Строевые упражнения на уроках физической культуры
статья (11 класс)
Строевые упражнения - неотъемлемая часть каждого урока.
С их помощью формируется правильная осанка, достигается сосредоточение внимания обучающихся на предмет занятий. Путем применения строевых упражнений у обучающихся воспитываются: организованность, дисциплинированность, чувство ритма и темпа, а также формируются навыки совместных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stroevye_uprazhneniya.docx | 23.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Строевые упражнения на уроках физкультуры
ЗНАЧЕНИЕ
- служат средством постепенного и умеренного разогревания мышц, а также
содействуют правильной осанки и регулируют эмоциональный настрой обучающихся
- решают задачи воспитания коллективных действий, чувства ритма и темпа,
повышения дисциплины.
- обладают большой зрелищностью и могут использоваться как составная
часть праздничных мероприятий
- являются средством воспитания у занимающихся дисциплинированности,
организованности, формирования правильной и красивой осанки,
- развивают навыков коллективных действий, чувства ритма и темпа
движений, способности соразмерять их по времени и в пространстве
ЗАДАЧИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТРОЕВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
1. Организовать обучающихся нацелить их внимание на решение поставленных задач.
2. Способствовать, постепенному врабатыванию организма.
3. Содействовать развитию внимания, ориентировки в пространстве.
4. Формировать навык коллективных действий, содействовать воспитанию четкости и красоты.
5. Организовать обучающихся к проведению вводной части занятия.
Строевые упражнения — двигательные действия обучающихся, выполняемые одновременно всей группой или отдельными обучающимися. С помощью строевых упражнений решаются задачи формирования навыков коллективных действий (в строю), воспитания дисциплины и организованности, выработки чувства темпа и ритма, формирования правильной осанки. Использование строевых упражнений на уроках гимнастики позволяет быстро и целесообразно размещать занимающихся в зале или на площадке. Строевые упражнения применяются в различных частях урока. В подготовительной части урока они используются для организованного начала занятий, размещения обучающихся для выполнения обще-развивающих упражнений. В основной части урока строевые упражнения используются для организованного перехода от одного вида упражнений к другому. В конце урока (в его заключительной части) эти упражнения являются хорошим средством я того, чтобы снизить нагрузку, подготовить учащихся к предстоящей учебной работе и организованно закончить занятие.
Строевые упражнения представляют собой совместные действия в том или ином строго.
Строевые упражнения являются средством организации занимающихся и целесообразного их размещения на площадке. Они способствуют формированию правильной осанки, развивают глазомер, чувство ритма и темпа. Формируют навыки коллективных действий, поднимают эмоциональное состояние занимающихся, могут служить средством снижения физической нагрузки. А в сочетании с другими упражнениями способствуют развитию двигательных и психических способностей.
Эффективная организация занятий по физической культуре немыслима, без использования строевых упражнений. Их применение позволяет быстро и целесообразно размещать группу в зале или на площадке. Благодаря возможности управления большими массами занимающихся и многообразию различных форм перемещения, строевые упражнения - одна из основных частей массовых гимнастических выступлений. Большая часть строевых действий и команд взята из Строевого устава Вооруженных Сил, другая создавалась в процессе работы по гимнастике.
Классифицируются строевые упражнения на четыре группы:
- строевые приёмы;
- построения и перестроения;
- передвижения;
- размыкания и смыкания.
Для использования строевых упражнений при проведении занятий по физической культуре, необходимо знать основные понятия о строе.
Основные понятия о строе
Строй - установленное размещение обучающихся для совместных действий.
Фланг - правая или левая оконечность строя. При поворотах строя названия флангов не меняется.
Тыльная сторона строя - сторона противоположная фронту.
Фронт - сторона строя в которую занимающиеся обращены лицом.
Интервал - расстояние по фронту между обучающимися. Для сомкнутого строя он равен ширине ладони между локтями стоящих рядом обучающихся.
Дистанция - расстояние в глубину между обучающимися, стоящими в колонне для сомкнутого строя нормой считается расстояние вытянутой вперёд руки.
Ширина строя - расстояние между флангами.
Глубина строя - расстояние от первой шеренги (впереди стоящего обучающегося) до последней шеренги (позади стоящего обучающегося ).
Направляющий - обучающийся идущий в колонне первым.
Замыкающий - обучающийся, идущий в колонне последним.
Шеренга - строй, в котором занимающиеся размещены один возле другого на одной линии и обращены лицом в одну сторону.
Колонна - строй, в котором занимающиеся, расположены, а затылок друг другу.
Сомкнутый строй - строй, в котором занимающиеся расположены в шеренгах с интервалом, равным ширине ладони (между локтями), один от другого или в колоннах на дистанции, равной поднятой вперед руки.
Разомкнутый строй - строй, в котором занимающиеся, расположены в шеренгах с интервалом в один шаг или с интервалом указанным преподавателем.
Ряд - два обучающиеся стоящие в двухшереножном строю в затылок один другому, последний ряд всегда должен быть полным.
Строевые приемы
К строевым приёмам относятся команды: "Становись!", "Равняйсь!", "Смирно!", "Вольно!", "Отставить!", "Правой (левой) - вольно!". Расчет, куда входят команды: "По порядку - Рассчитайсь!" и др. Повороты на месте. В отдельных случаях команды могут заменяться распоряжениями.
Построения и перестроения
Построения - действия занимающихся после команды преподавателя и принятия того или иного строя.
Перестроения - переход из одного строя в другой.
Перестроения из одной шеренги в две. После предварительною расчета по два подается команда: "В две шеренги - Стройся!" По этой команде вторые номера делают левой ногой шаг назад, правой ногой, не приставляя её шаг вправо и, вставая в затылок первому, приставляют левую ногу. Для обратного перестроения подаётся команда. В одну шеренгу - Стройся!" После команды все выполняется в обратной последовательности.
Перестроение из одной шеренги и три. После предварительного расчета подаётся команда: "В три шеренги - Стройся!". По этой команде вторые номера стоят на месте, первые номера делают шаг правой ногой назад, не приставляя ногу, шаг левой в сторону и, приставляя правую, становятся в затылок вторым номерам. Третьи номера делают шаг левой вперёд, шаг правой в сторону и, приставляя левую, становятся впереди вторых номеров. Для обратного перестроения подаётся команда: "В одну шеренгу - Стройся!". И все выполняется в обратной последовательности.
Перестроения из колонны по одному в колонны по два (три). После предварительного расчета подаётся команда: "В колонну по два (три) - Стройся!". Действия обучающихся при этом аналогичны тем, которые выполняются при перестроениях из одной шеренги в две, три.
Перестроение из шеренги уступом. После предварительного расчета (6 -3 - на месте, 6 - 4 - 2 - на месте и др.), подаётся команда: "По расчету шагом марш!" Занимающиеся выходят на положенное им по расчету количество шагов. Преподаватель ведет подсчёт на один больше, максимального количества шагов. При расчете 6 - 3 - на месте - до семи.
Для обратного перестроения подаётся команда: "На свои места шагом - Марш!". Все выходившие из строя делают поворот кругом, и идут на свои места и, дойдя до них, выполняют поворот кругом. Преподаватель ведет подсчёт до тех пор, пока последний вошедший в строй не сделает поворот кругом (рис.4).
Перестроение из одной колонны в три уступом. После предварительного расчёта по три подаётся команда: "Первые номера - два (три и т.д.) шага вправо, третьи номера - два (три и т.д.) шага влево шагом - Марш!". По команде занимающиеся выполняют указанное количество шагов.
Для обратного перестроения подаётся команда: "На свои места шагом - Марш!". Перестроение выполняется приставными шагами (рис.5).
Перестроение из шеренги в колонну захождением отделений плечом. После предварительного расчёта по три, четыре и т.д. подаётся команда: Отделениями в колонну по три (четыре) левые (правые) плечи вперед шагом, - Марш!". По этой команде учащиеся, сохраняя равнение по фронту начинают захождение плечом до образования колонны. Вторая команда: "Группа - Стой!".
Для обратного перестроения подаются команды:
1. "Кругом!".
2. "Отделениями в одну шеренгу, правые (левые) плечи вперёд шагом - Марш!".
3. "Группа - Стой!". Последняя команда подаётся в тот момент, когда занимающиеся доходят до своего места в шеренге (рис. 6).
Перестроения из колонны по одному в колонну по два (три и т.д.) поворотом в движении. При движении группы налево в обход подаём команда: "В колонну по два (три и т.д.) налево - Марш!". После поворота первой двойки (тройки и т.д.), следующие делают поворот под команду своего замыкающего, на том же месте, что и первые.
Для обратного перестроения подаются команды:
1. "Напра-Во!".
2. "В колонну по одному направо в обход шагом - Марш!".
При обучении целесообразно предварительно рассчитать обучающихся по два (по три и т.д.)
Перестроение из колонны по одному в колонну по два, четыре, восемь дроблением и сведением. Перестроение выполняется в движении.
Команды:
1. "Через центр - Марш!" (как правило, подаётся на одной из середин).
2. "В колонны по одному направо, налево в обход - Марш!" (подаётся на противоположной середине). По этой команде первые номера идут направо, вторые - налево в обход.
3. "В колонну по два через центр - Марш!", подается при встрече колонн. Обратное перестроение называется разведением и слиянием.
Сведение - соединение колонн низшего порядка в колонну высшего порядка.
Разведение - деление колонны высшего порядка на колонны низшего порядка.
Перестроение из колонны в круг производится по команде "Взявшись за руки, в круг, шагом - Марш!" (предварительно преподаватель обозначает центр будущего круга). По этой команде оба фланговые заходят вокруг указанной точки до взаимной встречи, "размыкая" всех занимающихся на указанный интервал.
Перестроение из одного круга в два. Подаются команды: 1. "По три - Рассчитайсь!". 2. "Вторые номера три шага (два и т.д.) вперёд, третьи номера полшага вправо, шагом - Марш!". Занимающиеся выполняют указанные действия. Обратное перестроение производится по команде: "В один круг - Стройся!". По этой команде все выполняется в обратном порядке (с поворотом кругом) рис. 9 а.
Перестроение из одного круга в три. Подаются команды: 1. "По семь - Рассчитайсь!", 2. "Четвертые номера шесть шагов вперёд, вторые и шестые - три шага вперёд, седьмые полшага вправо, шагом.- Марш!". Занимающиеся выполняя указанные действия, перестраиваются в три круга. Обратное перестроение производится по команде: "В один круг - Стройся!", по которой занимающиеся становятся на свои места с поворотом кругом.
Размыкания и смыкания
Размыкания - действия занимающихся связанные с увеличением интервала и дистанции.
Смыкание - приём уплотнения разомкнутого строя.
1. Размыкание по уставу ВС. Команда: "Вправо (Влево, от средины) на два (три и т.д.) шага. Разомкнись!". Если количество шагов не указывается, то размыкание производится на один шаг.
Все, за исключением того, от кого производится размыкание, выполняют поворот направо (налево) и, набрав указанный интервал, поворачиваются лицом к фронту. Подсчёт ведется по два, пока последний не приставит ногу.
2. Размыкание приставными шагами производится по фронту. Команда: "От середины (вправо, влево) на два (три и т.д.) шага приставными шагами разом - кнись!". После подачи команды подсчет по два пока последний не приставит ногу. Для смыкания подается команда: "К середине (вправо, влево) приставными шагами сом - кнись!", Подсчёт по два, пока последний не приставит ногу.
3. Размыкания по распоряжению. Например, "наберите интервал – два шага" и т.д.
4. Размыкания по направляющим в колоннах, которых преподаватель ставит на необходимый интервал.
5. Размыкание дугами можно выполнять из колонны по 3, 4, 5, (по три размыкание выполняют первый и третий номера; по четыре - второй и третий) Подаётся команда: "Дугами на два (три) шага разом - кнись!" По этой команде выше указанные номера выходят вперёд, обходя по дуге на пять счётов справа и слева стоящих, и останавливаются с указанным интервалом от них, приставляя ногу (на счёт шесть) и по счёту семь - восемь поворачиваются кругом.
Для размыкания дугами из колонны по пять подаётся команда: Дугами на два шага разом - кнись!", по которой вторые и четвёртые номера на шесть счётов обходят по дуге первых и пятых становясь рядом с ними, по счёту семь - восемь поворачиваются кругом. После чего первые и пятые номера на шесть счётов обходят дугами рядом стоящих на интервал два шага и по счёту семь - восемь поворачиваются кругом. При размыкании дугами назад, вначале выполняется поворот кругом, а потом размыкание по дуге.
Передвижения
К этой группе относятся упражнения, связанные с передвижениями различного характера.
Передвижения могут осуществляться строевым и походным (обычным) шагом, который отличается от первого большей свободой движений.
Движения на месте выполняются по команде:
1. "На месте шагом - Марш!".
2."Направляющий - На месте!" - тогда, когда необходимо сомкнуть передвигающуюся группу на дистанцию в один шаг.
3. Для возобновления движения вперёд при ходьбе на месте, подаётся команда: "Прямо!", - под левую ногу, после чего делается шаг правой на месте и с левой начинается движение вперёд.
Для изменения скорости, темпа и ритма передвижения используются команды: "Шире - Шаг!", "Короче - Шаг!", "Чаще - Шаг!" "Ре - Же!". Исполнительная команда подаётся под левую ногу.
Для передвижения бегом подаётся команда: "Бегом - Марш!". При переходе с движения шагом под музыку исполнительная команда подаётся под левую ногу, после чего занимающиеся делают шаг правой и с левой начинают движение бегом (то же при переходе с бега под музыку по команде: "Шагом - Марш!". Если музыкального сопровождения нет, команда "Марш!" подаётся под правую ногу.
Повороты в движении. Исполнительная команда для поворота направо подаётся под правую ногу, после чего занимающиеся, делают шаг левой вперед, поворачиваются на носке левой ноги и с правой ноги начинается движение в новом направлении. Исполнительная команда и действия при повороте налево - аналогичны.
Для выполнения поворота кругом подается команда: "Кругом - Марш!". Исполнительная команда: "Марш!" подаётся под правую ногу, после чего занимающийся делает шаг левой вперёд, полшага правой вперёд, и поворачивается на носках обеих ног и с левой ноги начинает движение в новом направлении.
При выполнении поворотов в движении целесообразно вести подсчёт, чтобы сохранить ритм движения.
Противоход - движение всей колонны за направляющим в противоположном направлении. Команда: "Противоходом направо (налево) - Марш!". Интервал между встречными колоннами один шаг
Змейка - несколько противоходов подряд. Величина змейки определяется по первому" противоходу. Команды: 1. "Противоходом налево (направо) Марш!"- 2. Змейкой - Марш!"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение сопряженных психофизических упражнений на уроках физической культуры
Обычные физические упражнения не дают особого эффекта в плане психического оздоровления учащихся. В данном материале дается арсенал средств физического воспитания (упражнения, игры), с помощью которых...
Оздоровительные упражнения на уроках физической культуры
Здоровье - одно из главнейших компонентов человеческого благополучия. Пэтому одним из важнейших компонентов в моей работе является ипользование приемов здоровьесберегающей технологии....
Технология использования общеразвивающих упражнений на уроках физической культуры в начальной школе.
Технология использования нетрадиционных общеразвивающих упражнений на уроках физической культуры в начальной школе в условиях введения ФГОС НОО В работе представлено место нетрадиционных упражнен...
Использование силовых нестандартных упражнений на уроке физической культуры
Задачи урока: 1.Совершенствовать технику нестандартных упражнений в паре. 2.Развивать скоростно-силовые качества, прыгучесть, быстроту, координацию. 3.Воспитывать силу воли, дружбу и товарищество, ...
Методические рекомендации для учителей физической культуры при проведении общеразвивающих упражнений на уроках физической культуры
Данные методические рекомендации разработаны в помощь учителям физической культуры при проведении общеразвивающих упражнений на уроках физической культуры....
Урок на тему: "Адаптивные упражнения на уроках физической культуре для детей с ОВЗ".
Разработка технологической карты по адаптивной физкультуре....
Урок на тему: "Адаптивные упражнения на уроках физической культуре для детей с ОВЗ".
Разработка технологической карты по адаптивной физкультуре....