Жадная душа - без дна ушат.
план-конспект занятия (6 класс)

Павловская Наталья Ивановна

Формирование гуманного отношения к людям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhadnaya_dusha.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

«Жадная душа - без дна ушат»

Цель: формирование гуманного отношения к людям

Задачи:  Воспитывать гуманистическую направленность поведения. Развивать в детях главные человеческие ценности – чувство милосердия, сострадания и доброты, уважения к окружающим людям. Развивать эмоции и мотивы, способствующие формированию коммуникативных умений и навыков. Воспитывать желание оставлять “добрый след” о себе в душах людей.

Ход  занятия

1. Вступительная беседа.

На доске: качества: чрезмерная бережливость, нелюбовь к тратам, к расходованию денег (жадность); отзывчивость, стремление делать добро другим, душевное расположение к людям (доброта), способность откликаться на чужие нужды, готовность помочь (отзывчивость).

- Какие из этих качеств положительные, а какие – отрицательные?

- Как вы понимаете смысл слова «жадность»?

Сегодня мы с вами поговорим о жадности.

-Как выглядит жадный человек?

-К чему он может проявить жадность?

- Жадность к деньгам, к еде, к вещам – прокомментируйте каждое высказывание.

- Случалось ли, что из-за неумения соблюдать меру с вами происходили неприятности?

2.Сценка «Синие листья».

-Почему у девочки синие листья?

-Что бы вы посоветовали Кате?

      РАБОТА НАД ПОСЛОВИЦАМИ.

На доске пословицы:

Собака на сене: сама не ест и другим не даёт.  Не зарься на чужое, своё береги. У жадного среди зимы снега не допросишься. У скупого корки не выпросишь. Маленькая жадность приносит большой вред. Жадная душа - без дна ушат

- Объясните смысл каждой пословицы

- Какая из этих пословиц подходит к этому случаю?

3. Инсценировка и анализ  басни Л.Н. Толстого «Собака и кость»

- Как можно охарактеризовать собаку? Почему?

-Чем же поплатилась Жучка за жадность?

- Какая из пословиц служит девизом к этой басне?

4. Чтение рассказа учителем, обсуждение, подбор пословицы.

Ребята отправились в лес на экскурсию. Они играли, веселились, а затем сели на лужайке, достали свои пакеты с едой. Мальчики и девочки предлагали друг другу вкусности, которые им положили с собой мамы. И только Марина сидела со своим пакетом, доставала из него еду, не предлагая никому и ничего. Вскоре у неё в руках появилась большая шоколадка. Марина развернула шоколадку, отломила кусочек, остальное сложила и спрятала в пакет. «У, жадина» - сказал Серёжа. «Я не жадина. Я ведь у вас ничего не брала, почему же я с вами делиться должна? » - сказала Марина и пошла играть.

- Согласны ли вы с Мариной?

- Можно ли назвать Марину жадиной?

- Есть ли у Марины друзья в классе?

- Может ли прожить человек счастливо, если он жаден?  

- Как вы думаете, что лучше в жизни человека – умение отдавать и делиться или умение не давать никому и ничего?

- Подберите нужную пословицу.

5.Работа в группах.

- Есть на земле люди, которые считают, что жадный человек – бережливый, а это хорошо.

- Согласны ли вы со мною?

- Обсудите это качество в группах. Одна группа поищет в нём положительное, а другая – отрицательное.

1) У жадных всего много. (первая группа)     Высказывания детей.

 2)  У жадных нет друзей (вторая группа)

6. Инсценировка сказки С. Михалкова «Жадный Вартан»

- Подумайте, можно ли к слову жадность поставить синоним бережливость?

-Охарактеризуйте Вартана.  Можно ли поставить знак равно между жадностью и бережливостью?

       ЖАДНОСТЬ = БЕРЕЖЛИВОСТЬ  (нет)

ВЫВОД: да, жадность – отрицательная черта характера. Даже если жадина что-то и накопит, то гораздо больше при этом потеряет. Когда делишься, доставляешь радость и другому человеку и себе.

- А какие синонимы можно подобрать к слову жадность? ( Скупость, корысть).

- Положительные ли это черты характера?

7. Работа по рисункам детей  (какой  представляют себе «жадность» ребята)

- В своей жизни, вы, ребята, видимо, не однажды уже слышали слово «жадность». Давайте посмотрим с вами на ваши рисунки, где вы изобразили «жадность».

-Почему вы изобразили жадность такой? (высказывания детей)

- У нас в коллективе есть жадные?  

Чтение учителем стихотворения Э. Мошковской «Жадных нет»

        Жадные! Поднимите руки!

        Жадные, жадины и жадюги!

         Нету рук…

         Вдруг жадных не стало.

         Как не бывало.

        Ну хоть бы мало!

        Две-три штуки!

        Поднимите руки,

        Жадные девочки,

        Жадные мальчики…

        Поднимите хотя бы пальчики!

        Сколько жадных?

       Надо же знать!

        Пять? Двадцать пять?

        Или сто двадцать пять?

         Сколько жадных?

        Смотрите тщательно.

        Жадных нет ? Замечательно!

8. Венгерская сказка «Два жадных медвежонка»

- Послушайте, что бывает с жадными.

Инсценировка сказки.

- А вам бы хотелось иметь только положительные качества? Очень точно сказал М.Горький: «Нет людей чисто беленьких или чисто чёрненьких – люди все пёстрые». Поэтому все мы «пёстренькие». Важно лишь то, какие

поступки мы совершаем. Иногда наше мнение о себе не совпадает с мнением окружающих. Наши поступки, поведение создают совсем другой образ. Чтобы увидеть себя со стороны, обычного зеркала недостаточно. Это может сделать «волшебное зеркало».

На доске прикреплён кармашек. В этот кармашек каждый из вас может положить просьбу, пожелание, записку, где написаны ваши плохие качества, в том числе и жадность. Будем считать, что вы избавились от отрицательных качеств характера.

Дети пишут, кладут в кармашек записки.

9. ИТОГ.

Вернёмся к нашему девизу. Так почему говорят «Жадная душа - без дна ушат»?

Жадность – это горе. Добра от жадности не ждите, его нет.  Ничем не удовлетворишь и ничем не насытишь. Ему всегда всего будет мало. Есть замечательная народная мудрость: «Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клуб выходного дня: «Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным»

Цели и задачи: ·         активизация досуговой деятельности;·         закрепить представление о таких качествах, как доб...

"Два жадных медвежонка" венгерская народная сказка.

Цели:·         Учить детей пересказывать венгерскую народную сказку "Два жадных медвежонка" по мнемодорожке;·         Ви...

Урок по теме "Жадные алгоритмы (задача Прима-Крускала)"

Урок по учебнику К.Ю. Полякова и Е.А. Еремина (углубленный уровень)...

Из чёрной рамы смотрит мне в глаза глазами жадными лицо Лескова. Как затаённая гроза,в изображенье умного Серого. Вл.Гиппиус ( жизнь и творчество Н.Лескова)

Из чёрной рамы смотрит мне в глазаГлазами жадными лицо Лескова,Как затаённая гроза,В изображенье умного Серого.Вл.Гиппиус...

«Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным»

Классный час о хороших манерах для учащихся начальной школы...