||
Назвать по порядку(227)* | |||||
Сколько лап у кошки? | |||||
Сколько лап у петуха? | |||||
Ориентировка в пространстве | высоко | ||||
низко | |||||
далеко | |||||
близко | |||||
слева | |||||
справа | |||||
Слева внизу | Х | ||||
Слева вверху | |||||
Справа внизу | |||||
Справа вверху | |||||
Ориентировка во времени | Какое время года?(217)* | ||||
В какое время суток дети идут в детский сад?(223)* | |||||
Когда ребята идут гулять? | |||||
Когда дети ложатся спать? | |||||
Назвать дни недели | Х | ||||
Мышление | Составление из частей целого | Из 6-8 | Из 8-10 | ||
Выделение лишнего предмета | |||||
Итого баллов: |
* «Альбом для логопеда» О.Б. Иншаковой
Средний балл:_________
Логопедическое заключение
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата______________ Логопед_____________________
ГОРОДСКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ, УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ
- СОДЕРЖАНИЕ:
| ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | |
1. | ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ | |
| ПРИЛОЖЕНИЕ | |
2. | КАРТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТЕМ РЕЧИ. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическое пособие «Карта логопедического обследования детей дошкольного возраста c тяжелыми нарушениями речи» (далее – карты) предназначены для учителей-логопедов муниципальных дошкольных образовательных учреждений.
Карты составлены с учетом разделов программы Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей с ОНР»: лексика, грамматика, связная речь.
В качестве основного наглядного диагностического материала рекомендован «Альбом для логопеда» О.Б. Иншаковой.
Для сбора более полной информации по результатам обследования предложена качественная и количественная характеристика состояния речевых процессов.
В разделах карт «Анамнез», «Строение и подвижность артикуляционного аппарата», «Голосовая и дыхательные функции», «Состояние звукопроизношения» рекомендована только качественная характеристика, которая учитывает специфику органических нарушений речи. В других разделах карт дана количественная характеристика результатов исследования.
Все разделы в картах, за исключением раздела «Анамнез» оформлены графически, что позволяет накапливать сведения об особенностях развития ребенка на протяжении двух-трех лет логопедической работы и обеспечивает наблюдение за динамикой речевого развития на протяжении всего коррекционного периода.
Для оценки состояния уровня речевого нарушения детей предложена следующая система:
- 3 балла - самостоятельное выполнение тестового задания;
- 2 балла - выполнение с помощью взрослого (либо с ошибкой);
- 1 балл - тестовое задание не выполнено.
По каждому разделу карт (количественная характеристика) выводится средний балл по формуле:
Сумма баллов
Количество заданий
По итогам обследования разделов определяется уровень общего недоразвития речи по формуле:
Сумма средних баллов по разделам
Количество разделов
Критериями определения уровня общего недоразвития речи являются:
- 1 балл – ОНР 1 уровня;
- более 1 менее 2 баллов – ОНР 2 уровня;
- 2 менее 2,5 балла – ОНР 3 уровня;
-2,5 менее 3 баллов – ОНР 4 уровня.
Логопедическое заключение по итогам обследования оформляется с учетом использования клинико-педагогической и психолого-педагогической классификаций по Р.Е.Левиной (например):
ОНР (1,2 ур.), моторная алалия
ОНР (2,3,4 ур.), дизартрия или стертая форма дизартрии
ОНР (3,4 ур.), ринолалия
Использование карт логопедического обследования детей дошкольного возраста c тяжелыми нарушениями речи позволяют обеспечить:
- качественный анализ результатов обследования (учет допускаемых ошибок, степень самостоятельности, особенности выполнения заданий и т.д.);
- интерпретацию полученных данных в количественной форме;
- подбор заданий в соответствии с возрастной нормой;
- построение индивидуального речевого профиля, который позволяет наглядно уточнить структуру речевого нарушения и составить план коррекционной работы;
- отслеживание динамики речевого развития и эффективности коррекционного воздействия (начало - конец учебного года);
- компактность заполнения;
- возможность специалистам МБДОУ осуществить анализ динамики устранения речевого нарушения и наметить пути корректировки коррекционно-педагогического воздействия.
1. ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
При изучении анамнеза в первую очередь обращается внимание на выявление неврологических и психопатологических синдромов в раннем анамнезе - перинатальной энцефалопатии, минимальной мозговой дисфункции, задержки моторного развития, а также хронических соматических заболеваний: сердечно-сосудистой системы, верхних дыхательных путей и т.д. Анализ особенностей речевого развития направлен не только на выявление сроков появления речи, но и дисгармонии ее развития.
При обследовании строения, подвижности артикуляторного аппарата следует отметить помимо количественной характеристики строения наличие качества объема движений, точности, темпа, переключаемости. Это же касается и оценки состояния ручной моторики.
Следующие разделы карты содержат задания для обследования
состояния звукопроизношения, фонематических процессов,
воспроизведения звуко-слоговой структуры слов.
При обследовании состояния звукопроизношения необходимо обратить внимание на принципиальный методологический характер - разрыв в изучении фонетической и смысловой сторон речи.
Поэтому только с помощью тщательного сопоставления проявлений, характеризующих строение и функцию артикуляционного аппарата, уровень фонематического восприятия и качественные особенности дефектов звукопроизношения, можно установить конкретную патологию и найти адекватные коррекционные приемы.
При изучении импрессивной речи дается не так много тестовых заданий. Трудно обследовать раздельно экспрессивную и импрессивную речь ребенка. Это обусловлено тем, что при изучении экспрессивной речи отмечаются одновременно понимание и употребление грамматических форм, объем и характеристика активного и пассивного словаря, степень осведомленности ребенка. Проводя обследование, логопед должен учитывать, что в зависимости от того, какие стороны речи окажутся наиболее нарушенными, дефект речи ребенка будет квалифицироваться по-разному и направления коррекционной работы будут также различными.
Большое внимание уделяется изучению состояния связной речи, ее правильному лексико-грамматическому оформлению, а также умению устанавливать причинно-следственные связи. С этой целью предлагается использовать прием составления предложения по предлагаемой ребенку картинке. Прежде всего, выявляется умение ребенка построить простое нераспространенное предложение; затем - умение пользоваться простым распространенным предложением, состоящим из 3-4 слов, т.е. с определением. Дополнением, обстоятельством (с предлогами и без предлогов). С помощью этого же приема выявляется умение детей строить предложения с однородными членами.
Далее дается задание с усложнением: составление рассказа по серии сюжетных картинок. Здесь необходимо правильно воспринять картинки и вычленить типовую ситуацию, построить и проверить гипотезу о смысле серии. Далее нужно построить программу высказывания, найти нужные синтаксические и лексические средства и реализовать высказывание.
Пересказ текста «Белочка и зайчик». Это задание требует восприятия и удержания слухоречевой информации, выделения смысла текста и его воспроизведения, оно провоцирует множественные лексические, грамматические ошибки.
В карте отводится соответствующее место для исследования уровня умственного развития ребенка и проведения анализа нарушений его познавательной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ
Углубленное логопедическое обследование...
Примерная схема обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей
Принцип единства диагностики и коррекции развития требует постоянной фиксации происходящих изменений в состоянии ребенка, соответственно и на начальном этапе обучения мы должны знать об уровне с...
Бланки, используемые логопедами в системе здравоохранения, для обследования детей с речевыми нарушениями.
Эти 4 бланка для обследования речи детей сделаны на основе карты - трансформер. В бланках есть варианты ответов, это позволяет ускорить обследование ребенка, поставить верный диагноз, составить план р...
«Сравнительная характеристика детей младшего школьного возраста в норме и с отклонениями в развитии по обобщенной схеме обследования дефектологом»
Дифференциальная диагностика детей младшего школьного возраста...
Схема обследования детей с заиканием
Схема обследования детей с заиканием...
Содержание и описание диагностического материала при обследовании детей с 11 до 14 лет на ГПМПК (по этапам обследования)
Методика Белоконевой, Гращенковой...
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ
Схема обследования детей с дизартрией в помощь учителям логопедам. В данной схеме учтены все вопросы, необходимые учителю-логопеду для определения дальнейшей работы с ребенком....