Жадная душа - без дна ушат.
план-конспект занятия (6 класс)
Предварительный просмотр:
«Жадная душа - без дна ушат»
Цель: формирование гуманного отношения к людям
Задачи: Воспитывать гуманистическую направленность поведения. Развивать в детях главные человеческие ценности – чувство милосердия, сострадания и доброты, уважения к окружающим людям. Развивать эмоции и мотивы, способствующие формированию коммуникативных умений и навыков. Воспитывать желание оставлять “добрый след” о себе в душах людей.
Ход занятия
1. Вступительная беседа.
На доске: качества: чрезмерная бережливость, нелюбовь к тратам, к расходованию денег (жадность); отзывчивость, стремление делать добро другим, душевное расположение к людям (доброта), способность откликаться на чужие нужды, готовность помочь (отзывчивость).
- Какие из этих качеств положительные, а какие – отрицательные?
- Как вы понимаете смысл слова «жадность»?
Сегодня мы с вами поговорим о жадности.
-Как выглядит жадный человек?
-К чему он может проявить жадность?
- Жадность к деньгам, к еде, к вещам – прокомментируйте каждое высказывание.
- Случалось ли, что из-за неумения соблюдать меру с вами происходили неприятности?
2.Сценка «Синие листья».
-Почему у девочки синие листья?
-Что бы вы посоветовали Кате?
РАБОТА НАД ПОСЛОВИЦАМИ.
На доске пословицы:
Собака на сене: сама не ест и другим не даёт. Не зарься на чужое, своё береги. У жадного среди зимы снега не допросишься. У скупого корки не выпросишь. Маленькая жадность приносит большой вред. Жадная душа - без дна ушат
- Объясните смысл каждой пословицы
- Какая из этих пословиц подходит к этому случаю?
3. Инсценировка и анализ басни Л.Н. Толстого «Собака и кость»
- Как можно охарактеризовать собаку? Почему?
-Чем же поплатилась Жучка за жадность?
- Какая из пословиц служит девизом к этой басне?
4. Чтение рассказа учителем, обсуждение, подбор пословицы.
Ребята отправились в лес на экскурсию. Они играли, веселились, а затем сели на лужайке, достали свои пакеты с едой. Мальчики и девочки предлагали друг другу вкусности, которые им положили с собой мамы. И только Марина сидела со своим пакетом, доставала из него еду, не предлагая никому и ничего. Вскоре у неё в руках появилась большая шоколадка. Марина развернула шоколадку, отломила кусочек, остальное сложила и спрятала в пакет. «У, жадина» - сказал Серёжа. «Я не жадина. Я ведь у вас ничего не брала, почему же я с вами делиться должна? » - сказала Марина и пошла играть.
- Согласны ли вы с Мариной?
- Можно ли назвать Марину жадиной?
- Есть ли у Марины друзья в классе?
- Может ли прожить человек счастливо, если он жаден?
- Как вы думаете, что лучше в жизни человека – умение отдавать и делиться или умение не давать никому и ничего?
- Подберите нужную пословицу.
5.Работа в группах.
- Есть на земле люди, которые считают, что жадный человек – бережливый, а это хорошо.
- Согласны ли вы со мною?
- Обсудите это качество в группах. Одна группа поищет в нём положительное, а другая – отрицательное.
1) У жадных всего много. (первая группа) Высказывания детей.
2) У жадных нет друзей (вторая группа)
6. Инсценировка сказки С. Михалкова «Жадный Вартан»
- Подумайте, можно ли к слову жадность поставить синоним бережливость?
-Охарактеризуйте Вартана. Можно ли поставить знак равно между жадностью и бережливостью?
ЖАДНОСТЬ = БЕРЕЖЛИВОСТЬ (нет)
ВЫВОД: да, жадность – отрицательная черта характера. Даже если жадина что-то и накопит, то гораздо больше при этом потеряет. Когда делишься, доставляешь радость и другому человеку и себе.
- А какие синонимы можно подобрать к слову жадность? ( Скупость, корысть).
- Положительные ли это черты характера?
7. Работа по рисункам детей (какой представляют себе «жадность» ребята)
- В своей жизни, вы, ребята, видимо, не однажды уже слышали слово «жадность». Давайте посмотрим с вами на ваши рисунки, где вы изобразили «жадность».
-Почему вы изобразили жадность такой? (высказывания детей)
- У нас в коллективе есть жадные?
Чтение учителем стихотворения Э. Мошковской «Жадных нет»
Жадные! Поднимите руки!
Жадные, жадины и жадюги!
Нету рук…
Вдруг жадных не стало.
Как не бывало.
Ну хоть бы мало!
Две-три штуки!
Поднимите руки,
Жадные девочки,
Жадные мальчики…
Поднимите хотя бы пальчики!
Сколько жадных?
Надо же знать!
Пять? Двадцать пять?
Или сто двадцать пять?
Сколько жадных?
Смотрите тщательно.
Жадных нет ? Замечательно!
8. Венгерская сказка «Два жадных медвежонка»
- Послушайте, что бывает с жадными.
Инсценировка сказки.
- А вам бы хотелось иметь только положительные качества? Очень точно сказал М.Горький: «Нет людей чисто беленьких или чисто чёрненьких – люди все пёстрые». Поэтому все мы «пёстренькие». Важно лишь то, какие
поступки мы совершаем. Иногда наше мнение о себе не совпадает с мнением окружающих. Наши поступки, поведение создают совсем другой образ. Чтобы увидеть себя со стороны, обычного зеркала недостаточно. Это может сделать «волшебное зеркало».
На доске прикреплён кармашек. В этот кармашек каждый из вас может положить просьбу, пожелание, записку, где написаны ваши плохие качества, в том числе и жадность. Будем считать, что вы избавились от отрицательных качеств характера.
Дети пишут, кладут в кармашек записки.
9. ИТОГ.
Вернёмся к нашему девизу. Так почему говорят «Жадная душа - без дна ушат»?
Жадность – это горе. Добра от жадности не ждите, его нет. Ничем не удовлетворишь и ничем не насытишь. Ему всегда всего будет мало. Есть замечательная народная мудрость: «Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/07/08/picture-95629.jpg)
Урок-мастерская «Воспитание души. Труд души» (по стихотворению Н.А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»)
Урок составлен в соответствии с новыми ФГОСами...
"Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным"
Мероприятие по правилам этикета...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/26/picture-884009-1485428629.jpg)
Клуб выходного дня: «Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным»
Цели и задачи: · активизация досуговой деятельности;· закрепить представление о таких качествах, как доб...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/08/picture-701459-1454948000.jpg)
"Два жадных медвежонка" венгерская народная сказка.
Цели:· Учить детей пересказывать венгерскую народную сказку "Два жадных медвежонка" по мнемодорожке;· Ви...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/24/picture-102793-1361729012.jpg)
Урок по теме "Жадные алгоритмы (задача Прима-Крускала)"
Урок по учебнику К.Ю. Полякова и Е.А. Еремина (углубленный уровень)...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/02/picture-438141-1585800283.jpg)
Из чёрной рамы смотрит мне в глаза глазами жадными лицо Лескова. Как затаённая гроза,в изображенье умного Серого. Вл.Гиппиус ( жизнь и творчество Н.Лескова)
Из чёрной рамы смотрит мне в глазаГлазами жадными лицо Лескова,Как затаённая гроза,В изображенье умного Серого.Вл.Гиппиус...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-388464-1395899351.jpg)
«Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным»
Классный час о хороших манерах для учащихся начальной школы...